Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Профессия программиста удивительна и уникальна. В наше время науку и жизнь невозможно представить без новейших технологии. Все что связано с деятельн...полностью>>
'Закон'
Виробнича практика студентів економічного факультету Львівського національного університету імені Івана Франка є обов'язковим компонентом освітньо-пр...полностью>>
'Учебник'
Успех в обучении химии связан с оптимальным выбором учебно-методического комплекта (УМК). Учитель может использовать в учебном процессе учебники, вош...полностью>>
'Закон'
Основой обоих проектов послужили результаты многолетних исследований группы и информация, полученная от людей, переживших в Аномальных Зонах эффекты,...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Понятия.

Основные операции логического мышления.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Беря в руки грушу, мы чувствуем, что она твердая. Это ощущение. Мы видим, что она зеленая с красным боком или желтая (это зависит от сорта). Это также ощущение. Откусывая грушу, мы ощущаем определенный вкус. И это ощущение тоже.
Все ощущения позволяют судить о предмете в целом. В результате создается целостный образ воспринимаемого — груши. Это восприятие.
Восприятие это целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Каждый из нас, не видя в настоящее время груши, уже имеет представление о ней. А образ примерно такой: это съедобный предмет, фрукт, кислый или сладкий на вкус, округло-овальной формы, зеленого, желтого или красного цвета, твердый.
Или приведем еще один пример. Услышав слово стол, мы чаще всего представляем предмет с плоской деревянной крышкой, четырьмя ножками, предназначенный для приема пищи или для работы. Это представление сформировалось потому, что до этого мы неоднократно ощущали именно эти свойства предмета.
Представление это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы
и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Признаки это то в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим свойствам, а могут отличаться друг от друга.
Например, все груши имеют сходные свойства, это их объединяет.
Каждый ребенок, знакомясь с окружающими его предметами, замечает в них существенные признаки, характерные для класса однородных предметов, т. е. начинает мыслить понятиями. Понятия обозначаются словами.

Понятия: груше, стол, портфель, дом и т. д. Мы называем слово ботинки, и тут же представляем обувь из кожи со шнурками. Слово портфель вызывает образ большой сумки прямоугольной формы, с застежкой, предназначенной для ношения учебников и тетрадей.
Опишем такие понятия, как стол письменный и стол обеденный. И то и другое — стол, т. е. предметы похожи такими признаками: они имеют крышку, четыре ножки, за ними сидят. Но есть и отличия. Один предназначен для еды, а другой для работы, для приготовления уроков.
Признаки могут быть существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Существенные и несущественные признаки мы также можем показать на примере понятий груша и стол. Предмет кислый на вкус. Какой это признак? Существенный или несущественный? Скорее несущественный. Имея только этот признак, мы не можем сказать, что речь идет о груше. Кислым может быть щавель, крыжовник. Цвет зеленый. Опять-таки, это несущественный признак. Зеленый и огурец, и арбуз. А вот что это плод дерева груши - то существенный признак. И все груши — бергамот, лесную — объединяет именно этот признак. Хотя по вкусу, цвету, величине они различны.
Теперь рассмотрим еще один пример. Столы могут быть из дерева, полимерных материалов, металла. Но от этого они не перестают быть столами.

Но стоит нам лишить стол его существенного признака: плоской поверхности и ножек, — как тотчас же пропадает и такой признак, как возможность за ним работать. Стол перестает быть столом.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться, отвлечься от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.
Абстрагирование мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение; от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Анализ мысленное расчленение предметов на их составные части, выделение в них признаков. Например: анализ слова, разбор его структуры (приставка, корень, суффикс, окончание). Анализ структуры предложения (подлежащее, сказуемое, дополнения, определения, обстоятельства).
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. На основе анализа предложения мы делаем вывод о том, какое это слово какое это предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное простое и т. д.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Эта мыслительная операция имеет большое значение. Поэтому мы уделяем ей особое внимание.
Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. Например: малина, клубника, черника — ягоды.
Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других, сходных с ним предметов. Например, отличительным единичным признаком планеты Меркурий является то, что ее орбита наименее удалена от Солнца (по сравнению с другими планетами Солнечной системы).
Содержанием каждого понятия является совокупность признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержание такого понятия, как молекула, составляет такой отличительный признак: молекула — это мельчайшая частица вещества, сохраняющая физические и химические свойства этого вещества.
Объём понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Например, объем понятия река включает в себя множество, состоящее из рек, носящих названия Обь, Волга, Кама Лена ,Енисей, Иртыш и т.д.

Объем понятия стол включает в себя все множество столов: обеденный, письменный, для компьютера, детский.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания. Например: книга, лес, спортсмен-разрядник.
Понятия могут быть единичные и общие.
В единичном понятии мыслится лишь один предмет (явление, событие). Например: понятие самый большой в мире город — единичное, так как таким свойством может обладать только один предмет.
Понятия город, стол, груша — общие, таких предметов множество.
Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Понятие, в котором мыслится предмет в его целостности, — конкретное. Например: стол, груша, город, река. Понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношения между предметами, называется абстрактным. Такие понятия, как смелость, ответственность, белизна, являются абстрактными.
Понятия могут существовать отдельно, вне связи с другими предметами, они называются безотносительными. К таковым относятся понятия студент, государство.

