Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
4.1. Право принимать экзамены по программе WKF имеют региональные Представители УЛК на Украине, шеф-инструкторы направлений и специально допущенные П...полностью>>
'Публичный отчет'
план мероприятий по переходу в 2010 году к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сете...полностью>>
'Реферат'
Законодавство України про підприємства оперує такими поняттями, як організаційні форми, види і категорії підприємств. Кожне з них вживається для клас...полностью>>
'Документ'
В доме у каждого из нас регулярно появляется огромное количество ненужных предметов – старые газеты, консервные банки, использованные упаковки, выраб...полностью>>

Главная > Учебно-методическое пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет

Институт финансов, экономики и управления

Кафедра «Экономика, финансы и бухгалтерский учет»

О.Г. Коваленко

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Сборник учебно-методических материалов

ТОЛЬЯТТИ 2011

УДК 336.7(075.8)

ББК 65.26 я73

Т Д341

Рецензент:

«Деньги, кредит, банки». Сборник учебно-методических материалов /Авт. - сост. - к.э.н., ст. преподаватель О.Г. Коваленко – Тольятти: ТГУ, 2011. – …. с.

Сборник включает учебно-методическое пособие по изучению дисциплины, курс лекций, практикум по дисциплине, методические указания к выполнению курсовых работ. Предназначен для студентов высших учебных заведений

© Тольяттинский государственный университет, 2011

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе обучения.

Цель курса «Деньги, кредит, банки» состоит в формировании у будущих специалистов финансово-кредитного профиля современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытии исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике.

Задачи курса «Деньги, кредит, банки»:

– изучение закономерностей денежного оборота и кредита;

– анализ процессов создания, тенденции построения и организации денежных, кредитных, банковских систем и их элементов;

– изучение роли денег, кредита и банков в регулировании макроэкономических процессов;

– формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в сегодняшней рыночной экономике;

– изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в этих вопросах;

– формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты приобретают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием денежно-кредитной сферы, овладевают основными методами работы в кредитных организациях. По результатам изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» специалист должен знать:

– основные дискуссионные вопросы современной теории денег, кредита, банков, позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономики;

– современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, в том числе в сфере международных экономических отношений, практику применения указанных документов, деятельность кредитных организаций;

– содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием денежно-кредитной сферы;

– основы организации и регулирования денежного оборота, особенности реализации денежно-кредитной политики в различных странах, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики, особенности проведения денежных реформ в отдельных странах, специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков.

В результате изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» специалист должен владеть такими навыками как:

– владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной к рыночной экономике, учитывая при этом специфику России;

– ориентироваться в статистических материалах по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы;

– уметь анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной экономики;

– грамотно оценивать роль банков в современной рыночной экономике;

– владеть приемами использования ЭВМ в практической работе кредитных организаций.

1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Раздел 1. Деньги

Тема 1.1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.

Учебные вопросы:

  1. Необходимость и предпосылки возникновения денег.

  2. Характеристика денег как экономической категории.

  3. Роль денег в условиях рыночной экономики.

  4. Виды и формы денег.

  5. Теории денег и их развитие в современных условиях.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 1.1 Раздела 1. Деньги. «Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Назовите предпосылки появления и использования денег.

  2. Дайте характеристику денег как экономической категории.

  3. В чем заключается роль денег в условиях рыночной экономики?

  4. Чем обусловлен переход от одной формы стоимости к другой?

  5. Теории денег и их развитие в современных условиях: металлистическая теория де­нег; номиналистическая теория денег; количественная теория денег; современный монета­ризм.

  6. Какими свойствами должны обладать деньги?

  7. Основные формы полноценных и неполноценных денег.

Тема 1.2. Функции денег.

Учебные вопросы:

  1. Содержание и значение функции меры стоимости.

  2. Деньги в функции средства обращения.

  3. Содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средств платежа.

  4. Содержание и значение функции средств накопления.

  5. Особенности функционирования денег в качестве мировых.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 1.2 Раздела 1. Деньги. «Функции денег»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Перечислите функции денег. Какая из них является исходной и почему?

  2. Почему функции денег как средства платежа и мировых денег можно назвать производными от других функций денег?

  3. Какова роль денег в каждой из функций?

  4. Отличие функции денег как средства обращения от функции денег как средства платежа.

Тема 1.3. Денежная масса. Роль денег в воспроизводственном процессе.

