Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа кружковых занятий «Методы решения олимпиадных задач по программированию» ориентирована на профильную подготовку учащихся в сфере интеллекту...полностью>>
'Документ'
В предлагаемой книге описываются простые и изящные решения типичных задач, возникающих в объектно-ориентированном проектировании. Паттерны появились ...полностью>>
'Документ'
Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса. Развитие системы музеев образовательных учреждений осуществляется под руководс...полностью>>
'Программа'
Цель курса – обучить студентов методам работы с техническими проблемами и нормативными документами на практике и в теории проектирования сложных индус...полностью>>

Главная > Обзор

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Обзор нормативных правовых актов Республики Беларусь, иных актов государственных органов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области микрофинансирования

(по состоянию на 01.12.2008 г.)

На современном этапе государственная поддержка малого предпринимательства Республики Беларусь осуществляется с учетом приоритетов развития страны, которые определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, одобренной на третьем Всебелорусском народном собрании.

В связи с этим в последнее время Главой государства и Правительством страны уделяется большое внимание вопросам повышения эффективности деятельности данного сектора экономики, наращивания производственного, инновационного, инвестиционного, экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирования предпринимательской активности населения в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы“ предусмотрено довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов в 2010 году, увеличить количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – до 44 – 46 тыс., а общее число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 23-25 процентов от общей численности экономически активного населения.

Для обеспечения достижения утвержденных показателей развития предпринимательского сектора экономики необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития и осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе расширение доступа данной категории субъектов хозяйствования к кредитно-финансовым ресурсам, включая меры по развитию микрофинансирования в Республике Беларусь.

Программными документами, предусматривающими меры по развитию микрофинансирования малого предпринимательства, являются:

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (одобрена третьим Всебелорусским народным собранием и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384).

(Подпунктом 6.1.5. пункта 6.1. раздела 6 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается поддержка и развитие малого предпринимательства посредством создания организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по раду направлений, одним из которых является создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям).

2. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150.

(Подпунктом 1.1. пункта 1 раздела III. Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы Утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 для обеспечения занятости населения предусматривается совершенствование финансово-кредитных и налоговых рычагов воздействия на занятость и создание новых рабочих мест; упрощение процедур организации деятельности субъектов малого предпринимательства на селе, получения кредитных ресурсов, развитие системы их взаимного кредитования).

3. Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года (постановление Правительства от 11 августа 2006 г. № 1029).

(Пунктом 16 Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года в целях развития лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено предоставление целевых бюджетных займов лизингодателям)

4. Совместный план действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 31 января 2008 г. № 137/2.

(пунктами 227 и 228 Совместного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, техническое и технологическое переоснащение предприятий, расширение производства товаров (работ, услуг), создание новых рабочих мест, в том числе посредством предоставления поручительств, гарантий; а также активизация работы по привлечению некоммерческих организаций предпринимателей к созданию обществ взаимного кредитования среди своих организаций и выработка предложений по их деятельности).

5. Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года, одобренная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.07.2004 г. № 120.

(Пунктом 6.4. Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 год предусматривается развитие услуг напрямую не связанные с банковскими операциями. В частности, к таким услугам, требующим дальнейшего развития, являются лизинговые услуги для физических лиц).

6. Республиканская и областные программы государственной поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые на период от одного до трех лет с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ развития приоритетных отраслей экономики, а также других государственных, отраслевых и региональных программ.

(Отдельными разделами данных Программ предусматривается выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в виде займов, компенсации процентов по банковским кредитам, и лизинговым платежам).

7. Программа модернизации экономики до 2015 г., раздел “3.3. Развитие предпринимательства”.

(Одним из направлений Программы модернизации экономики до 2015 г. является развитие предпринимательства. Одним из мероприятий является создание дополнительных возможностей для развития предпринимательства, за счет изменения механизма кредитования банками предпринимателей, создания механизма залогового обеспечения кредитов предпринимателями).

8. План мероприятий по повышению кредитного рейтинга Республики Беларусь и позиции Республики Беларусь в классификации ОЭСР.

(Пунктом 11 данного Плана предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства реализующим инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, техническое и технологическое переоснащение предприятий, расширение производства товаров (работ, услуг), создание новых рабочих мест, в том числе посредством предоставления поручительств, гарантий).

9. Проект Плана мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

(Пунктом 12 проекта Плана мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности предусматривается отмена обязательного согласования изменений и дополнений, вносимых страховщиками в правила добровольного страхования, получения предварительных разрешений на увеличение размера уставного фонда страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, отчуждения принадлежащих страховщикам долей (акций) в уставных фондах в пользу иностранных инвесторов, а также создания на территории Республики Беларусь обособленных подразделений страховыми организациями, являющимися дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам;. отмена действующего ограничения размера вклада учредителя в уставный фонд страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации; Предоставление права осуществления страхования жизни иностранным страховым организациям.

Кроме этого пунктом 40 проекта Плана предусматривается разработка механизма, комплексно регулирующего порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках программ государственной поддержки предпринимательства).

Дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования предполагает упрощение порядка оказания органами государственного управления государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, а также за счет создания механизмов предоставления субъектам малого предпринимательства гарантий специализированными организациями и льготного кредитования субъектов малого предпринимательства банками.

