Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи та проведення практичних занять з курсу «Аналіз господарської діяльності» («Економічний аналіз...полностью>>
'Программа'
ENFOREX – центр международного обучения, основанный в 1989 году. Высокое качество преподавания испанских программ и накопленный опыт сделали ENFOREX ...полностью>>
'Документ'
Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника.И поныне бы, наверное,Если б не было учителя,Неоткры...полностью>>
'Документ'
Перечень инновационных проектов по переработке промышленных и бытовых отходов, получивших положительное заключение Экспертного совета Кузбасского Тех...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отбор клиентов в психотерапевтическую группу

Отбор начинается с процедуры оценки потенциальных клиентов по критериям исключения: кто из потенциальных клиентов не сможет эффективно работать в подходящей для решения их проблемы группе конкретного формата (долгосрочная или краткосрочная, гомогенная или гетерогенная, интерационная или когнитивно-поведенческая, гуманистическая и т.д.).

Главным ограничением является неспособность клиента участвовать в выполнении основных задач группы. Например, клиент с диссоциальными нарушениями (вызывающими трудности в установлении эффективных социальных контактов) поначалу будет активным участником, но затем продемонстрирует свою базовую неспособность строить отношения и начнет нарушать работу группы. Поэтому не следует включать в гетерогенную группу лиц с нарушениями личности.

Не следует включать в группу лиц на пике эмоциональных переживаний. Для них более эффективна кризисная психотерапия в индивидуальном формате, семейная психотерапия. Или особая кризисная группа с гомогенным составом участников.

Не следует включать в группу лиц, не имеющих возможности стабильно посещать ее или живущих слишком далеко от места проведения встреч (отсроченный эффект работы в группы в сочетании с долгой дорогой провоцируют клиента прервать терапию).

Критерии включения в группу

  1. Высокая мотивация, связанная с готовностью принять на себя хотя бы часть ответственности за возникновение межличностных проблем. Если клиент демонстрирует устойчивое нежелание принимать ответственность за исход лечения и стойкое нежелание работать в группе, то его не стоит делать участником группы. Ожидания клиента об успешности терапии играют существенную роль.

  2. Наличие очевидных проблем в межличностной сфере (одиночество, социальная изоляция, робость, чрезмерная настроенность на соперничество, агрессивность, резкость, склочность, подозрительность, авторитарность, нарциссизм, зависимость, низкая самооценка).

  3. Низкая эффективность индивидуальной терапии по причине:

  • ограниченной способности разговаривать о событиях собственной жизни;

  • эгосинтонической позиции в самооценке (когда Я-реальное совпадает с Я-идеальным);

  • повышенной импульсивности (потребность действовать сразу по возникновении чувства), потому что в индивидуальной работе психологу трудно одновременно быть участником и наблюдателем процесса, а в группе эти роли распределяются между участниками, и участникам, оказавшимся в роли наблюдателя, клиент больше доверяет в обратной связи;

  • крайнего интеллектуализма (потому что в группе значителен аффективный компонент взаимодействия);

  • серьезных переносов на психолога, когда интимность общения один-на-один оказывается затруднительной или когда ориентация на мнение психолога (или противопоставление мнению психолога) принимают крайние формы.

  • контрпереносов у психолога.

Под контрпереносом понимается такое психологическое состояние человека, оказывающего психотерапевтическую помощь, при котором возникает острое переживание внутриличностного конфликта, вызванное взаимодействием с клиентом. В психоаналитической терминологии под контрпереносом понимается проекция психологом своих эмоций по поводу собственного неразрешенного внутриличностного конфликта на клиента со сходной психологической проблемой. В другом значении под контрпереносом понимается чрезмерная эмоциональная (личностная) вовлеченность психолога в процесс психологической помощи, что мешает психологу оказывать помощь, выстраивая профессиональные отношения с клиентом (с позиции безоценочности, нейтралитета, принятия).

