Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Міжнародна стратегія економічного розвитку регіону: матеріали доповідей ІІ Міжнародної науково-практичної конференції, м. Суми, 18-20 травня 2011 р. ...полностью>>
'Литература'
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого госуд...полностью>>
'Конкурс'
РГОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Канашский детский дом имени В.И. Чапаева» Министерства образования и молодежной политики Чув...полностью>>
'Документ'
Масово інформаційна ситуація в Україні сьогодні відзначається рухливістю й динамізмом, що загалом відбиває зміни й еволюцію усіх сфер суспільно-політ...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АНАЛИЗ И РАСЧЕТ ОБЩИХ И ПРИКЛАДНЫХ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И БЫТА

Методические указания и варианты заданий

к выполнению семестровой работы

Волгоград 2012

УДК 621

Р е ц е н з е н т :

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

Кудашев, С. В.

Анализ и расчет общих и прикладных вопросов безопасности жизнедеятельности в условиях производства и быта: методические указания и варианты заданий к выполнению семестровой работы / С. В. Кудашев, В. Ф. Желтобрюхов. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2012.- 30 с.

Методические указания содержат варианты заданий для индивидуального выполнения семестровой работы. В заданиях освещены вопросы теоретических, промышленных и медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности, а также электро- и пожаробезопасности. Приводятся комплексные задачи, охватывающие большинство тем, изучаемых на лекциях, практических и семинарских занятиях и способствующие более углубленному изучению дисциплины.

Предназначены для студентов различных форм обучения всех специальностей, изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности».

Табл. 1. Библиогр.: 13 назв.

© Волгоградский государственный

технический университет

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Содержание семестрового задания (работы) по курсу «Безопасность жизнедеятельности» должно включать в себя описание и анализ заданных статей или разделов монографий; описание и анализ изучаемых объектов, процессов и явлений; описание и решение задач общего и прикладного характера.

Семестровое задание может предусматривать до 6 вопросов: 3 общетеоретических, 1 презентацию на заданную тему и 2 расчетные задачи (построение дерева причин и отказов и комплексный расчет средней продолжительности жизни). Количество вопросов и их содержание определяются преподавателем исходя из соответствующего направления подготовки студентов и объема предусмотренных на данную дисциплину часов.

Выбор варианта индивидуального задания осуществляется в соответствии с порядковым номером фамилии студента в списке группы.

Семестровая работа должна включать в себя не более 15-20 страниц машинописного (рукописного) текста, а презентация не менее 20 слайдов (включая титульный лист и список используемой литературы). Ответы на вопросы и презентация должны содержать необходимые поясняющие рисунки, графики, схемы и диаграммы, которые должны следовать сразу после их упоминания по тексту работы.

Оформление семестровой работы должно соответствовать стандартам на научно-технические отчеты; библиографический список использованной литературы, приводимый в конце семестровой работы, выполняется в соответствии со стандартом (ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» или ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

Порядок изложения материала в семестровой работе:

1) титульный лист (см. приложение);

2) содержание (перечисляются вопросы индивидуального задания и указываются их страницы по тексту работы);

3) основная часть;

4) список используемой литературы.

Каждый рассматриваемый раздел (вопрос) следует заканчивать выводами, которые рекомендуется начинать со слов: «Таким образом,…» (для общетеоретических вопросов) и «Выводы» (для расчетной задачи).

Семестровая работа и презентация должны представляться в двух экземплярах: первый – в распечатанном виде, подшитый в пластиковый скоросшиватель, а второй – на CD-R диске. Семестровую работу следует распечатывать на лазерном принтере на одной стороне листа формата А4 (210× 297 мм).

Презентацию следует выполнять в редакторе Power Point (Microsoft Office 2003-2010). Текст работы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word (Microsoft Office 2003-2010), соблюдая следующие параметры:

- шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал;

- размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

- для нумерации страниц использовать положение справа внизу, нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер страницы «1»;

- выравнивание – по ширине поля;

- абзационный отступ – 1,5-1,7 см.

