Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С т е п а н о в н а. Как сегодня тяжко! Вчера-то мы его быстро подкараулили, а сегодня уже час, как его выслеживаем, а поймать не можем. Это все ты в...полностью>>
'Документ'
Целью преподавания дисциплины «Основы теории коммуникации» является ознакомление с историей возникнове­ния и развития различных теорий массовой комму...полностью>>
'Учебное пособие'
На исходе ХХ столетия все более определяется стремление к формированию единой науки о человеке. Эта тенденция сталкивается с огромным количеством подх...полностью>>
'Практикум'
Укладачі: д.ю.н., проф. Носік В.В., д.ю.н., проф. Балюк Г.І., к.ю.н, доц. Ковальчук Т.Г., к.ю.н, доц. Мірошниченко А.М., к.ю.н., доц. Краснова М.В., ...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ)

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В АРХЕОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс

Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.

Методы естественных наук в археологии. Учебно-методический комплекс / Сост.: канд. биол. наук, Н.А. Рудая. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.– с 50.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк контролирующих материалов, банк обучающих материалов. Пособие предназначено для студентов кафедры археологии и этнографии 2-го курса гуманитарного факультета НГУ.

Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.

Рецензент:

© Рудая Н.А., 2011

© Новосибирский государственный университет, 2011

РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Методы естественных наук в археологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению «История», специальность «Археология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

Автор: Рудая Наталия Алексеевна, кандидат биологических наук

Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии

1.1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Методы естественных наук в археологии» имеет целью ознакомить студентов-археологов с многообразием методов естественнонаучных дисциплин, применяемых при археологических исследованиях. За исключением последних пяти тысячелетий человеческие сообщества не оставили никаких письменных свидетельств своего существования, так что для установления исторических, экономических и социальных аспектов развития человечества археологам остается основываться только на исследовании материальных остатков минувших эпох. Важной задачей является извлечь как можно больше сведений из этих остатков, и в решении этой задачи огромную роль играют методы естественнонаучных дисциплин.

В ходе освоения дисциплины студенты-археологи должны ознакомиться с основными естественнонаучными методами, применяемыми в археологии, а также методиками пробоотбора и проподготовки археологических образцов для различных видов естественнонаучных анализов.

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Методы естественных наук в археологии» входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам по основной образовательной программе ВПО по направлению История, специальность Археология (квалификация выпускника бакалавр). Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами, как в средней общеобразовательной школе, так и после прослушивания теоретических курсов «Введение в специальность», «Археология первобытного общества» и читающегося параллельно лекционного курса «Археология палеолита». Курс «Методы естественных наук в археологии» является важной предшествующей дисциплиной для всех естественнонаучных дисциплин, которые будут преподаваться студентам-археологам впоследствии.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные группы методов естественнонаучных дисциплин, применяемых в археологии;

- хроностратиграфические подразделения четвертичного периода.

- археологическую периодизацию четвертичного периода и ее соотношение с международной стратиграфической схемой;

- физические, химические, геологические, географические и биологические закономерности, на которых основан тот или иной метод;

- суть каждого изучаемого метода;

- преимущества и ограничения каждого естественнонаучного метода, применяемого в археологии.

Уметь:

- определять какой именно метод следует применить при исследовании данного археологического объекта для решения поставленной задачи;

- ориентироваться в новейшей естественнонаучной литературе, анализировать проблематику и методологию научного исследования;

- отбирать и подготавливать материал для исследования археологических объектов методами естественных наук.

Владеть:

- методами археологической разведки и картирования.

- основными практическими приемами работы с GPS и ГИС.

- методиками отбора археологических образцов для исследования их естественнонаучными методами.

1.4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 36 часов аудиторных и 36 часов самостоятельной работы.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия (часов), в том числе

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ЛК

Экскурсии

Семинары

1

Что такое естественные науки? Место естественных наук в ряду наук. Роль естественных методов в археологических исследованиях. Классификация методов.

1

1-2

4

2

Методы археологической разведки. Аэрофотосъемка, геофизические методы разведки: электрические, магнитометрические; сейсморазведка, фосфатный анализ. Применение ГИС –и GPS- технологий в археологии

1

3-4

4

3

Антропологический и молекулярно-генетический методы в археологии.

1

5-6

4

Тестирование

4

Методы датирования в археологии. Физическая основа датирования – естественная радиоактивность. Методы датирования с использованием благородных газов радиогенного происхождения. Датирование по космогенным нуклидам. Радиоуглерод. Радиоуглеродное датирование

1

7-8

4

5

Дендрохронология. Дендрохронологический метод в археологии.

