Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
М.Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан мемлекеттік университеті (09 , Орал қаласы, Достық даңғылы 162, телефон, факс 8-7112-51 26 32) 07.00.02 Отан тари...полностью>>
'Документ'
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты...полностью>>
'Документ'
связанные с выбытием (закрытием) объектов налогообложения, в ранее ┌─┬─┐ ┌─┬─┐ ┌─┬─┬─┬─┐ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ выданное свидетельство от │ │ │.│ ...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Застерегти учнів від значної кількості орфографічних помилок можна, зосереджуючи увагу на правописі словотворчих морфем. Школярі, які не вміють виділ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПУНИН Н. Н.

Мир светел любовью

ДНЕВНИКИ

ПИСЬМА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 1

I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова — Лида Леонтьева, — Поездка на Валаам — Нешилот — Юкс и Юкси 7

ДНЕВНИК. 1910 год 7

Н.Н.ПУНИН - Н.М. ЛУНИНУ 10

Н.Н.ПУНИН - Н.М.ПУНИНУ 11

Н.Н.ПУНИН - Н.М.ПУНИНУ 11

А.В.КОРСАКОВА* - Н.Н.ЛУНИНУ 12

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ПУНИНУ 12

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ПУНИНУ 13

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ЛУНИНУ 14

С.К.МАКОВСКИЙ - Н.Н.ПУНИНУ 15

ДНЕВНИК. 1912 год 16

В.А.КОМАРОБСКИЙ - Н.Н. ЛУНИНУ 18

ДНЕВНИК. 1912 год 18

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ЛУНИНУ 19

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ПУНИНУ 20

ДНЕВНИК. 1913 год 20

ДНЕВНИК. 1913 год 21

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 22

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 23

С.И.ЧАЦКИНА* - Н.Н. ЛУНИНУ 23

Н.Н.ПУНИН - A.E.APEHC 24

С.К.МАКОВСКИЙ - Н.Н.ПУНИНУ 24

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 25

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 25

ДНЕВНИК. 1913 год 27

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н. ЛУНИНУ 27

ДНЕВНИК. 1913 год 28

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 28

ДНЕВНИК. 1913 год 28

Д.И.КУРОШЕВ - Н.Н. ЛУНИНУ 29

М.Л.ЛОЗИНСКИЙ - Н.НЛ1УНИНУ 30

Н.ПУНИН ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ФЕОДОРЕ ИМПЕРАТРИЦЕ РОМЕЙСКОЙ 30

IV. «Ненаписанная картина» ~ Мобилизация —
Народные манифе стации Ультиматум —Современные мастера - Скука - Гений и человечест­во ~ «Я тот, кто как то особенно знает слова...» — Дама Луны 30

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 32

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 32

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 33

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 34

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 35

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 36

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 37

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 37

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 38

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 39

V. Война ~ Смерть Комаровского — В поезде с Ахматовой - «Рисунки Бориса Григорьева» - О смерти и жизни, любви и искусстве - Поездка в Новгород 39

ДНЕВНИК. 1914 год 40

Н.Н.ПУНИН 40

ПАМЯТИ ГРАФА ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА КОМАРОВСКОГО 40

С.К.МАКОВСКИЙ - Н. Н. ПУНИНУ 41

ДНЕВНИК. 1914 год 41

С. К.МАКОВСКИЙ - Н.Н. ЛУНИНУ 42

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС* 45

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 45

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 46

Н.Н.ПУНИН 46

РИСУНКИ БОРИСА ГРИГОРЬЕВА 46

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 48

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 48

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 50

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 50

Н.Н. ЛУНИН - А.Е.АРЕНС 50

Н.Н.ПУНИН ~ A.E.APEHG 51

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 52

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 53

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 53

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 54

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС 54

VI. Страшные месяцы - Гибель брата - Николаев­ский госпиталь — «Квартира № 5» — Февральская революция — Женитьба — Корнилов под Петрогра­дом — «Революционный город в годину бедствий» — Комиссар Русского музея и Эрмитажа 55

