Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: п...полностью>>
'Документ'
Подготовка пакета документов для проведения конкурсных процедур по размещению заказа на приобретение путевок в детские оздоровительные учреждения разл...полностью>>
'Документ'
Последние годы много спорили и спорят о том, что должно составить содержание образования. Российская школа всегда была сильна академическими знаниями....полностью>>
'Документ'
Канапэ Разнообразные канапушки (с салями, ветчиной, нежной сёмгой, ветчиной & сыром) не только украсят и разнообразят Ваш праздничный стол, но и помог...полностью>>

Главная > Тесты

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сословный строй XVIII в. - первой половины XIX в.

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала "Жалованная грамота дворянству" (полное название "Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства") 1785 г.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица, из числа уездных предводителей дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству. "Жалованная грамота" сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс.

В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

"Средний род" людей располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) "настоящие городские обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от 10 до 50 тысяч рублей, II - от 5 до 10 тысяч рублей, III -от 1 до 5 тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты "Сельского положения". Документ касался положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.

Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам - государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в "розницу".

Свободными людьми объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома - от постоя.

Формирование капиталистической экономики.

Сельское хозяйство ориентировалось на рынок: его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку. В 1825 г. более половины занятых в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами.

Стало ясно, что развитию экономики в России мешает крепостное право. Александр и Николай I решились лишь на незначительные меры.

В 1803 г. принимается "Указ о вольных хлебопашцах", по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около 500 договоров об освобождении и стали вольными хлебопашцами около 112 тысяч человек.

В 1842 г. издается "Указ об обязанных крестьянах", предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. На положение "обязанных" крестьян было переведено лишь около 27 тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков. В Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях в 1816- 1819 гг. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости без земли.

Организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне, к 1825 г. достигло 400 тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государству) и нести военную службу.

В 1847 г. было создано министерство государственных имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

Потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Новыми по существу были министерство внутренних дел и министерство просвещения;

"В 1811 г. издается "Общее учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств - императором по представлению министра, низшие - министром.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832 г.

В одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти 3,5 тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата. С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий.

Изменения в правовом положении церкви

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными.

Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.

В соответствии с Наказом Екатерины II многие правонарушения, касавшиеся церкви, приравнивались к должностным и общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Причастность духовного лица к преступлению считалась отягчающим обстоятельством.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии. В 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно- и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.

После разгрома декабристов в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии:

именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии. В задачи отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения.

В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные оберпрокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата.

Александр I мечтал о Парламенте, но даровал его лишь финнам и полякам.

В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1815 г. - часть герцогства Варшавского, в 1812г.- Бессарабия. Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных Сеймом.

В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства:

император российский стал одновременно королем польским.

С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

После подавления польского восстания 1830 г. был издан "Органический статут", отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи.

В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М. Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором. Согласно положениям устава, все "инородные" (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским, соответственно их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число государственных крестьян). Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления.

Военная и административная система Украины XVII -XVIII вв.

В 1654 г. были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины.

Все должностные лица трех урядов - генерального, полкового, сотенного • избирались на общих собраниях: войсковой, полковой и сотенной радах. Генеральный уряд состоял из гетмана и генерального старшины.

Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 г. осуществлял Малороссийский приказ.

Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686 г.) полковые власти подчинили себе не только казаков, но и крестьян и мещан (в городах и местечках).

Города (наиболее крупные} управлялись магистратами во главе с войтом.

Источниками права на Украине были нормы второго и третьего Литовских статутов Магдебургского (городского) права. В 1728 г. было принято решение создать комиссию для кодификации украинского права. Комиссия закончила работу в 1743 г., и подготовленный Свод "Права, по которым судится малороссийский народ" был представлен на утверждение в Сенат).

В 1764 г. (при Екатерине II) гетманство упраздняется. Для управления Украиной создается Малороссийская коллегия во главе с президентом, вводится должность генерал-губернатора Малой России (коллегия состояла из четырех украинцев и четырех русских, должности президента и прокурора не могли занимать украинцы).

Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы либо занимались сочинением новых.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М.Сперанский, который в 1810 г. становится ее директором. Уже в том же году в Государственный совет был внесен подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику.

Смерть Александра I прервала работу комиссии.

Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во Второе отделение Собственной канцелярии Его Величества ( 1826 г.), делами которого фактически ведал М. Сперанский, за которым шла слава масона и либерала. Николая не смутила его слава. Царь понял, что тот - приверженец самодержавия с замечательными способностями юриста и бюрократа, точным умом и пристрастием к строжайшей иерархической системе.

Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагались теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократились многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирались лучший или более поздние.

Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль (хотя материальное право еще не было отделено от процессуального).

Параллельно с работой над Сводом проходила работа при подготовке хронологического собрания законов. В Собрание включались и те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые "важны в историческом отношении".

Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка. В Собрание вошло более 330 тысяч актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы.

10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г.

В рассматриваемый период впервые сложились основные отрасли права:

государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

Законодатель различал верховное и подчиненное управление. Органами верховного управления были Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император.

Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал окончательно. В его компетенцию входили дела о назначении пенсий и пособий, о разрешении православным церквам, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость, об установлении мер исключительной охраны, о запрещении выпуска в свет печатных изданий, о народном продовольствии, об устройстве путей сообщения, об учреждении акционерных компаний, об охранении православия, о назначении пенсий, об утверждении штатов учреждений, об исключении из русского подданства, о надзоре за деятельностью губернаторов и губернских правлений.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом, в его компетенцию входило: представление мнений императору о противоречии принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них объяснений. Система местных органов управления сохранялась в том виде, в каком она сложилась в конце XVIII в.

Везде по-прежнему действовал нижний земский суд во главе с капитан-исправником.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волостной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами.

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничений вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев.

Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания. Мастерам евреям позволялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны.

В Своде законов так определяется право собственности: "Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно". Сервитутные права включали: ограничение на "право участия общего" и ограничение на "право участия частного". К первому относилось ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия (право проезда по дорогам, на речных судах).

Ко второму относилось ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица (право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами и не затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед не пристраивал ничего к стене его дома, не сорил на его дворе и т.п.).

Залоговое право подвергалось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

Недозволенная цель делала договор ничтожным (когда договор был направлен на расторжение законного супружества, на уклонение от платежа долгов, на передачу лицу прав, которых оно не могло иметь по своему социальному, правовому и другому состоянию, на нанесение ущерба казне).

Допускалась запродажа имущества, т.е. договор о заключении впоследствии договора купли-продажи.

Договор имущественного найма не предусматривал для нового собственника имущества обязательного исполнения арендного соглашения: новый домовладелец или землевладелец мог односторонне прекратить договор найма, заключенный его предшественником, и выселить арендатора из дома или с земельного участка.

Предметом договора - подряда и поставки могли быть: постройка, починка, переделка зданий; поставка материалов, припасов и вещей; перевозка вещей и людей.

Договор займа не мог быть заключен подложно, во вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежно. Во всех этих случаях он признавался ничтожным.

Договор товарищества

1) Товарищество полное. Члены товарищества отвечают за его сделки всем своим имуществом);

2) Товарищество на вере или по вкладам (часть членов, "товарищи", отвечают всем своим имуществом, часть, "вкладчики", - только сделанными вкладами);

3) Товарищество по участкам или компания на акциях (члены отвечают только сделанными вкладами в виде акций);

4) Товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой порукой, имеют общий счет). Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для возникновения акционерного общества - разрешение правительства).

Семейное право

Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.

Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, монашество, различие вероисповеданий, родство и свойство (до четвертой степени включительно), осуждение на безбрачие (за прелюбодеяние). Приостановку заключения брака вызывали: отсутствие согласия на брак со стороны родителей или начальства, наличие родства или свойства от пятой до седьмой степени. Если такой брак все же был заключен, он сохранял законную силу. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению (на небольшой срок).

Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Но не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не могли завещать родовые майоратные и заповедные имения. Порядок наследования по закону был следующим: к наследству призывались все кровные родственники без различия степени (свойство не давало права наследования по закону). Родственники призывались к наследованию по степени кровного родства, но не совместно. Ближайшие устраняли от наследия дальних совершенно. Ближайшими наследниками были дети, внуки и правнуки. Когда сестер не было, братья поровну делили имущество родителей. Когда не было сыновей и внуков, дочери делили наследство поровну. При наличии сыновей и дочерей последние получали по одной четырнадцатой части недвижимого и по одной восьмой движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями.

Дети наследодателя устраняли от наследования внуков, кроме случаев, когда их родители умерли. Тогда они наследовали доли, причитавшиеся их родителям.

При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших. Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников. Родителям принадлежало право пожизненного пользования имуществом их детей, умерших без потомства и не оставивших завещания.

Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой недвижимости и одной четырнадцатой движимого имущества. Родовое имущество супруг мог завещать другому супругу в пожизненное пользование.

Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Уложение 1845 г. перечисляло основания, по которым устранялось вменение:

случайность, малолетство (до 10 лет вменение исключалось), безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Субъективная сторона подразделялась на: 1) умысел: а) с заранее обдуманным намерением, б) с внезапным побуждением, непредумышленный;

2) неосторожность, при которой: а) последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены, б) вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.

Уложение различало соучастие в преступлении: а) по предварительному соглашению участников и б) без предварительного соглашения. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

Со времен Елизаветы казни почти приостановились. Возобновил их в связи с декабристским движением Николай I. Когда ему дали подписать смертный приговор за воинское преступление, он со словами: "В России казнь отменена" приговорил виновного к 10 тыс. палочных ударов.

Свод законов 1832 г. предусмотрел казнь лишь за тяжкие государственные преступления. В 1845 г. отменили кнут. Шпицрутены при прогонке сквозь строй сохранялись, при этом присутствовал врач, и при явной угрозе жизни экзекуция прекращалась. Но часто это лишь продлевало агонию на 1-2 дня.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьмы, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежные взыскания. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Все эти наказания считались общими. Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалованья, замечание) и исключительные наказания (лишение христианского погребения, частичное лишение права наследования).

ТЕСТЫ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

ЧАСТЬ 2

1. Гражданское и процессуальное право эпохи абсолютизма

A) регламентировало права и обязанности дворян

B) носило сословный характер

C) содержало нормы, закрепляющие привилегированное (по сравнению с крепостными) положение государственных крестьян

D) полностью игнорировало интересы купечества

2. Основная черта развития общественного строя России в XVIH в.

A) консолидация дворянства; четкое сословное деление

B) быстрый рост буржуазии

C) привилегированное положение духовенства по сравнению с дворянством

D) предоставление льгот и привилегий городскому населению

3. В правовой системе Российской империи в первой половине XIX в.

A) произошли незначительные изменения, связанные главным образом не с содержанием права, а с его формой (систематизация права)

B) отмечается бурный рост законодательства

C) появились принципиально новые правовые источники

D) было издано несколько отраслевых кодексов

4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. освобождало от телесных наказаний

A) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан

B) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан, купцов первых двух гильдий

C) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан, городских обывателей

D) дворян и лиц духовного звания

5. «Конституция» Никиты Муравьева устанавливала в России

A) республиканский строй, ликвидировала институт крепостничества, наделяла крестьян землей

B) избирательную систему, основанную на всеобщем избирательном праве, но сохраняла монархию

C)Федеративную форму государственного устройства, ограничивала монархию, вводила всеобщее избирательное право

D) конституционную монархию с федеративным устройством, вводила цензовое избирательное право

6. Табель о рангах предусматривала следующие способы приобретения дворянства:

A) в силу рождения или в награду за долголетнюю военную службу

B) пожалование царя, заключение брака с дворянином (или дворянкой)

