Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Не следует насиловать природу, следует повиновать­ся ей, необходимые желания исполняя, а также ес­тественные, если они не вредят, а вредные сурово под...полностью>>
'Документ'
ЧЕРНІВЕЦЬКИЙ РЕГІОНАЛЬНИЙ ЦЕНТР ПЕРЕПІДГОТОВКИ ТА ПІДВИЩЕННЯ КВАЛІФІКАЦІЇ ПРАЦІВНИКІВ ОРГАНІВ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ, ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ, КЕРІВ...полностью>>
'Диплом'
Реализовать систему «Управление проектами» для осуществления автоматизированной поддержки процессов планирования и управления деятельностью по создан...полностью>>
'Документ'
Г. Геппе Н.А. Гитиятуллин Р.Ф. Школа №11 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ ПРИ РЕСПИРАТОРНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХМалахов А....полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Модели организации образовательной деятельности в инновационном вузе

Тольятти, 2007

ББК 74.58

Р 17

УДК 378.14

Авторы: С.Ф. Жилкин, В.Е. Волков, А.В. Князева, Я.В. Шлыкова, О.А. Лышова, Л.И. Дергун, А.М. Чурсина.

Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т. – Тольятти, 2007. – 375 с. - 100 экз. – ISBN

Книга посвящена современным проблемам устройства инновационных образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования. В качестве модели устройства городского инновационного вуза выступил Тольяттинский государственный университет (г.Тольятти, Самарская область). Авторами рассмотрены модели устройства городского инновационного вуза как градообразующего фактора (ключевого участника развития территории), устройства организации учебного процесса, организации инновационной деятельности, научно-исследовательских работ, управления инновационной образовательной деятельностью, финансирования управления региональным инновационным вузом, а также управления персоналом регионального инновационного вуза.

Издание представляет интерес для работников управления образовательных учреждений высшего профессионального образования, преподавателей, аспирантов.

.

Авторский коллектив:

Жилкин С.Ф., ректор Тольяттинского государственного университета, к.э.н.

Волков В.Е., руководитель проектно-аналитического центра ТГУ по науке, к.т.н.

Князева А.В., заместитель директора проектно-аналического центра ТГУ

Шлыкова Я.В., главный специалист по проектированию проектно-аналитического центра ТГУ

Лышова О.А., первый проректор ТГУ, к.с.н.

Дергун Л.И., проректор по учебной работе ТГУ, к.п.н.

Чурсина А.М., директор медиацентра ТГУ

К читателю

В сфере высшего образования общемировой тенденцией является повышение степени автономности и самостоятельности вузов. Это сопровождается ростом ответственности учебных заведений за ход, финансовое обеспечение и результаты образовательной деятельности.

Модернизация сферы высшего профессионального образования и связанное с этим изменение внешних условий осуществления деятельности требует от вузов:

  • запуска процессов разработки и принятия практичных миссий и стратегий;

  • разработки инновационных моделей устройства вузов и совершенствование систем управления вузами;

  • массового внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий;

  • перехода на кредитно-модульную организацию учебных программ высшего профессионального образования и построения гибкой системы управления учебным процессом;

  • разработки и внедрения системы управления качеством образования;

  • использования современных моделей финансового управления и так далее.

Безусловно, приведенный перечень новаций может быть расширен, исходя из конкретной проблемной ситуации и принятой вузом стратегии.

Целью широкого распространения инновационных моделей вузов является формирование взаимосвязанной и регионально распределенной сети вузовских инновационных центров на базе интеграции образования, производства, науки. Это позволит обеспечить качественную и масштабную многоуровневую подготовку кадров для обеспечения поступательного развития экономики России.

