Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В нижней клети усторожской судной избы сидели вместе башкир-переметчик Аблай, слепец Брехун, беломестный казак Тимошка Белоус и дьячок из Служней слоб...полностью>>
'Литература'
Социология девиантного поведения определяется как «сквозная» теория с исторически изменчивым предметом. Само понятие «отклонение» характеризуется как...полностью>>
'Реферат'
Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), а с древнеиндийского – видение...полностью>>
'Статья'
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные п...полностью>>

И ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия.

Расцвет ассирийской культуры приходится на 800—700 гг. до

н. э. В 605 г. до н. э. Вавилон и Мидия уничтожают это государство.

Каковы основные достижения

шумеро-аккадской культуры?

Во второй половине VI тысячелетия до н. э. на плодородных

равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства,

которые к III тысячелетию до н. э. заполнили всю долину

Тигра и Евфрата. Среди наиболее значительных городов следует

назвать такие, как Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад.

Большинство городов были основаны шумерами.

Вклад шумеров в развитие мировой культуры очень велик: им

принадлежит изобретение колесных телег, гончарного круга и

открытие способов обработки металлов. Но, пожалуй, самым

значительным их достижением было изобретение письменности.

На начальном этапе это была пиктография — форма письма, состоящая

из рисунков и иногда включающая символы, обозначавшие

одно слово или понятие. Позже рисунки упрощались, что

ускоряло процесс письма. Благодаря этому отдельные символы

можно было использовать в различных значениях. К примеру,

символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или

«время». Однако такая система письма, насчитывающая около

2000 знаков, была достаточно сложной. В дальнейшем символы

стали употреблять для обозначения предметов и понятий схожего

звучания. Так, знак, обозначавший пчелу, мог одновременно

использоваться и для обозначения начального звука «п» в любом

слове. Это позволило сократить число знаков примерно до 6001.

Историки считают изобретение письменности заслугой шумерских

храмовых чиновников. По-видимому, это было связано

с формированием и развитием системы управления. Чиновники,

желая упростить регистрацию хозяйственных мероприятий, торговых

сделок и т. п., стремились усовершенствовать пиктогра

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 220.

55

фию. Шумерскую письменность называют клинописью, поскольку

линии, наносимые углом прямоугольной палочки на глиняные

плитки, имели вид клиновидных углублений.

Письменность была величайшим достижением шумеро-аккадской

культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами

и распространилась по всей Передней Азии. В середине

II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой

письменности, ее могли использовать даже в Египте. В середине

I тысячелетия до н. э. клинопись превращается в алфавитное

письмо.

Велико значение Шумера и Аккада и в развитии литературы.

Шумеры создали первую в истории человечества поэму «Золотой

век», были авторами первых элегий, составили первый в мире

библиотечный каталог. Самым ярким произведением шумероаккадской

литературы считается «Эпос о Гильгамеше». В нем

повествуется о том, как Гильгамеш, легендарный царь города

Урука, странствует по миру в надежде найти тайну бессмертия.

Это предание оказало сильное влияние на культуру народов,

окружавших Шумер и Аккад.

Во многом шумеры были и зачинателями некоторых наук:

ими были составлены древнейшие медицинские книги — сборники

рецептов, ими же был разработан календарь земледельца и

оставлены записи о защитных насаждениях.

«История начинается в Шумере», — эти известные слова

очень точно описывают ту значительнейшую роль, которую сыграла

шумеро-аккадская культура в развитии человечества. Именно

здесь впервые появились многие достижения, без которых

трудно себе представить дальнейший социально-культурный

прогресс. Именно на территории Месопотамии, очевидно, началась

история цивилизации. Последующие цивилизации в своем

собственном поступательном развитии неизбежно опирались на

опыт Шумера и Аккада.

Что было характерно для архитектуры

и изобразительного искусства Шумера и Аккада

и позднее — Старовавилонского царства?

Изучение архитектуры и изобразительного искусства Двуречья

осложнено тем, что в распоряжении исследователей осталось

очень немного сохранившихся памятников — значительно меньше,

чем, например, памятников египетского искусства. Дело

в том, что территория Междуречья в отличие от Египта была бедна

камнем. Поэтому основным материалом, применявшимся

в строительстве, был кирпич, просто высушенный на солнце.

