Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях : утверждена резолюцией Гене...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 06 марта 2012 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д.203.011.03 при ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России» по адрес...полностью>>
'Документ'
7 апреля в Межпоселенческой центральной библиотеке на очередном заседании клуба «Светлица» прошел тематический вечер «Греет сердце чай» посвященный д...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2008 г., в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.06 в Академии управления МВД России по адресу: 125171,...полностью>>

Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад Общественной палаты Саратовской области

«О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году»
(принят на пленарном заседании Общественной палаты
Саратовской области 26 декабря 2008 года)

Введение

Настоящий Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» подготовлен в соответствии с Законом Саратовской области от 9 ноября 2007 г. № 243-ЗСО «Об Общественной палате Саратовской области».

В ходе работы над Докладом его разработчики исходили из научного определения гражданского общества как совокупности социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной власти.

Авторы Доклада проанализировали большой объем информации, отражающей состояние институтов гражданского общества в нашем регионе, основывались на собственном опыте общественной деятельности, опыте работы Общественной палаты и изучении процессов внутри гражданского общества не только Саратовской области, но  и других субъектов РФ, России в целом.

Использованный в Докладе фактический и аналитический материал получен также в результате исследования открытых источников – средств массовой информации, материалов, предоставленных общественными объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, ВУЗами области, официальной статистики. Это позволило обеспечить всесторонний охват проблем, непредвзятость суждений и оценок, и, соответственно, объективность выводов.

В подготовке Доклада приняли участие не только члены Общественной палаты, но и иные представители саратовской общественности, экспертного и научного сообщества.

Представленный Доклад явился первым опытом его подготовки Общественной палатой, деятельность которой начала отсчет после формирования полного состава и первого пленарного, своего рода, учредительного заседания, которое состоялось 26 марта 2008 года.

В Докладе предпринята попытка оценить влияние институтов гражданского общества на принятие решений в различных сферах жизни области.

 

Раздел 1.

Структура и тенденции развития

гражданского общества Саратовской области

 

1.1   Анализ деятельности гражданского общества Саратовской области

До настоящего времени в заявлениях ведущих политиков, общественных деятелей, публикациях средств массовой информации очень часто встречаются безапелляционные заявления о том, что в современной России гражданское общество отсутствует.

Однако такая позиция объективно не выдерживает критики. Во-первых, сама трактовка гражданского общества подтверждает обратное, а, во-вторых, изучение гражданской активности населения и объединений граждан, даже сам факт их существования, наглядно свидетельствуют о наличии в России гражданского общества.

Иной вопрос: насколько гражданское общество в нашей стране развито, и в состоянии ли оно оказывать какое-либо влияние на все уровни и органы государственной власти, содействовать решению социальных проблем людей, отстаивать их права и законные интересы перед лицом бюрократического аппарата государства и правоохранительной системы?

Именно в такой постановке вопрос является дискуссионным, представляет собой обширный предмет для научных и иных исследовательских изысканий. Этот вопрос ставится в масштабе всей страны и на уровне каждого российского региона, города и поселения. И потому ответ на него едва ли может быть однозначным и тем более единственным.

Тема развития гражданского общества в нашей стране является одной из наиболее актуальных с начала 90-ых годов минувшего столетия. В политических кругах она стала даже модной, что, в конечном итоге, ведет к ее «забалтыванию» выхолащиванию самой проблематики.

Вместе с тем, особое значение для дальнейших перспектив гражданского общества имеет позиция тех, кто принимает наиболее важные политические решения. Вопросы общественных отношений и поддержка инициатив гражданского общества находили отражение в выступлениях В.В. Путина, находятся в центре внимания и у действующего главы государства Д.А. Медведева. В одном из своих Посланий Федеральному Собранию РФ В.В.Путин заявил: «Убеждён, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».

Новый Президент России Д.А.Медведев, развивая основные направления деятельности своего предшественника, в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года представил 10 шагов, презентованные им как  вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства.

Глава государства высказался об укоренении во всех социальных слоях созданных демократических учреждений, для чего необходимо «доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению».

На подписании Соглашения о взаимодействии Правительства Саратовской области, Саратовской областной Думы и Общественной палаты Саратовской области 6 октября 2008 года Губернатор Саратовской области П.Л.Ипатов назвал институты гражданского общества «общественной властью». И у этой власти имеется мощный ресурс – гражданская активность населения, общественное мнение, средства массовой информации, поддержка политического руководства, законодательство, базирующееся на конституционной норме, гласящей, что Российская Федерация – правовое, социальное государство.

Политическая воля лидеров страны и региона основана, прежде всего, на Конституции страны, 15-летие со дня принятия которой на всероссийском референдуме отмечалось в 2008 году. Основной Закон России во главу угла ставит права и свободы человека и гражданина, гарантирует право на создание общественных объединений и свободу их деятельности. Конституцией в статье 2 закреплено, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом.

Следует отметить, что проблема построения гражданского общества не может ограничиваться только простым закреплением в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, но необходимо еще создать эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы государственной власти, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию, охрану и защиту этих прав и свобод. К сожалению, на практике использование данными органами своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности.

Гражданское общество не может возникнуть на пустом месте. Его появление обязательно должно предварять формирование гражданского самосознания. С одной стороны, демократизация жизни общества привела к появлению тысяч некоммерческих организаций, благотворительных фондов. Общественная деятельность приобрела различные организационные формы и направления, стала многообразной. С другой стороны, именно то, что «у нас обыкновенно проповедуют наоборот» привело к тому, что количество НКО не переросло в качество.

По данным органов юстиции, число НКО (общественных и религи­озных объединений, политичес­ких партий, других структур) в Саратовской области составило на 1 декабря 2008 года 3,5 тысячи, в том числе: 2674 общественных объединения; 322  религиозных организации; 503 иных некоммерческих организаций. Если же вычесть из них координируемые областными организациями местные филиалы (местные отделения политических партий, профсоюзных организаций, религиозных конфессий и пр.), имеющие статус юридического лица, то получим в итоге порядка тысячи организаций. Много это или мало для Саратовской области? Ответ кроется в анализе их деятельности по параметрам степени социальной и политической активности, уровня взаимодействия с органами власти, развитости грантовой культуры.

По мнению ряда экспертов, в нашем регионе согласно этим критериям реально действующими являются лишь немногим более двухсот НКО. Остальные почти не ведут деятельности, либо образованы под конкретные, разовые, узкие цели, либо существуют лишь де-юре.

Анализируя процессы внутри гражданского общества, важно принять во внимание наличие и подчас активную деятельность тех общественных объединений, которые не зарегистрированы в установленном порядке органами юстиции. Нельзя сводить все многообразие проявления гражданской активности только к организационно-правовым формам, поскольку она от них напрямую не зависит. Однако следует признать, что число таких структур также относительно мало и к ним применимы те же характеристики, что и к организациям – обладателям статуса юридического лица. Как пример можно привести начатую в 2008 году реализацию на территории Саратовской области Комплексной программы модернизации образования, одним из главных положений которой стало обязательное привлечение к управлению образовательными учреждениями представителей родительской общественности и НКО. Результатом стало появление в большинстве школ области Управляющих советов.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод о том, что активность населения в построении гражданского общества, формировании его институтов в Саратовской области низка, а роль государства в поддержке институтов гражданского общества, напротив, возрастает. Об этом свидетельствуют не только подчеркнутое внимание власти к проблемам развития гражданского общества, но и  регулярность проведения гражданских форумов, поддержка НКО посредством расширения системы государственных грантов, наконец, воссоздание института общественных палат.

Становится очевидным, что стимулирование гражданского общества идет преимущественно «сверху», между тем как подлинное гражданское общество создается именно «снизу», это аксиома. Отсюда напрашивается и другой вывод, дающий ответ Общественной палаты на поставленный выше вопрос: формирование гражданского общества остается одним из приоритетных направлений развития современной России и Саратовской области, в частности. Современная политическая система нашей страны начала образовываться 17 лет назад, после распада (или, как многие полагают, развала) СССР. Это очень малый срок для процессов такого масштаба и потому новая российская государственность продолжает становиться и развиваться, а вместе с ней и гражданское общество.

