Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перечень мероприятий по оснащению автовокзалов и автотранспортных средств (автобусов) инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транс...полностью>>
'Документ'
(*) Лекарственные средства предоставляются в установленном порядке в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фе...полностью>>
'Документ'
Уметь готовить к работе приборы химической разведки и проводить индикацию с помощью ВПХР, ПХР-МВ (МПХР). ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Формировать морально-пс...полностью>>
'Документ'
Міжнаро́дне пра́во — система правових норм, які регулюють публічні взаємовідносини між державами (міжнародне публічне право) або приватні правові від...полностью>>

Главная > Статья

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Предисловие

Федеральный закон

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 10. Право на предвыборную агитацию

Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей

Статья 13. Образование избирательных участков

Статья 14. Порядок доведения до избирателей сведений об образовании избирательных участков

Статья 15. Составление списков избирателей

Статья 16. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации

Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Глава 3. Избирательные комиссии

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 20. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Статья 22. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий

Статья 24. Статус членов избирательных комиссий

Статья 25. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 26. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Глава 4. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации

Статья 30. Наблюдатели

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

Статья 32. Представители средств массовой информации

Глава 5. Политические партии

Статья 33. Участие политических партий в выборах депутатов Государственной Думы

Статья 34. Наименование и эмблема политической партии

Статья 35. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений

Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов

Статья 36. Выдвижение федерального списка кандидатов

Статья 37. Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий

Статья 38. Представление федеральных списков кандидатов и иных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Статья 39. Формы поддержки (обеспечения) выдвижения федерального списка кандидатов

Статья 40. Подписной лист

Статья 41. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

Статья 42. Представление избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов

Статья 43. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении федеральных списков кандидатов

Статья 44. Регистрация федерального списка кандидатов

Глава 7. Статус кандидатов

Статья 45. Равенство кандидатов

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

Статья 48. Доверенные лица политических партий

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

Глава 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация

Статья 50. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы

Статья 51. Информирование избирателей

Статья 52. Участие избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 53. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения

Статья 54. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 55. Предвыборная агитация

Статья 56. Агитационный период

Статья 57. Общие условия доступа политических партий к средствам массовой информации

Статья 58. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 59. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Статья 61. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов

Статья 62. Ограничения при проведении предвыборной агитации

Глава 9. Финансовое обеспечение выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные фонды

Статья 63. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 64. Избирательные фонды

Статья 65. Специальные избирательные счета

Статья 66. Избирательный залог

Статья 67. Добровольные пожертвования в избирательный фонд

Статья 68. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий

Статья 69. Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями

Статья 70. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

Статья 71. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях

Глава 10. Голосование

Статья 72. Помещение для голосования

Статья 73. Избирательный бюллетень

Статья 74. Открепительное удостоверение

Статья 75. Порядок голосования

Статья 76. Досрочное голосование

Статья 77. Порядок голосования вне помещения для голосования

Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 78. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Статья 79. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией

Статья 80. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

Статья 81. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации

Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Статья 84. Повторные выборы депутатов Государственной Думы

Статья 85. Регистрация депутатов Государственной Думы

Статья 86. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 87. Порядок использования ГАС «Выборы»

Статья 88. Хранение избирательных документов

Глава 12. Замещение вакантных депутатских мандатов

Статья 89. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов

Глава 13. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан

Статья 91. Основания аннулирования регистрации списка кандидатов, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации списка кандидатов, об отказе в регистрации списка кандидатов, исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации списка кандидатов

Статья 92. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы

Статья 93. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Глава 14. Заключительные и переходные положения

Статья 94. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 95. Переходные положения

Приложения

Приложение 1 К Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Приложение 2 Сведения о размере и источниках доходов, имуществе принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах

Приложение 3 Контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального закона)

Приложения

Алфавитно-предметный указатель

Перечень основных источников, использованных в комментарии

Приложение № 1. Адреса сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в Интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (по состоянию на 1 июня 2007 года)

Приложение № 2. Электронные адреса международных организаций и иных органов и организаций в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»

Предисловие

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет тот или иной вид избирательной системы для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как одной из палат парламента Российской Федерации — представительного и законодательного органа Российской Федерации (статья 94). Предусмотрев двухпалатную структуру Федерального Собрания, количественный состав Государственной Думы (450 депутатов) и срок ее полномочий (4 года), Конституция Российской Федерации определила, что порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (часть 2 статьи 96)

1См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 года № 26­П
по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 969.

2Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597.

3Там же. № 41. Ст. 3907.

4Там же. № 45. Ст. 4333.

5Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 437.


1.

