Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Творческая работа'
Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором, как отмечал академик В. И. Вернадский (1863—1945), «слагалось в течени...полностью>>
'Доклад'
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...полностью>>
'Классный час'
Есенина 5В Русанова Л.В., ВКК 15 9.55 Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков» 7 кл. Федосеева М.А., КК 5 3 9.55 «Все тайны наших нарядов» 9А (девуш...полностью>>
'Документ'
17.00 – 19.30 – реєстрація спортивних делегацій, зважування учасників, мандатна комісія буде проводитися у ЗОШ №15 , що знаходиться по вул Проскурівс...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –
Высшая школа экономики

Институт развития образования

Программа курса

«Методы исследований в социальной сфере»

Магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 "Государственное и муниципальное управление"

Авторы: к.пед.н., Каспржак А.Г., д.псих.н. Поливанова К.Н.

E-mail: kag-ms@

Утверждено Ученым Советом

Института развития образованием

_______________ И.Д. Фрумин

«___» _______________ 2010 г.

2010

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра

Авторы программы: Каспржак А.Г., Поливанова К.Н.

Аннотация.

Цель курса:

  • изучение методов организации и проведения социальных исследований;

  • изучение основных подходов к анализу и интерпретации данных социальных исследований;

  • приобретение опыта и навыков использования данных, полученных в разных типах социальных исследований.

Слушатели, успешно окончившие курс, смогут:

  • продемонстрировать понимание роли социальных исследований в принятии управленческих решений;

  • продемонстрировать знание основных подходов к анализу и интерпретации данных социальных исследований;

  • использовать данные исследований в управленческой и административной деятельности;

  • формировать заказ на необходимые социальные исследования и оценивать качество полученных данных;

  • интерпретировать и использовать в своей работе данные широкого круга социальных исследований.

Курс поможет студентам выработать и развить навыки и умения:

  • эффективной устной и письменной коммуникации;

  • использования информационных технологий и специализированного программного обеспечения;

  • решения проблем;

  • самоорганизации и работы при минимальном руководстве извне.

После обсуждения общих вопросов методологии социальных исследований в данном курсе последовательно рассматриваются проблемы проектирования исследования, сбора и интерпретации данных и их использования в целях разработки образовательной политики.

Будут обсуждаться следующие вопросы:

  • существующие подходы к изучению социальных явлений;

  • количественные методы исследования;

  • качественные методы исследования;

  • разработка и организация социального исследования.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет прикладное значение.

Объем программы – 108 часов.

Форма итогового контроля: зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Раздел

дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего часов

Лекции

семинары

Самостоятельная работа

1

Введение

6

2

2

2

2

Организация социального исследования

10

2

2

6

3

Анализ документов

12

2

4

6

4

Наблюдение

12

2

4

6

5

Количественные методы сбора информации

14

2

4

8

6

Качественные методы сбора информации

14

2

4

8

7

Подготовка итогового эссе

40

4

8

28

ИТОГО

108

16

28

64

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Базовый учебник
  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.

Основная литература
  1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.

  3. Биографический метод в социологии: история, методология, практика/ Под ред. Е.Ю. Мещеркиной, В.В. Семеновой. М., 1994.

  4. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

  5. Бутенко И.А. Анкетный порос как общение социолога с респондентом. М., 1989.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.

  7. Как провести социологическое исследование/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1995.

  8. Кокрен У. Методы выборочного обследования. М.: Статистика, 1976.

  9. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн./ Под ред. В.К. Андреенкова и О.М. Масловой. М., 1994.

  10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Дополнительная литература

  1. АлексеевА.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (познание через действие). СПб., 1997.

  2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

  3. Белановский С.А. Метод «фокус-групп». М., 1996.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,

  5. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

  6. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1993.

  7. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. – М., 1996.

  8. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

  9. Проблемы сравнительных исследований в социологии. Методы сбора данных: Сб. ст. М., 1998.

  10. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев: Наукова думка, 1986.

  11. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: Учеб. пособие. М., 1988.

  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Основной формой текущего контроля является эссе и контрольная работа. Также текущий контроль осуществляется в виде индивидуальных и групповых заданий, по итогам каждого занятия - письменный ответ на один из вопросов по итогам занятия.

Итоговый контроль – зачет. Время, необходимое на сдачу зачета: 20-30 мин.