Так, например, Планом мероприятий на 2009 год по либерализации экономики предусмотрена подготовка и внесение в Правительство в январе 2009 г. проекта Указа Президента Республики Беларусь ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” регулирующего вопросы предоставления банками субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, за счет средств программ государственной поддержки малого предпринимательства, а также создание механизма предоставления Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей гарантий субъектам малого предпринимательства.

Говоря о микрофинансировании следует отметить, что в международной практике под микрофинансированием понимается предоставление розничных финансовых услуг на небольшие суммы (по классификации ООН – до 300 % от показателя ВВП/на душу населения), предназначенные для клиентов, имеющих низкий уровень дохода или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам.

Услуги микрофинансирования оказывают специализированные организации, именуемые институтами микрофинансирования.

Услугами микрофинансирования пользуются субъекты малого предпринимательства и физические лица (включая самозанятых).

Услугами микрофинансирования являются:

  • микрокредитование;

  • микрозаймы;

  • микролизинг;

  • гарантии;

  • микрострахование;

  • сбережение;

  • переводы денежных средств.

Институтами предоставляющими услуги микрофинанси-рования являются:

  • коммерческие банки Республики Беларусь;

  • фонды финансовой поддержки предпринимателей;

  • учреждения финансовой поддержки предпринимателей;

  • кредитные союзы граждан и юридических лиц;

  • лизинговые компании;

  • гарантийные фонды;

  • страховые организации;

  • бюро кредитных историй.

Обзор нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания различного рода услуг микрофинансирования.

Микрокредитование

Микрокредитование, осуществляемое банками Республики Беларусь

Основными нормативными правовыми актами, а также документами, регулирующими вопросы предоставления услуг по кредитованию (микрокредитованию) являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 N 168
    "О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств внешних государственных займов (кредитов);

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 21.08.2008 N 1209/9 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 354 (вместе с "Положением о порядке выдачи банками экспортных кредитов для производства и реализации товаров (работ, услуг);

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2008 N 785 "О залоге имущества";

  • Постановление правления Национального Банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 226 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата" (в ред. постановлений Правления Национального Банка Республики Беларусь от 26.12.2007 N 227);

  • Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17.03.2007 N 04-23/190 "Разъяснение о применении норм инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата";

  • Письмо Национального банка Республики Беларусь от 11.03.2008 N 04-23/147 "О кредитовании частных унитарных предприятий".

В соответствии законодательством Республики Беларусь микрокредитование является разновидностью кредитования.

Под кредитованием понимается деятельность по предоставлению (размещению) банком (кредитодателем) кредита от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с заключением между кредитодателем и кредитополучателем (юридическим лицом, в том числе банком, или физическим лицом) кредитного договора.

К микрокредитам относятся кредиты, предоставляемые по упрощенной процедуре, при условии, что совокупная сумма (для кредитных линий - максимальный размер (лимит) общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств) по всем действующим кредитным договорам, заключенным между банком-кредитодателем и кредитополучателем, не превышает 7500 базовых величин, установленных законодательством на момент заключения последнего кредитного договора.

В соответствии с банковским законодательством кредиты бывают краткосрочные и долгосрочные.

К краткосрочным кредитам относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, до одного года включительно, а также кредиты, предоставленные по возобновляемым кредитным линиям и при овердрафтном кредитовании, за исключением кредитов с первоначально установленным в кредитном договоре сроком погашения хотя бы одной части кредита свыше одного года.

Все иные кредиты относятся к долгосрочным.

Банкам предоставлено право самостоятельного определения в локальных нормативных правовых актах процедур и способов кредитования, в том числе и упрощенного порядка выдачи кредитов.

В соответствии с условиями кредитного договора кредит может предоставляться:

в безналичном порядке;

путем выдачи наличных денежных средств кредитополучателю - физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с открытием текущих (расчетных) счетов.

При предоставлении кредита в безналичном порядке денежные средства банк может перечислять:

на счет кредитополучателя;

путем перечисления банком денежных средств в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем;

либо путем использования денежных средств в соответствии с указаниями кредитополучателя.

Не допускается исполнение обязательства банка по предоставлению кредита в валюте, отличной от валюты кредита, предусмотренной кредитным договором, за исключением предоставления кредитов с использованием банковских пластиковых карточек в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При залоге имущества залогодателем может быть как сам кредитополучатель, так и другое юридическое или физическое лицо.

Подпунктом 1.5. пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 ”О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности” предусмотрено, что банки вправе выдавать кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим право на применение особого порядка налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, и реализующим инвестиционные проекты, прошедшие в установленном порядке экспертизу облисполкома (Минского горисполкома), в сельской местности, в размере, эквивалентном сумме не более 20000 евро, без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключаемому банком.

Несмотря на предоставленное банкам право самостоятельного определения процедур и способов кредитования юридических и физических лиц, в том числе по упрощенным схемам, микрокредитование в Республике Беларусь еще не нашло широкого применения в практической деятельности банков.

В первую очередь это связано с желанием банков работать с клиентами, претендующими на получение крупных сумм кредитов, поскольку операционные издержки банков по обслуживанию крупных и мелких кредитов практически одинаковы. Вместе с тем доход, по кредитам в крупных суммах значительно больше, в сравнении кредитованием на небольшие суммы.