Активно работающие НКО играют важную и возрастающую роль, они формируют политику, участвуют в законотворческой деятельности, процессе принятия важных государственных решений, способствуют росту гражданской инициативы, выполняют многие социальные функции и т.д. Следует отметить, что в Саратовской области, как и во всей России, НКО по своему влиянию уступают традиционным институтам гражданского общества (религиозные организации, профсоюзы, другие объединения), которые обычно имеют в обществе более стабильную позицию и более надежные источники финансирования.

Важным показателем развития НКО является их правовое положение. Отражая развитие некоммерческого сектора, начиная с серединных 90-ых годов минувшего столетия, был принят целый ряд федеральных законов, развивающих базовое законодательство и регламентирующих деятельность различных видов НКО. Речь идет, прежде всего, о законах «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О  государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах)» и другие.

Систему законодательства об НКО формируют также законы субъектов РФ. В Саратовской области были приняты и действуют региональные законы «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», областная целевая программа «Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области на 2008-2009 гг.» и др.

Внесение в законодательство об НКО изменений в начале 2006 года, вызвавшее дискуссию о возможном свертывании «третьего сектора», в целом не привело к ущемлению деятельности общественных организаций. Но, вместе с тем, необходимо обозначить другую проблему, на наш взгляд острую и актуальную с точки зрения развития гражданского общества, его институализации и поддержки этого процесса со стороны государства. Несмотря на заявления об упрощении процедуры государственной регистрации, введение соответствующих административных регламентов, до сих пор инициативные граждане сталкиваются со сложными процедурами, массой бюрократических препон, волокитой при создании новых и реорганизации действующих общественных организаций.

В районах области на сегодня  наблюдаются очевидные и одинаковые для всех общественных организаций муниципальных образований проблемы, основной из которых являются некомпетентность кадров НКО, низкий уровень менеджмента, связанные с отсутствием системы профессиональной подготовки кадров НКО. И как следствие -  низкий уровень информированности общества о деятельности НКО. Не всегда и средства массовой информации охотно идут на освещение деятельности тех или иных общественных организаций и проводимых ими мероприятий.

Многие гражданские организации ещё не понимают необходимости последовательной и продуманной работы по созданию позитивного имиджа организаций. В результате население плохо информировано об НКО  и их деятельности. Это со всей остротой ставит вопрос о профессионализации управления общественными организациями, о создании системы образования и информирования НКО.

Прошедший Гражданский форум Саратовской области, безусловно, способствовал установлению устойчивых контактов, сетевых отношений, обмену опытом, информированию и обучению руководителей и активистов некоммерческого  сектора муниципалитетов. Но система информирования и стратегия профессиональной подготовки кадров далеко не совершенна. Необходима стратегия профессиональной подготовки НКО, организация систематического совместного обучения служащих и руководителей общественных структур и проведение управленческих тренингов, деловых игр.

 

 1.2   Итоги Гражданского Форума Саратовской области – 2008

Состоявшийся 28 октября – 7 ноября 2008 года Гражданский форум Саратовской области стал своего рода «лакмусовой бумагой» состояния гражданского общества в нашем регионе.

Приемлема для всех его участников оказалась  форма проведения Форума – в течение нескольких дней прошла серия «круглых столов» и семинаров, завершившаяся итоговым заседанием, на котором была принята резолюция, вобравшая в себя резолюции со всех «переговорных площадок». Программа Форума, темы и проблематика «круглых столов» разрабатывались коллегиально. В состав организационного комитета вошли преимущественно руководители общественных объединений.

В рамках Форума состоялись следующие мероприятия:

·       Заседание Конгресса Ассамблеи народов Саратовской области;

·       Совместное заседание Общественной палаты и Экспертного совета при Правительстве области;

·       Семинар – круглый стол: «Перспективы развития этноконфессиональных  отношений в Саратовской области»;

·       Переговорные площадки по темам:

·       «Стратегия 2020»;

·       «Общественная  палата как инструментарий взаимодействия органов  власти  и  населения»;

·       «Коммуникация власти и молодежи в антикоррупционной политике»;

·       «Формирование благоприятных условий для развития благотворительных инициатив и улучшение положения социально незащищенных категорий граждан»; 

·       «Молодежь: национальный и социальный аспект»;

·       «Детско-юношеская общественная организация – основа формирования гражданского общества»;

·       «Грани патриотизма»;

·       «Совершенствование региональной и муниципальной экологической политики»;

·       «Информационные стратегии социальной политики в отношении инвалидов»   «Семья как основа стабильности общества»;

·       «Защита прав и законных интересов трудовых мигрантов гражданским обществом Саратовской области»; 

·       «Преодоление правового нигилизма, как основы коррупции»;

·       «Межнациональные  отношения: проблемы и перспективы»;

·       «Роль СМИ и НКО в формировании общественного мнения, мировой  опыт  и  региональные  особенности»;

·       «Совершенствование правового регулирования  диалога  общества  и  власти».

Имевшие место замечания относительно некоторых недостатков в организации мероприятия были нивелированы содержательностью всех состоявшихся в его рамках «переговорных площадок» и результативностью итогового пленарного заседания.

Сам по себе Форум, организованный совместно Общественной палатой и комитетом общественных связей и национальной политики Правительства области, продемонстрировал внимание со стороны исполнительной и законодательной власти к «третьему сектору», их восприятие общественных организаций как полноправных партнеров и готовность к поддержке деятельности последних.

Предложения о том, что итоговая резолюция Форума, имеющая, по сути, рекомендательный характер, будет директивно подана органам исполнительной власти в виде нормативно-правового акта за подписью Губернатора П.Л.Ипатова, а об итогах ее выполнения глава региона будет выступать спустя год на очередном Форуме – были, безусловно, положительно восприняты и оценены представителями общественности. Это не снимает с саратовской общественности функцию контроля за реализацией исполнения резолюции, тем более что часть содержащихся в ней решений адресована общественным организациям. В течение 2009 года будет проходить общественное обсуждение результатов исполнения рекомендаций Гражданского Форума.

Получила также поддержку инициатива проводить мероприятия в рамках Форума  в течение всего года, а результаты работы подводить на итоговом собрании в ноябре. На рассмотрение общественности было представлено и утверждено Положение о Гражданском форуме Саратовской области, в соответствии с которым будут проводиться все последующие форумы.

Вместе с тем, обратила на себя внимание проблема следующего характера: далеко не все представители НКО откликнулись на приглашение принять участие в Форуме и продемонстрировали, таким образом, свою низкую гражданскую активность, незаинтересованность в диалоге по решению социальных проблем Саратовской области. Кроме того, участники Форума представляли преимущественно областной центр. Представителей муниципальных районов на этом мероприятии областного масштаба было несоизмеримо меньше. Не на всех «переговорных площадках» присутствовали руководители исполнительной и законодательной ветвей власти. А присутствовавшие вместо них исполнители являлись лишь наблюдателями.

Еще одна важная проблема, которую выявил Форум, – низкий уровень информированности сограждан о некоммерческом секторе и, соответственно,  низкий уровень участия в деятельности общественных организаций.  Фактически саратовские «общественники» представляют собой, по большому счету, некий закрытый мирок, живущий по своим правилам и оторванный от реальности, ориентированный на власть или же конфронтацию с нею. Эту проблему нам также надо решать сообща.

Эти утверждения подкрепляются недавно опубликованными результатами исследования Фонда "Общественное мнение" института социологии РАН в 68-ми субъектах РФ, согласно которым Саратовская область оказалась в пятой, предпоследней группе регионов, где перспективы развития гражданского общества характеризуются как неблагоприятные. Учитывались 15 показателей, в частности, "уровень доверия", "толерантность", "ощущение гражданами личной безопасности", "соблюдение гражданских прав и свобод", "уровень информированности населения об общественных объединениях".

