Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
FIFO – принцип технической обработки или обслуживания конфликтных требований путём упорядочения процесса по принципу: «первым пришёл — первым обслуже...полностью>>
'Документ'
Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 12 (19): «Это едино и свято: Родина – Память – Язык» (Работа библиотек по сохранению исторических, национальны...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего образования по направлению 010500 – «Прикладная мате...полностью>>
'Закон'
причащения, соборования | | Об отношении к животным | | От чего происходят бедствия | | Ответы святых отцов на вопросы мирян | | Памятка желающему пр...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Системный подход как методологический принцип изучения сложных объектов, сформировавшийся в естествознании в 1960-70-х годах (Урманцев Ю.А., 1968; Бир С., 1971; Клир Дж., 1973; Кедров Б.М., 1974; Садовский В.Н., 1977; Блауберг И.В., 1977; Юдин Э.Г., 1977; Анохин П.К., 1978; Уемов А.И., 1978; Bertalanffy L. von., 1950, 1966), впоследствии доказал свою плодотворность в различных областях науки и практики. Основные принципы системного подхода были восприняты выдающимися отечественными психологами, показавшими биосоциальную сущность и системный характер психики человека (Анохин П.К., 1971; Ломов Б.Ф., 1975; Мерлин В.С., 1977; Платонов К.К., 1977; Веккер Л.М., 2000). В соответствии с системным характером психики человека были разработаны подходы к ее комплексному (Ананьев Б.Г., 1977) и системному (Ганзен В.А., 1984; Ломов Б.Ф., 1999) исследованию.

Идеи целостного рассмотрения психики в единстве ее биологических, социальных и собственно психологических проявлений имплицитно присутствовали на протяжении длительного периода развития отечественной, в частности Санкт-Петербургской, школы экспериментальной и патологической психологии (Бехтерев В.М., 1907, 1923; Бернштейн А.Н., 1911; Лазурский А.Ф., 1908, 1923; Франк С.Л., 1912; Басов М.Я., 1920), но методологическая сущность этой целостности в полной мере могла быть осознана только в связи с развитием системного подхода в психологии. Поэтому именно в настоящее время актуальной становится отчетливая методологическая рефлексия системного рассмотрения проблем психологии, применение для их решения не интуитивной, а научно обоснованной методологии системного подхода.

Это касается как психологической науки в целом, так и отдельных ее областей. В частности, в связи с все более усложняющимся характером медицинской психологии становится актуальным применение идей и методов системного подхода к рассмотрению такой области профессиональной деятельности медицинских психологов, как психологическая диагностика.

В настоящее время психологическая диагностика является одной из основных форм профессиональной деятельности психологов, работающих в медицине и здравоохранении. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции, психотерапии и социальной реабилитации больных (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003; Соловьева С.Л., 2003; Блейхер В.М., 2006; Matthews J.R., Walker C.E., 1997; Antony M., Barlow D., 2004; Groth-Martnat G, 2005).

Как любая целенаправленная профессиональная деятельность, психологическая диагностика в медицине имеет целостный, интегративный характер, проявляющийся в тесном взаимодействии и взаимообусловленности всех звеньев диагностического процесса. Именно такой характер медицинской психодиагностики позволяет осуществлять развернутое изучение личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003), и именно такой характер психологической диагностики соответствует системному характеру психики человека. Отсюда следует, что медицинская психодиагностика, направленная на системное рассмотрение психики человека, сама выступает как сложнейшая человеческая деятельность, адекватное описание и углубленный анализ которой возможны на основе принципов системного подхода. В связи с этим актуальным представляется проведение специального теоретического исследования, построенного на принципах системного подхода, предметом которого выступает психологическая диагностика в медицине.

Актуальность системного рассмотрения медицинской психодиагностики определяется также тем, что в этой научно-практической области накоплен значительный эмпирический материал, и исследования приобретают все более экстенсивный характер. Назрела необходимость систематизации знаний в этой области, разработки общих теоретико-методологических оснований психодиагностической деятельности в медицине. Кроме того, традиционная для нашей страны методология психологического исследования в клинике, разработанная в 50-70-е годах ХХ века в патопсихологической школе Б.В. Зейгарник, нейропсихологической школе А.Р. Лурии и в школе медицинской психологии В.Н. Мясищева, в последние годы существенно дополняется зарубежными подходами, и это соединение не всегда носит органичный характер. Поэтому для сохранения теоретической и методологической целостности медицинской психодиагностики целесообразно провести системный анализ ее современного состояния, рассмотреть ее основные методические подходы и принципы с учетом особенностей современного уровня развития науки, в том числе и появления новых информационных технологий.

