Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
— Неважно, что именно человек раскрывает или удерживает при себе, — ответил он. — Что бы мы ни делали и кем бы мы ни были — все это основывается на н...полностью>>
'Документ'
Уже сейчас около 40% товаров и услуг в мире производятся смешанными компаниями. Вместе с тем, наряду с интеграционными экономическими и социально-пол...полностью>>
'Документ'
Г.И. Микерин, к.т.н., профессор, заведующий кафедрой экономических измерений ГУУ, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, член Совета РОО, член ЭКСОД при...полностью>>
'Программа'
Объект и предмет науки конституционного права. Конституционно-правовая реальность как объект научного познания. Структура предмета науки конституцион...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

7.1.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы практических занятий

Задания для самостоятельной работы студентов

1.История как наука и учебный предмет

1. Составление таблицы:

2. Составление таблицы:

Вопросы для сравнения

История как наука

История как научный предмет

  1. Субъекты деятельности

  2. Их цели и задачи

  3. Источники

  4. Способы работы

  5. Содержание

  6. ……

Устойчивые представления

Новые цели

  1. История – это объективная наука

  2. Задача истории – открыть правду (истину)


  1. 2. Цели современного школьного исторического образования

  1. Сравните цели школьного исторического образования в:

- оценке качества подготовки выпускников основной школы по истории – М. 2000.

- федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (среднее (полное), общее образование: базовый и профильный уровни) – М. 2004.

  1. 3. Государственный образовательный стандарт

Задания:

  1. Проанализировать основные части ГОСа по основной школы по плану:

а) цели и задачи истории;

б) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

в) требования к уровню подготовки выпускников.

  1. Заполнить обобщающую таблицу по теме: Россия в I четверти ХIХ в. (VIII) класс):

  1. Тема в обязательном минимуме.

  2. Что учащиеся должны знать?

  3. Что учащиеся должны понимать?

  4. Что учащиеся должны уметь?

  5. Диагностирующие задания

  1. Сравните ФК ГОСа по истории:

базового уровня основной и старшей школы, базового и профильного уровня старшей школы:

Объекты сравнения

Линии сравнения

ФК ГОС для основной школы

ФК ГОС для старшей школы

Структура образовательной программы

  1. Объяснительная записка:

-содержание программы;

-структура курса;

-количество часов.

  1. Дополнительные компоненты:

-основные понятия, идеи, ценности;

-познавательные умения;

-дискуссионные вопросы;

-рекомендуемые формы учебных занятий;

-повторительно-обобщающие уроки;

-межпредметные и межкурсовые связи;

-национально-региональный компонент.

  1. Заключительный блок:

-тематическое планирование;

-вопросы для собеседования и зачета;

-темы рефератов, исследований и учебных проектов;

-литература для учителя и учащихся;

-интернет-ресурсы;

-наглядные пособия;

-критерии проверки и оценки результатов обучения.

  1. Качество программы по истории в первую очередь определяется содержанием ее основной части. Авторы-составители используют несколько способов формулирования предметных тем (1. Простые назывные предложения. 2. Сложные бессоюзные предложения. 3. Сложносочиненные предложения, содержащие сопоставление однородных фактов. 4. Готовый тезис, указывающий направленность анализа и вывода.

  1. Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны каждого из вариантов формулировки предметной темы?

  2. Какие виды формулировок вы считаете адекватными современным программам по истории?

  3. Проанализируйте вариативные программы по истории (по отечественной истории 7-го класса, можно взять другой класс)по плану:

  1. Название программы, ее авторы, выходные данные.

  2. Ступень образования, на которой реализуется данная программа (начальная, основная, старшая школа).

  3. Уровень усвоения программы (базовый, профильный).

  4. Вид образовательного учреждения, для которого разработана данная программа (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением истории, гимназия, лицей или школа компенсирующего обучения.

  5. Основные компоненты программы, их функции.

  6. Цели и задачи обучения истории, сформулированные в пояснительной записке, их соответствие установкам ГОСа).

  7. Особенности содержания программы:

-соотношение фактов и теории;

-особенности выбора, формулирования и расположения предметных тем;

-уровень и характер познавательной деятельности, к которой располагает программа;

  1. Обобщающий вывод о качестве образовательной программы

4.Программы элективных курсов.

Задания:

  1. Изучите статью Л.И.Лариной «Элективные курсы по истории в профильной школе» («Преподавание истории и обществознания в школе, 2008, №9) и дайте письменный ответ на вопросы:

-каковы цели и виды элективных курсов в профильной школе?

-какие возможны темы элективных курсов в профильной школе?

-какие возможны варианты структурирования элективных курсов в профильной школе?

-каковы должны быть структурные части учебной программы элективного курса?

-какими могут быть формы организации учебного процесса и оценки достижений учащихся?

