Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Настоящие федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации доп...полностью>>
'Реферат'
С целью определения минимального числа учетных растений, достаточного для усреднения индивидуальной изменчивости урожаев особей, проанализированы дан...полностью>>
'Сказка'
Серебряным годом называют люди тот год, когда с приходом зимы весь Мир укрывает снежное одеяло, когда замерзают самые теплые моря, когда воздух звени...полностью>>
'Документ'
Уважаемые коллеги! Подытожим наше обсуждение на предыдущем заседании. Когда инициатива в ваших руках, и вы пишите уже не релиз, а фактически готовую ...полностью>>

Главная > Руководство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУКОВОДСТВО

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МОЛОДЕЖИ НАВЫКОВ УСТРОЙСТВА СВОЕЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

(для 15-24-летних)

БЛАГОДАРНОСТЬ

Данное Руководство было разработано с использованием материалов методологии «ARK» («Воздержание и нерискованное поведение для молодежных программ» / “Abstinence and risk avoidance for youth program”) и методологии «СоН» («Источники Надежды» / «Channels of Hope»).

ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДАННОЕ РУКОВОДСТВО?

Данное Руководство будет использоваться в проекте «Открывая путь Надежде», осуществляемом на территории Российской Федерации при финансовой поддержке ЮСЭЙД, для распространения духовно-нравственных ценностей (воздержания, верности и целомудрия) с помощью предоставления молодежи в возрасте от 15 до 24 лет навыков безопасного поведения с акцентом на проблему ВИЧ и СПИДа.

ВВЕДЕНИЕ

ОБ ЭТОМ РУКОВОДСТВЕ

Данное Руководство разработано с целью пропаганды воздержания и взаимной верности как единственно эффективных мер снижения риска инфицирования ВИЧ среди молодежи. Руководство направлено на то, чтобы донести до молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет важность заботы о своем духовном и физическом здоровье и на основе новой информации помочь им принять осознанное решение об изменении своего небезопасного поведения. Руководство знакомит молодых людей с традиционными духовно-нравственными ценностями. Руководство ориентировано на «Наставников» молодежи (священнослужителей и социальных работников проекта), которые призваны вовлекать 15-24-летнюю молодежь в процесс самостоятельного изучения духовно-нравственных ценностей, а так же осмысления и планирования своей будущей жизни.

Наставники молодежи1 способны многое сделать, чтобы помочь молодым людям 15 - 24 лет стать достойными и здоровыми членами общества:

  • Ознакомить с духовно-нравственными ценностями;

  • Помочь создать собственную иерархию жизненных ценностей и осознать, какую важную роль это может играть в их жизни;

  • Побудить к обсуждению с ответственными взрослыми того, что происходит в их жизни;

  • Честно отвечать на вопросы, особенно касающиеся отношений, полового созревания и интимных отношений;

  • Формировать уважительные отношения друг с другом;

  • Говорить об отношениях и поведении;

  • Помочь понять, что некоторые культурные и социальные нормы могут заставлять молодых людей вести себя неправильно (потребление наркотиков, плотские отношения до и вне брака);

  • Побудить к выступлению в защиту воздержания и взаимной верности перед другими молодыми людьми;

  • Побудить испытывать чувство гордости за свою способность соблюдать принципы воздержания, нерискованного поведения и взаимной верности в браке.

Руководство делает упор на важности развивать самоидентификацию у 15-24-летних и много раз повторяет, что молодежь способна принять и следовать духовно-нравственным ценностям, принципам здорового и нерискованного поведения, предупреждающего риск инфицирования ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем. Руководство предоставляет наставникам большие возможности работы с молодыми людьми 15-24 лет по формированию у них здорового поведения и навыков пропаганды профилактики ВИЧ. Наставникам молодежи предлагается создавать атмосферу доверия и поддержки при общении с молодыми людьми, что позволит последним открыто делиться своими мыслями и чувствами, в частности в отношении своего здоровья, и станет для них стимулом принимать правильные решения для профилактики ВИЧ и других рисков, связанных с интимными отношениями. Чтобы сделать свою работу по-настоящему эффективной, Наставникам молодежи и воспитателям следует также:

  1. Творчески относится к процессу;

  2. Четко осознавать из кого состоит группа молодых людей, с которой вы работаете. В зависимости от этого некоторые части данного руководства могут быть просто неуместны, а некоторые значительно расширены;

  3. Духовно-нравственные ценности, изложенные в данном руководстве необходимо преподать так, что бы они не показались молодым людям скучными и прописными истинами. Желательно вызвать у молодежи заинтересованность в дальнейшем постижение духовных ценностей;

  4. Заниматься самообразованием и всегда быть готовыми к обсуждению с участниками вопросов взаимоотношения полов, любви и обязанностей;

  5. Открыто обсуждать с молодыми людьми2 в возрасте от 15 до 24 лет ценность отсрочки начала половой жизни и важность воздержания до брака для защиты своего духовного и физического здоровья;

  6. Способствовать появлению у молодежи навыков принятия решений путем предоставления молодежи подходящих для их возраста возможностей принимать решения и узнавать по опыту последствия этих решений;

  7. Побуждать религиозные сообщества к партнерству в области программ по воздержанию и нерискованному поведению;

  8. Демонстрировать безусловную любовь и уважение ко всем своим подопечным.

СИМВОЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ РУКОВОДСТВЕ

В Руководстве используется ряд символов для того, чтобы обратить внимание пользователей на те шаги, действия или мероприятия, которые нужно будет провести в группе. Ниже дано объяснение каждому символу, призванному напомнить пользователю о действии, которое необходимо предпринять на данном этапе обучения:

Указывает на необходимые приготовления

Обращает внимание наставника молодежи или воспитателя на то, что от него потребуется объяснение некоторых понятий

Обращает внимание наставника молодежи или воспитателя на то, что ему будет необходимо задавать вопросы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ЧАСТЬ 1: ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

6

Тема 1: Природа человека

6

Тема 2: Человек

8

ЧАСТЬ 2: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОВЕДЕНИЕ

12

Тема 1: Цель жизни

12

Тема 2: Жизненные ценности

13

Тема 3: Вера и жизненные ценности

19

Тема 4: Различия полов

21

Тема 5: СМИ и ценности

24

ЧАСТЬ 3: ВИЧ и СПИД и потребление наркотических веществ

27

Тема 1: Потребление наркотических веществ

27

Тема 2: ВИЧ и СПИД

41

ЧАСТЬ 4:ОТНОШЕНИЯ

56

Тема 1: Моя семья

56

Тема 2: Дружба

59

Тема 3: Любовь

68

Тема 4: Брак

79

ЧАСТЬ 5: ЛИЧНОСТНЫЕ НАВЫКИ

82

Тема 1: Самоуважение

82

Тема 2: Осознание риска

87

Тема 3: Принятие решений

98

Тема 4: Общение

107

Тема 5: В поисках помощи

132

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 – советы по обучению и воспитанию

137

Приложение №2 – обучение по работе с молодежью по принципу «равный равному»

143

Приложение № 3 – игры

153

Приложение № 4 – основы ислама

166

ЧАСТЬ 1: ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Эта часть содержит в себе ряд занятий, дающих возможность участникам группы получить больше информации о природе человека, о

трехчастном устройстве естества человека, о взаимоотношение духа, души и тела. По завершении занятий и упражнений этой части участники будут способны:

  • Осознавать, что все мы творение Бога;

  • Осознавать, что человек состоит из духа, души и тела;

  • Осознавать ценность нравственного закона в человеческой жизни, в том числе и в своей.

Тема 1: Природа человека

Рассматриваемые утверждения:

  • Человек творение Божие.

  • Бог создал человека для блаженства.

  • Человек состоит из духа, души и тела.

Упражнение на разминку (5 минут)

Занятие 1: Творение Богом мира и человека (40 минут)

Материалы/Подготовка

  • Нет

Пошаговый план работы (35 минут)

Объясните участникам группы, что вы начнете с разговора о творении мира и человека и будете работать в группах.

Необходимо хотя бы кратко рассказать, что весь этот мир творение Бога. Человек – венец творения.

Разделите участников на группы и попросите ответить на следующие вопросы:

  • Зачем Бог создал мир?