Нам необходимо проанализировать сложившееся положение, но уже сейчас понятно, что причины этого кроются не только и не столько во власти, сколько в нас самих – общественных организациях. Общественной палате предстоит серьезно подойти к решению обозначенной проблемы.

Как бы то ни было, Гражданский форум Саратовской области – 2008, как выразился ректор ПАГС им. П.А.Столыпина С.Ю.Наумов, не прошел, а именно состоялся как значимое социально-политическое явление, оказался вполне результативным и заложил традицию своего продолжения в дальнейшем.

Он показал, что в нашем регионе немало проблем, о которых подчас мало пишут и говорят, но их необходимо решать, поскольку за этими проблемами – люди. Форум не был призван решать конкретные вопросы либо наладить диалог между властью и общественностью. Этот диалог и взаимопонимание существуют давно. Задача Форума, на наш взгляд, состоит в том, чтобы укрепить взаимодействие между органами власти и институтами гражданского общества, определить новые пути сотрудничества.

 

1.3   Роль Общественной палаты Саратовской области

в процессе развития гражданского общества

Создание в начале 2005 Общественной палаты Российской Федерации и ее активная деятельность стали импульсом к формированию региональных общественных палат. В настоящее время в субъектах РФ образовано на основе принятых законов свыше 30 общественных палат.

Безусловно, важную роль в этом процессе сыграл В.В.Путин, который в одном из своих выступлений отметил: «Мы все – и государство, прежде всего, – заинтересованы в том, чтобы Общественная палата стала действенным каналом влияния общественности на государственные дела, на подготовку тех или иных решений и по контролю за их реализацией».

Общественная палата Саратовской области учреждена в соответствии с принятым в ноябре 2007 года областным законом и фактически приступила к работе после формирования своего состава с марта 2008 года.

Однако историю Общественной палаты необходимо исчислять с 1997 года. Правовой основой деятельности Палаты являлись  распоряжения и постановления Губернатора области. Одновременно с федеральным, в 2004 году начал разрабатываться областной закон об Общественной палате. Подготовленный  проект закона был внесен в областную Думу Губернатором области П.Л.Ипатовым уже летом 2005 года. Однако этот законопроект стал заложником политического противоборства и был принят лишь в ноябре 2007 года в значительной степени под давлением саратовской общественности. За эти два с небольшим года образовавшийся вакуум заполнили общественные советы. Принятие закона было воспринято как большой успех, ставший возможным при поддержке Губернатора, достигнутый в результате кропотливой работы с депутатским корпусом.

Согласно принятому закону Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов власти и местного самоуправления для решения наиболее важных  вопросов социально-экономического, гуманитарного, общественного характера путем:

-   Привлечения граждан и общественных объединений к формированию и реализации государственной политики;

-   Выдвижения и поддержки гражданских инициатив;

-   Проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов области;

-   Осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти и местного самоуправления;

-   Выработки рекомендаций органам государственной власти области при определении приоритетов государственной политики.

Для реализации этих задач Общественной палатой подписаны соглашения о взаимодействии с Прокуратурой области, а также с Правительством области и Саратовской областной Думой. Эти соглашения разработаны в развитие закона о Палате и предусматривают различные формы ее сотрудничества с органами власти.

Фактически сразу после создания Общественная палата была наделена правом законодательной инициативы и реализует его. Однако не все предложенные Палатой законопроекты принимаются, а принятые и вступившие в действие  исполняются, как, например, закон о создании страхового фонда зерна.

Органы государственной власти, общественные организации и средства массовой информации неоднократно выражали надежду на большой потенциал и активную работу Палаты в различных сферах жизнедеятельности общества, в решении самых острых проблем нашего региона. Общественная палата Саратовской области не стала марионеточной структурой и, несмотря на непродолжительный период своей деятельности,  оправдывает эти пожелания.

Важным условием результативности функции общественного контроля являются предусмотренные в законе «Об Общественной палате Саратовской области»  гарантии ее деятельности и обязанности органов власти по отношению к Палате.

 За истекший период Общественной палатой и ее профильными комиссиями проведена экспертиза 26 проектов нормативно-правовых актов, поступающих из федеральных и региональных органов государственной власти, преимущественно законов и целевых программ.

Члены Палаты делегированы для участия в заседаниях Правительства области, Саратовской областной Думы, в работе коллегий министерств, межведомственных комиссий и рабочих групп, активно сотрудничают со средствами массовой информации области, участвуют в организации и проведении на областном, межрегиональном и федеральном уровнях конференций, форумов и совещаний по вопросам становления гражданского общества, социального и экономического развития. Налажено взаимодействие с Общественной палатой РФ.

Общественная палата призвана институализировать гражданское общество, выражать интересы общественности, компетентностью и авторитетом их членов оказывать влияние на деятельность органов власти в интересах населения. Общественные палаты – новый уровень развития гражданского общества и взаимодействия с органами власти. И потому не случайно на Гражданском форуме был поднят вопрос о нецелесообразности продолжения деятельности дублирующих Палату общественных советов при областных органах власти.

Можно утверждать, что состав Общественной палаты Саратовской области разнообразен и компетентен. Среди членов Палаты  - немало известных, заслуженных, уважаемых людей, обладающих опытом законотворческой, управленческой работы, почетные граждане области, деятели науки, культуры, ректоры ВУЗов, руководители предприятий, лидеры национальных, общественных объединений, представители конфессий.

Общественная палата не имеет властных полномочий, ее решения носят рекомендательный характер. Авторитет, влияние Общественной палаты во многом обеспечивается совокупным авторитетом членов Палаты. Этот фактор во многом обеспечивает независимость Общественной палаты, которая, однако, не перерастает в позицию необоснованной конфронтации с властью.

Общественная палата, отстаивая интересы населения региона, стремится к конструктивному диалогу, эффективному сотрудничеству с органами власти. И ни о какой соглашательской позиции, вопреки отдельным мнениям, речи быть не может. Первые результаты работы палаты – тому пример. Нередки случаи, когда Палата критикует работу отдельных министерств и ведомств или дает отрицательные заключения по результатам общественной экспертизы проектов законов и целевых программ. Но все оценки обоснованы и для дальнейшей доработки документов создаются совместные согласительные комиссии и рабочие группы.

Ведется большая работа с обращениями граждан, которые видят в Общественной палате возможность отстоять свои интересы после безрезультатных личных приемов и отписок чиновников. Количество обращений растет, и члены Палаты, где советом, а где и собственным авторитетом стремятся помочь людям. Работа с обращениями – важное направление, позволяющее иметь дополнительный канал «обратной связи» с населением и давать оценку работе административных структур. Начиная с апреля 2008 года, число обращений увеличилось в разы. Всего за 9 месяцев работы в Общественную палату поступило более 100 жалоб и просьб о содействии, т.е. обращения поступают почти ежедневно.  

Как пример работы Общественной палаты в этом направлении можно привести участие членов Палаты в защите прав Емельянова Владимира Евгеньевича, жителя с.Поповка Саратовского района, военного  пенсионера, инвалида I группы, руководителя центра военно-патриотического воспитания молодежи (в составе центра 12 клубов и более 250 воспитанников).  Весной 2008 года Емельянов В.Е. был подвергнут избиению сотрудниками милиции, что повлекло за собой слепоту, третий инсульт. Однако уголовное дело в Саратовском РОВД не заводилось, и в знак протеста Емельянов В.Е. объявил голодовку. По его обращению  к члену Палаты Корольковой Н.А. было проведено общественное расследование. Виткин Ю.С. убедил Емельянова В.Е. прекратить голодовку, помог в его госпитализации. В результате вмешательства Общественной палаты уголовное дело было заведено и сейчас находится на контроле областной прокуратуры.

 Следует обратить внимание на возможную эффективность деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации как способа цивилизованной лоббистской деятельности. У Общественной палаты имеется законодательно определенная возможность влияния на становление цивилизованных форм и методов лоббистской деятельности. В свою очередь, это может решить уже давно ставший дискуссионным вопрос об узаконивании лоббистской деятельности в России. Однако для этого необходимо появление общественных палат в каждом субъекте Российской Федерации, а также в муниципальных районах. Одним из примеров сказанного является то, что активная позиция членов Палаты позволила решить серьезную проблему, затянувшуюся на несколько десятилетий – удалось возобновить строительство нового ТЮЗа.

