Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам Днепра, Волхова, Оки, Западной Двины на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих п...полностью>>
'Программа'
Михневич Сергей Иванович, заместитель начальника управления поддержки экспорта Министерства иностранных дел Республики Беларусь, доктор экономических...полностью>>
'Реферат'
Ссавці відіграють надзвичайно важливу роль у житті людини. З давніх-давен, як людина змогла приручити диких тварин, представники класу ссавців є неві...полностью>>
'Изложение'
Заслуга критической философии состоит в том, что она с самого начала рассматривала историю философии с философской точки ' зрения, видя в ней не пере...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока. М.М.Пришвин

«Деревья в плену»

Цели урока: познакомить детей с новым

произведением М.Пришвина;

работать над правильным

произношением слов;

учить детей находить основную

мысль рассказа;

развивать речь учащихся;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет М.Пришвина

картины: Шишкин «Зима»,

«Голубая весна».

I. Сообщение темы и целей урока.

-На уроке мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина «Деревья в плену». Будем выразительно читать текст, произносить правильно слова; отвечать на вопросы будем полным ответом.

II. Проверка домашнего задания.

III. Знакомство с писателем и его творчеством.

-Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873 -1954), «крупнейшего поэта и великого жизнелюбца», как называл его М.Горький, проникнуто размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимоотношениях с окружающей природой.

Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрёшка в картошке». Вышел он в 1925году. Итоговой книгой стал «Золотой луг» (1948г.), объединивший почти все детские рассказы писателя.

Обращаясь к юному читателю, писатель утверждает, что мир полон чудес. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребёнком. Звери и птицы у Пришвина «шипят», «гудят», «орут», «кукуют», «свистят», «пищат». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя.

IV. Работа над рассказом М.Пришвина «Деревья в плену».

1. Чтение текста учителем.

-Послушайте, ребята, внимательно рассказ и скажите, почему автор назвал его «Деревья в плену».

(Ответы учащихся.)

2. Словарная работа.

а) объяснение значений новых слов и словосочетаний.

-В тексте вам встретились новые слова и словосочетания. Объясним их значения.

плен – состояние, в котором находится человек, захваченный противником и лишённый

свободы.

согнутые деревья – наклонённые деревья.

ком – уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого, (снежный ком).

оттепель – тёплая погода с таянием снега, льда.

прилипать – крепко пристать, (о чём-нибудь липком).

примёрзнуть – прилипнуть под действием мороза.

пошевелить – слегка двигать.

еловый – сделанный из ели.

закачаться – начать качаться.

освобождаются от зимнего плена – становится свободным, получает свободу.

мечется в страхе – беспокойно двигается из стороны в сторону.

б) правильное произношение слов;

-Произнесём правильно слова: берёзка, примёрзла.

3. Работа по первой части рассказа.

а) чтение учащимися первой части рассказа вслух;

б) озаглавливание части:

(«Лес зимой», «Деревья в плену»)

в) ответы на вопросы по содержанию первой части;

-Почему зимой трудно ходить в молодом лесу?

(Зимой очень трудно ходить в молодом лесу, потому что там все деревья согнулись под снегом.)

-Как получилось, что берёзка согнулась и попала в плен?

(Падал снег на берёзку, падал, и такой от этого вырос на берёзке ком, что она стала гнуться. В оттепель падал снег и прилипал к тому кому. Стал ком совсем большой. Берёзка гнулась, гнулась и, наконец, совсем согнулась. Даже веточкой пошевелить не может. В плену.)

г) пересказ первой части рассказа.

(спросить 1-2 уч.)

4. Работа по второй части рассказа.

а) чтение второй части рассказа учащимися вслух;

б) озаглавливание второй части;

(«Освобождение от зимнего плена», «Наступление весны в лесу»)

в) выборочное чтение;

-Найдите предложения, в которых говорится о том, как освобождаются весной от плена разные деревья. Прочитайте их.

(И вот вдруг, будто сама шевельнулась еловая веточка и закачалась. И тут другая, третья веточки шевельнулись и как прыгнут вверх.

…Как прыгнет вверх перед самым его носом целая берёзка, как закачается осинка, как махнёт рядом ветка ёлки.)

г) выполнение упр.5 на стр.155.

-Найдите глаголы, которые автор употребил в рассказе, чтобы показать, как деревья освобождаются от плена.

(Шевельнулась (еловая веточка), закачалась, прыгнут (веточки вверх), везде прыгают, освобождают, шевелится (лес), пошёл (лес)).

д) пересказ второй части рассказа.

(1-2 уч.)

5. Работа по картинке учебника.

-Найдите в рассказе предложения, которые относятся к картинке.

(И мечется в страхе заяц и бежит всякий зверь. Зайцу страшно. Заяц бросился в сторону, побежал.)

V. Итог урока.

-Подведём итоги урока. С каким произведением мы познакомились? Что нового вы узнали?

VI. Задание на дом: стр. 155, упр.7.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урока Дата Тема урока

    Урок
    Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
  2. Уроки, программы /Сост. Комарова Н. А., Малярова С. Г

    Урок
    Методический сборник включает два тематических раздела. В первый из них входят научно-методические статьи и рефераты, в которых представлены разные подходы к интерпретации произведений Л.
  3. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  4. Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы : 35 лет Категория: высшая Проблема : Нравственное воспитание на урок

    Урок
    заместитель по учебной части   Стаж работы: 0 лет Категория: высшая Проблема: «Опорные схемы в изучении русского языка" Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы: 35 лет Категория: высшая Проблема:
  5. Шестерина Людмила Геннадьевна педагогический стаж 21 год высшая квалификационная категория 2010 год урок

    Урок
    раскрыть своеобразие личности поэта, его творчества, в ходе совместной деятельности – подготовке урока – пробудить интерес к произведениям русского поэта, познакомить с музыкальными произведениями, написанными на стихи С.

Другие похожие документы..