ДНЕВНИК. 1915 год 55

ДНЕВНИК. 1916 год 56

Е.А.ПОЛЕТАЕВ - Н.Н.ЛУНИНУ. 56

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 57

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 57

А.Н.ПУНИН - Н.Н.ПУНИНУ 58

ДНЕВНИК. 1916 год 58

Н.Н.ПУНИН 62

«КВАРТИРА № 5»* 62

ВЫПИСКА из паспорта А.Е.Аренс-Пуниной 65

ДНЕВНИК. 1917 год 65

РУССКИЙ МУЗЕЙ 67

Императора Александра III 67

М.Л.ЛОЗИНСКИЙ - Н.Н.ПУНИНУ 67

КОМИССАРУ РУССКОГО МУЗЕЯ Н.Н. ПУНИНУ*. 68

VII. Вести от Юкси «Где же это мои великие футуристы?» Отдел ИЗО — Лиля Б. ~ Татлин -Митурич — Малевич - Первый арест 68

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ПУНИНУ 68

Н.Н.ПУНИН - О.М.БРИКУ*. 72

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ. 79

ДНЕВНИК. 1920 год 80

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 82

Л.А.БРУНИ - Н.Н. ПУНИНУ 83

П.В.МИТУРИЧ - Н.Н.ПУНИНУ 85

П.В.МИТУРИЧ - Н.Н. ЛУНИНУ 85

Д. П. ШТЕРЕНБЕРГ - Н.Н.ПУНИНУ 85

Н.Н.ПУНИН - Д.П.ШТЕРЕНБЕРГУ 85

ДНЕВНИК. 1921 год 86

ПРОТОКОЛ 87

Н.Н. ПУНИН- Е.И.АРЕНСУ* 87

А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ - И.С.УНШЛИХТУ 87

ЗАЯВЛЕНИЕ 88

VIII. Рождение дочери — Матюшин Пуни — Митурич — Болезнь и смерть Велимира Хлебникова 88

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н. ЛУНИНУ 91

ДНЕВНИК. 1922 год 91

И. ПУНИ - Н.Н.ПУНИНУ 92

П.В.МИТУРИЧ - Н.Н.ПУНИНУ 94

П.В.МИТУРИЧ - Н.Н. ЛУНИНУ 95

IX. После ночного разговора с Лурье и Ахматовой — <<Во мне два человека теперь» — Записки Ахмато­вой — «Можешь без меня? Не могу...» — Русская вы­ставка в Берлине - «Душа в угаре» - Ревность — «Люблю, какая ты есть» — «Ты одна останешься правой» ~ «Ан., зову тебя» 96

ДНЕВНИК. 1922 год. 96

Н.Н.ПУНИН - А. А. АХМАТОВОЙ. 97

Н.Н.ПУНИН 97

«TRISTIA» 97

ДНЕВНИК. 1922 год 98

А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ЛУНИНУ 99

АННА АХМАТОВА 101

ДНЕВНИК. 1923 год 102

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. 103

ДНЕВНИК. 1923 год 108

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 112

А.А.АХМАТОВА и Н.Н.ПУНИН: РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА* 115

П.В.МИТУРИЧ - Н.Н.ПУНИНУ 116

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 117

К.С.МАЛЕВИЧ - Н.Н.ЛУНИНУ 119

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ. 123

ДНЕВНИК. 1923 год 123

ДНЕВНИК. 1923 год. 128

А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ 131

ДНЕВНИК. 1923 год 131

ЗАЯВЛЕНИЕ 132

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ*. 134

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 135

А.И.ТАРАН - Н.Н. ЛУНИНУ 136

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 137

А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ 138

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 140

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 140

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 141

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 142

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 145

ДНЕВНИК. 1924 год 145

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 145

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 146

ДНЕВНИК. 1925 год 147

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 148

ДНЕВНИК. 1925 год 148

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 149

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 150

ДНЕВНИК. 1925 год 150

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 152

ДНЕВНИК. 1925 год. 153

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 154

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 156

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н.ПУНИНУ. 157

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н. ЛУНИНУ. 158

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 158

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 159

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 160

ДНЕВНИК. 1925 год 161

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 162

А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ 162

ДНЕВНИК. 1925 год. 163

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. 164

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 168

РАЗГОВОРНАЯ КНИЖКА 169

Л.А.БРУНИ - Н.Н.ПУНИНУ 169

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 174

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 174

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 176

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ*. 179

А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ 179

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 180

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н. ЛУНИНУ. 182

Н.Н. ЛУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 185

Н.Н.ПУНИН- Н.С.ГОНЧАРОВОЙ 188

XIV. Выставки — Последнее письмо Юкси — «Скром­ные поколения» — Отдых на Юге — «Вспоминаю о те­бе с покорностью» Удальцова — Ларионов 189