  1. Проанализируйте программу по элективному курсу (взять любую программу, опубликованную в ж-ле «Преподавание истории и обществознания в школе», 2006,№1,7; 2007, №1, 2-3,6; 2008, №2, 3-4), можно взять программу из сборника: Изучение истории на профильном уровне в современной школе/ под ред. Е.Е.Вяземского – М., «Русское слово», 2006) по плану:

-вид, название курса, возрастная категория учащихся, класс, для которого предназначен курс;

-цели курса, их соответствие его виду, основной содержательной направленности;

-программы содержательных блоков;

-тематическое планирование курса;

-предлагаемые формы организации учебного процесса, способов познавательной деятельности учащихся;

-перечень планируемых образовательных результатов его изучения.

  1. Разработайте сами программу элективного курса.

Варианты:

-выберите в обязательном минимуме содержания для основной школы предметную тему и разработайте программу элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся (8-15 часов). Используйте оптимальное количество структурных компонентов программы и разнообразные формулировки предметных тем;

-выберите любую тему из предложенных в статье Л.И.Лариной для профильной школы и разработайте программу, выполняя требования, данные в первом варианте.

5.Учебно-методический комплекс по истории

Задания:

  1. Изучите статью М.В.Коротковой «Учебно-методический комплекс по истории» в альманахе №1 «Историческое образовании развития УМК в современной школе», М., «Русское слово, 2004, а также ее материалы в книге Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. С.66-67. Выясните, какие компоненты составляют УМК по истории, каковы современные тенденции развития УМК по истории.

  2. Изучите статьи: М.В.Короткова «Рабочие тетради на уроке истории», О.Ю.Стрелова «Всегда ли «работает» рабочая тетрадь?//Преподавание истории и обществознания в школе», 2002, №2). Какие типы рабочих тетрадей выделяет М.В.Короткова? Дайте характеристику рабочих тетрадей по отечественной и всеобщей истории? Какие требования к рабочим тетрадям можно предъявить и каковы перспективы их развития? Какие положительные и консервативные тенденции в разработке рабочих тетрадей, по мнению О.Ю.Стреловой, обнаружила практика? Почему не всегда «работает» рабочая тетрадь? Каково ваше мнение по этому вопросу?

Составьте таблицу:

Рабочие тетради по всеобщей истории

классы

5

6

7

8

9

Составьте таблицу:

Рабочие тетради по истории России

классы

5

6

7

8

9

Какие требования должны, по мнению М.В.Коротковой, предъявляться к рабочим тетрадям по истории .

  1. Подготовьте учебно-методический комплекс по какому-либо разделу (теме) школьного курса, используя литературу и оборудование кабинета методики обучения истории, а также литературу в библиотеке. Можно будет обратиться в свои школы, в которых вы учились и ознакомиться с оборудованием кабинета истории.

Итогом работы будет заполнение таблицы по схеме:

Класс, курс, название раздела, тема

Учебники и учебные пособия, авторы

Методическая литература: название, автор

Научная, художественная литература

Хрестоматия, книги для чтения

Основные учебные наглядные пособия

Примечание: можно отразить материалы из интернета

6.Школьные учебники истории

Задания:

  1. Проанализируйте один из школьных учебников по схеме:

-авторы учебника;

-название учебника;

-учебник для … класса;

-выходные данные.

Структурные компоненты учебника

Ссылки на страницы учебника, примеры

Использовать таблицу из книги: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие. – М., Владос, 1999. С.75-78.

  1. Проанаизируйте предлагаемые приемы работы с учебником по истории по книгам: Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. С.74-75.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории – М.,Владос, 2003. С.185.

Чем отличаются подходы авторов книг по организации работы учащихся с учебником? Выскажите свое мнение по этим подходам.

7.Исторические документы, художественная литература в обучении истории

Задания:

  1. Выясните, в чем состоит многоуровневый анализ документа.

  2. По книге О.Ю.Стреловой, Е.Е.Вяземского «Учебник истории: старт в новый век», М, 2006. Проанализировать вопросы и задания по анализу фрагмента из «повести временных лет» (походы Святослава) и выяснить, к каким уровням они относятся.

  3. По публикациям в ж-ле «История и обществознание для школьников» (Л.Н. Алексашкина «Письменный экзамен по истории: чему и как готовиться», 2004, №1, Л.Н.Алексашкина «Единый государственный экзамен по истории: задания с источниками», 2004, №4). Выясните, какие задания по работе с документами предлагаются в Едином государственном экзамене.

  4. Разработайте задания по многоуровнему анализу отрывка из «Записки» Василия Шуйского. (учебник Д.Д.Данилова, Л.Г.Косулиной для 10 класса: Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. М., 2005. С. 167-168).

  5. По книге М.В.Коротоковой, М.Т.Студеникина выясните приемы использования художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время. С.128-131.

Разработайте методику использования художественной литературы по определенной теме (на выбор из любого курса). Для этого используйте художественно-исторические хрестоматия, изданные в советское время. Пример такой хрестоматии: Назарец И.А., Папенкова Т.Я. История СССР в художественно-исторических образах. ХIХ-начало ХХ в. – М., 1969.