Есть еще и относительные понятия, в которых отражаются предметы, существующие только в связи и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся один без другого. Например, понятия родители и дети, начальники и подчиненные, причина и следствие.
Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, о которых мы уже говорили, и классификация.
Классификация
— это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы.
Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).
Основные правила классификации:
1) в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание (например, классификация предметов по величине);
2) применять такое основание, чтобы все предметы были охвачены в классификации;
3) члены классификации должны взаимно исключать друг друга (маленькие предметы, большие предметы).
После знакомства с основными типами мыслительных операций, рассмотрим отношения, которые могут существовать между понятиями, и которые ребенок, уже начиная с дошкольного возраста, должен учиться находить.
Наиболее часто встречаются следующие отношения между понятиями:
1) Видрод или родвид.
Пример: окунь — рыба, рыба — окунь.
2) Часть целое.
Пример: плавник — окунь, палец — рука.
3) Причинаследствие.
Пример: горе — слезы, солнце — жажда.
4) Последовательность.
Пример: понедельник — вторник, зима — весна, девять — десять.
5) Функциональные отношения.
Пример: окунь — река, песня — композитор.
6) Противоположность.
Пример: день — ночь, свет — тьма.

Собирательные и несобирательные понятия.

Собирательными называются понятия, к которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, “поле”апример, -поЛе». (<созвездие») 4949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949494949, “стадо”, “созвездие”.) Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например: “роща”, “студенческий строительный отряд”) и единичными (“созвездие Большая Медведица”, “Российская государственная библиотека”, “экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет”).
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии «ручка», «река», «игрушка».

При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и что утверждение является истинным.
В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле.

В суждении “Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике” понятие “студент этой группы” является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена но педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении “Студенты этой группы провели общее собрание” понятие “студенты этой группы” употреблено в собирательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.
В целях пояснения приведем следующие примеры. Дать логическую характеристику понятиям “коллектив”, “недобросовестность”, “стихотворение”.
”Коллектив”- общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.
”Недобросовестность”- общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: “дом”, “свидетель”, “романс”, поэма Владимира Маяковского “Хорошо!”, “землетрясение” и др.
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, “белизна”, “несправедливость”, “честность”). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но “белизна” и “несправедливость” как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», подобие», тождество», «сходство» и др.).


Относительные и безотносительные понятия.

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (“дети” — “родитель”, “ученик” — “учитель”, “начальник” — “подчиненный”, “северный полюс магнита” — “южный полюс магнита”, “базис” — “надстройка”).
Не надо путать относительные понятия с понятиями типа «больше»,
«равно», «подобие», выражающими отношения.
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (“дом”, “человек”, “доменная печь”, “деревня”).


Положительные и отрицательные понятия.
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксплуататор и т. д. .
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», “ненависть”, “неряха”), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятий “упречность” или “настье”, и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия “ненастье”, “неряха” и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого— “неряха”, “беспечность”).
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, “неграмотный человек”, “некрасивый поступок”, “ненормальный режим”, “бескорыстная помощь”). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» В логике понятия “эксплуататор” или “алчность” являются положительными, так как указывают на присущность предмету (в данных случаях человеку) определенного признака — «быть эксплуататором», «быть алчным». Логическая характеристика понятия иногда не совпадает с оценками предметов, отраженных в понятии (например, с экономической, моральной или другими).

Разумеется, эксплуататор или алчный человек вызывают не положительную, а резко отрицательную оценку. Понятие «стихийное бедствие» в логике квалифицируется как положительное, хотя в жизни стихийное бедствие рассматривается как отрицательное.

Правила явного определения.

Ошибки, возможные в определении
1 .Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия . Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.

Типы этих логических ошибок:
а) широкое определение: такая ошибка содержится в следующих
определениях: “Гравитация-это взаимодействие двух материальных тел”. “Лошадь- это млекопитающее и позвоночное животное”. (Здесь понятие “лошадь” нельзя отличить от понятий “корова” или “коза”)
б) узкое определение. Например, «Совесть-это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки» (а перед обществом?). “Производительными силами называются орудия труда, а также и сами люди с их умениями и приемами труда”. (В производительные силы входят все средства производства, а не только орудия труда.);

в)определение в одном отношении широкое, в другом узкое. Например, “Бочка-сосуд для хранения жидкостей”. С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайник, и ведро; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей Аналогичная ошибка содержится в определении понятия “учитель” : «Учитель-человек, обучающий детей».
2. Определение не должно содержать круга. В определении «Вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг. Если до этого понятие “ось” было определено через понятие «вращение»(“ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение”). Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтология.
Тавтологичны такие определения: “Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям”;
«Количество-это характеристика предмета с его количественной стороны». Логически некорректным является употребление в мышлении тавтологий, таких, например, как масляное масло, трудоемкий труд, порученное поручение, прогрессирующий прогресс, заданная задача, изобрету изобретение, поиграем в игру, памятный сувенир, подытожим итоги и др.