Н.А.УДАЛЬЦОВА - Н.Н.ПУНИНУ 189

Н.А.УДАЛЬЦОВА - Н.Н.ПУНИНУ 190

Н.Н. ЛУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 190

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 191

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 191

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ. 194

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. 194

Н.Н.ПУНИН - И.Н.ПУНИНОЙ 195

Н.Н. ЛУНИН - А.Е.АРЕНС ПУНИНОЙ 196

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ. 197

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ* 197

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н. ЛУНИНУ. 198

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ* 200

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ 201

ИСКУССТВ - Н.Н.ПУНИНУ 202

В.А.КАТАНЯН - Н.Н.ПУНИНУ 202

.XV. Скудный быт — Мемуары — «Психологическое» письмо ~ Заботы Пастернака — «Чувствую себя ста­риком в прошлом» ~ «Не теряй отчаяния» — «Третье и последнее» 202

Н.Н.ПУНИН- И.Н.ПУНИНОЙ 204

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 204

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н. ЛУНИНУ 204

ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ - Н.Н.ПУНИНУ 205

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ* 207

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ 208

.XVI, Киевские лекции — Террор ~ Второй арест — «Любовь осела» - «Зловещие дни» — «В одноместной каюте II класса» - «Разрыв» — SOS — Учебник 210

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. 212

Н.П.СЫЧЕВ* - Н.Н.ПУНИНУ 213

П.А.КУЛЬЖЕНКО - Н.Н. ЛУНИНУ 214

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 215

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ*. 215

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. 215

ДНЕВНИК. 1936 год. 216

АННА АХМАТОВА 217

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ*. 217

Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ 219

АННА АХМАТОВА 219

В.Н.ЛАЗАРЕВ - Н.Н.ПУНИНУ. 220

И.Л.АРЕНС - Н.Н.ПУНИНУ*. 220

.XVII. Война — «Раскаленная чушь» — Тика — Воздуш ные тревоги и налеты ~ Голод — De projundis — Самарканд — Предсмертное свидание — Curriculum vitae — Воспоминания об эвакуации — Ожидание «Я бодро торгую на базаре» - Пространство и вре­мя — Смерть Гали 222

ДНЕВНИК. 1941 год. 222

Н.Н.ПУНИН- А.Е.АРЕНС-ПУНИНОЙ* 229

А.Е.АРЕНС-ПУНИНА - Н.Н.ПУНИНУ 230

ПРОФЕССОР 231

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПУНИН 232

CURRICULUM VITAE [Жизнеописание, - лат.]* 232

ДНЕВНИК. 1942 год. 233

Н.Н.ПУНИН - М.А.ПУНИНОЙ 238

ДНЕВНИК. 1943 год 238

А.А.АХМАТОВА - И.Н.ПУНИНОЙ. 240

А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ 240

ДНЕВНИК. 1943 года 240

АННА АХМАТОВА 241

Н.Н.ПУНИН - М.А.ПУНИНОЙ 241

С.И.АРЕНС- И.Н.ПУНИНОЙ 242

.XVIII. На Север - Загорск — «К проблеме реализма» ~ «Третья жизнь» — Первые встречи — Память о Са­марканде — Возвращение в Ленинград — «Модерн» -«Мертвые еще бродят вокруг стен» — «Трагическое стало обычным» — «Государство Земного Шара» — «Война кончается, но...» 242

Н.Н.ПУНИН - С.И.АРЕНС 245

Н.Н.ПУНИН- М.А.ПУНИНОЙ 252

Г.А.ОБРАДОВИЧ - Н.Н. ЛУНИНУ. 253

ДНЕВНИК. 1944 год. 253

Н.Н.ЛУНИН- М.Д.БЛАГМАН* 254

ДНЕВНИК. 1945 год 254

Н.Н.ПУНИН - М.Д.БЛАГМАН 255

ДНЕВНИК. 1945 год 255

Н.Н.ПУНИН - А.Е.АРЕНС. 258

С.И.ЧАЦКИНА* - Н.Н. ЛУНИНУ 259

.XIX. Победа - Будни - Дипломная работа А. А. Мыль­никова — «Постановление» - Смерть Л. А. Бруни 260

