Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Хочется подчеркнуть важность использования данных сплавов с их физико-механическими характеристиками и химическим составом, а также процентом содержащ...полностью>>
'Закон'
Абсолютная монархия – разновидность формы государственного правления, характеризующаяся сосредоточением всей полноты власти (законодательной, исполни...полностью>>
'Документ'
ББК 83.3(0) Г95 Рецензенты: Союз писателей РСФСР, кандидат филологических наук Л....полностью>>
'Реферат'
1. Школьный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

II СЕМЕСТР.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ.

Богослужебные книги делятся на: простые и нотные.

Простые:

1) для общественного Богослужения (БСЛ);

2) частного БСЛ;

3) комбинированного БСЛ;

4) для домашнего БСЛ без участия священнослужителя.

Книги для общественного БСЛ.

В составе каждой службы бывают молитвословия неизменяемые (постоянные), которые являются неизменяемой частью данной службы, а другие изменяемые определённого вида БСЛ в разные дни седмицы и разные дни года с разной периодичностью. Невозможно было бы изложить все эти неизменные и изменяемые молитвословия в одной книге, потому что богослужение ежедневно изменяется в зависимости от празднуемых Церковью священных воспоминаний и памятей святых угодников Божиих. Поэтому в одних книгах излагаются неизменяемые части богослужения, а в других те, которые изменяются в зависимости от разных неподвижных и подвижных праздников. Книги, относящиеся к общественному богослужению, суть следующие:

СЛУЖЕБНИК – книга, в которой излагаются неизменяемые части ежедневного БСЛ, причем именно то, что должны произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные отделы, как: собрание отпустов, прокимны, месяцеслов, а в конце Известие учительное, в котором объясняется, как священнослужители должны поступать в разных недоуменных случаях богослужения.

ЧИНОВНИК архиерейского БСЛ – это тот же Служебник, но назначенный для употребления архиереев, совершающих богослужение с указанием всех особенностей архиерейского служения. Кроме чинов трех литургий, он содержит чины поставлений в разные церковные степени и чин освящения Антиминсов.

ЧАСОСЛОВ – это книга, которая содержит в себе неизменяемые части суточного богослужения, кроме литургии, для употребления чтецами и певцами на клиросе. В ней излагается чин Полунощницы, Утрени, часов первого, третьего, шестого и девятого, Вечерни и Повечерия великого и малого.

Название свое Часослов получил от изложения в нем чина часов. В Часослове имеется также дополнительная часть, в разных изданиях разного содержания. Обычно бывают молитвы утренние, читаемые перед полунощницей, чин возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице параклисис, составленный Феостириктом монахом, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, богородичны, которыми заключается пение тропарей и стихир. В Великом Часослове бывает также приложен Месяцеслов. Малый Часослов представляет собою сокращение Великого. Эти сокращения касаются лишь дополнений.

ОКТОИХ или ОСМОГЛАСНИК (восемь гласов), состоит из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа... и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богодичный или святого.

МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ, праздничная и общая. Минея месячная означает месяц. Содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12-ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

Минея праздничная, или «Анфологион», или «Трефологион», «Цветослов», в которой содержатся выбранные из Минеи Месячной службы Господских, Богородичных и особо чтимых праздников в честь некоторых Святых.

Минея общая содержит изменяемые молитвословия не каждому святому отдельно, как Минея Месячная, но общие каждому лику святых особо, например, общая служба Апостолам, Мученикам, Святителям и т. д. Кроме служб святым, в ней помещаются также общие последования праздникам Господским, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Общая Минея имеет двоякое употребление: во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым нет написанной отдельной службы в Минее Месячной; во-вторых, в бедных церквах, где нет полного комплекта всех богослужебных книг, Общая Минея служит для замены 12-ти Месячных Миней.

Минея Дополнительная, в которой содержатся службы недавно прославленных святых, не вошедшие поэтому в Минею Месячную.

