Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Справжнє ім'я ЮРІЯ КОНДРАТЮКА (народився у 1897 році) – ШАРГЕЙ ОЛЕКСАНДР ГНАТОВИЧ. (Заміна прізвища Шаргей на Кондратюк у 1921 році була обумовлена пр...полностью>>
'Программа дисциплины'
Учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Общая часть» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов специаль...полностью>>
'Статья'
Российская Федерация и Республика Беларусь Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — государства-участники) создают Союзное государство, ко...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» (ТМФКС) - обеспечение глубокого теоретического осмысления основ физического воспитан...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структура психотерапевтической сессии

1Начало. Представление и знакомство участников. Поощрение попыток открытого рассказа о себе и своих чувствах. Обсуждение правил работы (основные правила работы группы: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, безоценочность, право ведущего: он может прервать процесс, если он мешает достижению цели). Объяснение методов работы в группе.

2Высказывание каждым участником сначала чего-то одного из того, что приносит им удовлетворение и радость в жизни, а затем чего-то одного, что является источником стресса или вызывает негативные эмоции, или высказывание основной проблемы (трудности), или высказывание основного мотива проблемного поведения и т.д.

3Описание личных признаков главной проблемы, которые обнаруживаются в повседневной жизни.

Например: «Запишите три признака вашей основной проблемы, которые вы можете обнаружить в своей повседневной жизни. Потом я предложу вам поделиться с другими тем, что вы написали. Ваш список может выглядеть следующим образом – 1) я перестал по вечерам смотреть новости; 2) я стал плакать над фильмами или даже историями, которые передают по радио; 3) я стал реже бывать в компаниях. Или 1) я стал часто беспокоиться и предполагать наихудшее, когда кто-то из моих близких задерживается; 2) я стал нетерпеливым и раздражительным; 3) я смотрю телевизор до утра, а потом не могу подняться, чтобы идти на работу».

  1. Упражнение на присутствие рядом с чужими проблемами – «Молчаливый свидетель».

Например: «А теперь встаньте и молча походите по комнате. Я предлагаю вам поделиться тем, что вы написали, с другими участниками. Не нужно ничего комментировать и разговаривать. Просто читайте, что написано у другого. Мы будем это делать в течение 5-10 минут».

Некоторым участникам может быть трудно поделиться своими записями, поэтому они могут оставаться наблюдателями. Ведущий в этом случае в процессе выполнения упражнения другими показывает таким участникам свой список признаков проблемы. Это действие позволяет наблюдателям чувствовать себя более включенными в общее действие. Если передвижение ограничено по времени или затруднительно, то можно поделиться списками только с соседями.

  1. Прояснение стратегий самопомощи.

Проведение Мозгового штурма.

Функция мозгового штурма – генерация новых идей на основе свободного выражения мыслей.

Основные правила проведения штурма:

  • сформулировать вопрос/задание;

  • фиксировать все поступающие от участников предложения,

  • высказанные предложения никак не оценивать.

Основной вопрос: «Что вы можете сделать, чтобы снизить выраженность своей проблемы?». Вариант: «Что вы делаете, чтобы доставить себе радость?».

Психолог записывает на большом листе (доске) предложения участников.

После того, как все предложения высказаны и зафиксированы на листе (доске), психолог задает вопрос: «Как эти способы могут помочь разрешить вашу проблему? Что вы еще можете сделать для этого? Попробуйте найти смысл в привычных видах вашей деятельности, как они могут противостоять негативным переменам в вашей жизни?».

Например:

Список 1. Играю с детьми, гуляю по лесу, встречаюсь с друзьями, работаю в саду.

Список 2 (после вопроса психолога). Играю с детьми, разделяя их радость. Гуляю по лесу, наслаждаясь красотой природы. Встречаюсь с друзьями, оценивая роскошь общения. Работаю в саду, медитируя.

  1. Обещание самому себе.

Запишите три вещи, которые вы могли бы сделать для уменьшения вашей проблемы в каждой из следующих сфер (профессиональная, личная, семейная или отношения с близкими, отношения с самим собой, отношения на работе).

Пометьте звездочкой те пункты, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

Подчеркните те пункты, которые можно попробовать реализовать уже на следующей неделе.

  1. Рефлексия личного плана работы над проблемой.

Посмотрите список и попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • это поможет мне уйти от гнетущих мыслей?

  • могу ли придать этой деятельности новый смысл?

  • может ли эта деятельность дать мне осознание новых аспектов моей жизни?