Губернатор области П.Л.Ипатов отметил,  что Общественная палата объективно стала неотъемлемой частью гражданского общества в Саратовской области. За короткий отрезок времени она прошла период становления и сейчас ее ведущую роль как института гражданского общества признает не только власть, но и, что не менее важно, общественные организации. При этом важно иметь ввиду, что наряду с Общественной палатой действует немало других общественных структур, с которыми она стремится тесно сотрудничать. Сущность гражданского общества заключается, помимо прочего, в многообразии форм самоорганизации и направлений деятельности его институтов.

  

Раздел 2. Гражданское общество и органы

государственной власти Саратовской области

 

2.1 Взаимодействие институтов гражданского общества

с органами государственной власти и местного самоуправления

 

В Саратовском регионе существует  более чем десятилетний опыт взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления для общественников, чья цель - достижение конкретного общественного блага для людей. В этой связи цель взаимодействия с властью, поставленная  членами Общественной Палаты Саратовской области вкупе с другими общественными объединениями - добиться реального успеха. Успеха гражданского, общественно значимого.

Государственные органы очень отличаются по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих, упреждающих и ограничивающих функций. Вместе с тем, именно по слаженной работе этой многоуровневой системы граждане зачастую судят о власти и о своем государстве.

В настоящее время организация и деятельность современной российской системы государственных органов еще не отвечает современным требованиям гражданского общества, конституционной модели государственной охраны и защиты основных прав и свобод граждан.

На текущий момент у населения сформировалось мнение о профессиональной беспомощности органов государственной власти, невозможности налаживания конструктивного взаимодействия с обществом, сложился негативный стереотип образа государственных органов. В частности, регистрируется большое количество правонарушений среди чиновничьего аппарата. Законопослушными представителями гражданского общества не может положительно восприниматься неуклонный рост правонарушений и преступлений, совершаемых сотрудниками различных государственных органов.

Другим ярким показателем массового сознания, характеризующим проблемы взаимоотношения, выступает утверждение о нежелании вникать в проблемы обратившегося. Дела зачастую заканчиваются формальными отписками, ссылками на отсутствие компетенции в решении проблемы, необоснованно частом применении штрафных санкций.

У граждан складывается мнение, что наши государственные органы по-прежнему действует стереотипно, любая цель, по их мнению, может быть достигнута путем введения всевозможных запретов, ограничений, что в корне не согласуется с принципами гражданского общества.

Поэтому одним из путей повышения эффективности взаимодействия государственных органов и институтов и одновременного исключения возможности нарушения прав и свобод человека и гражданина видится постоянное обучение сотрудников этих органов.

Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления можно разделить на экономические и неэкономические формы. К неэкономическим формам относятся: деятельность общественных советов, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают совместная реализация социальных программ, формирование и размещение социального заказа, гранты (субсидии), имущественная поддержка негосударственных некоммерческих организаций.

Развитость форм взаимодействия зависит не столько от социально-экономического положения территории, сколько от уровня институциолизации некоммерческого сектора, который выше в крупных развитых городах.

В Саратовской области, безусловно, доминирующими являются  неэкономические формы, хотя в последние 2-3 года существенно возросли  экономические.

Несмотря на разнообразие форм взаимодействия общественных организаций и властных структур и наличие в каждом правиле своих исключений, можно выделить  основные закономерности, обуславливающие степень конфронтации и сотрудничества общества и власти:

 - чем дальше орган или чиновник по своим обязанностям от практического решения конкретных проблем конкретных людей, тем терпимее и конструктивнее его взаимоотношения с общественниками;

- взаимоотношения тем лучше, чем меньше общественник поднимает вопросов нарушения прав и чем больше занимается социальной работой, гуманитарными акциями, просвещением;

- взаимоотношения с властью эффективнее в тех сферах общества, где нарушителями прав граждан являются не органы власти, а частные предприятия, профсоюзы или даже другие государства;

- чем меньше для бюджета цена права, тем проще договориться с властью о его соблюдении;

- если представитель власти лично заинтересован в нарушении права (коррупция, коммерческий интерес, политические взгляды, угроза привлечения к уголовной ответственности и др.) добиться соблюдения этого права труднее, чем в случае, когда праву противостоит лишь персонифицированный в чиновнике ведомственный интерес;

- закономерность самая очевидная: чем меньше претензии общественников или самих граждан чреваты персональной ответственностью для чиновника (уголовной, административной, дисциплинарной, политической), тем он спокойнее и конструктивнее.

Все это говорит о том, что пространство сотрудничества общественных организаций, правозащитников, активных граждан в Саратовской области на современном этапе не очень велико, а условия попадания в это пространство необходимы, так как есть проблемы, которые решаются только в этом пространстве взаимодействия.

Существенные поправки в срабатывании указанных закономерностей вносит субъективный фактор. Например, очень многое зависит от готовности и способности сторон идти на личный контакт, решать проблемы граждан не в переписке, а при непосредственном обращении.

Приведем для наглядности свежий пример: в ноябре 2008 года в комиссию по развитию гражданского общества и благотворительности Общественной палаты обратилась семья Семеновых проживающая на ул. Радищева г.Саратова в очень ветхом и непригодном для проживания муниципальном доме. В семье двое детей, дочь страдает пиелонефритом и уже перенесла операцию по удалению почки. Данная семья подпадает под действие программы по переселению из ветхого жилья. Председатель комиссии Ольга Коргунова вместе с членами семьи Семеновых пришла на прием к главе администрации Волжского района г.Саратова. В этот день в приемной людей на очереди не было, совещания не проводились, но руководитель района не принял, не выслушал людей и не посмотрел собранных гражданами документов, а велел оставить в канцелярии заявление, которое и там опять же не приняли по невнятным причинам. Но в этот же день их принял заместитель главы районной администрации В.Н.Сараев, который выслушал людей, вник в документы, пригласил специалистов, дал необходимые пояснения и позднее прислал ответ, который разъяснил ход дальнейших действий. Квартиру, конечно, Семеновы пока не получили, но проблема начала решаться.

Данный пример говорит о том, что многое может решить доброжелательность, «убийственная мощь аргументов» и др. Существенно и напрасно отравляют отношения между гражданами, представителями общественных организаций и чиновниками взаимная подозрительность и снобизм. Для чиновника общественник априорно выскочка, безусловный непрофессионал, демагог. Для общественника же чиновник столь же лишенный интеллекта бюрократ, заведомый коррупционер и реакционер.

Анализируя уровень взаимодействия Общественной палаты и иных общественных объединений области с органами государственной власти и местного самоуправления следует отметить, что в наибольшей степени сотрудничество развивается со структурами так называемого социального блока и органами, курирующими вопросы общественных отношений, которые в силу специфики своей деятельности не только вынуждены постоянно контактировать с общественными организациями, но и часто заинтересованы в них как партнерах.

Среди таких структур необходимо отметить, прежде всего, министерство социального развития, министерство занятости, труда и миграции, министерство образования, министерство здравоохранения области.

Многие органы исполнительной власти области и областная Дума практически со дня начала работы Общественной палаты стали представлять на экспертизу проекты целевых программ, касающихся важнейших направлений социально-экономического развития. Так, экспертизу прошли проекты программ «Молодежь Саратовской области на 2009-2011 гг.», «Развитие культуры Саратовской области на 2009-2012 гг.», «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области на 2009-2011 годы», «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 гг.», «Развитие здравоохранения Саратовской области», Концепция демографической политики, областные законопроекты «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», «О мерах ежемесячном пособии родителям, детям и вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников государственных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей», «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей» и др.

К сожалению, по непонятным причинам для проведения общественной экспертизы не были представлены проекты областных целевых программ «Сохранение культурного наследия Саратовской области на 2009-2012 гг.» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 гг.».

