Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
Индексами в статистике называются относительные величины, количественно характеризующие сводную динамику (реже — изменение в пространстве) разнососта...полностью>>
'Программа'
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Семейство вересковых объединяет несколько видов ягодных - клюква, голубика, черника, брусника, водянка и много декоративных видов -...полностью>>
'Документ'
В 2011 году на производстве в городе Минске погибло 32 человека. Тяжело травмированы 191 человек. В 2010 году погибло 34 человека, тяжело травмирован...полностью>>
'Книга'
Книга Е. Б. Нэша «Ведущие симптомы в гомеопатии» впервые была опубликована в 1898 г. издательством Берике и Тафель и с тех пор много раз переиздавалас...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образование Абинский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__1

от 31.08.2011 года

Председатель педсовета

_____________ С.Б. Трещёва

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ___кубановедению

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) 8 класс основное общее образование

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 34ч Уровень ___________

(базовый, профильный)

Учитель Копченко Светлана Валерьевна

Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение.

Программа курса для 8 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края», авторами-составителями Л.М.Галутво, Ю.В.Болдыревым, С.А.Лукьяновым и др. Краснодар 2011

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа 1 вида по кубановедению в 8 классе составлена на основе авторской программы «Кубановедение. Программа курса для 8 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края», авторами-составителями Л.М.Галутво, Ю.В.Болдыревым, С.А.Лукьяновым и др. Краснодар 2011

Настоящая программа продолжает соответствующую программу для 5-7 классов.

Системообразующим является тематический раздел «История Кубани».Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип. Восьмиклассникам предлагается познакомиться с особенностями развития Кубанского региона в XIX в. Особое внимание уделяется традиционной культуре, повседневности и верованиям жителей Кубани и Черноморья. Предполагается анализ произведений русских писателей, касающихся кубанской тематики, рассмотрение особенностей развития местной литературы. Характеризуется профессиональная культура народов Кубани в XIX в.

Материал выстраивается в соответствии с общей «линией» времени, движения и развития. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к результатам обучения, знания, навыки и умения.

Особое внимание уделяется освещению сквозной темы «Кубань - многонациональный край». Её рассмотрение проходит в рамках вводного, промежуточных и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержанием курса, нацеливает на создание на каждом занятии и во внеурочной деятельности «ситуации принятия» обучающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и обеспечение межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и оценить воспитательный эффект в процессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края).

Учитывая событийную насыщенность историческогоматериала и его особую значимость для нашего региона, на тему «Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.» выделено 2 часа. А раздел I. «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ» сокращен на один час, а итоговое повторение после этого раздела - на два часа соответственно. Также в программе в ходе изучения тематического раздела «Кубань — многонациональный край» предусмотрено изучение темы «Развитие профессиональной культуры». Кроме этого, в программе изучаются темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, населяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления об этно-культуре региона, а также в целях реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий выделяются часы на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

Программа рассчитана на 34 часа.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа по классам

8 кл

8 кл

1

Введение

1

2

2

Раздел I. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ

11

10

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

2

4

Раздел II. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУБАНИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

4

4

5

Раздел III. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ

2

2

6

Раздел IV. КУБАНЬ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

4

6

7

Раздел V. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ.

ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ

2

2

8

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

9

РАЗДЕЛ VI.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КУБАНИ В XIX В.

4

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

1

10

Резерв

-

-

Итого

34

34

  1. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

  1. Требования к результатам обучения

В результате изучения кубановедения в 8 классе ученик должен знать/понимать:

- целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир);

-основныеэтапы и ключевые события истории Кубани XIX в. в контексте российской истории;

- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

- причины «языкового разнообразия» Кубани и Черноморья;

  • факты, связанные с пребыванием известных деятелей науки и культуры на земле Кубани, и содержание их отзывов о нашем крае;

  • - литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

- фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в XIX в.;

- особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;

уметь:

- осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); дифференцировать факты и мнения;

- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в XIX в.;

- объяснять происхождение местных топонимов, названий природно-климатических явлений, этнографических понятий;

- формировать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани и её видным деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

- понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;

- воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа;

- общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Кубановедение. Программа курса для 8 класса / Галутво Л.М. и др. //Педагогический вестник Кубани. №2 (56) 2011 г.

