Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится « » 2008 г. в « » часов на заседании специализированного совета (Д208.021.01) при Государственном научном центре колопро...полностью>>
'Документ'
Одна из важных особенностей детской шизофрении состоит в том, что связанное с возрастом видоизменение клинической картины и течения заболевания — «воз...полностью>>
'Диплом'
Специалист отдела маркетинга и рекламы/персональный ассистент руководителя отдела маркетинга в холдинге компаний: торговая компания «ORWIL», строитель...полностью>>
'Исследование'
В 1886 году немецкий фармаколог Людвиг Левин опубликовал первое систематическое исследование кактуса, которому впоследствии было дано его имя, Anhalo...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сохранено со страницы в Интернет: /sovet/book_00.htm Библиотекарям: Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. Автор: Е.Н.Ястребцева, к.п.н., действ. чл. РАИ, ведущий научный сотрудник ИОСО РАО.

 Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. М.: МО РФ, 2001.128 с.

 Почему сегодня возникла необходимость в кардинальных переменах в школьном библиотечном деле? Какое место занимает современная школьная библиотека в школьном едином информационном образовательном пространстве? Почему школьная медиатека или библиотечный медиацентр могут быть максимально эффективными только в тесном взаимодействии со всеми школьными подразделениями? Какого рода специалист должен работать в библиотечном медиацентре? Как приступить к проектированию такого структурного подразделения в своей школе? На эти и многие другие вопросы найдут ответы читатели этого издания.

В данной книге автор развивает идеи создания полноценной информационной службы в школе, высказанные ранее в брошюре "Медиатека: Как создать в школе медиатеку" (М., 1994).

Предназначена для библиотекарей, учителей и администрации школ, приступающих к модернизации всех аспектов деятельности своих библиотек.

 
@ Ястребцева Е.Н., автор, 2002 г.

@ МО РФ, издатель, 2002 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Предисловие автора перед тем, как читатель - школьный библиотекарь решит, интересна ли ему тема, предлагаемая к обсуждению в книге

ЧАСТЬ 1-ая, в которой читатель узнает о возникшей в последние годы "неразберихе" в терминологии, связанной, в том числе, со школьными библиотеками

  • Влияние новых педагогических идей и технологий на перемены в школьных библиотеках

  • Происходящее преобразование библиотек меняет название

  • Возникновение разногласий в понятиях и поиск путей примирения

  • ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ 2-ая, в которой читатель вместе с автором попытается определить место и роль школьного библиотечного медиацентра в едином информационном образовательном пространстве школы

  • Единое информационное образовательное пространство школы.

    • Пример архитектуры локальной сети (Интранет/Интернет) школы.

  • Библиотечный медиацентр в информационном образовательном пространстве школы.

    • "Внешние" и "внутренние" факторы.

    • Миссия школьного библиотечного медиацентра.

    • Потребности участников педагогического процесса.

    • Деятельность участников педагогического процесса.

    • Компоненты эффективного функционирования центра, как целостной информационной медиасистемы

    • Библиотечный медиацентр - как подсистема в общей системе дистанционного образовательного и информационного обслуживания

  • ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ 3-я, в которой читатель узнает, какой же все-таки специалист должен работать в школьном библиотечном медиацентре.

  • Персонал школьного библиотечного медиацентра.

    • Библиотекарь

    • Технический специалист

    • Медиаспециалисты:

      • - организатор внеурочной деятельности.

      • - координатор сетевой (проектной) деятельности

    • Руководитель школьного библиотечного медиацентра

  • Какими знаниями должен овладеть библиотекарь - сотрудник школьного библиотечного медиацентра?

  • ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ 4-ая, в которой читатель сможет ознакомиться с теми изменениями, которые происходят в оснащении школьных библиотечных медиацентров

  • От традиционного фонда к современным информационным ресурсам

    • Книга - базисная опора школьной медиатеки...

