Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Лекция 1. Процесс политической централизации в странах Западной Европы (XII-XV вв.)….98 Лекция 2. Сословно-представительные учреждения в странах Запа...полностью>>
'Документ'
Почитаемый Махатма, давший книги "Зов", "Озарение" и "Община", передал многие советы и знаки Агни Йоги. Эти практически...полностью>>
'Основная образовательная программа'
1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 034700 – Документоведение и архивоведение и п...полностью>>
'Документ'
09.00 Экскурсия “Только во Львове…”. Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утре...полностью>>

Главная > Исследование

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Внутренних дел Российской Федерации

Московский юридический институт

На правах рукописи

43 /1/ 1388

от 07.07.1999 г.

Старостина Светлана Андреевна

Правовое регулирование борьбы с преступностью

в странах с элементами исламской правовой традиции (историко-теоретическое исследование)

Специальность 12.00.01 - теория права и государства;

история права и государства; история политических и правовых учений

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научные руководители:

доктор исторических наук, профессор Коряков В.П.;

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент Емелин А.С.

Москва, 1999

Оглавление
Введение------------------------------------------------------------------------------ 3

Глава I. Образование и развитие мусульманского государства и права.

§ 1. Возникновение арабского мусульманского государства и права.

Арабский халифат (VII-XIV вв.)---------------------------------------------------------13

§ 2. Развитие мусульманского государства и права в Османской империи

(XIV- начало XX в.)------------------------------------------------------------------------43

§ 3. Особенности развития мусульманского права на территории России--66

§ 4. Влияние современных исламских религиозно-политических учений на

государственно-правовое развитие мусульманских стран (ХХ в.)-------------86

Глава II. Организационно-правовые основы борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции.

§ 1. Государственно-правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике-----------------------------------------------------------------------------------------106

§ 2. Развитие государственно-правовых основ борьбы с преступностью в теократических исламских государствах------------------------------------------------------127

§ 3 Особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах со смешанной правовой системой----------------------------------------------------------149

§ 4. Государственно-правовое регулирование борьбы с преступностью в исламских регионах СССР и России---------------------------------------------------------------166

Заключение-------------------------------------------------------------------------------180

Приложение:

Список использованной литературы-------------------------------------------------------192

Словарь исламских правовых терминов--------------------------------------------------206

Проект памятки сотруднику органов внутренних дел, работающему в мусульманской среде-------------------------------------------------------------------------------------213

Схемы-----------------------------------------------------------------------------------------------216

Введение

Актуальность темы. Отношения исламского мира с Россией всегда имели определенные особенности. Мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне – шесть из одиннадцати государств СНГ, неразрывно связанных с Россией – Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан – в подавляющем большинстве населены мусульманами. Согласно переписи населения 1989 года, на территории СНГ проживает 40 народов, исповедующих ислам.1

В состав Российской Федерации входят восемь мусульманских республик – Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Башкортостан и Татарстан2. К приверженцам ислама относится также часть населения Северо-Осетинской республики. Районами наиболее плотного расселения мусульман традиционно являются Северный Кавказ, Поволжье и Центр Европейской части. В России, по разным подсчетам, проживает 15-20 млн. мусульман.3 Согласно переписи 1989 года, в Москве и Московской области проживает 350 тыс. мусульман (из них 201 тыс. человек – в Москве).4. В последнее время все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку в России. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Многими из них был создан и контролируется ряд преступных промыслов. Например, контрабанда и незаконная торговля наркотическими средствами. Согласно исследованиям ВНИИ МВД РФ, наркотические средства в Россию поступают главным образом из бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, Казахстана, а также Афганистана, Пакистана и Турции. На другие республики бывшего СССР и некоторые европейские страны приходится довольно незначительный процент поставок.1 Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. В докладе «О состоянии законности в РФ» Генеральной прокуратуры было отмечено, что волна терроризма в стране будет нарастать и усиливаться до тех пор, пока не решены проблемы Северного Кавказа.2