Субъективные показатели контрпереноса:

  • подавленность и неприятные чувства, возникающие у психолога во время или после встречи с клиентом (чувства могут быть направлены как на клиента, так и на его/её окружение);

  • страх самому/самой оказаться в подобной проблемной ситуации;

  • чувство вины за то, что случилось с клиентом;

  • переживание печали и горя по поводу проблемы клиента;

  • чувство усталости, стыда или отвращения во время работы с клиентом;

  • скованность и онемение, возникающие в ответ на рассказ о проблеме клиента;

  • чувство долга помочь клиенту; восприятие себя в качестве спасителя;

  • восприятие клиента как слабого, жалкого существа и преувеличение степени его/её проблемности, неспособности самостоятельно решать проблему;

  • возникновение выраженной симпатии, нежных чувств к клиенту;

  • серьезные опасения в своей способности помочь клиенту, моральная и профессиональная разочарованность в своих возможностях;

  • неверие в то, что проблема клиента на самом деле может быть серьезной;

  • острое желание обсудить личность клиента с другими коллегами, нарушив правило конфиденцальности.

Поведенческие показатели контрпереноса:

  • избегание встреч с клиентами, имеющими определенные проблемы;

  • небрежность в выполнении договоренностей (забывание о назначенной встрече, опоздание на встречу, работа с клиентом сверх оговоренного времени);

  • стремление идти на неоправдан6ные уступки или совершать действия, полезные клиенту, в ущерб собственным интересам;

  • поощрение в клиенте сопротивления в форме демонстративного поведения;

  • попытки психолога произвести впечатление на клиента или на коллег (продемонстрировать, насколько важен именно этот клиент);

  • поощрение зависимости клиента от психолога;

  • стремление к жестким, циничным комментариям к рассказу клиента;

  • споры с клиентом по поводу проблемы.

4 Групповая кризисная интервенция

Основная психологическая трудность человека, находящегося в кризисе, состоит в том, что он не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, он испытывает ощущение безысходности (и тяжелые переживания в связи с этим). С другой стороны, человек, находящийся в кризисе, максимально открыт новому опыту, что позволяет использовать в отношении него элементы групповой психотерапии.

Характеристики кризисной ситуации

  1. Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или же внезапного действия одного или нескольких факторов.

  2. Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие по типу «последней капли».

  3. Кризис обычно ограничен во времени промежутком 2-6 недель.

  4. Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.

Стадии развития кризисного процесса

Учет стадии кризисного процесса важен для определения готовности клиентов к получению психотерапевтической помощи. Кризис может завершиться на любой их нижеперечисленных стадий, если опасность исчезнет или обнаружится решение проблемы.

  1. Стадия нормальной адаптации – клиент не испытывает острой потребности в психологической помощи, поскольку у него еще сохраняется способность задействовать собственные адаптационные механизмы. Эта стадия характеризуется ростом напряжения, что стимулирует включение привычных способов решения проблем и механизмов защиты. Человек опирается на собственный опыт, задействует знакомые ресурсы. Гибкость в решении проблемы сохранена, напряжение и релаксация сбалансированы. Если привычные способы решения проблемы не срабатывают, наступает вторая стадия.

  2. Стадия мобилизации – у клиента пробуждается готовность в получении психологической помощи. Эта стадия характеризуется ростом напряжения: растет ощущение неуверенности и страха; начинается поиск новых ресурсов для совладания с проблемой; пробуждается готовность отказаться от привычных способов решения проблемы и искать новые; уменьшается гибкость по отношению к проблеме. Если на этом этапе человек не найдет ресурса для преодоления проблемной ситуации, наступает третья стадия.

  3. Критическая стадия – клиенту обязательно необходима психологическая помощь. Эта стадия характеризуется ростом чувства тревоги и беспомощности, ощущением безнадежности, происходит дезорганизация личности (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая дезорганизация, хаотические действия). Привычные способы преодоления проблемных ситуаций не работают, близкие люди не воспринимаются как источник поддержки и помощи. Возникает риск суицида или делинквентного поведения (убийство или иные противоправные действия). Кризисная интервенция показана именно на этой стадии.