Следует отметить, что отдельные элементы психодиагностической деятельности (задачи, методы, принципы) не раз становились объектом рассмотрения психологов и клиницистов (Рубинштейн С.Я., 1970; Личко А.Е., 1983; Вассерман с соавт., 1994; Перре М., Бауман У., 2002; Блейхер В.М., 2006). Однако эти работы до сих пор имеют разрозненный характер и не предполагают интеграции знаний, углубленного анализа современного состояния и перспектив развития медицинской психодиагностики.

Таким образом, длительный опыт применения системного подхода в психологии, основанный на традициях целостного изучения личности в норме и патологии, в современных условиях делает актуальным и необходимым применение системной методологии к изучению одного из важнейших видов профессиональной деятельности медицинских психологов – психологической диагностики. Это предполагает интеграцию накопленного в этой области теоретического и практического опыта и целостное, системное рассмотрение медицинской психодиагностики в динамике ее развития, взаимодействии отдельных элементов в ее структуре, а также во взаимодействии с другими системами в едином лечебно- восстановительном процессе.

Цель диссертационной работы. Системный анализ медицинской психодиагностики (изучение ее в историческом, структурно-содержательном, динамическом и функциональном аспектах); разработка на этой основе интегративной модели медицинской психодиагностики для повышения эффективности психологической помощи в практическом здравоохранении и оптимизации обучения клинических психологов.

Задачи исследования.

1. На основе анализа системологической литературы показать адекватность и необходимость использования общенаучной методологии системного подхода к изучению медицинской психодиагностики, представив ее как открытую, иерархически организованную, основанную на принципах обратной связи и динамического взаимодействия частей систему.

2. Провести исторический (генетический) анализ системы медицинской психодиагностики, выделив основные этапы и детерминанты ее развития в нашей стране и за рубежом.

3. Провести функциональный анализ системы медицинской психодиагностики, показав ее роль в лечебно-диагностическом процессе и выделив основные задачи психологического исследования в психиатрической, неврологической, соматической клиниках, а также в профилактической медицине.

4. Провести структурно-содержательный (предметный) анализ системы медицинской психодиагностики, выделив основные направления исследований эмоционально-аффективной, мотивационно-волевой и когнитивной сфер личности в связи с задачами клинической диагностики, психотерапии, социальной реабилитации больных и профилактики заболеваний.

5. Провести анализ основных методических подходов и методов в системе медицинской психодиагностики. Разработать общую классификацию методов медицинской психодиагностики и ряд частных классификаций, наиболее актуальных для клинической психологии.

6. Представить современные направления разработки медико-психодиагностического инструментария с использованием новых информационных технологий. Разработать принципы построения баз знаний компьютерных методик для медицинской психодиагностики.

7. Провести структурно-динамический анализ системы медицинской психодиагностики, показав ее временную организацию в виде последовательных и взаимосвязанных этапов психологического исследования. Разработать общие принципы построения и схему психодиагностического заключения как результирующей процесса психологической диагностики в клинике.

8. Разработать интегративную модель медицинской психодиагностики и показать ее значение для теории психологии и решения психодиагностических задач в клинической и профилактической медицине. Для этого в соответствии с разработанной моделью провести эмпирические исследования, определив в них наиболее значимые для решения конкретных научно-практических задач характеристики эмоционально-аффективной, мотивационно-волевой и когнитивной сфер личности различных контингентов больных и лиц с повышенным риском психической дезадаптации.

9. Наметить пути оптимизации обучения и профессиональной подготовки специалистов в области медицинской психодиагностики с учетом ее системной организации.

Объект исследования: система медицинской психодиагностики. Предмет исследования: история становления, современное состояние, перспективы развития медицинской психодиагностики; структурные функциональные, динамические, экологические характеристики системы медицинской психодиагностики в их единстве и взаимодействии.

Гипотезы исследования.

1. Применение общенаучной методологии системного подхода, показавшей свою плодотворность в различных областях науки и практики, является адекватным и эффективным при изучении психологической диагностики в медицине. Исследование медицинской психодиагностики должно строиться как исследование системных объектов, то есть включать системный анализ (изучение психологической диагностики в генетическом, функциональном и структурно-содержательном аспектах) и синтез (системное описания и построение системной модели). Именно эти инструменты системного подхода целесообразно использовать для научного рассмотрения психологической диагностики в медицине – истории ее развития, современного состояния и перспектив.

