Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «_19_» февраля 2010 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при Бурятском государственном университете (6...полностью>>
'Обзор'
Scala - статически типизированный, объектно-ориентированный язык программирования, в котором смешиваются императивный и функциональный стили программи...полностью>>
'Реферат'
Разработка переходного ключа между Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общесоюзным классификатором отраслей нар...полностью>>
'Лекция'
Из финских праздников главные – это Новый год, Пасха, Ваппу, Иванов день, День независимости и Рождество. Также проводят День матери и отца, День св....полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Тема 1. Задачи методики обучения истории

Предмет, задачи и методологические основы современной методики обучения истории. Методы научного исследования процесса школьного обучения истории.

Связь методики обучения истории с философией, историей, педагогикой, педагогической психологией и другими науками, а также со школьной практикой.

Значение методики обучения истории для учителя.

Содержание и структура вузовского курса методики обучения истории, его роль в профессиональной подготовке будущего учителя.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ

ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Тема 2. Преподавание истории и развитие историко-методической мысли в России в конце XIX- начале XX века.

Формальный и реальный способы преподавания истории. Поиски путей стимулирования самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: изучение наглядности (Н.Г.Тарасов, С.А.Князьков), работа учащихся над докладами и рефератами (А.Ф.Гартвиг, Н.П.Покотило, Б.А.Влахопулов), использование исторических источников (лабораторный метод Н.А.Рожкова, С.В.Фарфаровского). Профессорские и учительские учебники истории.

Школьная реформа 1915-1916 годов и преподавание истории. Новые программы по истории, разработанные комиссией под руководством П.Н.Игнатьева.

Тема 3. Основные этапы развития школьного исторического образования и методики преподавания истории в СССР

Первые программы по истории.

Введение обществознания: программы ГУСа по обществоведению. Поиски эффективных путей в преподавании нового предмета.

Борьба за систематический курс истории в школе.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», его значение для развития школьного исторического образования.

Первые стабильные учебники и учебные пособия по истории. Изменения в формах и методах преподавания в связи с введением систематических курсов истории. Обобщение передового опыта и начало научной разработки важнейших проблем преподавания истории.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1965 г. «Об изменении порядка преподавания истории в школах».

Методическое наследие А.И.Стражева, В.Н.Бернадского, Н.В.Андреевской, А.А.Вагина, Ф.П.Коровкина, П.С.Лейбенгруба, Н.Г.Дайри, П.В.Горы, Д.Н.Никифорова.

Тема 4. Школьное историческое образование в современной России

Письмо МО РФ от 11.05.93 «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования». Решение коллегии МО РФ от 28.12.94 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях». Переход с линейной (5-11 классы) на концентрическую (5-9 классы – основная школа и 10-11 классы – полная средняя школа) структуру исторического образования.

Разработка проектов государственных стандартов образования: образовательная область «Общество» (история). Альтернативные варианты авторских коллективов под руководством Л.Н.Алексашкиной и Е.Е.Вяземского.

Введение обязательного минимума содержания основного общего и среднего образования: образовательная область «Обществознание».

Новые параллельные и профильные программы и учебники.

Поиски эффективных путей обучения истории в современных условиях. Основные направления модернизации содержания исторического образования.

Компетентностный подход к современному школьному образованию: фундаментальные знания, ценностные ориентиры, способы деятельности, опыт творческой деятельности, мотивы деятельности, компетентность в самоорганизации. Вклад школьных курсов истории в формировании у школьников базовых (ключевых) компетенций.

Утверждение в марте 2004 г. федерального компонента содержания стандартов общего образования, в том числе в области исторического образования. Введение с 2005 г. предпрофильной подготовки учащихся в последнем классе основной школы, а с 2006 г. профильного обучения в старших классах с углубленным изучением ряда предметов.

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Введение. Обществоведческое образование в современной школе; литература для учителя по методике преподавания обществознания.

Тема 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее

Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин. Примерные программы по обществоведению 1919 г.