Иногда можно встретить выражения вида: «Закон есть закон», “Жизнь есть жизнь” и т.д., которые представляют собой прием усилия, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны.

Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: “закон”, “жизнь” и др.
З.Определение должно быть четким, ясным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д. Не будут определениями следующие суждения: «Архитектура - застывшая музыка». «Лев - царь зверей», «Верблюд - корабль пустыни», “Такт - это разум сердца” (К. Гуцков), “Неблагодарность- род слабости” (И. В.Гёте).

ТЕМА: СУЖДЕНИЯ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.

Примеры суждений: «Ледоколы существуют», «Российские альпинисты совершили восхождение на Эверест», «Киев больше Тулы», «Все феодалы - эксплуататоры», «Некоторые деревья не являются лиственными». Если в суждении утверждается (или отрицается) наличие у предмета какого-то признака, или констатируется существование какого-то предмета, или устанавливается отношение между предметами и это соответствует действительности, то суждение истинно.

Суждение «Все ужи - пресмыкающиеся», «10 больше 3», «Не существуют русалки», «Некоторые птицы не являются водоплавающими» являются истинными, так как в них адекватно (верно) отражено то, что имеет место в действительности. В противном случае суждение ложно.

Традиционная логика является двузначной, так как в этой логике суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо истинно, либо ложно.

В простом атрибутном суждении имеются субъект, предикат, связка и кванторное слово. В суждениях «Некоторые электростанции являются атомными электростанциями» и «Все студенты являются учащимися высшего учебного заведения» субъектами являются соответственно понятия «электростанция» и «студент», предикатами – понятия «атомная электростанция» и «учащийся высшего учебного заведения», кванторными словами – «некоторые» и «все», связки выражены словом «являются». В суждении «Ледоколы существуют» субъектом является понятие «ледокол», а предикатом – понятие о существовании предмета, и он выражен словами «то, что существует».

Субъект атрибутного суждения – это понятие о предмете суждения. Предикатом атрибутного суждения называется понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении. Субъект обозначается буквой S (от лат. subjectum), а предикат - буквой P (от лат. praedicatum). Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире, или простым согласованием слов («Собака лает», «Идет дождь»). Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: «все», или «ни один», или «некоторые» и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

В языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы).

В естественном языке имеются слова и словосочетания: «и», «или», «если… то», «эквивалентно», «равносильно», «не», «неверно, что », «всякий»( «каждый», «все»), «некоторые», «кроме», «только», «тот … который », «ни …ни », «хотя … но», «если и только если» и многие другие, выражающие логические константы (постоянные).

В символической (или математической) логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и существования и некоторые другие. В символической логике логические термины (логические постоянные) выражаются следующим образом: .

Конъюнкция соответствует союзу «и». Конъюнктивное высказывание обозначается , или , или ( например, «Закончились лекции(а), и студенты пошли домой(в) .Дизъюнкция соответствует союзу «или». Дизъюнктивное суждение обозначается: (нестрогая дизъюнкция) и (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. «Он шахматист или футболист» обозначается как . «Сейчас Петров находится дома или в институте» обозначается как .

Импликация соответствует союзу «если… то». Условное суждение обозначается: или (например, «Если будет хорошая погода, то мы пойдём в лес»).

Эквиваленция соответствует словам «если и только если», «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно», Эквивалентное высказывание обозначается , или или .

Отрицание соответствует словам «не», «неверно, что». Отрицание высказывания обозначается ~а (например, «падает снег» (а); «неверно, что падает снег» ()).

Квантор общности обозначается и соответствует кванторным словам «все» (всякий», «каждый», «ни один»). – запись в математической логике (например, в суждении «Все красные мухоморы ядовиты» кванторное слово «все»).

Квантор существования обозначается и соответствует словам «некоторые», «существует», запись в математической логике (например, в суждениях «Некоторые люди имеют высшее образование» или «Существуют люди, которые имеют высшее образование» кванторные слова выделены курсивом).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Соответствует программе тридцатичасового курса лекций по логике, читаемого студентам Брестского педагогического института. Рассмотрены основные элементы логического мышления применительно к педагогической деятельности.

    Лекция
    Рецензенты: кафедра философии Брестского политехническо­го института; профессор кафедры философии Брестского педагоги­ческого института В. А. Степанович.
  2. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 г. в «11.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  3. Формирование приёмов логического мышления математическими средствами Выполнила Надежда Николаевна Брязгунова учитель начальных классов моу ольховлогская оош каменского муниципального района Воронежской области

    Документ
    Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако, какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.
  4. Основная образовательная программа по направлению: 100700 Торговое дело профиль

    Основная образовательная программа
    Миссией основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению и на этой основе подготовка к осуществлению профессиональной деятельности бакалавра по направлению 100700.
  5. Формирование логического мышления у школьников происходит, в первую очередь, в учебно-познавательной деятельности

    Документ
    Проблема формирования логического мышления учащихся в процессе преподавания истории нами избрана неслучайно, выбор продиктован недостаточной разработкой методического аспекта данной проблемы.

Другие похожие документы..