Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
От имени Конфедерации торгово-промышленных палат стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КТПП АТР) позвольте поприветствовать Торгово-промышленную пал...полностью>>
'Публичный отчет'
по проекту «Проектирование дифференцированного холдинга из малых наукоемких фирм на базе СФУ после перехода в АУ» выполняемому в рамках «Программы ра...полностью>>
'Документ'
У даній статті порушено питання екологічно чистих шляхів добування енергії, забезпечення нею людства у найближчому майбутньому без нанесення шкоди бі...полностью>>
'Документ'
Абсолютная монархия (абсолютизм) - форма монархии, при которой власть монарха является неограниченной, верховной. Ее характеризуют высокая степень це...полностью>>

Главная > Обзор

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Микрозаймы

Микрозаймы, предоставляемые учреждениями финансовой поддержки предпринимателей и областными (Минским городским) исполнительными комитетами

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления учреждениями финансовой поддержки предпринимателей услуг в виде микрозаймов являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства”;

  • Решения облисполкомов (Минского горисполкома) регулирующих вопросы оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств местных бюджетов. (Например. Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 декабря 2007 г. № 2836 ”О порядке оказания государственной поддержки субъектам мало предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств бюджета города Минска”).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микрозайм” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием заем, возникающего из заключаемого сторонами договора займа.

В соответствии со ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь договором займа является соглашение, в соответствии с которым одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Необходимо отметить, что в соответствии с правовыми нормами гл. 42 Гражданского кодекса Республики Беларусь разновидностью договора займа является кредитный договор. Несмотря на одинаковую правовую природу договоров займа, и кредита между ними существуют различия. Они заключаются в следующем.

  1. Сторонами по договору займа могут быть любые юридические и физические лица. По кредитному же договору в качестве кредитодателя выступают специализированные юридические лица (банки, небанковские кредитно-финансовые организации) имеющие соответствующую лицензию.

  2. Предметом договора займа являются как деньги, так и вещи определенные родовыми признаками. Предметом же кредитного договора всегда являются деньги.

  3. Договор займа может быть как возмездным, так и безвозмездным, в то время как кредитный договор всегда возмездный, поскольку за пользование кредитом предусматривается уплата процентов, а также может предусматриваться плата в виде комиссионного вознаграждения и иных платежей.

  4. Договор займа является реальным договором, поскольку считается заключенным после достижения соглашения по всем существенным условиям договора и передачи вещи. Кредитный же договор является консенсуальным договором. Он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и в требуемой законом форе. Следует отметить, что классический характер консенсуальности кредитного договора Банковским кодексом Республики Беларусь несколько ослаблен. Так, в соответствии со статьей 142 Банковского кодекса Республики Беларусь после заключения кредитного договора кредитополучатель вправе, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или кредитным договором, отказаться от получения кредита в полной сумме или ее части, уведомив об этом кредитодателя до установленного в договоре срока предоставления кредита. В статье 141 Банковского кодекса Республики Беларусь также содержатся случаи при которых кредитодатель вправе отказаться от исполнения кредитного договора.

  5. Договор займа может быть заключен как в устной, так и в письменной форме, в то время как кредитный договор должен всегда заключаться в письменной форме, иначе он будет признан недействительным.

  6. Договор займа не носит целевого характера, за исключением целевого займа. Кредит же в соответствии с кредитным договором, как правило, привлекается на определенные цели и в этом отношении банки имеют определенные контрольные функции за кредитополучателем.

  7. Заем может быт предоставлен без указания срока возврата, т.е. определяться моментом востребования предмета займа, кредитный же договор всегда является срочным договором, в нем всегда указывается срок возврата кредита.

  8. Договор займа может заключаться без обеспечения, в то время как кредитный договор, в целях гарантирования его возврата всегда имеет необходимое обеспечение (залог, поручительство, гарантия, неустойка и др.).

В настоящее время государственные областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, оказывающие государственную финансовую поддержку в виде предоставления субъектам малого предпринимательства займов, созданы только в Брестской и Гродненской области. В других областях займы за счет средств местных бюджетов предоставляются субъектам малого предпринимательства комитетами экономики облисполкомов (Минского горисполкома).

Для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям займов региональными Программами государственной поддержки малого предпринимательства, в бюджетах областей (г. Минска) предусматриваются средства на финансовую поддержку.