Книга посвящена современным проблемам устройства инновационных образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования. В качестве модели устройства городского инновационного вуза выступил Тольяттинский государственный университет (г.Тольятти, Самарская область). Авторами рассмотрены модели устройства городского инновационного вуза как градообразующего фактора (ключевого участника развития территории), устройства организации учебного процесса, организации инновационной деятельности, научно-исследовательских работ, управления инновационной образовательной деятельностью, финансирования управления региональным инновационным вузом, а также управления персоналом регионального инновационного вуза.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Анализ наилучшей мировой практики устройства инновационных образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования 10

1.1. Инновационные образовательные системы XXI века 10

1.2. Типы инноваций 11

1.3. Инновационные образовательные системы 12

1.3.1. Инновационные школы XXI века 12

1.3.2. Инновации в высшей школе 15

1.4. Инновационные модели стран мира 22

1.4.1. Россия 22

1.4.1.1. Основные проблемы российской системы образования 22

1.4.1.2. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования 24

1.4.1.3. Инновации в российской системе образования 24

1.4.1.4. Инновационная модель на примере инженерного образования 26

1.4.1.5. Требования к содержанию 27

1.4.1.6. Образовательные технологии 29

1.4.1.7. Практики 30

1.4.2. Япония 32

1.4.2.1. Типы образовательных учреждений 32

1.4.2.2. Новый учебный процесс университетов Японии 32

1.4.3. Венгрия 34

1.4.4. Канада 37

2. МОДЕЛЬ УСТРОЙСТВА ГОРОДСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА КАК ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ФАКТОРА (ключевого участника развития территории) 41

2.1. Базовые предпосылки самоопределения вуза 41

2.2. Финансово–экономические аспекты модели 43

2.3. Позиция и роль вуза в формировании городского развития 45

2.4. Выбор рамочных ограничений модели 49

2.5. Соорганизация городского образовательного пространства как условие реализации модели 50

2.5.1. Предпосылки формирования городской образовательной инфраструктуры (на примере г.Тольятти) 50

2.5.2. Ситуация в системе образования РФ 51

2.5.3. Концепция реорганизации образовательной инфраструктуры (на примере г. Тольятти) 55

2.5.4. Создание единой образовательной инфраструктуры в г. Тольятти 56

2.5.5. Назначение городской образовательной инфраструктуры 58

2.5.6. Суть деятельности городской образовательной инфраструктуры 59

2.5.7. Участники образовательной инфраструктуры 60

2.5.8. Результаты создания образовательной инфраструктуры 60

2.6. Принципиальная модель устройства городского инновационного университета как градообразующего фактора 61

3. Инновационные модели организации учебного процесса в Городском инновационном вузе 65

3.1. Модель интенсификации образовательного процесса вуза, основанная на технологии организации самостоятельной работы студентов («30/70») 69

3.1.1. Проблематика разработки и внедрения образовательной технологии организации самостоятельной работы 70

3.1.2. Ситуация, обусловливающая необходимость разработки и внедрения в вузе образовательной технологии «30/70» 71

3.1.3. Что такое образовательная технология «30/70»? 73

3.1.4. Общие требования к образовательной технологии «30/70» 73

3.1.5. Назначение образовательной технологии «30/70» 74

3.1.6. Места и позиции в образовательной технологии «30/70» 74

3.1.7. Требования к содержанию и формам организации обучения дисциплинам по технологии «30/70» 75

3.1.8. Методы и средства контроля и оценки результатов обучения студентов 77

3.1.9. Позиции и функции преподавателя и тьютора в образовательной технологии «30/70» 79

3.1.10. Необходимый набор учебно-методических материалов для реализации образовательной технологии «30/70» 82

3.1.11. Организация работ по разработке и внедрению образовательной технологии «30/70» на экспериментальных площадках вуза 87

3.2. Модель организации функциональной грамотности студентов на начальном этапе обучения в вузе 90

3.2.1. Назначение блока функциональной грамотности 91

3.2.2. Структура БФГ 91

3.2.3. Требования к уровню знаний и умений студента (на выходе из БФГ) 91

3.2.4. Требования к организации обучения в БФГ 95

3.2.5. Требования к учебно-методическим материалам 98

3.2.6. Требования к форме проведения учебных занятий 98

3.2.7. Требования к предъявлению результатов экспериментального обучения по БФГ 98