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ и ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ. Эти две книги содержат молитвословия для подвижных дней богослужебного года, зависящих от того, в какой день года придется Пасха. Называются эти книги так потому, что характерным содержанием их являются неполные каноны, состоящие большей частью из трех (1-ой, 8-ой и 9-ой) песней (по-гречески «триодион» «трипеснец»), или из четырех (четырепеснец), или из двух (двупеснец).

Триодь постная содержит молитвословия подготовительных недель к Великому посту, молитвословия самого Великого поста и молитвословия Страстной седмицы. Первая служба, помещенная в Триоди постной, это служба Недели Мытаря и Фарисея, а последняя служба Великой субботы. Молитвословия Триоди постной в будничные дни заменяют собою молитвословия Октоиха. Из Октоиха берутся только некоторые седальны и светильны, но они печатаются в самой Триоди, так что можно обходиться без пользования самой книгой Октоиха. Только в воскресные дни периода постной Триоди воскресные песнопения берутся для каждого данного гласа из Октоиха. Во время пения Триоди постной пение Минеи не отменяется, но есть некоторые дни, когда и Минея отлагается, а вся служба совершается только по Триоди.

Триодь цветная содержит молитвословия начиная с первого дня Пасхи и кончая неделею Всех Святых после Пятидесятницы. Цветная Триодь, подобно постной, иногда заменяет собою Минею, иногда поется вместе с ней. Воскресные песнопения Октоиха печатаются на своих местах в Триоди цветной, вследствие чего можно обходиться без Октоиха.

ИРМОЛОГИОН содержит в себе, главным образом, собрание молитв – ирмосов всех канонов всех восьми гласов, отчего и получила свое название. Кроме того, в нем помещены некоторые неизменяемые песнопения, необходимые для певцов на клиросе, как, например, все то, что поется на литургиях св. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Богородичны воскресные и для будничных служб, Троичны гласа, тропари, поемые по «Непорочны» воскресные и заупокойные, песнопения, поемые пред чтением Евангелия и после чтения его на утрени, песни Священного Писания, которые поются в начале каждой песни канона, припевы на 9-ой песни канона в Господские и Богородичные праздники, «Всякое Дыхание...» стихира «Преблагословенна еси...» и Великое Славословие.

ТИПИКОН или УСТАВ содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее руководство для того, чтобы богослужение совершалось благообразно и по чину.

По своему содержанию Типикон разделяется на три части. Первая часть от 1 до 47 главы содержит общие указания о разных службах, указания, в каком молитвенном расположении должны быть молящиеся во время разных служб и правила жизни для монашествующих. Вторая часть от 47 до 52 главы содержит в себе месяцеслов на весь год с указанием особенностей богослужения на все дни церковного года, особенности богослужения во св. Четыредесятницу до Недели Всех Святых. Третья часть от 52 гл. до конца является как бы приложением и дополнением к первым двум частям. К Типикону прилагается еще таблица для определения дня празднования Пасхи, так называемая «зрячая пасхалия».

Книги для частного БСЛ.

ТРЕБНИК содержит изложение священнодействий и молитвословий, называемых требами, которые совершаются по нужде и потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. К таким священнодействиям принадлежат, прежде всего, последования всех таинств, так как они составляют первую и необходимейшую потребность для всех христиан, затем чины погребения усопших, освящения воды, пострижения монахов, освящения храмов и многие другие, относящиеся к разным случаям жизни христиан.

Требник есть Великий, Малый и Дополнительный.

Великий Требник состоит из двух частей: первая часть содержит, главным образом, последования Таинств и других священнодействий, которые сопровождают человека от рождения и напутствуют при переходе в вечность. Вторая часть содержит, большей частью, краткие молитвословия на разную потребу. В дополнение в Требнику прибавляется еще Месяцеслов и «Сословие имен по алфавиту», то есть список христианских имен.

Малый Требник представляет собою извлечение из Великого Требника, сделанное для удобства иметь небольшую книгу для совершения треб, особенно тех треб, которые приходится совершать вне храма.

