Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
Цель: Познакомить обучающихся с творчеством Костюнина, развивать коммуникативные умения и навыки, развивать монологическую и диалогическую речь обуча...полностью>>
'Документ'
Концепція особистості жінки в українській жіночій прозі 90-х років ХХ століття: Монографія. – К., Ніжин: ТОВ «Видавництво «Аспект-Поліграф», 2006. – ...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Московской области от 24.07.2007 ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П...полностью>>

И ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

отрицательно относился к понятию «цивилизация», предпочитая

«доцивилизованное», естественное состояние человека.

12

Такая позиция Руссо была, пожалуй, самой резкой формой противопоставления

природного и культурного начал.

Попытка устранить это противоречие была предпринята

в классической немецкой философии. В ней культура понималась

как исторический процесс развития духа, в котором в конце

концов возможен синтез природного и культурного начал.

Каково значение философии XVII—XVII/ вв.

для развития културфилософской мысли?

Европейская философия XVII—XVIII вв. была плодотворным

периодом в истории философской мысли и сыграла немаловажную

роль в подготовке современного этапа философского осмысления

культуры. Этот период включил в себя великие метафизические

системы, рационализм и эмпиризм, национальные формы

просветительской философии (английской, французской,

немецкой) и завершился становлением немецкой классической

философии.

Конечно, философия культуры тогда еще не была самостоятельным

направлением теоретического поиска, а само понятие

«культура» еще не осознавалось в своей целостности и своеобразии.

Осмысление феномена культуры шло в русле традиционных

философских проблем: в теории познания, социальной философии,

этике и эстетике. В связи с этим понимание культуры не

могло не быть несколько односторонним и фрагментарным.

Однако значение этого этапа философской мысли очень велико.

Выделение философии культуры в самостоятельную область

философского знания стало возможным только после

того, как были очерчены основные грани понятия культуры,

после того как ее основные свойства и параметры получили

теоретическое осмысление. Впоследствии культурология во

многом развивалась в том направлении, которое уже было намечено

философией XVII—XVIII вв., в одних случаях продолжая

и корректируя ее выводы, в других — вступая в полемику

с предшественниками.

Как понималась культура

классической немецкой философии?

Название «немецкая классическая философия» закрепилось

за ведущим направлением философии Германии со второй половины

XVIII примерно до середины XIX столетия. Мыслителями

этого направления был сформирован тип философии, выступивший

как теоретическое самосознание культуры. Расцвет немецкой

классической философии связан с именами И. Канта

(1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. Шеллинга (17751854),

Г. В. Ф. Гегеля (1770-1830).

13

Родоначальником философии немецкой классики был Иммануил

Кант. Философ развел, качественно различил два мира: мир

природы, т. е. постигаемых чувствами явлений, «феноменов», и

царство свободы, т. е. мир постигаемых умом «вещей в себе»,

«ноуменов». Только последний есть подлинно человеческий

мир, иначе говоря, мир культуры. Будучи существом естественным,

человек не свободен, он целиком находится во власти причин

и следствий, внешних для него, во власти времени. В природе,

где господствуют животные законы, Кант видел источник изначально

злого.

Но зло может и должно быть побеждено. Средством победы

над природным злом видится Канту культура, мораль. С этим

связано одно из центральных в философии Канта понятий —

категорический императив, т. е. всеобщий моральный закон,

безусловное моральное требование. Человек как моральное

(культурное) существо — уже не феномен, а ноумен, умопостигаемая

сущность. Он свободен самостоятельно выбрать собственный

жизненный путь, определить ее высший смысл и конечную

цель.

Расходящиеся мир природы и мир свободы (культуры, морали)

все же могут соединиться посредством силы красоты, силы

искусства. Основным выводом Канта было то, что высшее проявление

культуры — есть ее эстетическое проявление. Это положение

философии Канта было с восторгом принято европейским

романтизмом и положено им в основу представлений о

сущности и назначении культуры.

В основе философской системы Георга Вильгельма Фридриха

Гегеля лежат принципы вселогизма и познавательного оптимизма.

Собственно говоря, само слово «культура» в философии Гегеля

не используется. Однако эта тема обозначена в тех трудах, где

он касается проблемы творчества, понятого им как процесс восхождения

духа.

