Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Основная цель освоения дисциплины - определение истории русского искусства ХХ века как самостоятельной области знания. Вместе с тем, важно осознание ...полностью>>
'Документ'
На заседании присутствовали члены аттестационной комиссии Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей Кур...полностью>>
'Документ'
Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенкаБег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотно...полностью>>
'Документ'
2 - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 ). ФЗ РФ от 13.03.1995 № 32-Ф...полностью>>

Методические указания Санкт Петербург 2006 удк 947

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

_____________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

А.Б. Гуркин

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Методические указания

Санкт - Петербург

2006

УДК 947

Гуркин А.Б. Культурология. Сборник контрольных тестов. Методические указания. СПб., СПбГТИ(ТУ), 2006.– 30 с.

Методические указания содержат сборник контрольных тестов, предназначенных для студентов I курса всех специальностей дневного и вечернего отделений, изучающих курс Отечественной истории. Контрольные тесты разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и соответствуют рабочей программе дисциплины «Отечественная история».

Рецензент: В.В.Ведерников, доцент кафедры истории Отечества,

науки и культуры СПбГТИ(ТУ)

Утверждены на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного отделения 21 февраля 2006 г.

Рекомендовали к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Данный сборник контрольных тестов предназначен для студентов дневного и вечернего отделений всех факультетов, изучающих курс «Культурологи». Изучение этого курса в СПГТИ осуществляется в соответствии с государственным стандартом. Курс рассчитан на изучение всех основных аспектов российской и мировой культуры.

Лекции, прослушанные студентами, являются основой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний по культурологии. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых специалисту, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаний. Процесс самостоятельной работы над учебной и научной литературой углубляет и закрепляет знания, полученные на лекциях.

Одной из действенных форм обучения и контроля является тестирование. Цель тестирования заключается в выявлении степени знаний, полученных студентами на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Тесты представляют собой совокупность заданий, позволяющих достаточно объективно определить уровень усвоения студентами учебного материала вузовского курса культурологии.

Вопросы и задания тестов составлены по тематическому и хронологическому принципу. Тесты отличаются многообразием и вариантностью, включают в себя вопросы разного уровня сложности. Все тесты содержат разные формы заданий: 1. «Выберите правильный ответ» – при этом надо выбрать один ответ из нескольких предлагаемых вариантов. 2. «Дайте определение событию (понятию)» – при этом надо ответить, что представляет собой определенное понятие. 3. «Назовите точную дату конкретного исторического события». 4. Существует также задание на соотнесение дат и событий, исторических персонажей и их деяний. 5. Некоторые из вопросов тестов предполагают краткий ответ на определенную тему.

При составлении тестовых заданий учитывалась специфика учебного заведения. Для успешного ответа на многие вопросы, включенные в тесты данного сборника, студенту надо хорошо знать не только историю культуры в целом, но и историю вуза, в котором он учится – Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета).

Тестирование проводится дважды в течение семестра, поэтому тесты составлены таким образом, чтобы вначале охватить историю мировой культуры, а затем историю Отечественной культуры с древнейших времен до наших дней.

Каждый тест содержит 10 вопросов. Критерий оценки:

«отлично» – 10 правильных ответов,

«хорошо» – 9-8 ответов,

«удовл.» – 7-6 ответов,

«неуд.» – менее 6 правильных ответов.

ТЕСТ 1

1. В переводе с латыни слово культура означает:

а) отдых, наслаждение

б) возделывание, обработку

в) приготовление пищи

  1. Когда появились первые антропоморфные (т.е. человекоподобные) изображения?

а) в палеолите

б) в энеолите

в) в бронзовом веке

  1. Первыми изобрели письмо:

а) шумеры

б) древние греки

в) римляне

  1. Кносский дворец находился:

а) в Вавилоне

б) на Крите

в) в Древнем Риме

5. Для античной Греции были характерны следующие черты:

а) мощный бюрократический аппарат

б) развитая частная собственность

в) сочетание личных интересов и интересов государства

г) демократические формы правления

6. Перечислить четыре культурных слоя, которые выделяют в западноевропейской средневековой культуре.

7. В какой из перечисленных культур отчетливо проявляется своеобразный синтез западных и восточных начал:

а) в древнеримской

б) в византийской

в) в западноевропейской

  1. Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков является одной из основных черт

а) православия

б) мусульманства

в) католицизма

  1. Гуманизм стал центральной категорией в культуре

а) Реформации

б) Возрождения

в) Средневековья

10. Кто открыл закон всемирного тяготения?