  • что будет, если я попробую осуществить эту деятельность, обращая внимание на свои чувства, мысли и телесные ощущения?

  1. Что делает меня уязвимым.

Каждый из нас испытывает на себе влияние окружения, внешних обстоятельств, личной истории отношений. Что в вашей жизни усиливает вашу ранимость? Составьте этот список для личного использования, его не нужно будет никому показывать.

  1. Пожелания людям из ближайшего окружения.

Если бы окружающие полностью признавали существование у вас проблемы и необходимость ее преодолеть, что бы, на ваш взгляд, изменилось в них? Представьте идеальную ситуацию для разрешения вашей проблемы.

  1. Составьте список личных ресурсов. Подумайте о людях, которые вас окружают, местах, в которых вы хотели бы побывать, вещах, которые хотели бы иметь, о творчестве, любви.

  2. Поощрения. Составьте список позитивного в своей жизни, каких успехов вы достигли? Что заставляет вас радоваться? Перечитывайте свой список и дополняйте его новыми пунктами каждый регулярно.

  3. Идентификация потребностей. Разделите лист пополам. В левой половине отметьте негативные чувства и события, которые возникают у вас в связи с проблемой. В правой колонке против каждого из чувств напишите, какая потребность страдает из-за этого (безопасность, доверие, самооценка, контроль, близость, система представлений о мире).

  4. Линия жизни. Осмысление привычных и проблемных (кризисных) ситуаций.

  • нарисовать линию жизни от начала до сегодняшнего дня;

  • поставить точку, когда вы себя помните (начало сознательной жизни), и далее разбейте по годам (возрастам);

  • мысленно пройдитесь по своей жизни и отметьте кризисные/важные годы и отметьте разные по значению события (позитивные вверху, негативные внизу);

  • выберите три самых значимых события.

  • затем взять 3 листа бумаги и карандаши, на каждом листе отобразить рисунком сущность этого события;

  • расположить в хронологическом порядке, вспомнить, что произошло. Посмотрите, есть ли что-то общее в этих рисунках? Есть ли что-то новое? Стараетесь ли вы усилить боль или избежать переживаний? Как вы реагируете сейчас на каждое событие? Вели вы себя по разному или стереотипно? Чему вы научились в этом событии? Как это можно использовать сейчас?

  • Обсуждение результатов упражнения в тройках.

  1. Ведро для ядовитых отходов.

Посреди круга ставится большое, закрытое крышкой мусорное ведро с надписью, предупреждающей о том, что в нем находятся смертельно опасные яды. Участникам группы предлагается выбросить в это ведро свои «отравляющие» истории, иногда в молчании, иногда с хвалебной речью. Участники могут создавать символические отображения этих внутренних ядов, например, рисуя болезненные чувства и симптомы вторичной трав­мы. Невыносимо тяжелые истории клиентов, отвратительная правда, по­руганная вера — всё это может стать содержимым этого мусорного ведра. Возрождение: После символического избавления от токсинов участникам полезно предложить ритуал возрождения — жизни, радости, смеха. Например, зажечь свечи как символ света истины, спеть, сделать какое-то двигательное упражнение, подарить друг другу некий символ исцеления и здоровья.

  1. Скульптура проблемы.

Участники работают в парах. В каждой паре один участник скульптор, другой — глина, подвластная любому желанию скульптора. Скульптор лепит из партнера свои переживания, связанные с проблемой. Затем «скульптор» и «глина» делятся своими чувствами, мыслями, представления­ми. После этого скульптору предлагается слепить антитезу первой скульпту­ре, рефлексируя свои чувства, и затем поговорить о том, что изменилось.

  1. Управляемое воображение.

Общие замечания по ведению:

Упражнения длятся от 10 до 20 минут и состоят общей релаксации, основной части, выхода и последующей дискуссии.

Нужно быть готовым к парадоксальным реакциям участников, кото­рые могут впадать в транс. Некоторые участники могут решить просто си­деть с открытыми глазами и отмечать мысли, чувства и образы, которые приходят к ним со словами ведущего. Кто-то может предпочесть просто покинуть комнату, и это нормально.

Принятие эмоций.

Вступительная часть.