Постройки из такого недолговечного материала почти не сохранились.

Кроме того, непрочный и тяжелый материал в значительной

мере ограничивал возможности строителей, диктуя сам

56

стиль месопотамской архитектуры: здания отличались тяжеловесностью,

простыми прямоугольными формами, массивными

стенами1.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские и религиозные

монументальные постройки. Первоначально именно

храмы были важнейшими культурными и хозяйственными центрами,

вокруг которых образовывались города. Классической

формой месопотамского храма был зиккурат. Такие культовые

сооружения начали строить шумеры, позднее эту традицию продолжили

вавилоняне, унаследовавшие достижения шумероаккадской

культуры. Зиккурат представлял собой сооружение

в виде высокой ступенчатой башни-пирахМиды, опоясанной выступающими

террасами и создающей впечатление нескольких

башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов-

террас могло быть от четырех до семи. Ступени пирамиды

соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму

пандус. Стены окрашивались в черный, белый и красный цвета.

Одним из древнейших дошедших до нас зиккуратов является

зиккурат в Уре. Теперь нам видна лишь одна нижняя терраса. Но

даже размеры только ее поражают: площадь основания этой усеченной

трапеции составляет 65 на 43 м, высота же равна 20 м.

Первоначально же высота зиккурата, очевидно, достигала 60 м.

Каждая площадка зиккурата была обнесена стеной, к которой

с внутренней стороны примыкали дома жрецов и чиновников.

Кроме того, здесь хранился архив.

В главном внутреннем зале храма помещалась статуя божества.

Изготовленная из ценных пород дерева и покрытая золотом

и слоновой костью, она одевалась в пышные одежды и венчалась

короной. Вход в этот зал был открыт только небольшой группе

жрецов, остальные же могли видеть статую божества лишь во

время праздничных процессий, когда ее проносили по улицам,

чтобы бог благословил город и округу.

Собственно «дом божества» располагался на верхней площадке

зиккурата, в башне. Там, в комнате, где находились ложе и золоченый

стол, бог, как считалось, гостил по ночам. Впрочем, эта

башня могла использоваться и жрецами для астрономических

наблюдений.

Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки.

Внутри храма находились школы, в которых обучались будущие

жрецы и чиновники.

Со временем древние «города храма» (поселения вокруг храма

местного бога) перерастали в города-государства. Централизация

власти сопровождалась формированием разветвленного бюрократического

аппарата. Это требовало строительства правительствен

Культурология. История мировой культуры. М., 1998. С. 64.

57

ных сооружений. В результате рядом с культовой архитектурой

появляется и светская: прежде всего дворцы и гробницы царей.

Шумерские города, в которых присутствовали как религиозные,

так и светские постройки, уже к середине III тысячелетия до

н. э. приобрели геометрически правильную планировку. Города

насчитывали примерно 30 тыс. жителей. В центре города обычно

располагался храм, а рядом — дворец правителя. Город окружали

сады и поля, перерезанные многочисленными оросительными

каналами.

Дворцы шумеро-аккадских правителей украшались скульптурой

и настенной живописью. Основными сюжетами были сцены

битв и изображение религиозных обрядов. Встречались также

декоративные узоры, состоящие из геометрических фигур. Для

изобразительного искусства Вавилона типичным было изображение

животных, чаще всего — льва и быка. Скульптура отличалась

более тонкой, по сравнению с египетским искусством, проработкой

материала, большей реалистичностью и живостью

изображения, была в меньшей степени условной.

В чем особенности религиозных взглядов шумеров,

аккадцев и вавилонян и связанной с ними

картины мира?

Религиозные взгляды жителей Двуречья претерпели некоторую

эволюцию. В VI—III тысячелетиях до н. э. было распространено

преимущественно поклонение местным божествам, власть

которых ограничивалась очень небольшой территорией. Эти

боги выступали как податели благ и изобилия. Вторую группу

божеств составляли покровители крупных городов. Они, как

считалось, были более могущественными, чем местные боги, но

и они почитались только в своих городах. Наконец, были боги,

которым поклонялись во всех шумерских городах.