Общественная палата и другие общественные организации при поддержке Правительства области  приняли активное участие в мероприятиях, приуроченных к Году семьи в России, запланировали серию совместных мероприятий, связанных с Годом молодежи в 2009 году. Все это лишь дополняет постоянную работу членов Палаты в составе коллегий министерств, межведомственных рабочих групп и штабов, создаваемых органами власти.

Диаметрально противоположное отношение к взаимодействию с НКО демонстрируют органы, в чьей компетенции находятся вопросы реального сектора экономики (земельные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, ЖКХ, бюджетный процесс, государственные финансы). Стоит ли говорить о том, что реализация требования проведения публичных слушаний по проекту бюджета или его исполнению давно превратилась в фарс.

К сожалению, пока во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Саратовской области, не стала привычной и тем более обязательной практика участия общественных объединений в формировании программ социально-экономического развития региона и его районов. Как правило, власти лишь знакомят, информируют общественность о принятых программах. Признание важной в этом вопросе роли  НКО требует нормативного закрепления участия негосударственных некоммерческих организаций, укорененных  на территории,  в  планировании ее социально экономического развития. Такое решение может дать значительные  возможности экономии бюджетных средств при одновременном повышении уровня занятости населения за счет его самоорганизации.

Тем не менее, и в этом отношении в нашем регионе имеются позитивные сдвиги. Министерство экономического развития и торговли, министерство сельского хозяйства, министерство лесного хозяйства, министерство по развитию транспортного комплекса  области в 2008 году не только направили для проведения экспертизы проекты таких важных документов как «Программа социально-экономического развития Саратовской области на 2009-2011 гг.», ОЦП «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2012 гг.» (по данному проекту Палатой были проведены общественные слушания), «Концепция развития транспортного комплекса области 2009-2025 гг.», дорабатывали их в рамках совместно созданных рабочих группах, но и наладили постоянное сотрудничество с Палатой.

Что касается правоохранительных органов, то они по-прежнему, особенно судебная система, закрыты от общественного контроля в тех рамках, которые позволяет законодательство. И все же на примере Саратовской области создан прецедент достаточно эффективного сотрудничества с областной прокуратурой, базой для которого является подписанное с Общественной палатой соглашение.

Благодаря настойчивой позиции Общественной палаты или при ее участии стали решаться отдельные проблемы в сфере  социального и культурного развития, органы власти нередко были вынуждены корректировать свои решения и проекты. Так, Общественная палата актуализировала тему деятельности нелегальных залов игровых автоматов, подняла вновь вопрос о создании медико-социальных учреждений для лиц в состоянии алкогольного опьянения, постоянно держит на контроле экологические проблемы (вырубка зеленых насаждений, сохранение рекреационных зон, сокращение выбросов вредных отходов промышленных предприятий и др.). Общественная палата не осталась в стороне от проблем лекарственного обеспечения льготников, улучшения демографической ситуации, восстановления детских дворовых игровых площадок, сокращения многолетних очередей в детские сады, возобновление строительства ТЮЗа, проблем, связанных с ростом коммунальных тарифов, реформированием системы образования и т.д.

Члены Общественной палаты активно влияли на решение комитета по социальным вопросам областной Думы по выделению 200 млн. руб. на строительство детской больницы и 20 млн. руб. на ремонт областной детской инфекционной больницы.

Особенностью работы Общественной палаты Саратовской области является наличие комиссии по противодействию алкоголизации и наркотизации, продвижению идей трезвого здорового образа жизни. Именно эта комиссия в своей работе постоянно заостряет вопросы улучшения демографической ситуации в Саратовской области, краеугольным камнем которых является проблема алкоголизации. Привлечение внимания к проблеме алкоголизма, наркомании как со стороны общественности, так и со стороны власти - задача Общественной палаты, реализация которой приведет к формированию государственной политики в сфере противодействия алкоголизации и наркотизации общества и изменению менталитета населения в сторону привлекательности здорового трезвого образа жизни.

Проводя экспертизу проекта программы социально-экономического развития Саратовской области на 2009-2011 годы, концепции демографической политики, других нормативно-правовых актов, осуществляя прием граждан, работая над проектом закона по созданию медико-социальных учреждений для лиц, пострадавших от алкоголя, члены комиссии исходят из интересов защиты прав населения области на достойную жизнь и здоровье. Так, именно по предложению членов комиссии из проекта «Социально-экономического развития Саратовской области на 2009-2011 годы» были убраны планы по увеличению производства сигарет в Саратовской области, так как преступно по отношению к здоровью людей планировать увеличение числа курильщиков и надеяться на улучшение демографических показателей. Однако следует отметить, что зачастую проекты законов, разрабатываемых Правительством Саратовской области, поступали на общественную экспертизу в Общественную Палату за 2-3 дня или чуть дольше до их принятия Правительством, что, безусловно, из-за недостатка времени снижало качество общественной экспертизы, а, главное, не давало общественникам возможности радикально в лучшую сторону изменить документы, по которым предстоит жить всему населению области. Так, из-за неотработанных механизмов эффективности взаимодействия между Общественной Палатой и властью, из проекта «Социально-экономического развития Саратовской области на 2009 — 2011 годы» полностью была устранена статья «Формирование основ здорового образа жизни». Комиссии Общественной Палаты не было предоставлено права на разработку этой статьи.

Взаимодействие с властью зачастую не было эффективным из-за отказа некоторых чиновников участвовать в переговорных площадках Общественной Палаты. Так, ни разу не откликнулся на приглашение Общественной Палаты глава администрации г. Саратова Сомов В.Л.

Большое внимание комиссией по экономической политике, развитию предпринимательства и ЖКХ области уделяется такой актуальной проблеме как поддержка малого и среднего предпринимательства, создание в этой связи финансово-кредитной, инвестиционной системы поддержки малых и средних предприятий, включающей региональные и муниципальные гарантийные фонды, специализированные региональные и межрегиональные фирмы лизинговых услуг, страховые компании, общества взаимного кредитования и т.п. Анализ областных программ поддержки малого и среднего бизнеса, показывает, что большая часть мероприятий носят декларативный характер из-за недостаточного финансового обеспечения, что не позволяет достичь обозначенных целей. Согласно статистическим данным в 2007 году число малых предприятий, действующих в Саратовской области, составило только 13,8 тысяч, а среднесписочная численность работников малых предприятий области составила 82,2 тыс. человек. Это крайне низкий показатель. Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, обращает внимание на себя тот фактор, что по-прежнему наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и услуг (47,3%). Сфера производства составляет 13,2%, сфера строительства –12,2%, сфера транспорта и связи – 4,2%. Вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6% в 2004 году до 13% в 2007 году. Это тоже крайне низкий показатель.

Поддерживая малый бизнес, необходимо использовать все финансовые рычаги для того, чтобы стимулировать развитие малого предпринимательства в районах области, и таким образом решить одну из острых на сегодняшний день проблем – проблему занятости населения. Важно продолжить работу по созданию областного бизнес-инкубатора и сети бизнес-инкубаторов в муниципальных районах и городских округах области.

В Саратовской области в дружбе и согласии проживают представители более 130 национальностей, исповедующие различные религии. Зарегистрировано 65 национально-культурных общественных объединений и 322 религиозные организации. Вопросы межнационального и межконфессионального мира в нашем регионе всегда имели приоритетное значение для власти и общества не потому, что этот мир хрупок. Напротив, он достаточно прочен, но его постоянно необходимо укреплять. И делать это возможно лишь общими усилиями руководителей органов власти и лидеров и активистов национальных общин, представителей конфессий.

В нашем регионе заложена серьезная база для межнационального диалога. Одним из наиболее важных его результатов является рост числа национально-культурных автономий и центров, а также создание комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области», задуманного как этнографический музей национальных культур народов, проживающих на территории Саратовской области. За короткий срок «Национальная  деревня» оказалась популярна среди жителей и гостей областного центра, стала своего рода визитной карточкой Саратова.