  1. Ознакомьтесь со статьей В.О.Мушинского «Фельмаршал Кутузов глазами писателя и историка»//Преподавание истории и обществознания в школе», 2008, №6-7 и ответьте на вопрос: какую роль в познании истории играет историческая беллетристика (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир)?

8.Применение наглядных средств на уроке истории

Задания:

  1. Изучите материалы книги: «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» (с. 111-116), Учебник истории: старт в новый век (С.75-76, С.87-97), статей Т.В.Коваль «Методика организации работы с визуальными источниками»// Преподавание истории и обществознания в школе», 2006, №10, В.И.Егоровой, В.Г.Ярошенко 2Урок-практикум по теме «Восстание декабристов»// Преподавание истории и обществознания в школе»,2009, №1, (с.33), В.В.Шаповал, С.Д.Рыбакова «Политическая карикатура и плакат на уроках истории в 9 классе» Преподавание истории и обществознания в школе», 2007, №8.

Вопросы к материалам:

Какие традиционные приемы используются при работе с наглядными средствами: картинами, фотографиями, плакатами, карикатурами?

Что нового в работе с наглядными средствами предлагается в современной методике обучения истории? Приведите примеры по работе с конкретными наглядными средствами.

  1. Произведите отбор наглядных средств, в том числе мультимедийных, к теме «Гражданская в Советской России в 1918-1920 гг. (9-й класс)

  2. Разработайте методику работы с плакатами, карикатурами по этой теме.

9.Разработка кластеров, денотатных графов, фишбоунов в обучении истории

Задания:

  1. На основе книг: О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский «Учебник истории: старт в новый век» (с. 53-65), С.И.Заир-Бек, И.В.Мущтавинская «Развитие критического мышления на уроке», М., 2004 (с.27-30) составьте правила разработки кластеров, денотатных графов, фишбоунов, изучите образцы этих графических средств, представленных в книгах.

  2. Разработайте кластеры, денотатные графы, фишбоуны по темам: «Великие географические открытия», «Реформация» (курс новой истории 7-го класса) – на выбор.

  3. Продумайте методику работы с этими графическими средствами на уроках новой истории 7-го класса.

10.Работа с учебником, использование наглядных средств на уроке.

Лабораторное занятие в школе.

При посещении урока в школе обратите внимание на то,

- как была организована работа с учебником истории (в какой мере он привлекался, использовался ли он как источник знаний, какие приемы при работе с учебником использовались: традиционные, инновационные)?

- какие наглядные средства привлекались на уроке (на каком этапе урока, как средство обучения или источник знаний, использовался ли иллюстративный материал учебника, как была организована работа учащихся с иллюстрациями и наглядными средствами)?

- насколько учителя знакомы и насколько они используют методические подходы при работе с учебником, наглядностью, представленными в современной методике обучения истории?

- как оборудован кабинет истории, насколько материалы кабинета помогают учителю в работе с учащимися?

11.Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов

Задания:

  1. По учебнику «Теория и методика преподавания истории (с. 213-223) повторите материал о приемах эмпирического изучения исторических фактов на воспроизводящем и преобразующем уровнях».

  2. Познакомтесь со статьей В.М.Антонова «Приемы изучения военно-исторического материала в VII классе»// Преподавание истории и обществознания в школе, 1980, №2, с материалами книги П.В.Горы «Повышение эффективности обучения истории в средней школе», М., 1988, (С.73-74, 79, 84-86, 124-125, 150-151, 161-162). Как в этих материалах показано применение приемов эмпирического изучения исторических фактов?

  3. Разработайте по курсу истории России VIII класса приемы сюжетного повествования, картинного и аналитического повествования, составления картинного плана (темы: «Отечественная война 1812 года», «Крымская война 1843-1856 гг.»).

12.Нетрадиционные приемы изучения главных исторических фактов

Задания:

  1. По учебнику «Теория и методика преподавания истории» (с. 224-227), книге Г.И.Годера «Преподавание истории в V классе», М., 1985 выясните суть приемов нетрадиционного изучения главных исторических фактов.

  2. По книге М.В.Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории», М., 2001 выясните методику подготовки и проведения ролевых и деловых игр на уроках истории.




  3. Похожие документы:

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

      Учебно-методический комплекс
      Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
    2. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству цели и задачи дисциплины

      Программа дисциплины
      - изучение совокупности педагогических технологий и адаптация их к ОО «Технология» для активизации познавательной и преобразовательной деятельности учащихся;
    3. Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения

      Программа дисциплины
      Цель курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: подготовка студента в сфере профессиональной деятельности, направленная на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
    4. Задачи умк: дать общую характеристику документов и материалов, используемых для преподавания учебной дисциплины; обеспечить взаимосвязь компонентов учебной программы по дисциплине с необходимыми учебными и методическими материалами

      Учебно-методический комплекс
      Учебно-методический комплекс - (УМК) - совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации преподавания учебной дисциплины, предусмотренной образовательной программой по специальности.
    5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации  Для специальности

      Учебно-методический комплекс
      Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного

    Другие похожие документы..