Самыми могущественными из всех богов считались Ан, Энлиль

и Энки. Ан (в аккадской транскрипции — Ану) почитался

как бог неба, а также отец и покровитель других богов, известный,

впрочем, своим пренебрежительным к ним отношением и

злыми выходками. Он считался покровителем города Урук.

Энлиль — бог ветра, воздуха и всего пространства от неба до

земли — также относился к низшим божествам и людям довольно

пренебрежительно. Однако, он, как верили, изобрел мотыгу и

подарил ее людям. Поэтому его почитали и как покровителя земли

и плодородия.

Энки (или Эа), бог города Эреду, считался богом океана и

пресных подземных вод.

Среди других наиболее почитаемых божеств были бог луны

Нанна (Син), покровитель города Ур, и его сын — бог Солнца

Уту (Шамаш). Богиня Инанна (аккадская Иштар) почиталась

58

как богиня плодородия, плотской любви, а также военных побед.

Ее супруг бог Думузи (Таммуз) выступал как бог воды и растительности,

ежегодно умирающий и воскресающий. Владыкой

царства мертвых был Нергал1.

Впоследствии богам начали приписывать новые качества.

К примеру, Ан стал более четким олицетворением идеи власти.

Энки стал почитаться как бог мудрости, знания и ремесла, а также

как покровитель предсказаний и заклинаний. Энлиль стал

олицетворять идею силы. Кроме того, главные боги были соотнесены

с различными планетами и созвездиями: Уту — с Солнцем,

Иннана — с Венерой, Нергал — с Марсом. На этой почве

постепенно появился культ небесных светил, начали развиваться

астрономия и теснейшим образом связанная с ней астрология.

Во II тысячелетии до н. э. постепенно стал приобретать все

большее значение городской бог Вавилона — Мардук. Почти повсеместно

он стал почитаться как царь богов.

Вавилонские жрецы учили, что люди были созданы из глины

и крови одного из низших богов для того, чтобы служить богам.

Боги же определяли судьбы людей. Волю богов могли знать лишь

жрецы, только они умели разговаривать с богами, а также определять

волю богов по движению небесных светил. Культ небесных

светил и связанная с ним астрология играли важнейшую

роль в поклонении шумеров и вавилонян.

Коренное отличие религиозных шумеро-вавилонских религиозных

представлений от египетских заключалось в понимании

ими смерти и бытия человека в загробном мире. Месопотамская

религия не обещала загробного блаженства. Напротив, загробная

жизнь — жизнь в «стране без возврата» — представлялась как

унылое существование. В том мире, как считалось, нет человеческих

радостей, нет даже света, а пища мертвых — прах и глина.

На такое печальное существование обречены все без исключения

— и праведники, и нечестивые, и богатые, и бедные. Поэтому

все интересы жителей Двуречья сосредоточивались на земной

жизни, на реальной действительности.

Такое понимание смерти отразилось и в искусстве: в вавилонском

искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом

религия, идеология и искусство Двуречья были более реалистичными,

чем культура Древнего Египта того же периода.

Чем культура Ассирии отличалась

от предшествующих?

Ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство

в XIV в. до н. э., заимствовали и развили культуру, религию и ис

Культурология. История мировой культуры. М, 1998. С. 59.

59

кусство Вавилона. Однако господство Ассирии принесло с собой

совершенно иной тип культуры. «Мощь государства, захватившего

огромные территории, централизация власти в руках

царей, постоянная мобилизованность и готовность к походам

способствовали сложению искусства сурового, мужественного,

прославляющего силу правителей, их красоту и военную доблесть,

оформляющего их жизнь всем возможным великолепием

»1.

Военизированный характер государства отразился на архитектуре

и изобразительном искусстве. Ассирийское искусство

I тысячелетия до н. э., исполненное пафосом силы, прославляло

мощь и победу завоевателей. Характерным для ассирийского искусства

было изображение крылатых быков с надменными человеческими

лицами — «шеду». Ассирийские рельефы также были

посвящены прославлению царя — могущественного, грозного

и беспощадного. Особенностью ассирийского искусства было

изображение шокирующих сцен царской жестокости — сажания

противников на кол, вырывания у пленных языка, сдирания

с провинившихся кожи. Все эти факты повседневной жизни безо

всякого сожаления передавались искусством.