Вторая причина заключается в значительных платежах, которые клиент должен заплатить банку по отношению к сумме самого кредита. Речь идет не только о процентных ставках, которые в настоящее время в валюте составляют в среднем около 20 процентов годовых, но и о комиссионных вознаграждениях банка за выдачу, сопровождение и возврат кредита.

Дополнительным бременем для кредитополучателя является необходимость при получении кредита предоставлять в банк нотариально удостоверенные учредительные документы, карточки с образцами подписей и оттиском печати лиц уполномоченных распоряжаться счетом и совершать иные юридически значимые действия. Нотариальное свидетельствование этих документов влечет необходимость уплаты государственной пошлины, что также входит в сумму затрат связанных с получением кредита. В результате сумма вознаграждения банка в виде процентов за пользование кредитом, комиссионные платежи, а также различного рода плата уплачиваемая клиентами при оформлении документов на выдачу кредита, в том числе у нотариуса в сумме может достигать до 60 – 70 процентов от запрашиваемой в банке суммы.

Третьей причиной является достаточно длительный по времени период от момента обращения клиента в банк за получением кредита до его выдачи. Это, прежде всего, связано с необходимостью не только проверки документов предоставляемых клиентом в банк для получения кредита, но и их нотариального удостоверения, оформления залога, выезда сотрудников банка к клиенту для проверки его текущей хозяйственной деятельности и предоставляемого в залог имущества и др.

Четвертой причиной является недостаточность финансовых ресурсов у банков, которые могли бы ими направляться для микрокредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (включая самозанятых).

Микрокредитование, осуществляемое Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей

Основными нормативными правовыми актами, а также документами, регулирующими вопросы кредитования (микрокредитования) субъектов малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 ”О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

В соответствии с Положением о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (далее - фонд) создан в целях финансового обеспечения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Фонд является юридическим лицом, владеет обособленным имуществом на правах оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, эмблему, товарный знак и другие реквизиты.

Главными задачами фонда являются:

финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством экономики;

аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.

Фонд в целях выполнения возложенных на него задач:

аккумулирует денежные средства, полученные в виде добровольных пожертвований юридических и физических лиц, кредитов международных финансовых организаций, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также из иных источников финансирования;

предоставляет субъектам малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы на конкурсной основе, а также оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе;

организует независимую экспертизу инвестиционных проектов;

проводит отбор инвестиционных проектов и определяет порядок их финансирования;

выделяет средства субъектам малого предпринимательства и при льготном их кредитовании предоставляет гарантии банкам;

контролирует целевое использование средств, выделяемых им субъектам малого предпринимательства или получаемых этими субъектами при содействии фонда, и приостанавливает финансирование в случае нецелевого использования указанных средств (при нецелевом использовании средств государственного бюджета приостанавливает финансирование по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики);

Основными видами государственной финансовой поддержки оказываемой фондом является предоставление субъектам малого предпринимательства кредитов (микрокредитов) и имущества на условиях финансового лизинга.

В соответствии с Положением о микрокредите, утвержденного Правлением фонда микрокредитом называется кредит, сумма которого не превышает 500 базовых величин. Фондом могут выдаваться как долгосрочные кредиты (до 6 лет), так и краткосрочные (на срок до 12 месяцев).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кредиты/микрокредиты предоставляются фондом на цели, связанные с созданием и увеличением оборотных (текущих) и внеоборотных (долгосрочных) активов.

Кредит/микрокредит предоставленный фондом не может быть использован на:

выплату заработной платы и других видов материального стимулирования;

покрытие убытков;

уплату налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплату телеграфных и почтовых расходов;

уплату взносов в уставные фонды юридических лиц;

покупку ценных бумаг;

уплату процентов за пользование кредитом, выплату вознаграждений, комиссионных сборов, оплату неустойки;

погашение кредитополучателем ранее полученных кредитов или уплату долга по кредиту за другого кредитополучателя;

выплату дивидендов по акциям;

оплату непроизводственных расходов;

проведение ломбардных операций;

другие платежи, противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Одной из причин незначительного количества выдаваемых фондом микрокредитов (около 20 микрокредитов в год, или 60 процентов от всех профинансированных проектов) является незначительный объем финансовых ресурсов имеющихся у фонда. Так кредитный портфель фонда по итогам 2008 г. составляет сумму около 1,5 млрд. белорусских рулей.

Второй причиной является отсутствие у фонда гибких условий выдачи микрокредитов. Так, фонд предоставляет микрокредиты только в белорусских рублях, минуя расчетный счет кредитополучателя непосредственно на счет поставщика продукции. Фонд не перечисляет средства на счет поставщиков являющихся нерезидентами Республики Беларусь.

Фонд располагается в г Минске и не представлен в областных центрах республики (например, своими филиалами), в результате клиентами фонда являются или уже получавшие в нем кредит субъекты малого предпринимательства или те, кто представлен в г. Минске и Минской области.