Ведущий: Мы постоян­но встречаемся с сильными и порой тягостными чувствами, связанные с определенными людьми. Данное упражнение направлено на то, чтобы помочь вам с одной стороны принять ваши тяже­лые чувства и с другой стороны осознать, получить доступ к той глубинной целительной энергии, которая всегда присутствует в каждом из нас. Первой ступенью будет глубокая релаксация в безопасном месте, которое вы создадите в своем воображении. (Пауза)

Затем я предложу вам встретиться и побыть в этом безопасном мес­те со своей болезненной эмоцией. Это может быть чувство беспомощности, стыда или какое-то более общее чувство утраты ра­дости, дискомфорта. (Пауза)

Пребывая с этим чувством, мы попробуем позволить ему говорить с нами, отстраняясь от нашего негативного суждения о нем и желания его избегать. Мы попробуем оставаться с этим чувством и подружиться с ним, переживая его настолько полно, насколько сможем в настоящий момент, не напрягая себя. Войдя в это чувство, мы сможем идентифицироваться с его энергией, позволить этой энергии слиться с нашей и наполниться ощущени­ем жизни, которое приносит подлинная встреча с этим чувством. (Пауза). Затем мы расстанемся с этим чувством и после короткого отдыха в нашем безопасном месте, вернемся в своё обычное состояние.

Релаксация.

Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза. Устройтесь поудобнее. По­пробуйте расслабиться, руки могут свободно лежать вдоль тела или на коленях. Сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит и выходит. Входит и выходит. С каждым вдохом вы чувствуете всё большее расслабление и по­кой. С каждым выдохом уходит напряжение. Воздух входит и выходит. Вхо­дит и выходит. Опускайтесь всё глубже в состояние расслабления, ощу­щая, как удобно располагается в кресле ваше тело, прислушиваясь к мо­ему голосу и к своему дыханию. По мере того, как вы слышите мой голос, ваше дыхание становится всё более глубоким, вы делаете медленный, глу­бокий, спокойный вдох, воздух проникает до самого живота. Вы дышите спокойно и глубоко, продолжая отмечать, как с каждым вдохом вы станови­тесь всё более расслабленным, вашему телу удобно, а с каждым выдохом остатки напряжения медленно и мягко покидают все участки вашего тела.

Воздух входит и выходит. Входит и выходит. Позвольте каждому муску­лу вашего тела расслабиться, вы расслабляетесь всё больше и больше, а ваше дыхание становится всё более медленным и глубоким. Позвольте ощущению расслабления распространиться от мышц к верхушке головы, затем вниз через мышцы лица и шеи, в плечи, теперь оно распространяет­ся по рукам и верхней части тела. И по мере того, как по вашему телу распространяется ощущение расслабления, вы чувствуете, как оно вы­талкивает всё напряжение, ниже, через руки, кисти и пальцы в воздух, да­леко, далеко от вас. Вы можете чувствовать приятное тепло внутри.

Продолжая вдыхать и выдыхать, вы осознаете волны расслабления, которые распространяются по всему телу. Ниже, через торс в ноги... эти волны выталкивают оставшееся напряжение, вниз, через ноги, ступни и кончики пальцев наружу, в воздух. Всё ваше напряжение вытекает в про­странство, далеко от того места, где вы находитесь теперь. Вы чувствуете себя хорошо, удобно, расслабленно, ощущаете опору. Отмечайте, как ощущение расслабления движется вместе с вашим дыханием. Воздух вхо­дит и выходит. Входит и выходит. Расслабление и отдых. И если в какой-то момент вы почувствуете напряжение или тревогу, вы сможете снова вернуться к своему дыханию, этому надежному ритму вдоха и выдоха, и это поможет вам восстановить связь с состоянием расслабления и ощущени­ем почвы под ногами.

Безопасное место.

Теперь представьте, что вы находитесь в приятном и защищенном месте. Это может быть место, где вы уже бывали — на природе (в лесу, в горах, на море) или в помещении, это может быть и место, которое вы раньше уже воображали или впервые вообразили теперь. Что бы вы ни пред­ставили, это должно быть очень удобное, безопасное и приятное для вас место. Возьмите время, чтобы просто насладиться пребыванием в этом месте, продолжая отслеживать своё дыхание — вдох и выдох ... вдох и вы­дох — ощущая расслабление, покой, опору. Ваше дыхание поддерживает вас, и вы ощущаете полный комфорт. Все страхи уходят, потому что вы всегда можете вернуться в это приятное, защищенное место, которое вы представили себе и сосредоточиться на своем дыхании, чтобы сохранять чувство расслабления и покоя.

Основная часть.

