Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Зенит ВАО 10540 Зеленый пр-т, д. , стр.5 м. «Новогиреево» к-р Киргизия ВАО 10541 Свободный пр-т, д. , стр. 4 м. «Новогиреево» зап. вых. ВАО 10 9 Щелк...полностью>>
'Документ'
Впродовж І півріччя п.р. буковинці придбали в торговій мережі та мережі ресторанного господарства підприємств-юридичних осіб, у перерахунку на абсолют...полностью>>
'Программа'
типовой программы по Методам финансово-экономического управления для специальности «Экономическая кибернетика» от 30.06.2010, регистрационный № ТД-П....полностью>>
'Документ'
Дается оценка аппаратных средств, которые необходимы для реализации в составе «систем на кристалле» блоков управления, спроектированных на базе IP-мо...полностью>>

И ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

этапе каменного века — палеолите — также принято выделять

нижний, средний и верхний (или поздний) периоды.

Принято считать, что в конце каменного века произошла

«неолитическая революция» — т. е. переход от присваивающих

(охота, собирательство) к производящим формам хозяйства (обработка

почвы, искусственное взращивание растений). Этот коренной

перелом создал условия для развития общества, что привело

к возникновению первых цивилизаций приблизительно

в III тысячелетии до н. э. Еще одним достижением нового каменного

века было открытие первого искусственного материала —

огнеупорной глины.

На смену каменному веку пришел медный (или энеолит), занявший,

как полагают, IV—III тысячелетия до н. э. В конце

III тысячелетия до н. э. наступил бронзовый век, продлившийся

до начала I тысячелетия до н. э. В начале I тысячелетия до н. э. его

сменил железный век.

Каковы особенности первобытного искусства?

Первобытное искусство — немаловажная часть культуры первобытной

эпохи. Помимо искусства, в культуру этого периода

включаются религиозные верования и культы, традиции и обряды.

Скорее всего, искусство в то время было теснейшим образом

связано с культом. В пользу этого говорит хотя бы то, что в на

44

скальной живописи археологи не обнаруживают пейзажных рисунков,

имеющих чисто эстетическую функцию, тогда как изображения

животных — туров, бизонов, лошадей — встречаются

повсеместно. Животных боялись, им поклонялись. Нередко, как

полагают, вылепленные из глины фигурки животных пронзали

дротиками, воображая, что убивают во время охоты настоящих

хищников, и считая, что это обеспечит удачную охоту. Таким образом,

религиозная функция первобытного искусства, очевидно,

была первичной по отношению к эстетической1.

Характерной особенностью искусства на этом этапе был синкретизм,

т. е. сочетание разнообразных воззрений (от греч. syncretismos

— «соединение»). Исследователи предполагают, что на

данном этапе возможности всех психических процессов и переживаний

древнего человека находились в зародыше, в коллективном

бессознательном состоянии, в так называемом архетипе2.

Главной художественной особенностью первобытного искусства

была символическая форма, условный характер изображения.

С помощью таких символических изображений передавались

самые разнообразные понятия и человеческие чувства.

Первыми произведениями первобытного искусства были, как

считают, простейшие скульптуры. Широкое распространение получили

женские фигурки из кости или камня с гипертрофированными

формами тела и схематизированными головами — так называемые

«венеры». Очевидно, эти фигурки были связаны с культом

матери-прародительницы. Подобные статуэтки найдены во многих

районах — в Италии, Австрии, Чехии, Франции, России.

Как уже говорилось, необычайно распространенными были

изображения зверей — в виде небольших скульптур или как наскальные

изображения. Начиная с XIX в. археологам удалось обнаружить

немало таких изображений и скульптур в пещерах Пиренейских

гор. К примеру, пещера Альтамира на территории Испании

представляет собой огромную подземную галерею, за что

эту пещеру даже называют «Сикстинской капеллой» первобытного

искусства. Распространенные в искусстве палеолита стилизованные

изображения животных условно именуют «звериным

(или зоологическим) стилем». В некоторых пещерах археологам

удалось обнаружить высеченные в скале барельефы, изображающие

животных. Но при всей жизненной выразительности некоторых

образов неолитическое искусство остается интуитивноспонтанным.

Оно состоит из отдельных образов, в нем нет композиции

в современном смысле слова, отсутствует фон.