2. Структурно-функциональная организация медицинской психодиагностики может быть представлена в виде системной модели, интегрирующей ее основные компоненты в их внутренних и внешних (с другими составляющими лечебно-диагностического процесса) взаимосвязях. Использование системной модели медицинской психодиагностики в психиатрической, неврологической, соматической клиниках, а также в психопрофилактических исследованиях является эффективным при планировании и проведении как индивидуальных, направленных на решение конкретной практической задачи, так и в групповых научных исследованиях.

3. Применение информационных технологий позволяет разрабатывать принципиально новые классы методов компьютерной психологической диагностики, которые способны накапливать, структурировать и формализовать индивидуальный опыт медицинских психологов-экспертов. Использование экспертного опыта при построении баз знаний компьютерных психодиагностических программ определяет их выход за пределы психометрической парадигмы и приближает эти программы к более индивидуализированным и углубленным клиническим (качественным, идеографическим) методам психологической диагностики.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

1. Системный подход как важнейший методологический принцип современной науки и практики, базирующийся на целостном видении сложного объекта (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Ю.А., Б.М. Кедров, И.В. Прангишвили, В.Н. Садовский, Б.М. Синельников, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин); учение о функциональных системах и системогенезе (П.К. Анохин), программа системного исследования в естественных и гуманитарных науках (М.С. Каган).

2. Отечественные традиции целостного подхода к изучению психики человека в норме и патологии (М.Я. Басов, А.Н. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк, Г.И. Россолимо).

3. Принципы комплексного (Б.Г. Ананьев) и системного (Б.Ф. Ломов) подходов в психологии, понимание психики как сложной системы взаимосвязанных функций, процессов, состояний (В.Д. Балин, Л.М. Веккер, А.В. Карпов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов), личности – как системы отношений (В.Н. Мясищев); методология системного исследования и системного описания в психологии (В.А Ганзен).

4. Общепсихологическая системная концепция психической адаптации и дезадаптации (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман); биопсихосоциальная модель психической патологии и связанные с ней личностно-ориентированная парадигма психиатрии (Ю.Л. Нуллер; А.П. Коцюбинский) и концепция реабилитации психически больных (М.М. Кабанов); интегративные теории соматической медицины, объединяющие три плоскости рассмотрения патогенеза и терапии любых видов патологии: биологическую, психологическую и социальную (Ю.М. Губачев, Л.И. Вассерман, В.Я. Семке).

5. Теоретико-методологические основы психодиагностической деятельности и положения Л.С. Выготского о психологическом диагнозе; современные представления о психологической диагностике как науке и практике постановки психологического диагноза (А. Анастази, К.М. Гуревич, С.Н. Костромина, В.В. Столин, А.Г. Шмелев).

6. Методология психологического исследования в клинике, разработанная в патопсихологической школе Л.С. Выготского – А.Р. Лурия – Б.В. Зейгарник и в школе медицинской психологии В.М. Бехтерева – А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева, дополненная современными представлениями о принципах и нормах проведения медико-психологического исследования (В.М., Блейхер, Л.И. Вассерман, И.Н. Гильяшева, Б.В. Иовлев, В.В. Николаева, С.Л. Соловьева).

7. Методологическую основу разработки баз знаний компьютерных экспертных психодиагностических систем составили теория и методы искусственного интеллекта (Д.А. Поспелов, К.Р. Червинская), психосемантики (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев), когнитивных наук (М.А. Холодная).

Таким образом, теоретико-методологическая база исследования медицинской психодиагностики определялась концепциями целостного, системного подхода к изучению сложных динамических объектов, а также принципами единства интеграции и дифференциации научного знания, междисциплинарного подхода к изучению психики человека в норме и патологии.

Методы исследования были выбраны в соответствии с поставленными задачами. Теоретико-методологическое изучение медицинской психодиагностики строилось как системное исследование и включало системный анализ (изучение генезиса, структуры, функций, задач и методов) и синтез (системное описание и построение концептуальной модели). Для этого были выбраны следующие конкретные методы исследования: анализ содержания научных текстов (контент-анализ), концептуальный анализ знаний (структурирование), моделирование, обобщение опыта специалистов и собственного научно-практического опыта в области медицинской психодиагностики (экспертный метод).

В соответствии с задачей верификации разработанной модели медицинской психодиагностики при проведении эмпирических исследований различных контингентов больных психическими и соматическими заболеваниями, а также здоровых лиц, был использован комплекс клинико- и экспериментально-психологических методов. Методический комплекс включал следующие блоки, соответствующие предметной структуре (содержанию) медицинской психодиагностики.

