Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дитя наше, приступаем к работе. Продолжим вчерашнюю тему о планах жизни Земли. Вы знаете, что основные планы жизни на Земле это план земной, план под...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 - Информа...полностью>>
'Документ'
Несмотря на то, что в последние годы в технологии диализа достигнут значительный прогресс, некоторые проблемы, связанные с обеспечением постоянного с...полностью>>
'Документ'
5.Заключение Общественной палаты на проект приказа Министерства регионального развития «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительств...полностью>>

Программа курса для 7 класса общеобразовательных учреждений

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация Краснодарского края

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ КК Краснодарский краевой институт

Дополнительного профессионального педагогического образования

«КУБАНОВЕДЕНИЕ»

программа курса

для 7 класса

общеобразовательных учреждений

Краснодарского края

Авторы-составители: Л.М. Галутво, канд. ист. наук, доцент, проректор по научной работе и проектной деятельности ГОУ КК ККИДППО – руководитель; Ю.А. Болдырев, канд. ист. наук, доцент кафедры обществоведческих дисциплин ГОУ КК ККИДППО; И.А. Терская, начальник экскурсионного отдела ОИПЦ «Перспективы образования»; А.Н. Криштопа, начальник организационно-методического отдела ГОУ КК ККИДППО; С.А. Лукьянов, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №97 МО г. Краснодар, канд. филологических наук, заслуженный учитель России; О.В. Матвеев, докт. ист. наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории КубГУ.

Рецензенты:

В.Н. Ратушняк, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории КубГУ, заслуженный деятель науки Кубани и РФ.

Д.М. Беляев, учитель истории, обществознания и кубановедения МОУ гимназия №87, МО г. Краснодар, победитель конкурса в рамках ПНПО «Лучший учитель – 2007»

Краснодар

2010

Пояснительная записка.

Кубановедение – самостоятельный учебная дисциплина, которая реализуется с 2004/2005 учебного года в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 класс. Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность наличия предмета «Кубановедения» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширит интеллектуальный потенциал учащихся, позволит адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать собственную активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накапливания и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. Не одно столетие в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса, неоспоримым является существенное значение местного материала в области гуманитарного просвещения, духовно-нравственного развития и воспитания.

В рамках закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» особую актуальность приобретает использование всех положительных наработок в сборе и популяризации знаний о родном крае и их дальнейшее усовершенствование в научном и методическом плане.

Цель предмета «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, Кубановедение призвано воссоздать многогранный, обобщающий образ родного края, заинтересовать учащихся процессом его изучения, по возможности синтезировать и одновременно с этим расширить рамки школьной программы. В данном контексте Кубановедение (34 часа в год за счет компонента образовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент содержания образования (в объеме 10 – 15% от федеральных программ) по каждой дисциплине взаимодополняют друг друга. Кубановедение объединяет системные знания, логический и структурный подход регионального компонента со всесторонним видением изучаемого предмета, свойственным краеведению.

Задачи предмета «Кубановедения»:

- комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний;

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- приобщение к базовым национальным ценностям, основанным на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп в поликультурном обществе;

- развитие познавательного интереса;

- осознание необходимости бережного отношения к родной природе, окружающей среде;

- привитие чувства гордости за достижения выдающихся кубанцев;

- социализация школьников в современной социокультурной среде региона;

- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

Структура предмета «Кубановедение».

Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», утвержденный решением коллегии Департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

Настоящая программа предмета «Кубановедения» для 7 класса общеобразовательных учреждений логически продолжает соответствующую программу для 5 – 6 классов.

Системообразующим является тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип. Семиклассникам предлагается познакомиться с особенностям развития Кубанского региона в ХVII – ХVIII вв.

Материал выстраивается в соответствии с общей линией времени, движения и развития. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к результатам обучения и освоения знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения основной программы.

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трехуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

- получение учащимися готовых знаний;

- самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;

- исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.

Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета «Кубановедения».