Особая область первобытного искусства — орнамент. Орнамент,

широко применявшийся уже в палеолите, достиг своего

1 Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 197.

2 Культурология. История мировой культуры. М., 1998. С. 28.

45

расцвета в эпоху земледельческих обществ. На смену наскальной

живописи пришло искусство абстрактного орнамента, нанесенного

на глиняную посуду. Художники высокоразвитых земледельческих

обществ уже не копируют природу. Окружающий

мир теперь изображается посредством геометрических абстракций.

К примеру, считается, что спираль или ломаная линия обозначала

воду, а ромб был символом мира, ориентированного по

четырем сторонам света. Таким образом, орнаменты были не

просто украшением, но закодированной картиной мира1.

Важнейшим следствием неолитической революции и перехода

части племен к оседлому образу жизни было появление нового

вида искусства — архитектуры. Выделяют два направления

древнего строительства — архитектура малых и больших форм.

К первой относят строительство жилых и хозяйственных сооружений.

Ко второй — более крупные постройки: дворцы, храмы,

а также такие инженерные проекты, как ирригационные системы

в Древнем Египте.

Древнейшей формой человеческого поселения были стоянки

— временные лагеря первобытных охотников и собирателей.

На смену им с переходом к земледелию пришли постоянные поселения.

Их делят на неукрепленные (селища) и укрепленные

(крепости, городища).

На пересечении архитектуры, скульптуры и религии возник

особый род древнего искусства — погребения. Их принято подразделять

на два основных вида: погребения с надмогильными

сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые погребения.

Какими предположительно были религиозные

представления людей в первобытную эпоху?

Важнейшей составляющей первобытной культуры, во многом

определявшей и развитие искусства, были религиозные верования

и связанные с ними обряды. Охарактеризовать верования

первобытных людей очень непросто. Прежде всего это связано

с отсутствием достоверного материала. Исследователи могут

лишь попытаться реконструировать давно прошедшие этапы истории

и бытовавшие тогда религиозные представления. Тем не

менее принято выделять несколько ранних форм представлений

и основанных на них религиозных верований.

Одним из центральных понятий, характеризующим мироощущение

древнего человека, является анимизм (от лат. anima —

«дух, душа»). Под анимизмом понимают представление об одушевленности

всего, что окружает человека, наделение природ

КравченкоА. И. Культурология. М., 2001. С. 203.

46

ных явлений человеческими качествами. Анимизм предполагал

также веру в способность души, духа отделяться от тела. Анимистические

представления древних людей определили их отношение

к смерти, погребению, умершим.

Если мир вокруг человека одушевлен, то на него можно особым

образом воздействовать. Таким образом, анимизм делал

возможной такую форму религиозного поведения, как магия.

Магия, или колдовство, волшебство, сводится к совокупности

ритуальных действий, связанных с верой в возможность повлиять

на некие таинственные силы и с их помощью оказать воздействие

на окружающую действительность, мир в целом — природные

процессы, людей, духов1.

Разновидностью магии является фетишизм (от франц. fetiche

— «талисман, амулет, идол»). Под фетишизмом понимается

поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются

сверхъестественные свойства. Объектами поклонения —

фетишами — могут служить как природные объекты, так и те,

что созданы руками человека. Формы поклонения фетишам также

разнообразны — от принесения им жертв до вколачивания в

них гвоздей с целью причинить духу боль и тем самым заставить

его исполнить определенную просьбу. Фетишизм широко распространен

и в современных религиях. Примером тому может

служить поклонение черному камню в Мекке у мусульман или

же многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве2.

Еще одной распространенной формой верований был тотемизм,

т. е. вера в кровнородственные связи между родом и определенным

растением или животным. Такое животное — тотем —

иногда именовалось «братом» данного рода, поэтому был наложен

запрет на его умерщвление. Кроме родового тотемизма, существует

фратриальный (от греч. слова, означающего «братство

»), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. Отголоски

тотемизма можно проследить в некоторых современных

религиозных обрядах, ритуалах, а также в традициях и т. п.

Пигалвв А. И. Культурология. Волгоград, 1999. С. 63.

Культурология. История культуры. М., 1998. С. 39.

Глава 4

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Каковы общие черты

древневосточных цивилизаций?