  • Зачем Бог создал человека?

  • Что означают понятия – дух, душа и тело?

  • Что такое грех?

Когда группы закончат обсуждение и соберутся вместе, чтобы представить свои ответы на вопросы, вы сможете объяснить им следующий шаг.

Объясните следующее. Цель творения Слава Творца и блаженство творения. Бог – Совершенен. Он ни в чем не имеет нужды. Бог сотворил мир по Любви. Любовь основа мира.

Человек тоже сотворен для Славы Творца и блаженства. Каждый человек стремиться к счастью. Счастье человек может достигнуть, только воздавая Славу Творцу, то есть, служа Богу.

Служение Богу – смысл жизни человека.

Жизнь как служение, жизнь как потребление.

Объясните следующее. Человек состоит из: духа, души и тела. Дух и душа невидимы, тело – видимая часть человека.

Дух – это то, что стремится в нас к Богу. Можно говорить, что дух – это высшая часть души.

Душа состоит из: разумной, чувственной и волевой (желательной) частей.

Человек был создан совершенным, но после грехопадения первых людей человеческая природа теряет свое совершенство. Грех входит в жизнь человека. Грех приносит смерть.

Бог законодатель мира материального и мира духовного.

Спросите у участников группы, какими путями мы можем служить Богу:

Примеры:

  • Молитва

  • Любовь к Богу и людям

  • Борьба с грехом.

  • Воздержание, верность, целомудрие.

Преподобный Ефрем Сирин: «Не хочу, чтобы ваша молитва оканчивалась словами, хочу, чтобы вся ваша жизнь была бы богослужением».

Попросите участников группы рассказать, что было самым важным из того, что они узнали из этого занятия, и как это отразится на их поведении. Дождитесь, чтобы ответили несколько участников.

Основные выводы

  • Бог - Творец вселенной.

  • Мы были созданы Богом для служения Ему и для блаженства.

  • Счастье в жизни с Богом.

Поблагодарите всех за участие.

Тема 2: Человек

Рассматриваемые утверждения:

  • Бог разделил человека на мужской и женский пол для явления в этом мире любви.

  • Основное отличие человека от животного заключается в том, что человек сотворен по Образу Божьему.

  • Все люди разные и это ценно для Бога.

Упражнение на разминку (5 минут)

Занятие 1: Человек (30 минут)

Материалы/Подготовка

  • Нет

Пошаговый план работы (25 минут)

Объясните участникам группы, что вы будете работать в группах.

Разделите участников на группы и попросите ответить на следующие вопросы:

  • Зачем Бог разделил человека на мужской и женский пол?

  • Чем отличается человек от животного?

Когда группы закончат обсуждение и соберутся вместе, чтобы представить свои ответы на вопросы, вы сможете объяснить им следующий шаг.

Объясните участникам, что Бог разделил человека на мужской и женский пол не только для продолжения рода. Бог разделил человека, что бы человек имел бы нужду в другом, что бы в мире явилась любовь.

Объясните участникам, что мы отличаемся от животных, прежде всего тем, что мы сотворены по Образу Божьему. Что человек одновременно живет в двух мирах в мире видимом (материальном) и в невидимом (духовном, нравственном). Человек в отличие от животных определяет свою жизнь нравственным законом.

Попросите участников группы рассказать, что было самым важным из того, что они узнали из этого занятия, и как это отразится на их поведении. Дождитесь, чтобы ответили несколько участников.

Завершая занятие, обратите внимание участников на следующие выводы:

Основные выводы

  • Бог разделил человека на мужской и женский пол для явления в этом мире любви.

  • Основное отличие человека от животного заключается в том, что человек сотворен по Образу Божьему.

  • Человек в отличие от животных определяет свою жизнь нравственным законом.

Поблагодарите всех за участие.

Занятие 2: Идеальный человек (30 минут)

Пошаговый план работы

Попросите участников группы взять по листку бумаги и написать, , каким должен быть, по их мнению, идеальный мужчина и идеальная женщина (внутренние и внешние качества. По желанию они могут нарисовать рисунок.

