Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
АНАЛІЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВПЛИВУдо проекту розпорядження голови Сумської обласної державної адміністрації " Про державне регулювання рентабельності п...полностью>>
'Конспект'
Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности. Эти средства обучения отличаются от стандартных дидактических средств...полностью>>
'Документ'
Данный раздел традиционно обязателен для курсов «Специальное технологическое оборудование», читаемых инженерам-химикам. Причины очевидны. Поскольку о...полностью>>
'Реферат'
Для предприятий любых организационно-правовых форм свойственно стремление работать с максимальной экономической отдачей, что заставляет внедрять наиб...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как еди­ное целое, развивающееся на основе определенных закономерно­стей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорово­го и больного человека.

Настоящий учебно-методический практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека с кредитно-модульной системой организации учебного процесса и направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию дисциплины.

В учебном пособии представлены методические разработки для студентов, содержащие материалы по организации учебной деятельности студентов медицинских факультетов при изучении предмета по кредитно-модульной системе обучения (включая основные разделы рабочей программы по учебной дисциплине и I модуля в часности), а также план проведения практических занятий по опорно-двигательному аппарату. Оно содержит учебно-методические материалы по четырем разделам: общей остеологии, артросиндесмологии, краниологии, миологии. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме. В разделе «Самостоятельная работа студентов» представлены этапы её теоретического изучения. Все разделы завершаются итоговым занятием с подробным перечнем вопросов устного и тестового опросов, а также ситуационными задачами для контроля уровня усвоения предлагаемой информации. В конце пособия даны задания для индивидуальной работы и список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Для студентов педиатров поданы анатомические особенности детского возраста.

Настоящее издание учебного пособия существенно отличается от предыдущего. Авторы максимально учли замечания, пожелания, советы студентов и преподавателей. Заново сформулированы вопросы исходного и конечного контроля, дополнены методические указания для самостоятельной работы, ситуационные задачи для компьютерного субмодульного и модульного контролей.

Учебное пособие будет полезным студентам I-II курсов медицинского и педиатрического факультетов для организации текущего усвоения предмета, при подготовке и промежуточному (субмодульному) и итоговому (модульному) контролю.

Рекомендовано к печати ЦМК и редакционно-издательским советом Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по анатомии человека для высших медицинских учебных заведений Украины III-IV уровней аккредитации составлена для специальности 7.110101 - «Лечебное дело» направления подготовки 1101 «Медицина» в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками (ОКХ) и образовательно-профессиональными программами (ОПП) подготовки специалистов, утвержденными приказом МОН Украины № 239 от 16.04.03г., учебным планом, утвержденным приказом МЗ; Украины №52 от 31.03.2005 г. Срок обучения по специальности осуществляется на протяжении 6 лет, а базовая медицинская подготовка - на протяжении 5 лет.

В соответствии с учебным планом изучение анатомии человека осуществляется в I –III семестрах.

Анатомия человека как учебная дисциплина:

а) базируется на изучении студентами медицинской биологии, гистологии, цитологии и эмбриологии, биофизики, латинского языка и интегрируется с этими дисциплинами,

б) закладывает основы для изучения студентами нормальной физиологии, пропедевтики клинических дисциплин и формирования умений применять знания по анатомии человека в процессе дальнейшего изучения всех клинических дисциплин и в будущей профессиональной деятельности.

Организация учебного процесса осуществляется на основе кредитно-модульной системы соответственно требованиям Болонского процесса.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель органи­зации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных техноло­гий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов).

Зачетный кредит - это единица измерения учебной нагрузки студента, необходимой для усвоения содержания модуля программы учебной дисциплины. Зачётный Кредит (Credit) включает все виды работ студента, которые предусмотрены в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия), самостоятельную работу, выполнение курсовых работ, кон­сультации; на выпускных курсах - подготовку к государственной аттестации, на клинических и гигиенических кафедрах - профессиональную клиническую практическую подготовку соответственно требованиям образовательно-квалификационным характеристикам; сдачу лицензионных интегрированных экзаменов «Крок 1» и «Kpoк 2», практически ориентированного государственного экзамена; производст­венную практику и т.п. Один учебный год включает 60 кредитов; в экспериментальном плане продолжительность кредита составляет 30 учебных часов.