Методика формирования результирующей оценки

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Oак, оценка за эссе Оэс, оценка за контрольную работу Окр, оценка за зачет Озач.

  2. Результирующая оценка равна среднему арифметическому всех оценок

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Введение.

Представление курса. Цели и задачи данного курса, его место в учебной программе. Формат курса, требования к итоговой работе. Информация о расписании, формальная информация. Роль и место исследования в социологическом анализе. Возможности и ограничения.

Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. – М., 1996.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. В каких случаях целесообразно проводить социологические исследования?

  2. С чего начинается подготовка эмпирического социологического исследования?

Тема 2. Организация социального исследования.

2.1. Программа социального исследования.

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Определение цели и постановка исследовательских задач. Уточнение и интерпретация основных понятий. Описание гипотез исследования. Стратегический план исследования. Виды исследовательских стратегий. Обоснование выборки единиц наблюдения. Описание основных процедур сбора и анализа данных. Ожидаемые результаты. Понятие рабочего плана исследования

2.2. Этапы социального исследования.

Подготовительный этап. Предварительный и генеральный пилотаж инструментария и схемы исследования.

Полевой этап. Организация сбора информации. Функциональные обязанности организатора опроса. Требования к интервьюерам.

Этап обработки и анализа данных. Валидность выводов социального исследования.

Подготовка отчетных материалов. Виды отчетных материалов. Критерии качества письменного отчета о социальном исследовании. Формат письменного отчета.

Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.

  2. Как провести социологическое исследование/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

  2. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев: Наукова думка, 1986.

  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Каким образом разрабатывается программа исследования? Какова ее структура?

  2. Чем определяются этапы исследования? Каковы они?

Тема 3. Анализ документов.

3.1. Метод анализа документов в социологии.

Особенности метода анализа документов. Классификация документов.

3.2. Проблема достоверности документальной информации.

Понятие «достоверности» информации. Приемы, позволяющие определить степень достоверности документа.

3.3. Методы анализа документов.

Традиционный (классический, неформализованный) анализ документов. Внешний и внутренний виды анализа документов. Формализованный (количественный, контент-анализ) анализ документов. Основные процедуры и ситуации использования контент-анализа. Типичные ошибки в использовании контент-анализа. Надежность информации, полученной с помощью контент-анализа.

Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.

  2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

Дополнительная литература

  1. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

  2. Проблемы сравнительных исследований в социологии. Методы сбора данных: Сб. ст. М., 1998.

  3. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: Учеб. пособие. М., 1988.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Чем определяется достоверность информации?

  2. Какова классификация документов?

  3. Каковы основные методы анализа документов?

Тема 4. Наблюдение

4.1. Наблюдение в социологии.

Понятие научного наблюдения. Исследовательские процедуры наблюдения как научного метода. Трудности в применении метода наблюдения.

4.2. Виды наблюдения.

Неконтролируемое и контролируемое наблюдение. Простое и включенное наблюдение. Полевое и лабораторное наблюдение. Систематическое и случайное наблюдение.

4.3. Надежность и устойчивость данных наблюдения.

Методы повышения надежности и устойчивости данных наблюдения. Ошибки в применении метода наблюдения.

Основная литература

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.

  2. Как провести социологическое исследование/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1995.

  3. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн./ Под ред. В.К. Андреенкова и О.М. Масловой. М., 1994.

Дополнительная литература

  1. АлексеевА.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (познание через действие). СПб., 1997.

  2. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. – М., 1996.

  3. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Каковы понятия научного наблюдения в социологии?

  2. Каковы виды наблюдения?

  3. Чем определяется надежность и устойчивость данных наблюдения?

Тема 5. Количественные методы сбора информации

5.1. Опросные методы.

Интервьюирование и анкетирование как основные виды опросов.

Виды интервью: стандартизированные, фокусированные, свободные, групповые индивидуальные.

Виды опросов: опрос по месту жительства, опрос по месту работы, прессовый опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, телевизионный опрос, опросы онлайн и оффлайн.

Выборка в социальных исследованиях. Понятия генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность. Случайные и систематические ошибки выборки. Виды случайных выборок: простая случайная, стратифицированная, гнездовая, многоступенчатая выборки. Виды неслучайных выборок: квотная выборка, метод типичных представителей, метод снежного кома, стихийные выборки.