Обществоведение в 20-50-х годах. Программы 1921, 1923, 1925, 1927 гг. Постановления ЦК ВКП(б) 1931-1936 гг. Вытеснение обществоведения из учебных планов школы, жесткий централизованный контроль и регламентация исторического образования. Введение в учебные планы школы с 1937-38 учебного года предмета «Конституция СССР». Временное введение в учебные планы школы логики и психологии (40-50-е годы).

Обществоведческое образование в 60-80-е годы. Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. «О введении курса «Основы политических знаний». Введение в выпускных классах предмета «Обществоведение». Программы по новому предмету. Новые рубрики в программе по обществоведению начала 80-х годов: «опорные понятия», «основные понятия», «законы», «межпредметные связи», «основные умения», «примерные нормы оценок знаний и умений учащихся». Разработка методической системы «лекция – семинар – коллоквиум – зачет». Проблемное обучение при изучении обществоведения. Межпредметные связи. Новые курсы: «Основы Советского государства и права», «Этика и психология семейной жизни». Дискуссия 1985-1986 гг.: «Каким должен быть учебник обществоведения?» Последняя попытка модернизации курса «Обществоведение» в 1986-87 гг.

Становление новой системы обществоведческого образования. Разработка в конце 80-х годов принципиально нового обществоведческого курса для 8-11 классов и постепенное введение его в практику работы школы. Альтернативные учебные пособия Л.Н.Боголюбова и сотрудников лаборатории обществоведческого образования РАО, А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой и др. Обязательный минимум содержания обществоведческого образования, примерные и авторские программы по обществознанию. Концепции обществоведческого и гражданского образования. Государственный стандарт по обществознанию с включением в него экономики и права: непрерывное обществоведческое образование с 6 по 11 класс, компетентносный подход. ЕГЭ по обществознанию и его первые итоги. Место обществознания в школе при переходе к профильному обучению.

Тема 2. Цели обществоведческого образования в современной школе

Подходы к определению обществоведческого образования. Социально-адаптивная, коллективистская и личностно-самореализующаяся линии в определении целей современного обществоведческого образования. Целевые направления отбора и построения учебного содержания обществознания: знания о человеке и обществе, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

Цели изучения обществознания (включая экономику и право) в основной и средней школе по Госстандарту. Госстандарт о целях изучения права и экономики в средней школе на базовом и профильном уровнях. Определение целей отдельной темы обществознания. Постановка целей отдельно урока.

Тема 3. Содержание обществоведческого образования

Основные образовательные линии содержания обществознания в основной школе: человек и общество, основные сферы жизни общества (сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право). Основные образовательные линии содержания обществознания в средней школе: человек как творец и творение культуры, общество как сложная динамическая система, человек в системе общественных отношений, правовое регулирование общественных отношений. Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по обществознанию (включая экономику и право).

Теоретическое содержание: Понятия, идеи, принципы, теории. Фактический материал. Интеллектуальные и учебные умения.

Примерные и авторские программы.

Тема 4. Теория и факты в обществоведческом курсе. Работа с понятиями в обществоведческих курсах.

Специфика гуманитарного знания. Структура теоретического знания. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании. Дидактические и методические аспекты работы с понятиями и их реализация в предмете «Обществознание». Методические условия повышения эффективности работы с обществоведческими понятиями.

Тема 5. Работа с различными источниками социальной информации

Педагогический потенциал работы с документами. Виды документов, используемых в обществоведческом образовании: нормативные документы, мемуарные источники, программные документы, статистические материалы, информационные материалы, личные документы, материалы научных, политических, общественных, юридических, экономических, философских дискуссий, публицистические материалы, философские тексты, научные, научно-популярные тексты.

Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами. Вопросы и задания при работе с документами.

Тема 6. Организация самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе по обществознанию. Система заданий для самостоятельной работы. Использование заданий для самостоятельной работы в процессе обучения обществознанию.

