Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
т.н., доц. Кокуев А....полностью>>
'Интервью'
В интервью Александра Неклессы анализируются нынешнее состояние цивилизации и те стремительные перемены, которые происходят в политической, экономичес...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «25» июня 2010г в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академией туризма по адресу: ...полностью>>
'Программа'
Проезд: на метро до остановки «Площадь Карла Маркса», от метро маршрутное такси № 18, 1018; авт. №№ 1239, 1243, 1137, 1337 до остановки «11 поликлиник...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Туласынова Надежда Юрьевна

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Специальность: 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск - 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Григорьева Антонина Афанасьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Беловолов Валерий Александрович,

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

г. Новосибирск;

доктор педагогических наук, профессор

Фомин Михаил Матвеевич,

ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской

психолого-педагогический университет»,

г. Москва

Защита состоится «__» мая 2010 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677000, г. Якутск, просп. Ленина, 2, каб. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Автореферат разослан «__» апреля 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Главной задачей современной высшей школы являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года указывает на необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего новым критическим мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, толерантностью, готового к постоянному профессиональному росту. Указанные требования связаны с необходимостью формирования и развития критического мышления студентов, являющегося неотъемлемой и необходимой частью их профессиональной компетентности.

Изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ высших учебных заведений позволяет выявить растущую значимость развития критического мышления студентов в период вузовского этапа обучения. Анализ практической деятельности вузов свидетельствует о растущей потребности в воспитании критически мыслящего человека. Формирование критического мышления студентов современного вуза позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. В связи с этим, в системе высшего профессионального образования возникает необходимость создания условий для развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку.

Теоретический анализ современных исследований различных аспектов развития и формирования критического мышления на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровнях указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к решению ряда обозначенных задач.

Философские труды создают основу для изучения вопроса развития мышления. В трудах Аристотеля, Платона, Сократа, И. Канта и др. мышление рассматривается как особая форма познавательной активности, как историческое явление, предполагающее преемственность от поколения к поколению, как возможность фиксации знаний средствами языка. Общеметодологические вопросы развития рефлексивного мышления рассмотрены в трудах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Д. Дьюи, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Р. Стернберга и др.

В психолого-педагогических исследованиях критическое мышление характеризуется как отдельное свойство личности (Л.С. Выготский, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов), как конституирующее образование (М.Б. Ерохина, Б.В. Зейгарник, О.Ф. Керимов И.И. Кожуховская, И.А. Кудрявцев), как умение, навык мыслительной деятельности (С.И. Векслер, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов), а также как личностно и социально значимый феномен, приоритетный в области образования. О составе критического мышления, его структуре, целях, характеристиках, стандартах, элементах писали С. Брукфилд, А.В. Бутенко, С.И. Векслер, Л.С. Выготский, Э. Глассер, Д. Дьюи, С.А. Король, А.Н. Леонтьев, М. Липман, А.А. Матюшкин, К. Мередит, Р.Пол, К. Поппер, Д. Рассел, Р. Стернберг, Дж. Стил, Ч. Темпл, О.К. Тихомиров, П. Фасионе, Д. Халперн, Г.П. Щедровицкий и др.

Вопросы формирования критического мышления студентов нашли отражение в исследованиях отечественных ученых В.А. Болотова, А.В. Бутенко, А.В. Коржуева, В.А. Попкова. Исследования по формированию критического мышления школьников отражены в работах А.С. Байрамова, А.И. Липкина, В.М. Синельникова.

Вопросы развития и формирования критического мышления студентов вуза логически связаны с проблемами развития их креативности, творчества, самоактуализации, самостоятельности мышления и представлены в работах А.В. Брушлинского, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, А.М. Матюшкина, А.В. Морозова, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др. С данным направлением тесно связаны разработки Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.

Региональные особенности мышления и сознания личности, интеллектуальной составляющей воспитания на традициях народа саха раскрыты в трудах В.Ф. Афанасьева, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, И.С. Портнягина. Значимость народной мудрости в формировании мировоззрения и мышления личности подчеркнули в своих исследованиях известные философы Республики Саха (Якутия) А.Е. Мординов, Д.С. Макаров, А.Г. Новиков, К.Д. Уткин и др. Проблемы соотношения языка и мышления в условиях многоязычия нашли отражение в исследованиях М.М. Фомина.

Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития критического мышления студентов показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения, они недостаточно отражают аспекты проблемы.

Таким образом, актуальность исследуемой темы определяется реальными потребностями системы отечественного образования и существующими на сегодняшний день в системе вузовского образования противоречиями между:

- предъявляемыми требованиями к качеству подготовки будущих специалистов и низким уровнем у большинства из них критического мышления;

- признанием необходимости развития критического мышления современного человека и неразработанностью содержания, технологии, отсутствием модели, критериальной основы развития критического мышления студентов вузов;

- потенциальными возможностями иностранного языка как средства развития критического мышления студентов вузов и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации.

Вышеизложенное определило научную проблему исследования: определение педагогических условий эффективного развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования: процесс развития критического мышления студентов.