Насаждение норм шариата в форме фундаментализма происходит у арабских и тюркских народов, в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии. В России подобные процессы протекают в Чечне. Такая же тенденция наметилась и в Дагестане. Республика Ичкерия объявила себя исламской, в ней созданы шариатские органы власти (например, Совет улемов, шариатские суды, шариатское министерство государственной безопасности), приняты шариатские законодательные акты (шариатская Конституция, шариатский Уголовный кодекс). В Ичкерии и ряде других субъектов Российской Федерации возникли мусульманские общественные движения, руководство которых постепенно переходит к террористическим и иным криминальным формам борьбы, организуя торговлю оружием, наркотиками, вовлекая молодежь в кровавую борьбу, нередко прикрываясь религиозными лозунгами и призывами. Все это делает актуальным изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом, требует более пристального изучения обстановки в исламизированных субъектах Федерации с учетом религиозно – этнической ориентации. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, заявляют работникам правоохранительных органов протесты о нарушении их религиозных чувств. В первую очередь, с ними сталкиваются сотрудники милиции и других правоохранительных органов (таможенных, налоговых и других служб) России. Работники милиции часто не имеют элементарных знаний об исламе, пасуют перед такими «верующими» или совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского законодательства. Поэтому необходимо тщательно изучить ислам, его черты, черты исламского права, выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.

Также видится целесообразным изучение исторического опыта России в совместном проживании на одной территории и в государственном управлении исламскими регионами. Следует отметить, что к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи.1 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами. В современной России ислам законодательно признан одной из ведущих религий страны. Мусульманские религиозные и политические деятели все более включаются в культурные и политические процессы, происходящие в стране и за рубежом. Все это подтверждает опыт более чем тысячелетнего совместного мирного и благотворного проживания ислама и православия на территории России.

К сожалению, в настоящее время в России не всегда уделяется достаточное внимание исламскому фактору, систематической опоры на ценности просвещенного и либерального ислама в политике наших властей нет. Но ислам в силу определенной специфики является неотъемлемой частью бытия своих приверженцев, и игнорировать его невозможно. Напротив, необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного использования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России.

В настоящем исследовании предполагается изучить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права. Поскольку сочетание этих норм в различных государствах неодинаково, видится целесообразным проводить исследование по трем направлениям.

Во-первых, на примере государств, население которых традиционно является мусульманским, но правовые системы имеют исключительно светский характер. В этой связи необычайно много дает обращение к истории права и государства Турции. В настоящее время Турция - это пока единственное государство на Ближнем и Среднем Востоке, которое осуществило процесс последовательной секуляризации и построило светскую правовую систему с разумным учетом норм традиционного права. Изучение истории государства и права Турции представляет большой интерес в свете событий, происходящих сегодня на Кавказа и в Закавказье. Мусульманское население Кавказа длительное время находилось в сфере влияния Турции и сейчас представляет вполне подготовленную почву для заимствований элементов турецкой государственно-правовой системы. Не исключено, что мусульманские республики России, стремясь обрести независимость, будут строить свое законодательство по турецкому образцу.

Во-вторых, необходимо обратиться к истории права и государства стран, правовые системы которых имеют исключительно шариатскую основу. С этой целью предполагается изучить правовые системы Ирана, который представляет классический вариант шиитской модели исламского государства и Саудовской Аравии, представляющей суннитскую модель. Осветить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в ваххабитской Саудовской Аравии следует также и потому, что в последнее время это исламское течение имеет немало приверженцев в Дагестане.

Большинство мусульманских стран имеют правовые системы, которые приблизительно в равных долях сочетают в себе как нормы и принципы светского права, так и мусульманского, являясь при этом светскими государствами. Поэтому третьим направлением исследования будет изучение именно этих стран. На примере Народной Демократической Республики Йемен, Алжира, Афганистана и др. Эти государства выбраны с учетом того, что их правовые системы в разной степени и в разных формах сочетают нормы светского и религиозного права.

Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.

Цели исследования.

Настоящее исследование ставит перед собой следующие цели:

1. Выявить и показать сущность исламской концепции государства и права, антикриминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью.

2. Раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней, а также предназначение исламских государственных органов и права в борьбе с преступностью.

3. Раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах, исследовать процесс развития органов борьбы с преступностью и правовых основ этой борьбы.

4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной и светской государственностью.

5. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

6. Показать характер государственной власти и законодательства в Чеченской Республике Ичкерия, выявить в них исламскую компоненту и ее влияние на характер государственной политики Республики, ее правительства и оппозиции, их влияние на состояние преступности и борьбы с ней в республике и в России.