Оставаясь в этом спокойном месте, вспомните случай из вашей прак­тики. Это может быть ситуация, в которой вы переживали тяжелые чувства, которую вам трудно было вынести, или ситуация длительной, трудной ра­боты. Когда вы вспомните, что вы чувствовали, позвольте себе немного приблизиться к этой эмоции или пригласите её подойти к вам поближе. Сохраняйте осознание своего дыхания и своего пребывания в безопасном месте, сознавайте поддержку и опору, которую вы ощущаете. Когда мучи­тельное переживание приблизится, вы можете пожелать придать ему фор­му, может быть злого гнома или какого-то животного. Или может быть это будет какое-то природное явление — темная туча или гром. Оставайтесь с этой эмоцией и отмечайте, как для вас находиться с ней, что вы чувствуе­те. Не осуждайте её, не сопротивляйтесь ей, просто позвольте себе пере­живать её близость, всё время осознавая своё дыхание — вдох и выдох, вдох и выдох.

Теперь, если хотите, можете позволить этому чувству приблизиться ещё больше. Вы можете обнаружить, что это чувство хочет что-то сообщить вам, что-то важное о вас или о клиенте, что может быть полезным для вас. Прислушайтесь к этому. Можете быть и вы захотите что-то сказать этому чувству. Позвольте себе войти в это чувство, продолжая отслеживать своё дыхание и ощущать опору. Наблюдайте за тем, что вы переживаете, нахо­дясь с этим чувством. Отмечайте ощущения в своем теле. Вы почувствуете энергию, которая содержится в этой эмоции. Вы ощутите как, по мере того, как вы входите в эту эмоцию, вы соприкасаетесь с этой энергией и с базис­ным ощущением жизненной силы, которая содержится в этой эмоции. По­звольте этой жизненной силе пройти через себя, побудьте с ней, продол­жая следить за своим дыханием — вдох и выдох, вдох и выдох. Почувствуй­те собственную жизненную силу, свою поддержку и опору. Вдох и выдох. (Пауза).

Выход.

Настало время отпустить вашу эмоцию. Вы можете попрощаться с ней так, как вам захочется, и дать себе время побыть в вашем удобном, приятном и безопасном месте, чувствуя расслабление, опору и наполнен­ность вашей встречей. Отдохните немного и, когда почувствуете себя гото­выми, возвращайтесь в обычное своё состояние.

Вопросы к обсуждению.

  • Чем хотелось бы поделиться?

  • С какой эмоцией вы встретились?

  • Какую форму она приняла?

  • Как вам было быть с этой эмоцией, принявшей такую форму?

  • Как удалось к ней приблизиться?

  • Какое сообщение вы получили от этой эмоции?

  • Что сказали ей?

Я из будущего.

В этом упражнении вы сможете встретиться со своим будущим Я и посмотреть, чему оно сможет вас научить. Упражне­ние продлится около 15 минут, и затем мы можем обсудить полученный вами опыт и поговорить о том, как он связан с вторичной травмой.

Разумеется, ваше участие полностью добровольно. Я только попрошу после того, как начнется упражнение не вставать, чтобы не беспокоить других.

Релаксация.

Устройтесь поудобнее, можете снять обувь, если вам ничего не ме­шает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Погружаясь в мягкий ритм своего дыхания, вдох и выдох, вдох и выдох, вы почувствуете, как волны расслабления охватывают вас. С каждым выдохом выходит напря­жение, с каждым вдохом по телу распространяется расслабление. Вы чув­ствуете расслабление во всех частях тела, от верхушки головы. Лоб, глаза, рот, лицо, шея, плечи, руки, кисти, торс, бедра, ноги, ступни, пальцы ног расслабляются. Всё ваше тело расслаблено, и расслабление увеличива­ется с каждым вдохом.

Почувствуйте, как вы покачиваетесь на мягком, пушистом облаке. По­чувствуйте мягкость воздуха, нежность ветерка, ощутите спокойствие и безо­пасность. До вас могут доноситься разные звуки, мысли приходят вам в голову. Просто отметьте их и отпустите, и возвращайтесь к своему дыханию.

Облако может медленно дрейфовать туда, куда вы хотите, оно плывет в ваше будущее. Медленно, по мере того, как вы будете чувствовать себя гото­выми, облако останавливается и мягко растворяется, оставляя вас готовы­ми для встречи с вашим будущим, вашим будущим Я.

Основная часть.