Ссылки на библиографические источники должны помещаться в конце предложения перед точкой в квадратных скобках (например: «…такие системы являются полиэргатическими [2].»). Цифра, указанная в квадратных скобках должна соответствует номеру литературного источника в разделе «Список используемой литературы».

В библиографическом списке необходимо указывать литературу, изданную в период с 2000 г. по настоящее время, а также в обязательном порядке ссылки на электронные ресурсы в интернете. Общее количество библиографических ссылок в списке используемой литературы должно составлять не менее 10, их которых 3-4 должны быть на электронные ресурсы.

По тексту семестровой работы необходимо периодически ссылаться на нормативно-технические документы (ГОСТ, СанПиН, СНиП, СН и т.д.), указывая их номер и название (например: «СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»).

Каждый раздел (вопрос) семестровой работы необходимо начинать с новой страницы. При раскрытии темы задания необходимо приводить соответствующие рисунки, схемы, формулы, таблицы и т.д., давая их названия и расшифровывая позиции к ним. Важно указывать ссылки на рисунки, таблицы или диаграммы по тексту реферата (например: «…, что показано на рис. 1»).

2. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ДЕРЕВА ПРИЧИН И ОТКАЗОВ

Дерево причин и отказов (аварий, происшествий, последствий, нежелательных событий и пр.) лежит в основе логико-вероятностной модели причинно-следственных связей отказов технической системы с отказами ее элементов и другими событиями (воздействиями). При построении дерева необходимо использовать вентили «И», «ИЛИ», «ЗАПРЕТ», «Приоритетное И», «Исключающее ИЛИ».

При описании технической системы (аппарат или установка) следует придерживаться следующих правил:

1. дается краткая характеристика принципа работы и схема (или чертеж общего вида) аппарата с указанием материальных потоков;

2. рассматриваются составляющие элементы аппарата (конструктивные узлы и детали аппарата);

3. проводится идентификация опасностей, создаваемых элементом системы, и составляется набор различных ситуаций (2-3 примера), которые могут привести к их появлению (см. таблицу);

Таблица – Идентификация опасностей, реализующихся при эксплуатации аппарата (указать какой именно аппарат или установка)

Вид аварийной ситуации

Причины возникновения аварийной ситуации

Возможные опасности

4. выбирается наиболее опасная для данного производства аварийная ситуация и выявляются причины реализации выбранной опасности; при этом необходимо принимать во внимание «человеческий фактор» (некомпетентность, халатность, злой умысел и т. д.);

5. строится дерево опасностей и причин, которое должно содержать содержать не менее 5-8 уровней, охватывающих основные причины и события, приводящие к реализации основной опасности;

6. составляется перечень причин и опасностей, защита от которых необходима, и производится расчет вероятности вершинного события (для расчета необходимо в самостоятельном порядке задать вероятности событий);

7. формулируются основные требования безопасности работы технической системы (порядка 5-7 требований).

3. ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

1 вариант

1) Какие методологические направления используются в теории безопасности? Приведите примеры.

2) Что такое «вредное вещество» и какова классификация вредных веществ? Приведите примеры.

3) С чем связаны экономические ущербы, возникающие из-за несоблюдения требований безопасности жизнедеятельности? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Микроклимат производственных помещений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации ректификационной колонны. Рабочее давление Р = 0,5 МПа; среда в аппарате – токсичная, пожаро-взрывоопасная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели мастера (инженера) участка виброуплотнения и термообработки стержневых смесей литейного цеха. Условия на рабочем месте: Вентиляция в цехе работает не эффективно. Печи электрические, работают на частоте 3,0 МГц с интенсивностью поля, превышающей нормы > 5 раз. Вибрация на рабочем месте мастера превышает допустимую на 12 дБ. Уровень шума превышает допустимый на 15 дБА. Напряженность электрической составляющей превышает предельно допустимый уровень в 3 раза, так как печь старая и отсутствует экранирование индуктора. Интенсивность теплового потока на рабочем месте 1,05 кВт/м2 (норма 0,35 кВт/м2). Запыленность алюминиевой, магниевой пылью (2 класс опасности), загазованность воздуха рабочей зоны парами аммиака, ацетона, окисью углерода (3 класс опасности) в среднем превышает ПДК в 7 раз. Мастер живет за городом, куда добирается на электричке и автобусе в течение 1,5 часа. Дом его расположен около железнодорожного переезда и уровень инфразвука (ИЗ) от маневровых паровозов в доме в ночное время превышает ПДУ на 10 дБ. Ему 60 лет, из них 45 лет он курит и выкуривает в среднем по 12 сигарет в день.