  2. Кубановедение: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011.

  1. Атлас. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея: Атлас. М., Краснодар, 1997.

  2. Изобразительное искусство. Методическое пособие по курсу «Кубановедение» / И.Ю. Бордулева и др. Краснодар, 2005.

  3. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.

  4. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. М., 1996.

  5. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

  6. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура: Учебное пособие для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. Черкесск, 1998.

  7. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2008.

  8. Религии мира: Пособие для учителя / Я.Н. Щапов, А.И. Осипов. М., 1994.

  9. Адыгская (черкесская) энциклопедия / Гл. ред. проф. М.А. Кумухов. М., 2006.

  10. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.

  11. Кубановедение от А до Я: Энциклопедия / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.

  12. Кубань многонациональная: Этнографический словарь-справочник / В. И. Колесов и др. Краснодар, 2007.

  13. Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.

  14. Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Краснодар, 2009.

  15. Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2003.

  16. Трёхбратов Б.А. Кубановедение: Историко-краеведческий словарь школьника. Ч. I. Краснодар, 2007.

  17. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение: Историко-краеведческий словарь школьника. Ч. II. Краснодар, 2007.

  18. Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 – 2004). М., 2006.

  19. Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

  20. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до 1917 г. / Сост. и науч. ред. Б.А. Трёхбратов. Краснодар, 1997.

Согласовано

Протокол заседания методического

объединения учителей гуманитарного цикла

от 31.08.2011 года № 1

Руководитель МО Ананченко И.В.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ Копченко С.В.

31.08.2011 года

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___ года

Муниципальное образование Абинский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по ______кубановедению __________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс ________8______________________________________________________________

Учитель __________ Копченко Светлана Валерьевна________________________

Количество часов: всего ____34_______ часов; в неделю ______1_____ часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы С.В.Копченко. протокол № 1от 31.08.2011г.

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование урока

п/п

в/р

план

факт

введение.

2

1

1

Край многонациональный.

Народы Кубани в многонациональном Российском государстве в XIX в. Формирование основ гражданского, национального сознания. Взаимовыгодное сотрудничество и общность исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России (К.М-Н)

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80с.: ил.

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил

2

2

Итоги социально-экономического и политического развития Кубани к началу XIX в.

Особенности развития России в XIX в. Кризис традиционного общества. Элементы эпохи модернизации. Россия в системе международных отношений.

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80с.: ил.

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

Раздел 1. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ(К.М-Н)

10

Тема 1. Освоение кубанских степей

2

3

1

«Народная» и «правительственная» колонизация.Рост населения в регионе. Иногороднее и оседлое крестьянство Кубани и Черноморья. Расширение национального состава населения Черно-мории (Северо-Западная Кубань): адыги, запорожцы, молдаване, крымские татары, греческие, армянские и грузинские поселенцы. Немецкие, польские и чешские колонисты. Элементы урбанизации. Заселение северо-восточной части Кубани. Укрепление Старой линии. Казачьи станицы Тифлисская (ныне Тбилисская), Ладожская, Казанская, Темижбекская, Воронежская.

1

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

4

2

Хозяйство. Основные отрасли производства. Особенности землепользования. Экстенсивное земледелие. Скотоводство. Зарождение мелкой, кустарной промышленности. Торговые связи.

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80с.: ил.

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья(К.М-Н)

1

5

1

Коммуникативные, интегративные, культурно-познавательные свойства языка. Кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские и индоевропейские языки на территории края. Диалекты и говоры славянского населения Кубани и Черноморья и их значение в развитии языка и культуры, жанров фольклора. География русских говоров Кубани: диалекты с южно-русской основой,диалекты с украинской основой. Особенности разговорной речи восточнославянского населения Черноморского побережья.

1

Русский язык: Литературная норма и кубанские говоры:

Учебник для 5 – 9 кл. общеобразовательной школы, 2007 – 178 с.