Программа дисциплины структурирована на модули, в состав которых входят блоки смысловых модулей. Объем учебной нагрузки студентов определен в кредитах ECTS (евро­пейская система перезачисления кредитов, European Credit Transfer System ) - зачетных кредитах, которые начисляются студентам при успешном усвоении ими соответствующего модуля (зачетного кредита).

Модуль - это задокументированная завершенная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Модуль может состоять из нескольких смысловых модулей.

Смысловой модуль - это часть модуля, представляющая систему учебных элемен­тов, объединенных по признаку соответствия определенному учебному объекту.

Курс анатомии человека разделен на 3 модуля:

Модуль 1. Анатомия опорно-двигательного аппарата.

Смысловые модули:

1. Введение в анатомию.

2. Анатомия костей скелета (остеология)

3. Соединения костей скелета (артросиндесмология).

4. Кости черепа (краниология).

5. Анатомия мышц (миология).

Модуль 2. Спланхнология. Анатомия сердечно-сосудистой системы.

Смысловые модули:

5. Анатомия пищеварительной системы.

6. Анатомия дыхательной системы.

7. Анатомия мочевой системы.

8. Анатомия мужской и женской половых систем.

9. Анатомия органов эндокринной системы.

10. Анатомия сердца и артериальной системы.

11. Анатомия венозной системы.

12. Анатомия лимфатической и иммунной систем.

Модуль 3. Анатомия нервной системы и органов чувств.

Смысловые модули:

13. Введение в неврологию. Анатомия спинного мозга.

14. Анатомия головного мозга.

15. Анатомия органов чувств.

16. Периферические нервы.

17. Вегетативная нервная система.

18. Анатомо-топографические принципы кровоснабжения и иннервации организма человека.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса базируется на систематической работе студентов во время всего учебного года.

Видами учебных занятий по анатомии человека в соответствии с учебным планом являются:

а) лекции;

б) практические занятия;

в) самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов;

г) индивидуальная работа по выбору.

Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов анатомии человека.

Практические занятия предусматривают овладение:

-знанием латинской (греческой) терминологии;

-знанием источников и закономерностей эмбрионального развития, строения органов и систем органов человека, клинических методов их исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.);

-навыками препаровки, демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах, моделях, муляжах;

-оцениванием возрастных, половых и индивидуальных особенностей строение органов человека;

-решением ситуационных задач, которые имеют клинико-анатомическое обоснование.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа предусматривает овладение умением:

-антропометрического описания органов;

-демонстрировать на препаратах органы, их части и другие образования;

-рисовать схемы и рисунки по материалу темы;

-интерпретировать визуализированные результаты клинических методов исследования (читать ренгено-, томограммы и т.п.)

Индивидуальная учебно-исследовательская (УИРС) или научно-исследовательская (НИРС) работа студентов (по выбору) предполагает:

а) подготовку обзора научной литературы (реферата);

б) подготовку иллюстративного материала по рассматриваемым темам (мультимедийная презентация, набор таблиц, схем, рисунков и т.п.);

в) изготовление учебных и музейных натуральных препаратов, моделей;

г) проведение научного исследования в рамках студенческого научного кружка кафедры;

д) участие в научной госбюджетной тематике кафедры;

е) участие в олимпиадах и др.

Усвоение темы контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями. Рекомендуется применять следующие формы текущего контроля уровня подготовки студентов:

-компьютерное или письменное тестирование в объеме смыслового модуля;

-решение ситуационных задач;

-контроль практических навыков препарирования и демонстрации; анатомических препаратов, с последующим анализом и оцениванием половых, возрастных, индивидуальных особенностей строения органов человека;

-анализ топографо-анатомических взаимоотношений органов и систем человека (знание основ клинической анатомии);

-анализ источников и закономерностей пренатального и раннего постнатального развития органов человека, вариантов изменчивости органов, пороков развития.

Итоговый контроль усвоения модулей осуществляется по их завершению и включает в себя:

-компьютерный или письменный тестовый контроль по объему тестов и ситуационных задач смысловых модулей;

-устное собеседование по натуральным анатомическим препаратам (контроль практических навыков).

Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей по системе ECTS и четырехбальной системе, принятой в Украине.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов медицинского факультета по специальности 7.110101 “Лечебное дело”, квалификация – врач (специалист)

Структура учебной дисциплины

Количество часов, из них

Год обучения

Вид контроля

Вместе

Аудиторных

СРС

Лекций

Практических занятий

435

50

231

154

1,2

Кредитов ECTS

14,5

Зачетный кредит

Модуль 1

Анатомия опорно-двигательного аппарата

96=3,2 кр.

10

60

26

1

Итоговый

контроль

Смысловых модулей 5

Контроль практических навыков.

Тестовые задания

Зачетный кредит:

Модуль 2

Спланхнология. Анатомия сердечно-сосудистой системы.

170 =5,7 кр.

20

84

66

1

Итоговый

контроль

Смысловых модулей 8

Контроль практических навыков.

Тестовые задания

Зачетный кредит:

Модуль 3

Анатомия нервной системы и органов чувств

169=5,6 кр.

20

87

62

1,2

Итоговый

контроль

Смысловых модулей 6

Контроль практических навыков.

Тестовые задания

В том числе итоговый контроль усвоения модулей

18

9

9

1,2

Недельная нагрузка

I год обучения-8,25 часов

II год обучения-5,25 часов


Примечание: Соотношение количества часов аудиторных занятий к индивидуальной и самостоятельной работе может составлять 60% к 40% или 40% к 60%, в зависимости от содержания учебного курса.Аудиторная нагрузка - 65%, СРС – 35%

* 1 кредит ECTS = 30 ч.

2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения анатомии человека - конечные цели, установленные на основе ОПП подготовки врача по специальности соответственно блоку ее смысловых модулей (естественно-научная подготовка) и являющиеся основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано на основании навыков и умений в виде целевых задач (действий). На основании конечных целей каждого модуля или смыслового модуля сформулированы конкретные цели в виде определенных навыков, умений (действий) и целевых задач, обеспечивающих достижение конечной цели изучения дисциплины.

Конечные цели дисциплины:

- Анализировать информацию о строении тела человека, его систем, органов и тканей;

- Владеть русской, украинской и латинской (греческой) терминологией согласно международной анатомической номенклатуре;

- Определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем человека, овладев навыками препаровки и демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах;

- Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития органов человека, варианты изменчивости органов, пороков развития;

- Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения организма человека;

- Предусмотреть взаимозависимость и единство структур и функций органов человека, их изменчивость под влиянием экологических факторов;

- Освоить навыки интерпретации результатов клинических методов исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.);

- Определить влияние социальных условий и труда на развитие и строение организма человека;

- Овладеть морально-этическими принципами отношения к живому человеку и его телу как объекту анатомического и клинического исследования.

3. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Оценивание - это завершающий этап учебной деятельности студента, направленный на определение успешности обучения.

Оценка по дисциплине выставляется как средняя арифметическая из оценок за модули, на которых структурирована учебная дисциплина.

Оценка за модуль определяется как сумма оценок текущей учебной деятельности и оценки итогового модульного контроля, выражающаяся по многобальной шкале (200 баллов).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития (1)

    Закон
    Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации
  2. Методичка №47 : Фармация Физиология «жкт»

    Методичка
    Биосинтез белкаЛюбая живая клетка способна синтезировать белки, и эта способность представляет одно из наиболее важных и характерных ее свойств. С особенной энергией идет биосинтез белков в период роста и развития клеток.
  3. Методичка №46 : Физиология «жкт» Система пищеварения и обмена веществ

    Методичка
    Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.
  4. Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

    Учебник
    Григорьева Ольга Витальевна – доцент кафедры «Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей.
  5. Т. П. Адвахова Пр.№1 от 30. 08. 2011г. 31. 08. 2011г. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    МОУСОШ № 43 образована в 1904г. На протяжении века складывались традиции, на которых было воспитано не одно поколение учеников. Школа пользуется авторитетом в станице и в районе.

Другие похожие документы..