7 декабря 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51­ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним выборы всего депутатского корпуса должны будут проводиться по пропорциональной избирательной системе, и первые выборы по такой избирательной системе предстоит провести в Государственную Думу пятого созыва. Выборы депутатов Государственной Думы четырех прежних созывов проводились по смешанной (мажоритарно­пропорциональной) избирательной системе, впервые закрепленной в Положении о выборах депутатов Государственной Думы, введенном в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 14002 (в уточненной редакции Указа Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года № 15573 с последующими изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года № 18464 , от 4 февраля 1994 года № 2385). В соответствии с указанным Положением в 1993 году проводились, как известно, выборы депутатов Государственной Думы первого созыва.

Выборы депутатов Государственной Думы второго — четвертого созывов проводились в 1995, 1999 и в 2003 годах каждый раз на основе нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (соответственно федеральные законы от 21 июня 1995 года № 90­ФЗ

6СЗ РФ. 1995. № 26. Ст.2398.

7СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

8СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.

9См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.:Изд­во «ВЕСЬ МИР», 2004. С. 20.


6, от 24 июня 1999 года № 121­ФЗ7, от 20 декабря 2002 года № 175­ФЗ8). Вместе с тем каждый из указанных федеральных законов сохранял преемственность, в первую очередь — основных параметров применяемой смешанной избирательной системы. Так, стабильно сохранялось положение о проведении выборов половины депутатского корпуса — 225 депутатов по одномандатным избирательным округам, создание которых обусловливалось не только требованиями их примерного равенства по числу избирателей, но и требованием к созданию на территории каждого субъекта Российской Федерации не менее чем одного избирательного округа. Это, с учетом серьезных различий в численности избирателей в разных субъектах Российской Федерации, приводило при образовании одномандатных избирательных округов к значительным электоральным диспропорциям. Так, на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва в самом большом по численности избирателей — Курганском одномандатном избирательном округе № 96 было 781 035 избирателей, а в самом маленьком — Эвенкийском одномандатном избирательном округе № 224 — всего 12 166 (то есть почти в 64 раза меньше)9. Надо отметить, что сложившаяся система образования одномандатных избирательных округов была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 17 ноября 1998 года № 26­П признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Во многом под влиянием выраженных в указанном постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации происходила и эволюция пропорциональной составляющей избирательной системы, применявшейся на выборах депутатов Государственной Думы. В частности, в 1999 году был введен так называемый плавающий заградительный барьер для допуска федеральных списков кандидатов к распределению депутатских мандатов, то есть заградительный барьер в 5 процентов, понижающийся в случае, если его применение не позволяет получить депутатские мандаты избирательным объединениям (избирательным блокам), получившим абсолютное большинство голосов избирателей в ходе голосования (то есть если они не получили в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принимавших участие в голосовании за федеральные списки кандидатов).

Развитие пропорциональной части избирательной системы также было направлено на расширение участия регионов страны в формировании федеральных списков кандидатов. В связи с этим уже в 1995 году в Федеральный закон от 28 апреля 1995 года № 66­ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» была включена норма о необходимости разделения федерального списка кандидатов полностью или частично (с учетом возможности выделения общефедеральной части, включающей не более чем 12 кандидатов

10В 1999 году указанное число увеличилось до 18 кандидатов.


10) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем минимальное число таких региональных групп не оговаривалось. Требование о том, что таких групп не может быть менее семи, появилось в прежнем Федеральном законе только в 2002 году.

Комментируемый Федеральный закон реформировал избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы, поскольку предусмотрел переход от смешанной (мажоритарно­пропорциональной) избирательной системы к пропорциональной системе выборов, в соответствии с которой все 450 депутатов Государственной Думы избираются в составе федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, а политические партии получают места в нижней палате федерального парламента пропорционально числу голосов избирателей, поданных за соответствующие федеральные списки кандидатов.

Реформа избирательной системы была обусловлена необходимостью осуществления серьезных политических шагов, направленных на развитие гражданского общества, многопартийной политической системы. Она должна рассматриваться в общем контексте мер, принятых для формирования политической системы, восприимчивой к региональным проблемам и тесно связанной с общенациональными интересами, в соответствии с которыми Государственная Дума должна стать основным инструментом представительства общенациональных идей и интересов, которые смогут выражать только крупные, хорошо структурированные политические партии.

Введение более десяти лет назад на выборах депутатов Государственной Думы смешанной избирательной системы позволило в достаточно короткий исторический срок обеспечить начало становления партийно­политической системы, создало реальную политико­правовую почву для разработки по инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95­ФЗ «О политических партиях» и его последующего принятия. Вместе с тем появились основания считать, что применение смешанной избирательной системы в дальнейшем привело бы к политической стагнации как в партийном строительстве, так и в избирательной системе Российской Федерации в целом.