7. Дать работникам правоохранительных органов необходимые знания об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман; дать практические рекомендации работникам милиции при осуществлении их служебной деятельности с мусульманами – гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является ислам, его основные положения, установки и правила, мусульманское государство, право, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Предмет исследования составляют Коран, другие источники ислама, мусульманского права, основные законодательные акты исламских государств, регламентирующие деятельность государственных органов в борьбе с преступностью. Предметом исследования также является научная литература по теме диссертации.

Методологические основы и методы исследования. В методологическом отношении исследование основывается преимущественно на общеисторическом, цивилизационном, региональном, страноведческом, проблемном и тематическом подходах и методах познания. Широко использовались такие общенаучные методы, как сравнительно - исторический метод, методы сравнительного правоведения (компаративистский), логический, историко-правовой, системный и другие научные методы.

Характеристика источников и литературы.. Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.

Общетеоретическое значение для диссертации имеют научные труды таких ученых как В.В. Альхименко, О.А. Жидков, Ю.Н. Жданов, В.М. Клеандрова, Н.А. Крашенинникова, В.М. Курицын, Р.С. Мулукаев, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, Л.Р. Сюкияйнен, О.И. Чистяков.1

Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы Л.С. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, Л.М. Кулагиной, И.Л. Фадеевой и других советских ученых.2 Однако, наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить некоторую односторонность их взглядов, что объясняется идеологическими причинами, традиционным использованием одного, единственно приемлемого, с точки зрения марксизма-ленинизма, классового подхода. Советские авторы пытались уложить восточные общества в одну общую формационную схему, ставили в основу права и государства, в первую очередь, экономические процессы. В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: Л.Р. Сюкияйнена, Н.В. Жданова, Р.Г. Ланды, Р. Максуд и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора Л.Р. Сюкияйнена.1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государства получили освещение в работах С. Боронбекова, В.А. Лихачева., Г.И. Муромцева, А.В. Наумова и других авторов.2

Также в процессе работы над диссертацией использовались иные российские, советские и зарубежные документы и материалы: дипломатическая переписка, международные соглашения и договоры, парламентские, статистические и иные ведомственные материалы, мемуары, памятные записки, публицистические и историко-географические очерки государственных, политических и общественных деятелей, ученых, путешественников, а также периодическая печать и пресса.

Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью данной проблематики в отечественной и зарубежной литературе. Оно представляет собой одно из первых комплексных исследований борьбы с преступностью в исламских странах в прошлом и в настоящем времени. Впервые проведено исследование борьбы с преступностью в странах с исламскими правовыми традициями: теократических, светских, в странах со смешанным политическим и правовым режимом. Впервые исследуется борьба с преступностью, имеющей исламские религиозные и национально – этнические основы на территории СНГ и России. В определенной степени исследуются вопросы распространения исламской преступности в мире и экспорта ее в Россию. Большое внимание уделяется борьбе с преступностью исламских элементов в России, в субъектах Федерации, в регионах, областях и городах, где значительны исламские диаспоры, которые нередко питают преступность.

Научно - теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты данного исследования могут быть использованы, как теоретическая база для последующих исследований, для изучения государственными органами положения в исламских странах, в регионах России при принятии политических, управленческих и иных решений, связанных с борьбой с преступностью. Материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по проблемам борьбы с преступностью, отдельным темам уголовного, процессуального права, криминологии, по религиоведению и истории религий.

Достоверность проведенного исследования определяется комплексным методологическим подходом, глубоким изучением Корана, других источников ислама, памятников мусульманского права, правовых актов Арабского халифата, Османский империи, Турции и других исламских государств, в том числе, современных стран с различной степенью исламизации государственной и общественной жизни, их правовых систем.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях, проходивших в МЮИ МВД России, Калининградском юридическом институте МВД России, Институте Востоковедения РАН; опубликованы в семи научных статьях и учебном пособии, использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран в МЮИ МВД России и ряде негосударственных вузов Москвы. Некоторые рекомендации, изложенные в выводах диссертации используются в деятельности Главного управления правовой работы и внешних связей МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих по четыре параграфа, заключения и приложения. Приложение включает список источников и литературы, терминологический словарь, схемы.

Глава первая.

Образование и развитие мусульманского государства и права.

§ 1. Возникновение арабского мусульманского государства и права. Арабский халифат (VII-XIV вв.).