В результате изучения Кубановедения в 7 классе ученик должен

Знать/понимать

- особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани;

  • основные формы рельефа, полезные ископаемые, типы почв, особенности климата Краснодарского края;

  • названия водоёмов и проблемы их охраны от загрязнения;

  • своеобразие органического мира природных комплексов, отдельные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу;

  • причины изменения внешнего облика природных зон, проблемы охраны природных компонентов;

  • происхождение и лексическое значение географических названий своей местности;

- целостность процесса развития социумов (семья, населенный пункт, край, страна, мир);

- основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII – XVIII вв. в контексте российской истории;

- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

- факты пребывания известных путешественников на Кубанской земле и их отзывы о нашем крае;

- литературные произведения, отражающие кубанскую тематику соответствующего периода;

- фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населяющих Кубань в XVII – XVIII вв.

- особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;

Уметь

  • показывать на карте расположение природных зон, сформировавшихся на территории края, расселение народов, основные населенные пункты, места важнейших исторических событий;

  • характеризовать природные комплексы;

  • описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

  • оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

- осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме из различных носителей (материалов местных СМИ, Интернета, учебного текста и других адаптированных источников); дифференцировать факты и мнения;

- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живущих в регионе в XVII – XVIII вв.

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Кубани, аргументировать собственную точку зрения;

- понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

- воспитания бережного отношения к природным богатствам;

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;

- воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа;

- умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;

Распределение часов.

Программа составлена в соответствии с нормативами регионального учебного плана (Приказ ДОН №2407 от 21.07.2010 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»; Приказ ДОН № 2320 от 24.07.2009 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год»). Теоретический курс рассчитан на 28 часов. Итоговому повторению и проектной деятельности отводится 6 часов.

Основное содержание.

Программа определяет максимум возможного содержания. Её незначительное отличие от учебника для 7 класса (Кубановедение. Под редакцией проф. Б.А. Трехбратова. ОИПЦ «Перспективы образования», 2010 г.) объясняется необходимостью синхронизации предмета «Кубановедение» с программой предмета «История» для соответствующей параллели. Некоторые темы или подтемы, выделенные курсивом, являются необязательными, но желательными для изучения. Учитель по своему усмотрению в зависимости от квалификации, творческих возможностей, конкретной педагогической ситуации и уровня подготовленности учащихся может корректировать наполняемость того или иного раздела, определять необходимую последовательность рассмотрения отдельных сюжетов и наряду с основной учебной литературой использовать дополнительную. Например, учитывая событийную насыщенность исторического материала и его особую значимость для нашего региона, возможно на темы 19 «Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.» и 21 «Черноморцы. Военно-казачья колонизация северо-западной части Кубани» выделить по 2 часа. Резерв учебного времени может быть получен за счет сокращения раздела IV. «Кубань XVII – XVIII веков в документах, в трудах путешественников и литературе». Вариативными являются так же литературные и музыкальные произведения, предлагаемые для изучения. Учитель либо использует в качестве примера одно из названных в программе, либо ориентируется на собственный вариант. Возможно увеличение часов (1 – 2) на проектную деятельность.

Программа состоит из четырех разделов.

Первый раздел знакомит учащихся с разнообразием природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Отдельные темы содержат сведения об изменении естественного облика природных зон в связи с влиянием на них хозяйственной деятельности человека. Особое внимание при рассмотрении предлагаемых тем уделяется проблеме охраны природных компонентов. Познавательный интерес представляет дополнительная информация о происхождении и лексическом значении некоторых географических названий.

Темы второго раздела расширяют и углубляют знания учащихся, о народах, населяющих наш край, об их культуре, традициях и обычаях.

Следующий раздел включает сведения по истории Северо-Западного Кавказа. Учащиеся узнают о процессе освоения кубанских земель русскими переселенцами в середине ХVII – начале ХVIII века и о соперничестве за овладение регионом между Россией и Турцией, получат представление об особенностях повседневной жизни славянского населения Кубани и Черноморья в XVIII в.

Заключительный раздел повествует об отражении кубанской тематики в памятниках словесности ХVII – ХVIII вв. и об осмыслении событий, происходивших в ХVIII в. на Кубани, в сочинениях позднейших авторов.

Введение (1 час)

Структура курса.

Важнейшие процессы и явления, характеризующие развитие России в XVII – XVIII вв. и их особенности на Кубани. Полиэтничный состав населения, уровень социально-экономического и культурного развития. Геополитическое положение региона. Кубань во внешней политике соседних держав – России и Османской империи. Роль Крымского ханства в регионе.

Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов.

Хозяйственное освоение региона (6 ч.)