    • Медиаресурсы

      • Традиционные

      • Мультимедийные уроки

      • Интерактивные репетиторы, тренажеры

      • Мультимедийные энциклопедии, словари

      • Развивающие игры и обучающие программы

      • Коллекция медиаобъектов для создания учебных презентаций

    • Интернет-ресурсы

      • Нормативные документы

      • Энциклопедии, словари

      • Ресурсы для учителей

      • Ресурсы для учащихся

      • Ресурсы для родителей

    • Оборудование

  • ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ 5-ая, в которой автор вместе с учителями информатики и библиотекарями школ размышляет по поводу организации хранения и доступа к информационным медиасредствам учащихся и учителей в современной школе

  • Традиционные подходы

    • Помещения

    • Условия для самостоятельной работы

    • Функциональное назначение рабочих зон

  • Новое решение

    • Внутришкольная локальная сеть

    • База данных школы

  • Примеры существующих решений поддержки информационного образовательного пространства школы

  • ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ 6-ая, в которой читателю становится понятным, что создание школьного библиотечного медиацентра - дело непростое, но вполне возможное, если действовать поэтапно и в точном соответствии с продуманной программой.

  • Этапы создания школьного библиотечного медиацентра

    • Первый этап.

    • Следующий этап.

    • Следующий этап.

    • Следующий этап.

    • Следующий этап.

  • ВЫВОДЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Варианты положений медиатеки и медиацентра школы

  • * Проект положения школьной медиатеки (Авт.: Е.Ястребцева, Н.Стадник, 1994г.)

  • * Типовое положение о медиацентре (2001г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Документация медиацентра МОУ "Средняя школа №136" г. Перми. (Материалы присланы В.Самосушевым, 2001г.)

  • * Журнал техобслуживания и учёта неисправностей ТСО, компьютерной и множительной техники, находящихся на учёте школьного медиацентра

  • * Журнал учета тиражирования информации (печать, ксерокопирование) школьного медиацентра

  • * План работы информационной службы(медиацентра школы) на 2000-2001 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Функциональные обязанности сотрудников информационно - вычислительного центра (ИВЦ) школы №45 г.Москва. (Авт.: Кушнир)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Перечень электронных образовательных компакт-дисков, на которые школы Самарской экспериментальной площадки Федерации Интернет Образования сделали заявку в 2001 г.

отдел образовательных проектов КМ, 02-06.2002

Вернуться к содержанию

Сохранено со страницы в Интернет: /sovet/book_01.htm

Библиотекарям: Школьный библиотечный медиацентр... (предисловие)


"Возрождение культуры в стране
возможно с восстановления библиотек"

(Дм. Лихачев)


"В США установили, что 25 млрд. долларов,
потраченных на компьютеризацию не привели
к повышению качества образования.
Поэтому стали финансировать переустройство
школьных зданий и библиотек"


(Цитата из разговора в чате
школьных библиотекарей, 19.01.2001)

 

В России более 60 тысяч школьных библиотек. К основным задачам школьной библиотеки относится информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование информационной культуры учащихся, включающей культуру чтения, поиска и переработки информации; содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива и администрации; осуществление библиотечно-библиографического обслуживания учителей, учащихся; проведение внеклассной работы на базе носителей информации на традиционных и нетрадиционных источниках. Планы и отчеты школьной библиотеки – составная часть общешкольных планов и отчетов. Заведующий школьной библиотекой находится в прямом подчинении директора или заместителя директора школы.

Особенностью школьной библиотеки является ее полифункциональность. Прежде всего, это учебная библиотека, поскольку должна обеспечивать информационную и документную составляющую образовательного процесса. Обслуживая педагогический коллектив, она выступает в роли специальной библиотеки. Работая с учащимися, предоставляя им внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу, она выступает как публичная детская и юношеская библиотека. Функции школьной библиотеки на селе несколько расширяются за счет того, что она, являясь элементом социо-культурной инфраструктуры села и информационно-педагогической службой внутри школы, представляет собой также культурно-просветительский центр, базу для разнообразной внеурочной работы. Все эти функции обязаны выполнять один или два библиотекаря, а в сельской школе – чаще всего на выделенные на эти цели полставки работает учитель-предметник, совмещая преподавание с выдачей книг.

Все российские школьные библиотеки разные, но проблемы у них одни и те же. Что же больше всего беспокоит сегодня библиотекарей школ? Статистика утверждает, что это - отставание школьной библиотеки от библиотек других типов в уровне оснащенности и предоставлении услуг своим пользователям-учащимся и учителям на современном уровне развития информационных технологий.