Дополнительный Требник содержит в себе чины освящения храма и освящения вещей, принадлежащих храму, как-то: церковной утвари, облачений, икон и т. п. Этот дополнительный Требник часто соединяется в одну книгу с Малым Требником.

КНИГА МОЛЕБНЫХ ПЕНИЙ содержит чины молебных пений на Новый год, при начале нового учебного года или учения отроков, о болящих, о путешествующих, по случаю бездождия и многие другие на разные случаи жизни.

Последование в неделю Православвия – это чин молебного пения об обращении заблудших, который положено совершать в первую неделю Великого поста, называемую неделей Православия, с анафематствованием еретиков, вечной памятью и многолетствованиями поборникам св. Православной веры. Первая часть этого чина совершается во всех церквах, а вторая лишь в кафедральных соборах.

Книги для домашнего употребления – эти книги содержат, главным образом, более или менее пространные извлечения из книг, употребляемых при общественном богослужении. К числу их относятся:

Правильник, называемый полностью: «Правило готовящимся ко причащению св. Христовых Таин. Он содержит все молитвословия, необходимые для приготовления себя к св. причащению, в последовательном порядке».

Канонник содержит Молитвы утренние, Канон с акафистом Иисусу Сладчайшему, Канон с акафистом Пресвятой Богородице, Каноны ангелу хранителю, Молитвы на сон грядущим, Каноны на все дни седмицы, Канон и молитвы ко св. Причащению, Общая служба «по вся дни» и Чин пения двунадесяти псалмов.

Акафистник содержит разные акафисты.

Молитвослов содержит выдержки из разных богослужебных книг. Есть молитвословия более полные, а есть и сокращенные.

Книги для общественного и частного БСЛ.

Это чтения из Священного Писания. Таковы: Евангелие, Апостол и Псалтирь.

ЕВАНГЕЛИЕ содержит благовестие всех четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, разделенное по главам и по церковным зачалам. «Зачалами» называются отделения, которые назначено Уставов читать на известных службах в известные дни богослужебного года. В каждом из четырех Евангелий свой особый счет, как глав, так и зачал. Пред зачалом печатается звездочка, а внизу пишется, когда оно читается, а также те слова, коими должно начинать чтение зачала. В конце напрестольного Евангелия помещены таблицы, указывающие, когда в какие дни года какое зачало читается. Первая таблица указывает порядок чтений по седмицам, начиная от первого дня Пасхи, вторая таблица указывает чтения по дням и месяцам (Месяцеслов). В конце указаны еще чтения разным ликам святых и на разные случаи, при совершении разных треб.

АПОСТОЛ содержит в себе Деяния святых апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий св. апостола Павла, а иногда и Апокалипсис, который у нас при богослужениях не читается. Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол разделен на зачала (кроме Апокалипсиса, так как он не читается). Счет этих зачал во всей книге один, общий. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, при каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. В конце Апостола помещены точно такие же таблицы, как и в конце Евангелия, указывающие порядок чтений; сначала по седмицам, начиная от первого дня Пасхи, потом Месяцеслов, указывающий чтения по числам месяцев, затем чтения разным ликам святых, и на разные случаи при совершении треб. Одновременно указываются и прокимны, которые поются перед чтением Апостола, и «аллилуиарии», которые следуют за чтением Апостола, а также «причастны», которые поются за литургией во время причащения священнослужителей в алтаре.

Прокимен – короткие стишки читаются перед зачалами.

Аллилуарий – читается после стишков.

Причастны – читаются в конце литургии.

ПСАЛТЫРЬ бывает двух родов обыкновенная Малая псалтирь и Псалтирь с последованием, или восследованием, называемая также в просторечии «Следованной псалтирью».

Малая Псалтирь содержит все те 150 псалмов, которые помещаются и в Библии, в том же порядке, но только с разделением их на 20 кафизм, а каждая кафизма разделена на три славы. Пред каждой кафизмой и после каждой кафизмы находится Трисвятое, покаянные тропари и молитвы. В начале помещены таблицы, указывающие, когда в какие периоды богослужебного года и на каких службах какие кафизмы прочитываются. В конце помещены Песни Священного Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном, Величания на праздники Господские, Богородичные и святых с псалмами избранными к ним и Последование по исходе души от тела, а в конце всего Помянник и Чин пения двунадесяти псалмов.