Предмет исследования: совокупность педагогических условий, способствующих развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку и обосновать педагогические условия его осуществления.

В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:

- внедрить систему развития критического мышления студентов, которая сочетается с технологией работы с текстом и проектной деятельностью;

- разработать и апробировать технологию развития критического мышления студентов на основе системного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов и принципов коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии;

- реализовать педагогические условия развития критического мышления студентов (формирование познавательных мотивов, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; создание учебно – исследовательской среды; интеграция современных информационных технологий с активными формами и методами обучения иностранному языку (дискуссией, проектной деятельностью, игрой, мозговым штурмом, проблемным, эвристическим, исследовательскими методами и др.), способствующими развитию критического мышления, повышающими их познавательные интересы).

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса развития критического мышления студентов в обучении иностранному языку.

2. Раскрыть сущность и особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

3. Определить критерии и уровни развития критического мышления студентов.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих развитию критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации по развитию критического мышления студентов.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития критического мышления; концепции критической философии, критического рационализма, диалектики, рассматривающей процессы и явления во всеобщей связи, целостности, взаимообусловленности; положения психологии и педагогики о признании человека высшей ценностью и целью общественного развития; теории о взаимодействии общества и человека, созидательной деятельности; идеи гуманизма и подлинной демократии.

Теоретической основой исследования послужили:

- концепции о взаимосвязи творчества и мышления (Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили и др.);

- культурно-исторические теории личности и общепсихологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др.);

- теории критической дидактики (Р. Пол, Д.Халперн, Р. Эннис);

- теории рефлексивной природы сознания и мышления (О.С. Анисимов, Г.Г. Гранатов, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, В.А. Петровский, Г.П. Щедровицкий и др.);

- теории развивающего обучения (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.);

- теории проблемного обучения (Дж. Дьюи, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.);

- методика эвристического обучения (В.П. Ушачев, А.В. Хуторской и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование студентов; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы со студентами; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены сущность и особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку;

- обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на принципах коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии;

- сконструирована модель развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку на основе системного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, состоящая из мотивационного, познавательного, деятельностного и рефлексивного компонентов;

- определены критерии, показатели и уровни развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку;

- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития критического мышления студентов вуза в процессе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели, раскрывающей методологические положения, педагогические пути и способы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития критического мышления студентов вуза в процессе обучения иностранному языку, разработанная технология развития критического мышления могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе средних и высших образовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических комплектов, разработке спецкурсов, проведении курсов преподавателями вузов в целях профессиональной подготовки специалистов, аспирантами и учителями школ в педагогическом процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на XV международной конференции «Learning to speak the same language» (г. Казань, 2009 г.); на VII международной конференции «Перспективы и проблемы в преподавании и обучении иностранных языков» (г. Якутск, 2010 г.); в международной летней школе Ассоциации преподавателей английского языка РС (Я) «Возможности и проблемы в преподавании и изучении английского как иностранного языка» (г. Якутск, 2009 г.); докладывались на межрегиональной научно-практической конференции «Дети в современном правозащитном пространстве» Лиги «Женщины-Ученые Якутии» (г. Якутск, 2009 г.); республиканской научно-практической конференции «Женщины в реализации приоритетных национальных проектов» Лиги «Женщины-Ученые Якутии» (г. Якутск, 2009 г.); межвузовской научно-методической конференции ЯГУ «Реализация основных положений Болонского процесса в системе высшего образования РФ: проблемы и решения» (г. Якутск, 2009 г.); научно-практических конференциях, научно-методических семинарах, заседаниях кафедр педагогики и иностранных языков по гуманитарным специальностям Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (2003-2009 гг.), Института повышения квалификации работников образования МО РС (Я) (2003-2009 гг.).

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, широким теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Экспериментальной базой исследования явились Педагогический институт, Институт физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова».

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2009 гг.

1 этап (2003-2005 гг.) – поисково-теоретический. Изучение и анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. На данном этапе определены направления, содержание, цель, задачи, гипотеза и научная экспериментальная база.

2 этап (2005-2008 гг.) – опытно-экспериментальный. Разработка и экспериментальная апробация модели развития критического мышления студентов; обоснование дидактических условий ее эффективной реализации.

3 этап (2008-2009 гг.) – обобщающий. Завершение, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования. Формулировка основных положений и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Критическое мышление - сложное интегративное качество личности, совокупность мотивационного, познавательного, деятельностного, рефлексивного компонентов, обеспечивающих процессы его самопознания, самообразования, самореализации; включающее умения интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения, саморегуляции и навыки проблемного мышления, диалогического мышления, критического анализа. Оно отражает социально обусловленный уровень развития студента в учебно-исследовательской деятельности, представляет профессионально и личностно значимую ценность.

2. Технология развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку строится на основе системного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов и принципов коммуникативности, текстоцентричности, дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии.