Микрозаймы

Микрозаймы, предоставляемые учреждениями финансовой поддержки предпринимателей и областными (Минским городским) исполнительными комитетами

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления учреждениями финансовой поддержки предпринимателей услуг в виде микрозаймов являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства”;

  • Решения облисполкомов (Минского горисполкома) регулирующих вопросы оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств местных бюджетов. (Например. Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 декабря 2007 г. № 2836 ”О порядке оказания государственной поддержки субъектам мало предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств бюджета города Минска”).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микрозайм” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием заем, возникающего из заключаемого сторонами договора займа.

В соответствии со ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь договором займа является соглашение, в соответствии с которым одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Необходимо отметить, что в соответствии с правовыми нормами гл. 42 Гражданского кодекса Республики Беларусь разновидностью договора займа является кредитный договор. Несмотря на одинаковую правовую природу договоров займа, и кредита между ними существуют различия. Они заключаются в следующем.

  1. Сторонами по договору займа могут быть любые юридические и физические лица. По кредитному же договору в качестве кредитодателя выступают специализированные юридические лица (банки, небанковские кредитно-финансовые организации) имеющие соответствующую лицензию.

  2. Предметом договора займа являются как деньги, так и вещи определенные родовыми признаками. Предметом же кредитного договора всегда являются деньги.

  3. Договор займа может быть как возмездным, так и безвозмездным, в то время как кредитный договор всегда возмездный, поскольку за пользование кредитом предусматривается уплата процентов, а также может предусматриваться плата в виде комиссионного вознаграждения и иных платежей.

  4. Договор займа является реальным договором, поскольку считается заключенным после достижения соглашения по всем существенным условиям договора и передачи вещи. Кредитный же договор является консенсуальным договором. Он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и в требуемой законом форе. Следует отметить, что классический характер консенсуальности кредитного договора Банковским кодексом Республики Беларусь несколько ослаблен. Так, в соответствии со статьей 142 Банковского кодекса Республики Беларусь после заключения кредитного договора кредитополучатель вправе, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или кредитным договором, отказаться от получения кредита в полной сумме или ее части, уведомив об этом кредитодателя до установленного в договоре срока предоставления кредита. В статье 141 Банковского кодекса Республики Беларусь также содержатся случаи при которых кредитодатель вправе отказаться от исполнения кредитного договора.

  5. Договор займа может быть заключен как в устной, так и в письменной форме, в то время как кредитный договор должен всегда заключаться в письменной форме, иначе он будет признан недействительным.

  6. Договор займа не носит целевого характера, за исключением целевого займа. Кредит же в соответствии с кредитным договором, как правило, привлекается на определенные цели и в этом отношении банки имеют определенные контрольные функции за кредитополучателем.

  7. Заем может быт предоставлен без указания срока возврата, т.е. определяться моментом востребования предмета займа, кредитный же договор всегда является срочным договором, в нем всегда указывается срок возврата кредита.

  8. Договор займа может заключаться без обеспечения, в то время как кредитный договор, в целях гарантирования его возврата всегда имеет необходимое обеспечение (залог, поручительство, гарантия, неустойка и др.).

В настоящее время государственные областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, оказывающие государственную финансовую поддержку в виде предоставления субъектам малого предпринимательства займов, созданы только в Брестской и Гродненской области. В других областях займы за счет средств местных бюджетов предоставляются субъектам малого предпринимательства комитетами экономики облисполкомов (Минского горисполкома).

Для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям займов региональными Программами государственной поддержки малого предпринимательства, в бюджетах областей (г. Минска) предусматриваются средства на финансовую поддержку.

Недостатками такой поддержки являются:

  1. незначительные объемы ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (менее 0,01% расходов консолидированного бюджета), объективно не могут оказывать какого-либо существенного влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики; в расчете на одного субъекта малого бизнеса сумма государственной финансово-кредитной поддержки составляет в среднем 15-20 тыс. руб. в год;

  2. низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получивших ее в 2006-2007 г.г., составила менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики;

  1. возложение на органы государственного управления несвойственных им функций финансово-кредитных учреждений привело к тому, что сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой (решение об оказании поддержки принимается заседанием облисполкома и предполагает необходимость предварительного получения согласований многочисленных служб (в среднем, не менее 10));

  2. низкий размер максимально возможной суммы поддержки (в пределах 30,0 тысяч евро), не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (масштабность, наличие мультипликативного эффекта, внедрение новых технологий, импортозамещение и др.), вынуждает инвесторов прибегать к другим, возможно, менее выгодным, но большим по объемам, источникам средств;

5) отсутствие единообразия в механизмах оказания поддержки по областям создает неравные условия ее получения в различных регионах страны: в Гродненской области практическая реализация мероприятий программ поддержки малого предпринимательства в части их финансирования осуществляется некоммерческой организацией – Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей; в других областях оказание поддержки оформляется договором с финансовым управлением территориального органа управления; в г. Минске, наряду с финансированием через территориальный орган государственного казначейства, используется банковский механизм предоставления и возврата кредитов субъектам малого предпринимательства;

6) централизованное принятие решения даже по незначительным суммам поддержки существенно удлиняет сроки ее получения, особенно субъектами, работающими в малых городах и сельской местности;

Так, выдача займа или ссуды производится через органы государственного казначейства на основании решения облисполкома и договора займа (ссуды), заключенного финансовым управлением (отделом) горисполкома (райисполкома) с субъектом малого предпринимательства. В свою очередь, финансовое управление облисполкома заключает договор с соответствующим горисполкомом (райисполкомом) о выделении средств областного бюджета для оказания государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде займа (ссуды). Поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от 4-х до 6-ти месяцев.