Учебные вопросы:

  1. Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег.

  2. Денежные агрегаты и денежная база.

  3. Роль денег в воспроизводственном процессе.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 1.3 Раздела 1. Деньги. «Денежная масса. Роль денег в воспроизводственном процессе»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. В чем различие между трансакционным и ликвидным подходом к измерению денежной массы?

  2. Чем отличаются один от другого денежные агрегаты?

  3. С чем связаны изменения скорости обращения денег?

  4. Роль денег в воспроизводственном процессе.

Тема 1.4. Выпуск денег в хозяйственный оборот.

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды денежной эмиссии. Кредитный характер современной денеж­ной эмиссии.

2. Эмиссия безналичных денег.

3. Сущность и механизм банковского мультипликатора.

4. Налично-денежная эмиссия.

5. Каналы движения денег.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 1.4 Раздела 1. Деньги. «Выпуск денег в хозяйственный оборот»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Дать определение денежной эмиссии.

  2. Какие виды эмиссии существуют?

  3. Почему денежная эмиссия в современной рыночной экономике носит кредитный характер?

  4. Какие виды механизма мультипликации вы знаете?

  5. Дать определение налично-денежного и безналичного обращения.

  6. Базовые принципы организации денежного обращения.

Тема 1.5. Безналичный денежный оборот и его организация.

Учебные вопросы:

  1. Характеристика безналичного денежного оборота.

  2. Основополагающие принципы организации безналичного денежного оборота.

  3. Система безналичных расчетов и ее основные элементы.

  4. Формы безналичных расчетов.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 1.5 Раздела 1. Деньги. «Безналичный денежный оборот и его организация»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Дать характеристику безналичного денежного оборота.

  2. Перечислить принципы, на которых основывается современная организа­ция безналичных расчетов.

  3. Перечислить формы безналичных расчетов и охарактеризовать их.

  4. Система безналичных расчетов и ее основные элементы.

Тема 1.6. Денежная система и ее типы.

Учебные вопросы:

  1. Понятие денежной системы и ее происхождение.

  2. Характеристика денежной системы административно-распределительного типа экономики.

  3. Основные черты денежной системы стран с рыночной экономикой.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 1.6 Раздела 1. Деньги. «Денежная система и ее типы»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Какие типы денежных систем вы знаете, и чем они определяются?

  2. Какие разновидности золотого монометаллизма вы знаете, и что их определяет?

  3. Сходства и различия биметаллизма и монометаллизма.

  4. Провести сравнительный анализ денежных систем при административно-распределительном типе экономики и рыночной экономике.

Тема 1.7. Сущность и формы проявления инфляции. Виды инфляции и ее причины. Регулирование инфляции.

Учебные вопросы:

  1. Сущность и формы проявления инфляции.

  2. Виды инфляции и ее причины.

  3. Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономи­ческие отношения.

  4. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 1.7 Раздела 1. Деньги. «Сущность и формы проявления инфляции. Виды инфляции и ее причины. Регулирование инфляции»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. В чем заключается сущность инфляции?

  2. Каковы основные формы проявления инфляции?

  3. Каковы причины инфляции спроса и инфляции издержек?

  4. Классификация видов инфляции в зависимости от темпов роста цен.

  5. Классификация форм инфляции относительно критериев: способа воз­никновения, характера протекания, степени предсказуемости.

  6. Как влияет инфляция на национальную экономику и международные экономи­ческие отношения?

  7. Каковы основные направления антиинфляционной политики государства?

  8. Объяснить взаимосвязь инфляции и безработицы.

Тема 1.8. Валютные отношения и валютная система.

Учебные вопросы:

  1. Валютные отношения и валютная система.

  2. Мировая валютная система и ее эволюция.

  3. Валютная система России. Платежный и расчетный балансы.

  4. Международные расчеты.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 1.8 Раздела 1. Деньги. «Валютные отношения и валютная система»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. В чем проявляется связь и различие основных элементов национальной, региональной и мировой валютной систем?

  2. Перечислить основные этапы развития Мировой валютной системы.

  3. Основные принципы валютной системы российской Федерации.

  4. Цели валютного регулирования.

  5. Отличие международных расчетов от внутренних.

  6. Перечислить основные формы международных расчетов.