Мировой процесс виделся Гегелю как история прогресса и

становления свободы. История, по убеждению Гегеля, — «прогресс

духа в сознании свободы». «Все действительное — разумно,

все разумное — действительно», — провозгласил философ. Ведущая

роль в этом процессе принадлежит утверждавшемуся, самораскрывающемуся

разуму. Но разум добивается своих целей не

всегда прямыми путями, действуя иногда опосредованно. Это

значит, что разумный ход истории (культуры) может осуществляться

неразумными людьми, может твориться как некий побочный

результат не до конца осознанной деятельности.

По Гегелю, если в своих целях человек зависим от природы, то

в средствах их достижения уже господствует над ней. Поэтому

«плуг почетней колоса»: хлеб будет съеден, а орудие труда, с помощью

которого он был добыт, не исчезнет. Это орудие, в сущности,

и есть орудие культуры. Производительные силы челове

14

ка, развиваясь по своей логике, являются основой социальнокультурного

процесса.

Своеобразно оценивалась Гегелем роль индивида в этом общем

процессе. Индивидуальное, конечное, по Гегелю, подчинено общему.

Единственная возможность для индивида приобщиться

к мировой культуре — самостоятельно проделать тот духовный

путь, который уже был пройден человечеством. Субъективный

дух, или индивидуальное сознание, должен как бы заново открыть

для себя. Именно эту задачу призвано решить образование, в особенности

его ядро — образование философское.

Панлогизм гегелевской концепции человека, истории и культуры

явился кульминацией рационалистических тенденций

Просвещения, убежденного в прогрессе, восхождении социальных

сил. Но исторический оптимизм оказался очень непрочным.

В дальнейшем философии предстояло развенчать миф о способности

разума к постижению рационального строя универсума и

устроения на этой основе гармоничного общества.

В чем своеобразие интерпретации

проблем культуры, предложенной Шиллером?

Идеал этического сообщества людей был отправной точкой

культурфилософии представителя немецкого романтизма Фридриха

Шиллера (1759—1805). Шиллер исходил из предложенного

Кантом противопоставления природы и свободы, однако в отличие

от последнего полагал, что существует реальный способ

утверждения человеческой свободы в действительной жизни,

а не в воображаемой моральной сущности человека в перспективе.

Путь этот связан с формированием эстетической реальности,

ведь красота, воплощенная в свободной форме, — это единственный

объект, в котором свобода существует в явлениях, в чувственном

мире.

По представлениям Шиллера, человеческий род и отдельные

люди проходят три ступени: физическое, эстетическое и нравственное

состояние. На первой ступени человек и общество подчинены

природе собственной и внешней. Последняя ступень

предполагает освобождение от оков времени, прорыв из мира телесности

к идеальному. Эстетическое состояние первоначально

мыслилось как нечто промежуточное, однако впоследствии приобрело

у Шиллера самостоятельное значение и стало даже более

привлекательным, чем состояние этическое, в котором господствует

нравственный долг.

Центральным понятием культурфилософской системы

Шиллера стала «игра». Игра понималась им как свободная незаинтересованная

деятельность, применение душевных сил человека,

освобожденного от гнета собственных потребностей и

принуждения — от «природы». Вступая в царство игры, человек

15

фактически входит в культуру. Таким образом, «теория культуры

выстраивается Шиллером по модели искусства, понятого

как игра»1.

В чем специфика культурфилософии

А.Шопенгауэра?

Артур Шопенгауэр (1788—1860) был последним немецким философом,

предпринявшим попытку создать всеобъемлющую

систему, способную разрешить основополагающие проблемы

бытия, разгадать его тайну. Главным произведением Шопенгауэра

был его труд «Мир как воля и представление». Философ исходит

из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его

«представление», его априорные формы — пространство, время,

причинность. Субъект и объект — это соотносительные моменты

мира как «представление». Мир как «вещь в себе» показан у Шопенгауэра

как «воля», слепая стихия жизни, мучающая неутолимостью

желаний. Эта «воля» обнаруживается и в слепо действующей

силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум

— лишь инструмент «воли».

