Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ведущая. «Несказанное, синее, нежное » - тема на­шего сегодняшнего занятия. Эти слова принадлежат Сергею Есенину - мастеру художественного образа, ко...полностью>>
'Доклад'
2. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2...полностью>>
'Реферат'
Со времен Петра I (XVII век) на Руси в праздничные и торжественные дни устраивают фейерверки, завораживающее действие которых на людей можно сравнить...полностью>>
'Закон'
ст.3 - набирає чинності з 01.01. 004 N 109 -IV ( ref 109 -03 109 -03 ) від 10.07. 003, ВВР, 004, N , ст.38 N 1 78-IV ( ref 1 78-04 1 78-04 ) від 09...полностью>>

Главная > Обзор

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обзор нормативных правовых актов Республики Беларусь, иных актов государственных органов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области микрофинансирования

(по состоянию на 01.12.2008 г.)

На современном этапе государственная поддержка малого предпринимательства Республики Беларусь осуществляется с учетом приоритетов развития страны, которые определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, одобренной на третьем Всебелорусском народном собрании.

В связи с этим в последнее время Главой государства и Правительством страны уделяется большое внимание вопросам повышения эффективности деятельности данного сектора экономики, наращивания производственного, инновационного, инвестиционного, экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирования предпринимательской активности населения в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы“ предусмотрено довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов в 2010 году, увеличить количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – до 44 – 46 тыс., а общее число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 23-25 процентов от общей численности экономически активного населения.

Для обеспечения достижения утвержденных показателей развития предпринимательского сектора экономики необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития и осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе расширение доступа данной категории субъектов хозяйствования к кредитно-финансовым ресурсам, включая меры по развитию микрофинансирования в Республике Беларусь.

Программными документами, предусматривающими меры по развитию микрофинансирования малого предпринимательства, являются:

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (одобрена третьим Всебелорусским народным собранием и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384).

(Подпунктом 6.1.5. пункта 6.1. раздела 6 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается поддержка и развитие малого предпринимательства посредством создания организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по раду направлений, одним из которых является создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям).

2. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150.

(Подпунктом 1.1. пункта 1 раздела III. Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы Утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 для обеспечения занятости населения предусматривается совершенствование финансово-кредитных и налоговых рычагов воздействия на занятость и создание новых рабочих мест; упрощение процедур организации деятельности субъектов малого предпринимательства на селе, получения кредитных ресурсов, развитие системы их взаимного кредитования).

3. Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года (постановление Правительства от 11 августа 2006 г. № 1029).

(Пунктом 16 Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года в целях развития лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено предоставление целевых бюджетных займов лизингодателям)

4. Совместный план действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 31 января 2008 г. № 137/2.

(пунктами 227 и 228 Совместного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, техническое и технологическое переоснащение предприятий, расширение производства товаров (работ, услуг), создание новых рабочих мест, в том числе посредством предоставления поручительств, гарантий; а также активизация работы по привлечению некоммерческих организаций предпринимателей к созданию обществ взаимного кредитования среди своих организаций и выработка предложений по их деятельности).

5. Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года, одобренная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.07.2004 г. № 120.

(Пунктом 6.4. Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 год предусматривается развитие услуг напрямую не связанные с банковскими операциями. В частности, к таким услугам, требующим дальнейшего развития, являются лизинговые услуги для физических лиц).

6. Республиканская и областные программы государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые на период от одного до трех лет с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ развития приоритетных отраслей экономики, а также других государственных, отраслевых и региональных программ.

(Отдельными разделами данных Программ предусматривается выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в виде займов, компенсации процентов по банковским кредитам, и лизинговым платежам).

7. Программа модернизации экономики до 2015 г., раздел “3.3. Развитие предпринимательства”.

(Одним из направлений Программы модернизации экономики до 2015 г. является развитие предпринимательства. Одним из мероприятий является создание дополнительных возможностей для развития предпринимательства, за счет изменения механизма кредитования банками предпринимателей, создания механизма залогового обеспечения кредитов предпринимателями).

