Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Идея повышения качества образования в направлении его соответствия современным тенденциям и требованиям положена в основу Федеральной концепции модер...полностью>>
'Закон'
1.1. Общие положения о предпринимательском праве1.2. Общие положения о субъектах предпринимательского права1.3. Лицензирование предпринимательской дея...полностью>>
'Документ'
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, эк...полностью>>
'Документ'
Универсально стимулирующая социальная роль нанотехнологий пока не заявлена. В известных материалах прессы, ТВ, СМИ вообще, так же как и в сказанном н...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЛЯ XXI ВЕКА

VIII Международная научная конференция

Москва, 17-19 ноября 2011 г.

Доклады и материалы

Секция 2

ВЫСШЕЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Посвящается вкладу

профессора А.И. Шендрика

в процесс становления и развития культурологии

Издательство Московского гуманитарного университета

2011

«Бытие народов и государств оправдывается только

творимой ими культурой» (памяти А.И. Шендрика)

Костина А.В.

В настоящее время культурология и как научная специальность и как направление подготовки обрела свой статус. Несмотря на то, что процесс конституирования культурологии не является безболезненным, и многое в культурологическом знании еще не устоялось, сегодня становится очевидным, что культура – это центральное понятие XXI века, точно такое же, какими были понятия «наука» и «искусство» для XVIII и XIX веков. Сегодня становится очевидным, что современные проблемы, связанные с межконфессиональной и межэтнической напряженностью, терроризмом, неравномерностью развития мира, приводящей к разного масштаба конфликтам, с реактивацией этнического потенциала, даже с ухудшением экологического фона, - все они прямо или опосредованно обусловлены культурным фактором. Именно поэтому современная глобальная политика опирается на такие понятия, как «диалог культур», «толерантность», «культурное многообразие», «культура мира», широко используемые ООН и ЮНЕСКО, начиная с 80-х гг. прошлого века. Конечно, культурология не только социально востребована, но и востребована научно – не случайно Лесли Уайт обосновывал необходимость формирования культурологии более полувека назад. В России обращение к проблематике культуры стало ответом на либерализацию общественной жизни в 1960-е годы, в связи с чем в Институте философии РАН был организован сектор философии культуры, а сама культурфилософская проблематика начала активно разрабатываться.

Однако появление культурологии как самостоятельной науки и идея подготовки специалистов-культурологов оформилась позже - в 1990-е годы. Одним из тех ученых, кто стоял у истоков культурологии и кто горячо отстаивал ее научный статус и роль в общественной жизни, доказывая, что эта наука выполняет ряд важнейших функций в обществе – и, прежде всего, мировоззренческую, позволяющую современному человеку составить верное представление о закономерностях и перспективах исторического развития, а также о целях, на достижении которых должны быть сконцентрированы усилия человека и общества, - был Анатолий Иванович Шендрик – выдающийся социолог, культуролог и философ. Профессор А.И. Шендрик был и остается среди тех, кто в дискуссиях определял задачи культурологии, ее место в ряду иных наук о культуре, границы ее предметного поля и специфику ее методологии.

Ученому принадлежит целый ряд идей, которые были связаны с осмыслением социокультурных процессов в современном обществе.

Прежде всего, это идея о том, что значение культурологии состоит в формировании человека, который «не будет настаивать на том, что смысл существования человеческого рода состоит в накоплении вещного богатства, или в увеличении технической мощи, или в установлении определенного типа политической организации, или в покорении и колонизации чужих планет». Для такого человека культура всегда будет выступать первоценностью, а сохранение и преумножение культурных богатств будет для него смыслом деятельности. Значимость культурологии, по мнению ученого, определяется тем, что «она проясняет смысл культуры, раскрывает ее роль в общественной жизни, позволяет составить более четкое представление о том, каков должен быть вектор исторического развития, на достижение каких целей должны быть сконцентрированы как усилия отдельной личности, так и всего общества».

А.И. Шендрику принадлежит определение культурологии, остающееся операциональным и в настоящее время, как науки, которая «занимается изучением культур как сверхсложного системного объекта», как глобального феномена, не имеющего локализации во времени и пространстве, как континуума, «в котором разворачивается бытие всего человечества». Ученый доказывал, что «культурология стремится к универсальной точке зрения, синтезу различных подходов, теорий, к выработке на этой основе единой концепции культуры, позволяющей не только описывать, но и прогнозировать ее развитие», и в этом смысле «культурология может рассматриваться в качестве междисциплинарной метатеории самого высокого уровня». Это связано с тем, что она включает в себя и пласт эмпирического знания, который составляют «эмпирические факты второго порядка» - в их качестве выступают данные, накопленные в границах этнологии, истории, социологии культуры и т.п. и уже прошедшие стадию первоначального осмысления и обобщения.