Смысл эстетического суждения заключается в способности

субъекта узреть суть мира и отрешиться от желаний. Так он

сможет стать «незаинтересованным», «безвольным», «чистым

зеркалом объекта»2. Стоит заметить, что в этом Шопенгауэр близок

к буддизму и его концепции нирваны.

Эстетическое суждение предстает у Шопенгауэра как возможность

возвыситься над волей. Оно сходно с религиозным самоотречением,

хотя и помогает отрешиться от жизни лишь на мгновение.

В эстетическом состоянии философ видит путь к нравственности,

в эстетическом суждении — возможность формирования

культуры в целом. Но специфика его понимания культуры заключается

в том, что последняя трактуется как способ религиозно-

этического преодоления жизненной стихии. Образцом

такого преодоления у Шопенгауэра выступает поэт-пророк,

стоический мудрец, отшельник. В таком понимании культура

превращается в сферу регуляции человеческого существования

посредством категорических императивов морали. Культура

«впервые приписывается к сфере должного, предназначение которого

— возвыситься над природно-сущим путем подавления

всех естественных проявлений жизни»3. Этот вывод Шопенгауэра

шел вразрез со всей философской традицией. Пессимистические

и волюнтаристские мотивы его философии получили раз

1 Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 62.

2 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1988. С. 252.

3 Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 94.

16

витие в работах ряда мыслителей конца XIX—начала XX столетий,

в частности Р. Вагнера и Ф. Ницше.

Каковы особенности понимания культуры

К. Марксом?

Карл Генрих Маркс (1818—1883) — немецкий экономист, ученый,

политический мыслитель — не был культурологом в узком

смысле этого слова. Даже сам термин «культура» использовался

им довольно редко. Тем не менее в трудах Маркса можно обнаружить

элементы культурфилософских воззрений мыслителя.

Уже в ранних работах Маркса культура начинает пониматься

как «деятельность». Параллельно философом исследуется категория

отчуждения, понимаемого им как превращение человеческой

деятельности и ее результатов в самостоятельную силу,

враждебную человеку и подчиняющую его. Отчуждение как бы

разрушает естественное состояние, в котором должна реализовываться

универсальная природа человека. В условиях отчуждения,

ставшего в эпоху капитализма тотальным, культура существует

в изуродованной форме, в виде мертвой вещественной

оболочки. Маркс выделил несколько основных форм отчуждения:

отчуждение человека от средств труда и от его продуктов,

отчуждение человека от человека и т. д. Среди этих форм философом

было названо отчуждение человека от культуры и духовных

ценностей, принадлежащих лишь избранным.

Рассматривая человека и культуру сквозь призму своих социально-

экономических воззрений, Маркс не мог избежать некоторой

ограниченности в их понимании. Сущность человека

и культуры философ видел в их социальности. Индивида как

особого рода культурной реальности для Маркса не существовало.

Не являлась для философа органичной составляющей культуры

и религия, называемая им «вздохом угнетенной твари»

и «опиумом народа».

В более поздних трудах — в «Тезисах о Фейербахе» и написанной

совместно с Энгельсом «Немецкой идеологии» — Маркс

продолжает исследовать социально-деятельностные параметры

культуры. Причину отчуждения человека от общественного производства

и превращения культуры в безлично-овеществленную

оболочку философ видит в разделении труда.

Материалистическое понимание общества и истории устанавливает

зависимость между различными типами человеческой

деятельности и различными типами общественных отношений.

Основу, базис общества составляет совокупность производственных

отношений. Все остальные системы общества — политическая,

правовая, идеологическая, названные философом надстройкой,

— зависят от производственных отношений. Способ

производства, по Марксу, определяет социальный, политиче

17

2-6332

ский, духовный процессы жизни. Отсюда вытекает знаменитое:

«общественное бытие определяет сознание». Поэтому и понять

историю духовной жизни общества можно только как отражение

истории материального производства. По-настоящему универсально

и свободно, считал Маркс, человек и культура проявят себя

в условиях «идеального состояния» будущего общества. Однако

здесь, особенно когда дело касалось искусства, философская система

Маркса встречала определенные трудности. Маркс вынужден

был констатировать, что в прошлом периоды расцвета искусства

не соответствовали материальному развитию общества.