C) выслуга лет, получение ордена, пожалование царя

D) покупка имения, ранее принадлежавшего дворянину

7. Нормативный материал в ПСЗ был расположен

A) по отраслевому принципу

B) по пандектной системе

C) по системе, разработанной Сперанским

D. в хронологическом порядке

8. По Своду законов завещательного права были лишены

A). несовершеннолетние, невменяемые, ссыльные

B) несовершеннолетние, невменяемые, монахи, самоубийцы

C) несовершеннолетние, невменяемые, монахи, жены при живых мужьях

D) несовершеннолетние, невменяемые, монахи, лица, лишенные всех прав состояния, самоубийцы

9. В состав шляхетства при Петре I входили

A) все служилые люди, имевшие вотчины или поместья

B) представители старой родовой аристократии

C) дворяне национальных окраин Российской империи

D) иностранцы, состоявшие на государственной службе

10. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала

A) уничтожение самодержавия, перенос столицы в Нижний Новгород, отмену помещичьей собственности на землю, предоставление независимости национальным окраинам Российской империи

B) созыв Учредительного собрания, уничтожение сословного строя и самодержавия, наделение крестьян землей на праве частной собственности

C) провозглашение России конституционной монархией и созыв парламента, введение всеобщего избирательного права

D) отмену крепостного права, провозглашение России республикой, созыв парламента, введение всеобщего избирательного права и частной собственности на землю

11. При Петре 1дела о государственных преступлениях находились в ведении

A) обер-прокурора Сената

B) Тайной розыскной канцелярии

C) Тайной экспедиции Сената

D) Преображенского приказа и Тайной канцелярии

12. Лучшим доказательством считалось

A) показания свидетелей и очевидцев

B) вещественные доказательства

C) собственное признание

D) вещественные доказательства, подкрепленные показаниями свидетелей

13. Особенности возникновения абсолютизма в России (по сравнению со странами Западной Европы):

A) отсутствие сословно-представительных учреждений подобных французским Генеральным штатам или английскому парламенту

B) влияние опыта государственного управления азиатских стран

C) решающее значение субъективного фактора (личных качеств Петра I как государственного деятеля)

D) отсутствие равновесия сил между дворянством и буржуазией, необходимости лавирования между ними

14. Претворить в жизнь идеи «просвещенного абсолютизма» Екатерине II помешали

A) разочарование императрицы в теориях французских просветителей

B) неспособность членов Уложенной комиссии подняться выше сословных интересов

C) восстание под предводительством «маркиза» Пугачева

D) война с Турцией

15. Церковь была лишена политического влияния в результате

A) упразднения патриаршества, создания Монастырского приказа и Синода, секуляризации церковных земель

B) отмены деления духовенства на "белое" и "черное"

C) распространения на монахов обязательной военной службы

D) закрепления в законодательстве принципа отделения церкви от государства

16. К исправительным наказаниям по Уложению 1845 г. относились

A) тюремное заключение, временная ссылка, лишение всех прав состояния

B) ссылка в Сибирь, другие отдаленные губернии

C) ссылка в Сибирь, в другие отдаленные губернии на срок до 4 лет, временное заключение в крепость, временное заключение в тюрьме

D) телесные наказания

17. Нормативный материал в Своде законов был расположен

A) в хронологическом порядке

B) по оригинальной системе

C) в зависимости от типа источника

D) по отраслевому принципу

18. Во главе коллегий стояли

A) президенты

B) обер-прокуроры

C) дьяки

D) вице-канцлеры

19. По Своду законов Российской империи правоспособность определялась

A) имущественным положением

B) степенью знатности

C) национальностью и вероисповеданием

D) сословной принадлежностью

20. Для укрепления положения потомственного дворянства

A) после восстания декабристов доступ к дворянству представителям иных сословий был закрыт

B) потомственное дворянство постоянно наделялось разнообразными дополнительными льготами и привилегиями

C) в 1845 г. были повышены требования к тем, кто рассчитывал получить дворянское достоинство за многолетнюю военную или гражданскую службу

D) в 1801 г. была прекращена практика раздачи дворянам новых земель из числа казенных

21. В XVIII в. право распоряжения феодальным землевладением

A) не знало никаких ограничений

B) разрешало продавать землю, но свободы завещания не было

C) было ограниченным

D) устанавливало различный порядок отчуждения вотчин и поместий

22. Основой правовой системы Российской империи в XVIII в. являлись

A) Петровская «Табель о рангах»

B) Манифест о вольности дворянской 1762 г.