8. План мероприятий по повышению кредитного рейтинга Республики Беларусь и позиции Республики Беларусь в классификации ОЭСР.

(Пунктом 11 данного Плана предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства реализующим инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, техническое и технологическое переоснащение предприятий, расширение производства товаров (работ, услуг), создание новых рабочих мест, в том числе посредством предоставления поручительств, гарантий).

9. Проект Плана мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

(Пунктом 12 проекта Плана мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности предусматривается отмена обязательного согласования изменений и дополнений, вносимых страховщиками в правила добровольного страхования, получения предварительных разрешений на увеличение размера уставного фонда страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, отчуждения принадлежащих страховщикам долей (акций) в уставных фондах в пользу иностранных инвесторов, а также создания на территории Республики Беларусь обособленных подразделений страховыми организациями, являющимися дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам;. отмена действующего ограничения размера вклада учредителя в уставный фонд страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации; Предоставление права осуществления страхования жизни иностранным страховым организациям.

Кроме этого пунктом 40 проекта Плана предусматривается разработка механизма, комплексно регулирующего порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки предпринимательства).

Дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования предполагает упрощение порядка оказания органами государственного управления государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, а также за счет создания механизмов предоставления субъектам малого предпринимательства гарантий специализированными организациями и льготного кредитования субъектов малого предпринимательства банками.

Так, например, Планом мероприятий на 2009 год по либерализации экономики предусмотрена подготовка и внесение в Правительство в январе 2009 г. проекта Указа Президента Республики Беларусь ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” регулирующего вопросы предоставления банками субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, за счет средств программ государственной поддержки малого предпринимательства, а также создание механизма предоставления Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей гарантий субъектам малого предпринимательства.

Говоря о микрофинансировании следует отметить, что в международной практике под микрофинансированием понимается предоставление розничных финансовых услуг на небольшие суммы (по классификации ООН – до 300 % от показателя ВВП/на душу населения), предназначенные для клиентов, имеющих низкий уровень дохода или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам.

Услуги микрофинансирования оказывают специализированные организации, именуемые институтами микрофинансирования.

Услугами микрофинансирования пользуются субъекты малого предпринимательства и физические лица (включая самозанятых).

Услугами микрофинансирования являются:

  • микрокредитование;

  • микрозаймы;

  • микролизинг;

  • гарантии;

  • микрострахование;

  • сбережение;

  • переводы денежных средств.

Институтами предоставляющими услуги микрофинанси-рования являются:

  • коммерческие банки Республики Беларусь;

  • фонды финансовой поддержки предпринимателей;

  • учреждения финансовой поддержки предпринимателей;

  • кредитные союзы граждан и юридических лиц;

  • лизинговые компании;

  • гарантийные фонды;

  • страховые организации;

  • бюро кредитных историй.

Обзор нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания различного рода услуг микрофинансирования.

Микрокредитование

Микрокредитование, осуществляемое банками Республики Беларусь

Основными нормативными правовыми актами, а также документами, регулирующими вопросы предоставления услуг по кредитованию (микрокредитованию) являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 N 168
    "О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств внешних государственных займов (кредитов);

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 21.08.2008 N 1209/9 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 354 (вместе с "Положением о порядке выдачи банками экспортных кредитов для производства и реализации товаров (работ, услуг);

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2008 N 785 "О залоге имущества";

  • Постановление правления Национального Банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 226 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата" (в ред. постановлений Правления Национального Банка Республики Беларусь от 26.12.2007 N 227);

  • Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17.03.2007 N 04-23/190 "Разъяснение о применении норм инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата";

  • Письмо Национального банка Республики Беларусь от 11.03.2008 N 04-23/147 "О кредитовании частных унитарных предприятий".

В соответствии законодательством Республики Беларусь микрокредитование является разновидностью кредитования.

Под кредитованием понимается деятельность по предоставлению (размещению) банком (кредитодателем) кредита от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с заключением между кредитодателем и кредитополучателем (юридическим лицом, в том числе банком, или физическим лицом) кредитного договора.