7) контроль за целевым использованием средств государственной поддержки и своевременным возвратом займа (ссуды) осуществляется горисполкомом (райисполкомом) и финансовым управлением облисполкома; за реализацией инвестиционного проекта и выполнением условий оказания государственной поддержки — горисполкомом (райисполкомом) и комитетом экономики облисполкома. Это требует от субъекта предоставления соответствующей отчетности, а также чревато угрозой необходимости возврата денежных средств в случае тех или иных, даже незначительных отклонений от бизнес-плана в процессе осуществления проекта.

Перечисленные выше проблемы существенно снижают интерес субъектов малого бизнеса, даже остро нуждающихся в финансовых ресурсах, к получению государственной поддержки. В течение последних двух лет даже столь скромные объемы средств, предусмотренные областными бюджетами на финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства, были освоены не полностью (на уровне 40-60%).

Микрозаймы, предоставляемые потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи (кредитными союзами) граждан и юридических лиц

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления микрозаймов кредитными союзами граждан и юридических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. ”О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь”;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1999 г. № 1972 ”Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства”;

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 4 апреля 2000 г. № 48/87 ”Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства”.

В Республике Беларусь действуют два типа кредитных союзов:

общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (в единственном числе им представлен кредитный кооператив ”Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства ”Стольный”);

общества (клубы) взаимопомощи граждан.

Оба типа кредитных союзов осуществляют свою деятельность в форме потребительских кооперативов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1999 г. № 1972 ”Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства” общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства - является некоммерческой организацией и создается в форме потребительского кооператива не менее чем 20 субъектами малого предпринимательства.

Минимальный размер вступительного (паевого) взноса одного участника (пайщика) общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства должен составлять сумму, эквивалентную не менее 300 евро по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день внесения взноса.

Временная финансовая помощь предоставляется обществом взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства только своим участникам (пайщикам) в виде займа на возмездной или безвозмездной основе. Сумма займа, предоставляемого одному участнику (пайщику) общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, не может превышать 20 процентов от собственных средств указанного общества, независимо от размера паевого взноса этого участника.

Имущество общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (далее – Общество), образуется за счет паевых взносов его участников, доходов (прибыли) Общества от осуществляемой им деятельности, денежных средств, переданных Обществу в порядке и на условиях договора займа его участниками, а также денежных и иных имущественных пожертвований, благотворительных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Доходы (прибыль), полученные Обществом, не могут распределяться между его участниками. Имущество Общества является его собственностью.

Механизм деятельности кредитных союзов граждан идентичен обществу взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Но специального законодательного регулирования правоотношений в области микрофинансирования на основе членства в обществе взаимопомощи граждан в Республике Беларусь нет. В связи с этим в деятельности обществ (клубов) взаимопомощи граждан применяются общие нормы права, регулирующие порядок деятельности потребительских кооперативов и правоотношений вытекающих из договоров займа.

Анализ причин сдерживающих создание ОВК в Республике Беларусь показывает, что самыми значимыми причинами являются:

1. Сумма вступительного взноса в 300 евро для субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, довольно значительна, что является одной из причин сдерживающих процесс создания ОВК.

2. Ограничение по минимальному количеству членов ОВК (не менее 20 человек).

Малочисленность, заинтересованных в создании ОВК, предпринимателей в некоторых районах, особенно в сельской местности, является препятствием для его регистрации.

Необходимо предоставить возможность Общему собранию участников определять размер вступительного взноса для каждого участника (пайщика) индивидуально, исходя из экономической целесообразности и в учредительных документах минимальное количество членов ОВК.

3. Отсутствие поддержки со стороны государства ОВК в части выделения денежных средств из Программ государственной поддержки малого предпринимательства для пополнения оборотных средств ОВК. Кроме этого отсутствует возможность предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, имущественных пожертвований, благотворительных взносов для образования имущества ОВК, в том числе и оборотных средств.

(Такой запрет содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 “О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи“).

4. Отсутствие отдельного нормативного правового акта регулирующего правоотношения в области микрофинансирования на основе членства для обществ взаимопомощи граждан не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Микролизинг

Микролизинг, предоставляемый лизинговыми компаниями и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления лизинга лизинговыми компаниями субъектам малого предпринимательства являются:

  • Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (подписана в г. Оттава (Канада), действует с 1 марта 1999 г.);

  • Конвенция о межгосударственном лизинге (подписана в г. Москве 25 ноября 1998 г. и ратифицирована Республикой Беларусь в ноябре 1999 г.)

  • Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (подписано в г. Москве 12 октября 2005 г.)

  • Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. N 352 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге";

  • Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. N 309-З "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 90, 2/84));

  • Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. N 127-З "О ратификации Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств";

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. N 587 "О лизинге";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. N 1769 "О лизинге на территории Республики Беларусь".

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микролизинг” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием лизинг, возникающего из заключаемого сторонами договора финансовой аренды (лизинга).