C) Указ о единонаследии 1714г.

D) Соборное уложение 1649 г.

23. Основными источниками брачно-семейного права при Петре I стали

A) царские указы и постановления Синода, правовые обычаи, решения помещиков-крепостников

B) «Домострой»

C) высказывания высших иерархов Русской Православной церкви

D) Священное писание

24. В соответствии с губернской реформой Петра I территория Российской империи была поделена на

A) губернии и волости

B) губернии, провинции и волости

C) губернии и уезды

D) губернии, волости и уезды

25. Уголовные наказания, предусмотренные Уложением 1845 г., включали

A) смертную казнь, каторжные работы на срок свыше 4 лет

B) тюремное заключение

C) смертную казнь, каторжные работы без срока или на срок от 4 до 20 лет, ссылку в Сибирь или в Закавказье

D) смертную казнь и лишение всех прав состояния

26. В Полное собрание законов (ПСЗ) вошли

A) все законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г.

B) законодательные акты, действующие на момент издания ПСЗ

C) все законодательные акты, начиная с Пространной редакции Русской Правды

D) законодательство эпохи абсолютизма

27. Многоступенчатая система обжалования судебных приговоров и решений в России появилась

A) в последние годы царствования Петра I

B) по «Учреждению о губерниях» в 1775 г.

C) в 1797 г.

D) одновременно с делением территории империи на губернии и уезды

28. Созданные Петром 1 коллегии пришли на смену

A) приказной системе управления

B) министерствам

C) Боярской думе

D) существовавшим ранее местным органам управления

29. На первом месте в Артикуле воинском стояли

A) государственные преступления

B) воинские преступления

C) нарушение правил несения строевой и караульной службы

D) преступления против церкви

30. Субъектами права собственности на землю по Своду законов могли быть

A) дворяне, государство, «почетные граждане»

B) дворяне, государство, «почетные граждане», купцы первой гильдии

C) только дворяне и «почетные граждане»

D) дворяне и государство

31. Восстановление в 1845 г. майората означало, что отныне

A) наследование поместий должно было осуществляться по принципу первородства независимо от волеизъявления собственника

B) наследование поместий по желанию собственника могло осуществляться по принципу первородства

C) в наследовании поместий свобода завещания отменялась

D) поместье могло делиться в зависимости от числа прямых наследников

32. Созданный Петром I Сенат был поначалу

A) высшим органом власти и управления, действующим от имени императора

B) органом, руководившим работой коллегий

C) органом, осуществлявшим контрольные функции

D) высшей инстанцией в судебной системе Российской империи

33. Петр I стал императором

A) после Северной войны, в 1721 г.

B) в соответствии с Указом о единонаследии 1714г.

C) в соответствии с Воинским уставом

D) при вступлении на престол

34. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г.

A) сводила воедино прежние и добавляла к ним новые дворянские привилегии

B) создавала для дворян сословный суд в уездах и губерниях

C) освобождала дворян от налогообложения

D) вводила свободу распоряжения дворянскими поместьями

35. Созданные в 1802 г. министерства отличались от петровских коллегий тем,что

A) были подчинены Государственному совету

B) имели отделения в губернских городах

C) решения в них принимались единолично главой ведомства

D) делились на присутствия

36. Созданный в 1810 г. Государственный совет

A) состоял из глав министерств и их заместителей

B) избирался из числа высших сановников.

C) включал министров и руководителей временных (секретных) комитетов

D) состоял из высших сановников, назначаемых царем

37. Программа создания военных поселений А.А. Аракчеева имела целью

A) постепенный (по мере роста числа поселений) переход к всеобщей воинской повинности

B) сократить расходы на содержание армии, частично перевести ее на самообеспечение

C) возвращение к стрелецкому принципу комплектования армии

D) повышение боеспособности сухопутных войск

38. От обязательной военной службы российское дворянство было освобождено

A) Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г.

B) Табелью о рангах, приравнявшей военную службу к гражданской

C) манифестом "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" 1762 г.