К микрокредитам относятся кредиты, предоставляемые по упрощенной процедуре, при условии, что совокупная сумма (для кредитных линий - максимальный размер (лимит) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств) по всем действующим кредитным договорам, заключенным между банком-кредитодателем и кредитополучателем, не превышает 7500 базовых величин, установленных законодательством на момент заключения последнего кредитного договора.

В соответствии с банковским законодательством кредиты бывают краткосрочные и долгосрочные.

К краткосрочным кредитам относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, до одного года включительно, а также кредиты, предоставленные по возобновляемым кредитным линиям и при овердрафтном кредитовании, за исключением кредитов с первоначально установленным в кредитном договоре сроком погашения хотя бы одной части кредита свыше одного года.

Все иные кредиты относятся к долгосрочным.

Банкам предоставлено право самостоятельного определения в локальных нормативных правовых актах процедур и способов кредитования, в том числе и упрощенного порядка выдачи кредитов.

В соответствии с условиями кредитного договора кредит может предоставляться:

в безналичном порядке;

путем выдачи наличных денежных средств кредитополучателю - физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с открытием текущих (расчетных) счетов.

При предоставлении кредита в безналичном порядке денежные средства банк может перечислять:

на счет кредитополучателя;

путем перечисления банком денежных средств в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем;

либо путем использования денежных средств в соответствии с указаниями кредитополучателя.

Не допускается исполнение обязательства банка по предоставлению кредита в валюте, отличной от валюты кредита, предусмотренной кредитным договором, за исключением предоставления кредитов с использованием банковских пластиковых карточек в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При залоге имущества залогодателем может быть как сам кредитополучатель, так и другое юридическое или физическое лицо.

Подпунктом 1.5. пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 ”О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности” предусмотрено, что банки вправе выдавать кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим право на применение особого порядка налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, и реализующим инвестиционные проекты, прошедшие в установленном порядке экспертизу облисполкома (Минского горисполкома), в сельской местности, в размере, эквивалентном сумме не более 20000 евро, без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключаемому банком.

Несмотря на предоставленное банкам право самостоятельного определения процедур и способов кредитования юридических и физических лиц, в том числе по упрощенным схемам, микрокредитование в Республике Беларусь еще не нашло широкого применения в практической деятельности банков.

В первую очередь это связано с желанием банков работать с клиентами, претендующими на получение крупных сумм кредитов, поскольку операционные издержки банков по обслуживанию крупных и мелких кредитов практически одинаковы. Вместе с тем доход, по кредитам в крупных суммах значительно больше, в сравнении кредитованием на небольшие суммы.

Вторая причина заключается в значительных платежах, которые клиент должен заплатить банку по отношению к сумме самого кредита. Речь идет не только о процентных ставках, которые в настоящее время в валюте составляют в среднем около 20 процентов годовых, но и о комиссионных вознаграждениях банка за выдачу, сопровождение и возврат кредита.

Дополнительным бременем для кредитополучателя является необходимость при получении кредита предоставлять в банк нотариально удостоверенные учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиском печати лиц уполномоченных распоряжаться счетом и совершать иные юридически значимые действия. Нотариальное свидетельствование этих документов влечет необходимость уплаты государственной пошлины, что также входит в сумму затрат связанных с получением кредита. В результате сумма вознаграждения банка в виде процентов за пользование кредитом, комиссионные платежи, а также различного рода плата уплачиваемая клиентами при оформлении документов на выдачу кредита, в том числе у нотариуса в сумме может достигать до 60 – 70 процентов от запрашиваемой в банке суммы.

Третьей причиной является достаточно длительный по времени период от момента обращения клиента в банк за получением кредита до его выдачи. Это, прежде всего, связано с необходимостью не только проверки документов предоставляемых клиентом в банк для получения кредита, но и их нотариального удостоверения, оформления залога, выезда сотрудников банка к клиенту для проверки его текущей хозяйственной деятельности и предоставляемого в залог имущества и др.