Гриценко Р.М., Ложкина Р.И. Кубанские говоры: Рабочая тетрадь. 5 – 7кл., 2007 – 24 с.

Тема 3. Лексика кубанских говоров

2

6

1

Особенности кубанских говоров. Диалектизмы. Этнографическая лексика.

Местные названия видов рельефа, дорог, пастбищ, атмосферных явлений, грибов, ягод, растений, животных, птиц, построек, предметов быта, одежды, обуви и т. д. (изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя).

1

Гриценко Р.М., Ложкина Р.И. Кубанские говоры: Рабочая тетрадь. 5 – 7кл., 2007 – 24 с.

7

2

Местные названия понятий родства, обрядов, праздников, обычаев, коллективных трудовых процессов (изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя).

Топонимика Кубани. Краткие сведения из истории местных географических названий.(К.М-Н)

Использование диалектизмов в художественных произведениях кубанских авторов.

1

Русский язык: Литературная норма и кубанские говоры:

Учебник для 5 – 9 кл. общеобразовательной школы, 2007 – 178 с.

Гриценко Р.М., Ложкина Р.И. Кубанские говоры: Рабочая тетрадь. 5 – 7кл., 2007 – 24 с.

Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани

2

8

1

Казачьи традиции и уклад жизни. Духовная жизнь черноморцев (православные) и линейцев (старообрядцы). Военное мастерство. Особенности семейного быта. Воспитание детей.(К.М-Н)

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80с.: ил.

м/м презентация Атлас «История Кубани»

9

2

Традиционная культура иногороднего крестьянства Кубани. Культура нерусских колонистов (немцы, чехи, молдаване, греки, армяне, болгары).(К.М-Н)

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80

с.: ил.

Тема 5. Материальная культура казачества

2

10

1

Черноморцы. Поселения и жилище. Курени (станицы), защитные ограждения, постройки военного назначения. Общественные здания. Городская архитектура. Застройка казачьей усадьбы. Строительный материал и технологии.Типы жилища. Мебель, домашняя утварь.

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80

с.: ил.

11

2

Линейные кубанские казаки (русская этнографическая группа). Поселения (станицы). Расположение и застройка. Типы двора, изгородей. Жилище. Материал и архитектурно-конструктивные приёмы. Внутреннее убранство хаты.

Предметы декоративно-прикладного искусства (керамика, вышивка, вязание кружев, ткачество; плетение из лозы, соломы, листьев кукурузных початков; резьба по дереву, ковань, роспись). Одежда казака и казачки, украшения (общее и особенное у черноморских и линейных казаков). Костюм как отражение социального статуса его обладателя.

Традиционная кухня.

1

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80

с.: ил.

Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции (К.М-Н)

1

12

1

Музыка народов многонациональной Кубани. Взаимопроникновение элементов русской, украинской и неславянских традиционных культур.

Песни и танцы донских, черноморских, линейных, терских казаков: черты сходства и различия. Музыкальные образы родного края. Песенное воплощение темы патриотизма. Исторические и эпические песни. Своеобразие шуточных и плясовых песен черноморцев. Протяжные и лирические песни линейцев. Строевые и походные песни.

Особенности костюмов исполнителей, певческой манеры, танцевальных движений. Народные музыкальные инструменты.

Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные инструменты и мелодии народов Кубани.

Разнообразие обрядового фольклора. Православные праздники и обряды на Кубани. Рождественские колядки и щедровки, святки: их доброжелательность. Свадебный обряд, его своеобразие; поэтичность, лиризм свадебных песен. Обряд проводов казаков на службу.

Педнаркология. Региональный компонент.

1

Атлас «История Кубани»

м/м презентация

Итоговое повторение и проектная деятельность.

2

13

1

Культура жителей Кубани и Черноморья. Проектная деятельность. Создание женского костюма казачки.

1

14

2

Проектная деятельность. Создание мужского костюма казака.

1

Раздел II. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУБАНИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

4

15

1

Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.

Казачьи формирования в войне с Наполеоном. Участие гвардейской Черноморской казачьей сотни и 9-го пешего Черноморского казачьего полка в Заграничном походе русской армии. Казачья воинская доблесть. Казаки-герои А.Ф. Бурсак, П.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский.