Определение кризисной интервенции

Кризисная интервенция – это работа, направленная на:

  • выражение сильных эмоций;

  • уменьшение смятения, благодаря процессу повторения;

  • открытие доступа к исследованию проблемы;

  • формирование понимания текущей ситуации;

  • создание фундамента для принятия травматического опыта.

Основной метод психологической помощи при кризисе – это работа с интенсивными чувствами и проблемами.

При кризисной интервенции помощь центрирована на актуальной проблеме, а не на человеке и не на истории возникновения проблемы, что отличает этот вид работы от обычной групповой психотерапии (именно поэтому форма групповой работы оказывается здесь адекватной содержанию группового процесса). Нерешенные проблемы из личной истории, предшествовавшие кризису, вплетаются в критическую ситуацию, осложняя актуальную проблему. Иногда клиенты этого не осознают. В процессе оказания психологической помощи важно идентифицировать «исторические» проблемы, обозначить их место в наличной ситуации и сконцентрироваться на актуальной проблеме.

Терапевтические навыки активного слушания (парафразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию) помогают в ходе кризисной интервенции уменьшить субъективный хаос и облегчают восстановление контроля личности над интеллектуальными, эмоциональными процессами и поведенческими реакциями.

Три стадии работы с кризисом.

  1. Сбор информации.

Помощь клиенту в идентификации и выражении чувств, в нахождении связи между чувствами и их содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение, позволяет определить кризис через отдельные события (с которыми и можно работать, а не со всем тягостным чувством сразу). Необходимо уделить много времени максимально полному изучению проблемы вместе с клиентом. Клиент обычно хочет немедленно получить облегчение. Поэтому у психолога может возникнуть желание быстрее перейти от исследования проблемы к ее разрешению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. Это недопустимо, поскольку плохо исследованная проблема может привести к повторению уже сделанных ошибок. На стадии сбора информации необходимо идентифицировать событие, вызвавшее кризис, и отделить от него другие «исторические» проблемы.

1Формулирование и переформулирование проблемы

В результате исследования кризисной ситуации клиент может переформулировать проблему, поскольку раньше не учитывал важных аспектов проблемной ситуации и смешивал актуальные и «исторические» проблемы. Здесь нужно задавать вопросы о том, что помогало клиенту справляться с подобными проблемами раньше (это позволяет увидеть, что клиент владеет многими полезными навыками, проблема перестает восприниматься, как совершенно недоступная личному контролю, что с ней можно справиться хотя бы частично).

Если определение актуальной проблемы застопоривается, необходимо:

  • перейти к еще более конкретным, частным определениям или, наоборот, обобщить слишком мелкие проблемы;

  • проверить, не пропущено ли какое действующее лицо при определении проблемы;

  • нет ли скрытых проблем.

2Альтернативы и решения.

На этой стадии необходимо подвести клиента к тому, чтобы он прекратил пытаться решить проблему (неудачи в решении как раз и усугубляют кризис) и начал совладать с ней. Решение проблемы необходимо остановить в следующих случаях:

  • попытки контролировать события, которые контролировать невозможно;

  • когда решение проблемы только усугубляет проблему.

Необходимо сконцентрироваться на том, что можно улучшить в ситуации, а не устранить ее.

Групповой формой кризисной интервенции является дебрифинг.

Дебрифинг – это организованная групповая дискуссия людей, совместно переживших стрессовое или трагическое событие.

Цель дебрифинга – минимизация вероятности тяжелых психологических последствий после травматического стресса, препятствие их возникновению в будущем.

Дебрифинг можно проводить в любом месте, но желательно, чтобы это было изолированное помещение. Группа для дебрифинга – 10-15 человек (плюс 2 дебрифера).

Задачи дебрифинга.

  • Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.

  • Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

  • Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

  • Мобилизация внутренних и внешних ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания.

  • Подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть.

  • Информирование участников о том, где они могут в дальнейшем получить помощь.

Руководство по проведению дебрифинга

Дебрифинг проводится не позднее, чем через два часа после травмирующего события. Процедура состоит из пяти фаз: вступление, обращение к фактам и мыслям, обращение к переживаниям, обучение, заключение. Возможен пост-дебрифинг.

1Вступление.