Н.Н.ПУНИН - М.Д.БЛАГМАН 260

ДНЕВНИК. 1945 год 261

ДНЕВНИК. 1946 год 262

М.К.СОКОЛОВ* - Н.Н.ЛУНИНУ. 264

АННА АХМАТОВА 265

Е.Н. МАСЛОВА - Н.Н. ЛУНИНУ. 265

ДНЕВНИК. 1947 год 266

А.А.ИСАКОВА-СОКОЛОВА* - Н.Н.ПУНИНУ 266

XX. Протест Травля — Письма учеников - Послед няя работа: «Александр Иванов» — В опустевшем доме — Арест —«Колыбельная» 268

Н.Н.ПУНИН 268

СТУДЕНТЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Н.Н.ПУНИНУ 269

СТУДЕНТЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Н.Н.ПУНИНУ 270

ДНЕВНИК. 1948 год 270

Н.Н.ПУНИН - В.М.ЗУММЕРУ*. 271

К. ДЖАКОВ 271

ФОРМАЛИСТЫ И ЭСТЕТЫ В РОЛИ КРИТИКОВ 271

ПРИКАЗ 272

ЗАЯВЛЕНИЕ 273

Г.ГЛАГОЛЕВА - Н.Н. ПУНИНУ 273

А.Г.КАМИНСКАЯ - Н.Н.ПУНИНУ 273

Н.Н.ПУНИН - И.Н.ПУНИНОЙ и А.Г.КАМИНСКОЙ 273

Н.Н.ПУНИН- И.Н.ПУНИНОЙ 274

Н.Н.ПУНИН 275

АННА АХМАТОВА 275

XXI. Следствие — Этап - Письма из Абези - «Тер петь, терпеть» - «Я буду сидеть до тех пор...» -«И сердце то уже не отзовется» 275

МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА № 3764 275

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НА АРЕСТ 275

АНКЕТА АРЕСТОВАННОГО 276

ПОКАЗАНИЯ ЛУНИНА Н.Н. 276

ИЗ ДОПРОСА СЕРОВА В.А., 277

Н.Н.ПУНИН- М.А.ГОЛУБЕВОЙ 278

Н.Н. ПУНИН - М.АЛОЛУБЕВОЙ. 279

Н.Н.ПУНИН- М. А. ГОЛУБ ЕВОЙ. 280

Н.Н.ПУНИН- М.А.ГОЛУБЕВОЙ. 281

Н.Н. ЛУНИН - И.Н.ПУНИНОЙ* 281

НА ВОСХОД ВЕНЕРЫ 282

.Н.Н.ПУНИН - М.А.ГОЛУБЕВОЙ. 283

Н.Н.ПУНИН - М.А.ГОЛУБЕВОЙ 283

И.П.ГОРБАТЕНКО - М.А.ГОЛУБЕВОЙ 284

АННА АХМАТОВА 284

XXII. Письма М. Г.* 284

Н.Н.ПУНИН 284

ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИЙ 302

I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова — Лида Леонтьева, — Поездка на Валаам — Нешилот — Юкс и Юкси

ДНЕВНИК. 1910 год

января*

Сегодня такой тихий и молчаливый вечер.

Мне хочется описать нашу комнату. Когда-нибудь я с радо­стью и счастьем прочту эту страницу своего дневника, охвачен­ный воспоминанием, потому что ничто так не воскрешает прошлое, как память о какой-нибудь маленькой реальной под­робности.