Тема 1. Степи

Географическое положение. Основные формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, холмы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата степной зоны. Неблагоприятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи.

Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Проблемы озера Ханского. Географические названия, их происхождение и историческое содержание. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны.

Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик степи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ископаемые равнинной части края.

Тема 2. Предгорья и горы

Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднегорье, высокогорная зона.

Климатические условия предгорий и гор. Высотная поясность в горах Кавказа.

Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс.

Озёра: Кардывач. Географические названия, их происхождение и историческое содержание.

Живой мир предгорий и гор.

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. Добыча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор.

Тема 3. Азовское и Черноморское побережья

Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Климат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропики. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, сильные ветры (бора), резкие понижения температуры.

Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский, Ахтарский, Курчанский. Реки Черноморского побережья: Мзымта, Шахе, Псоу, Хоста, Сочи. Озёра: Абрау, Чембурское. Географические названия, их происхождение и историческое содержание.

Живой мир Приазовья и Черноморского побережья. Хозяйственное освоение территории.

Тема 4. Моря

Азовское и Чёрное моря. Площадь, глубина водоёмов, солёность воды, температура. Колебания уровня воды. Животные и растения – обитатели морей.

Проблемы хозяйственного освоения и охраны природного комплекса Азово-Черноморского бассейна.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч.)

Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Характеристика природно-хозяйственных зон: рельеф и полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительный и животный мир. Проблемы охраны природы.

Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII – XVIII вв. (8 часов)

Тема 5. Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье

Повседневная жизнь гарнизонов турецких крепостей (Тамань, Копыл, Анапа и др.). Организация управления краем и хозяйственный уклад. Судоходство и торговля. Свидетельства турецкого путешественника Эвлия Челеби о Кубани. Северо-Западный Кавказ в турецком фольклоре.

Тема 6. Кубанские ногайцы

Родоплеменные объединения ногайцев. Основные хозяйственные занятия. Кочевое скотоводство: коневодство, верблюдоводство, овцеводство. Формы внутрисемейных отношений. Представления о мире, верования. Ногайский героический эпос. Фольклор: сказки и легенды.

Тема 7. Материальная культура кочевников

Домашнее ремесло. Торговля. Поселения и жилище. Традиционный костюм. Национальная кухня.

Тема 8. Материальная культура западных адыгов

Традиционные занятия адыгов. Мастерство оружейников. Ремёсла, прикладное и изобразительное искусство. Обработка рога и кости. Изготовление ковров и циновок. Художественная керамика. Резьба по дереву и металлу. Аул. Жилища, утварь. Женский и мужской костюмы. Золотошвейное искусство.

Тема 9. Обычаи адыгов

Религиозные верования. Представления о мире. Семья и семейная обрядность. Гостеприимство, куначество и уважение к старшим – первостепенные добродетели черкесов.

Тема 10. Наследие родового строя

Военное искусство. Аталычество – важный фактор подготовки молодежи к военной жизни. Обычай кровной мести.

Тема 11. Наездничество в жизни черкесов

Система набегов. Адыгские и русские просветители о наездничестве: Хан-Гирей, А.А. Бестужев-Марлинский. Фольклор. Исторические предания и легенды адыгов. Значение обычаев для сохранения историко-культурных традиций.

Тема 12. Песенно-музыкальная культура адыгов

Особенности песенно-музыкальной культуры адыгов. Исторические, свадебные, колыбельные песни. Национальные музыкальные инструменты. Танцевальное искусство.

Итоговое повторение и проектная деятельность (3 часа)

Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея.

Раздел III. История Кубани в XVII – XVIII вв. (11 часов)

Тема 13. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII – начале XVIII в.

Последствия русской Смуты и социальных потрясений «бунташного века». Переселенческие потоки на Кубань: беглые крестьяне, донские казаки, старообрядцы. Отношения с официальной властью.

Азовские походы Петра I. Участие казаков во взятии русскими войсками турецкой крепости Азов.

Булавинское восстание. Некрасовцы в Прикубанье. Источники пополнения войска. Строительство укреплений. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Разгром правительственными войсками поселений некрасовцев. Переселение казаков в Турцию.

Тема 14. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков»

Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Военный быт казачьих городков. Система самоуправления. Обычное право некрасовских казаков. Старообрядчество и культура населения Кубани XVIII в.

