Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Polarimetric remote sensing of Solar System objects / Mishchenko M. I. [a. o.] = Дистанційне зондування об'єктів сонячної системи поляриметричними зас...полностью>>
'Документ'
Міністру освіти і науки Автономної Республіки Крим, начальникам управлінь освіти і науки обласних, Київської та Севастопольської міських державних адм...полностью>>
'Документ'
«Об охране окружающей среды в Ростовской области» от 11.03.2003 г. № 316-ЗС. и руководствуясь п. 18.ч. 1.ст. 2 Устава Шаумяновского сельского поселени...полностью>>
'Реферат'
Лабораторный практикум предназначен для проведения лабораторных работ студентами, изучающими дисциплины "Архитектура ЭВМ и систем", «Вычисл...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Календарно-тематический план программы по музыке для 5 класса

Содержание I полугодия «Музыка и литература»

Тема урока

Содержание урока.

Основные понятия

Материал урока

I четверть

1.

Что роднит музыку с литературой

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе.

Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора.

Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

2.

Вокальная музыка

Жанры вокальной музыки – песня, романс.

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний.

Дуэт. Музыкальная форма

П.И. Чайковский «Осень»; П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; Р.н.п. «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое»; А.Варламов – А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова «Горные вершины»

3.

Фольклор в музыке русских композиторов

Народные истоки профессиональной музыки (концерты, симфонии, оперы). Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке.

Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. Симфоническая сюита.

А. Лядов «Кикимора»; Н. Римский-Корсаков «Шехерезада»

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

С.Рахманинов «Вокализ», Г.Свиридов «Романс», П.Чайковский «Баркарола» (Июнь), ф.Шуберт «Баркарола», Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»; М.Глинка, сл. И.Козлова «Венецианская ночь»

5.

Вторая жизнь песни

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством.

Интерпретация, обработка, трактовка.

Э Григ «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт»; П.Чайковский Симфония №4, финал.

6.

Всю жизнь мою несу родину в душе

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны».

Г. Свиридов «Снег идет».

II четверть

7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского.

Расширение представлений о творчестве Ф. Шопена и В. А. Моцарта.

Хор. Оркестр. Жанры фортепианной музыки. Реквием.

Ф. Шопен. Прелюдии №№7, 20; Этюд № 12.

В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem; Рондо из сюиты «Маленькая ночная серенада»; Lacrimosa 7-я часть «Реквиема»

8.

Путешествие в музыкальный театр. Опера

Синтез искусств в оперном жанре. Литературная основа музыкально-драматического спектакля. Мастера мировой оперной сцены.

Опера. Либретто. Ария. Речитатив. Ансамбль. Музыкальный портрет

Н.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко»: «Океан, море синее» вступление к опере, Песни Садко, песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецкого гостя, колыбельная Волховы.

9.

Путешествие в музыкальный театр. Балет

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет -массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

П. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик»: Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Па-де-де.

10.

Музыка в театре, в кино, на телевидении

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства.

Киномузыка – важное средство создания экранного образа.

Музыкальный фильм.

Р. Роджерс. Песня о прекрасных вещах из к/ф «Звуки музыки».

И. Дунаевский. Песня о Родине из к/ф «Цирк»; Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта»

11.

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла.

Э. Ллойд Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»

12.

Мир композитора

Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

III четверть

13.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах

14.

Небесное и земное в звуках и красках

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист

П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

И.-С. Бах – Ш. Гуно «Ave Maria», Дж. Каччини«Ave Maria», Ф. Шуберт «Ave Maria».

15.

Звать через прошлое к настоящему

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Песня-плач.

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: песня об Александре Невском, хор «Вставайте, люди русские», ледовое побоище, Мертвое поле, Въезд Александра во Псков.

16.

Музыкальная живопись и живописная музыка

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.

Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева «Весенние воды».

Ф. Шуберт «Форель», Фореллен-квинтет.

17.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Народные истоки профессиональной музыки. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат.

Гармония. Фреска. Орнамент.

С. Рахманинов. Сюита для 2-х фортепиано: «Слезы», «Светлый праздник».

В. Кикта. Фрески Софии Киевской.

18.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Музыка – искусство интонаций. Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

Б. Окуджава «Музыкант».

И.-С. Бах «Чакона». П. Чайковский «Мелодия». А. Шнитке Concerto grosso №1. С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини». Н. Паганини Каприс №24 (обработка В.Зинчука)

19.

Волшебная палочка дирижера

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра.

Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Л. Бетховен. Симфония №3. 2 часть.

20.

Образы борьбы и победы в искусстве

Особенности симфонического развития симфонии № 5 Л. Бетховена.

Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Л. Бетховен. Симфония №5. 1, 2, 4 часть.

VI четверть

21

Застывшая музыка

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

И.-С. Бах: Органная прелюдия (соль минор), Ария альта из мессы си минор.

П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

22

Полифония в музыке и живописи

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.

Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.

23

Музыка на мольберте

Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса.

Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор, Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

24

Импрессионизм в музыке и живописи

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи.

Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

К. Дебюсси: «Диалог ветра с морем» из симф. сюиты «Море», «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», «Кукольный кэк-уок» из сюиты «Детский уголок».

25

О подвигах, о доблести, о славе

Тема защиты Родины в различных видах искусства.

Реквием.

Д. Кабалевский, стихи Р. Рождественского. Реквием

26

В каждой мимолетности вижу я миры

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Цикл «Мимолетности»

Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и рисунки Гартмана.

27

Мир композитора. С веком наравне

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

А. Цфасман «Здорово, здорово!».

Классный час: Масленица.

Дорогая МАСЛЕНИЦА!


Ведущая:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицыбольшая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы:

Понедельниквстреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторникзаигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Средалакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четвергширокий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятницатещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Субботазоловкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресеньепрощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг кдругу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня,пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и невспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у негопрощения. Так заканчивалась Масленица.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урока Дата Раздел, тема урока Кол во часов

    Урок
    Расширение представлений о понятии «культура», рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте, дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?
  2. План работы Министерства образования Московской области на Iполугодие 2012 г. Январь

    Документ
    Постановление Правительства от 17 января 2012 №3854 «Об утверждении Перечня праздничных и культурно-массовых мероприятий регионального (Московской области) и межмуниципального значения в сфере образования, посвященных знаменательным
  3. Информационный бюллетень выпуск 7 Казань, 2009 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года

    Информационный бюллетень
    1.6. Список членов Общественной палаты РТ, рекомендуемых для привлечения в качестве экспертов для проведения оценки материалов участников конкурса «Поддержка лучших учителей».
  4. Курс предназначен для успешной сдачи экзаменов. Данный курс связан с синтаксисом простого предложения. Это и повторение пройденного материала, и занимательные задания, игры, что позволит глубже познать язык. Iполугодие

    Документ
    Курс предназначен для успешной сдачи экзаменов. Данный курс связан с синтаксисом простого предложения. Это и повторение пройденного материала, и занимательные задания, игры, что позволит глубже познать язык.
  5. Отчёт о работе му центр информации для молодёжи «Энтузиаст» за Iполугодие

    Документ
    МУ Центр информации для молодёжи "Энтузиаст" является информационным, досуговым, воспитательным, образовательным, культурным, информационно - методическим и координирующим учреждением.

Другие похожие документы..