3. Эффективность развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку обеспечивают следующие педагогические условия: формирование познавательных мотивов, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; создание учебно – исследовательской среды; интеграция современных информационных технологий с активными формами и методами обучения иностранному языку (дискуссией, проектной деятельностью, мозговым штурмом, проблемным, эвристическим, исследовательскими методами и др.), способствующими развитию критического мышления, повышающими их познавательные интересы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность выбранной проблемы; определяются цель, объект, предмет; формулируются гипотеза и задачи исследования; дается характеристика методологической основы, теоретических источников и методов изучения проблемы, научной новизны, теоретической и практической значимости; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития критического мышления студентов» дан анализ научно-теоретических подходов к исследованию проблемы развития критического мышления студентов; отражены и проанализированы различные аспекты исследуемой проблемы; дается осмысление теоретических основ феномена «критическое мышление» на основе анализа составляющих его понятий: «мышление», «критика», «критичность», «критицизм», «рефлексия», интерпретация которых открывает новые возможности в развитии критического мышления студентов. Студент как субъект критического мышления и особенности студенческого возраста рассматриваются в процессе обучения иностранному языку.

Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория «критическое мышление» была рассмотрена с нескольких позиций: как отдельное свойство личности (Л.С. Выготский, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов); как конституирующее образование (М.Б. Ерохина, Б.В. Зейгарник, И.И. Кожуховская, И.А. Кудрявцев); как умение, навык мыслительной деятельности (С.И. Векслер, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов); а также как личностно-социально значимый феномен, приоритетный в области образования. (С.Брукфилд, Э.Глассер, Д. Дьюи, М. Липман, П. Фасионе, Д. Халперн, и др.).

С философской точки зрения критическое мышление рассматривается как диалектико-логическое, рефлексивное, креативное, коммуникативное, основанное на сомнении и диалоге мышление. Оно выступает как конструктивное мышление, так как нацелено на рождение нового знания через диалектическое отрицание и коммуникацию (С.И. Гессен, И. Кант, Д. Макпек, Р. Пол).

В работах психолого-педагогической направленности приоритет в первоначальной разработке проблемы критического мышления принадлежит зарубежным ученым (Д. Дьюи, Э.Норрис, Р. Пол, К. Поппер, П. Фасионе, Д. Халперн и др.). В отечественной психологии и педагогике наиболее распространенным и популярными в XX веке были понятия «критичность ума», «критичность мышления». Проблема критического мышления до 50-х годов прошлого века подробно изучалась в русле психологической теории мышления, а экспериментальное изучение проявления критичности проводилось недостаточно. Со второй половины XX века стали рассматриваться проявления критичности в процессе онтогенеза (А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, О.К. Тихомиров). Значимость критического мышления как актуальной образовательной проблемы обосновали И.И. Кожуховская, А.В. Коржуев, А.И. Липкина, В.А. Попков, Л.А. Рыбак, Ю.В. Сенько, Д. Халперн.

Идея критического мышления в философском и психолого-педагогическом аспектах исследовалась многими представителями прогрессивной мысли, так как именно критическое мышление способствует становлению творческого и критически мыслящего человека, социально зрелой личности. Под социально зрелой личностью в нашем исследовании мы понимаем личность, проявляющую активность в учебной деятельности, умеющую ставить цели, взаимодействовать с преподавателями и другими студентами, менять методы и способы действий в зависимости от ситуаций, формулировать проблемы, принимать решения. Студент обладает личностными качествами, активно осваивает способы и механизмы его формирования, способен самостоятельно создавать продукт творческой деятельности и готов к целенаправленному преобразованию и совершенствованию себя в постоянно меняющейся среде. В условиях модернизации и глобализации образования проблема развития критического мышления студентов приобретает особую актуальность.

Обучение критическому мышлению в процессе обучения иностранному языку основывается, во-первых, на таксономии педагогических целей, разработанной в 1956 году группой американских психологов и педагогов под руководством известного ученого Б. Блума, во-вторых, на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанной Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Технология РКМЧП универсальна для всех возрастов и предметов, в том числе и в обучении иностранным языкам, состоящая из трех стадий (вызов, осмысление и размышление (рефлексии)). Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в практике отечественного вузовского образования технология развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку недостаточно разработана. На основе проекта Дельфи мы разработали авторскую технологию развития критического мышления студентов, состоящую из 6 стадий: интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения и саморегуляции. Данная технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных видах и формах работы и сочетает проблемность и продуктивность обучения с технологичностью занятия, эффективными методами и приемами.

В ходе исследования установлено, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать уровень развития критического мышления студентов, так как процесс обработки информации становится важнее, чем сама информация. Преподаватели иностранных языков способствуют более глубокому пониманию смысла и именно им отводится основная роль в развитии и управлении процессом обучения. Занятия иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразию материала и технологиям интерактивного обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. В. Федоров Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  2. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  3. Е. А. Столбникова Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) Монография

    Монография
    Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 160 с.
  4. И. В. Челышева Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Учебное пособие

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  5. И. В. Челышева развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование» Учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.

Другие похожие документы..