а) Николай Коперник

б) Исаак Ньютон

в) Альберт Эйнштейн

Ответы на тест 1

Задание 1. Возделывание, обработку (б)

Задание 2. В палеолите (а)

Задание 3. Шумеры (а)

Задание 4. На Крите (б)

Задание 5. Развитая частная собственность, сочетание личных интересов и интересов государства, демократические формы правления (б, в, г)

Задание 6. Замковая культура (рыцарская), монастырская (духовенства), городская (бюргерская), народная.

Задание 7. В византийской (б)

Задание 8. Мусульманство (б)

Задание 9. Возрождение (б)

Задание 10 Закон всемирного тяготения открыл английский математик, астроном и физик, создатель классической механики, Исаак Ньютон (1643-1727) ( б)

ТЕСТ 2

  1. Назовите три формы культуры.

  2. Какая революция произошла в период каменного века?

а) палеолитическая

б) неолитическая

в) социальная

3. Центром культуры ахейцев был город:

а) Афины

б) Микены

в) Ольвия

4. Плебеями в Древнем Риме называли:

а) коренных жителей Рима

б) рабов

в) свободных переселенцев из других общин

  1. Сильное культурное влияние варваров прослеживается в культуре:

а) Древнего Рима

б) Византии

в) средневековой Европы

  1. К монотеистическим религиям относятся:

а) конфуцианство

б) христианство

в) ислам

г) индуизм

д) иудаизм

7. Под влиянием какой религии формировалась культура арабского Востока

а) христианства

б) буддизма

в) ислама

  1. Культура Возрождения наиболее полно проявила себя

а) во Франции

б) Италии

в) Англии

  1. Третья разновидность христианства – протестантизм возникла в результате

а) Возрождения

б) Реформации

в) Реконкисты

10. Идеи Просвещения возникли

а) в XVII в. в Англии

б) в XVIII в. во Франции

в) в XIX в. в Германии

Ответы на тест 2

Задание 1. Принято выделять три формы культуры:

элитарную (высокую), народную, массовую (поп-культуру)

Задание 2. Неолитическая (б)

Задание 3. Микены (б)

Задание 4. Свободных переселенцев из других общин (в)

Задание 5. Средневековой Европы (в)

Задание 6. К монотеистическим религиям относятся христианство, ислам, иудаизм (б, в, д)

Задание 7. Ислама (в)

Задание 8. В Италии (б)

Задание 9. Реформации (б)

Задание 10. В XVII в. в Англии (а)

ТЕСТ 3

  1. Назовите два основных подхода к типологии культуры.

  2. К ранним формам религии относятся:

а) фетишизм

б) тотемизм

в) материализм

г) анимизм

3. Дихотомия Восток – Запад берет свое начало

а) в Древнем Египте

б) в Древней Греции

в) в средневековой Европе

4. В какой из перечисленных культур эллинистические традиции проявлялись

наиболее сильно?

а) в древнерусской

б) в византийской

в) в средневековой западноевропейской

  1. О какой из перечисленных культур можно сказать, что она была культурой военизированного государства, в котором господствовал культ практицизма, государства, закона:

а) о древнегреческой

б) о древнеримской

в) о древнерусской

  1. Понятие «куртуазная любовь» было присуще для культуры

а) Византии

б) средневековой Европы

в) Возрождения

  1. В переводе с арабского ислам означает

а) покорность, предание себя Богу

б) свободу выбора

в) божественное искание

8. Автором сборника новелл «Декамерон» является

а) Франсуа Рабле

б) Франческо Петрарка

в) Джованни Боккаччо

9. На основе какой разновидности христианства была выработана новая

буржуазная этика

а) православия

б) протестантизма

в) католицизма

10. Кто из перечисленных ученых является сторонником концепции локальных

культур в вопросе о периодизации культуры?

а) Н.Я.Данилевский

б) Н.А. Бердяев

в) О.Шпенглер

г) А.Тойнби

Ответы на тест 3

Задание 1. Универсалистский (линейный); концепция локальных культур.

Задание 2. Фетишизм, тотемизм, анимизм (а, б, г)

Задание 3. В Древней Греции (б)

Задание 4. В византийской (б)

Задание 5. Древнеримской (б)

Задание 6. Средневековой Европы (б)

Задание 7. Покорность, предание себя Богу (а)

Задание 8. Джованни Боккаччо (в)

Задание 9. Протестантизма (б)

Задание 10. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби (а, в, г)

ТЕСТ 4

  1. Каково соотношение материальной и духовной культур?