Третье тысячелетие - это не только тысячелетие информационных технологий, но и непрерывного образования. В условиях, когда информация, получаемая школьниками и студентами в учебных заведениях, устаревает с геометрической прогрессией, возрастает роль компьютерных и Интернет-технологий, дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса (учащихся и учителей) с мультимедиа- и Интернет-ресурсами.

Под влиянием демократических изменений в обществе, происходят значительные изменения в образовании - от узко-дисциплинарного понимания целей образования происходит переход к более широкому гуманитарному пониманию, обучение становится личностно-ориентированным. Идет процесс создания новой школы современного этапа развития, где основной задачей становится не "заставить выучить", а "помочь развиться". В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет-технологий изменились и образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

На наших глазах меняется и роль библиотекаря школы: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.

Образовательная информация рассматривается теперь как понятие интегративное, вбирающее в себя имеющиеся/возникающие в распоряжении системы образования разнообразные виды информации и различные формы ее предъявления. Изменилась и система информационных взаимосвязей и взаимовлияний между школой и структурами, информационно обеспечивающими процесс обучения. Развитие и внедрение средств телекоммуникаций явилось эффективным фактором значительных изменений в модернизации и развитии процесса информационного обеспечения образования.

Активизировалось участие учителей, учащихся и администрации школ в сетевой деятельности, сформировались новые потребности в образовательной информации - и начинает бурно развиваться интенсивный информационный обмен между учреждениями образования и структурами, поставляющими эту информацию на различных носителях, между учреждениями образования и управленческими структурами, вырабатывающими согласованные планы и рассылающими инструктивные материалы. Сами участники педагогического процесса, сотрудничая в совместных проектах, обмениваются методическими и программными материалами, мнениями по тем или иным вопросам педагогики, исследовательскими, творческими работами учащихся и др.

Возникла настоятельная необходимость в кардинальных изменениях в организации информационной среды в школьном образовании, рассматриваемой как "динамичная система информационных полей взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса". Школьная библиотека - может стать (и во многих случаях становится!) центром информационной образовательной среды новой школы, помогая расширить «жесткие» рамки классно-урочной системы в школе. Именно здесь может быть предоставлен логически верный свободный доступ к Интернет для учения и самообразования всем участникам педагогического процесса в том числе и во внеурочное время; здесь накапливаются и систематизируются все виды информации: книги, журналы, аудио и видеосредства, Интернет-ресурсы. С появлением компьютера и подключения к Интернет в школьной библиотеке преобразуется не только рутинная работа библиотекаря, меняется тип предоставления нового вида услуг по работе с информацией за счет работы с электронным каталогом и образовательными мультимедиа- и Интернет-ресурсами; появляется возможность дистанционно образовываться как самому библиотекарю, так и пользователям библиотеки. Организация условий в школьной библиотеке на современном уровне - оснащение компьютерами и доступом к Интернет, установка электронного каталога, формирование фонда разнообразными мультимедийными средствами, и организация нового типа услуг по работе с информацией для учащихся и учителей преобразуют ее в современных тип библиотеки новой школы - в медиацентр или медиатеку.

К сожалению, в настоящее время лишь незначительная часть школьных библиотек имеет современные компьютеры, электронную почту и выход в Интернет. Проблемами являются не только плохая оснащенность компьютерами помещений библиотек, но и психологическая и профессиональная готовность школьных библиотекарей использовать компьютеры в своей каждодневной работе. Кроме того, положение библиотекаря в школе оставляет желать лучшего. Будучи членом педагогического коллектива, он не имеет статуса педагога, следовательно, лишен тех социальных гарантий, которые имеют педагогические работники. На школьную библиотеку, являющуюся частью школы, распространяются документы Министерства культуры Российской Федерации и требования Единой тарифной сетки, предъявляемые к работникам культуры. Эта двойственность приводит к тому, что многие администраторы рассматривают школьного библиотекаря только как технического работника, а органы управления образованием считают, что деятельность школьных библиотек – прерогатива культуры.

Мировая практика уже доказала, что все насущные проблемы более эффективно решает общество, а не государство. Именно поэтому во всем мире существуют самые разные профессиональные объединения, в том числе и библиотечные. Есть они и в России: Российская библиотечная ассоциация, Ассоциация научно-технических, детских, вузовских и др. библиотек. Нет только ассоциации самой многочисленной сети школьных библиотек. В 2000 году появился новый журнал специально для библиотекарей школ "Школьная библиотека", который выступил с инициативой создания такой ассоциации, на своих страницах он опубликовал проект Устава и уже редакция получила большое количество заявлений о вступлении в данную организацию. Необходимость создания профессиональной Ассоциации школьных библиотекарей продиктована прежде всего тем, что о школьной библиотеке забыли и в Законе о библиотечном деле, и в Законе об образовании, и в документах об автоматизации и компьютеризации образования.