Недостатками такой поддержки являются:

  1. незначительные объемы ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (менее 0,01% расходов консолидированного бюджета), объективно не могут оказывать какого-либо существенного влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики; в расчете на одного субъекта малого бизнеса сумма государственной финансово-кредитной поддержки составляет в среднем 15-20 тыс. руб. в год;

  2. низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получивших ее в 2006-2007 г.г., составила менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики;

  1. возложение на органы государственного управления несвойственных им функций финансово-кредитных учреждений привело к тому, что сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой (решение об оказании поддержки принимается заседанием облисполкома и предполагает необходимость предварительного получения согласований многочисленных служб (в среднем, не менее 10));

  2. низкий размер максимально возможной суммы поддержки (в пределах 30,0 тысяч евро), не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (масштабность, наличие мультипликативного эффекта, внедрение новых технологий, импортозамещение и др.), вынуждает инвесторов прибегать к другим, возможно, менее выгодным, но большим по объемам, источникам средств;

5) отсутствие единообразия в механизмах оказания поддержки по областям создает неравные условия ее получения в различных регионах страны: в Гродненской области практическая реализация мероприятий программ поддержки малого предпринимательства в части их финансирования осуществляется некоммерческой организацией – Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей; в других областях оказание поддержки оформляется договором с финансовым управлением территориального органа управления; в г. Минске, наряду с финансированием через территориальный орган государственного казначейства, используется банковский механизм предоставления и возврата кредитов субъектам малого предпринимательства;

6) централизованное принятие решения даже по незначительным суммам поддержки существенно удлиняет сроки ее получения, особенно субъектами, работающими в малых городах и сельской местности;

Так, выдача займа или ссуды производится через органы государственного казначейства на основании решения облисполкома и договора займа (ссуды), заключенного финансовым управлением (отделом) горисполкома (райисполкома) с субъектом малого предпринимательства. В свою очередь, финансовое управление облисполкома заключает договор с соответствующим горисполкомом (райисполкомом) о выделении средств областного бюджета для оказания государственной поддержки субъекту малого предпринимательства в виде займа (ссуды). Поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от 4-х до 6-ти месяцев.

7) контроль за целевым использованием средств государственной поддержки и своевременным возвратом займа (ссуды) осуществляется горисполкомом (райисполкомом) и финансовым управлением облисполкома; за реализацией инвестиционного проекта и выполнением условий оказания государственной поддержки — горисполкомом (райисполкомом) и комитетом экономики облисполкома. Это требует от субъекта предоставления соответствующей отчетности, а также чревато угрозой необходимости возврата денежных средств в случае тех или иных, даже незначительных отклонений от бизнес-плана в процессе осуществления проекта.

Перечисленные выше проблемы существенно снижают интерес субъектов малого бизнеса, даже остро нуждающихся в финансовых ресурсах, к получению государственной поддержки. В течение последних двух лет даже столь скромные объемы средств, предусмотренные областными бюджетами на финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства, были освоены не полностью (на уровне 40-60%).

Микрозаймы, предоставляемые потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи (кредитными союзами) граждан и юридических лиц

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления микрозаймов кредитными союзами граждан и юридических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. ”О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь”;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1999 г. № 1972 ”Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства”;

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 4 апреля 2000 г. № 48/87 ”Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства”.

В Республике Беларусь действуют два типа кредитных союзов:

общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (в единственном числе им представлен кредитный кооператив ”Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства ”Стольный”);

общества (клубы) взаимопомощи граждан.

Оба типа кредитных союзов осуществляют свою деятельность в форме потребительских кооперативов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1999 г. № 1972 ”Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства” общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства - является некоммерческой организацией и создается в форме потребительского кооператива не менее чем 20 субъектами малого предпринимательства.

Минимальный размер вступительного (паевого) взноса одного участника (пайщика) общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства должен составлять сумму, эквивалентную не менее 300 евро по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день внесения взноса.

Временная финансовая помощь предоставляется обществом взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства только своим участникам (пайщикам) в виде займа на возмездной или безвозмездной основе. Сумма займа, предоставляемого одному участнику (пайщику) общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, не может превышать 20 процентов от собственных средств указанного общества, независимо от размера паевого взноса этого участника.

Имущество общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (далее – Общество), образуется за счет паевых взносов его участников, доходов (прибыли) Общества от осуществляемой им деятельности, денежных средств, переданных Обществу в порядке и на условиях договора займа его участниками, а также денежных и иных имущественных пожертвований, благотворительных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Доходы (прибыль), полученные Обществом, не могут распределяться между его участниками. Имущество Общества является его собственностью.