а) хотя между материальной и духовной культурами имеются

некоторые отличия, тем не менее, они существуют в

определенном единстве

б) противостоят друг другу и не имеют ничего общего

в) между ними нет никаких различий

  1. Особенностью первобытной культуры является:

а) антропоцентризм

б) состязательность

в) синкретизм

  1. Для древневосточных цивилизаций характерно:

а) преобладание интересов личности над государственными

б) гармоничное сочетание интересов личности и государства

в) преобладание интересов государства над личными интересами

  1. Понятие «античный мир» появилось:

а) еще в Древнем Риме

б) в XV веке в Италии

в) в XIX веке во Франции

  1. Патрициями в Древнем Риме называли:

а) коренных жителей Рима

б) народных трибунов

в) свободных переселенцев из других общин

6. Последователей ислама – мусульман называют

а) свободными

б) ищущими

в) покорными

7. Ваганты – это

а) одно из германских племен, обитавших в Северной Европе в период средневековья

б) норманнские воины

в) бродячие средневековые поэты и певцы

8. Впервые полный перевод Библии с латинского на немецкий язык сделал

а) Мартин Лютер

б) Жан Кальвин

в) Иоганн Гёте

9. Культура стала предметом изучения

а) в XVI в.

б) в XVII в.

в) в XVIII в.

10. Кто считается лидером течения кубизм в европейской живописи начала ХХ в.?

а) Анри Матисс

б) Амадео Модильяни

в) Пабло Пикассо

Ответы на тест 4

Задание 1. Хотя между материальной и духовной культурами имеются

некоторые отличия, тем не менее, они существуют в

определенном единстве (а)

Задание 2. Синкретизм (в)

Задание 3. Преобладание интересов государства над личными интересами (в)

Задание 4. В XV веке в Италии (б)

Задание 5. Коренных жителей Рима (а)

Задание 6. Покорными (в)

Задание 7. Ваганты (от лат. vagantes - бродячие люди) – средневековые поэты из числа студентов, низших клириков, школяров, исполнители пародийных, любовных, застольных песен. Прославляли в своих произведениях земные радости. Из застольных песен вагантов в Новое время возник студенческий гимн «Gaudeamus igitur».

Задание 8. Впервые полный перевод Библии с латинского на немецкий язык сделал Мартин Лютер в XVI в.

Задание 9. Культура стала предметом изучения в XVII в. (б)

Задание 10.Пабло Пикассо (в)

ТЕСТ 5

1. Что такое субкультура?

2. Матриархат означает:

а) главенство женщин в обществе

б) форма существования какой-то материальной субстанции

в) архаичное производство тканей (материи)

3. Что такое магия?

а) сплав на основе магния

б) разновидность магнетизма

в) форма первобытных верований

4. Хорошее знание анатомии человека было распространено

а) у шумеров

б) в Вавилоне

в) в Древнем Египте

5. Что такое хиджра и какое отношение она имеет к мусульманскому

летоисчислению.

6. Трубадуры - это

а) трубачи, возвещавшие о начале поединка на рыцарских турнирах в средневековой Европе

б) средневековые поэты в Провансе (южной Франции)

в) оруженосцы-трубачи, сопровождавшие средневековых рыцарей во время военных походов

7. Изобретателем книгопечатания является

а) Ян Гус

б) Эразм Роттердамский

в) Иоганн Гуттенберг

8. Кто написал «Божественную комедию»?

а) Данте Алигьери

б) Франческо Петрарка

в) Джованни Боккаччо

9. Создателем гелиоцентрической системы мира является

а) Леонардо да Винчи

б) Николай Коперник

в) Фрэнсис Бэкон

10. Кто считается создателем первого абстрактного произведения в европейском искусстве?

а) Марк Шагал

б) Пабло Пикассо

в) Василий Кандинский

Ответы на тест 5

Задание 1. Специфический культурный феномен, рождающийся в некоторых

общественных группах – социальных, этнических, возрастных. По своей сути

субкультуры являются совокупностью норм, ценностей, идеалов, символов

какой-либо социальной группы, существующие относительно независимо от

культуры общества в целом. Как правило, субкультуры имеют замкнутый

характер и не претендуют на некую универсальность, т.е. не выходят за рамки

своей социальной среды.

Задание 2. Главенство женщины в первобытном обществе. Хотя следует учесть,

что в современной литературе, посвященной первобытному обществу, многие

авторы полагают, что матриархат является лишь равенством мужчины и

женщины в первобытном обществе (а)

Задание 3. Магия (греч.- колдовство, волшебство) – вера в сверхъестественные

возможности особыми, необычными способами воздействовать на людей и

явления природы и связанные с этим действия. Магия возникла в первобытном

обществе и стала элементом обрядов всех религий (в)

Задание 4. В Древнем Египте (в)

Задание 5. Хиджра в переводе с арабского означает переселение. В 622 г. Пророк

Мухаммед со своими последователями, не найдя поддержки у жителей города

Мекки, переселился в город Ятриб, который был позднее переименован в

Медину (город пророка). С этого события начинается мусульманское

летоисчисление.

