Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации1 раз...полностью>>
'Документ'
о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Министерства торговли и предпринимательства Респу...полностью>>
'Документ'
Стратегическое управление современной организацией. Планирование и реализация стратегий в менеджменте. Развитие организационных структур управления в...полностью>>
'Рассказ'
Приблизительно в 1925 г. размножилось по всему свету милое, забавное существо - существо теперь уже почти забытое, но в свое время, т. е. в течение т...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел IV. Урок истории и подготовка к нему учителя

Тема: Урок истории : типы и виды

1. Актуальные проблемы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984.

2. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. – М., 2002. (практическое занятие № 7).

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. (§§ 27,28).

4. Вагин В.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. – М.. 1968.

5. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1988.

6. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М.. 1979.

7. Клименко А.В. Лекции и семинары в преподавании истории //Преподавание истории в школе, 1998, № 3.

8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999.

9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

10. купцов А.И. Школьная лекция в обучении истории //Преподавание истории в школе, 1979, № 3.

11. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. – М., 1960.

12. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

Тема: Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

1. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе //Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 4.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003 (глава 6).

3. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. – М., 1958.

4. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательная деятельность учащихся. – М., 1960.

5. Коровкин Ф.П. Методика опроса по истории. – М., 1953.

6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999.

7. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории. – М., 2001.

Тема: Подготовка учителя к уроку истории

1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. – М., 2002 (практические занятия №№ 8,10,11).

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003 (§§ 29-31).

3. Гликман И.З. О некоторых модных педагогических увлечениях //Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 5.

4. Гора П.В. Определение целей поурочных тем //Преподавание истории в школе, 1977, № 2.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988 (§§ 23,24).

6. Головатенко А.Ю. Модульная технология на уроках истории //История, 1996, № 23.

7. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. – М., 1969.

8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999 (темы 22,23).

9. Лазукова Н.Н. Использование технологического подхода в обучении //Преподавание истории в школе, 2001, № 1.

Часть II.

1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. – М, 2000.

2. Государственный образовательный стандарт по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №№ 8-10.

3. Боголюбов Л.Н. базовые социальные компетенции в курсе обществоведения //Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9.

4. Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах //Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 6.

5. Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя// Обществознание в школе, 1997, № 1; Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 3; 2002, № 6.

6. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания, 2002, № 2.

7. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 2-х ч. – М., 2001.

8. Долинина Н.Г. Работа с понятиями на уроках обществознания // Обществознание в школе, 1999, № 2.

9. Иванова Л.Ф. Личностно-ориентированное обучение обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 3.

10. Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознания // Обществознание в школе, 1999, №1.

11. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществознания // Преподавание истории и обществоведения в школе, 2002, № 8.

12. Клименко А.А., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9.

13. Коваленко Н.С. и др. Дискуссии на уроках обществознания и граждановедения // Обществознание в школе, 2000, № 2.

14. Козленко С.К. Сущность регионального компонента обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 4.

15. Концепция образовательной области «Обществознание» (проект) // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 3.

16. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Гражданское образование: новая концепция и новый учебник // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 4.

17. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: Вопросы теории и методики. – М., 2000.

18. Методика преподавания обществознания в школе: Учебн. для студ. пед. высш. учебн. заведений // Под ред. Боголюбова Л.Н. – М., 2002.

19. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 8.

20. Морозова С.А. Моделирование правовых аспектов обществоведческого образования // Обществознание в школе, 1999, № 4.

21. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 6.

22. Сухолет И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 4.

    1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 032600 История

Номер государственной регистрации 701 пед/сп от 31 января 2005 г.

2. Примерная программа …

2. Инструктивное письмо по созданию программ…

2. Положение об организации учебного процесса…

3. Положение об организации самостоятельной работы студентов…

4. Положение об организации контроля самостоятельной работы студентов…

5. Положение БГПУ «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов» от 01.12.2006 г.

6. Положение об экзаменах и зачетах…

7. Положение о курсовых работах…

6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

технические средства обучения: мультимедиа проектор, ноутбук, экран;

аудио, -видеоаппаратура: телевизор, видеомагнитофон, CD-проигрыватель;

учебно-наглядные пособия: учебные карты.

Блок

Видеоматериалы

Учебные пособия

7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Вариант I

  1. Кто из методистов-историков считал методику обучения истории специальной педагогической наукой?

    1. Бернадский В.Н., Андреевская Н.В.

    2. Стражев А.И., Вагин А.А, Гора В.П.

    3. Лейбенгруб П.С., Коровкин Ф.П.

  1. Предметом методики обучения истории является:

    1. Процесс научного исследования

    2. Процесс познания истории

    3. Процесс познания истории

  1. Какое название получил способ обучения истории, разрабатывающийся методистами-историками начала ХХ века Рожковым Н.А., Фарфаровским О.В. и заключающийся в том, что все обучение истории строится на основе изучения первоисточников без применения учебника?