Четвертой причиной является недостаточность финансовых ресурсов у банков, которые могли бы ими направляться для микрокредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (включая самозанятых).

Микрокредитование, осуществляемое Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей

Основными нормативными правовыми актами, а также документами, регулирующими вопросы кредитования (микрокредитования) субъектов малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 ”О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

В соответствии с Положением о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (далее - фонд) создан в целях финансового обеспечения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Фонд является юридическим лицом, владеет обособленным имуществом на правах оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, эмблему, товарный знак и другие реквизиты.

Главными задачами фонда являются:

финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством экономики;

аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.

Фонд в целях выполнения возложенных на него задач:

аккумулирует денежные средства, полученные в виде добровольных пожертвований юридических и физических лиц, кредитов международных финансовых организаций, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также из иных источников финансирования;

предоставляет субъектам малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы на конкурсной основе, а также оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе;

организует независимую экспертизу инвестиционных проектов;

проводит отбор инвестиционных проектов и определяет порядок их финансирования;

выделяет средства субъектам малого предпринимательства и при льготном их кредитовании предоставляет гарантии банкам;

контролирует целевое использование средств, выделяемых им субъектам малого предпринимательства или получаемых этими субъектами при содействии фонда, и приостанавливает финансирование в случае нецелевого использования указанных средств (при нецелевом использовании средств государственного бюджета приостанавливает финансирование по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики);

Основными видами государственной финансовой поддержки оказываемой фондом является предоставление субъектам малого предпринимательства кредитов (микрокредитов) и имущества на условиях финансового лизинга.

В соответствии с Положением о микрокредите, утвержденного Правлением фонда микрокредитом называется кредит, сумма которого не превышает 500 базовых величин. Фондом могут выдаваться как долгосрочные кредиты (до 6 лет), так и краткосрочные (на срок до 12 месяцев).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кредиты/микрокредиты предоставляются фондом на цели, связанные с созданием и увеличением оборотных (текущих) и внеоборотных (долгосрочных) активов.

Кредит/микрокредит предоставленный фондом не может быть использован на:

выплату заработной платы и других видов материального стимулирования;

покрытие убытков;

уплату налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплату телеграфных и почтовых расходов;

уплату взносов в уставные фонды юридических лиц;

покупку ценных бумаг;

уплату процентов за пользование кредитом, выплату вознаграждений, комиссионных сборов, оплату неустойки;

погашение кредитополучателем ранее полученных кредитов или уплату долга по кредиту за другого кредитополучателя;

выплату дивидендов по акциям;

оплату непроизводственных расходов;

проведение ломбардных операций;

другие платежи, противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Одной из причин незначительного количества выдаваемых фондом микрокредитов (около 20 микрокредитов в год, или 60 процентов от всех профинансированных проектов) является незначительный объем финансовых ресурсов имеющихся у фонда. Так кредитный портфель фонда по итогам 2008 г. составляет сумму около 1,5 млрд. белорусских рулей.

Второй причиной является отсутствие у фонда гибких условий выдачи микрокредитов. Так, фонд предоставляет микрокредиты только в белорусских рублях, минуя расчетный счет кредитополучателя непосредственно на счет поставщика продукции. Фонд не перечисляет средства на счет поставщиков являющихся нерезидентами Республики Беларусь.

Фонд располагается в г Минске и не представлен в областных центрах республики (например, своими филиалами), в результате клиентами фонда являются или уже получавшие в нем кредит субъекты малого предпринимательства или те, кто представлен в г. Минске и Минской области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  2. Государственная политика в области развития микрофинансирования: опыт стран центральной и восточной европы и СНГ

    Реферат
    Апексные организации – оптовые механизмы для распределения фондов, а также, иногда, вспомогательных услуг розничным микрофинансовым организациям в отдельно взятой стране или на определенном рынке.
  3. Внутренней и внешней политики

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М.
  4. Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ Исполнительный комитет СНГ

    Документ
    III. Основные результаты работы Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ за 2010 год 38
  5. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..