Задание 6. Южнофранцузские поэты конца XI-XIII вв., занимающие различное

общественное положение: рыцари, горожане, клирики, даже знатные феодалы.

Среди трубадуров встречались и женщины. Воспевали высокую куртуазную

любовь (б)

Задание 7.Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гуттенберг. В

середине XV в. в Майнце (Германия) была напечатана так наз. «42-строчная

Библия» - первое печатное издание в Европе.

Задание 8. «Божественную комедию» написал Данте Алигьери (а)

Задание 9. Создателем гелиоцентрической системы мира является польский

астроном Николай Коперник (1473-1543). Фактически он совершил переворот в

естествознании, отказавшись от принятого в течение веков положения о

центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил

вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли, вокруг

солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер»

(1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г. (б)

Задание 10. Василий Кандинский считается создателем первого абстрактного

произведения в европейской живописи ( 1910 г.)

ТЕСТ 6

  1. Назовите четыре типа дифференциации культуры по религиозному признаку.

  2. Мегалиты – это

а) тип осадных орудий, метавших большие камни

б) каменный наконечник копья эпохи неолита, листовидной формы

в) сооружение из каменных глыб эпохи перехода от каменного века к бронзовому

3. Анубис – это

а) название жилой постройки в Древнем Египте

б) бог смерти у древних египтян

в) разновидность красителя в Древнем Египте

4. Назовите хронологические рамки архаического периода в истории Древней Греции

5. Что такое «Одигитрия»?

6. Что означает в исламе термин «хадж»?

7. Труверы – это

а) средневековые поэты-певцы северной Франции

б) название лучников средневековой Англии

в) участники крестьянского антифеодального движения в северо-западной Италии в средние века

8. Что такое анафема?

9. Одним из основателей точного естествознания, выдающимся астрономом XVI-XVII вв., открывшем горы на Луне, четыре спутника Юпитера и сделавшем ряд других открытий, является

а) Николай Коперник

б) Рене Декарт

в) Галилео Галилей

10. Кто является создателем эволюционной теории, автором книги

«Происхождение человека и половой отбор» (1871), в которой была обоснована

гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка?

Ответы на тест 6

Задание 1. По религиозному принципу выделяют следующие типы культуры:

конфуцианско-даосийский, индо-буддийский, исламский, христианский.

Задание 2. Сооружение из каменных глыб по-видимому, культового назначения

эпохи перехода от каменного века к бронзовому (в)

Задание 3. Бог смерти у древних египтян (б)

Задание 4. Архаический период в истории Древней Греции охватывает VIII – VI

вв. до н.э.

Задание 5. В византийском искусстве иконографический тип Богоматери с

поднятой для благословения рукой («Путеводительница»)

Задание 6. Хадж – одно из культовых предписаний ислама, означает

паломничество в Мекку, центр ислама, для поклонения исламским святыням

Задание 7. Северофранцузские поэты-певцы XII-XIII вв. Их творчество

сложилось при дворах феодальной знати. Большинство труверов принадлежало к

аристократической верхушке или было тесно связано с ней. Широко

использовали опыт трубадуров. Темы песен – любовь, крестовые походы, связь с

народной поэтической традицией (а)

Задание 8. Анафема (от греч. проклятие, отлучение) – церковное проклятие,

отлучение от церкви. Введена Халкидонским вселенским собором (451 г.) В

средние века отлучение от церкви имело самые тяжелые последствия для

человека вплоть до смертной казни. Предание анафеме лишало человека всяких

шансов на загробное спасение. Применялось к еретикам, раскольникам, тяжким

грешникам. Папы римские использовали анафему и как средство политической

борьбы.

Задание 9. Галилео Галилей (1564-1642) боролся против схоластики, считал

основой познания опыт, построил телескоп с 32-кратным увеличением, с

помощью которого и сделал целый ряд важных открытий в астрономии.

Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду

инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н.Коперника. До конца

жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на

своей вилле Арчетри близ Флоренции (в)

Задание 10. Создателем эволюционной теории, автором книги

«Происхождение человека и половой отбор» (1871) является Чарльз Роберт

Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания Санкт-Петербург 2009 удк 947

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Темы курсовых работ по культурологии и методика их подготовки. Методические указания / П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, И.П. Потехина, К.Н.
  2. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.
  3. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. История и методология науки и техники: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям / П.А. Гостенков; Отв. ред. И.П. Потехина.
  4. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов вечерней формы обучения экономических специальностей

    Методические указания
    Гуркин, А.Б. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов вечерней формы обучения экономических специальностей / А.
  5. Методические указания по подготовке к экзамену Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гуркин, А.Б. Отечественная история [Текст]: методические указания по подготовке к экзамену / А.Б. Гуркин, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2009 – 55 с.

Другие похожие документы..