Представьте, как вы входите в кабинет или другое рабочее место ва­шего будущего Я. Ваше будущее Я приветствует вас, а вы оглядываетесь по сторонам. Каким вам видится окружающее простран­ство? Какие предметы перед вами? Каким вам видится ваше будущее Я? Как вы выглядите? Как вы изменились? Вы выросли, стали более зрелым? Дайте себе время, чтобы осознать, что вы чувствуете, находясь в этом пространстве. Найдите возможность занять место рядом или напротив своего будущего Я. Почувствуйте опору стула или кресла, на котором вы сидите. Обратите внимание на свет и цвета, которые вас окружают, на зву­ки и запахи, температурные ощущения.

А теперь прислушайтесь к тому, что говорит о вашей жизни ваше будущее Я. Есть ли какие-то вопросы, которые вы хотели бы задать своему будущему Я? Спросите и послушайте ответ. Что ваше будущее Я чувствует по поводу работы? Что доставляет наибольшее удов­летворение? Какие воспоминания вызывают особую гордость? Что утеша­ет больше всего? (Пауза)

Как себя чувствует ваше будущее Я в конце рабочего дня? Послушай­те и задайте любые вопросы, которые вас волнуют (Пауза).

Может у вашего будущего Я есть вопросы к вам? Что-нибудь, что оно вам хочет сказать, предложить или дать? (Пауза)

Хотя прошло совсем немного времени, но вы можете почувствовать, что

вы уже получили то, что хотели от встречи со своим будущим Я. Время, которое вам требовалось провести вместе, почти закончилось, и ваше бу­дущее Я предлагает вам прийти к нему в любой момент, когда вам понадо­бится. Есть ли что-то в кабинете, что-то в окружающем пространстве или какие-то предметы, которые помогут вам сохранить связь с вашим буду­щим Я? Вы можете взять их и принести с собой сюда, в ваше настоящее.

Время прощаться. Вы знаете, что ещё сможете встретиться со своим будущим Я.

Выход.

После того, как вы закроете двери, позвольте вновь мягкому облаку подобрать вас и осторожно понести назад, в настоящее. Медленно верни­тесь в комнату, чувствуя, что вы получили то, в чем нуждались. По мере того, как я буду считать от 10 до 1, вы будете чувствовать, как к вам посте­пенно возвращается рабочий настрой и готовность оказаться здесь. (Счи­тайте от 10 до одного, повторяя слова о возвращении рабочего настроя и готовности скоро открыть глаза). Вернитесь к ощущению себя в настоя­щем и когда будете готовы, открывайте глаза.

Обсуждение.

Вы можете задать участникам следующие вопросы:

  • Как выглядит будущее Я и пространство, в котором оно находится?

  • Что оно чувствует?

  • Что вы узнали от него? Что вы сможете взять с собой?

  • Как вам было видеть себя в будущем?

  • Какие перемены вы отметили?

Рекомендации к проведению Балинтовской группы

Балинтовская группа применяется как эффективное средство профилактики эмоционального выгорания для людей, работающих в профессиях, ориентированных на активное использование общения с другими людьми.

Применение группового опыта общения в качестве средства снижения эмоционального напряжения, возникающего у людей «помогающих» профессий, впервые было предложено американским хирургом Микаэлем Балинтом в начале 50-х годов ХХ в. Работа в группе предполагала помощь участникам в развитии у них навыков внимательного отношения к условиям выполнения профессиональных задач и помощь в осознании причины неудач, возникающих в процессе взаимодействия с «трудными» клиентами (пациентами). Исходя из этой целевой установки, фокус обсуждения на Балинтовской группе делается на характере взаимоотношений участника с клиентом, с которым возникает эмоциональное напряжение в общении, и на факторах, влияющих на их взаимодействие.

Целями Балинтовской группы современного формата выступают:

  • достижение участником понимания пределов своих отношений с клиентами (научить слышать себя, свои чувства в процессе взаимодействия с клиентом);

  • улучшение восприятия и понимания характера коммуникации с клиентами (научить участника слышать то, что клиент может высказывать сдержанно, неотчетливо или о чем вообще не говорит);

  • осознание «слепых пятен» в общении с клиентами.

В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к размыванию границ предложенного М. Балинтом формата профессиональной психотерапевтической помощи и его слиянию с другими формами групповой работы в 1993 году Британское Балинтовское общество разработало список обязательных и факультативных характеристик балинтовской группы как особой формы группового опыта.

А. Обязательные характеристики Балинтовской группы

  1. Размер группы от 6 до 12 человек.