    1. Трудовой метод

    2. Реферативный метод

    3. Метод драматизации

    4. Лабораторный метод

    5. Метод драматизации

  1. Расположите в правильной последовательности этапы обучения учащихся реферированию, выделенные методистом- историком начала ХХ века Влахопуловым Б.А.

    1. Подготовка рефератов на основе исторических документов;

    2. Подготовка реферата по нескольким книгам, представляющим различные, часто противоположные точки зрения;

    3. Подготовка реферата по одной книге, причем текст ее надо было изложить своими словами;

    4. Подготовка реферата на основе двух-трех небольших книг, посвященных одной проблеме и объединенных общностью ее трактовки;

    5. Подготовка реферата на основе рекомендованной статьи, брошюры или небольшой книги, причем удачным считался текст реферата, составленный из фраз автора.

  2. В какой период времени применялся частичный концентризм в построении исторических курсов?

    1. 1917-1934

    2. 1934-1959

    3. 1959-1965

    4. 1965-1993

  3. Методист-историк 50-80-х годов ХХ в., разрабатывающий вопрос о проблемности в обучении истории:

    1. Гора П.В.

    2. Дайри Н.Г.

    3. Лейбенгруб П.С.

    4. Коровкин Ф.П.

    5. Вагин А.А.

  1. В процессе реформирования школьного исторического образования в постсоветской России (отметить лишнее):

    1. В школе введен новый курс – история России

    2. Подготовлены и изданы новые учебники истории

    3. В школе введен курс всеобщей истории

    4. Произошел отказ от марксизма как универсальной теоретико-методологической модели

  1. Общие цели обучения истории фиксируются в:

    1. Государственном образовательном стандарте по истории

    2. Курсовых методических пособиях

    3. Методических рекомендациях по изучению отдельных тем

    4. Авторских программах по отдельным историческим курсам

  1. Ниже приведен перечень педагогических целей. Определите уровень каждой из них, отметив в соответствующей графе таблицы.

Цели

Цели

учебного

предмета «история»

темы

урока

  1. Закрепить знания учеников по истории Великой Отечественной Войны

  2. Сформировать у учащихся знания о столыпинской аграрной реформе

  3. Научить учащихся высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей

  4. Научит учащихся систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы

  5. Научить школьников работать со справочной литературой

  6. Обобщить знания учеников о реформаторских преобразованиях в России в первой половине ХIХ в.

  7. Сформировать у учащихся знания об основных памятниках архитектуры в России во второй половине ХVIII в.

  8. Выработать умение объяснять понятия: просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, отходничество, мануфактура, классицизм.

  1. При концентрической структуре школьного исторического образования:

А) исторические события изучаются в строгой хронологической последовательности, не возвращаясь повторно в старших классах к ранним периодам в истории;

Б) допустимым недостатком может стать простое дублирование учебного исторического материала в старших классах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны.

  1. По какому принципу образован ряд?

Учебные пособия; научная, научно-популярная и художественная литература; методическая литература; наглядные средства обучения.

  1. Методическое новшество, применяемое в современных учебниках истории:

    1. Хронологические таблицы;

    2. Разделение текста на основной, дополнительный и пояснительный при ведущей роли первого;

    3. Словари терминов и персоналий;

    4. Избыточная информативность текста;

    5. Основной, дополнительный, пояснительный текст, иллюстративный материал, методический аппарат равноценны по своей значимости;

    6. Аксиологическая направленность;

    7. Вопросы и задания для итогового повторения;

    8. Внутритекстовые вопросы и задания;

    9. Послетекстовые вопросы и задания;

    10. Наличие фрагментов из документов.

  1. Вставьте слова в пропуски:

«К…….относятся ученики, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к ее изучению и почти совсем не владеют адекватными приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом.

…….по обучаемости считаются ученики, которые имеют вполне удовлетворительные знания истории. Они могут без больших затруднений с помощью адекватных приемов перестраивать изучаемый материал, усваивать и воспроизводить его в преобразованном виде.

К числу………относятся ученики, которые интересуются историей, имеют выраженную склонность к ее изучению, читают дополнительную литературу, имеют развитое историческое мышление, могут не только перестраивать разъясненный учебный материал и усвоенное историческое знание, но и творчески применять ранее приобретенное теоретическое знание для учебной поисковой деятельности».

  1. Обобщенное название индивидуальных показателей скорости и качества усвоения материала учащимися. Это:

    1. Обученность

    2. Обучаемость

    3. Индивидуализация

    4. Дифференциация

  2. По какому принципу образован ряд?

Оглавление учебника; рубрикации; сигналы-символы; указатели; рекомендуемая литература.

  1. По какому принципу образован ряд?

Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А., Левандовский А.А., Щетинов Ю.И.