Предания об Игнате Некрасове. Песни и сказки казаков-некрасовцев.

Тема 15. Адыгские племена Закубанья в XVII – XVIII вв.

Влияние международной обстановки на положение народов Северо-Западного Кавказа. Политические связи Русского государства с северо-кавказскими народами. Турецко-татарские набеги в регионе. Насаждение ислама. Проблема российского подданства для черкесов.

Тема 16. Кубанская ногайская орда

Ногаи Малые. Расселение. Общественный строй. Военизированный быт. Заселение ногайцами Правобережной Кубани. Джанмамбет-бей. Междоусобицы.

Тема 17. Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом. Действия Кубанского и Закавказского корпусов в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

Геополитическое соперничество между Россией и Турцией на рубеже 1770 – 1780-х гг. Присоединение Крыма и Прикубанья к России. «Ногайская проблема». Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг. Сражения на Кубани. Ясский мирный договор. Народы Северного Кавказа под протекторатом и в составе России. Расширение и укрепление границ империи.

Тема 18. А.В. Суворов на Кубани

Военачальник, политик, дипломат, военный инженер А.В. Суворов. Во главе Кубанского корпуса. Создание кордонной линии. Командующий войсками в Крыму и на Кубани. Вклад А.В. Суворова в военную науку с учетом специфики военных действий на Северном Кавказе. А.В. Суворов в исторической памяти кубанцев.

Тема 19. Черноморцы. Военно-казачья колонизация северо-западной части Кубани

Запорожская Сечь. «Войско верных казаков». Сидор Белый. Роль казаков в военных экспедициях на Северном Кавказе. Формирование Черноморского войска между Южным Бугом и Днестром. Первые войсковые казачьи регалии. Символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Депутация казаков в Санкт-Петербург. Экспедиция войскового есаула Мокия Гулика. А.А. Головатый. «Жалованная грамота» Екатерины II Черноморскому войску от 30 июня 1792 г. Начало заселения правобережной Кубани от Тамани до устья Лабы. Казачьи экспедиции Саввы Белого, Кордовского, З. Чепеги, А.А Головатого, Черненко. «Порядок общей пользы». Первые казачьи курени: расположение, происхождение названий.

Тема 20. Линейцы. Заселение северо-восточной Кубани

Старая линия: от устья Лабы до Карачая. Первые укрепления (Прочноокопская крепость, Усть-Лабинский, Кавказский, Темижбекский и др. редуты). Переселение донских казаков. Мятеж «кнутобойцев». Кубанский конный линейный полк. Южнорусские «однодворцы» и екатеринославцы в составе линейного казачества.

Тема 21. Основание Екатеринодара

Екатерининский и Березанский курени. Основание Екатеринодара: политико-административные аспекты. Выбор места: стратегическая выгода и природно-климатические условия. Проблемы датировки. Специфика «войскового града». Сословная замкнутость. Особенности административного устройства.

Екатерина II в исторической памяти кубанцев.

Тема 22. Социальные выступления адыгов и казаков

Структура адыгского общества. Князья, дворяне, тфокотли (свободное крестьянское сословие), крепостные, рабы. Военно-демократическое устройство племен. Бзиюкская битва (1796).

Персидский поход. Персидский бунт (1797): события и действующие лица (Т. Котляревский, Ф. Дикун, О. Шмалько и др.). Борьба казаков за сохранение демократических традиций запорожской вольницы.

Тема 23. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Быт гарнизонов суворовских укреплений. Солдатские песни. Служба донских полков на Кавказской линии и её отражение в казачьих исторических песнях. Переселение на Кубань – тема песен и преданий черноморских казаков. «Зажурылись чорноморци», «Дарувала нам царыця».

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Основные потоки русских переселенцев на Кубань. Некрасовцы в Прикубанье. Результаты деятельности А.В. Суворова на Кубани. Черноморцы и линейцы: общее и особенное. Казачьи атаманы. Изменения в национальном составе населения и границах региона к концу XVIII в. Особенности Кубани как приграничного района Российской империи.

Быт, материальная и духовная культура славянского населения Кубани. Начало формирования новой этнокультуры. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея.

Раздел IV. Кубань XVIIXVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе (2 часа)

Тема 24. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Составление русскими землемерами «Чертежа всему Московскому государству». «Большой чертёж полю» и «Книга Большому чертежу» Афанасия Мезенцова. Изображение на карте верховьев Кубани.