Считается, что неолитическая революция принесла с собой

два важнейших нововведения: социально-политическое устройство

(государство) и качественно новый уровень социальнокультурных

отношений (цивилизация). Этот новый этап в развитии

человечества связан с Древним Востоком. Именно там, как

считают, происходит разложение первобытнообщинного строя и

начинается переход к оседлости. Именно в Восточном регионе

появляются первые государства, частная собственность, первые

системы письменности и другие признаки перехода от «предыстории

» к цивилизации.

Древним Востоком обычно называют совокупность культур,

расположенных на восток и юго-восток от греко-римского

мира. Разумеется, это определение в значительной мере условно,

поскольку граница между греко-римским и древневосточным

миром никогда не была резкой и со временем могла перемещаться.

Итак, Древний Восток как культурная целостность

включает в свой состав культурные общности Передней Азии,

Северной Африки, Индии и Китая. Ряд исследователей считают,

что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков,

инков тоже могут быть отнесены к Древнему Востоку.

Хотя по географическому положению эти цивилизации не являются

«Востоком», они обнаруживают ряд принципиально

схожих черт1.

Разумеется, каждая из древневосточных цивилизаций своеобразна

и неповторима. Однако все эти цивилизации предстают

как некая целостность, цивилизационное единство. Эти культуры

объединяет ряд важнейших признаков, которые придают им

принципиальное отличие как от первобытных культур, так и от

цивилизаций, пришедших им на смену.

Перечислим их основные отличительные черты:

1) исходным пунктом всех культур Древнего Востока считается

первобытнообщинный строй;

2) в отличие от ранее существовавших земледельческих культур

первые центры цивилизаций в подавляющем большинстве

случаев появляются на берегах рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ).

Такая земля, часто заболоченная, не подходила для жизни

Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 1999. С. 76.

48

первобытных общин, но стала для первых цивилизаций местом

постоянного обитания;

3) часто основой хозяйственной деятельности являются ирригационные

работы; при этом право собственности на землю и

на системы орошения принадлежит правителю и жречеству;

4) во многом в связи с развитием разделения труда общество

становится сословным, в отдельных случаях кастовым. Появляются

классы правителей, жрецов, воинов, чиновников, земледельцев,

рабов;

5) основным занятием людей остается сельское хозяйство, но

при этом определяющая и руководящая роль во всех областях

жизни принадлежит городу. Древневосточный город представляет

собой ориентированную и измеренную землю;

6) власть носит деспотический характер, это предполагает ее

жесткую централизацию и сакрализацию. Царь, фараон, император

нередко считается «Сыном Неба»;

7) огромная роль во всех древневосточных культурах принадлежит

астрономическим знаниям, теснейшим образом связанным

с астрологией. При этом астрология переплеталась с религией;

8) средством коммуникации, очевидно, впервые становится

письменность. Письменность во многих культурах постепенно

переходит от пиктографии к логографическому (словесному)

письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги или

согласные звуки.

Как периодизируют историю Древнего Египта ?

Египетская цивилизация, возникшая на берегах Нила, признана

одной из старейших. Название «Египет» происходит от

«Айгуптос» — так называли эту страну греки. Сами же египтяне

именовали свою страну «Черная земля» («Та-Кемет») в противоположность

неплодородной «Красной земле», т. е. пустыне1.

Считается, что поселения земледельцев появились в долине

Нила около 4000 г. до н. э. Позже, около 3100 г. до н. э., возникают

два крупных царства: Нижний Египет, занимающий область дельты

Нила, и Верхний Египет, располагающийся в долине реки

выше по течению. Около 3000 г. до н. э. Менес, царь более прочного

и могущественного Верхнего Египта, подчиняет себе Нижнее

царство и становится основателем первой династии объединенного

государства. Время правления первых двух династий получило

название Раннего царства (около 3000—2800 гг. до н. э.).

На смену Раннему царству приходит Древнее царство (около

2800—2250 гг. до н. э.). Столицей в то время становится основан

Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 1999. С. 81.

49

4-6332

ный еще Менесом город Мемфис. К XXIII в. до н. э. в стране усиливаются

сепаратистские настроения, и Египет распадается на

несколько самостоятельных государств. Результатом этого становится

упадок ирригационной системы, способной функционировать

только в условиях единого государства. В то время как

столица Египта Мемфис теряет свое значение, усиливаются другие

центры — Фивы, Гераклеополь. Ощущается необходимость

в новом объединении.