1

9-10

4

6

Радиационная дозиметрия. Термолюминесценция (ТЛ). Оптически стимулированная люминесценция (ОСЛ). Электронный спиновый резонанс (ЭСР).

1

11-12

2

2

7

Палеомагнитный метод.

1

13

4

8

Палинологический метод. Палеофаунистические методы (териологический, малакологический).

1

14

4

9

Представление и защита рефератов

15-16

4

10

Форма итоговой аттестации - зачет

1.5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы дисциплины «Методы естественных наук в археологии» используются современные образовательные технологии.

Лекционный курс обеспечен компьютерными презентациями по всем темам. При подготовке к семинарским занятиям студенты также готовят презентации, используя научную литературу и Интернет-ресурсы.

Одним из вариантов контроля уровня знаний и навыков самостоятельной работы студентов является проведение научной конференции. Студенты готовят рефераты и доклады (5-7 минут) по заданным темам или на свободную тему, укладывающуюся в смысловые рамки дисциплины. Для подготовки доклада студенты используют как рекомендованную в общем списке литературу, так и проводят большую самостоятельную работу по поиску специализированной литературы и Интернет-ресурсов. На обсуждение каждого доклада отводится пять минут, во время которых студенты задают докладчику вопросы, участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение.

Список тем докладов (рефератов) для научной конференции:

  1. Деревянные города России: летопись годичных колец деревьев.

  2. Троя Гомера (применение радиоуглеродного метода для датирования слоев памятника).

  3. Самая скандальная фальсификация в археологии: Пилтдаунский человек.

  4. Митохондриальная Ева: генетика на службе археологии.

  5. Расшифрован ли геном неандертальца?

  6. Поиск затонувших объектов: подводная археология.

  7. Почему четвертичный период называют антропогеном?

  8. Доместикация растений.

  9. Загадка гоминид из ущелья Олдувей (применение калий-аргонового датирования).

  10. Путешествие радиоактивного углерода – от образования до исчезновения (особенности радиоуглеродного датирования различных органических объектов).

  11. Естественнонаучные методы исследования керамики.

  12. Куда исчезла мамонтовая фауна?

  13. Что могут рассказать лишайники о возрасте археологических объектов?

  14. Возникновение земледелия: естественнонаучные доказательства.

  15. Периодизация четвертичного периода и основные события в «жизни» рода Homo.

  16. Голоцен: природа и человек.

  17. Свободная тема.

Еще одной образовательной технологией при реализации дисциплины является проведение внеаудиторной экскурсии в Центр коллективного пользования СО РАН «Геохронология кайнозоя» при Институте археологии и этнографии СО РАН, Институте геологии и минералогии СО РАН и Институте ядерной физики СО РАН.

В ходе экскурсии студенты посещают лабораторию ускорительной масс-спектроскопии, лабораторию пробоподготовки и стабильных изотопов, палинологическую лабораторию, палеомагнитную лабораторию, радиоуглеродную лабораторию, лабораторию термолюминесцентного датирования и лабораторию дендрохронологического анализа. Сотрудники ЦКП «Геохронология кайнозоя» готовят студентам обстоятельные сообщения о возможностях использования лабораторных ресурсов для нужд археологии, а также о методах первичной подготовки археологического материла для лабораторного исследования. Немаловажным также является и то, что студенты имеют возможность попробовать самостоятельно поработать с некоторыми приборами и химикатами. Для самостоятельной работы студентов предоставляются современные микроскопы и стереоскопы.

1.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Для оценки текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине «Методы естественных наук в археологии» проводится письменное тестирование. Текст тестов приведен ниже в разделе 5. Студентам предлагаются два варианта тестов.

1.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

Агаджанян А.К. Комплексные биостратиграфические исследования новейших отложений: Учеб.-метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т, Ин-т археол. и .этногр. СО РАН. Новосибирск, 2010.

Вагнер Г. «Научные методы датирования в геологии, археологии и истории» Москва: Техносфера, 2006.

Демкин В. А. Палеопочвоведение и археология. Пущино. НЦ РАН. 213 с.

Демкин В.А., Борисов А.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С., Алексеева Т.В., Хомутова Т.Э. Археологическое почвоведение: новые подходы в изучении истории природы и общества. в кн: Почвоведение: История. Социология. Методология. М.: Наука. 2005.

Дергачева М.И. Археологическое почвоведение. Новосибирск. СО РАН. 1997.227 с.

Естественнонаучные методы в полевой археологии, М.: Ин-т Археологии РАН, 1998.