В соответствии со ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь договором финансовой аренды (лизинга) является соглашение, в силу которого арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика).

Договор лизинга является видом договора аренды имеющим видовые признаки отличающими его от других видов договора аренды. Эти признаки вытекают из определения договора лизинга:

1. цель арендодателя – финансирование, т.е. заключение договора лизинга с целью вложения денежных средств в имущество, которое затем будет сдано в аренду, а арендная плата будет являться доходом на вложенный капитал;

2. арендодатель приобретает имущество, передаваемое в лизинг после заключения договора аренды, причем по выбору арендатора и, как правило, у указанного последним продавца. В этом случае арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. В договоре может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Но в этом случае имущество все равно будет приобретаться после заключения договора;

3. использование арендатором переданного в лизинг имущества для предпринимательских целей. (Это не означает, что арендатором всегда должна быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Так некоторым некоммерческим организациям может быть разрешено заниматься предпринимательской деятельностью в некоторой мере);

4. имущество по договору лизинга предоставляется во владение и пользование.

Сторонами по договору лизинга являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. В роли арендодателя (лизингодателя), в договоре лизинга могут выступать, например, лизинговые компании (в виде акционерных обществ), банки или дочерние предприятия банков. В роли арендатора выступают юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом лизинга являются любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности (чаще всего, компьютеры, технологические линии, машины и т.д.).

Не могут быть предметом лизинга вещи, используемые для личных (семейных) или бытовых нужд, а также земельные участки и другие природные объекты.

С учетом некоторых особенностей содержащихся в § 6 гл. 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь к договору лизинга применяются правовые нормы, регулирующие договор аренды.

В зависимости от срока и размеров возмещении лизингодателю стоимости объекта лизинга лизинг делится на:

оперативный;

финансовый.

Финансовый лизинг – лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях.

Оперативный лизинг – лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в аренду многократно.

Сублизингом называется лизинг, при котором лизингополучатель с разрешения лизингодателя по договору сублизинга передает иным лизингополучателям в последующее владение и пользование объект лизинга. При этом лизингополучатель не освобождается от обязательств и ответственности перед лизингодателем, предусмотренных договором лизинга, приобретая по отношению к другому Лизингополучателю права лизингодателя.

Одним из основных препятствий сдерживающих развитие лизинга в Республике Беларусь является незначительное количество юридических лиц предоставляющих имущество на условиях финансового лизинга, а так же нехватка у таких организаций оборотных финансовых средств. Пополнение оборотных средств за счет банковских кредитов влечет значительное удорожание цены договора лизинга в связи с высокими процентными ставками по банковским кредитам.

Гарантии

Гарантии, предоставляемые организациями, оказывающими государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления гарантий (поручительств) субъектам малого предпринимательства являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства”;

  • Решения облисполкомов (Минского горисполкома) регулирующих вопросы оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств местных бюджетов.

Нормативная правовая база предусматривает возможность предоставления субъектам малого предпринимательства такого вида поддержки как гарантии не только банками, но и специализированными организациями, созданными для поддержки субъектов малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 348 Гражданского кодекса Республики Беларусь в силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать полностью или частично за исполнение обязательства этого лица.

Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование.

Президентом Республики Беларусь и (или) законами может быть установлен особый порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, включая хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах. Такие ограничения, в частности, содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 296, которым перечислены организации, которые не вправе выступать поручителями третьих лиц - юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

В отличие от поручительства в случае неисполнения обязательства по гарантии гарант отвечает перед кредитором как субсидиарный (дополнительный) должник. Кроме этого при исполнении обязательства по гарантии гарант не приобретает права регрессного требования к должнику о возврате уплаченной суммы.

Особенности банковской гарантии и ее отдельных видов определяются банковским законодательством.

Порядок предоставления гарантий Правительством Республики Беларусь, а также облисполкомами и Минским горисполкомом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен в Указе Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

В соответствии с п. 8 Положения о Белорусом фонде финансовой поддержки предпринимателей утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей” фонд в целях выполнения возложенных на него задач выделяет средства субъектам малого предпринимательства и при льготном их кредитовании предоставляет гарантии банкам.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства” некоммерческие организации, созданные (создаваемые) областными и Минским городским исполнительными комитетами, иными юридическими и физическими лицами, вправе осуществлять в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе посредством предоставления поручительств по кредитам и займам, выдаваемым этим субъектам, согласно названного постановления.

Фактически данное постановление регламентирует порядок предоставления некоммерческими организациями поручительств по банковским кредитам и займам выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

Так, поручительство, предоставленное по одному кредиту или займу, не может обеспечивать более 70 процентов от размера кредита или займа. Поручительства не обеспечивают возврат процентов по кредитному договору или займу.

Общий размер суммы, на которую могут быть предоставлены поручительства одному субъекту малого предпринимательства, не должен превышать 30 процентов от суммы всех средств, предназначенных на осуществление некоммерческой организацией деятельности по предоставлению поручительств.

За предоставление поручительства с субъекта малого предпринимательства взимается плата в размере, устанавливаемом некоммерческой организацией самостоятельно в процентах от суммы, на которую предоставлено поручительство.