2 вариант

1) Укажите важнейшие принципы системного анализа безопасности.

2) Укажите показатели опасности вредных веществ. Приведите примеры.

3) Каковы составляющие экономического ущерба, возникающего из-за производственного травматизма, профессиональных заболеваний и ухудшения условий труда? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Запыленность производственной среды».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации абсорбционной колонны. Рабочее давление Р = 0,1 МПа; среда в аппарате – токсичная, пожароопасная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели инженера – разработчика, 56 лет, металлургического завода. Стаж работы – 26 лет. Время езды на общественном транспорте (метро, троллейбус) до места работы – 1 ч. Выкуривает 15 сигарет в день в течение 25 лет. Условия на рабочем месте: Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм - < 3; разряд зрительной работы - 2. Превышение допустимого уровня звука, дБА -2. РМ стационарное, поза свободная. Масса перемещаемых грузов – до 5 кг. Продолжительность рабочего времени – 8 ч. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч - 6. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 35. Обоснованный режим труда и отдыха с применением функциональной музыки и гимнастики. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате простых действий по индивидуальному плану.

3 вариант

1) Дайте определение метода, принципа и средства обеспечения безопасности.

2) Каково действие вредных веществ в реальных условиях? Приведите примеры.

3) Что понимается под эколого-экономическим ущербом? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Загазованность производственной среды».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации адсорбционной колонны. Рабочее давление Р = 0,01 МПа; среда в аппарате – токсичная, непожаро-взрывоопасная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели оператора ПЭВМ, 29 лет, лаборатории механического завода. Стаж работы – 5 лет. Время езды на общественном транспорте (маршрутное такси) до места работы – 0,6 ч. Выкуривает 20 сигарет в день в течение 12 лет. Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, 0С - 24. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм - < 3; разряд зрительной работы – 2. Превышение допустимого уровня звука, дБА - 2. РМ стационарное, поза несвободная – до 20% времени в наклонном положении до 300. Работа в две смены. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч -8. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 70. Число важных объектов наблюдения – 2. Число движений пальцев в час – 2600. Монотонность: число приемов в операции – 3; длительность повторяющихся операций, с – 20. Обоснованный режим труда и отдыха без применения функциональной музыки и гимнастики. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате простых действий по индивидуальному плану.

4 вариант

1) Что такое гомосфера и ноксосфера? Каким образом они между собой связаны?

2) Дайте характеристику промышленной пыли. Приведите примеры.

3) Что такое прямой и косвенный эколого-экономические ущербы? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Токсичность веществ и предупреждение отравлений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации выпарного аппарата. Рабочее давление Р = 0,3 МПа; температура 300 0С; среда в аппарате – токсичная, непожаро-взрывоопасная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели оператора стенда контроля авиационных двигателей – 60 лет. Работает с 40 лет. Курит с 17 лет по 15 сигарет в день. Живет за городом, ездит на работу на метро и троллейбусе - 2 часа. Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, 0С - 26-27. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм - >1; разряд зрительной работы – 3. Превышение допустимого уровня звука, дБА – 6. РМ стационарное, поза несвободная – до 20% времени в наклонном положении до 300. Работа в три смены. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч – 8. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 40. Число важных объектов наблюдения – 5. Вибрация, превышение ПДУ, дБ – 4. Число движений пальцев в час – 100. Монотонность: число приемов в операции - 3; длительность повторяющихся операций, с – 35. Обоснованный режим труда и отдыха без применения функциональной музыки. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате сложных действий по заданному плану с возможностью коррекции. Токсическое вещество, кратность превышения ПДК – 2.