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

16

2

Тема 8. Декабристы на Кубани

Кавказская ссылка декабристов. ДА Арцыбашев, А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский, М.М. Нарышкин и др. Служба в армии, участие в строительстве фортов, укреплений, дорог. Отношения с местным населением. Просветительская деятельность. Вклад в историю, экономику и культуру Кубани.

1

Атлас «История Кубани»

м/м презентация

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

17

3

Тема 9-10. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX в.

Укрепление позиций России на Кавказе. Обострение «восточного вопроса». Интересы Англии и Франции. Русско-турецкие войны 1806 - 1812 и 1828 - 1829 гг. Борьба за Анапу - ключ от азиатских берегов Чёрного моря. А.Д. Безкровный. Закрепление восточного берега Чёрного моря от устья Кубани до крепости Св. Николая (граница с Аджарией) «в вечном владении Российской Империи».

Зарево Кавказской войны (1817 - 1864 гг.). Геополитические интересы России в Закубанье. Строительство русских укреплений. Попытка установления мирных отношений с закубанскими горцами: меновые дворы. Борьба русского правительства с работорговлей. Организация крейсерской службы: удачи и просчёты. М.П. Лазарев. Создание Черноморской береговой линии. А.А. Вельяминов. Н.Н. Раевский. Объединение отдельных полков линейных казаков в Кавказское линейное казачье войско (1832 г.). Посещение Николаем I Геленджикской бухты и Анапы.

Активизация боевых действий в районе Черноморской береговой линии. Обустройство Новой линии (Темиргоевское, Зассовское и другие укрепления).

Адыгское общество в условиях противостояния России. Раскол горцев: пророссийская ориентация; вхождение в правоверную Турцию; независимость Черкесии. Шамиль. Хаджи-Мухаммед (Магомет). Сулейман Эфенди. Мухаммед-Амин. Создание военно-религиозного государства. «Война против неверных».

Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.). Кавказский театр военных действий.

Экспедиция русских войск в Геленджик. Боевая доблесть казаков-пластунов при обороне Севастополя. Фанагорийская экспедиция. Ликвидация укреплений Черноморской береговой линии. Сефер-бей.

Завершающий этап Кавказской войны. Судьба горских лидеров.

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.

м/м презентация

18

4

Создание Кубанской области (Черномория, западная часть Кавказской линии, Закубанье; центр - Екате-ринодар). Образование Кубанского казачьего войска (1860 г.).

Последние очаги Кавказской войны. Вмешательство англо-турецкой дипломатии. Попытки создания независимой Черкесии. Приезд на Кубань императора Александра II (1861 г.). Присоединение Закубанья к России: его последствия, геополитическое и историческое значение. Переселение (мухаджирство) горцев в Турцию.

Дискуссионные вопросы Кавказской войны.

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.

Раздел 3. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ

2

19

1

Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани

События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме

«Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об истории Пугачёвского бунта».

Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова.

«Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении.

А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.

М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.

1

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл.

общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

Атлас «История Кубани»

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

20

2

Тема 12. Становление литературы Кубани

К.В. Российский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.

Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побыт на Кубани»).

1

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл.

общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

РАЗДЕЛ IV.

КУБАНЬ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

6

21

1

Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ

Российская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устрой-ство в 1864 - 1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874 г.). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866 г.) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896 г.). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринода-ре и Темрюке. Первый городской голова П.И. Якунинский. Регламентация военной службы казаков.

1

Родная Кубань. Книга для чтения. Под ред. Ратушняка. Краснодар. 2008г

22

2

Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.

Утверждение капиталистической модели экономического развития и его особенности. Место Кубани среди аграрных окраин России.

Рост населения в регионе. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и горского крестьянства.

Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало пароходства на Кубани.

Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские сельскохозяйственные предприниматели: Р.В. Штейн-гель, Мазаевы, братья Ф.А. и Ф.Ф. Николенко и др.

Становление кубанской промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, A.M. Ерошов, Я.В. Попов и др.

Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.

Педнаркология. Региональный компонент.

