Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
77 сессия НМС ГГТ Минприроды России, предусматривающая рассмотрение технико-технологических и метрологических вопросов морской геофизики, по сути яви...полностью>>
'Доклад'
Ю. Рельефы Анакопии и архитектурная пластика Абхазского царства: к постановке проблемы ВВ, 009, 8, 5- 4 ....полностью>>
'Документ'
Впродовж останнього десятиріччя на сторінках вітчизняних наукових і періодичних видань та на наукових конференціях точаться гострі суперечки й ведуть...полностью>>
'Урок'
До самой смерти Андерсен увлекался вырезанием бумажных фигурок. Делал он это виртуозно, поражая всех своих знакомых. К сегодняшнему уроку я просила ва...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением

Правительства

Хабаровского края

от ______________ г. № ____

КОНЦЕПЦИЯ
краевой государственной программы "Содействие развитию местного

самоуправления в Хабаровском крае на период 2012 – 2015 годов"

1. Введение

Концепция краевой целевой программы "Содействие развитию местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2012 – 2015 годов" (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 1.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с Уставом Хабаровского края,

Концепция содержит анализ текущего состояния местного самоуправления и социально-экономического развития муниципальных образований в Хабаровском крае и определяет подходы к решению наиболее актуальных проблем в развитии местного самоуправления в Хабаровском крае и основные направления государственной поддержки местного самоуправления, экономического и социального развития муниципальных образований.

2. Характеристика текущего состояния местного самоуправления и социально-экономического развития муниципальных образований в Хабаровском крае. Содержание проблемы.

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что данный уровень власти - наиболее приближен к населению, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

В Хабаровском крае региональный закон от 27 ноября 2001 г. № 349 "О правительстве Хабаровского края" (статья 26) предусматривает, что Правительство Хабаровского края содействует развитию местного самоуправления на территории края, обеспечивает в пределах своих полномочий государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, а также разрабатывает и реализует программы поддержки местного самоуправления. Однако, за 10 лет, прошедших с момента принятия закона, данная норма не получила

практической реализации, так как целевые программы по данному направлению ранее не разрабатывались.

Вместе с тем, необходимость принятия такой программы для решения задач социально-экономического развития региона очень велика, так как именно дееспособность местного самоуправления во многом определяет качество жизни жителей и способность конкретных территорий к развитию.

В Хабаровском крае законодательно установлены границы и наделены соответствующим статусом 233 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 муниципальных районов, 29 городских поселений, 185 сельских поселений.

Территориальная организация местного самоуправления Хабаровского края была сформирована в 2004 году путем принятия Законодательной Думой Хабаровского края законов о наделении территорий статусами муниципальных образований определенного вида (поселения, муниципальные районы, городские округа). При этом при решении вопросов формирования муниципальных образований, определения их границ и центров органами государственной власти края не был проведен всесторонний анализ будущих возможностей формируемых муниципальных образований к полноценной деятельности по решению вопросов местного значения, к экономическому и социальному развитию своих территорий. Принятое решение в основном закрепило ранее существовавшую административно-территориальную модель, сформированную в другую историческую эпоху под решение совершенно иных задач, с иной численностью населения.

Образованная система территориальной организации местного самоуправления закрепила крайне высокий уровень экономической и социальной дифференциации муниципальных образований края, что является главной проблемой в организации местного самоуправления.

В настоящее время дифференциация муниципальных образований края по большинству показателей различается в разы, даже если исключить из анализа данные по муниципалитетам уровня поселений и городских округов и проводить сравнения только по наиболее похожим муниципальным образованиям - муниципальным районам. Так, численность населения Хабаровского и Тугуро-Чумиканского района различается более чем в 38 раз. Налоговые и неналоговые доходы 2010 года консолидированного бюджета Ванинского района в абсолютных цифрах превышают аналогичный показатель Тугуро-Чумиканского района в 10,3 раза, а при рассмотрении данного показателя в относительных величинах – на душу населения – разница между лидером – Аяно-Майским районом и аутсайдером – Хабаровским районом составляет 5 раз.

Применение системы межбюджетных трансфертов, выравнивающей бюджетную обеспеченность, ситуацию практически не меняет – доходы муниципальных районов с учетом безвозмездных поступлений в абсолютных значениях различаются в 9 раз (максимум – Николаевский район, минимум – Тугуро-Чумиканский), а в относительных – разрыв еще более увеличивается и достигает 6,5 раз (Аяно-Майский и Хабаровский районы).

Можно рассматривать и другие социально-экономические показатели: оборот предприятий, занятость населения, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень преступности и др. - дифференциация муниципальных районов не только сохраняется, но и имеет тенденцию к росту.