3.2.8. План мероприятий по сопровождению разработки дисциплин БФГ 100

3.3. Модель подготовки бакалавр – специалист – магистр 102

3.3.1. Проблематика, обусловливающая необходимость реформирования 104

3.3.2. Основные задачи введения двухступенчатой системы подготовки 106

3.3.3. Что такое магистерская подготовка? (исторический экскурс) 108

3.3.4. Кого готовят магистерские программы? 109

3.3.5. Базовые принципы 110

3.3.6. Типовое содержание подготовки магистров 110

3.3.7. Что должно быть сделано в вузе для перехода к магистратуре? 113

3.3.7.1. Выбор варианта внедрения инновации 113

3.3.7.2. Управление учебным процессом в магистратуре 114

3.3.8. Требования к направлениям научных исследований магистров 119

3.4. Модель организации работы выпускающей кафедры в инновационном вузе 121

3.4.1. Назначение выпускающей кафедры 122

3.4.2. Положение дел сегодня 123

3.4.3. Модель выпускающей кафедры 124

3.4.4. Принципы организации модели выпускающей кафедры 126

3.4.5. Актуальные шаги 128

4. Модели организации инновационной деятельности в городском инновационном вузе 130

4.1. Модель устройства проектно-аналитических работ в городском инновационном вузе 130

4.1.1. Общее назначение проектно-аналитической деятельности в городском инновационном вузе 130

4.1.2. Содержание проектно-аналитической деятельности в городском инновационном вузе 132

4.1.3. Проектно-аналитический центр (ПАЦ) как место разработки проектов развития университета и форм организации проектно-аналитической работы в городском инновационном вузе 134

4.1.3.1. Цели и задачи ПАЦ городского инновационного вуза 134

4.1.3.2. Внешние угрозы в деятельности ПАЦ 134

4.1.3.3. Внутренние угрозы в деятельности ПАЦ 135

4.1.3.4. Целевая задача планируемой деятельности ПАЦ («образ-результат») 136

4.1.3.5. Тематический план работы ПАЦ городского инновационного университета 138

4.1.3.5.1.Тематический план на долгую перспективу 138

4.1.3.5.2.Проекты и проектные линии в рамках «большого проекта» 139

4.1.3.5.3.Места освоения тем в рамках «большого проекта» 140

4.1.3.5.4.Предполагаемые результаты «большого проекта» 141

4.1.3.5.5.Социализация (презентация) работ ПАЦ 142

4.1.3.6. План-карта деятельности ПАЦ 143

4.1.4. Отдел внедрения новых образовательных технологий как механизм реализации и внедрения продуктов проектно-аналитической деятельности городского инновационного вуза 145

4.1.4.1. Задачи отдела внедрения новых образовательных технологий 146

4.1.4.2. Требования к участникам отдела внедрения новых образовательных технологий 147

4.1.4.2.1.Требования к кандидатуре руководителя отдела 147

4.1.4.2.2.Требования к сотрудникам 148

4.1.4.2.3.Руководство проектами 148

4.1.4.2.4.Задачи руководителя проекта 149

4.1.5. Управление проектно-аналитическими работами в городском инновационном вузе 150

4.1.6. Основные направления и задачи организации проектно-аналитической деятельности в городском инновационном университете 150

4.2. Модель устройства научно-исследовательских работ в городском инновационном вузе 152

4.2.1. Общее назначение научно–исследовательской деятельности инновационного вуза 152

4.2.2. Реформа – основной путь развития научно-технического потенциала 153

4.2.2.1. Тенденции, складывающиеся в сфере науки 154

4.2.3. Городской бизнес-инкубатор как форма организации научно-исследовательской деятельности инновационного вуза 156

4.2.3.1. Историко-критическая реконструкция идеи и форм организации бизнес-инкубатора 158

4.2.3.2. Устройство бизнес-инкубатора в рамках организации инновационной деятельности вуза 164

