Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современных условиях для эффективного функционирования, развития и достижения своих целей каждая кредитная организация должна разработать собственн...полностью>>
'Публичный отчет'
Аннотация годового отчета (2й этап) за 2009 годпо проекту АВЦП "Развитие научного потенциала высшей школы"  2.1.1/4011 "Разработка спо...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Только во Львове…”. Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утреннего ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «28» апреля 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архит...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

К о р р е к ц и я

Методические рекомендации

для специалистов, педагогов

образовательных учреждений,

родителей

Подготовка

детей с ОВЗ

к школьному обучению

г.о. Новокуйбышевск, 2010 год

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра»

г. Новокуйбышевска.

Составитель: Дугинова Е. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Ответственный редактор: Болонина В.В. – руководитель отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Рецензенты:

Парфёнова О.И., директор «Ресурсного центра»

Воронков Д.А., заместитель директора «Ресурсного центра»

Подготовка детей к школьному обучению:

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2010 г. – 118 стр.

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.

Первый раздел посвящен системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В нем раскрываются особые образовательные потребности детей данной категории, особенности системы дошкольного и школьного образования и содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов.

Во втором разделе раскрываются основные цели и задачи психолого-педагогической коррекции, рассматриваются различные психотехнические методы и приемы, методики развития ВПФ, зрительного, слухового восприятия, приводятся примеры психокоррекционных упражнений, способствующих развитию и подготовке к школьному обучению детей с ограниченными возможностями.

В приложениях даны практические рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком, в период адаптации к обучению в школе, правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья, комплекс упражнений по формированию (развитию) мелких движений пальцев руки у детей с церебральным параличом, а также правила работы с аутичными детьми.

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены вопросы подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, для полноценного развития ребенка и подготовки его к обучению в школе.

Информация, размещенная в рекомендациях, поможет вам понять своих детей, взглянуть на возникшие проблемы по-иному, а также поможет вам понять и принять своего ребенка, познакомит с правилами общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Надеемся, что данная информация будет востребована вами при планировании и осуществлении коррекционной работы с воспитанниками и учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

СОДЕРЖАНИЕ СТР

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 6

Особые образовательные потребности и содержание 6

специального образования детей с ОВЗ

Дошкольное образование детей с ОВЗ 9

Школьная система специально образования детей с ОВЗ 14

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ 17

Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР 17

Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями зрения 35

Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями слуха 47

Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями ОДА 63

Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями речи 76

Подготовка к школьному обучению детей с РДА 91

ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Приложение № 1. Практические рекомендации для родителей

в период адаптации ребенка к обучению в школе 103

Приложение № 2. Правила этикета при общении

с людьми с ограниченными возможностями здоровья 105

Приложение № 3. Формирование мелкой моторики и тонких движений

пальцев рук у детей с ДЦП

(комплекс упражнений) 112

Приложение № 4. Правила работы с аутичными детьми или

шпаргалка для взрослых 114

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Особые образовательные потребности и содержание

специального образования детей с ОВЗ

«Процесс развития дефективного ребенка, – писал Л.С. Выготский в 1929 году, – двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка – вот наиболее схематичная форма социальной обусловленности этого процесса». Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако, путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека [35;122].

Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей. Например, для предотвращения негативных последствий развития у ребенка, потерявшего слух, необходимо удовлетворение целого ряда возникших у него новых образовательных потребностей: развитие остаточного слуха, обучение пользованию остаточным слухом в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи говорящего человека по чтению с его губ; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада имеющейся у ребенка речи; обучение ориентированию и поведению в беззвуковом пространстве и др.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию.

Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:

- наличие современных специальных образовательных программ (образовательных и коррекционно-развивающих);

- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, в т.ч. и технических, компенсации и коррекции;

- адекватную среду жизнедеятельности;

- проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг [35;123].

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.

Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.

Любой гражданин Российской Федерации имеет гарантированное право и равные возможности образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации), в т.ч. и специального образования. Условия их осуществления определяются образовательным стандартом [35;124].

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ОВЗ отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке.

При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:

- замедленное и ограниченное восприятие;

- недостатки развития моторики;

- недостатки речевого развития;

- недостатки развития мыслительной деятельности;

- недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с ОВЗ знания и представления об окружающем мире. Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и нарушении зрительного и слухового восприятия, системном недоразвитии речи, поражении речевых зон коры головного мозга и др.) в содержание специального образования включены специфические учебные предметы и занятия, которых нет в содержании обычного образования. Так, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с нарушенным слухом предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи, включены уроки предметно-практической деятельности, направленные на развитие словесной речи в ее коммуникативной функции в процессе деятельности и др. [35;122].

Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (например, стандарт образования для незрячих, и отдельно стандарт образования для слабовидящих, стандарт образования для неслышащих, и отдельно стандарт образования для слабослышащих), а также возможность сочетания с другим нарушением развития (например, сочетание нарушения зрения с нарушением интеллекта или нарушения слуха с нарушением зрения и др.).

Стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ОВЗ на протяжении всего периода его становления и социализации, т.е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста [35;126].

Дошкольное образование детей с ОВЗ

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:

- ясли-сады;

- детские сады;

- дошкольные детские дома;

- дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

- с нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

- с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

- с нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

- с нарушениями интеллекта;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).

В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.

Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями [35;168].

Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.

В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК [35;171].

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:

с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащие – до 6-8 человек;

слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;

с задержкой психического развития – 6-10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

- с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

- вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;

- из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:

- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения [35;176].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о формах, причинах и проявлениях тревожности у детей младшего школьного возраста, влиянии её на психическое развитие ребёнка вцелом, основных методах диагностики и коррекции
  2. Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для специалистов, педагогов и администраторов системы дошкольного образования по выбору игровых развивающих ресурсов для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями к возрастным особенностям
  3. Методические рекомендации для социальных педагогов коц по проведению Дня славянской письменности и культуры

    Методические рекомендации
    24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв.
  4. Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области в 2011/2012 учебном году

    Методические рекомендации
    учреждениями дополнительного образования детей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Кемеровской области
  5. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о факторах риска возникновения основных нарушениях эмоционально-личностной сферы детей, о методах и приёмах коррекции данной сферы у младших школьников.

Другие похожие документы..