А.И. Шендрик рассматривал культурологию как науку о современной действительности, где объектом изучения становятся феномены, на первый взгляд, общеизвестные, но при ближайшем рассмотрении оказывающиеся весьма сложными. Проблематизация всего, что составляет основу жизни современного человека – начиная от ценностных ориентаций людей - до форм, которые определяют их социальную активность – таких, как интернет-среда, порождающая сетевые сообщества, или супер-моллы, структурирующие социальное время. Ученый показывал, что культуролог «превращает в научную проблему то, что на уровне обыденного сознания не вызывает сомнения, в этом смысле он заново открывает мир, срывает с него маску тривиальности».

Для профессора Шендрика чрезвычайной важностью обладали проблемы, связанные с определением специфики культуры информационного общества. Последнее ученый определял как общество сетевых структур, децентрализованного управления, новых организационных стратегий, которые возникают как результат поиска альтернативных решений учеными и менеджерами, осознавшими тот факт, что возможности системы массового производства, исчерпаны, и будущее за так называем «гибким производством», способным быстро реагировать на изменение спроса, учитывать перемены, происходящие в потребностях и вкусах покупателей. Информационное общество подвергалось ученым анализу, прежде всего, в аспекте социокультурных предпосылок и последствий его развития, одним из которых является формирование средствами массовой коммуникации особой виртуализированной надстройки над реальностью, имеющей символический характер. Ученый доказывал, что культура информационного общества также носит «сетевой» характер, влияя на поведенческие стереотипы, связанные с потребностью занятых в производстве людей непрерывно усваивать и перерабатывать информацию, становятся одним из важнейших факторов трансформации индивидуального и общественного сознания. В работах А.И. Шендрика показано, что следствием возникновения новой организационной структуры становится появление так называемых «горизонтальных корпораций», которые характеризуются: организацией, строящейся вокруг процесса, а не задачи; плоской иерархией; командным менеджментом; измерением результатов по удовлетворенности покупателя; вознаграждением, основанным на результатах работы команды; максимизацией контактов с поставщиками и покупателями; информированием, обучением и переподготовкой сотрудников на всех уровнях.

Одной из проблем, которым ученый уделял особое внимание, была проблема глобализации, которую он рассматривал как всеобъемлющий процесс, имеющий объектно-субъектную природу. Профессор Шендрик был убежден в том, что рассмотрение данного феномена только в рамках политологического или экономического анализа приводит к искажению его теоретического образа. Именно поэтому использование при изучении глобализации культурфилософского подхода является, по слову ученого, «не только желательным, но и необходимым», так как гораздо более значимыми являются перемены, происходящие не в экономике, политике или области права, а социокультурной сфере. Причем, эта закономерность характеризует не только развитие стран - лидеров научно-технического и социального прогресса, но и государств мировой периферии.

Важно подчеркнуть, что судьба идей ученого, воплощенных им в его трудах, отличающихся образностью слога и строгой научной аргументацией, яркостью мысли и классическим подходом к исследуемой проблеме, никогда не были обделены вниманием со стороны научной общественности, но, напротив, неизменно вызывали активные дискуссии. Профессор А.И. Шендрик хорошо известен своими публичными выступлениями в научном сообществе. Огромная эрудиция, умение точно находить необходимые в полемике аргументы и облекать их лаконичную и четкую форму, эмоциональность и пламенность, научная принципиальность и открытость для диалога – вот качества, отличающие А.И. Шендрика как оратора.

Характерно, что в центре основных научных приоритетов ученого на всем протяжении его исследовательского пути всегда находились проблемы, тесно связанные с современной социальной и культурной реальностью. Еще в 1980-е годы, А.И. Шендрик, заведующий отделом Эстетического и нравственного воспитания в Научно-исследовательском центре ВКШ при ЦК ВЛКСМ, внес существенный вклад в развитие социологии молодежи. Разрабатывая проблемы молодежных субкультур, автор фактически реабилитировал рок-культуру, доказав ее существенный креативный потенциал и показав, что «русский рок», в отличие от западного, насыщен предельным социальным содержанием. В поле интересов автора находились проблемы духовной культуры и нравственных ориентаций молодежи, ее художественно-эстетических предпочтений и нравственных ориентаций. Ученый принимал участие в различных социологических проектах, в том числе, в исследовании «Идеалы и ценностные ориентации молодежи» (1988-90 гг.), результаты которого стали основой коллективной монографии. Эта же проблематика рассматривалась автором в многочисленных статьях, опубликованных им в различных социологических изданиях, в том числе, в ведущем научном и общественно-политическом журнале «Социологические исследования», членом редакционной коллегии которого профессор Шендрик был долгие годы, а также стала предметом детального анализа в книге, написанной им совместно с С.Н. Комисаровым «Возрождение идеала». И сейчас имя А.И. Шендрика как социолога известно как в России, так и за рубежом.