Повинности зависимых крестьян

Название и краткая характеристика

повинностей

В чем заключались повинности

  1. Сравнительно-обобщающая таблица

  2. Конкретизирующая

  3. Таблица развития

  4. Тематическая таблица

Вставьте слова в пропуск:

«…….- это те способы, которыми она (т.е. учебная работа) выполняется учащимися и которые могут быть объективно выражены в виде перечня действий. Этот перечень действий носит характер указаний, рекомендаций, правил и т.д.».

  1. Прием воспроизведения внешних деталей или эпизодов главного исторического факта в кратких, но однообразных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально-окрашенного образа. Это:

    1. Смысловой план

    2. Простой (информативный план)

    3. Картинный план

    4. Тезисный план

  2. По какому принципу образован ряд?

Объяснение; рассуждение; обобщающая характеристика.

  1. Какая из хронологических задач является нестандартной?

    1. Подсчитайте, на сколько лет одно событие произошло раньше (позже другого, если известно, в каком году они состоялись)

    2. Подсчитайте, сколько лет назад произошло событие, если известна его дата

    3. Узнайте, какое из двух важных событий Киевской Руси произошло раньше и на сколько лет, если одно событие датируется по христианскому календарю, а другое – «от сотворения мира»

    4. Узнайте, сколько лет длилось событие, если известны его хронологические рамки.

  1. Какой способ создания проблемной ситуации применен в данном случае: «Представьте себе, что восстание 14 декабря 1825 г. Увенчалось бы успехом и декабристы заставили бы Сенат подписать «Манифест к русскому народу». Подумайте, как этот документ был бы принят дворянством, всеми ли одинаково? Духовенством? Генералитетом? Сложились бы в России в первой четверти XIX в. предпосылки для буржуазной революции»?

    1. Ситуация неопределенности

    2. Ситуация неожиданности

    3. Ситуация прогнозирования

    4. Ситуация конфликта

  1. Прием монологического изложения теоретических сведений, представленных логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы, и в ходе которого перед слушателями разворачивается процесс мышления, раздумий и поиска истины. Это:

    1. Рассуждение

    2. Объяснение

    3. Обобщающая характеристика

    4. Описание

  1. Дополните перечень основных умений школьников при обучении в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы (Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. – М.,2000):

    1. Хронологические

    2. Картографические

    3. Умения воссоздавать исторические образы

    4. Умения анализировать, объяснять сущность историчексих событий и явлений

    5. Умения работать с источниками исторических знаний

    6. …….

  1. Монологическое, целостное и аргументированное изложение существенных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей, оценочных суждений. Это:

    1. Рассуждение

    2. Объяснение

    3. Обобщающая характеристика

    4. Описание

  2. Дополните перечень традиционных форм урока:

    1. Практикум

    2. Экскурсия

    3. Лабораторное занятие

    4. Конференция

    5. Кино-урок

    6. …….

    7. …….

  1. Подразделите перечисленное на две большие группы:

    1. – характерные черты традиционных форм урока истории

    2. – характерные черты нетрадиционных форм урока истории

  1. Развитие творческого потенциала учащихся

  2. Меньший объем изучаемого материала

  3. Наибольший объем информации, систематичность знаний

  4. Большие затраты учебного времени

  5. Четкая структура и организация урока

  6. Низкий уровень самостоятельности

  7. Высокий уровень самостоятельности

  8. Преобладание монолога учителя

  9. Сильная обратная связь

  10. Слабая обратная связь

  11. Предсказуемость, контролируемость результатов обучения

  12. Трудности в прогнозировании и диагностике результатов обучения

  13. Контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками.

  1. Определите, что из перечисленного относится к тестам специальных способностей и достижений (I тестовых заданий) и что – к тестам интеллекта ( II группа):

    1. Тест на группировку исторической и обществоведческой информации

    2. тест на определение хронологической последовательности.

    3. альтернативные задания

    4. задания с ограничениями на ответы

    5. задания на восстановление соответствия

    6. задания на аналогию

    7. задания с одним вариантом ответа

    8. задания с несколькими вариантами ответа

    9. задания на исключение лишнего

    10. задания на определение логической последовательности

  1. К какому способу формулирования темы урока истории относится следующий вариант: «Тверь или Москва» (образование централизованного государства)?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  2. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    - изучение совокупности педагогических технологий и адаптация их к ОО «Технология» для активизации познавательной и преобразовательной деятельности учащихся;
  3. Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения

    Программа дисциплины
    Цель курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: подготовка студента в сфере профессиональной деятельности, направленная на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  4. Задачи умк: дать общую характеристику документов и материалов, используемых для преподавания учебной дисциплины; обеспечить взаимосвязь компонентов учебной программы по дисциплине с необходимыми учебными и методическими материалами

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - (УМК) - совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации преподавания учебной дисциплины, предусмотренной образовательной программой по специальности.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного

Другие похожие документы..