После многочисленных военных столкновений Египет снова

объединяется, но теперь уже под началом Фив. Эти события знаменуют

собой начало периода Среднего царства (около 2050—

1750 гг. до н. э.).

Около 1700 г. Египет переживает нашествие гиксосов — кочевых

скотоводческих племен из Азии. Господство гиксосов, продлившееся

более 100 лет, было свергнуто в результате освободительного

движения во главе с фиванскими царями. После этой

победы возникает Новое царство (около 1580—1085 гг. до н. э.).

В этот период внешняя политика Египта становится довольно

агрессивной. Многочисленные военные походы приносят Египту

территориальные завоевания. Однако позже, во время царствования

фараонов Аменхотепа III и его сына Аменхотепа ГУ,

влияние Египта на покоренные страны заметно ослабевает. Воцарившийся

приблизительно в 1300 г. фараон Рамсес II пытается

вернуть Египту былое могущество, ведя длительные войны. Но

после его смерти могущество Египта вновь ослабевает.

За Новым царством следует Позднее, или Ливийско-Саисское,

царство (около 664—525 гг. до н. э.). В 525 г. Египет попал

под власть Персии.

В 332 г. до н. э. Египет, бывший тогда частью персидской державы,

был завоеван Александром Македонским. Началась эллинизация,

а позже и христианизация страны. В 642 г. н. э. Египет,

входивший тогда в состав Византийской империи, был захвачен

арабами.

Какое влияние

на формирование египетской цивилизации

оказали природные условия?

Египет располагался на территории плодородной дельты

Нила. Принципиальной особенностью египетской культуры

была тесная связь с природными циклами Нила. В отличие от

Месопотамии, жителям которой приходилось считаться с коварной

и непредсказуемой стихией, разливы Нила были регулярными,

предсказуемыми. В результате непрерывных тропических

ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и он ежегодно

в июле разливался. В результате значительная часть территории

страны оказывалась под водой. Вода спадала через четыре

50

месяца, в конце октября, оставляя на полях плодородный слой

ила. Тогда наступал второй четырехмесячный период — с ноября

по февраль, — на время которого приходился посев. Годовой

цикл завершался третьим четырехмесячным периодом — временем

жатвы (март—июнь). Затем цикл повторялся, начинаясь

с очередного разлива Нила.

Природный ритм оказал огромное влияние на развитие египетской

цивилизации. Для предсказания наводнений был создан

довольно надежный календарь. Было замечено, что разлив Нила

наступает сразу же после того, как на ночном небе появляется

Сириус — ярчайшая звезда. Восход Сириуса дал египтянам возможность

оценить промежуток времени между двумя разливами

Нила. Первоначально они оценили длину года в 360 дней. Оставшиеся

пять дней приобрели религиозный, культовый характер,

они праздновались в конце года как время рождения богов. Создание

такого календаря свидетельствует о довольно высоком

уровне астрономических знаний в Египте.

Зависимость от Нила требовала четкой организации жизни

общества. Строились и поддерживались в хорошем состоянии

ирригационные каналы. За выполнением необходимых работ,

распределением земли и воды следили многочисленные чиновники.

Такая организованность гарантировала получение хороших

урожаев.

Нил был превосходным средством сообщения, что способствовало

объединению и централизации государства. Помимо

этого, река облегчала перевозку различных грузов, в том числе

каменных блоков, применявшихся в грандиозном египетском

строительстве.

Какова роль письменности и писца

в культуре Древнего Египта?

Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную

систему письма, включавшую в себя и идеографические

(обозначающие понятия), и фонетические (обозначающие звуки)

знаки.

Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros —

«священный» и glypho — «режу, высекаю») было культовым и использовалось

в качестве атрибута власти. Иероглифы, т. е. рисуночные

знаки, использовались в Египте, как считается, уже с 3000 г. до

н. э. Религиозные тексты, а также различные протоколы записывались

иератическим письмом, т. е. курсивной формой иероглифики.

Существовала также скоропись, упрощенная форма иератического

письма, называвшаяся демотикой. Возникшая в VIII—VII вв.