Для культурологов имя профессора А.И. Шендрика связано, прежде всего, с публикацией автором двух фундаментальных работ, ставших классическими сразу после выхода в свет – «Теории культуры» и «Социологии культуры», допущенных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для студентов, обучающихся по специальностям «Культурология», «Социология», «Социальная антропология», а также по гуманитарно-социальным специальностям.

Оба учебника А.И. Шендрика, ставших сегодня классическими, отличает ряд признаков – обращение к актуальным проблемам современности, теоретическая точность и методологическая выверенность. В этих работах автор представляет развернутый спектр различных теоретических постулатов, научных концепций и актуальных исследовательских позиций. Важно, что подобный подход обусловлен не только стремлением к возможно более полному отражению научных подходов к тому или иному явлению, но и к пробуждению у студента чувства потребности в научном поиске. Необходимо отметить, что названное качество является достаточно редким у работ подобного жанра. Возможно, этот «дух исследования» создается благодаря гармоничному сочетанию в книгах научной глубины, академического стиля изложения, лишенного излишней эмоциональности, и богатого эмпирического материала, связанного, в том числе, с процессами в молодежной среде.

И «Теория культуры» и «Социология культуры» отличаются методологической выверенностью, отражающейся в четкой структуризации материала, последовательности изложения, постепенности расширения понятийно-категориального аппарата, нацеленности на поэтапное формирование практических навыков работы студента в конкретных исследовательских проектах. Сложный характер объекта исследования и неизбежная междисциплинарность затрудняют установление не только четких границ предмета научного анализа, но и методов его изучения. Отсюда – то особое значение, которым обладают разделы, посвященные описанию методик, нацеленных на получение эмпирических данных о состоянии различных социокультурных феноменов. Безусловно, соблюдение основных методических требований к подаче материала обусловлено сочетанием многолетних научных поисков автора, работы которого оказали существенное влияние на развитие отечественной науки, и значительного опыта работы профессора А.И. Шедрика в университетской среде.

Именно сочетание теоретической глубины, высокого методического уровня подачи материала и активно звучащего авторского голоса, а также ориентированность на современные социокультурные процессы – вся эта совокупность позитивных признаков, в полной мере присущих учебным пособиям А.И. Шендрика, и определяют их успех как в среде студентов и аспирантов, так и признание в научном сообществе.

Размышлению о судьбах культуры в целом, и, особенно, о судьбах российской культуры посвящена последняя из опубликованных работ А.И. Шендрика – «Культура в мире: драма бытия». Формат книги, представляющей собой избранные статьи автора, написанные им за три десятилетия, позволяет провести ретроспективную оценку трансформаций в социальной и культурной сфере. Особая специфика книги состоит в том, что, несмотря на ее формат, она носит монографический характер, и ее деление на теоретико-методологический, социологический и социально-философский разделы достаточно условно, так как к какой бы проблеме не обращался автор, он, в конечном итоге, говорит о судьбе отечественной культуры. Чрезвычайно ценным представляется то, что в книге ярко выражена авторская позиция – она не только активна, но зачастую – критична. Однако это не отстраненная критика, а позиция гражданина, который воспринимает драму бытия культуры как драму собственного бытия. Те философские обобщения, которые пронизывают эту книгу, и та ярко выраженная персоналистичность позиции ее автора, которая позволяет прочувствовать остроту многих проблем, свидетельствуют о том, что идеи, высказываемые автором, не только глубоко осмыслены, но и глубоко прочувствованы.

Книга оказалась не только современной, но и своевременной, отражающей наиболее острые аспекты современного развития культуры. В ней ставятся вопросы о том, что такое культура и каковы ее взаимоотношения с обществом и человеком; каковы особенности русской культуры и цивилизации; какова роль интеллигенции в процессах современного социокультурного развития России; каковы императивы культурной политики в России; каким образом влияют на развитие современной России процессы информатизации и глобализации. Для автора важны вопросы: каковы пределы интеграционных взаимодействий между культурами?; есть ли способы сохранения культурной идентичности в мире, который движется по пути взаимодействия и интеграции, в том числе, в области образования? Все эти проблемы поднимаются на страницах этой книги, где устанавливается активный диалог автора и читателя, вовлекаемого в процесс решения поставленных проблем.