Непременным условием процесса развития политических партий является возможность их конкуренции на началах равноправия, в том числе на выборах депутатов Государственной Думы. Как показала практика, введение комментируемым Федеральным законом пропорциональной избирательной системы за достаточно большой срок до проведения парламентских выборов (наряду с исключением из политического оборота института избирательных блоков, а также другими законодательными новеллами 2005–2006 годов) стимулировало объединительные процессы в партийном строительстве. Есть основания полагать, что созданы и работают предпосылки для формирования сильных политических партий, способных разрабатывать серьезные партийные и предвыборные программы, имеющие общенациональное значение, и добиваться проведения их в жизнь, а также обеспечивать демократическое воспроизводство политической элиты. Наличие сильных и авторитетных политических партий позволит избирателям более обоснованно и ответственно делать свой выбор при голосовании за соответствующие федеральные списки кандидатов. Практика показала, что кандидаты, избранные по одномандатным избирательным округам как независимые, так и представляющие те или иные не прошедшие в Государственную Думу по федеральным спискам кандидатов политические партии, вскоре после своего избрания депутатами, как правило, примыкают к тем или иным парламентским фракциям — только в этом случае депутат может реально влиять на принятие государственных решений. Но ведь избиратель голосовал за кандидата совсем иной «политической окраски» или просто за независимого кандидата. Таким образом, соответствующее представительство в Государственной Думе оказывается искаженным. При использовании пропорциональной избирательной системы такая ситуация невозможна: кандидаты открыто заявляют о своей политической принадлежности и тем самым обозначают свою идеологическую позицию. Соответственно, введение пропорциональной избирательной системы призвано обеспечить более точное (реально пропорциональное) политическое представительство всех крупных социальных групп российского общества в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

11Например, если бы в декабре 2003 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва проводились исключительно по пропорциональной избирательной системе, то партийная фракция политической партии «Единой России» в Государственной Думе насчитывала бы 239 депутатов (против 306 в настоящее время), при этом 80 депутатских мандатов получила бы КПРФ, 73 – ЛДПР, 58 депутатских мандатов получил бы избирательный блок «Родина».


11.

В ходе рассмотрения концепции комментируемого Федерального закона на стадии его принятия отмечалось, что выборы по мажоритарной избирательной системе в одномандатных избирательных округах в последнее время скорее препятствовали нормальной конкуренции между политическими партиями. В таких избирательных округах все большую роль стал играть и так называемый административный ресурс. Зачастую депутатский мандат получали люди, добивавшиеся лишь депутатского иммунитета для себя и своего бизнеса. Отмечалась также тревожная тенденция усиления влияния на формирование региональных органов государственной власти финансово­промышленных групп, стремящихся через финансируемых ими кандидатов получить контроль над законодательными (представительными) и исполнитель­
ными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Очевидным фактом является то, что при применении на выборах мажоритарной избирательной системы «терялось» гораздо большее число голосов избирателей, отданных за кандидатов, не получивших по итогам выборов депутатские мандаты. Так, при проведении выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2003 года за кандидатов, ставших победителями в одномандатных избирательных округах, проголосовали 42 процента избирателей, то есть чуть более 25 миллионов человек, тогда как кандидаты, избранные по федеральным спискам, получили поддержку более 70 процентов, или примерно 42,8 миллиона голосовавших избирателей

12См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. С. 142, 192.


12.

Закрепленная в комментируемом Федеральном законе пропорциональная избирательная система сохранила большую часть характерных признаков пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы, применявшейся в прежних четырех избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы, в Российской Федерации. Вместе с тем в законе предприняты определенные ее корректировки с целью преодоления присущих ей недостатков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская федерация федеральный закон о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации (1)

    Закон
    Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Российская федерация федеральный закон о выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации (2)

    Закон
    Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  3. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее соответственно Федеральное Собрание, Совет Федерации и Государственная Дума), общие начала осуществления парламентского контроля закон

    Закон
    Вносится депутатами Государственной Думы: Г.В.Гудков, А.Г.Аксаков, В.П.Войтенко, С.П.Горячева, М.В.Емельянов, В.И.Илюхин, А.С.Иванов, Н.В.Левичев, И.И.
  4. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вдень выборов нам необходимо будет избрать депутатов закон

    Закон
    В 2011 году в связи с исторической датой – днем начала работы 27 апреля 1906 года Первой Государственной Думы отмечается 105-летие парламентаризма в России.
  5. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыв Всоответствии с подпунктами «в» и«е» п. 9 ст. 26, ст. 45 Федерального закон

    Закон
    В соответствии с подпунктами «в» и «е» п.9 ст.26, ст.45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.

Другие похожие документы..