1. Методы исследования познавательной деятельности: «Диагностическая нейропсихологическая методика», «Тест зрительной ретенции», «Корректурная проба», «Кодирование», «Отыскивание чисел (Таблицы Шульте)», «Заучивание десяти слов», «Воспроизведение рассказов», «Пиктограммы», «Простые аналогии», «Исключение предметов», «Сходства».

2. Методы исследования актуального психического состояния: «Интегративный тест тревожности», «Шкала Гамильтона для оценки депрессии», «Опросник депрессивных состояний», «Опросник депрессивности А. Бека», «Семантический дифференциал времени», «Многофакторный опросник астении», «Уровень невротизации», «Опросник выраженности психопатологической симптоматики».

3. Методы исследования мотивационно-волевой и эмоционально-аффективной сферы личности: «Уровень субъективного контроля», «Многофакторный опросник на самоактуализацию», «Психическое выгорание», комплекс экспресс-психодиагностических методик: «Сознание контроля себя и окружающего», «Эмоциональное отношение к будущему», «Уровень эгоцентричности», «Стиль реагирования на фрустрирующие события» и др., отобранных в совместном российско-немецком пилотажном исследовании, «Тест рисуночной ассоциации», тест «Рука».

4. Методы исследования структуры личности: «Стандартизованный метод исследования личности», «Личностный дифференциал», «Гиссенский личностный тест», «Опросник для определения акцентуаций личности», «Невротические черты личности», «Большая пятерка».

5. Методы исследования механизмов психологической адаптации (психологической защиты и копинга): «Индекс жизненного стиля», «Динамика механизмов психологической защиты», «Способы копинга», «Планирование решения проблемы», «Индикатор стратегий преодоления стресса», «Опросник для изучения копинг-поведения» Е. Хейма,.

6. Методы исследования системы значимых отношений и качества жизни больных: «Реабилитационная карта» (раздел «Преморбидные психосоциальные характеристики»), «Незаконченные предложения», «Уровень социальной фрустрированности», «Q-сортировка», «Подростки о родителях», «Тип отношения к болезни», «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья», «Опросник качества жизни» (специфический модуль – для психически больных).

При разработке методов компьютерной психодиагностики использовались методы инженерии знаний (Червинская К.Р., 2004), методы когнитивной психологии и психосемантики.

Математико-статистическая обработка психодиагностических данных осуществлялась с помощью статистических программных пакетов SPSS, Statistica и табличного процессора Excel. При изучении прогностического значения совокупности признаков (преморбидных психосоциальных характеристик) для прогнозирования эффективности восстановительного лечения больных шизофренией использовались методы теории распознавания образов: неоднородная последовательная статистическая процедура (НПСП) и алгоритм Байеса (Ластед Л., 1971).

Достоверность результатов теоретической части работы обеспечена логикой системного исследования (системного анализа и синтеза) сложных динамических объектов (Ганзен В.А., 1984). Достоверность результатов эмпирического исследования определялась проведением статистической обработки полученных данных, а также комплексным подходом к анализу (интерпретации) результатов исследования. Эффективность разработанных информационных психодиагностических систем определялась путем установления с помощью экспертного метода (метода независимых судей) критериальной валидности компьютерного психодиагностического заключения.

Материалом эмпирических исследований, проведенных в связи с конкретными задачами психологической диагностики в клинике, послужили данные 753 (49,4 % мужчин и 50,6 % женщин) больных психическими и 328 (43,6% мужчин и 56,4% женщин) больных соматическими и психосоматическими заболеваниями. В связи с задачами психодиагностики в области профилактики нарушений психологической адаптации, а также в процессе проверки эффективности разработанного компьютерного психодиагностического инструментария было исследовано 356 здоровых лиц; из них – 260 взрослых (49,6% мужчин и 50,4% женщин) и 96 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (40,6% мальчиков и 59,4% девочек). Выборку здоровых лиц составили, преимущественно, представители медицинской профессии, чья деятельность сопряжена с высоким риском нарушений нервно-психической адаптации (врачи анестезиологи-реаниматологи, врачи и средний медицинский персонал «скорой медицинской помощи»). Группу подростков составили учащиеся старших классов общеобразовательной средней школы Санкт-Петербурга.

Общая выборка исследованных лиц составила 1437 человек, изученных с помощью разнообразных психодиагностических подходов и техник.

Научная новизна исследования.

1. Впервые проведено исследование медицинской психодиагностики как системы профессиональной деятельности медицинских психологов. В соответствии с программой системного исследования впервые проведены генетический (исторический), функциональный, структурный виды системного анализа медицинской психодиагностики.