Ассирийские города представляли из себя мощные крепости,

обнесенные внушительными стенами. При этом светская архитектура

в Ассирии, как кажется, преобладала над религиозной.

Искусство и архитектура в то.время активно пропагандировали

идею военной мощи. Крупнейшие города Ассирийской державы

— Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались необычайно

пышными царскими дворцами. Примером этого может служить

дворец Саргона П.

Однако Ассирийские цари прославились не только своей жестокостью.

Они были еще и выдающимися строителями, собирателями

древностей, хранителями культуры. В царском дворце

Ашшурбанипала (680—627 гг. до н. э.) была собрана великолепная

коллекция копий шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских

текстов.

При ассирийских царях, в частности при Навуходоносоре II,

произошел новый взлет вавилонской культуры. Новый Вавилон

по тогдашним меркам был огромным городом: его население насчитывало

200 тыс. человек. Вавилон был окружен стеной шириной

25 м — по этой стене могли проехать две колесницы, запряженные

четверкой лошадей. Система каналов позволяла затопить

все подступы к городу и превратить его в неприступную

крепость. В Вавилоне находилось одно из семи чудес света, так

называемые висячие сады Семирамиды — грандиозный семиярусный

зиккурат с озелененными террасами.

1 Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 125.

60

Древнейшие обитатели Двуречья создали высокую культуру,

которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее

развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов.

На территории Месопотамии возникли и получили оформление

многие черты материальной и духовной культуры, надолго

определившей последующий ход всемирного исторического

процесса. Здесь появились первые города-государства, возникли

письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация

Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через

нее — и на европейскую культуру Средневековья, Нового и

Новейшего времени.

В чем особенность исторического развития

древнеиндийской культуры?

Культура Древней Индии (середина VI тысячелетия до н. э.—

IV век н. э.) была одной из своеобразнейших и величественнейших

культур в истории и по уровню развития не уступала культурам

Древнего Египта и Месопотамии. Характерной особенностью

Древней Индии является то, что сами природные условия

изолировали ее от остального мира. С одной стороны она омывается

водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского

залива. С другой стороны естественной границей служил

величайший в мире горный хребет — Гималаи. Впрочем, эти границы

никогда не были совершенно непроницаемыми, на территорию

Индии регулярно проникали переселенцы и торговцы.

Исследователи предполагают, что территория Индии была заселена

уже в древнекаменном веке. К Ш—началу II тысячелетия

до н. э. в долине Инда складывается самобытная протоиндийская

культура, называемая хараппской культурой. Главными ее центрами

были города в районах Хараппы и Махеджо (Даро). К сожалению,

в отличие от древнеегипетской и месопотамской цивилизаций

до нас не дошли никакие письменные древнеиндийские

источники, кроме коротких надписей на печатях. Но и их пока

не удалось расшифровать. Некоторое представление о протоиндийской

культуре позволяют составить руины городов. Археологи

обнаружили, что эти древние города имели четкую планировку:

по сторонам прямых улиц располагались двухэтажные

кирпичные дома, под землей была проложена система керамических

труб для канализационного стока, существовала городская

баня с бассейном и подогревом воздуха. Интересно, что

культура городов была необычайно единообразна: на всей территории

распространения хараппской культуры даже кирпичи

имели одинаковую форму и размер.

Однако к середине II тысячелетия до н. э. эта культура приходит

в упадок. Выдвигаются различные версии относительно причин

этого упадка: природная катастрофа, собственные внутриго

61

сударственные общественные сдвиги. Одной из наиболее вероятных

причин упадка протоиндийской культуры видится

вторжение с севера арийских племен. Арийцы (или арии) были,

очевидно, кочевыми племенами, перемещавшимися на территории

от Польши до Средней Азии. Арийское вторжение положило

начало совершенно новой культуре. Однако эта новая культура

не могла не позаимствовать очень многого от более древней хараппской

культуры, которая навсегда осталась основой, базой

дальнейшего культурного развития Индии.