В последних своих работах («Исторические выписки», письма

1870-х гг.) Маркс обращается к живой целостности культурноисторического

процесса, пытается найти пути построения универсальной

человеческой цивилизации, стремится наполнить

свои экономические структуры материалом истории, психологии,

этнографии.

В чем специфика взгляда Ф. Ницше

на развитие европейской культуры?

Философское творчество немецкого мыслителя Фридриха

Ницше (1844—1900) было необычайно многоплановым и противоречивым.

На всех этапах своей сложной философской эволюции

Ницше интересовала культурфилософская проблематика.

Обращаясь к разработке проблем происхождения человеческого

общества и культуры, Ницше выделяет интеллект и фантазию

в качестве главных свойств человека. Развивая именно эти

свойства, человек — физически слабый «зоологический вид» —

может справляться с практическими задачами, связанными

прежде всего с выживанием.

Согласно концепции Ницше создание «средств культуры»

(языка, логики) приводит к искажению действительности, к подмене

«жизни», как она есть сама по себе, «сущим», т. е. всем

устойчивым и регулярным. Вину за эту подмену философ возлагает

главным образом на науку.

Вслед за романтиками Ницше подчеркивает роль другого

культурного образования — искусства. Являясь «добровольным

стремлением к иллюзии», искусство более близко и непосредственно

связано с «жизнью», понимаемой как вечное

движение, становление. На ранних этапах истории человечества

искусство превалировало над наукой, но в дальнейшем это

соотношение изменилось в пользу последней. Теперь же наука

стремится предельно упорядочить мир. Аскетическая мораль и

христианская философия, истоки которой Ницше видел еще

у Сократа, тоже строго регламентируют обыденную жизнь,

стремясь устранить из нее всякую неразумность и непосредственность.

18

Образец подлинной культуры Ницше видел в досократовской

Греции. Тогда, по мнению Ницше, в равноправии существовали

два начала: дионисийское (титанизм, свободная игра жизненных

сил) и апполоновское (размеренность, упорядоченность, стройность).

Однако европейская культура пошла по пути подавления

дионисийского начала гипертрофированным апполонизмом —

«разумом», «истиной», «Богом».

Как реакция на многовековое господство сократической философии,

христианства и науки возникает «европейский нигилизм

». Ницше указывает на тотальность и неизбежность нигилизма,

поскольку он является оборотной стороной постоянной

борьбы европейского человека за свободу от духовных и социальных

авторитетов. Эти идеи, а также концепции «смерти

Бога», «переоценки всех ценностей», «сверхчеловека» Ницше

ввел в круг культурфилософских проблем, развиваемых впоследствии

крупнейшими мыслителями XX в.

Какой вклад в развитие представлений о культуре

внесло неокантианство?

Неокантианство, возникшее в 60-х гг. XIX столетия в Германии,

развивало отдельные положения кантовской философии

в духе более последовательного идеализма. Основные принципы

неокантианства состояли в следующем: философия трактовалась

исключительно как критика познания; само познание ограничивалось

сферой опыта, поэтому онтология — наука о бытии — не

признавалась научной дисциплиной. Крупнейшими направлениями

неокантианства были марбургская (Г. Коген, Э. Кассирер)

и баденская, или фрейбургская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт,

Г. Кон), школы.

Важнейшую роль в развитии культурологического знания

сыграло предложенное представителями баденской школы неокантианства

Генрихом Риккертом (1863—1936) и Вильгельмом

Виндельбандом (1848—1915) разделение методов «наук о духе» и

«наук о природе». Для «наук о природе», т. е. естествознания, характерен

номomemиecкuй, генерализирующий, обобщающий

метод — метод, ориентированный на установление законов.

«Науки о духе» — гуманитарные, исторические науки — используют

идеографический, индивидуализирующий метод. Этот подход

предполагает рассмотрение каждого явления культуры как

явления самоценного и уникального, носящего личностный характер.