К сожалению, и в 2008 году этот проект практически не получил дальнейшего развития, проблемы функционирования комплекса остались те же.

Основными задачами, которые ставят перед собой национальные объединения, являются сохранение и преумножение национальной культуры, главным образом среди подрастающего поколения, духовно-нравственное воспитание, ознакомление, приобщение к национальной культуре представителей других народов, развитие ценностей толерантности.

 О единстве национальных объединений области свидетельствуют их членство в ряде региональных ассоциаций, совместное участие в национальных праздниках и фестивалях, представители большинства национальных общин активно работают в Общественной палате в рамках профильной комиссии.  Прошедший в апреле 2008 года Конгресс Ассамблеи народов Саратовской области вновь продемонстрировал высокий уровень межнационального сотрудничества в нашем регионе.

Понятно, что стабильная этноконфессиональная обстановка не означает отсутствие проблем в этой сфере, но слаженная работа властей и национальных диаспор не позволяет перерасти отдельным конфликтам в  серьёзный дестабилизирующий фактор.

Существование правового государства и гражданского общества немыслимо без реального обеспечения права граждан на получение информации. Средства массовой информации являются одними из основных и наиболее влиятельных институтов гражданского общества, поскольку они обладают большими коммуникативными возможностями, влиянием на формирование общественного мнения.

Региональное информационное пространство весьма насыщенно и неоднородно по своей политической и социальной принадлежности. Саратовским СМИ не чуждо наличие проблемы доступа к информации, свободы слова и объективной, беспристрастной подачи информации. Высокий накал политической жизни в Саратовской области выводит на передний план средства массовой информации. И потому в нашем регионе стали привычным явлением информационные войны, компроматы, манипулирование посредством СМИ общественным мнением. В такой ситуации саратовские СМИ нередко допускают непростительные ошибки, когда в своих материалах прямо или косвенно стимулируют осложнение межнациональных отношений.

Другой, не менее важной проблемой, является полная стагнация гражданской журналистики. Многие представители СМИ даже не знают что это такое. Организованный комиссией по свободе слова и информационной политики Общественной палаты «круглый стол» на эту тему не вызвал большого интереса среди главных редакторов, обнаружил непонимание между СМИ и общественными объединениями. Надо также отметить, что эта проблема практически не обсуждалась на областном Гражданском форуме-2008.

Уделяя чрезмерное внимание погоне за прибылью от проплаченных материалов, отдавая преимущество откровенно скандальным, развлекательным, криминальным и прочим, далеким от нравственных устоев темам, многие СМИ лишают аудиторию социально значимой информации. А ведь современные СМИ формируют образ мышления, поведения, бытия наших сограждан. Информационная политика органов власти, очевидно, не в состоянии изменить положение. Социальный заказ власти невелик и нередко оказывается малоэффективен, а порой и трансформируется в PR-кампании отдельных руководителей.    

Государственная поддержка СМИ незначительна ввиду недофинансирования. Наряду с нею  практика соучредительства органов государственной власти и местного самоуправления отдельных СМИ  зачастую создаёт благоприятные условия для прямого влияния на редакционную политику. В центре внимания общества и журналистов остается также  проблема подготовки высококвалифицированных кадров для средств массовой информации.

Отдельно необходимо остановиться на деятельности общественных советов. Создаваемые при органах государственной власти и местного самоуправления общественные советы давно стали привычным явлением и неотъемлемой частью общественно-политической жизни.

Вместе с тем, большинство таких советов, призванных содействовать вовлечению общественности в деятельность власти, существуют лишь номинально либо их деятельность носит формальный характер, а потому неэффективна. Недостатком деятельности этих советов является также слабое информирование населения о составе советов и принимаемых решениях. Очень часто работоспособность советов определяется наличием интереса к ним со стороны руководителей органов власти, и гораздо реже – активность входящих в него представителей общественности. Можно выделить лишь несколько дееспособных  советов, таких как Общественный совет при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области, Экономический совет, Советы по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при Губернаторе области. После образования Общественной палаты некоторые советы на областном уровне утратили свою актуальность.

Между тем, особенно остро стоит вопрос об активизации муниципальных общественных советов там, где они сохранились и воссоздании их в тех районах, где советы уже прекратили свое существование. Ранее представители муниципальных общественных советов входили в состав Общественной палаты Саратовской области, хотя в ряде субъектов РФ законами предусматривается квота в составе региональной общественной палаты для лиц, делегированных районными общественными советами. Закон об Общественной палате Саратовской области ограничивает членство в ней, но, вместе с тем, предусматривает широкие возможности для ее сотрудничества с общественными советами и другими гражданскими институтами.

Муниципальные общественные советы должны представлять собой влиятельный институт гражданского общества в районах области, способный оказывать поддержку общественности на местах, отстаивать интересы жителей, готовый оппонировать муниципальной власти и, вместе  с тем, конструктивно взаимодействовать с нею. Этой проблеме была посвящена одна из переговорных площадок, организованных Общественной палатой в рамках Гражданского форума Саратовской области-2008.

 

2.2 Государственная поддержка деятельности

институтов гражданского общества Саратовской области

 

Сегодня в Российской Федерации и в ее субъектах созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны и регионов проблем. Однако для эффективности выполнения поставленных целей, данные институты нуждаются во всесторонней поддержке государства.

Задача содействия развитию гражданского общества носит комплексный характер и должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера.

Одним из главных направлений развития организаций гражданского общества является модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. В первую очередь, оно должно быть направлено на повышение эффективности различных форм взаимодействия данных организаций и органов власти.

Очевидно, что на сегодняшний день необходимо также решить несколько главных вопросов по проблемам развития институтов гражданского общества:

- сокращение административных барьеров в сфере деятельности некоммерческих организаций;

- наделение некоммерческих организаций правом получать пожертвования вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Не смотря на то, что Закон Саратовской области от 13.03.2001 № 9-ЗСО «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области» создал основы, позволяющие органам власти уже сегодня использовать приемлемые формы конструктивного сотрудничества с НКО, отсутствует правовое обеспечение передачи части полномочий  органов государственной власти по социальной поддержке населения наиболее эффективным НКО. Здесь есть над чем работать законодателю, тем более что эта стратегическая линия неоднократно была обозначена предыдущим и действующим Президентом России.

Организационная поддержка общественным объединениям заключается в содействии органов власти при проведении форумов, тематических «круглых столов», иных мероприятий, проводимых, как правило, совместно. Тут областную исполнительную власть действительно упрекнуть не в чем. Комитет общественных связей и национальной политики области, многие профильные министерства и ведомства областного Правительства в течение многих лет сотрудничают с общественными объединениями и оказывают им организационную помощь.

Напротив, на протяжении многих лет в Саратовской области остро стоит вопрос о создании Дома Общественных объединений. Это предложение не новация. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах РФ действуют наряду с Домами художников, журналистов Дома национальностей и Дома общественных объединений. С появлением общественных палат им также предоставляется отдельное помещение. В нашем регионе эта проблема откровенно «застарела».  И для ее решения необходимо, чтобы Общественная палата имела собственное здание, соответствующее выполняемым ею функциям, где могли бы работать совместно с Палатой и другие общественные объединения.

 Действующее законодательство позволяет органам государственной власти оказывать финансовую помощь общественным организациям через  субсидии, размещение социального заказа либо посредством участия НКО в конкурсах социальных проектов. Предоставление грантов на основе конкурса – основной  и наиболее современный и справедливый способ оказания государственной поддержки деятельности НКО, который имеет давние традиции в нашем регионе.

Конкурс на получение грантов не только направлен на финансовое обеспечение взаимодействия органов власти с общественными объединениями, поддержку их социально значимой деятельности, вовлечение общественных объединений в реализацию программ социально-экономического развития и повышение качества социальных услуг, но и способствует снижению социальной напряженности  в обществе, дает возможность участия населения в решении проблем местного сообщества.

Для общественных объединений конкурс грантов – это повышение финансовой устойчивости организаций, участие в решении проблем общества в качестве социального партнера государства, повышение информированности населения о деятельности организации.