Одной из основных причин дифференциации муниципалитетов является существующее различие в численности населения, проживающего в муниципальном образовании.

Хабаровский край характеризуется очень высокой степенью урбанизации. Численность населения края с учётом предварительных данных всероссийской переписи населения 2010 года по состоянию на 01.01.2011 составляет 1343,3 тыс. человек. Из них в двух городских округах – городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре – проживает 841,3 тыс. человек (63 процента населения края). В других относительно крупных муниципальных образованиях края: городах Амурск, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Бикин, Вяземский и рабочих посёлках Ванино, Солнечный, Чегдомын, Эльбан и Хор проживает еще 192,1 тыс. человек (14,3 процента населения края). Таким образом, население Хабаровского края сконцентрировано в нескольких крупных населенных пунктах, а на остальной обширной территории региона проживает всего 22,7 процента жителей края.

Подавляющее большинство муниципальных образований края (91 процент от числа муниципалитетов) представляют собой поселения с численностью населения менее 10 тыс. человек, имеют ограниченные финансовые ресурсы и, как правило, серьезные инфраструктурные ограничения (дороги, связь, энергоресурсы), и поэтому не представляют особого интереса для внешних инвесторов.

В небольших поселениях с численностью населения менее 5 тыс. жителей, независимо от того являются они городскими или сельскими, концентрируется наибольшее количество социально-экономических проблем. Всего в крае к таким поселениям относится 190 муниципальных образований (82 процента от числа муниципалитетов), а совокупная численность проживающего в них населения составляет 207 тыс. человек (15,4 процента населения края).

Из числа небольших муниципальных образований 116 поселений (50 процентов от общего числа муниципалитетов) являются сверхмалыми, с населением менее 1000 человек (количественная граница для создания поселений в соответствии с требованиями Федерального Закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Общая численность проживающего в них населения составляет 52,4 тыс. человек (3,9 процента населения края).

Сформированная организационная структура местного самоуправления Хабаровского края критически сказывается на способности муниципальных образований к самостоятельному решению вопросов местного значения, к обеспечению развития своих территорий и достойного уровня жизни жителей.

Крупные муниципальные образования края обладают достаточным населенческим потенциалом, производными от которого являются:

- величина местного бюджета (и как следствие, возможность кадрового и финансового обеспечения деятельности);

- наличие условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций;

- наличие и качество экономической и социальной инфраструктуры;

- и мн. др.

Поэтому, возможности для осуществления полномочий местного самоуправления у таких поселений вполне сопоставимы с аналогичными муниципалитетами европейской части РФ. Это не означает, что в их системе местного самоуправления нет сложных вопросов и проблем, но это совершенно иной уровень сложности по сравнению с проблемами малых поселений края.

В небольших поселениях главной проблемой является низкий уровень доходов населения из-за объективных и субъективных ограничений для вовлечения жителей в различные формы экономической активности. По итогам 2009 года на население 17 муниципальных районов края приходилось 143,2 тыс. малоимущих, что составляет 25,9% от численности жителей.

Основным источником доходов у населения малых поселений являются личные подсобные хозяйства, пенсии и пособия на детей, сбор и сдача недревесных продуктов леса (грибы, ягода, папоротник, лекарственные эндемики), подработка без оформления на предприятиях и у односельчан. Низкий уровень доходов и невозможность самостоятельно решить проблему их повышения вызывает у жителей депрессивное состояние, ощущение безысходности и невозможности изменить свою жизнь к лучшему, что проявляется в росте алкоголизации и маргинализации части населения, росте недоверия людей друг к другу и к социальным институтам.

В самых сложных условиях находятся небольшие сельские населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований, но не являющиеся центрами поселений (185 сельских муниципальных образования объединяют 425 населенных пункта). Основная часть дотаций, поступающих на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, расходуется в центре поселения. В нецентральных населенных пунктах нет или находятся под угрозой закрытия школы, фельдшерско-акушерские пункты, дома культуры. Деградация социальной инфраструктуры приводит к нарастанию процессов «выталкивания» населения из этих населенных пунктов, прежде всего, экономически активного, что еще более усугубляет ситуацию, так как отсутствие трудового потенциала делает эти, итак непривлекательные для бизнеса территории, еще более бесперспективными.

В результате происходит замыкание проблем: низкий уровень доходов, делает невозможным развитие социальной сферы, а отсутствие социальной инфраструктуры развивает непривлекательность данных территорий как для жителей (стремление уехать), так и для бизнеса, что еще больше сокращает доходы.