Методические рекомендации по изучению раздела 1 «Деньги»

При освоении раздела 1 «Деньги» студенту необходимо:

  • изучить учебный материал по темам № 1.1. – 1.8. из курса лекций настоящего сборника;

  • акцентировать внимание на следующих понятиях: деньги; рационалистическая и эволюционная концепции происхождения денег; формы стоимости денег; виды и формы денег; полноценные и неполноценные деньги; металлистическая, номиналистическая и количественная теории денег; уравнение И.Фишера; функции денег; денежная масса; трансакционный и ликвидный подходы измерения денежной массы; денежные агрегаты; денежная эмиссия; банковский мультипликатор; налично-денежный и безналичный денежные обороты; принципы организации безналичных расчетов; формы безналичных расчетов; денежная система; биметаллизм и монометаллизм; инфляция; виды инфляции; кривая Филипса; регулирование инфляции; валютная система; мировая валютная система; платежный и расчетный баланс; международные расчеты.

  • читать литературу, указанную в библиографическом списке, в том числе изучать информацию представленную в Интернет - ресурсах;

  • выполнить тесты по темам 1.1. – 1.8.;

  • ответить на контрольные вопросы по разделу.

Раздел 2. Кредит

Тема 2.1. Необходимость и сущность кредита.

Учебные вопросы:

  1. Необходимость и возможность кредита.

  2. Субъекты кредитных отношений: формы и виды кредита.

  3. Характеристика функций кредита.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 2.1 Раздела 2. Кредит. «Необходимость и сущность кредита»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Каковы факторы, обуславливающие необходимость кредита?

  2. Назвать субъектов кредитных отношений и дать им характеристику.

  3. Какие формы кредита вы знаете?

  4. Какие функции кредита вы знаете?

Тема 2.2. Функции, роль и границы кредита.

Учебные вопросы:

  1. Функции кредита и его роль в осуществлении процессов воспроизводства.

  2. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 2.2 Раздела 2. Кредит. «Роль и границы кредита»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Что такое функция кредита и какими свойствами она должна обладать?

  2. Какие функции кредита вы знаете? Охарактеризуйте их.

  3. Как вы определите роль кредита и в чем выражается ее специфика в экономике?

  4. Что такое закон возвратности кредита?

  5. Какое значение законы кредита имеют для практики кредитных отношений?

  6. Чем определяются границы кредита?

Тема 2.3. Ссудный процент и его экономическая роль.

Учебные вопросы:

  1. Сущность и использование ссудного процента.

  2. Роль ссудного процента в рыночной экономике.

  3. Взаимодействие кредита и денег.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 2.3 Раздела 2. Кредит. «Ссудный процент и его экономическая роль»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Какова природа ссудного процента?

  2. Каковы основные формы ссудного процента?

  3. Назовите комплекс факторов, определяющих уровень ссудного процента в условиях рыночной экономики?

  4. В чем заключаются отличия экономических категорий «деньги» и «кредит»?

Методические рекомендации по изучению раздела 2 «Кредит».

При освоении раздела 2 «Кредит» студенту необходимо:

  • изучить учебный материал по темам № 2.1. – 2.3. из курса лекций настоящего сборника;

  • акцентировать внимание на следующих понятиях: кредит; кредитор; заемщик; ссуженная стоимость; ссудный процент; вид кредита; функции кредита; ссудный капитал.

  • читать литературу, указанную в библиографическом списке, в том числе изучать информацию представленную в Интернет - ресурсах;

  • выполнить тесты по темам 2.1. – 2.3.;

  • ответить на контрольные вопросы по разделу.

Раздел 3. Банки

Тема 3.1. Правовые основы банковской деятельности.

Учебные вопросы:

  1. Возникновение и развитие банков в России.

  2. Правовые основы банковской деятельности.

  3. Формирование банковской системы страны.

  4. Виды банков и их структура.

  5. Центральные и коммерческие банки.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить задания из практикума по данной теме;

  • выполнить тест по теме № 3.1 Раздела 3. Деньги. «Правовые основы банковской деятельности»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Объективные условия, способствующие переходу банковского дела из стадии ста­новления в стадию развития.

  2. Структура современного банковского законодательства.

  3. Причины, способствующие изменению банковской системы РФ на основных этапах развития.

  4. Особенности правового статуса Банка России.

  5. Инструменты денежно – кредитной политики ЦБ РФ.

  6. Экономическая сущность банковской деятельности.

  7. Структура одноуровневой и двухуровневой банковской системы.