Для органов государственной власти система грантов – придание социальной политике адресного характера, выявление и решение актуальных социальных проблем общества наиболее эффективными способами, появление и внедрение новых социальных технологий, стимулирование гражданской активности, упрочение авторитета власти.

В 2008 году в рамках Гражданского форума Саратовской области  были подведены итоги конкурсов, проведенных в рамках областных целевых программ «Развитие институтов гражданского общества» и «Национально-культурное развитие народов Саратовской области». Стремясь к объективности при отборе проектов, организаторы конкурсов сформировали жюри преимущественно из представителей Общественной палаты и иных общественных объединений. Конечно, не все остались довольны их итогами, поскольку число проектов и заявленные в них суммы превысили размеры грантового фонда.

В 2008 году впервые использована возможность выделения субсидий для НКО по итогам конкурса. Кроме того, законодательство разрешает участие НКО в разработке и реализации целевых программ. Однако в этом направлении пока еще делаются только первые шаги. Власть опасается доверять НКО выполнение конкретных социальных заказов. Одновременно далеко не все НКО готовы к качественному исполнению заказов по целевым программам.

В целом система поддержки общественных объединений области в 2008 году претерпела значительные изменения. Во-первых, после осложнения деятельности иностранных благотворительных организаций вследствие вступления в силу поправок к Федеральным законам «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» на федеральном и областном уровне произошло увеличение государственного финансирования посредством грантов, во-вторых, активизировались российские благотворители. Вместе с тем, следует отметить, что нарастающие кризисные явления с октября 2008 года заметно сократили возможности последних.

Муниципальные гранты, привлечение НКО для выполнения разного рода работ на возмездной основе в нашем регионе – явление, по-прежнему, единичное. Создание эндаументов, формирующих целевой капитал для финансирования НКО, обеспечивающих большую устойчивость их деятельности и позволяющих планировать эту деятельность на долгосрочную перспективу, также не получил своего распространения.

Следует также отметить, что многие граждане и представители бизнес-сообщества стремятся передать свои средства напрямую социальным учреждениям, не прибегая к посредничеству благотворительных фондов. Очевидно, сказывается недоверие к последним и недостаточная информированность об НКО.

 

2.3 Развитие местного самоуправления в Саратовской области

 

Многими экспертами и учеными органы местного самоуправления относятся к институтам гражданского общества. В посланиях Президента РФ также неоднократно подчеркивалось, что местное самоуправление представляет собой фундамент развития гражданского общества в России.

Однако характер деятельности этих органов на уровне муниципальных районов, городов, районов г.Саратова в большей степени соответствует государственной власти, да и положение дел с местным самоуправлением не улучшилось. Муниципальная власть давно воспринимается как нижний уровень всей властной вертикали в стране, которой достаются крохи с бюджетного пирога, и те используются крайне неэффективно.

Основными проблемами местного самоуправления традиционно принято считать недостаточное финансирование и нехватка квалифицированных кадров. Реализация областной целевой программы «Развитие местного самоуправления» не в состоянии решить все проблемы муниципальной власти. Она на это и не направлена. Основная задача Программы – оказание поддержки органам местного самоуправления. Финансовую ситуацию муниципальных образований способен изменить только радикальный подход в принципах налогообложения в их пользу и создание стимулов к самостоятельному развитию.

Что же касается органов местного самоуправления на уровне поселений, то сейчас делать какие-либо выводы преждевременно. Несмотря на то, что этот институт был образован  в Саратовской области два года назад, реально он не смог в полной мере реализоваться, поскольку не обладал сколько-нибудь значимыми полномочиями и уж тем более необходимыми ресурсами. Лишь в новом 2009 году пресловутый федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части полномочий местного самоуправления и их финансового обеспечения в полной мере вступит в силу и тогда станет возможным дать справедливую оценку деятельности муниципалитетов.

Хотя и в этом случае вызывает сомнение, что местному самоуправлению в действительности будут переданы все полномочия, а если и переданы – то финансово обеспечены. И речь тут идет не только о политике региональной власти, но в значительной степени – о взаимоотношениях между органами местного самоуправления районов и поселений. Районные власти, привыкшие управлять всем и вся на своей территории, не хотят делиться ни полномочиями, ни тем более ресурсами. Обманутые надежды населения на подлинное местное самоуправление ведут к росту апатии, отказу от местного самоуправления на низовом  уровне и передача полномочий обратно, на уровень муниципальных районов. Эта проблема дала о себе знать на минувших выборах в органы местного самоуправления в октябре 2008 года: число желающих стать депутатами местных собраний едва ли хватило для того, чтобы выборы состоялись.

В 2008 году в активную стадию вступил процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в части выбора формы управления многоквартирными домами. По-настоящему актуальной проблемой, главным образом для жителей г.Саратова, стало создание  товариществ собственников жилья. Государство передало ответственность за значительные активы, сосредоточенные в жилищном секторе, непосредственно некоммерческим объединениям граждан. В них вовлекается большой слой потенциально активных граждан, до этого не принимавших участия в какой-либо гражданской активности. Но этот важный ресурс развития гражданского общества стал объектом откровенно коррупционной и криминальной деятельности местных властей и связанных с ними лиц и организаций. Количество судебных разбирательств и уголовных дел, касающихся препятствованию созданию и деятельности ТСЖ постоянно растет.

Отдельные эксперты отмечают как угрозу местному самоуправлению вмешательство региональных властей в формирование и деятельность органов местного самоуправления. С этим согласиться можно лишь частично. Незаконно и потому недопустимо игнорирование принципа избираемости органов местного самоуправления, равно как и прямое указание муниципалитетам что и как делать. Однако региональная власть обязана контролировать использование выделенных ею ассигнований органам местного самоуправления.

Кроме того, в последнее время слишком много стало выявляться фактов коррупции среди муниципальных чиновников, а также случаев затяжных конфликтов среди местных элит, откровенной некомпетентностью и неспособностью руководителей органов местного самоуправления решать вопросы местного значения. В таких случаях невмешательство государственной власти в лице главы региона чревато развалом жилищно-коммунального хозяйства, социальным взрывом.

К  проблемам в осуществлении права на местное самоуправление необходимо отнести недостаточную регламентацию механизмов осуществления данного права и ответственность за действия/бездействие, препятствующее реализации данного права. Несовершенство законодательной базы местного самоуправления является препятствием росту социальной активности населения. И решение этой проблемы лежит в компетенции областных законодателей.

Немаловажная проблема состоит и в просвещении жителей населенных пунктов, разъяснении им их прав и обязанностей. Комиссия по региональному развитию и местному самоуправлению при проведении общественной экспертизы ОЦП «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы» в своих рекомендациях министерству регионального развития области была единодушна и настоятельно рекомендовала организовать лекторские группы из числа ученых, общественников для проведения разъяснительной работы.  В ответ министерство организовало кустовые выездные семинары в муниципальных формированиях области, однако как всегда проигнорировала желания общественников принять участие в этих мероприятиях, а персональный состав участников от муниципальных образований (в основном муниципальные депутаты и чиновники) в очередной раз показал, что активность министерства «ушла в свисток». Рядовые жители муниципалитетов как практически ничего не знали о местном самоуправлении, так и остались в неведении. Ладно бы это ни кого не интересовало, так нет - люди пытаются узнать больше и зачастую это приводит к искривленным представлениям о своих правах и обязанностях, что в дальнейшем только усугубит негативные настроения к чиновникам всех рангов, в том числе и к создаваемой сети на уровни поселений.

 

Раздел 3. Перспективы развития гражданского общества

 в Саратовской области

 

Гражданское общество Саратовской области неоднородно разнообразно по направлениям своей деятельности и степени участия в решении общественно значимых вопросов. Развитие институтов гражданского общества в России и Саратовской области как субъекте РФ происходит в далеко не идеальных условиях, но прогресс, тем не менее, очевиден.