Джованни да Лукка и его «Отчёт святой конгрегации». Описание Темрюка, характеристика быта и нравов черкесов. Отражение русско-адыгских связей в боярских списках и дворцовых разрядах.

Экспедиции Академии наук: И.А. Гюльденштедт, С.Г. Гмелин. Первое научное описание Тамани: П. Паллас. Д. Биллингс и его «Атлас Черного моря».

Тема Кубани в следственных материалах по делу Е.И. Пугачёва и в «Записке о жизни и службе А.И. Бибикова». Использование В.Я. Шишковым в романе «Емельян Пугачёв» материалов, связанных с Кубанью.

Тема 25. XVIII в. на Кубани в сочинениях современников и потомков, в произведениях изобразительного искусства.

У истоков литературы Кубани: «Песнь Черноморского войска» Антона Головатого.

«Кубанский период» жизни А.В. Суворова в посвящённых ему исторических сочинениях и произведениях художественной литературы.

Осмысление событий ХVIII в. в сочинениях позднейших авторов. «Кубанские страницы» многотомного труда В.А. Потто «Кавказская война». Очерк «Чепега и Головатый (Запорожцы на Кубани)». Портрет Антона Головатого. В.А. Потто о З. Чепеге. Тема Кубани в романе В.С. Пикуля «Фаворит».

Отражение кубанских реалий в произведениях искусства: Г. Белый, Е.М. Корнеев. Казаки и горцы в гравюрах художников-иностранцев XVIII в. Рисунки Х. Гейслера.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Кубань XVII – XVIII вв. в научных трактатах, записках путешественников, произведениях изобразительного искусства, памятниках словесности, сочинениях потомков. Ваша местность в исторической памяти.

Литература.

Учебники, учебные и методические пособия.

Кубановедение: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. профессора Б.А. Трехбратова. Краснодар, 2010.

Атлас. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея. М., Краснодар, 1997.

Изобразительное искусство. Методическое пособие по курсу «Кубановедение» / И.Ю. Бордулева и др. Краснодар, 2005.

История Кубани.: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.

Кулаков А.Е. Религии мира: пособие для учащихся. М., 1996.

Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

Народы Карачаево-Черкессии: история и культура. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Черкесск, 1998.

Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца XIX в: Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2008.

Религии мира: пособие для учителя. / Я.Н.Щапов, А.И. Осипов. М., 1994.

Трехбратов Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в.: Учебник для – 7 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. Конец XVIII – ХIХ в. 8 кл., 2007.

Справочная литература.

Адыгская (черкесская) энциклопедия / Гл. ред. проф. М.А. Кумухов. М., 2006.

Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.

Кубановедение от А до Я. Энциклопедия / Под общей редакцией В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.

Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник / В. И. Колесов и др. Краснодар, 2007.

Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.

Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. – 2-е изд., испр. и доп. Краснодар, 2009.

Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2003 г.

Трехбратов Б.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч. I.

Трехбратов Б.А., Жадан В.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч.II.

Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М., 2006.

Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до 1917 г. / Сост. и науч. ред. Б.А. Трехбратов. Краснодар, 1997.

Хрестоматии, сборники документов и музыкальных материалов.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов (XIII – XIX вв.). Нальчик, 1974.

Бешкок М. Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней. Майкоп, 2000.

Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1, 2. Краснодар, 1992.

Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1, 2. Краснодар, 1987.

Любимцев Ю.Г. Литература Кубани. Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея. Фотоальбом. Краснодар, 2007.

Платонов И. Кубань православная – первозванная. Фотоальбом. Краснодар, 2000.

Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX вв.) Сборник документов. (К 2000-летию Христианства). Краснодар, 2001.

Пархоменко Н.К. Русские песни казаков Дона и Кубани. Краснодар, 1998.

Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992.

Хрестоматия по истории населения Кубани и Восточного Причерноморья / Под ред. В.Б. Виноградова. Ч.1 Армавир, 2001.

Челеби Э. Книга путешествий. М., 1979

Дополнительная литература

Аутлев М.Г. Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия. Краснодар, 2000.

Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик, 1978.

Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар, 2005.

Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007.

Дело мира и любви: очерки истории культуры и Православия на Кубани. Краснодар, 2009.