Механизм деятельности кредитных союзов граждан идентичен обществу взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Но специального законодательного регулирования правоотношений в области микрофинансирования на основе членства в обществе взаимопомощи граждан в Республике Беларусь нет. В связи с этим в деятельности обществ (клубов) взаимопомощи граждан применяются общие нормы права, регулирующие порядок деятельности потребительских кооперативов и правоотношений вытекающих из договоров займа.

Анализ причин сдерживающих создание ОВК в Республике Беларусь показывает, что самыми значимыми причинами являются:

1. Сумма вступительного взноса в 300 евро для субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, довольно значительна, что является одной из причин сдерживающих процесс создания ОВК.

2. Ограничение по минимальному количеству членов ОВК (не менее 20 человек).

Малочисленность, заинтересованных в создании ОВК, предпринимателей в некоторых районах, особенно в сельской местности, является препятствием для его регистрации.

Необходимо предоставить возможность Общему собранию участников определять размер вступительного взноса для каждого участника (пайщика) индивидуально, исходя из экономической целесообразности и в учредительных документах минимальное количество членов ОВК.

3. Отсутствие поддержки со стороны государства ОВК в части выделения денежных средств из Программ государственной поддержки малого предпринимательства для пополнения оборотных средств ОВК. Кроме этого отсутствует возможность предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, имущественных пожертвований, благотворительных взносов для образования имущества ОВК, в том числе и оборотных средств.

(Такой запрет содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 “О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи“).

4. Отсутствие отдельного нормативного правового акта регулирующего правоотношения в области микрофинансирования на основе членства для обществ взаимопомощи граждан не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Микролизинг

Микролизинг, предоставляемый лизинговыми компаниями и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления лизинга лизинговыми компаниями субъектам малого предпринимательства являются:

  • Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (подписана в г. Оттава (Канада), действует с 1 марта 1999 г.);

  • Конвенция о межгосударственном лизинге (подписана в г. Москве 25 ноября 1998 г. и ратифицирована Республикой Беларусь в ноябре 1999 г.)

  • Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (подписано в г. Москве 12 октября 2005 г.)

  • Указ Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. N 352 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге";

  • Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. N 309-З "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 90, 2/84));

  • Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. N 127-З "О ратификации Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств";

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. N 587 "О лизинге";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. N 1769 "О лизинге на территории Республики Беларусь".

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микролизинг” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием лизинг, возникающего из заключаемого сторонами договора финансовой аренды (лизинга).

В соответствии со ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь договором финансовой аренды (лизинга) является соглашение, в силу которого арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика).

Договор лизинга является видом договора аренды имеющим видовые признаки отличающими его от других видов договора аренды. Эти признаки вытекают из определения договора лизинга:

1. цель арендодателя – финансирование, т.е. заключение договора лизинга с целью вложения денежных средств в имущество, которое затем будет сдано в аренду, а арендная плата будет являться доходом на вложенный капитал;

2. арендодатель приобретает имущество, передаваемое в лизинг после заключения договора аренды, причем по выбору арендатора и, как правило, у указанного последним продавца. В этом случае арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. В договоре может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Но в этом случае имущество все равно будет приобретаться после заключения договора;

3. использование арендатором переданного в лизинг имущества для предпринимательских целей. (Это не означает, что арендатором всегда должна быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Так некоторым некоммерческим организациям может быть разрешено заниматься предпринимательской деятельностью в некоторой мере);

4. имущество по договору лизинга предоставляется во владение и пользование.

Сторонами по договору лизинга являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. В роли арендодателя (лизингодателя), в договоре лизинга могут выступать, например, лизинговые компании (в виде акционерных обществ), банки или дочерние предприятия банков. В роли арендатора выступают юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом лизинга являются любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности (чаще всего, компьютеры, технологические линии, машины и т.д.).

Не могут быть предметом лизинга вещи, используемые для личных (семейных) или бытовых нужд, а также земельные участки и другие природные объекты.

С учетом некоторых особенностей содержащихся в § 6 гл. 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь к договору лизинга применяются правовые нормы, регулирующие договор аренды.

В зависимости от срока и размеров возмещении лизингодателю стоимости объекта лизинга лизинг делится на:

оперативный;

финансовый.

Финансовый лизинг – лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях.