Мы живем в Царском Селе на Средней улице, дом Малышевых. Я буду писать, как бы рассматривая все отсюда, вот с этого скрипучего плетеного кресла перед письменным столом. Прежде всего, наша комната невелика, 6 7 шагов в длину и поч­ти столько же в ширину. Передо мной небольшой раскрытый лом­берный стол, покрытый красным сукном, кое-где закапанным чернилами. На самом краю стола в малиновой полированной рамке с бронзовыми украшениями портрет Кнута Гамсуна: дикое, трепаное лицо с глазами, пристально уставившимися сквозь пенсне в черной оправе; к портрету с задней стороны приделано перо из хвоста павлина, будто бы напоминающее мне зеленые птичьи перья Эдварды*. Огарок свечи, сапожный крючок, ку­сочек сургуча, трубка для курения, оторванные пуговицы, син­детикон* , рядом коробка с флаконом духов сирени. Направо и налево от этой тетрадки, в которой я теперь пишу, лежат кипы книг, самых разнообразных, которые я почти случайно теперь читаю или намереваюсь прочесть. Вот греческая грамматика, «Книга о русских поэтах последнего десятилетия» М.Гофмана, «Иоанн» Зудермана, а вот слева: Ксенофонт текст, коммента­рии и подстрочник, греческий словарь, Метерлинк «Разум цве­тов» и драмы, второй том «Войны и мира», опять греческая грам­матика, Пьер Лоти, изречения Ларошфуко, Бьернстенли Бьернсон, «Анабасис»* [2] - лейпцигское издание. Далее слева лежащая спичечница из такого же светлого металла, как и чернильница, и большая выпуклая лампа с горельефами лиц водяных, раскрывших рты. В лампе горит керосин желтоватым светом под абажуром из зеленой папки, собственноручно обшитой голубой шелковой бахромой... А на самом углу, прислоненный к вазе, ко­торую я не вижу, портрет Ницше — развенчанного, великого и ушедшего... две фотографические карточки под толстым с золо­ченой каймой стеклом: моя родная мама* - неинтересное, хо­рошенькое лицо с локонами на лбу и печальная, здесь почему-то очень печальная Нюра Ритова* с раскрытой книгой в руках. Вот мой маленький письменный стол и все его принадлежности, ес­ли не считать совершенно случайных, которые могут исчезнуть через минуту...

1 февраля

января было совершеннолетие В.Дешевова*... Был де­сятый час, когда я пришел к нему. Живет он на Магазейной ул. в доме Блиновой, во дворе. Небольшое деревянное здание, не­много покосившееся, с крыльцом в уровень земли. Я вошел в его комнату, встреченный радостными восклицаниями многих голо­сов. Вокруг стола, стоявшего посередине комнаты, освещаемые желтым светом горящей лампы сидели его брат — Константин Михайлович, братья Клеменки, Ионик Болинский, Саша Боро­дин, Оля Люценская, Шура Яковлева и Неточка (фамилии не знаю) - по-видимому, они играли в какие-то письменные игры, потому что у каждого из них была записочка и карандаш.

Володя был возбужден и находился в обычном для него на­строении полноты и напряжения. Прежде всего он рассказал мне, что получил от Нюры Ритовой телеграмму и что это глубоко взволновало и тронуло его. Мы отошли с ним вглубь его боль­шой комнаты к роялю и в сумеречных тенях перебросились не­сколькими фразами. Я спросил его о Метерлинке (на прошлой неделе, перечитывая «Мудрость и судьбу», я делал на полях от­метки и, несколько дней тому назад отдав эту книгу Володе, про­сил его делать такие же пометки, где он найдет важным и нуж­ным). Он тотчас же принес книгу, и мы, раскрывая ее страницу за страницей, сравнивали те строчки, которые останавливали при чтении его и мои мысли. В сущности, поразительное совпадение...

Я отошел к столу и заговорил с Константином Михайлови­чем об искусстве. Я не помню, с чего начался наш разговор и как подошли мы к вопросу о значении искусства, о степени влия­ния искусства и его присутствия в жизни, но в конце концов были сказаны следующие фразы:

К.М.: Что же вы думаете, о, Дориан* (это шуточное обращение ко мне), разве искусство имеет такое влияние в мире, разве оно не только достояние исключительной группы?

Я: Конечно, нет, потому что мне кажется, что торговец или лакей, склоняясь по вечерам пред образами, освещенными ро­зовым светом лампадки, уже причастен к искусству...

Тогда Володя, слышавший наш разговор, послал из глубины комнаты свое одобрение мне.

К.М.: О, Дориан, в жизни есть два несравненных блага — это молодость и ее сознание; первым ты обладаешь, второму я научу тебя (выдержка из Уайльда записана на память).

Нас позвали к столу, и на этом кончился разговор.

За чаем я сидел на противоположной стороне стола, если принять исходной точкой другой конец, где сидела вся молодежь, включая только что пришедшего Гришу Изотова* и Сашу Бондаренко, но я сидел рядом с Володей, и это было для меня боль­шой радостью, может быть, смешанной в глубине души также и с гордостью, потому что я слишком хорошо понимаю, как мно­гим хотелось иметь его своим соседом. Направо сидела т-те Бородина женщина ясного ума и удивительно начитанная, мы заговорили о Метерлинке, потом она рассказала мне, что читает интересную книгу — биографию Ницше его сестры Ферстер-Ницше — книгу, о которой я уже давно знал и мечтал прочесть.