Следованная Псалтирь содержит в себе Часослов, в котором помещены не только часы, но и Междочасия, затем Месяцеслов со всеми тропарями и кондаками на все дни богослужебного года, а также на период Великого поста с подготовительными неделями и Страстной седмицы и на период от Пасхи до Недели Всех святых, тропари и кондаки Октоиха, тропари и кондаки Общей Минеи. В конце приложено полностью Правило ко Святому Причащению со всеми относящимися к нему канонами и акафистами, как в книгах «Правильник» и «Канонник», а также Пасхалия.

Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим.

НОТНЫЕ (молитвы, положенные на ноты) богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей.

Богослужебный Устав в Православной Церкви.

Порядок, правила, которые регламентируют какие-либо действия. Первый Устав БСЛ был составлен Саввой Освященным – начальником Лавры в Палестине (IV в.). До этого устав передавался устно. Окончательно сформировался письменно в 532 году (его передали братьям). На Палестинский устав имел воздействие Иерусалимский устав, отчего в последствии Палестинский устав получил название Иерусалимский устав. В VII веке св. Сафроний патриарх Иерусалимский восстановил Иерусалимский устав и ввёл его в монастырях, подчинённых ему.

В VIII веке в Иерусалимский Устав были внесены дополнения Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского.

В IX веке иеромонах Марк – настоятель Лавры Святого Саввы, внёс в Устав дополнения или изъяснения как совершать БСЛ праздников, совпадающих в один день и как согласовывать праздничные БСЛ по воскресным и постным дням. Эти дополнения получили название Марковы главы.

Студийский устав – составлен Феодором Студитом (826 г.), он был настоятелем Студийского монастыря. После его смерти Устав был записан неизвестным лицом, затем на основании предания его изложил патриарх Константинопольский Алексий (XI век).

Студийский устав был принят в Константинопольском патриархате и некоторых монастырях Малой Азии. Распространился на Афон, Россию (1070 г.).

Студийский устав отличался от Иерусалимского и других правилами монашеской жизни, а не богослужебным уставом. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения).

Особые отличия Студийского Устава от Иерусалимского:

1) за весь год по Студийскому Уставу не полагалось всеношного бдения;

2) Великое славословие всегда читалось, а не пелось, а пелось 2 раза в год: утренняя Великой Субботы и утренняя Пасхи;

3) служба по Студийскому уставу короче и не так торжественна как по Иерусалимскому уставу.

В РПЦ Студийский устав был введён преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской Лавре, а оттуда распространился по всем монастырям Руси.

Ефрем Сирин привёз Студийский устав и по нему преб. Феодосий Печерский составил устав для русского монашества.

До XIV века Студийский Устав практиковался на Руси. В XV веке Иерусалимский устав благодаря своей торжественности распространен всем монастырям Греции, а потом и на Русь.

Впоследствии Иерусалимский устав был напечатан в Типиконе в 1610 г. Далее это издание было исправлено патриархом Филаретов в 1682 г., при патриархе Иоакиме, издаётся следующая книга в 1695 г. при патриархе Адриане. Последнее издание при патриархе Адриане сохранилось до сегодняшнего времени.

Последнее издание Типикона было переиздано в 1954 году.

БСЛ устав содержится в книге Типикон. Типик – порядок, правило.

Эта книга содержит порядок совершения БСЛ суточного круга, недельного (седмичного) круга, месячного круга БСЛ, а также св. четыредесятницы и пятидесятницы (от Пасхи до сошествия Святого Духа), а также чины соединения этих служб в случае их совпадения. Уставы действуют более 1000 лет. Все священнослужители при посвящении в сан дают присягу по соблюдению Церковного устава, т.о. Церковный устав в Церкви приобрёл силу закона.