D) Учреждением о губерниях 1775 г.

39. Лишение всех прав состояния по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. означало

A) кон(1)искацию имущества

B) потерю прав сословных, супружеских, родительских, а также права собственности

C) лишение почетных титулов, дворянства, чинов, орденов, права поступать на государственную службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном

D) административную ссылку

40. Военная реформа Петра I ввела в России

A) рекрутский набор

B) всеобщую воинскую повинность

C) стрелецкую систему организации войска

D) 25-летний срок военной службы для дворян

41. Особенности развития российского законодательства в XVIII в.:

A) отраслевая дифференциация, появление кодифицированных законов, подробная регламентация различных сторон жизни, использование иностранной терминологии

B) издание межотраслевых сводов законов

C) отчетливо выраженный репрессивный характер большинства законодательных актов

D) преимущественное развитие гражданского права

42. В первой половине XIX в. в состав Российской империи были включены

A) Финляндия, Бессарабия, Польша, Закавказье, Казахстан

B) Финляндия, Крым, Польша, Эриванское и Нахичеванское ханства

C) Польша, Прибалтика, Финляндия, Казахстан

D) Северный Азербайджан, Бессарабия, Восточная Грузия, Прибалтика

43. Развитие капиталистических отношений, промышленный переворот привели в первой половине XIX в. к

A) ликвидации сословного строя

B) вызреванию предпосылок для буржуазной революции

C) возникновению широких общественных движений, опиравшихся на новые социальные слои

D) распространению наемного труда и кризису крепостнической системы

44. Крепостной порядок заключения предусматривался для договоров

A) имущественного и личного найма, купли-продажи движимого и недвижимого имущества

B) купли-продажи земли и крепостных крестьян

C) поклажи и товарищества

D) купли-продажи недвижимости, крепостных крестьян, имущественного и личного найма, поклажи

45. Источниками уголовно-процессуального права в первой половине XIX в. были

A) Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

B) Артикул воинский Петра I

C) «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» Петра 1 и «Учреждение для управления губерний» 1775 г.

D) Полное собрание законов

46. Государственному совету принадлежали

A) право утверждения императорских указов

B) законодательные функции

C) права по разработке проекта реформ

D) законосовещательные функции

47. По «Учреждению о губерниях» 1775 г. судебная система в России

A) была отделена от администрации

B) основывалась на принципе гласности судопроизводства

C) была построена по сословному принципу

D) строилась независимо от губернского деления - по особым судебным округам

48. Распространение имущественного и личного найма в эпоху абсолютизма было вызвано

A) падением доходности дворянских поместий

B) развитием арендных отношений в сельском хозяйстве

C) бурным городским строительством

D) развитием промышленности и торговли

49. От телесных наказаний дворяне были освобождены

A) Елизаветой Петровной

B) Анной Иоанновной

C) Екатериной Алексеевной

D) Павлом Петровичем

50. Сенат окончательно превратился в высшую судебную инстанцию при

A) Екатерине 1

B) Петре Ш

C) Екатерине П

D) Елизавете I



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тесты 39 Курс: история государства и права россии част Русское государство и право в IX-XVII веках. Часть 2

    Тесты
    Предпосылки буржуазных реформ. Кризис 1850-х гг. Борьба реакционеров и реформистов. Реформистский курс правительства. Крестьянская реформа. Основные акты 1861 г.
  2. Тесты 86 курс: история государства и права россии часть русское государство и право IX xvii вв. Часть государство и право Российской империи в период абсолютизма (с конца XVII до середины XIX вв.)

    Тесты
    Содержится подборка учебно-методических материалов по ключевым вопросам истории отечественного государства и права, начиная с возникновения государственности у восточных славян и заканчивая последним этапом существования Московского
  3. План работы. Становление древнерусского феодального права. Русская правда- кодекс раннефеодального права (ее происхождение и основные редакции). Право собственности по русской правде

    Кодекс
    Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать
  4. Рабочая программа курса "английский язык"

    Рабочая программа курса
    1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
  5. История государства и права зарубежных стран (1)

    Учебник
    И 90 История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер.  Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.

Другие похожие документы..