Органы местного самоуправления малых поселений не видят возможности самостоятельного решения нарастающих проблем. Слабая налогооблагаемая база и отсутствие доходов для исполнения полномочий, возложенных законодательством на органы местного самоуправления, наблюдается во всех малых муниципальных образованиях края.

Кадровое обеспечение деятельности также является достаточно большой проблемой для данных поселений. Существенные бюджетные ограничения приводят к малочисленности администраций в муниципальных образованиях (см. диаграмму).

Количество муниципальных служащих по муниципальным образованиям края

Из диаграммы видно, что количество муниципальных служащих в малых поселениях невелико, а в 46 поселениях оно не достигает и 5 человек, что является минимумом для функционирования администрации как структуры управления по решению вопросов местного значения (для работы с населением необходимо наличие специалистов, обладающих следующими квалификациями: руководитель администрации, юрист, финансист, организационный работник, делопроизводитель). В небольших поселениях выбор кандидатов на должности муниципальной службы и на выборные муниципальные должности также существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и непривлекательностью условий для специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в таких муниципальных образованиях ничем не отличается от задач, стоящих перед крупными поселениями, но отсутствие ресурсов для их решения приводит к самоустранению органов местного самоуправления небольших муниципальных образований практически от любой самостоятельной деятельности.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время органы местного самоуправления практически не используют главный, имеющийся в их распоряжении ресурс – они не вовлекают население в процессы развития своих поселений, в решение вопросов местного значения. Местные администрации не воспринимают население как реальный ресурс для развития, не могут организовать привлечение жителей к решению вопросов социально-экономического развития своих территорий. В результате, местное самоуправление подменяется муниципальным управлением, что приводит к сужению до минимума возможности для активных жителей принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения. Таким образом, серьёзной проблемой на пути развития местного самоуправления является разобщенность органов местного самоуправления и населения, неспособность органов местного самоуправления интегрировать жителей в решение задач местного развития.

Жители также недостаточно активно поддерживают инициативы органов местного самоуправления из-за неверия в их способность добиться реальных улучшений. На местных выборах зачастую побеждают случайные люди, не умеющие управлять поселениями и своими действиями или бездействием усугубляющие социальный и экономический кризис в поселениях.

Разрабатываемые органами МСУ комплексные программы социально-экономического развития поселений, не опираются на внутренние ресурсы поселения, а принимают во внимание только проекты краевого или районного уровня, реализующиеся или планируемые к реализации на территории данных муниципальных образований. Существующие местные программы социально-экономического развития, как правило, фиксируют процессы, а не являются планом по поиску и мобилизации собственных ресурсов.

Существующий высокий уровень дифференциации муниципальных образований создает большие трудности в осуществлении местного самоуправления и является острой проблемой государственного управления Хабаровского края, так как:

- не позволяет обеспечить единые для всех жителей края государственные гарантии и стандарты обслуживания, что нарушает справедливость социальной политики;

- усиливаются миграционные потоки как внутрирегиональные (с севера на юг), так и межрегиональные (с востока на запад), что приводит к сокращению не только количества жителей, но и снижает его качество;

- усиливается неэффективность бюджетных расходов, так как при снижении численности населения растёт доля расходов на администрирование предоставления государственных и муниципальных услуг;

- происходит сжатие инфраструктуры (по мере «обезлюдивания» части территории отпадает надобность в содержании, сохранении и развитии инфраструктурных объектов: закрываются аэропорты, «оптимизируется» сеть социальных учреждений, ухудшаются и перестают поддерживаться дороги и пр.).

- ограничиваются возможности развития экономики края из-за непривлекательности для потенциальных инвесторов территорий, не имеющих кадрового потенциала, соответствующей экономической и социальной инфраструктуры.

Основными инструментами влияния с краевого уровня на ситуацию в муниципальных образованиях являются реализуемые краевые программы, система распределения межбюджетных трансфертов и инвестиционная политика.

Общий объем расходов краевого бюджета на эти цели является очень значительным. В бюджете Хабаровского края на 2011 год суммарные расходы на 15 целевых программ (реализация которых в основном происходит в муниципальных образованиях) составляют 2 930 млн. рублей, на трансферты муниципальным образований 15 168 млн. рублей (из них на финансирование переданных государственных полномочий 9 802 млн. и на субсидирование и дотации муниципальным образованиям 5 367 млн. рублей). Таким образом, в расходной части бюджета Хабаровского края существенная доля расходов (35,1 процента) прямо или косвенно расходуется в муниципальных образованиях.