Оперативный лизинг – лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в аренду многократно.

Сублизингом называется лизинг, при котором лизингополучатель с разрешения лизингодателя по договору сублизинга передает иным лизингополучателям в последующее владение и пользование объект лизинга. При этом лизингополучатель не освобождается от обязательств и ответственности перед лизингодателем, предусмотренных договором лизинга, приобретая по отношению к другому Лизингополучателю права лизингодателя.

Одним из основных препятствий сдерживающих развитие лизинга в Республике Беларусь является незначительное количество юридических лиц предоставляющих имущество на условиях финансового лизинга, а так же нехватка у таких организаций оборотных финансовых средств. Пополнение оборотных средств за счет банковских кредитов влечет значительное удорожание цены договора лизинга в связи с высокими процентными ставками по банковским кредитам.

Гарантии

Гарантии, предоставляемые организациями, оказывающими государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления гарантий (поручительств) субъектам малого предпринимательства являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 ”О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства”;

  • Решения облисполкомов (Минского горисполкома) регулирующих вопросы оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств местных бюджетов.

Нормативная правовая база предусматривает возможность предоставления субъектам малого предпринимательства такого вида поддержки как гарантии не только банками, но и специализированными организациями, созданными для поддержки субъектов малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 348 Гражданского кодекса Республики Беларусь в силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать полностью или частично за исполнение обязательства этого лица.

Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование.

Президентом Республики Беларусь и (или) законами может быть установлен особый порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, включая хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах. Такие ограничения, в частности, содержатся в Указе Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 296, которым перечислены организации, которые не вправе выступать поручителями третьих лиц - юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

В отличие от поручительства в случае неисполнения обязательства по гарантии гарант отвечает перед кредитором как субсидиарный (дополнительный) должник. Кроме этого при исполнении обязательства по гарантии гарант не приобретает права регрессного требования к должнику о возврате уплаченной суммы.

Особенности банковской гарантии и ее отдельных видов определяются банковским законодательством.

Порядок предоставления гарантий Правительством Республики Беларусь, а также облисполкомами и Минским горисполкомом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен в Указе Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”.

В соответствии с п. 8 Положения о Белорусом фонде финансовой поддержки предпринимателей утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей” фонд в целях выполнения возложенных на него задач выделяет средства субъектам малого предпринимательства и при льготном их кредитовании предоставляет гарантии банкам.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 ”О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства” некоммерческие организации, созданные (создаваемые) областными и Минским городским исполнительными комитетами, иными юридическими и физическими лицами, вправе осуществлять в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе посредством предоставления поручительств по кредитам и займам, выдаваемым этим субъектам, согласно названного постановления.

Фактически данное постановление регламентирует порядок предоставления некоммерческими организациями поручительств по банковским кредитам и займам выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

Так, поручительство, предоставленное по одному кредиту или займу, не может обеспечивать более 70 процентов от размера кредита или займа. Поручительства не обеспечивают возврат процентов по кредитному договору или займу.

Общий размер суммы, на которую могут быть предоставлены поручительства одному субъекту малого предпринимательства, не должен превышать 30 процентов от суммы всех средств, предназначенных на осуществление некоммерческой организацией деятельности по предоставлению поручительств.

За предоставление поручительства с субъекта малого предпринимательства взимается плата в размере, устанавливаемом некоммерческой организацией самостоятельно в процентах от суммы, на которую предоставлено поручительство.

Для обеспечения исполнения договора поручительства некоммерческие организации размещают денежные средства во вклады (депозиты) в банке-кредиторе либо в банке, обслуживающем организацию, предоставившую заем субъекту малого предпринимательства, на срок действия кредитного договора либо договора займа.

Для получения поручительства субъект малого предпринимательства представляет в некоммерческую организацию соответствующее заявление, к которому прилагаются следующие документы:

копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

письмо банка либо предоставляющей заем организации о намерении предоставить кредит или заем с приложением проекта кредитного договора либо проекта договора займа;

бизнес-план реализации проекта, для получения кредита или займа под который испрашивается поручительство, одобренный банком либо иной финансирующей организацией.

В случае необходимости по требованию некоммерческих организаций могут предоставляться иные документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства, обратившегося за получением поручительства.

Для рассмотрения документов, представленных субъектом малого предпринимательства, могут привлекаться независимые специалисты и представители кредитора, предоставляющего банковский кредит или заем.