  2. Цель встречи – улучшение понимания проблем клиента и причин сложных отношений с ним (поиск решений, способов выхода из проблемной ситуации не является целью!). Поэтому ведущему Балинтовской группы необходимо модерировать процесс обсуждения таким образом, чтобы поощрять высказывание участниками гипотез в отношении возможных причин сложных отношений и разрешать только те вопросы, которые направлены на уточнение чувств рассказчика и характера его отношений с клиентом. В Балинтовской группе не допускаются: советы, указания, оценки, поучения. Ведущий должен пресекать борьбу, споры, критику, любые формы подавления другого мнения, поскольку группа не ищет истинных причин неудачи конкретного обсуждаемого случая, а помогает осознать характер сложившихся отношений между участником группы и «сложным» клиентом. Все точки зрения являются приемлемыми, если они высказываются корректно.

  3. Требования к ведущему Балинтовской группы: ведущим может быть человек, имеющий опыт участия в Балинтовской группе, прошедший специальную подготовку по ведению тренинговых групп и имеющий достаточное представление о той профессиональной области, в которой работают участники группы. Основной задачей ведущего Балинтовской группы выступает создание безопасной атмосферы, сфокусированной на эффективном общении участников, а не на решении психологических проблем. Ведущий призван помогать группе фиксировать и корректно обсуждать возникающие у участников феномены сопротивления, защиты, переноса, эмпатии, связанные с представленным для разбора случаем. Эффективный стиль ведущего выражается в следующем: 1) фокусировка на проблемах общения, возникающих во взаимодействии участника, представляющего «сложный» случай из практики, и его клиента; 2) пресечение любых попыток обсуждения личности докладчика (в том числе, профессиональных аспектов); 3) поощрение высказываний о чувствах и мыслях, возникающих у участников по поводу представленного случая; 4) защита любого участника от критики в его адрес.

  4. Характеристика участников Балинтовской группы: все участники должны иметь практику оказания помощи или услуг клиентам, т.е. иметь опыт профессионального общения и взаимодействия с другими людьми в определенной сфере услуг (общей для всех участников).

  5. Форма работы: представление случая из практики. Случай обязательно должен быть таким, в котором возникли сильные чувства любой модальности (например, замешательство, удивление, стресс и т.п.) или возникли сложности во взаимоотношениях с конкретным клиентом.

  6. Обсуждение случая сосредоточено только на характеристике взаимоотношений докладчика и его клиента. Обсуждаются только сведения, изложенные в отношении конкретного случая, общие вопросы (в т.ч. теоретические) не подлежат обсуждению.

  7. Случай представляется исключительно по памяти. Непоследовательность в изложении, забытые факты и др. может быть важным ключом для понимания сложностей в коммуникации с клиентом (обнаруживаются «слепые» зоны во взаимодействии и общении).

  8. Докладчик должен услышать от других участников то, какие ассоциации и какие чувства вызвало у них его сообщение (а не то, что другие участники думают о нем и о его работе).

  9. Применяются стандартные правила работы группы: конфиденциальность, личная ответственность (Я-высказывания»), уважение мнения других, работа в круге, правило «стоп».

  10. На обсуждение каждого случая предоставляется 1-2 часа.

Б. Факультативные (желательные) характеристики Балинтовской группы

  1. Регулярность встреч (постоянно действующая группа).

  2. Закрытость состава участников (по возможности, после ее создания в группу не должны вводиться новые члены).

  3. Наличие со-ведущего. Это необходимо для подстраховки основного ведущего, если он отойдет от следования основным правилам ведения Балинтовской группы. Например, если группа начнет преследовать решение других задач (супервизия, психотерапия докладчика, обсуждение теоретических и прикладных вопросов психотерапии и т.п.), а ведущий группы не станет это пресекать, то со-ведующий сможет остановить такой процесс и вернуть группу в формат Балинтовской.

Гетерогенный состав участников: в состав Балинтовской группы включаются различные специалисты, работающие с одними и теми же клиентами (психологи, врачи, медсестры, социальные работники, педагоги и т.д.). Начальников любого рода (т.е. лиц, обладающих статусной властью над остальными участниками, например, заведующих, старших и т.п.) не следует включать в состав этой группы! Для специалистов из начальствующего состава при необходимости следует создавать отдельную группу с выровненным властным статусом участников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воронцовым Дмитрием Владимировичем Рецензент канд психол наук Е. Д. Бреус Компьютерный набор и верстка лаборанта Н. В. Лакосиной Печатается в соответствии с решение (2)

    Решение
    Дисциплина специализации (спецкурс) «Методы социально-психологического воздействия на личность» предназначена для магистрантов кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ.

Другие похожие документы..