Заслуги профессора А.И. Шендрика высоко оценены российской общественностью: ученому в 1995 г. было присуждено звание «Почетного работника высшей школы Российской Федерации», профессор А.И. Шендрик был признан лучшим ученым России на конкурсе «Лидер в образовании СНВ-2003», он был награжден медалью «850 лет Москвы» и медалью Н.И. Моисеева «За заслуги в образовании и науке» (2000 г.), а также поощрительным дипломом общества «Знание» на Всесоюзном конкурсе на лучшее произведение научно-популярной литературы как автор брошюры «Времен связующая нить» (1987 г.) и почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации «За многолетнюю научно-педагогическую деятельность, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов» (1999 г.). Несмотря на огромный авторитет ученого и научное и общественное признание трудов, Анатолий Иванович Шендрик всегда предельно критично относился к себе, подвергая редактированию и корректировке уже опубликованные работы, при этом постоянно подвергая тщательному анализу даже общепризнанные научные истины.

Для нас, преподавателей кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, имя Анатолия Ивановича Шендрика в значительной степени связано с его деятельностью в качестве заведующего кафедрой. Профессор Шендрик был первым заведующим кафедрой культурологии Университета, которая - как и факультет культурологии - была основана в 1993 году после введения новой учебной дисциплины. С первых дней существования кафедры, которая создавалаcь как коллектив единомышленников, имеющих не только общие научные позиции, но и объединяемых личной дружбой и симпатией, к ее работе привлекались ведущие специалисты академических институтов, высших учебных заведений Москвы, а также сотрудники ряда государственных организаций, занимающиеся проблемами управления в сфере культуры. В числе первых профессоров кафедры были видные российские ученые, классики отечественной культурфилософской и социологической мысли Наль Степанович Злобин, Авнер Яковлевич Зись, Таисия Александровна Кудрина.

Можно с уверенностью говорить о том, что научная культурологическая школа МосГУ опирается на многие идеи и работы А.И. Шендрика – под его руководством защитили свои диссертации многие преподавателей кафедры – так, многие научные интуиции автора этой статьи обретали свою форму в горячих дискуссиях с Анатолием Ивановичем. Если же говорить об основных научных приоритетах работы кафедры, то ими стали проблемы, тесно связанные с современной социокультурной реальностью – проблемы культурного конфликта, кризиса, взаимодействия культур, проблема специфики России как цивилизации, ее отличия от других культурных миров, а также особенностей и закономерностей ее развития. Это огромный круг вопросов, связанных с процессами глобализации и вестернизации: с перспективой и возможностями развития России, с особенностями развития русской традиционной культуры, с проблемами сохранения культурной матрицы в условиях экспансии со стороны массовой культуры. Это проблемы, связанные с построением информационного общества и особенностями вхождения в это общество России. Наконец, это ряд вопросов, касающихся самоопределения культурологии - рефлексии по поводу собственного предмета, метода, проблемного поля и соотношения с другими науками. Эти проблемы составили программу научных исследований кафедры, которые в значительной мере продолжаются до настоящего времени. Специфика того понимания культурологии, которое сформировано коллективом кафедры культурологии МосГУ и которое опирается на различные концептуальные подходы к ее определению, состоит в рассмотрении ее как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории, как науки, изучающей культуру в ее целостности в качестве сложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем, отличающихся, в свою очередь, высокой степенью сложности.

В заключении хотелось бы подчеркнуть еще одну особенность А.И. Шендрика - его гражданственность и патриотизм, которые проявлялись в последовательном проведении идеи о специфике русской и советской культуры, о ее достижениях и трагических страницах ее истории, о том, что именно русская культура, вобравшая в себя качества и черты многих народов и потому являющаяся не только синтетической, но и, в определенном смысле, универсальной, способна активно участвовать в мировом процессе, обогащая его своим духовным опытом.

Значение творчества Анатолия Ивановича Шендрика, ставшего отражением всей его жизни, состоит в последовательном проведении идеи о том, что только культура определяет и цели развития общества и способы их достижения, что только «благодаря культуре возникает возможность достижения гармонии социального бытия в мире, избавления человечества от ужасов войны, религиозного экстремизма и нетерпимости», что «именно благодаря ей можно преодолеть не только национальную замкнутость и этническую ограниченность, но и ограниченность и частичность бытия конкретного индивида». И в этом смысле можно говорить о творчестве А.И. Шендрика как преемственном по отношению к идеям и сочинениям мыслителей русского Серебряного века – таких, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, К.Н. Леонтьев, Г.П. Федотов, отстаивавших мысль о том, что «бытие народов и государств оправдывается только творимой ими культурой».