Для обеспечения исполнения договора поручительства некоммерческие организации размещают денежные средства во вклады (депозиты) в банке-кредиторе либо в банке, обслуживающем организацию, предоставившую заем субъекту малого предпринимательства, на срок действия кредитного договора либо договора займа.

Для получения поручительства субъект малого предпринимательства представляет в некоммерческую организацию соответствующее заявление, к которому прилагаются следующие документы:

копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

письмо банка либо предоставляющей заем организации о намерении предоставить кредит или заем с приложением проекта кредитного договора либо проекта договора займа;

бизнес-план реализации проекта, для получения кредита или займа под который испрашивается поручительство, одобренный банком либо иной финансирующей организацией.

В случае необходимости по требованию некоммерческих организаций могут предоставляться иные документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства, обратившегося за получением поручительства.

Для рассмотрения документов, представленных субъектом малого предпринимательства, могут привлекаться независимые специалисты и представители кредитора, предоставляющего банковский кредит или заем.

По итогам рассмотрения документов принимается решение о предоставлении поручительства либо об отказе в его предоставлении.

В случае принятия решения о предоставлении поручительства заключается договор поручительства между некоммерческой организацией и банком либо организацией, предоставляющей заем.

В случае исполнения некоммерческой организацией своих обязательств по договору поручительства к ней переходят права кредитора в объеме исполненных обязательств.

Несмотря на наличие правовых актов позволяющих предоставлять гарантии и поручительства по банковским кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, к сожалению, такой вид поддержки в Республике Беларусь не применяется, за исключением банковских гарантий.

Микрострахование

Микрострахование, осуществляемое страховыми организациями

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления услуг страхования для субъектов малого предпринимательства и физических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Декрет Президента республики Беларусь от 28 сентября 2000 г.
    № 20 ”О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь”;

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. N 18 "Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам";

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 8 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с изменениями, внесенными Указом от 12 июня 2000 г. N 339;

  • Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. ”О страховании”;

  • "Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь (раздел Х) (Закон Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.);

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 100 "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. N 16 "О порядке проведения обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам";

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 апреля 1998 г. N 7 Об утверждении инструкции об учете строений, о начислении и уплате страховых взносов, определении и выплате страхового возмещения по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам;

  • Приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. N 99, Министерства экономики Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. N 22-03/2852 и Министерства финансов Республики Беларусь от 18 июня 1998 г. N 07-4/422 Утвердившие Методику оценки стоимости разрушенных (поврежденных) в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф зданий и сооружений, оборудования и иного имущества;

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микрострахование” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием ”страхование”, возникающего из заключаемого сторонами договора страхования или в силу императивных норм законодательства, закрепляющих понятие обязательного страхования.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее ГК) страхованию посвящена глава 48 (ст. 817 - 860).

По критерию страхового интереса ГК различает два вида страхования: личное и имущественное.

При личном страховании страхуется:

жизнь или здоровье самого страхователя либо иного застрахованного лица,

личный интерес при достижении ими определенного возраста или при наступлении в их жизни иного предусмотренного договором страхового случая (подпункт 1 п. 2 ст. 819 ГК, п. 1 ст. 820 ГК).

При имущественном страховании страхуется:

риск утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя;

риск ущерба их имущественным правам, в том числе риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (подпункт 2 п. 2 ст. 819 ГК, ст. 822 ГК);

риск ответственности за нарушение договора самим страхователем (ст. 824 ГК).

В ст. 823 ГК предусмотрен особый вид личного и имущественного страхования - страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Не исключается страхование, включающее элементы личного и имущественного страхования (смешанное страхование). В таком случае применяются правила о смешанном договоре и используются соответственно нормы права о личном или имущественном страховании (п. 2 ст. 391 ГК).

Некоторые интересы не могут быть застрахованы. Так, в ст. 818 ГК содержится общее правило, согласно которому не допускается страхование противоправных интересов и называет интересы, страхование которых не допускается. К таким интересам относятся:

убытки от участия в играх, лотереях и пари;

расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников;

доходы от участия в хозяйственных обществах и товариществах, проценты по ценным бумагам, прибыли от инвестиций и другие доходы, имеющие аналогичную природу.

Условия договоров страхования, противоречащие изложенному правилу, ничтожны (п. 5 ст. 818 ГК).

По основаниям возникновения страховых правоотношений законодательство различает две формы страхования - добровольное и обязательное.

Добровольное страхование возникает на основании договора, заключаемого по усмотрению сторон (страхователя и страховщика) в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 817 ГК).

Обязательное страхование осуществляется в случаях, когда законодательными актами на указанные в нем лица возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц, свое имущество либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами.

Законодательством предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование) (п. 3 ст. 817 ГК).

Обязательное страхование осуществляется путем заключения со страховщиком договора страхования лицом, на которое законодательными актами возложена обязанность такого страхования за счет страхователя в соответствии с правилами гл. 48 ГК, законами о страховании и иными актами законодательства (п. 2 ст. 817, подпункт 1 п. 1 ст. 825, п. 1 и 2 ст. 826 ГК).

Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законодательными актами (п. 3 ст. 826). Однако в случаях, когда на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или в оперативном управлении имущество, являющееся республиканской или коммунальной собственностью, возложена обязанность страховать это имущество, объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм устанавливаются законодательными актами или в установленном им порядке (п. 3 ст. 825 и п. 3 ст. 826 ГК).

Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя (п. 2 ст. 826 ГК).

Объекты обязательного страхования определены ст. 825 ГК. Это:

жизнь, здоровье или имущество других определенных в законодательстве лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо вследствие нарушения договора с другими лицами.

Законодательством не может быть возложена на гражданина обязанность страховать свою жизнь или здоровье (п. 2 ст. 825 ГК).

Одним из препятствий сдерживающих развитие страхования является то, что не по всему перечню видов добровольного страхования страховые взносы относятся на себестоимость продукции, в результате чего должны уплачиваться из прибыли.

Сбережения

Услуги по сбережению средств,

оказываемые банками

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления услуг по сбережению средств субъектов малого предпринимательства и физических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. N 22 ”О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2000 г. N 270 "О некоторых вопросах удостоверения доверенностей на получение гражданами выплат в банках";

В международной практике под микросбережением понимаются услуги по депонированию денежных средств, которые позволяют юридическим и физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей) сохранить малое количество денег для будущего использования.

В соответствии с частью первой ст. 181 Банковского кодекса Республики Беларусь по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства - вклад (депозит) и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.

В качестве предмета договора банковского вклада (депозита) выступает вклад. Понятие банковского вклада (депозита) приведено в ст. 179 Банковского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой банковский вклад (депозит) - денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

Договор банковского вклада (депозита) может быть заключен как с указанием срока (срочный договор), так и без указания срока (договор до востребования), либо с указанием, что вклад размещается до наступления (ненаступления) указанного в договоре обстоятельства (события) (условный договор).

Договор банковского вклада (депозита) является односторонним, а не взаимообязывающим, поскольку после внесения денежных средств во вклад (депозит) вкладчику принадлежат только права, а вкладополучатель несет корреспондирующие этим правам обязанности.

В целях гарантирования возврата вкладов банками принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. N 22 ”О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”.

В соответствии с данным декретом государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100 процентов суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции. Действие данного декрета не распространяется на денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенные на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь физическими лицами, выступающими в качестве индивидуальных предпринимателей;

Переводы денежных средств

Услуги, оказываемые банками по переводу денежных средств

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы перевода денежных средств, являются:

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 ”Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год”;

  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 ”Об утверждении инструкции о банковском переводе”;

  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 74 ”Об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками”;

  • и др.

Денежные переводы – это услуги по переводу средств отправителя получателям. Эти услуги применяются в качестве расчетов меду субъектами хозяйствования, при оплате гражданами различного рода услуг безналичным способом (через банки, банкоматы и др.), а также при переводах денежных средств отправителей за границу, семье, или друзьям.

В соответствии с п. 1.1. ”Инструкции о банковском переводе” утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 банковским переводом называется последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковский перевод завершается акцептом банком-получателем платежного поручения банка-отправителя. Случаи, когда платежное поручение банка-отправителя считается акцептованным банком-получателем, определены Банковским кодексом Республики Беларусь.

Если расчеты между плательщиком и бенефициаром осуществляются в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Если банковский перевод осуществляется от имени банка, то банк является плательщиком по банковскому переводу.

Если банковский перевод осуществляется в пользу банка, то банк является бенефициаром (взыскателем) по банковскому переводу;

В зависимости от состава участников банковские переводы подразделяются на:

международный банковский перевод - банковский перевод денежных средств, среди участников которого есть уполномоченный банк и банк-нерезидент;

внутренний банковский перевод - банковский перевод денежных средств, участниками которого являются только уполномоченные банки;

В зависимости от состава сторон и участников банковские переводы подразделяются на:

банковский перевод за границу - банковский перевод за счет резидента - клиента уполномоченного банка в пользу нерезидента или в пользу резидента, который является клиентом банка-нерезидента;

банковский перевод из-за границы - банковский перевод в пользу резидента - клиента уполномоченного банка за счет нерезидента или за счет резидента, который является клиентом банка-нерезидента;

прочие банковские переводы - банковские переводы за счет резидента - клиента уполномоченного банка в пользу резидента - клиента уполномоченного банка;

Частным переводом называется банковский перевод, не связанный с предпринимательской деятельностью, сторонами по которому являются физические лица;

Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций.

Платежные инструкции и иные виды документов, предусмотренные ”Инструкцией о банковском переводе”, могут быть оформлены на бумажном носителе либо в электронном виде.

Платежные инструкции и иные виды документов, предусмотренные ”Инструкцией о банковском переводе”, поступившие в банк (сформированные банком) в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью или другими средствами, подтверждающими достоверность и целостность сообщений.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  2. Государственная политика в области развития микрофинансирования: опыт стран центральной и восточной европы и СНГ

    Реферат
    Апексные организации – оптовые механизмы для распределения фондов, а также, иногда, вспомогательных услуг розничным микрофинансовым организациям в отдельно взятой стране или на определенном рынке.
  3. Внутренней и внешней политики

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М.
  4. Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ Исполнительный комитет СНГ

    Документ
    III. Основные результаты работы Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ за 2010 год 38
  5. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..