Разделите мальчиков и девочек на отдельные команды и попросите их рассказать о своих критериях или картинках, акцентируя внимание на том:

  • Каков он - идеальный мужчина? (для команды мальчиков)

  • Какова она - идеальная женщина? (для команды девочек)

Проведите обсуждение и обратите внимание на критерии «идеального мужчины» и «идеальной женщины».

Спросите, все ли согласны с этими критериями. Вероятно, что у некоторых участников будут отличные мнения, что нормально.

Попросите участников группы взять по листку бумаги и разорвать его пополам. Пусть на одной половине листка они опишут то, что им нравится в себе, а на другой – что не нравится. Они должны связать это с упражнением о «идеальном мужчине» и «идеальной женщине».

Попросите участников группы сложить половинки, соберите их и, смешав, раздайте снова.

Попросите участников группы развернуть сложенные листки и убедиться, что им достался не ток листок, на котором они писали сами. Попросите их зачитать то, что написано на листках (остальные участники в это время должны просто слушать).

Когда будет озвучено все, что записано на бумаге, объясните, что у каждого человека есть что-то, что ему нравиться в себе, и что-то, что он хотел бы изменить. Обратите их внимание на следующие моменты:

  • Мы творение Божие и все мы по-своему прекрасны

  • Мы все особенные, уникальные, и в мире нет людей, одинаковых с нами

  • Идеальный человек – человек нравственный

  • Когда мы растем, нам хочется походить на других. Иногда это хорошо, иногда это может быть опасным.

Завершение/Оценка (5 минут)

Попросите участников группы рассказать, что было самым важным для них из того, что они узнали из этого занятия, и как это отразится на их поведении. Дождитесь, чтобы ответили несколько участников.

Завершая занятие, обратите внимание участников на следующие выводы:

Основные выводы

  • Мы все сотворены Богом, и каждый из нас ценен для Него

  • Мы все особенные, уникальные и в мире нет людей, одинаковых с нами

  • Идеальный человек – человек, живущий нравственным законом

Поблагодарите всех за участие.

ЧАСТЬ 2: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОВЕДЕНИЕ

Эта часть содержит в себе ряд занятий, дающих возможность участникам группы убедиться в том, что наши жизненные ценности очень сильно влияют на наше поведение. Применение различных упражнений в этой части поможет участникам:

  1. Задуматься о смысле жизни

  2. Определить свои жизненные ценности и их влияние на поведение

  3. Понять, каким образом они обрели те ценности, которых придерживаются

  4. Понять, как мои жизненные ценности могут противоречить ценностями людей, которые нас окружают.

Тема 1: Цель жизни (30)

Рассматриваемые утверждения:

  • Цель жизни определяет жизнь человека и его жизненные ценности

  • Цель должна быть достойной

Пошаговый план работы

Попросите участников группы взять по листку бумаги. Пусть каждый письменно ответит на вопрос – какова цель его жизни.

Попросите одного из участников собрать листы бумаги и зачитать написанное.

Когда будет озвучено все, что записано на бумаге, начните обсуждение, в ходе которого необходимо объяснить следующее:

  • Бесцельная жизнь по своей сути разрушительна

  • Необходимо четко осознавать для чего я живу

  • Цель жизни должна быть глобальной, должна быть способна наполнить собой всю жизнь

  • Цель и смысл жизни человека – Бог

  • В зависимости от цели выбираются и средства

Завершение/Оценка (5 минут)

Попросите участников группы рассказать, что было самым важным для них из того, что они узнали из этого занятия, и как это отразится на их поведении. Дождитесь, чтобы ответили несколько участников.

Завершая занятие, обратите внимание участников на следующие выводы:

Основные выводы

  • Необходимо четко осознавать для чего я живу

  • Цель и смысл жизни человека – Бог



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    Методические рекомендации
    Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС - ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие
  2. Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла!» задача

    Задача
    Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как государство, не имеющее своей идеологии,
  3. В. С. Безрукова Основы духовной культуры

    Документ
    О замысле. Этот словарь, без преувеличения, делало время. Для него нужны были свобода и переустройство собственного миропонимания. И то, и другое происходило в десять последних нелегких лет, на подходе к новому тысячелетию.
  4. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  5. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8

Другие похожие документы..