Согласно историческим исследованиям и священному преданию, ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы - один из многих семитских народов, издавна обитавших в этом районе Ближнего Востока. На рубеже VI-VII вв. Аравия переживала политический, социальный, идеологический и духовный кризис. Обособленные племенные культы, многобожие препятствовали объединению аравийских государств в одну страну. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых религиозных идей и ориентиров, направленных на уничтожение племенной розни, смягчение противоречий, создание централизованного государства. В условиях Аравии это могла сделать только новая религия и ее идеологические постулаты.

В VII в. в Южной Аравии распространилось движение ханифов - пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам в пользу единого нового арабского бога. В Йемаме во главе племени ханифа встал вещатель Мусайлима. Во временном союзе с ним была пророчица Саджах из племени тамим. За объявившим себя пророком Тулайхой последовала большая часть племени асад в Неджде. В Йемене из долины Хуббан вышел пророк ал-Асвад, коннице которого удалось за несколько месяцев покорить Южную Аравию до Хадрамаута. В Медине некоторое время «откровения» являлись молодому иудею Ибн Саййаду.1 Проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было проявиться. Создателем новой религии стал Мухаммад - человек, вошедший в историю ислама в качестве его великого и главного пророка.

Мухаммад родился в 570 г. в обедневшем клане “хашим” могущественного мекканского племени “курайш”, и примерно с 610 г. стал выступать в качестве религиозного проповедника. В Мекке новое учение было встречено сопротивлением со стороны курайшитов, что вынудило Мухаммада перебраться в соседнюю Медину, где вскоре после его прибытия большинство населения вступило в число общины правоверных. Прошло немного времени, и влиянию исламской общины подчинилась вся Южная и Западная Аравия. Дольше всех держалась Мекка, но в 630 г. Мухаммад во главе сильного войска торжественно вступил в этот город, и Мекка была официально объявлена священной столицей ислама.1

Процесс развития этой религии тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII - X вв. - Арабского халифата.

Начало знаменитым арабским завоеваниям было положено первым праведным (рашидун) халифом - Абу Бакром. Это были походы на Сирию и занятую Сасанидским Ираном Месопотамию. Вторым халифом стал Омар, который за десять лет своей власти (634-644) добился огромных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, он не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулся дальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории собственно Ирана. Активно действуя против Византии, арабские полководцы завоевали Сирию, Палестину и дошли до Константинополя. В 639 г. к халифату был присоединен Египет, в 40-х гг. VII вв. - Армения, Малая Азия, затем - Северная Африка, Испания, Иран, Средняя Азия. Таким образом, возникло огромное государство, многочисленная религиозная община. Это было новое объединение людей, которое скрепляла вера в единого бога.2 Они считали, что законы жизни ниспосылаются Аллахом. В этих законах разъяснялось, как надо строить жизнь правоверным и их общине, как вести себя по отношению к пророку, как делить имущество и военную добычу.3 Постепенно сложились обязательные правила благочестивого поведения, права и обязанности мусульман, то есть мусульманское право.

Халифат – мусульманское государство - рассматривался в двух аспектах: либо как сущность мусульманской власти, либо в качестве специфической формы правления. В основе всех даваемых мусульманской доктриной определений халифата лежит подход одного из крупнейших мусульманских правоведов – аль-Маварди (974-1058): “Имамат – суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами”.1

В центре всех рациональных аргументов, выдвигающихся основными мусульманскими школами-толками в пользу халифата, всегда фигурировала необходимость избежать беспорядка и анархии в государственных и общественных делах. Юристы-сунниты при этом ссылались на хадис: «Имам – деспот лучше смуты».2

Главное в содержании халифата заключалось в его религиозных устоях, соответствии принципам ислама, его полном подчинении мусульманскому праву. Суть такого подхода сводилась к тезису о том, что ислам создал мусульманское государство. В целом мусульманско-правовая концепция государства представляла собой религиозно-правовую теорию, не допускавшую создания и функционирования государства на каких-либо других основах, кроме мусульманских. Согласно этой концепции, смысл власти заключался в достижении двух целей – исполнении воли Аллаха на земле и создании для этого такой системы правления, которая основана на изначальных прецедентах осуществления верховных религиозных и светских функций пророком и его первыми сподвижниками. Обе эти стороны воплощались в общих принципах и конкретных предписаниях мусульманского права, для неукоснительного исполнения которых и нужно было государство – халифат.3