5 вариант

1) Какие методы обеспечения безопасности Вы знаете? Объясните их реализацию.

2) Каковы основные требования безопасности на производствах, связанных с получением, применением или хранением вредных веществ? Приведите примеры.

3) В чем состоит сущность укрупненной оценки эколого-экономического ущерба, наносимого природной среде? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Защита от ионизирующих излучений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации реактора. Рабочее давление Р = 0,15 МПа; температура минус 10 0С; среда в аппарате – токсичная, пожароопасная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели монтажника печатных плат, 45 лет, механического завода. Стаж работы – 25 лет. Добирается до работы пешком за 0,7 ч через ж/д пути, автомобильные переезды. Не курит. Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, 0С – 23. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм – 0,5; разряд зрительной работы – 3. Превышение допустимого уровня звука, дБА – 5. РМ стационарное, поза свободная. Масса перемещаемых грузов – до 5 кг. Работа в три смены. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч – 6. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 80. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате простых действий по индивидуальному плану. Токсическое вещество (пары свинца) - кратность превышения ПДК - 2,2.

6 вариант

1) На какие классы по признаку реализации можно разделить принципы обеспечения безопасности?

2) Каково нормирование микроклимата производственных помещений? Приведите примеры.

3) Каков механизм экономической реализации принципа «загрязнитель платит»? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Вентиляция производственных помещений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации радиального отстойника. Температура сточной воды 55 0С; среда в аппарате – токсичная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели сотрудника вычислительного центра, 47 лет. Работает с 23 лет. Курит с 25 лет по 20 сигарет в день. Живет далеко от выставочного центра, добирается к месту работы на велосипеде за 1,6 часа. Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, 0С – 21. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм - <0,3; разряд зрительной работы – 2. Превышение допустимого уровня звука, дБА – 5. РМ стационарное, поза свободная. Работа в две смены. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч – 6. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 95. Обоснованный режим труда и отдыха с применением функциональной музыки и гимнастики. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате сложных действий по заданному плану и общения с людьми.

7 вариант

1) Дайте определение ориентирующих принципов обеспечения безопасности и приведите несколько примеров их реализации.

2) Укажите мероприятия, обеспечивающие создания оптимального микроклимата в производственных помещениях. Приведите примеры.

3) За какие виды загрязнения окружающей среды в настоящее время взимается плата? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Отопление производственных помещений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации батареи циклонов. Температура запыленного воздуха 40 0С; пыль – токсичная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут), а также величину риска гибели оператора, которому 48 лет. Оператор гибкого автоматизированного комплекса. Живет оператор в крупном городе, домой добирается на метро за 40 минут, курит по 10 сигарет в день в течение 30 лет. Условия на рабочем месте: РМ оснащено компьютером буквенно-цифрового типа, на котором он работает более 4 час за смену, и пультом управления с большим числом контрольно-измерительных шкальных приборов. Оператор постоянно, с длительностью сосредоточенного наблюдения более 45% от времени смены, обрабатывает информацию, внося коррекцию в работу комплекса. При этом он несет полную ответственность за функциональное качество вспомогательных работ, а также за обеспечение непрерывного производственного процесса. Обеспечение последнего зависит от оперативного принятия управленческих решений. Работа комплекса связана с механической высокоскоростной обработкой высоколегированных сталей. Работа 2-х сменная с ночной сменой. Продолжительность смены 10 часов. Помещение комплекса с пультом управления не имеет окон, в нем предусмотрена общеобменная вытяжная вентиляция.

8 вариант

1) Объясните, в чем суть технических принципов обеспечения безопасности, и дайте примеры этих принципов.

2) Охарактеризуйте отопление, как мероприятие, обеспечивающее создание оптимального микроклимата в производственных помещениях. Приведите примеры.