Тема 7. Подготовка учителя к преподаванию обществознания

Подготовка к преподаванию обществознания и отдельных обществоведческих курсов. Подготовка к преподаванию учебной темы.

Подготовка к проведению отдельного урока. Ознакомление с концепцией преподавания обществознания в современной школе. Изучение программ и объяснительных записок к ним, обязательного минимума содержания обществоведческого образования, учебников и учебных пособий, общее ознакомление со сборниками хрестоматийного типа. Изучение трудов по базовым наукам, ознакомление с периодическими изданиями. Подготовка к преподаванию учебной темы: тематическое планирование (курс – тема – урок). Подготовка к проведению урока.

Тема 8. Урок обществознания

Элементы урока обществознания. Темы урока обществознания. Форма урока обществознания. Традиционные формы урока обществознания: лекции, семинары, лабораторные занятия, практические занятия, итоговые собеседования, ученические конференции, уроки-диспуты. Игровые формы урока обществознания. Игровые формы урока обществознания. Анализ урока обществознания.

Тема 9. Текущая и итоговая аттестация знаний и умений учащихся по обществознанию

Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по обществознанию (включая экономику и право).

Общие черты и особенности текущей проверки знаний и умений учащихся на уроках обществознания и на уроках истории. Итоговая аттестация по обществознанию: экзаменационные билеты, собеседование, задания на применение знаний, дискуссия (проблемное обсуждение), анализ текстов, реферат, эссе. ЕГЭ по обществознанию.

Тема 10. Особенности изучения различных компонентов обществоведческого образования

Особенности изучения философских вопросов, проблем социологии, политологии, права, экономической составляющей в обществоведческом курсе; возрастные особенности учащихся основной школы и проблемы восприятия обществознания. Некоторые вопросы методики обучения учащихся основной школы обществознанию; Обществоведческая подготовка в условиях базового и профильного обучения в старших классах; особенности профильного курса «Обществознание».

Тема 11. Современные педагогические технологии. Аудиовизуальные технологии.

Проблемно-диалогическая технология (Образовательная система «Школа-2100»); технологии проведения дискуссий, дебатов. Проектная технология; аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных дидактических учебных материалов. Принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

4.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Литература ко всем разделам

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М., 1984.

2. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопрос методики преподавания истории в старших классах. – М., 1959.

3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968.

4. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

6. Годер Г.И. Преподавание истории в 5-м классе. – М., 1985.

7. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966.

8. Ежова С.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.

9. Методика обучения истории в средней школе. Часть1. Часть II. – М., 1978.

10. Никифоров Д.Н. Наглядность на уроках истории. – М., 1978.

11. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.

12. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. – М., 2002.

14. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. – М., 1999.

15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории. – М., 1999.

16. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства.

17. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителя. – М., 2002.

18. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999.

19. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории. – М., 2000.

20. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений. В 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

21. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.:ВЛАДОС, 2000.

Литература к разделу I

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. Раздел I.§§ 1,2.

2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. Раздел 1.

3. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста. – Преподавание истории в школе, 1997, № 1.

Литература к разделу II

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Раздел I, §§ 3,4.

2. Историческое образование в современной России: Альманах. Вып.2. – М.: Русское слово. 2004.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Раздел III.

4. Портреты: к столетию Ф.П.Коровкина //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 7.

5. Студеникин М.Т. Активные методы обучения истории в русской школе начала ХХ в. // Преподавание истории в школе, 1994, № 2.

6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории. – М., 2000. – С.10-40.

7. Студеникн М.Т. Лабораторный метод обучения истории: из опты дореволюционной школы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, № 4.

Статьи в альманахе:

1. Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответ на вызовы времени.

2. Вяземский Е.Е. Модернизация системы школьного исторического образования в современной России.

3. Соколов А.Б. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта.

Литература к III разделу

1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое занятие № 2.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – С.4-28.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. § 2.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Глава 1, §§ 7,8.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. §§ 2-4.

6. Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных тем// Преподавание истории в школе. 1977, № 2.

7. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1.

8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Раздел III, тема 5.

9. Лебедев О.Е. Цели школьного образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 2.

10. Примерная программа по истории для 5-9 классов // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л.Н.Алексашкина. – М., 2000.

11. Примерная программа по истории для 10-11 классов //Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории /Сост. Л.Н.Алексашкина.

12. Постников П.П. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8.

13. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 7.

14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (история)//Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №6-9.

Содержание школьного обучения истории

1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое занятие № 3.

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Глава 1, § 9, глава 3, §§ 13-16.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – С.25-33.

4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Темы 8,11.

5. Козленко С.И. О профильном обучении в средних общеобразовательных учреждениях //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №8.

6. Обсуждаем стандарты (статьи А.Т.Кинкулькина, М.Ю.Брандта)//Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 10; (статья Л.Н.Алексашкиной) //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 9.

7. Примерная программа по истории для 5-9 классов //Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории.

8. Примерная программа по истории для 10-11 классов //Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (история).

10. Антонов В.М. Примерное тематическое планирование уроков истории и обществознания. – Уфа, 2000.

11. Антонов В.М. Интегрирование материала по отечественной и всеобщей истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1.

12. Кузнецова Ф.Г., Зверева К.Е., Бехтева Е.Ф. Учебные пособия в национально-региональном компоненте: какими им быть?//Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2.

13. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видится на местах?// Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5.

Познавательные возможности учащихся

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе.

2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – С.34-48.

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Тема 6,7.

4. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10.

Средства обучения истории

1. Алексашкина Л.Н. школьные учебники истории: тенденции и перспективы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10.

2. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 8,9.

3. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. – М., 2002. (Практическое занятие № 4).

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России. – М., 1997, 2002 (раздел 3).

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебники истории – «хорошие» и «правильные» //История. 2001. № 36.

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. – М., 2003.

7. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971.

8. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М., 1987.

9. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

10. Историческое образование в современной школе: Альманах. – М.: «Русское слово», 2004. Вып. 1.

11. Кинкулькин А.Т. Об учебниках истории Отечества в ХХ веке – нынешних и будущих //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001.№ 10.

12. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. (темы 9,15).

13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.,

14. Никифоров Д.Н., Склеренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществознания. – М., 1978.

15. Новиков М.В., Перфилова Т.Е. Новые учебники по истории: рекомендации международного сообщества профессионалов// Преподавание истории в школе. 2001. № 5.

Тема: Приемы обучения истории

1. Антонов В.М. Приемы изучения военно-исторического материала в VII классе// Преподавание истории в школе. 1980. № 2.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. Глава 4.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства.

4. Гора П.В. Роль приемов учебной работы в формировании марксистско-ленинского понимания истории // Пути формирования научного мировоззрения на уроках истории. – М., 1977.

5. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971.

6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988 (§§ 8,9,10,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21).

7. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. – М., 1985. Часть I.

8.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описания. – М., 1999 (темы 10,12,13,14,15,16,17,18,19).

9. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 1.

10. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. – М., 1962.

11. Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. – М., 1960.

12. Прохорова Г.А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника (VII класс) //Преподавание истории в школе, 1975, № 4.

13. Стрелова О.Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» //Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 7.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  2. Программа дисциплины опд. Ф. 04. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    - изучение совокупности педагогических технологий и адаптация их к ОО «Технология» для активизации познавательной и преобразовательной деятельности учащихся;
  3. Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и методика обучения

    Программа дисциплины
    Цель курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: подготовка студента в сфере профессиональной деятельности, направленная на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  4. Задачи умк: дать общую характеристику документов и материалов, используемых для преподавания учебной дисциплины; обеспечить взаимосвязь компонентов учебной программы по дисциплине с необходимыми учебными и методическими материалами

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - (УМК) - совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации преподавания учебной дисциплины, предусмотренной образовательной программой по специальности.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Основы биоиндикации  Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы биоиндикации» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин блока ДС учебного

Другие похожие документы..