Вторжение арийцев принесло с собой в определенном смысле

понижение уровня цивилизованности: города стали больше походить

на большие селения, преобладающим стал натуральный

обмен. Однако постепенно появляются признаки нового экономического

подъема. Появляются железные орудия, начинается

выращивание сахарного тростника, риса, хлопка. На смену родовой

организации приходит государство с четкой социальной

структурой. Характерной чертой древнеиндийской цивилизации

было деление на касты (или варны). Высшей кастой были брахманы

— жрецы и мыслители; считалось, что они вышли из уст

верховного бога Брахмы. Вторую касту, кшатрии, появившуюся,

по преданию, из плеч бога, составляли правители и воины. Вайшьи

— земледельцы, ремесленники и купцы — вышли из бедер

Брахмы. Последняя каста — шудры, т. е. слуги, батраки — появилась,

как считали, из его ступней. Были также люди, не принадлежавшие

даже к низшей касте, — «неприкасаемые». Позднее

каст стало больше, однако границы между ними оставались

практически непроницаемыми.

До середины VI столетия до н. э. на территории Индии господствовала

раздробленность. Но постепенно среди множества мелких

царств выделилось и усилилось одно — Магадха. Бимбисара,

царь этого государственного образования, начал территориальные

завоевания. Его преемникам удалось подчинить себе весь

бассейн Ганга и прилегающие к нему горные области. Западная

часть Индии была централизована позже. Сначала она находилась

под властью Ахменидов. В 327—325 гг. до н. э. в результате

завоевательных походов Александра Македонского значительная

часть Индии оказалась под его господством. Борьбу против греческого

господства возглавил Чандрагупта Маурья. Около 317 г.

до н. э. он овладел престолом и стал основателем могущественной

державы и родоначальником династии Маурьев. Особенно

активной завоевательной политикой был известен внук Чандрагупты

— Ашока (286—231 гг. до н. э.). Однако приблизительно

в 187—183 гг. до н. э. династия Маурьев пресеклась в результате

переворота, совершенного военачальником Шунгой1.

Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 1999. С. ПО.

62

В отличие от империи Маурьев царство Шунгов не было единым,

централизованным государством. В этот период история,

в сущности, представляла собой борьбу различных династий за

власть. Почти две тысячи лет Индия не существовала как политическое

единство. Но несмотря на это, Индия сохраняла единство

культуры, до сих пор поражающее своей целостностью и самобытностью.

В чем особенность древнеиндийской

религиозной системы?

Древнеиндийская мифология представляет собой даже не

систему, а несколько систем. Это обусловлено спецификой исторического

развития Индии. Индийская мифология «многослойна

», поскольку новая культура, развивавшаяся на почве предшествующей,

не отменяла старых представлений, а накладывалась

на них.

Самые ранние формы древнеиндийской мифологии были типичными

для своего времени: культ женского божества, указывающий

на переход от кочевого образа жизни к оседлости, почитание

духов предков, культ животных.

С появлением протоиндийской хараппской культуры возникает

новый слой мифологических представлений. Большое распространение

получает культ плодородия и связанное с ним почитание

богини-матери. В основе земледельческих культов лежали

представления о сезонном умирании и возрождении природы.

После нашествия ариев начала формироваться ведическая мифология

(от названия главных индийских религиозных произведений

— Вед). Веды были созданы в конце II—начале I тысячелетия

до н. э. Они были написаны на санскрите, что буквально

означает «очищенный, обработанный» в отличие от «пракритов

» — разговорных языков. По мнению ариев, Веды были «божественным

откровением».

Первое собрание Вед, включившее в себя передававшиеся

прежде из уст в уста гимны богам, получило название «Рыгведа».

Второй сборник, содержавший ритуалы и песнопения, был назван

«Самаведа». «Яджурведа» включала в себя молитвенные формулы

для совершения жертвоприношений. Четвертым сборником была

«Атхарваведа» — собрание песнопений и заклинаний. Помимо

религиозной информации, Веды содержали басни и сказки, порой

с элементами сатиры. К каждой Веде жрецы добавили свои ритуальные

комментарии — Брахманы. Позднее ведическую литературу

дополнили религиозно-философские комментарии — Упанишады

иАраньяки. На Ведах также основана литература священного

предания — так называемые сутры, т. е. краткие руководства по

вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы

законодательного и религиозного права.