  8. Отличие универсальных коммерческих банков от специализированных.

Тема 3.2. Классификация банковских операций.

Учебные вопросы:

  1. Пассивные операции банка.

  2. Понятие банковских резервов.

  3. Собственные и привлеченные средства банка. Депозитные операции.

  4. Эмиссионные операции.

  5. Активные операции коммерческого банка. Активно – пассивные операции.

  6. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 3.2 Раздела 3. Деньги. «Классификация банковских операций»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Как можно классифицировать операции коммерческого банка? Охарактеризуйте их.

  2. Из чего складываются ресурсы банка?

  3. Назовите активные операции банка.

  4. Какие операции коммерческого банка относятся к пассивным?

  5. В чем заключаются активно-пассивные операции?

  6. В чем заключается специфика доверительных операций банка?

  7. Дайте классификацию финансовых рисков в деятельности коммерческого банка.

Тема 3.3. Основы банковского менеджмента и маркетинга.

Учебные вопросы:

  1. Сущность и основы банковского менеджмента.

  2. Банковский маркетинг и его особенности. Специфика банковского продукта и условия его продвижения на рынок.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 3.3 Раздела 3. Деньги. «Основы банковского менеджмента и маркетинга»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. Перечислите особенности банковского менеджмента.

  2. Какие показатели оценки используется при банковском менеджменте?

  3. Дайте определение понятия «банковский маркетинг».

  4. Приемы, используемые для изучения рынков банковских услуг и их потенциаль­ных потребителей.

Тема 3. 4. Международный финансовые и кредитные институты.

Учебные вопросы:

  1. Цели создания и особенности функционирования Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка.

  2. Европейский банк реконструкции и развития.

  3. Банк международных расчетов (БМР).

  4. Региональные банки развития.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по курсу лекций и литературе, указанной в библиографическом списке;

  • выполнить тест по теме № 3.4 Раздела 3. Деньги. «Международный финансовые и кредитные институты»;

  • ответить на контрольные вопросы:

  1. В чем состоят различия между Международным валютным фондом и группой всемирного банка?

  2. Каковы особенности БМР?

  3. В чем заключаются особенности Европейского банка реконструкции и развития?

  4. Почему необходимо участие России в международных финансовых институтах?

Методические рекомендации по изучению раздела 3 «Банки»

При освоении раздела 3 «Банки» студенту необходимо:

  • изучить учебный материал по темам № 3.1. – 3.4. из курса лекций настоящего сборника;

  • акцентировать внимание на следующих понятиях: банк; банковская система; виды банков; центральный банк страны; коммерческий банк; пассивные, активные и активно-пассивные операции банка; банковский резерв; собственные и привлеченные средства банка; эмиссионные операции; доверительные операции банка; забалансовые операции банка; финансовые риски; багковский менеджмент; банковский маркетинг; Международный Валютный Фонд; Европейский банк реконструкции и развития; Мировой банк; Региональные банки развития.

  • читать литературу, указанную в библиографическом списке, в том числе изучать информацию представленную в Интернет - ресурсах;

  • выполнить тесты по темам 3.1. – 3.4.;

  • ответить на контрольные вопросы по разделу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению письменной работы для студентов специальности 060500 Бухгалтерский учет и аудит

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по изучению дисциплины, выполнению и оформлению письмен­ной работы (реферата) для студентов 1 курса специальности 060500 Бухгалтерский учет и аудит всех форм обучения.
  2. Учебно-методическое пособие по изучению и практическому применению классического массажа: гигиенического (оздоровительного), лечебного и рефлекторно-сегментарного Для изучающих массаж

    Учебно-методическое пособие
    Массаж – это дозированное механическое воздействие на поверхность тела человека, осуществляемое руками массажиста с помощью определённых приёмов или специальных аппаратов и проводимое с лечебной или профилактической целью.
  3. Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418

    Учебно-методическое пособие
    Б59 Библиографическая деятельность библиотек : учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография» / сост.
  4. Учебно-Методический комплекс по изучению дисциплины «Банковское дело» Для направления 080100. 62 Экономика

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Банковского дела» является факультативной дисциплиной является важнейшим элементом процесса подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению 080100.
  5. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология»

    Учебно-методическое пособие
    Цель курса: овладение студентами знаниями о социальных и индивидуально-психологических механизмах общения и взаимодействия людей в группах и межгрупповых контактах.

Другие похожие документы..