Общественные организации играют все большую роль в нашем социуме, вносят существенный вклад в реализацию социальной политики, экономическое развитие, защиту и восстановление нарушенных прав граждан. Эффективная работа неправительственных групп интересов фактически сводится не к ослаблению, а к усилению возможностей государства.

Политическая поддержка институтов гражданского общества со стороны руководства страны и региона будет реализовываться в конкретных действиях по расширению участия общественности в управлении государством, прежде всего в сфере социального развития, образования, культуры, здравоохранения, экологической безопасности, межнациональных и межрелигиозных отношениях, местном самоуправлении. Это значит, что функции общественного контроля и общественной экспертизы «третьего сектора» станут еще более значимыми. 

Выступая с посланием Федеральному собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года, В.В. Путин прямо связал проводимый в стране курс на исполнение стратегических планов развития государства с необходимостью «формирования дееспособного гражданского общества». Он отметил, что в условиях демократии невозможны политические процессы без участия неправительственных организаций. На состоявшемся  22-23 января 2008 года под эгидой федеральной Общественной палаты РФ втором общероссийском Гражданском Форуме Д.А. Медведев заявил: "Наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни... Структурированное гражданское общество уже существует, и в дальнейшем оно должно стать итогом стабильного цивилизованного развития».

Несмотря на тенденцию к сокращению числа общественных объединений, эффективность реально действующих НКО возрастает, что обуславливает государственный заказ на предоставляемые общественными организациями  социальные услуги.

Это улучшает экономическое положение НКО за счет стабильной системы государственных (федеральных и региональных) и муниципальных грантов. Однако последствия нарастающего финансово-экономического кризиса чреваты сокращением финансовой поддержки институтов гражданского общества как государством, озабоченным выполнением своих прямых социальных обязательств, так и со стороны бизнеса, который нацелен на собственное выживание. Ресурсы международных фондов и программ, направленные на поддержку и развитие некоммерческих организаций, значительно сократились, и получать их все сложнее. Развитие эндаументов в ближайшей перспективе также маловероятно.

Некоторые гражданские организации, деятельность которых направлена на интересы нуждающихся групп населения, стремятся к получению статуса государственных и муниципальных учреждений. Особенно заметен этот процесс в таких сферах, как патриотическое воспитание молодежи, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и негативного социального поведения. Подобное стремление гражданских организаций продиктовано необходимостью выживания.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, активность гражданских инициатив не только не сократиться, но и может возрасти одновременно с ростом потребности в социальной помощи. Наиболее распространенным ожиданием со стороны НКО в вопросах взаимоотношения с государством является совместная разработка и реализация общественно важных программ. Вполне возможен процесс интеграции проектных предложений НКО в общественно-государственные программы социально-экономического развития. Для этого необходимо поддерживать на качественном уровне существующие «переговорные площадки» общественности и власти в каждой из сфер.

Для дальнейшего развития «третьего сектора» особенно остро стоит проблема вовлечения в общественную деятельность молодежи, подготовка и взращивания кадров для общественной деятельности. Уже сейчас, когда новая российская государственность и появившиеся одновременно с нею гражданские институты не насчитывают и двух десятилетий, заговорили о «старении» кадров общественности. Данная ситуация будет до тех пор, пока молодежь не увидит в общественной деятельности перспективы, а они возможны лишь при условии возрастающей роли общественных организаций, в том числе во взаимодействии с властью, и стабильной их экономической базы в виде постоянной помощи со стороны государства и бизнеса. Ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом общественная работа позволяла взращивать необходимые кадры не только для общественно-политической, но и для государственной, управленческой деятельности.

Оказывая поддержку гражданскому обществу, государство делает упор на развитие института общественных палат и общественных советов. Очевидно, что Общественная палата РФ и общественные палаты в регионах становятся ведущими институтами гражданского общества.

Общественная палата Саратовской области достаточно быстро «встала на ноги» и ныне представляет собой вполне самодостаточную структуру с собственной позицией. Она открыта для взаимодействия и стремится наладить тесный контакт с общественными организациями, готова поддерживать их деятельность, гражданские и законодательные инициативы.

В нашем регионе на областном уровне образовано более десятка общественно-консультативных советов, основная часть из которых – при Губернаторе и Правительстве области. Вслед за формированием советов при федеральных министерствах и ведомствах, аналогичные советы стали появляться при руководителях территориальных подразделений федеральных структур. Дать оценку результативности вновь создаваемых советов в настоящее время сложно, поскольку она напрямую зависит от заинтересованности чиновников, состава советов и соответственно активности их членов.

Стратегическим направлением деятельности Общественной палаты является не только развитие всех форм сотрудничества с областными общественным организациями, но и содействие муниципальным общественным советам, налаживание с ними постоянного взаимодействия, планирование совместных мероприятий, чтобы они не только реально и эффективно работали во всех районах области, но и со временем избавились от приставки «при», стали муниципальными общественными палатами в том смысле, какой заложен в идею института общественных палат.

Во взаимодействии со СМИ Общественной палате необходимо организовать мониторинг публикаций по теме межэтнических отношений с привлечением экспертов из гражданского общества с тем, чтобы своевременно предупреждать провокации и проявления межнациональной  розни. Важно также продолжить практику проведения конкурсов и семинаров для представителей СМИ по проблемам гражданского общества, развивая гражданскую журналистику.

Решая задачи информирования о деятельности Общественной палаты и других НКО области, необходимо активно использовать наиболее доступные ресурсы сети Интернет, прежде всего, сайты Общественной палаты Российской Федерации и Саратовской области, Интернет-портал .

Общественная палата считает необходимым в 2009 году решить вопрос о создании Дома общественных организаций, где под одной крышей с нею могли бы работать все заинтересованные институты гражданского общества, а также активизировать развитие «Национальной деревни».

Одним из важных направлений правозащитной деятельности, активно поощряемой федеральной властью, является общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы. Общественная палата намерена совместно с институтом Уполномоченного по правам человека в Саратовской области  развивать это направление, поддерживаемое, к слову, руководством ГУФСИН по Саратовской области.

Общественная палата, другие общественные объединения, чтобы выполнить свою миссию и приумножить собственный авторитет, должны большое внимание уделять правозащитной деятельности, помогать людям решать такие злободневные сегодня вопросы как:

·                   защита потребительских прав (в т.ч. в сфере ЖКХ), прав обманутых дольщиков жилищного строительства;

·                   защита прав граждан, пострадавших от неадекватных действий или бездействия чиновников и представителей правоохранительных органов;

·                   защита трудовых прав работников предприятий и организаций, соблюдение руководством в отношении них трудового законодательства;

·                   защита прав населения на квалифицированную бесплатную медицинскую помощь.

В условиях финансово-экономической нестабильности необходимо отстаивать социальные приоритеты при подготовке и исполнении бюджета области, добиваться максимальной прозрачности финансово-экономической деятельности органов власти, в том числе путем проведения действительно открытых и публичных общественных слушаний, оказывать посильное содействие в борьбе с коррупцией.

Важно также поддерживать имеющиеся «переговорные площадки» между властью и общественностью, прежде всего, Гражданский форум Саратовской области, становление местного самоуправления на первичном, низовом уровне. Необходимо оказывать содействие в расширении участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, главным образом, посредством поддержки общественно значимых программ и проектов через проведение ежегодного областного конкурса социальных и культурных проектов. 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реферат срок выполнения

    Реферат
    Ключевые слова и словосочетания: государство; власть; институты власти и бизнеса ЦФО; экономическая политика государства; развитие предпринимательства; взаимоотношение государственных структур и бизнес-сообщества в Центральной России;
  2. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  3. Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации Москва

    Доклад
    Настоящий Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».
  4. Проект доклад о состоянии гражданского общества в российской федерации за 2011 год москва

    Доклад
    Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л.
  5. Макет подготовлен советником по связям с общественностью Исполнительного аппарата Ассоциации «Совет муниципальных образований Московской области» О. А. Бирюковой

    Документ
    Материалы сборника подготовлены при совместном участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, Прокуратуры Московской области, Министерства по делам территориальных образований Московской области

Другие похожие документы..