63

В древнеиндийском пантеоне насчитывалось несколько тысяч

богов. Назовем лишь некоторых из них. Великий бог-отец

был известен под именем Дьяус. Индра — бог войны и грозы —

изображался буйным, лишенным моральных принципов, любящим

пиры и пьянство. Божеством особого рода был Сома. Собственно

говоря, сома — это некое растение (до сих пор точно не

идентифицированное), из стеблей которого изготовляли особый

напиток. По всей видимости, этот напиток вызывал галлюцинации.

Сома был обожествленным напитком, или богом напитка.

Еще одним особенным богом — богом ритуала — был Агни

(огонь). Он являлся своего рода посредником между богами и

людьми.

К концу I тысячелетия до н. э. на смену ведической мифологии

приходит индуистская мифология. Она возникла как результат

демократизации ведических концепций и соединения их

с народными верованиями более древнего происхождения. Ранний

этап ее становления нашел отражение в эпосах «Махабхарата

» и «Рамаяна», а зрелые формы — в особых религиозно-мифологических

поэмах (пуранах). Верховным богом в индуизме становится

Брахма. Брахма рассматривается как первый в триаде

верховных богов, в которую входят также Вишна и Шива. Брахма

считается творцом Вселенной, однако, согласно преданию, создает

он ее не из ничего, а из некоего космического яйца, порожденного

в первозданных водах силой тепла. Вишну рассматривается

как бог, сохраняющий Вселенную, а Шива — как бог, разрушающий

ее. Вселенная в индуизме видится бесконечно возникающей,

разрушающейся и снова возникающей. Существование и несуществование

Вселенной обозначается соответственно как «день»

и «ночь» Брахмы.

Индуистская мифология развивает учение о душе, карме и

сансаре, восходящее еще к «Упанишадам». Карма понимается

как плод предшествующих дел, как действие, предполагающее

дальнейшее вознаграждение и наказание. Сансара в индуистской

мифологии — мирское бытие как цепь перерождений, как

переход из одного типа бытия в другой. То, каким будет новое

тело человека, определяется кармой. На этом фоне одной из

центральных идей индуистской философии становится стремление

освободиться от бесконечной вереницы перерождений. Однако

способы достижения такого освобождения представлялись

индийской философией по-разному.

Древнеиндийская философия, тесно связанная с религией,

довольно разнообразна по содержанию. Среди всего разнообразия

учений можно выделить шесть философских направлений,

ориентированных на авторитет Вед и называемых поэтому ортодоксальными.

Одним из них является йога — не столько комплекс

физических упражнений, сколько философия, направленная

на тренировку тела и духа и подготовку к освобождению.

64

Среди неортодоксальных философских направлений следует

отметить прежде всего буддизм, сыгравший огромную роль в развитии

индийской культуры. Буддизм — это не только философия,

но и религия, и этика, и определенный образ жизни1. Основателем

буддизма считается принц Сиддхарта Гаутама, живший

в VI—V вв. до н. э. Согласно преданию его отец, горячо любивший

сына, стремился оградить мальчика от жизненных волнений

и суеты. О существовании страданий на земле Сиддхарта

Гаутама узнает, уже будучи взрослым. Тогда, оставив дом и семью,

он становится отшельником-аскетом, и однажды на него

нисходит просветление. Он становится «просветленным», или

«буддой», и начинает проповедовать свое учение. Согласно учениям



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на тест по экономике

    Документ
    Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая процессы, происходящие на уровне национальной экономики в целомМанипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства
  2. Ответы к тестам для 9 классов

    Документ
    А – Светлая окраска способствует отражению тепла, и таким образом светлоокрашенные особи рептилий оказываются в невыгодной ситуации с позиции получения тепла, когда это лимитирующий фактор.
  3. Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания-семинара ответственных секретарей приемных комиссий вузов

    Семинар
    Ответ. В соответствии с Порядком приема вузами принимаются документы государственного образца об уровне образования. Документы государственного образца выдаются аккредитованными общеобразовательными учреждениями, т.
  4. Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)

    Документ
    3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.
  5. Ответы на билеты по курсу Античной Литературы

    Документ
    Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
  6. Ответ на клевету под названием

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..