Кулик Н.А., Постнов А.В. Геология, петрография и минералогия в археологических исследованиях. Новосибирск: НГУ, 2009. 102 с.

Методические проблемы реконструкций в археологии и палеоэкологии. Новосибирск, 1989.

Методы наук о Земле и Человеке в археологических исследованиях: Комплексное учебно-метод. Пособие. Новосибирский гос. Ун-т, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 2010.

Панов В.С., Сущенцева Н.Н., Срывкина Ю.В., Гольдберг Е.Л. Анализ стабильных изотопов углерода, азота и кислорода в органическом веществе и карбонатах: Учеб.-метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т, Ин-т археол. и .этногр. СО РАН. Новосибирск, 2010.

Рудая Н.А. Палинологический анализ: Учеб.-метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т, Ин-т археол. и .этногр. СО РАН. Новосибирск, 2010.

б) дополнительная литература:

Авилова Л. И. Орловская Л. Б. Радиоуглеродный метод и проблемы датирования бронзового века // КСИА . - Вып. 214 . - 2003 . - С. 9-20 .

Александровская Е. И. Александровский А. Л. Историко-географическая антропохимия / РАН. ИГ- Библиогр.: с. 195-201

Андраш Д. В. Роль микробиологическог анализа в оценке степени сохранности археологических памятников: (археологической органики) // Музейнi читання 2000 . - Киев . - 2001 . - С. 165-167

Аскарова А. Н. Кравцова О. А., Азимзянов И. Р., Измайлов И. Л. Методы исторического, антропологического и молекулярно-генетического анализа в изучении этнической истории татарского народа // АЕНТ . - Кн. 2 . - 2004 . - С. 147-157

Бушмакин А. Ф. Проблема определение состава древнего металла по продуктам коррозии // Комплексные общества Центр. Евразии в III-I тыс. до н. э . - Челябинск . - 1999 . - С. 339-342 . - Рус., англ

Васильев А. Г. Копейкин В. В., Морозов П. А. Георадар в подводных археологических исследованиях // ДБ . - № 5 . - 2002 . - С. 64-69 . - рез. Англ

Воробьева Г.А., Бердникова Н.Е. Картография для археологов: Учеб.-метод. пособие / Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2007.

Дэвлет Е. Г. Исследование техники выполнения и датирование наскальных изображений методами естественных наук // OPUS . - № 1-2 . - 2002 . - С. 87-94

Дэвлет Е. Г. Росписи на скалах: состав пигментов и цветовая палитра // Первобытная археология: Человек и искусство . - Новосибирск . - 2002 . - С. 134-140

Журбин И. В. Археология и геофизика: принципы комплексных исследований // РА . - № 3 . - 2004 . - С. 79-88.

Зайцева О.В., Пушкарев А.А. Тахеометрическая съемка в археологических исследованиях: Учеб.-метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т, Томск. гос. Ун-т. Новосибирск, 2009.

Зайков В.В.Юность геоархеологии. Екатиренбург, 2010.

Зелинский А. В. Возможности метода электрометрии для оперативной реконструкции планировки археологических памятников: (по материалам исследований городища Иднакар в 1997 г.) // Archaeologia Permica . - Вып. 1 . - Ижевск . - 1999 . - С. 282-288

Иванов И.В., Хохлова О.С. Археологическое почвоведение: задачи, методы исследования, дискуссионные проблемы. в кн.: Почвоведение: История. Социология. Методология. М.: Наука. 2005. с. 330-335.

Клейн Л.С. Археология спорит с физикой // Природа, 1966

Ковалевская В. Б. Какую математику выбирает археолог? // Археолог: детектив и мыслитель . - СПб . - 2004 . - С. 124-137 . - Рез. англ

Комплексные общества Центр. Евразии в III-I тыс. до н. э . - Челябинск . - 1999

Ларичев В. Е. Вергунов Е. Г. Применение GPS-технологий в астроархеологических исследованиях памятников Сибири // История и культура Востока Азии . - Т. 1 . - Новосибирск . - 2002 . - С. 217-219

Методические подходы к использованию биологических индикаторов в палеоэкологии/ научн.ред. Л.Б.Назарова. - Казань: Казан.Федер.ун-т, 2011

Методы естественных наук в археологических реконструкциях. Новосибирск, 1995. 252 с.

Постнов А. В. Вергунов Е. Г. Применение спутниковых навигационных приёмников при проведении археологических исследоваий // ИТГИ . - Вып. 5 . - 2003 . - С. 67-99

Сингатулин Р. А. Стереофотограмметрические методы в полевых археологических исследованиях // АЕНТ . - Кн. 2 . - 2004 . - С. 179-186 .