Знакомство – дебриферы и участники представляются. Ведущие сожалеют по поводу случившегося.

Определение цели (помочь справиться с последствиями травмирующего события). Ведущие должны подчеркнуть, что это не психотерапия, а особая процедура, которая дает возможность поделиться своими чувствами и реакциями, узнать о том, какие бывают реакции на подобные события и как с ними справляться.

Создание атмосферы безопасности через принятие правил.

Рекомендуемые правила (участники группы могут дополнять список):

  • оставаться в течение всего времени;

  • говорить только от самого себя;

  • не отвлекаться от темы;

  • право не высказываться;

  • относиться друг к другу с уважением и не высказывать оценочных суждений;

  • сохранение конфиденциальности (конфиденциальность касается личных аспектов опыта участников, но не обсуждаемой проблемы).

Ведущие также должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних, не имеющих непосредственного отношения к проблеме. Обращение к фактам и мыслям.

Участников просят по кругу ответить на следующие вопросы.

  • Кто Вы и как связаны с событием (жертвой)?

  • Где Вы были, когда событие случилось?

  • Что случилось?

  • Какова была Ваша первая мысль, когда Вы осознали, что произошло? (этот вопрос задается только свидетелям события, или пострадавшим, или спасателям)?

  • Какова была Ваша первая мысль, когда Вы узнали о том, что случилось? (этот вариант вопроса задается только тем, кто не был непосредственным свидетелем, участником)?

Каждый ответ кратко перефразируется дебрифером.

2Обращение к переживаниям.

Дебриферы организуют дискуссию, в которой задаются возможные вопросы:

  • Что самое тяжелое для Вас в случившемся?

  • Что Вы чувствовали на физическом уровне (какие телесные ощущения Вы переживали)?

  • Что Вы видели?

  • Какова была Ваша реакция?

Если Вы работаете с группой лиц из окружения погибшего человека, можно спросить: «Если бы Вы могли сейчас что-то сказать … (имя человека), что бы Вы сказали?»

Если Вы работаете с группой свидетелей критического события, то можно спросить: «Что из того, что Вы видели (слышали, почувствовали), тревожит Вас больше всего (например, запахи, которые Вы ощутили) или запомнилось больше всего?

3Обучающая.

Участникам дается информация о том, какие типичные реакции возникают на стресс. Эту информацию можно раздать в виде печатных материалов. Попросите участников определить, какие из этих реакций они переживают. Необходимо подчеркнуть, что эти состояния и симптомы – нормальные реакции на ненормальную ситуацию и что они со временем пройдут. Информируйте участников о том, с какими реакциями они могут встретиться по прошествии некоторого времени. Расспросите участников о том, как они могут позаботиться о себе. Информируйте о том, где они могут получить помощь.

В конце нужно ответить на вопросы участников.

4Заключение.

Краткое суммирование всего, что было сказано участниками.

Спросите, не осталось ли чего-то важного, о чем хотелось бы сказать сейчас?

Поблагодарите за участие, за то, что смогли поделиться своими чувствами и поддержать друг друга.

Напомните о конфиденциальности.

Предложите участникам подумать о том, как они могут поддерживать друг друга в дальнейшем.

Пост-дебрифинг: уделите время (до 30 мин.) неформальной беседе с участниками, вызвавшими у Вас наибольшее беспокойство. Обсудите работу с ко-ведущим: дайте друг другу обратную связь и обсудите наиболее важные моменты.

Рекомендации к проведению гуманистически ориентированной психотерапевтической группы

Методологические основания гуманистической психотерапии

Механизм возникновения психологических проблем. Психологические проблемы возникают из-за потери связи с личностными ресурсами совладания с критическими жизненными ситуациями, что выражается в следующем противоречии: человек говорит одно, чувствует другое, а поступает – по третьему (иными словами, отмечается рассогласование в использовании когнитивного, эмоционального и поведенческого ресурса).