После чая начались танцы. Я и Гриша Изотов не принима­ли в них участия, мы сидели в комнате Володи и говорили о литературе и жизни, и было ли это случайно, или напряжение, раз сообщенное моему мозгу, заставляло нас вынимать самые заповедные наши мысли, но разговор наш был страшно интересен, и даже тогда, когда начались игры в фанты, мы почти не слыша­ли и не обращали ни на кого внимания, занятые нашими сло­вами. ..

4 февраля

Я переходил не помню какую улицу, мимо проезжала пус­тая карета, я заглянул в стекло дверцы: обита кожей темная и уютная; извозчик тоже проезжал мимо, он загородил мне дорогу; пока я стоял ожидая, с портфелем под мышкой, из-за лошади показалась Лида*. Я не сразу узнал ее, я смотрел на нее несколько секунд и скорее по движению ее рта, чем по слуху, услышал, как она сказала: «Коля». Я сейчас же подошел к ней и даже не снял перчатки, но, конечно, извинился: «Здравствуйте, извините, что в перчатках».- Как она поживает? Я давно соби­рался к ним, я очень рад, что встретил ее теперь...

Я очень хорошо поживал, я должен был давным-давно собраться к ним, и мама просила, если у меня будет время, чтобы поблагодарить сестер Лиды за поздравления на Рождество, но я никак не мог; вернее, так мало времени и всякой работы страшно много. Живу-то я в Царском, у папы. Уроков? Нет, уроков нет... не надо. Ну... там все готовое; да, и стол и комната, а на прочее и не надо. Совсем не бываю в театрах, мало уж больно времени, правда, все у меня хорошо. Хорошо, что жизнь пере­полнена... я так изменился, я так счастлив. Рисую очень мало, совсем почти не рисую - не хочу разделяться...

  • Я рада за вас, я ведь тоже изменилась, была за границей, мне делали операцию, но многое и осталось, вокруг нет интерес­ных людей, все такие маленькие, пошленькие; все-таки не мо­жешь сделать жизнь как хочешь; теперь вот нет денег. Конечно, хотела бы сделать жизнь сказкой, но ведь для этого надо много денег. Тяжело, что дома так все, все это как-то убивает меня...— я посмотрел на нее сбоку — те же брови, те же черты лица; в это время солнце позолотило ее волосы, они были совсем золотистые, светлые, вьющиеся длинными змейками; шляпа на ней была ко­ричневого плюша и вуаль, спускавшаяся до кончика подбород­ка. Лида говорила по-прежнему чистым грудным голосом, и нот­ки печали были у нее те же.

  • Когда вы кончаете? - спрашивала она. — Что думаете делать? — рассказала кое-что о своем желании поступить на сцену, о Баумгартене, потом о Жене*. Ей скучно с ним, она бы уш­ла от него, только она не может, ей жаль как-то сделать это человеку, который многим соединен с ней, кроме того, он при­вязан к ней по-прежнему, даже ни за кем не ухаживает, хоть бы влюбился один раз, а бильярдом увлекается по-прежнему. По­том дала свой адрес, очень просила заходить.

  • Да, я очень хочу прийти, немножко говорили о жиз­ни, и я ей рассказал о себе, о Дешевове.

Шли и не замечали пути, из улицы в улицу, через мосты. Лида вынимала маленький беленький платочек и подносила к губам, мне казалось, что духи у нее те же, знакомые... Пришли к ее дому, попрощались.

В трамвае мало что понимал из окружающего от счастья, от многих мыслей; думал о ней... Потом вспомнил удивительную вещь: в прошлом году на Литейной я встретил ее, и это было 4 февраля, это так странно, с тех пор я не видел ее ровно год.

5 февраля. Ночь

Лида не говорила ничего особенного, но вот с ней я словно тихо сплю. Вещи теряют свою ценность, когда я возле нее. Мир и покой исходят от ее души, и серьезно и молчаливо колеблется не в ответ ей моя душа. Кажется, словно в ней нет женского те­ла, так хорошо, не взволнован и не приподнят, а все же мед­ленно движешься по путям мира, теряя землю, земное созерцание. Нельзя улыбаться, нельзя покорно внешним явлениям относиться в ее присутствии к миру, как будто любви, скорби, смеху нет места там, где она. Я знаю, я был бы так счастлив с нею, всю дорогу думал я об этом... Повеяло какое-то глубокое счастье.