Что же даст библиотекарям школ ассоциация? Будет создан союз единомышленников, добровольных энтузиастов, которым должно быть обеспечено участие в руководстве, обмене мнениями, выработке и принятии решений, максимальное внимание и поддержка библиотечной общественности. Принципы, на которых строится объединение: добровольность, независимость и самостоятельность. Главные цели и задачи ассоциации: содействие развитию библиотечного, библиографического и информационного дела, усиление роли школьных библиотек, консолидация библиотекарей школ.

Эта книга – вклад в дело создания и дальнейшего развития ассоциации школьных библиотекарей России, которая, как считает автор, сможет повлиять на принятие соответствующих государственных решений, существенно повысить существующий в общественном мнении социальный статус профессии школьной библиотекаря и, возможно, подскажет самому библиотекарю школы, каким образом следует измениться этой профессии, чтобы идти в ногу с современностью.

Автор выражает благодарность всем, кто принял участие в подготовке этой книги, за ценные советы, замечания и моральную поддержку. Особая благодарность: Н.В.Бубекиной, зав. отделом Детской Государственной библиотеки, Е.С.Полат, д.п.н., зав лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО, Н.М.Стаднику, к.п.н., ректору ПРИПИТа, В.Самосушеву, заведующему школьного медиацентра г.Перми и всем учителям и библиотекарям школ, которые в течение 2000-2001 гг. принимали участие в обсуждении в Интернете проблем, нашедших отражение в данной книге.

Ястребцева Е.Н.

Сохранено со страницы в Интернет: /sovet/book_02.htm

Вернуться к содержанию

Библиотекарям: Школьный библиотечный медиацентр... (часть 1)

Часть 1-ая, в которой читатель узнает о возникшей в последние годы "неразберихе" в терминологии, связанной, в том числе, со школьными библиотеками

 


"Информатизация образования –
это взаимодействие новой философии и новой техники"


(А.Н.Иезуитов, разработчик философских основ
"информатики", как особой науки
и особой сферы человеческой деятельности)


"Если мы хотим остаться людьми, то перед нами
только один путь – путь в открытое общество.
Мы должны двигаться в неизвестность, неопределенность
и опасность, используя имеющийся у нас разум,
чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность
и одновременно нашу свободу"


(Карл Раймунд Поппер, ученый)

 

Влияние новых педагогических идей и технологий на перемены в школьных библиотеках.

Признание необходимости дифференциации и индивидуализации обучения как одного из условий полноценного развития и личностной самореализации учащихся; гуманизации образования, при котором человек "с его основной социальной функцией - создавать знания, мысли, идеи, т.е. непосредственно информацию, смысл которой – вывести общество на новый, более совершенный уровень общественной соорганизации и соразвития", признается основной и высшей ценностью, - основа новых педагогических идей, пришедших в образование к XXI веку. Эти идеи, направленные, прежде всего, на развитие у учащихся "культуры и представлений о бесконечно изменяющемся мире", способны внести существенные перемены в учебный процесс, который начинает постепенно осваивать новые творческие подходы и педагогические технологии: проектную методику, исследовательские и поисково-изобретательские методы, обучение в сотрудничестве и пр.

Одновременно, а во многих случаях, со значительным опережением, в образовательной деятельности школы идет процесс освоения информационных технологий - компьютеров с широкой периферией, техники нового поколения, передающих, трансформирующих и сохраняющих информацию. Процесс компьютеризации образования – "почти абсолютно бесполезная вещь, пока само образование не становится интеллектуально и творчески напряженным, причем одновременно личностно и общественно ориентированным" (Захаржевский), - такая позиция педагогов позволяет предположить, что процесс компьютеризации школ наиболее важен с точки зрения освоения учащимися новых идей посредством формирования функциональных творческих качеств мышления, которое обладает устойчивыми навыками, например, поисковой или любой другой деятельности, имеющей характер индивидуально значимого деятельностного подхода. "Это предполагает особый стиль обучения, в котором употребление уже имеющейся информации и знаний, в том числе в компьютерных базах знаний, включая систему Интернет, будет сопряжено с поиском новых знаний под цели, которые обеспечивают развитие различных антропогенных и естественных систем", - считают ученые (Д.Захаржевский).