5.2. Анкета социального опроса.

Что такое анкета.

Виды вопросов: содержательные и функциональные, вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения; контрольные, контактные, «игровые» или отвлекающие, напоминающие, уточняющие или зондажные вопросы, вопросы-фильтры; открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, дихотомические и альтернативные вопросы, вопросы-меню, прямые и косвенные (проективные) вопросы, нейтральные и острые вопросы, вопросы в вопросительной и повествовательной формах, текстовые вопросы, вопросы-иллюстрации, вопросы-таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы. Специфика вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.

Требования к содержательным вопросам анкеты. Возможные ошибки при составлении вопросов. Ошибки формулировок. Ошибки формирования вера ответов.

Процесс подготовки анкеты. Оформление анкеты.

Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.

  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.

Дополнительная литература

  1. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

  2. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 1996.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Каковы основные виды опросов?

  2. Что представляет собой анкета социального опроса?

  3. Какова специфика вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов?

  4. Каковы особенности процесса подготовки и оформления анкеты?

Тема 6. Качественные методы сбора информации

6.1. Групповые качественные методы.

Отличия качественных методов от количественных.

Метод фокус-групп. Что такое фокус-группа. Определение необходимого числа групп. Отбор участников фокус-групп. Основные техники рекрутинга респондентов. Ограничения на участие в фокус-группах. Количество участников. Продолжительность фокус-групп. Выбор места и времени проведения фокус-групп. Требования к модератору. Этапы проведения фокус-групп. Обработка данных и анализ результатов фокус-групп. Сравнение метода фокус-групп и других методов сбора данных.

Краткий обзор других групповых качественных методов. Брейнсторминг. Номинальные группы. Дельфи-группы. Синектические группы.

6.2. Проективные методики.

Что такое проективные методики. Причины, влияющие на искажение информации при использовании традиционных методов. Основные принципы проективных методик. Краткий обзор вербальных и невербальных проективных техник. Применение проективных методик. Интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик.

6.3. Глубинное интервью.

Что такое глубинное интервью. Возможности методики глубинных интервью. Специфика глубинных интервью по сравнению с фокус-группами. Методы отбора респондентов при проведении глубинных интервью. Выбор времени и места проведения интервью. Способы записи глубинных интервью.

Основная литература

  1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

  2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998.

Дополнительная литература

  1. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

  2. Белановский С.А. Метод «фокус-групп». М., 1996.

  3. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,

  4. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М., 1993.

  5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. – М., 1996.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Каковы отличия качественных методов от количественных?

  2. Что такое проективные методики?

  3. Что такое глубинное интервью?

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (к зачету)

  1. В каких случаях целесообразно проводить социологические исследования?

  2. С чего начинается подготовка эмпирического социологического исследования?

  3. Каким образом разрабатывается программа исследования? Какова ее структура?

  4. Чем определяются этапы исследования? Каковы они?

  5. Чем определяется достоверность информации?

  6. Какова классификация документов?

  7. Каковы основные методы анализа документов?

  8. Каковы понятия научного наблюдения в социологии?

  9. Каковы виды наблюдения?

  10. Чем определяется надежность и устойчивость данных наблюдения?

  11. Каковы основные виды опросов?

  12. Что представляет собой анкета социального опроса?

  13. Какова специфика вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов?

  14. Каковы особенности процесса подготовки и оформления анкеты?

  15. Каковы отличия качественных методов от количественных?

  16. Что такое проективные методики?

  17. Что такое глубинное интервью?

Автор программы:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Цель курса – ознакомление слушателей с теорией и практикой создания, реализации и оценки результатов социальных проектов как инструмента изменения и развития образовательной системы и ее отдельных элементов.
  2. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 I. пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Программа курса «Экономика и финансирование системы образования» предназначена для Магистерской программы «Управление образованием» по направлению 081100.
  3. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 I. пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Цель курса – формирование у студентов представлений о межличностных коммуникациях в образовании, об изменении роли коммуникации в современном образовании, о современных концепциях образования.
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года

    Заседание
    1.Первое пленарное заседание Совета по взаимодействию российской общественности, посвящённое обсуждению 10 мер, предложенных президентом для смягчения инвестиционного климата,
  5. Философия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010

    Документ
    Философия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.

Другие похожие документы..