апреля

Христа сняли с креста и положили во гроб, вечером должны были его погребать, и от этого над миром носилась печаль, и облака, повисшие над землею, были медленны, скорбны и без­радостны. Христос умер и победил мир, но мир его не познал...

Лида позвонила ко мне и просила приехать в Петербург и ждать ее на вокзале. Мне было горько и одиноко ехать к ней, хотелось ко Христу, чтобы погребать его, и со свечою в руках молиться у его гроба и любить его.

Я встретил ее; надо было ей ехать в Павловск. И когда мы сидели на площадке вагона, она сказала, что уезжает в воскре­сенье 18-го и, как обещала однажды, приехала ко мне. Жалко ли мне, что она уезжает, и люблю ли я ее, спросила она, я же отвечал ей — нет, потому что я шутил и потому что она просила еще раньше необыкновенной любви, которой не было теперь во мне... апреля

В этом году удивительная весна. Люди уже бронзовеют от солнца, и небо напоено ароматом бледной зелени тополей и че­ремухи. Небо выдыхает синюю эмаль и пламя, от которого го­рят губы, как в Крыму*. Сейчас вся моя комната надушена кус­том черемухи, свесившимся над изображениями Байрона и Гамсуна, которые одни стоят теперь на моем столе - одни, по­тому что мы переезжаем во вторник, и все уже убрано. 7-го гре­ческий экзамен; мне не страшно не выдержать его, но стыдно, так стыдно; я не знаю, как показаться людям, если я провалюсь, а ведь это так возможно.

Мир и жизнь люблю по-прежнему, так же сладок мне мир, сладок, как любовь, как вдохновение. Но тревожат и дают смысл, красоту, окраску жизни только смерть и любовь.

Володя Дешевов написал вдохновенную, удивительной кра­соты сагу, Гриша Изотов всегда приносит очень хорошие вещи, он глубок в творчестве, чист и печален. Я думаю, оба они — боль­шие таланты, трудно сказать, кто больше. Теперь я мало пишу и чувствую, как я еще далек от самого себя, сколько еще надо, чтобы найти свои источники, а они оба уже нашли.

апреля

Только читая Платона, понимаешь, как трудно нам жить в эпохи, в века этих гигантских переоценок, какие теперь совер­шаются, наш хаос мы в себе носим; сколько сил надо, чтобы все же остаться жить, знать, зачем живем, и сил — стремиться на грудь Истины. апреля

Думаю часами о прошлом. Как приезжали в Павловск. Мы познакомились случайно, но случай давно был подготовлен, даже запоздал, может быть. И слыхали мы многое еще до зна­комства друг о друге. Наши матери называли нас «разочарован­ными» — но не видали мы друг друга. Устраивая спектакль, приглашали всех Леонтьевых, но Лида не пришла, не любила хо­дить «в гости». А я ждал ее с таким нетерпением.

Узнал, что ходит целыми днями в глубине парка, в лесу. С тех пор ходил туда часто, думая встретить, надеялся, что уз­наю сразу, потому что там мало кто бывает, а она молодая, мо­лодежь же редко переходит пределы музыкального сада. Но не встречал. Вечером однажды шел по дорожке вдоль реки. Она и сестра катались на лодке, увидели меня, сестра позвала, подъ­ехали к пристани, пригласили вместе ехать — познакомился... Это было давно, в 1906 году, и в это лето, кажется, не виделся больше. А зиму всю думал о ней, часто тосковал по вечерам, а лица ее не помнил, но печаль ее уже знал. Часто вспоминал.

5 мая

Первый день в Павловске. Новая дача. Кажется, что и новая жизнь начнется. Больше уже не в той маленькой комнате с коричневыми, квадратиками, обоями, где были мечты, печаль, тоска, страдания, вдохновения, радость, любовь — все, все от Лиды.

4 июня

Честолюбие — это рана, для которой искусство — пластырь; если оторвать его - рана сочится и истекает кровью, но уродст­во и страдание — ходить всегда с пластырем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К. С. Станиславский (1)

    Документ
       Редакционная коллегия: M. H. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, Н. А. Абалкин, В. Н. Прокофьев, В. З. Радомысленский, Е. Е. Севрин, В.
  2. К. С. Станиславский (4)

    Документ
       Редакционная коллегия: M. H. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, Н. А. Абалкин, В. Н. Прокофьев, В. З. Радомысленский, Е. Е. Севрин, В.

Другие похожие документы..