4.2.3.3. Роль инновационного вуза в работе городского бизнес-инкубатора 166

4.3. Модель организации подготовки сотрудников вуза к осуществлению инновационной деятельности («Школа новых образовательных технологий») 168

4.3.1. Тенденции и мировой опыт разработки, апробации и внедрения образовательных технологий подготовки студентов и сотрудников вуза к осуществлению инновационной деятельности 168

4.3.2. Принципиальное устройство «Школы новых образовательных технологий», цели, задачи, назначение 174

4.3.3. Устройство процесса обучения в «Школе новых образовательных технологий» 178

5. Модель управления инновационной образовательной деятельностью городского инновационного вуза 183

5.1. Цели и задачи разработки модели 183

5.2. Инновации в учебном процессе 184

5.2.1. Критерии отбора инноваций для проектирования 185

5.2.2. Основные позиции и противоречия в организации, руководстве и управлении учебным процессом 186

5.2.3. Устройство системы управления инновационной учебной деятельностью 188

5.2.4. Механизм формирования стратегии развития учебного процесса 189

5.2.5. Механизм организации проектной деятельности для реализации стратегии развития 192

5.2.6. Механизм апробации проектов на экспериментальных площадках 192

5.2.7. Основные места и участники обозначенных механизмов 192

5.2.7.1. Задачи проектно-аналитического центра 192

5.2.7.2. Задачи руководителя проекта 193

5.3. Экспертный совет 194

5.3.1. Цель и задачи экспертного совета 194

5.3.2. Состав экспертного совета 195

5.3.3. Функции членов экспертного совета 195

5.3.4. Организация деятельности экспертного совета 196

5.3.4.1. Организация работы по экспертизе проектов 196

5.3.4.2. Организация работы по контролю над деятельностью экспериментальной площадки 197

5.3.4.3. Критерии оценки заявок на присвоение статуса экспериментальной площадки вуза 197

5.4. Экспериментальная площадка 197

5.4.1. Порядок присвоения и снятия статуса экспериментальной площадки 198

5.4.2. Организация деятельности экспериментальной площадки 199

5.5. Механизм внедрения результатов проектной и экспериментальной деятельности в массовую практику 201

5.5.1. Отдел внедрения новых образовательных технологий 201

5.5.1.1. Требования к позиции руководителя отдела 202

5.5.1.2. Требования к сотрудникам 203

5.6. Клуб «Организация, руководство и управление» (ОРУ) 203

5.6.1. Цель и задачи клуба 203

5.6.2. Организация работ клуба 204

5.6.3. Участники клуба 205

5.6.4. Продукты и результаты деятельности клуба 206

5.6.5. Отчетность деятельности клуба 206

5.6.6. Процедуры работы клуба 207

5.7. Механизм утилизации содержания 209

5.8. Информационно-ресурсное обеспечение модели управления учебным процессом инновационного вуза 209

5.8.1. АИСУ «Учебный процесс» 209

5.8.2. Информационно-ресурсный центр 211

5.8.2.1. Постановка проблемы 211

5.8.2.2. Деятельность по созданию ИРЦ 213

5.8.2.2.1.Создание электронной библиотеки и обеспечение открытого доступа к библиотечным ресурсам научной библиотеки через Интернет 213

5.8.2.2.2.Организация автоматизированных читальных залов с открытым доступом к фондам на основе модернизации системы обслуживания читателей 213

5.8.2.2.3.Переподготовка библиотечного персонала научной библиотеки, направленная на использование современных информационных и коммуникационных технологий в практике ее работы 214

5.8.2.2.4.Ожидаемые результаты от реализации проекта 214

6. Модель финансового управления ГОРОДСКИМ инновационным вузом 216

6.1. Бизнес-планирование в вузе 225

6.1.1. Структура затрат фактической себестоимости 231

6.1.2. Расчет фактической себестоимости одного студента дневного отделения 231

6.1.3. Новая экономическая политика 234

6.1.3.1. Содержание блоков 236

6.1.3.2. Алгоритм реализации основных направлений Новой экономической политики 237