3) Как рассчитываются платежи за загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных водных объектов от стационарных источников загрязнения? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Кондиционирование производственных помещений».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации электрофлотатора. Среда в аппарате – токсичная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели инженера – исследователя в центральной заводской лаборатории, 45 лет. Стаж работы – 25 лет. Курит с 22 лет по 25 сигарет в день. Живет за городом, в экологически чистом районе. Добирается к месту работы на велосипеде за 1,2 ч. Условия на рабочем месте: Температура воздуха на РМ в теплый период года, 0С – 25-26. Освещенность РМ на уровне санитарных норм: размер объекта, мм – 0,45; разряд зрительной работы – 3. Превышение допустимого уровня звука, дБА – 10. РМ стационарное, поза несвободная – до 50% времени в наклонном положении. Работа в три смены. Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч – 6. Длительность сосредоточенного наблюдения, % от продолжительности рабочей смены – 60. Число важных объектов наблюдения – 7. Число движений пальцев в час 120. Монотонность: число приемов в операции - 7; длительность повторяющихся операций, с - 60. Отсутствие обоснованного режима труда и отдыха. Нервно-эмоциональная нагрузка возникает в результате сложных действий по заданному плану.

9 вариант

1) Что такое управленческие принципы обеспечения безопасности? Приведите примеры и объясните их содержание.

2) Охарактеризуйте вентиляцию, как мероприятие, обеспечивающее создание оптимального микроклимата в производственных помещениях. Приведите примеры.

3) Как рассчитываются платежи за загрязнение атмосферы от передвижных источников? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Средства индивидуальной, коллективной и аварийной защиты».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации электрокоагулятора. Температура 60 0С; среда в аппарате – токсичная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели 50-летнего инженера, поступившего работать мастером окрасочного цеха завода в 25 лет. Курит 25 лет по 20 сигарет в день. Условия на рабочем месте: Содержание в составе лакокрасочного аэрозоля токсичных веществ - стирола, фенола, формальдегида составляет 15 ПДК. Уровни шума при пневматической окраске превышают ПДУ на 26 дБА, освещенность в цехе из-за постоянного наличия лакокрасочного тумана составляет меньше 0,5·Енор; уровень статического электричества при окраске с помощью центробежной электростатической установки УЭРЦ - 1 составляет < 5 ПДУ. Степень ответственности за окончательный результат работы (боязнь остановки техпроцесса, возможность возникновения опасных ситуаций для жизни людей и др.). Дефицит времени по напряженности труда. Живет инженер в районе завода.

10 вариант

1) Какие организационные принципы обеспечения безопасности Вы знаете? Приведите примеры их реализации.

2) Охарактеризуйте кондиционирование воздуха, как мероприятие, обеспечивающее создание оптимального микроклимата в производственных помещениях. Приведите примеры.

3) Каким отраслям экономики присущ повышенный травматизм? Приведите примеры.

4) Составьте презентацию на тему: «Защита от шума и вибрации».

5) Постройте дерево опасностей и причин и оцените опасности, присутствующие при эксплуатации установки обратного осмоса. Температура 45 0С; среда в аппарате – токсичная.

6) Определите величину сокращения продолжительности жизни (сут) и величину риска гибели 55-летнего инженера, работающего мастером на деревообрабатывающем заводе. Содержание в составе лакокрасочного аэрозоля токсичных веществ - стирола, фенола, формальдегида составляет 10 ПДК. Уровни шума при пневматической окраске превышают ПДУ на 25 дБА, освещенность в цехе из-за постоянного наличия лакокрасочного тумана составляет меньше 0,5Енор; уровень статического электричества при окраске с помощью центробежной электростатической установки УЭРЦ - 1 составляет < 3 ПДУ. Степень ответственности за окончательный результат работы (боязнь остановки техпроцесса, возможность возникновения опасных ситуаций для жизни людей и др.). Дефицит времени по напряженности труда. Живет инженер далеко от завода и на дорогу на общественном транспорте (автобус) тратит 1,5 ч. Не курит.

11 вариант



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
  3. Министерство образования и науки РФ фгбоу впо

    Документ
    Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ.
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260302

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260302 – «Технология рыбы и рыбных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 2002 года в соответствии с приказом
  5. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет

Другие похожие документы..