1

Атлас «История Кубани»

23

3

Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 -1878 гг.

Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна.

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

Атлас «История Кубани»

24

4

Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, князь Церетели, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью «За отличие в турецкую войну 1877 -1978 гг.».

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

Атлас «История Кубани»

25

5

Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.

Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений. «Противочумные беспорядки».

Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).

1

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н.

Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.

Атлас «История Кубани»

26

6

«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).

«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально-экстремистских народовольческих идей (ГА. Попко и П.И. Андреюшкин).

Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).

Приезд на Кубань императора Александра 111 с наследником престола (1888 г.). Празднование 200-летия Кубанского казачьего войска (1896 г.).

1

РАЗДЕЛ V.

КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ.

ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ

2

27

1

Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.

Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».

М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.

Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.

1

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл.

общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

28

2

Тема 18. Развитие литературы Кубани

«Речи», «приветствия» и стихотворения B.C. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака» и др. Простота и искренность сочинений B.C. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе».

Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.

Писательская судьба B.C. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. B.C. Мова как переводчик.

Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в самых заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий-рассказчик. Динамичность сюжетов, комизм ситуаций и характеров, яркость и живость диалогов. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.

Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева. Авер-киев - автор исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.

1

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл.

общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

29

1

Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.

1

РАЗДЕЛ 6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КУБАНИ В XIX В.

4

30

1

Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.(К.М-Н)

Становление профессиональной культуры.

Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-православное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Российский.

Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Русские и мусульманские школы в горских районах.

Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы.

Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров. Кубанская учительская семинария (Д.Д. Семёнов). Военно-фельдшерская школа.

Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (Н.И. Пирогов, В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества: Кавказский отдел Российского географического общества, Кавказское общество сельского хозяйства, Кавказское медицинское общество, Кубанский областной статистический комитет, Кавказская археографическая комиссия.

Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (A.M. Туренко, В.Ф. Зо-лотаренко, Я.Г. Кухаренко, Н.Н. Кармалин, Б.М.Городецкий, П.П. Короленко, Е.Д. Фели-цын, Ф.А. Щербина, К.Т. Живило, В.М.Сысоев и др.).

Адыгейские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль-Гирей Кешев, Крым-Гирей Инатов. Кази-Бек Ахметуков).

Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.

Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д. Фелицын.

Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанские справочные книжки», «Кубанские календари», «Кубанский сборник».

1

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл.

общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с.

31

2

Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.

Стили и направления в русском изобразительном искусстве нового времени. Жанры изобразительного искусства. Виды живописи.

Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, А.А. Сахаров, Е.И. Посполитаки.

Выставка картин художественного объединения «Товарищество художников-передвижников». Творчество А.А.Киселёва.

Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В.А. Серов. «Пластуны под Севастополем». И.Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

1

Изобразительное искусство. Краснодар: Мир Кубани, 2005.

32

3

Тема 21. Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIX в.

Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили и их особенности в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).

Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов).

Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.

1

33

4

Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.

Создание певческого (К.В. Российский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Екатеринодарское отделение Императорского Русского музыкального общества. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай. Г.М. Концевич. П.А. Махровский.

Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани. Национальные творческие коллективы.(К.М-Н)

Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп (театр М. Петипа, Малый театр). Екатеринодарское общество любителей изящной словесности. Выставка «живых фотографий» (прообраз кинематографа). Первый российский кинотеатр в Новороссийске.

1

Итоговое повторение и проектная деятельность

1

34

1

Итоговое занятие. Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности этнокультуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

Педнаркология. Региональный компонент.

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Копченко Светлана Валерьевна программа (2)

    Программа
    Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение. Программа для 5-6 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» авторами-составителями Л.
  2. Приказ от 28 февраля 2011 года №115 г. Абинск Об итогах второго (зонального) этапа Конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»

    Конкурс
    В связи с проведением второго (зонального) этапов Конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани (приказ управления образования от 12 января 2011
  3. Детского Творчества «Утверждаю»

    Программа
    История родного края – один из важнейших элементов исторического образования в современной школе. Изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, развить
  4. [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (12) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010 – 168 с.

Другие похожие документы..