Человек может нормально развиваться только тогда, когда осознает свои потребности и действует в соответствии с ними. Главными человеческими потребностями в гуманистическом направлении считаются потребность в достижении, личностный рост, самоактуализация (потенций). При этом социальные влияния зачастую не позволяют адекватно осознать личные потребности, не дают возможности установить контакт с самим собой. В результате таких воздействий возникает искаженное восприятие и осмысливание своего внутреннего мира, искажается память о своем реальном опыте и его целостное восприятие, когда чужие цели и потребности воспринимаются, как свои. В результате фрустрации индивидуальных потребностей могут возникать различные дезадаптивные реакции: негативные чувства, агрессия, зависимости и т.п. Психологические проблемы отражают прерванный процесс самоактуализации (становления личности), поэтому исходом психотерапевтического воздействия полагается восстановление процесса актуализации.

Процесс актуализации основывается на развитии способности к рефлексии над своим опытом, отслеживании своих реакций на различные ситуации, действия и чувства (свои и других людей). С рефлексивностью личности связана возможность осуществления выбора жизненного пути (пути самоактуализации) и обретение самости: понимания того, кто есть «Я». Человек понимается в гуманистическом направлении как чувственное, телесное существо, в жизни которого значительную роль играет аффективная, а не рациональная сфера и не бессознательное. Адекватное переживание своего чувственного опыта, его осознание придает человеку осмысленность и целесообразность существования. Именно неконгруэнтность когнитивного образа «Я» и реального чувственного опыта лежит в основе нарушений личностного функционирования. Человек цепляется за свой фиксированный когнитивный образ, тогда как необходимо его изменить и сделать открытым для изменений.

Цель психологической помощи – используя наличный личностный ресурс, побудить человека к рефлексии по поводу своего внутреннего мира, своих эмоциональных состояний в различных жизненных ситуациях (особенно – проблемных) и через это изменить отношение человека к актуальному опыту, другим людям или к самому себе. Правильное осознание и идентификация своих чувств по отношению к тем или иным жизненным событиям, людям, к своим собственным характеристикам. В процессе гуманистической психотерапии реализуется три задачи: осознание своего актуального чувственного опыта во всем его многообразии (а не только осознание социально приемлемых чувств), продвижение вперед в понимании своих потребностей и встреча со своими целостным, а не избирательно осознанным опытом. С этим тезисом гуманистически ориентированные психотерапевтические группы еще называют группами личностного опыта (experiental groups).

Задачи психотерапевта.

  • Создать атмосферу безопасности.

  • Помочь идентифицировать основное переживание и согласовать его с когнитивными представлениями (мыслями) и поведенческими паттернами.

Атмосфера безопасности позволяет открыть для себя весь опыт, во всем его индивидуальном многообразии и принять его как свой. Также атмосфера безопасности открывает дорогу изменениям (человек, не имеющий контакта со своими ресурсами, боится изменений, поскольку не доверяет себе и поэтому не решается делать выборы в соответствии с новыми, актуально изменившимися потребностями).

Атмосфера безопасности связана с отношениями доверия и понимания между клиентами и психологом. Здесь возникает серьезный этический вопрос: до какой степени можно принимать многообразие личностного опыта клиентов? С атмосферой доверия также связано особое обращение между участниками группы опыта – факт присутствия рядом с другим и умение слышать не только себя, но и другого. Поэтому на первых встречах клиентам важно предоставить возможность научиться самим создавать атмосферу безопасности в выстраивании особых отношений присутствия рядом.

Идентификация основного переживания связана с навыком отражения чувства и умения связать его с актуальной ситуацией, тогда чувство становится понятным и не пугающим. Отсюда вытекает задача развития у клиентов собственной чувствительности, особенно к невербальным каналам коммуникации, а также – выработка навыка отказа от шаблона (шаблон связан с ожиданиями по аналогии, а это мешает установлению контакта с изменяющимся «Я»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воронцовым Дмитрием Владимировичем Рецензент канд психол наук Е. Д. Бреус Компьютерный набор и верстка лаборанта Н. В. Лакосиной Печатается в соответствии с решение (2)

    Решение
    Дисциплина специализации (спецкурс) «Методы социально-психологического воздействия на личность» предназначена для магистрантов кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ.

Другие похожие документы..