По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.

Первый отдел делится на три части:

1 часть – «Общая» (1÷47 главы);

2 часть – «Частная» (48÷51 главы);

3 часть – «Дополнительная» (52÷60 главы).

Второй отдел, гораздо более краткий отдел Типикона – «Храмовые главы» (1÷58). В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 глава – припевы на девятой песни.

60 глава – Пасхалия.

Первая часть первого отдела Типикона общая (с 1-ой по 46 главу), содержит указания БСЛ в воскресные, недельные и субботние дни.

Вторая часть первого отдела Типикона – последование, которое заключает в себе указание на изменяемые молитвословия для всех неподвижных и подвижных дней в году. Там также содержится месяцеслов (календарь) последования, приготовления к Великому посту (Мытаря и Фарисея, о Блудном Сыне) , последования Великого поста, а также Пятидесятница (от Пасхи до Недели Всех Святых).

Третья часть первого отдела Типикона – содержит в себе дополнения к 7-й и 2-й части первого отдела (отпустительные тропари и кондаки, которые поются на вечерней, повечерии, утренней­, на часах и Божественной литургии). Так же там содержаться столпы, Евангельские прокимны, указания на зачала апостольские. Для знания Типикона необходимо знать структуру БСЛ (неизменяемые и изменяемые молитвословия).

Второй отдел Типикона содержит Храмовые главы (Марковые главы) – дополнения. Указано как совершать службу, храмовые праздники.

Пасхалия во втором отделе Типиконе, по ней вычисляется день Пасхи. Самая знаменитая Александрийская Пасхалия – таблицы по вычислению Пасхи.

В 47-й главе Типикона все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы. «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые»:

– обозначение великих праздников (крест в круге, красного цвета). Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. В эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.

– обозначение средних праздников (крест с полукружием, красного цвета). Этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке великих праздников. Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери.

– обозначение также средних праздников (один крест красного цвета), полиелейная служба. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. (Полиелей – многомаслие, многомилостие). На утрене, когда после чтения кафизмы читается полиелей, бдение не совершается. Когда бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.

– обозначение малых праздников месяцеслова (три точки, несовершенно окружены, красного цвета). Совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

– обозначение малых праздников месяцеслова (три точки, несовершенно окружены, черного цвета). Такую службу называют шестеричной (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час.

В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака (святые не имеющие знака). При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке: три точки, несовершенно окружены красного цвета.

Понятие о Богослужебных Кругах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анатолий Павлович Кондрашов Большая книга

    Книга
    Книга, предлагаемая вашему вниманию, – не справочник и не учебник, и главная ее задача – не столько проинформировать вас о самых разнообразных фактах, сколько вызвать интерес к той или иной области знания и человеческой деятельности.
  2. Книга Эрла Кернса рассчитана на студентов богословских факультетов, а также на всех, кто интересуется вопросами истории Церкви (1)

    Книга
    Историческое развитие христианства, его взаимосвязь с социальными и политическими явлениями жизни, возникновение различных конфессий – интереснейшая тема для исследователей христианской истории.
  3. Книга Эрла Кернса рассчитана на студентов богословских факультетов, а также на всех, кто интересуется вопросами истории Церкви (2)

    Книга
    Историческое развитие христианства, его взаимосвязь с социальными и политическими явлениями жизни, возникновение различных конфессий – интереснейшая тема для исследователей христианской истории.
  4. Отделение священнослужителей пособие для учащихся

    Литература
    Что такое религия? Извечность, всеобщность её. Религия ветхозаветная. Величие человека: совершенство ума, чистота сердца, свобода воли, общение с Богом.
  5. Отделение регентов пособие для учащихся

    Литература
    Предмет «Церковное пение» является профилирующей дисциплиной на отделении регентов Вятского Духовного училища и включает в себя изучение обиходных (будничных) внегласовых песнопений, несложных вариантов песнопений, праздников и песнопений

Другие похожие документы..