2. Системный анализ показал специфику функционального (цели, задачи, методы), информационно-семантического (предметная структура), динамического (временная структура) и экологического (физические условия, социально-психологические, этико-деонтологические аспекты) компонентов медицинской психодиагностики в их единстве и взаимодействии. На этой основе впервые построено системное описание и создана модель медицинской психодиагностики, соответствующая общепсихологической системной модели деятельности.

3. Проведенный сравнительный исторический анализ позволил выделить особенности развития клинической психодиагностики в нашей стране и за рубежом, связав их с условиями развития науки и запросами социальной практики, оценить современное состояние психологической диагностики в медицине, а также определить детерминанты и пути ее дальнейшего развития и оптимизации.

4. Проведенный функциональный анализ позволил выделить ряд современных (новых по сравнению с традиционными патопсихологическими) задач психологической диагностики в психиатрической клинике, связанных с изменением клинической картины психических заболеваний и изменением научных представлений об их патогенетических механизмах. Впервые выделен комплекс задач психологической диагностики в соматической клинике, центральное место в котором занимают задачи изучения психологических механизмов адаптации личности к болезни и субъективной составляющей многомерного феномена качества жизни больных.

5. Новым является использование методологии и технологии инженерии знаний для разработки баз знаний компьютерных психодиагностических методик. Использование новых информационных технологий позволило впервые разработать класс экспертных психодиагностических систем, моделирующих деятельность медицинского психолога при интерпретации результатов многомерной личностной диагностики.

Теоретическая значимость работы.

1. Проведенный в настоящей работе анализ медицинской психодиагностики как многоуровневой динамической системы может способствовать дальнейшему развитию и конкретизации современной биопсихосоциальной (системной) модели болезни и лечения. Анализ выделенных в процессе системного исследования задач психологической диагностики в различных областях клинической и профилактической медицины может способствовать расширению представлений медицинской психологии о роли психологических факторов в патогенетических механизмах психических и психосоматических расстройств, лечении и реабилитации больных.

2. Результаты системного исследования медицинской психодиагностики, позволившие понять механизмы взаимодействия основных структурно-функциональных компонентов (задач, предмета, методов) психологического исследования в клинике, могут иметь значение для теории общей психологии. Это значение определяется дополнением разработанных в отечественной психологии представлений о системно-уровневом характере психики, ее основных структурных компонентов (интеллект, личность, психические состояния) в норме представлениями медицинской психологии о системно-уровневом характере нарушений психической деятельности (в патологии).

3. Теоретическая значимость проведенного системного исследования состоит также в укреплении научной целостности медицинской психологии и психодиагностики, что достигается путем объединения всех элементов психодиагностического процесса – теоретических и методических – в системном рассмотрении психодиагностики как единого целого. Это имеет особое значение в настоящий исторический период, когда остро стоит вопрос органичного соединения традиционных отечественных и более новых зарубежных подходов к исследованию личности, а также вопрос преодоления сохраняющегося разрыва между концептуальным и инструментальным обеспечением медицинской психодиагностики.

4. Реализованная в диссертации программа системного исследования медицинской психодиагностики в единстве ее теоретических оснований и практических аспектов может быть использована для анализа диагностической деятельности психологов в других социально значимых областях науки и практики, а также для анализа других видов профессиональной деятельности психологов (психологическая коррекция, консультирование и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика работы актуальность темы исследования (1)

    Документ
    Актуальность темы исследования. Миграция населения характерна для всех этапов истории человечества. В результате глобализации и позитивных достижений в области связи и транспорта процессы международной миграции все более активизируются.
  2. Общая характеристика работы актуальность темы исследования (9)

    Документ
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Современная образовательная ситуация в Российской Федерации характеризуется рядом разнонаправленных тенденций, отражающих процессы, связанные с переоценкой теоретико-познавательного
  3. Общая характеристика работы актуальность темы исследования (2)

    Документ
    Актуальность темы исследования. Конец блокового противостояния в Европе, распад СССР и мировой социалистической системы в конце 1980 –начале 1990-х гг.
  4. Общая характеристика работы актуальность темы исследования (5)

    Руководство
    Актуальность темы исследования. В настоящее время в нашей стране, благодаря последовательно проводимому её руководством с начала 2 года политическому и экономическому курсу, созданы необходимые предпосылки для успешного решения доставшихся
  5. Общая характеристика работы актуальность темы исследования (6)

    Документ
    Актуальность темы исследования. Всеобъемлющая глобализация как главная тенденция в развитии современного мира формирует новый каркас мировой системы. Господствующие позиции занимает геоэкономическое пространство, в котором внешнеэкономические

Другие похожие документы..