В новых условиях изменяется авторитарная роль учителя. Педагог выступает прежде всего организатором познавательной деятельности школьников. Его задача — научить учиться самостоятельно. Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны. Происходит как бы "самодвижение" личности — в результате творческой познавательной деятельности информация не просто поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности учащегося. Для успешности процесса самореализации школьник должен быть включен в такой учебный процесс, в котором максимально учитывались бы его способности, интересы, присущий ему стиль учебы. Схематически это изменение можно представить следующим образом: от типичной замкнутой системы, управляемой учителем, с заранее заданным содержанием, целями, методом, где учащийся — пассивный получатель информации:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ                  УЧИТЕЛЬ  УЧАЩИЙСЯ
МЕТОДЫ


к необходимым изменениям, открывающим (как показано на следующей схеме) новые отношения между учащимися и учителем с правом выбора (и тем, и другим) содержания, методов, средств и форм деятельности:

СОДЕРЖАНИЕ
УЧИТЕЛЬ  МЕТОДЫ  УЧАЩИЙСЯ
СРЕДСТВА
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Это изменение в подходе школы к классно-урочной деятельности, когда превалирует ориентация на творческое познание, делается "ставка" на "самодвижение" каждой личности, предполагает выполнение различного рода самостоятельных работ не только на уроке, но и во внеурочное время.

Школа пытается обеспечить учащимся и учителям условия и возможности для свободного выбора методов, форм, средств развития личности, а в известных пределах — целей и содержания учебно-воспитательной деятельности. Ученые и педагоги-практики серьезно задумываются о создании в школах единой информационной образовательной службы, о развитии единой информационной образовательной среды школы.

И школьная библиотека пытается включиться в этот процесс. Ведь все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность и организацию школьной библиотеки, так как она развивается в контексте конкретного учебного заведения. Концептуальные изменения школы, ориентированные как на общие изменения в экономике, политике страны (социально-экономический и научно-технический прогресс) и в образовании (информатизация, компьютеризация, единый госэкзамен, 12-летка, пр.), так и на индивидуальные характеристики конкретного учебного заведения (гимназия, лицей, профильное обучение и пр.), обычно находят свое отражение в её программах, которые в свою очередь влияют на изменение в структуре и функциях библиотеки школы. Требования, предъявляемые к оснащению школьной библиотеки для более эффективного предоставления услуг, значительно изменяются. Все больше становятся заметны происходящие изменения в подходах:

  • к формированию фондов, которые книжные собрания дополняют медиаресурсами (в том числе, компьютерными базами данных и Интернет-ресурсами);

  • к работе с каталогом, который из карточного преобразуется в электронный;

  • к оснащению оборудованием, которое дополняет традиционные стеллажи и заменяет пластмассовые ящички для формуляров компьютером с соответствующим программным обеспечением и информацией;

  • к обслуживанию участников педагогического процесса – учителей, учащихся, администрации школы и родителей – которое существенно меняется в условиях библиотеки, которая расширяет стены обычного места хранения и выдачи книг до места эффективной деятельности с информацией на различных носителях, до предоставления соответствующих условий для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной, творческой (креативной) деятельности с широкой опорой на коммуникацию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс на лучшую программу информатизации общеобразовательного учреждения Удмуртской Республики программа информатизации

    Конкурс
    Закон РФ «Об образовании», Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», проект Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования»,
  2. Впомощь библиотекам и библиотечным системам (Информационный список литературы по основным направлениям библиотечно-библиографической деятельности) Вып. 40 Омск 2010

    Документ
    В помощь библиотекам и библиотечным системам : информ. список лит. по основным направлениям библ.-библиогр. деятельности. Вып. 40 / сост. Л. Ю. Зозуля; отв.
  3. А. В. Федоров главный редактор (1)

    Документ
    Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.
  4. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (1)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.
  5. А. А. Новикова медиаобразованиЕ в ведущих странах Запада

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.

Другие похожие документы..