Основным источником мусульманского права является Коран (с арабского - “чтение”), который содержит основные постулаты мусульманского вероучения. Согласно исламу, их сообщал своему посланнику – Мухаммаду Аллах на протяжении почти двадцати лет. Ислам в переводе с арабского языка означает «покорность», а мусульманин – «человек покорный Богу». Бог создал человека для того, чтобы тот ему поклонялся и выполнял на земле его волю. Эта идея золотой нитью проходит через весь Коран, каждое предписание которого учит смирению и послушанию. Становление мусульманина включает в себя состояние, известное как ихсан – «рождение заново». Согласно исламу, большинство людей, уверовавших однажды в существование Бога, развивают состояние таква – «богоосознание». Такие люди начинают понимать, что все их поступки, мысли и высказывания открыты взору Бога. Утвердившись в таква, они обретают вожделенную цель: всегда и во всем угождать Богу, посредством выполнения его воли, закрепленной в Коране. Этот Бог, по определению Корана Высочайший и Всемогущий. А поскольку невозможно представить себе существование двух Всемогущих, поэтому естественно и неоспоримо бытие единого Бога. Это основная концепция ислама – таухид или «единственность». Вторая основная концепция ислама – рисала или «пророчество», под которой понимается желание Бога одарить человечество знанием о себе и направлять его жизнь на путь процветания и счастья посредством пророка – избранного Богом человека. Третьей основной концепцией ислама является ахира или «жизнь после смерти». Согласно исламу, земная жизнь не исчерпывает неограниченные возможности человеческого бытия, и жизнь человека, так же, как и его смерть зависят от того, когда Богу будет угодно сотворить живую душу или прекратить ее существование. Краткий период времени, проведенный человеком на земле не считается бессмысленным. Земная жизнь предполагает многочисленные испытания, выдержать которые человеку необходимо для дальнейшего духовного развития. Чтобы пройти через земные испытания, человеку необходим духовный образец. Такими образцами и являются посланники Божии – пророки.1 Как и Библия, Коран призывает человека трудиться, этим в первую очередь он обеспечит себе пребывание в царстве небесном. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды жизни. Основных обязанностей мусульман ислам насчитывает пять, «пять столпов веры» – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином достаточно признать, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк его и произнести эту фразу вслух. Молитва – обязательный ежедневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены только немощные и маленькие дети. Мусульманин в молитве никогда ничего не просит у Бога, а только восхваляет его и выражает свою покорность. Следующая обязанность мусульман – пост (рамадан), который длится один месяц. На протяжении этого месяца мусульманам от рассвета до заката нельзя есть, пить и развлекаться. Каждый имущий мусульманин должен раз в год делится своими доходами, выплачивая их в качестве милостыни бедным (закят). Хадж – пятый и последний из «столпов веры», наименее обязательный. Считается, что каждый правоверный мусульманин один раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку и поклониться святым местам. Поскольку осуществить это нелегко, хадж считается делом чести. К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один – священную войну против неверных – джихад. Участие в такой войне освобождает от грехов и обеспечивает правоверному в случае его гибели в бою место в раю. Но следует отметить, в данном случае речь идет главным образом о войне в целях защиты веры.1

Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: “И так Мы ниспослали его как арабский судебник”.2 Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - “Священное предание”, состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммада.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Коряков Владимир Павлович доктор исторических наук, профессор; Старостина Светлана Андреевна, кандидат юридических наук. История мусульманского государства и права учебное пособие

    Учебное пособие
    В пособии содержатся сведения об истории возникновения и развития ислама, исламской государственности и мусульманского права в Арабском халифате и Османской империи.
  2. Госдума РФ мониторинг сми 24-26

    Заседание
    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДЕЯТЕЛЕЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИИ В ЗАЩИТУ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА РЕРИХОВ И ОБЩЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА.
  3. Л. В. Храмков введение в самарское краеведение

    Учебное пособие
    Учебное пособие "Введение в Самарское краеведение" подготовлено на основе курса лекций, прочитанного автором в Самарском государсвтенном университете, Самарской гуманитарной академии и Самарском медико-техническом лицее.

Другие похожие документы..