Оригинальную философию культуры, вышедшую за традиционные

рамки марбургского неокантианства, создал Эрнст

Кассирер. В своем главном труде «Философия символических

форм» Кассирер переходит от традиционной кантовской проблемы

«Как возможно познание?» к вопросу «Как возможна

19

культура?». Общим понятием в его философии становится уже не

«познание», а «дух». «Дух» отождествляется философом с духовной

культурой и культурой в целом, понимаемой им как противоположность

природе. Кассирер считает знак, символ, или

«символическую форму», тем средством, с помощью которого

происходит оформление духа в его отдельных направлениях —

языке, мифе, религии, науке. При этом символизация, т. е. придание

значения, сохраняет специфическое своеобразие и автономность

каждой из этих сфер духа.

Фундаментальной функцией сознания Кассирер называет

«символическую функцию». Философ выделил три ступени ее

эволюции - «функция выражения», «функция изображения» и

«функция значения». Так, пространство, время и число на первом

уровне представлены как имена собственные, или мифические

образы, на уровне «функции изображения» — как языковые

образные описания, а на уровне «функции значения» — как понятия,

знаки и формулы науки. По Кассиреру, человек, усваивая

старые символы и творя новые, добивается личной свободы и

бессмертия, ведь свобода и бессмертие возможны лишь через

включение в культуру посредством усвоения и умножения общезначимых

человеческих ценностей. Смысл истории Кассирер

видит в «самоосвобождении» человека, а задачу философии культуры

— в выявлении неизменных в ходе исторического процесса

структур.

В чем особенности экзистенциалистского

понимания культуры?

Истоки экзистенциализма — одного из ведущих направлений

в философии культуры XX столетия — содержались уже в учении

датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813—1855). Он впервые

сформулировал понятие экзистенции, т. е. «подлинного существования

», «бытия-между».

Экзистенциализм как философское направление представлен

весьма несхожими мыслителями. Философами, предложившими

религиозный вариант экзистенциализма — немцем К. Ясперсом,

французом Г. Марселем, русским мыслителем Н. Бердяевым

и др., — проблемы культуры рассматривались в ключе

обращения к нравственно-религиозным ценностям. Французских

мыслителей Ж.-П. Сартра и А. Камю относят к так называемому

«атеистическому» крылу экзистенциализма. Философия

же немца М. Хайдеггера находилась вне рамок традиционной

религиозности, но вместе с тем не исключала обращения к

теологическим мыслительным ходам. Тем не менее основные

положения экзистенциализма разделялись всеми философами.

Экзистенциализм — это прежде всего онтология, т. е. учение

о бытии. В связи с этим остальные философские проблемы отходят

20

на второй план. В центре внимания экзистенциалистов оказывается

абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая

выражения на языке понятий, и способ его бытия — культура.

Экзистенциальный субъект историчен, существует в потоке

времени. Культурсозидающая деятельность человека разворачивается

именно в перспективе внутренне переживаемого времени.

Важнейшим процессом, без которого невозможен мир культуры,

в философии экзистенциализма предстает коммуникация, язык —

то, посредством чего осуществляются связи между субъектами.

Экзистенциальному субъекту присуща свобода, поэтому он

находится в состоянии непрестанного выбора, самопревосхождения.

Ситуацию, когда человеку необходимо сделать выбор,

имеющий решающее значение для его судьбы, экзистенциалисты

обозначают как «пограничную ситуацию». Источник культурного

творчества, самообновления мира культуры философы

видели именно в самопревосхождении.

Состояние, в котором пребывает культура XX в., оценивается

философами как кризисное. В современной культуре, по мнению

экзистенциалистов, нарастает отчуждение. Мартин Хайдеггер

(1889—1976) понимает отчуждение как форму существования

человека в обезличенном мире повседневности, в подчинении

индивида стандартным, заданным обществом нормам поведения,

мышления, языка. Для религиозных теоретиков отчуждение—

это, пользуясь словами Габриеля Марселя (1889—1973),

забвение «таинства бытия», овеществление окружающего мира

путем поклонения инструментальному действию, приносящему

практическую выгоду. Отчуждение оказывается обратной стороной

«успеха» человечества, покорения им природы и преобразования

общественных отношений. Так, Николай Александрович

Бердяев (1874—1948) полагал, что личностное начало раскрывается

лишь в культуре. Цивилизация же, провозглашая освобождение

человека, на самом деле обезличивает его, лишает оригинальности.