до н. э., к VII в. она стала народным официальным письмом Египта.

Первоначально каждый иероглиф соответствовал слову или

даже целому понятию. Текст представлял собой комбинацию из

51

идеограмм и фонограмм. Свитки, на которых производились записи,

изготовлялись из папируса, росшего в болотистых низменностях

Нижнего Египта.

Создание всей духовной жизни Египта и, в частности, изобретение

письменности приписывалось богу Тоту. Он обычно изображался

в виде человека с головой ибиса. Писцы играли в египетском

обществе роль верховных контролеров, которые должны

были регистрировать любого рода информацию — от предсказаний

урожая до штрафов, налагавшихся на преступивших закон.

В целом труд писцов имел огромное значение для сохранения и

передачи египетской культуры.

В чем специфика религиозных верований египтян?

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры является сакрализация

государственной власти, т. е. наделение ее священными

свойствами. В Египте в отличие от всех существовавших до и

после него цивилизаций сакрализация достигла максимально

возможного уровня1.

Во главе Египта стоял фараон, обладавший абсолютной властью.

Такая сильная централизованная власть покоилась на доктрине

божественного происхождения фараона. Фараон считался

богом, а не верховным жрецом, как это было в других древневосточных

цивилизациях. При этом огромное внимание привлекалось

к смерти фараона.

Смерть вообще была одной из центральных категорий египетской

культуры. Древние египтяне считали, что земной мир —

место лишь временного обитания человека. Только после смерти

человек получает вечное существование. При этом обретение

вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела умершего,

вследствие чего широко было распространено бальзамирование.

По мнению египтян, каждый человек обладает тремя душами: Ка

(второе Я, двойник человека, странствующее по загробному

миру и его воплощению — гробнице), Ба (некая жизненная сущность

человека, изображаемая в виде птицы) и Ах (тело, обладающее

самостоятельным бытием, загробное воплощение человека).

В загробном царстве бог Осирис взвешивает сердце человека

на весах, уравновешенных справедливостью, т. е. богиней

Маат. Праведник достигал блаженной вечной жизни, грешника

же пожирало чудовище.

На различных этапах истории египтяне поклонялись множеству

богов: номовым божествам (ном — область в Египте; в культе

номовых богов прослеживаются отголоски тотемизма), зооморфным

божествам (в виде человекоподобных существ с голо

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 213.

52

вой животного или птицы) и т. п. Осириса почитали как бога воскресающей

и умирающей природы, а также как царя загробного

мира, Ра был богом солнца. Живой фараон, отождествлявшийся

с богом Гором, после смерти становился, в представлении Египтян,

Осирисом.

Каким образом религиозные верования ' '

древних египтян повлияли на египетское искусство?

«Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного

ритуала»1. Представления египтян о загробной жизни и, как

следствие этого, большое внимание к смерти и погребению, непосредственно

связаны с самыми значительными памятниками

древнеегипетского искусства — пирамидами. Пирамиды — монументальные

постройки из каменных блоков, а позднее из кирпичей,

предназначались для погребения фараонов и возводились

только в период Древнего и Среднего царства. Самой большой

является пирамида фараона Хуфу (Хеопса): ее высота равна 137 м,

а длина каждой из сторон основания составляет 230,38 м.

При строительстве пирамид использовали достаточно простые

орудия труда. Огромные каменные блоки, очевидно, доставлялись

по реке, а затем по насыпным платформам и деревянным

лесам поднимались наверх. Блоки были очень искусно обработаны

и плотно пригнаны друг к другу, так что между ними нельзя

было вставить даже лезвие ножа. К пирамидам примыкали низкие

заупокойные храмы, у их подножия рядами располагались

значительно меньшие по размеру гробницы придворных и родственников

правителя. Внутрь пирамиды помещали саркофаг

с мумией фараона. Для изготовления мумии из тела умершего правителя

извлекали мозг и внутренности, затем тело на 70 дней помещали

в соленый раствор, после чего его пропитывали ароматическими

смолами и обворачивали погребальными пеленами.

Пирамида, как считается, представляла собой модель загробного

мира. При определении ее параметров и строительстве огромную

роль играли магические числа, применялся принцип «золотого

сечения», «магический квадрат» и т. п.