Однако реализуемое в настоящее время в крае отраслевое управление, слабо учитывает территориальные последствия осуществляемых решений, что не сокращает, а наоборот усиливает дисбаланс в территориальном развитии и наращивает уровень дифференциации муниципальных образований. Примером могут служить инвестиционные проекты, финансируемые полностью или частично (софинансирование) на средства краевого бюджета.

Инвестиционные проекты, с участием средств краевого бюджета, планируемые к реализации до 2013 года

Муниципальные образования Хабаровского края

Количество проектов

(единиц)

Сметная стоимость проектов

(в млн.рублей)

г. Хабаровск

79

78 947,3

г.Комсомольск-на-Амуре

28

10 731,1

муниципальные районы

49

83 048,6

Итого:

156

172 727,0

Если рассмотреть инвестиционные проекты, финансируемые исключительно за счет средств краевого бюджета (38 проектов), то тенденция сохраняется. На долю городского округа "Город Хабаровск" приходится 16 проектов, общей стоимостью 28 491 млн. рублей, что составляет 29,3 процентов всех планируемых инвестиционных расходов, реализуемых Правительством Хабаровского края, а без учета межмуниципальных проектов доля Хабаровска возрастает до 60,1 процентов.

Повышение дееспособности муниципальных образований является одной из основных целей реформы местного самоуправления, и может определяться, как способность муниципалитетов справляться с возложенными на них задачами по организации жизнедеятельности на своих территориях (решение вопросов местного значения) в условиях меняющейся обстановки.

Компетенция местного самоуправления зависит от статуса муниципального образования. Перечень вопросов местного значения городских округов, муниципальных районов и поселений различен. Однако за период со времени вступления Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ в силу (1 января 2006 года) в перечень вопросов местного значения постоянно вносятся изменения, направленные преимущественно на расширение зоны ответственности органов местного самоуправления.

Изменение вопросов местного значения в период с 2009 по 2011 годы

Городские округа

Муниципальные районы

Городские и сельские поселения

Изменились и дополнились формулировки

9

6

7

Появились новые вопросы

8

8

8

Утратили силу

3

2

3

Остались в первоначальной формулировке

21

16

18

Всего вопросов местного значения

38

30

33

Кроме всё более растущего количества возлагаемых на органы местного самоуправления «собственных» задач, законодательно отнесенных к полномочиям местного самоуправления, государственные органы как федерального, так и регионального уровня ожидают и требуют от органов местного самоуправления также высокой активности и результативности в решении вопросов государственной политики.

Однако уже сейчас органы местного самоуправления не справляются с объемом возложенных на них задач. Можно назвать ряд объективных и субъективных причин обуславливающих это состояние:

  1. Реализация любого полномочия - есть деятельность, требующая адекватного объема ресурсов для своего осуществления. За пять лет, начиная с 2006 года, объем полномочий органов местного самоуправления существенно вырос, при этом доходные источники местного бюджета изменились недостаточно. Это означает, что изначально существовавший дисбаланс между объемом полномочий и располагаемыми для их реализации ресурсами увеличился. Органы местного самоуправления не могут обеспечить решение всех возложенных на них задач, опираясь только на собственную экономическую базу.

  2. Проблема необеспеченности ресурсами, носящая объективный характер, дополнительно усугубляется фактором субъективного порядка, а именно преобладанием инерционного подхода в муниципальном управлении. Во многих муниципалитетах органы местного самоуправления воспроизводят устаревшие подходы в управлении, осуществляют деятельность, опираясь на опыт, сформированный еще в советский период. То есть, не ищут наиболее эффективных решений для каждой конкретной проблемы, а из года в год воспроизводят мало результативные и высоко затратные модели организации деятельности. Данная ситуация объясняется как качеством кадрового потенциала муниципальных служащих, так и недостаточной информационно-методической поддержкой внедрения новых подходов к организации деятельности органов местного самоуправления.

  3. Наличие нерешенных проблем во взаимодействии между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Органам местного самоуправления приходится взаимодействовать с большим количеством государственных структур, как регионального, так и федерального уровня, каждая из которых по вопросам своего ведения требует от органов местного самоуправления:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О концепции краевой целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в пермском крае на 2008-2011 годы

    Закон
    провести мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства, сравнительный анализ пространственного развития малого и среднего бизнеса на основании данных государственной статистики,
  2. Государственная программа 11 по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как организационно-правовой механизм 11 Общие сведения о Государственной программе 11

    Программа
    по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как организационно-правовой механизм 11
  3. Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

    Программа
    Рассмотрев Программу "Социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 годы", руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст.
  4. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (Основные положения)

    Программа
    ПАСПОРТГосударственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» 3
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на 2011 2015 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития муниципального образования села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края на 2011 – 2015 годы (далее – Программа)

Другие похожие документы..