6.1.3.3. Макет бизнес-плана 238

6.2. Бюджетирование деятельности вуза 240

6.2.1. Цели и задачи бюджетирования вуза 241

6.2.2. Положение о формировании и использовании консолидированного бюджета вуза 242

6.2.3. Основные разделы бюджета 243

6.2.4. Технология формирования бюджета 244

6.2.4.1. Локальный бюджет 244

6.2.4.2. Централизованный бюджет 244

6.2.4.3. Расходование нормативных отчислений от собственных доходов 245

6.2.4.4. Консолидированный бюджет вуза 246

6.2.5. Порядок утверждения бюджета 246

6.2.6. Управление бюджетом вуза 247

6.2.7. Особенности управления бюджетом вуза 248

6.3. Динамический мониторинг финансовой отчетности 249

6.4. Нормативно-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности инновационного вуза 251

7. Модель управления персоналом городского инновационного вуза 252

7.1. Кадровая ситуация в высшей школе, положение дел 252

7.2. Корпоративная культура 257

7.2.1. Анализ ситуации 257

7.2.1.1. Элементы существующей корпоративной культуры вуза 258

7.2.1.1.1.Система ценностей, стандарты поведения 258

7.2.1.1.2.Мифы, легенды, герои 259

7.2.1.1.3.Девизы, лозунги, символы 259

7.2.1.1.4.Ритуалы, традиции, мероприятия 260

7.2.1.2. Сочетание типа корпоративной культуры организации и стиля управления 261

7.2.2. Проектирование нового типа корпоративной культуры 262

7.2.2.1. Структура проектируемой корпоративной культуры университета 263

7.2.2.2. Причины необходимости проектирования новой корпоративной культуры 265

7.2.2.3. Проект формирования нового типа корпоративной культуры 267

7.2.2.4. План работ по формированию новой корпоративной культуры 271

7.3. Модель управления персоналом 271

7.3.1. Деятельность по управлению персоналом современной организации 280

7.3.1.1. Планирование человеческих ресурсов 281

7.3.1.2. Отбор персонала. Поиск и привлечение к деятельности вуза необходимого человеческого капитала 286

7.3.1.3. Формирование требований к персоналу. Схема отбора, формирование кадрового резерва 291

7.3.1.4. Оценка деятельности работников 296

7.3.1.5. Аттестация персонала 297

7.3.1.5.1.управления персоналом 299

7.3.1.5.2.Основные цели аттестации 300

7.3.1.5.3.Ответсвенные за проведение аттестации 302

7.3.1.5.4.Критерии оценки 305

7.3.1.5.5.Методы оценки 306

7.3.1.5.6.Подготовка и проведение аттестации 307

7.3.1.6. Повышение квалификации персонала 307

7.3.1.7. Планирование карьеры 310

7.3.1.8. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала 312

7.3.2. Особенности управления персоналом в инновационных организациях 318

7.3.3. Развитие социальной среды и повышение качества трудовой жизни 325

7.3.4. Содержание и структура компенсационного пакета, или система вознаграждения 326

7.3.4.1. Создание локальных нормативных актов 329

7.3.4.2. Внедрение компенсационного пакета 330

7.3.5. Планирование расходов на содержание персонала 331

7.3.5.1. Экономические результаты совершенствования системы и технологии управления персоналом организации 337

ЛИТЕРАТУРА 344



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

    Публичный отчет
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»
  2. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» справочник телефонов самарского государственного университета

    Справочник
    Ак. Павлова, д. 1 ф – корпус физического факультета, ул. Ак. Павлова, д. 1 Э – корпус факультета экономики и управления, ул. Ак. Павлова, д. 1 Л – лекционный корпус, ул.
  3. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.
  4. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»

    Основная образовательная программа
    Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогической науки. Ориентация современной педагогической науки на гуманистическую модель образования.
  5. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

    Основная образовательная программа
    Специальные дисциплины, отрасли наук и научной специальности 12.00.08 – «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», в том числе дисциплины по выбору аспиранта

Другие похожие документы..