С погребальными обрядами и архитектурой была теснейшим

образом связана литература. В Египте появился уникальный литературный

жанр — книги мертвых. Написанные на папирусных

свитках, эти религиозные тексты помещались в гробницу. Кроме

того, подобные надписи были обнаружены на стенах гробниц и

саркофага. Эти религиозно-магические тексты были призваны

указывать умершему путь на том свете, помогать избегать всевозможных

ловушек.

1 Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 29.

53

Неотъемлемой частью храмов и гробниц была скульптура.

Статуи, изображающие фараонов, его приближенных, придворных

писцов, были выполнены в соответствии со строгими канонами.

Мужские скульптуры раскрашивались обычно краснокоричневым,

женские — желтоватым, для волос использовался

черный цвет, для одежды — белый. Глаза могли инкрустироваться

горным хрусталем и эбеновым деревом. Люди изображались

в спокойных, полных неподвижного величия позах — это было

воплощением идеи постоянства, вечности загробной жизни.

Гробницы украшались также рельефами и росписями. Характерной

особенностью египетских рельефов было изображение

разных частей тела в разных ракурсах: голова и нижняя часть тела

были показаны в профиль, а плечи и глаз — будто бы смотрят

прямо на нас (в фас). Для рельефов Древнего царства характерен

принцип фризового развития сюжета, разворачивающегося сцена

за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и

надмирное спокойствие1. Одним из интереснейших произведений,

созданных в период Нового царства, является скульптурный

портрет царицы Нефертити, жены Эхнатона.

Позже, под влиянием греческой и римской культуры, Египет

в большой степени утратил свою самобытность. Но еще очень

долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством,

его многотысячелетняя культура продолжала питать

культуру всего Средиземноморья.

Какие культуры существовали

на территории Древней Месопотамии?

Месопотамией, или Двуречьем (Междуречьем), древние греки

называли территорию, пролегавшую между двумя западноазиатскими

реками — Тигром и Евфратом. В долине этих великих

рек древности в IV тысячелетии до н. э. начала складываться

высокая культура, не уступающая египетской. Однако в отличие

от Египта, где на протяжении трех тысяч лет существовало одно

государство, населяемое одним народом, в Двуречье сменили

друг друга несколько государств: Шумер и Аккад, Вавилон (Старый

и Новый), Ассирия2.

Самая ранняя на территории Двуречья — шумерская культура

— существовала приблизительно с 3000 г. до н. э. и до 2400 г.

до н. э. в южной части региона. В 2400 г. до н. э. Саргон Древний

завоевал Шумер и подчинил его власти Аккада. Народ Аккада,

очень многое позаимствовав у шумеров, воспринял их культурное

наследие.

Кравченко А. И. Культурология. М, 2001. С. 218.

Культурология. История мировой культуры. М., 1998. С. 55.

54

Приблизительно с 2000 г. до н. э. здесь же, в долине Тигра и

Ефрата, начала формироваться вавилонская культура. Вавилония

стала наследницей шумеро-аккадской цивилизации. Цари Вавилона

во II тысячелетии до н. э. смогли объединить под своей властью

все области Шумера и Аккада. Расцвет вавилонской культуры

связывают с правлением Хаммурапи (1800 г. до н. э.). При нем

Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший политический,

экономический и культурный центр. Однако в 539 г.

до н. э. Вавилония была завоевана персами.

В Северной Месопотамии примерно с 1400 по 600 гг. до н. э.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на тест по экономике

    Документ
    Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая процессы, происходящие на уровне национальной экономики в целомМанипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства
  2. Ответы к тестам для 9 классов

    Документ
    А – Светлая окраска способствует отражению тепла, и таким образом светлоокрашенные особи рептилий оказываются в невыгодной ситуации с позиции получения тепла, когда это лимитирующий фактор.
  3. Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания-семинара ответственных секретарей приемных комиссий вузов

    Семинар
    Ответ. В соответствии с Порядком приема вузами принимаются документы государственного образца об уровне образования. Документы государственного образца выдаются аккредитованными общеобразовательными учреждениями, т.
  4. Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)

    Документ
    3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.
  5. Ответы на билеты по курсу Античной Литературы

    Документ
    Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
  6. Ответ на клевету под названием

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..