«Душа моя – Кубань!..» (Сборник материалов участников краевого конкурса «Учитель года Кубани–2007» в региональных номинациях. Краснодар, 2008.

Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.

Керейтов Р.Х. К истории некоторых ногайских фамилий. Черкесск, 1992.

«Кубановедение: передовой педагогический опыт» /тематический информационно-методический бюллетень №10, 2006–2007 учебный год (приложение к журналу «Кубанская школа»).

Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007 – 60 с.: ил.

Летопись Кубанского казачьего войска: 1696 – 2006 гг. / Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2007.

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008.

Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. – 1917 г.). Краснодар, 2000.

Материалы победителей, лауреатов, дипломантов и участников региональных номинаций «Учитель года Кубани–2007» /научно-методический журнал «Кубанская школа» №1, 2008.

Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

Научно-практическое использование календаря природы в Краснодарском крае / авт.-сост. В.П.Чучмай. Краснодар, 2005.

Непсо М. Адыгская художественная культура. Майкоп, 1997.

Онищенко В.Я. Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани. // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: История и современность: Сборник материалов VIII научно-практической конференции, 28 фев. 2008 г. Краснодар, 2008.

Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.

Плотников Г.К., Стрельников В.В., Островских С.В., Пашков А.Н., Жукова Т.И., Пескова Т.Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. Краснодар, 2007.

Приймак Ю.В. К хронологии османского присутствия в Северо-Восточном Причерноморье (конец XV – первая треть XIX в.). Армавир, 1997.

Родная Кубань: Книга для чтения / Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2008.

Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе: из опыта работы победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» / Сост. Л.Е. Кулешова. Краснодар, 2008.

Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.) 2-е изд. испр. и доп. Краснодар, 2002.

Сикалиев А.И. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.

Соловьев В.А. Екатеринодарская крепость. Краснодар, 1997.

Соловьев В.А. Суворов на Кубани. Краснодар, 2001.

Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце ХVIII – начале ХIХ в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001.

Хачатурова Э.А., Корсакова Н.А., Фролов Б.Е. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Краснодар, 2002.

Ципинов А.А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик, 2000.

Чирг А.Ю. Культура жизнеобеспечения адыгов // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. VIII. Майкоп, 1991.

Чуприна Е.А. Когда Таманью владели турки… (Краеведческие очерки). Армавир, 1997.

Шаповалова А.В. Одежда черноморских казачек конца ХVIII – середины ХIХ века // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. 2007. № 2.

Шаповалова А.В. Костюм черноморских казачек конца XVIII – середины XIX в. (по архивным источникам) // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 3. Краснодар, 2008.

Шеремет В.И. Взаимные представления русских и турок (XVIII – XIX вв.) // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.

Шеремет В. «Мужикистан» и «туретчина» //Родина. 1998.№5-6.

Интернет-ресурсы.

www.admkrai.kuban.ru

/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;

www.yuga.ru информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;

www.cossackdom.com история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;

– Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;

/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;

/index.htm – "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков -некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия "некрасовцы", периодизация некрасовской истории и т.д.;

/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…

/ – Таманский археологический музей;

/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;

/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии

http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;

отдых в Краснодарском крае и Адыгее. Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные места, охраняемые природные территории. Фото;

/ информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);

/ – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани;

/gallery/nature.htm Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани;

культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

/ Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;

/ Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина

/ Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;

http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса для 8 класса общеобразовательных учреждений саранск

    Программа курса
    Данный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации.
  2. Программа курса по выбору для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения

    Программа курса
    Программа курса «Основы олимпийских знаний» рассчитана на обучение учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений и средних специальных физкультурных учебных заведений.
  3. Программа дня общеобразовательных школ рб тимербаева З. Ш,, (Салимова М. Т., Япаров И. М. ( Программа по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений)

    Программа
    Программа разработана в соответствии с требованиями концепции регио­нализации общего образования РК и Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии.
  4. Программа курса «Русский язык» для 5 класса общеобразовательное учреждение (базовый уровень)

    Программа курса
    Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим
  5. Программа факультатива по изобразительному искусству для учащихся Ікласса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения Минск 2009

    Программа
    Автор-составитель: Данилов В. Н., старший преподаватель кафедры эстетического образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Другие похожие документы..