Другой русский философ-экзистенциалист, Лев

Шестов (1866—1938), в своих литературных произведениях рисует

отталкивающий образ кабинетного ученого-систематика, препарирующего

жизнь в интересах теоретической завершенности.

Появление такого бездушного, рационального, механического

человека философ связывает с наступлением эпохи господства

науки и техники.

Экзистенциалисты отвергают утверждение классической европейской

философии о способности разума постичь рациональный

строй мироздания и построить на этой основе гармоничное

общество. По их мнению, сама ужасающая реальность

XX в. показала ошибочность позиций «прогрессистской» философии,

согласно которой общество непрестанно движется вперед,

прогрессирует, постоянно увеличивая при этом степень человеческой

свободы.

21

Пути выхода из состояния кризиса видятся философам поразному.

Приверженцы консервативно-традиционного подхода

обращаются к прошлому и находят в нем примеры подлинного

существования личности в культурном контексте. Хайдеггер и

Марсель видят их в «досократической» эпохе, Ясперс — в эпохах,

воскрешавших «осевое время». Сартр же, наоборот, выступает

против традиции, пытаясь защитить уникальность каждого акта

свободной личности.

Экзистенциализм, к настоящему времени полностью сошедший

на нет, все же сыграл значительную роль в формировании

современного мироощущения, выявив значимость личного выбора

как условия становления индивидуальности и поколебав

наивную веру в научно-технический прогресс.

В чем суть концепции «осевого времени» К. Ясперса?

Одним из ключевых понятий в философии Карла Ясперса

(1883—1969) является понятие осевого времени. Приблизительно

в 800—200 гг. до н. э. в трех очагах культуры происходит, по мысли

Ясперса, коренной перелом в мироощущении: возникают религиозно-

этические учения, которые проповедуют совершенно

новые ценности. В Восточно-Средиземноморском регионе, откуда

взяла свое начало западная культура, это учения израильских

пророков, проповедь иранца Заратустры, а также греческая

литература и философия. В Китае в это время появляются даосизм

и конфуцианство, в Индии — учение Будды.

К началу «осевого времени» возможности прежней культуры

были исчерпаны. Человечество оказалось в пограничной ситуации.

Успешно разрешив возникшие перед ним вопросы (осознание

бытия в целом, определение понятий смерти и зла), человечество

перешло к новой культурной эре, эре подлинной культуры.

В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как

«бытие к смерти». Ему открывается не осознаваемая ранее трагическая

реальность — конечность собственной жизни. Способом

осознать и преодолеть трагизм бытия становится новая культура.

Три ее сферы — искусство, философия и религия — осуществляют

прорыв к трансцендентному.

По Ясперсу, все великие взлеты культуры происходили тогда,

когда она обновлялась духом «осевого времени»: к примеру, возродивший

античность Ренессанс и обращенная к первым векам

христианства Реформация.

В чем заключается концепция «абсурда» А. Камю?

Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю (1913—

1960) избрал способом оформления своих философских идей литературное

творчество. Сам Камю выделял в своем творчестве

22

три этапа, называемые им «кругами». Первый из них — «Круг

Абсурда» — начался с эссе «Миф о Сизифе».

Удел человека в обезбоженном мире абсурден. В реальной

жизни человек, занятый повседневными заботами, может и не

сознавать этого. И даже осознав абсурдность бытия, он может забыть



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на тест по экономике

    Документ
    Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая процессы, происходящие на уровне национальной экономики в целомМанипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства
  2. Ответы к тестам для 9 классов

    Документ
    А – Светлая окраска способствует отражению тепла, и таким образом светлоокрашенные особи рептилий оказываются в невыгодной ситуации с позиции получения тепла, когда это лимитирующий фактор.
  3. Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания-семинара ответственных секретарей приемных комиссий вузов

    Семинар
    Ответ. В соответствии с Порядком приема вузами принимаются документы государственного образца об уровне образования. Документы государственного образца выдаются аккредитованными общеобразовательными учреждениями, т.
  4. Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)

    Документ
    3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.
  5. Ответы на билеты по курсу Античной Литературы

    Документ
    Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
  6. Ответ на клевету под названием

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..