Биография как социокультурное измерение истории

Иконникова С.Н.

Биографические исследования имеют давнюю историю и сложную судьбу. Были времена, когда история сводилась к деятельности монархов, полководцев оказавших особое влияние на ход событий. Затем эта позиция подверглась критике и внимание историков переместилось на возвышение роли народных масс. Вполне очевидно, что необходимо избежать подобных крайних позиций, ибо каждая отличается односторонностью и искажает реальность.

В исследовании истории культуры достижения и открытия неразрывно связаны с талантом, гением, деятельностью выдающихся личностей. Именно поэтому в культурологии складывается новое направление, которое получило название «исторической персонологии». Биографический метод широко используется в гуманитарных науках: в литературоведении, искусствознании биографии деятелей культуры всегда освещались достаточно подробно, в истории известны жизнеописания великих личностей и создание целого направления « истории в лицах».

В психологических исследованиях, особенно в психоанализе, использовалось понятие «персональной истории», связанное с автобиографическим восприятием и описанием жизненных событий. В социологии широко применяется биографический метод для описания индивидуальных историй жизненного пути, интереса к профессии, различий в социальном статусе, занятиях и образе жизни, ролевых позициях, отношений с властью и профессиональным сообществом. Социальная антропология рассматривает возможности биографических исследований для описания семейно-брачных отношений, структур родства, этнического самосознания взаимоотношений между поколениями.

В современной науке все более активно используется включение в контекст истории индивидуальной биографии как особого измерения социально- культурных процессов. Биографии, как истории людей, являющихся свидетелями и участниками реальных исторических событий, отражают сценарий и драматизм жизненного пути, возможности альтернативного развития событий. Именно в биографиях раскрывается сложность принятия волевых решений, обоснование целей и мотивов, поиск средств их реализации, комплекс надежд и разочарований. Биография личности создает вокруг себя своеобразное «гравитационное поле» человеческих поступков, эмоциональных переживаний. В фокусе биографических исследований оказывается духовный мир человека, намерения и поиски, трудности и препятствия, конформизм и новаторство, признание и провалы.

В последние годы возникла мода на весь комплекс биографического жанра. Публикуются различные варианты биографий знаменитых людей, мемуары, переписка, дневники. «Желтая пресса» для описания жизни знаменитостей нередко использует недостоверные сведения, сплетни, анекдоты, искажающие реальный облик человека.

Все это лишь подчеркивает ответственность исследователя биографий, необходимость всестороннего анализа жизни личности, причем это не избавляет от описания драматических событий, поисков, сомнений, противоречий, случайностей, изменяющих плавный и последовательный ход жизни. Это можно назвать «биографической герменевтикой», раскрывающей возможности понимания, интерпретации жизненного пути личности в контексте истории и культуры. Биографический жанр получает новый импульс создания персональной истории, в которой воспроизводится диалог между особенностями духовного мира личности, другими людьми и культурами. Успешность диалога становится показателем взаимопонимания людей. Следует отметить, что этот подход ориентирован на применение социологических, антропологических и культурологических моделей сетевого анализа межличностных взаимодействий. Этот метод опирается на сетевую концепцию социальной структуры, когда поведение человека определяется плотностью и интенсивным характером человеческих контактов. Биография отражает и закрепляет конфигурации социальных связей на определенном этапе жизненного пути. Содержание родственных, соседских, дружеских, профессиональных и иных связей создают отчетливый рисунок взаимовлияний, роли авторитетного руководства, возникновения предпочтений и вкусов, мнений и ценностных ориентаций в жизни личности. Сетевой метод позволяет более полно реконструировать биографию личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  2. «Московский гуманитарный университет» (8)

    Автореферат
    АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРЕСТА ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИНЫХ ВЕЩЕЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  3. По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май-июнь 2005 года Москва Издательство Московского гуманитарного университета 2005

    Документ
    Материалы пятого этапа социологического мониторинга, проводимого в российских вузах с 2 г. В центре исследования — сравнение ситуации в государственных и негосударственных вузах на основе мнений студентов.
  4. По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март-апрель 2004 г. Москва Издательство Московского гуманитарного университета 2005

    Документ
    Материалы четвертого этапа социологического мониторинга, проводимого в вузах Москвы с 2 г. В центре исследования — сравнение ситуации в государственных и негосударственных вузах, как ее видят студенты.
  5. Традиции российского педагогического зарубежья на территории китая в конце XIX первой половине XX веков (1)

    Автореферат
    Защита состоится 20 октября 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 395, г.

Другие похожие документы..