Сингатулин Р.А. Применение метода инфракрасной стереофотограмметрии для разведки и идентификации археологических следов и остатков сооружений в условиях современной городской застройки // АЗ . - Вып. 3 . - 2003 . - С. 183-187.

Смекалов С. Л. Федоров Д. Л. Геоинформационные технологии в археологических исследованиях- Библиогр.: с. 98-102

Черемисин Д. В. Седельникова Н. В., Баринова Е. С. Скальные поверхности, лишайники и петроглифы Юго-Восточного Алтая: изучение в рамках интеграционного проекта СО РАН // Археология Южной Сибири . - Новосибирск . - 2003 . - С. 118-124 . –

Черных Е. Н. Биокосмические "часы" археологии // История и антиистория . - М . - 2001 . - С. 290-309 .

Шапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии: Учеб. пособие. М., 1988.

Юшкин Н.П. Археоминералогия: становление и перспективы //Археоминералогия и ранняя история минералогии. Сыктывкар: ИГ Коми НЦ УрО РАН, 2005. С. 5–6.

Яхин Р. Г. Возможность определения типов ионизирующих излучений и из энергетических характеристик по данным исследований археологических находок органического происхождения // АЕНТ . - Кн. 2 . - 2004 . - С. 133-146.

Anschuetz K. F. et al. (2001). An Archaeology of Landscapes: Perspectives and Directions, Journal of Archaeological Research, 9 (2).

Anschuetz K. F. et al. (2001). An Archaeology of Landscapes: Perspectives and Directions, Journal of Archaeological Research, 9 (2).

Branch N, Canti, M, Clark, P and Turney C. Environmental Archaeology: Theoretical and Practical Approaches. Hodder Arnold education, 2005.

Butzer K.W. (1982). Archaeology as Human Ecology, Cambridge University Press, 364 p.

Dimbleby G.W. The Palynology of Archaeological Sites. - London, Academic Press, 1985.

Fry G.L. et al. (2004). Locating archaeological sites in the landscape: a hierarchical approach based on landscape indicators, Landscape and Urban Planning, 67, 97-107.

Geoarcheology: exploration, environments, resources. London: GS, Special publications. № 165, 1999. P. 180. (ed. Pollard A.M.).

Katsianis M. et al. (2008). A 3D digital workflow for archaeological intra-site, Journal of Archaeological Science, 35, 655-667.

Kvamme K. L. (1999). Recent directions and developments in geographical information systems, Journal of Archaeological Research, 7 (2), 164-167.

O'Connor T., Evans J.G. Environmental Archaeology: Principles and Methods. (2nd edition). Stroud, Sutton Publishing, 2005.

Rapp Jr. G. R. & C.L. Hill (1998). Geoarchaeology: The Earth-science approach to archaeological interpretation, Yale University Press, New Haven.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Естественнонаучные методы в археологии: /sci_methods/sc_index.html

/od/methods/Methods_of_Archaeological_Science.htm

Ассоциация геоархелогов:

/

/422



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новосибирский государственный университет (3)

    Документ
    8. Женщинам в случае нормально протекающей беременности, родов и послеродового периода и рождения живого ребенка листок нетрудоспособности выдается на срок:
  2. Новосибирский государственный университет (5)

    Курсовая
    В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно , становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве
  3. Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Третий Международный Молодежный Инновационный Форум (1)

    Документ
    Новосибирская область фактически стала финансовым и бизнес-центром южно-сибирского региона и играет все большую роль в становлении урбанизированного кластера на юге Западной Сибири.
  4. Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Третий Международный Молодежный Инновационный Форум (4)

    Документ
    Для успешной интеграции в мировую экономику российским предприятиям необходимы высококвалифицированные кадры. Что нужно для создания масштабной системы подготовки специалистов мирового класса? Один из возможных путей решения этой
  5. Новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх» Третий Международный Молодежный Инновационный Форум (2)

    Документ
    Некоторое время тому назад я написал – сейчас она вышла – книгу под названием «Вторая мировая война между Реальностями». У неё есть подзаголовок. «Приключение стратегии во Второй мировой войне».
  6. Новосибирский государственный университет экономики и управления хрестоматия по философии новосибирск 2005 Издается в соответствии с планом учебно–методической работы нгуэиУ

    Документ
    В хрестоматии по философии представлены фрагменты из трудов философов разных эпох и направлений. Предназначена студентам заочного отделения для выполнения контрольных работ по философии, а также студентам дневного отделения для подготовки

Другие похожие документы..