По итогам рассмотрения документов принимается решение о предоставлении поручительства либо об отказе в его предоставлении.

В случае принятия решения о предоставлении поручительства заключается договор поручительства между некоммерческой организацией и банком либо организацией, предоставляющей заем.

В случае исполнения некоммерческой организацией своих обязательств по договору поручительства к ней переходят права кредитора в объеме исполненных обязательств.

Несмотря на наличие правовых актов позволяющих предоставлять гарантии и поручительства по банковским кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, к сожалению, такой вид поддержки в Республике Беларусь не применяется, за исключением банковских гарантий.

Микрострахование

Микрострахование, осуществляемое страховыми организациями

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления услуг страхования для субъектов малого предпринимательства и физических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Декрет Президента республики Беларусь от 28 сентября 2000 г.
    № 20 ”О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь”;

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. N 18 "Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам";

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 8 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" с изменениями, внесенными Указом от 12 июня 2000 г. N 339;

  • Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. ”О страховании”;

  • "Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь (раздел Х) (Закон Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.);

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 100 "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. N 16 "О порядке проведения обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам";

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 апреля 1998 г. N 7 Об утверждении инструкции об учете строений, о начислении и уплате страховых взносов, определении и выплате страхового возмещения по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам;

  • Приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. N 99, Министерства экономики Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. N 22-03/2852 и Министерства финансов Республики Беларусь от 18 июня 1998 г. N 07-4/422 Утвердившие Методику оценки стоимости разрушенных (поврежденных) в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф зданий и сооружений, оборудования и иного имущества;

В соответствии с законодательством Республики Беларусь понятие ”микрострахование” законодательно не закреплено, поэтому необходимо руководствоваться понятием ”страхование”, возникающего из заключаемого сторонами договора страхования или в силу императивных норм законодательства, закрепляющих понятие обязательного страхования.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее ГК) страхованию посвящена глава 48 (ст. 817 - 860).

По критерию страхового интереса ГК различает два вида страхования: личное и имущественное.

При личном страховании страхуется:

жизнь или здоровье самого страхователя либо иного застрахованного лица,

личный интерес при достижении ими определенного возраста или при наступлении в их жизни иного предусмотренного договором страхового случая (подпункт 1 п. 2 ст. 819 ГК, п. 1 ст. 820 ГК).

При имущественном страховании страхуется:

риск утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя;

риск ущерба их имущественным правам, в том числе риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (подпункт 2 п. 2 ст. 819 ГК, ст. 822 ГК);

риск ответственности за нарушение договора самим страхователем (ст. 824 ГК).

В ст. 823 ГК предусмотрен особый вид личного и имущественного страхования - страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Не исключается страхование, включающее элементы личного и имущественного страхования (смешанное страхование). В таком случае применяются правила о смешанном договоре и используются соответственно нормы права о личном или имущественном страховании (п. 2 ст. 391 ГК).

Некоторые интересы не могут быть застрахованы. Так, в ст. 818 ГК содержится общее правило, согласно которому не допускается страхование противоправных интересов и называет интересы, страхование которых не допускается. К таким интересам относятся:

убытки от участия в играх, лотереях и пари;

расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников;

доходы от участия в хозяйственных обществах и товариществах, проценты по ценным бумагам, прибыли от инвестиций и другие доходы, имеющие аналогичную природу.

Условия договоров страхования, противоречащие изложенному правилу, ничтожны (п. 5 ст. 818 ГК).

По основаниям возникновения страховых правоотношений законодательство различает две формы страхования - добровольное и обязательное.

Добровольное страхование возникает на основании договора, заключаемого по усмотрению сторон (страхователя и страховщика) в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 817 ГК).

Обязательное страхование осуществляется в случаях, когда законодательными актами на указанные в нем лица возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц, свое имущество либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами.

Законодательством предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование) (п. 3 ст. 817 ГК).

Обязательное страхование осуществляется путем заключения со страховщиком договора страхования лицом, на которое законодательными актами возложена обязанность такого страхования за счет страхователя в соответствии с правилами гл. 48 ГК, законами о страховании и иными актами законодательства (п. 2 ст. 817, подпункт 1 п. 1 ст. 825, п. 1 и 2 ст. 826 ГК).

Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законодательными актами (п. 3 ст. 826). Однако в случаях, когда на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или в оперативном управлении имущество, являющееся республиканской или коммунальной собственностью, возложена обязанность страховать это имущество, объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм устанавливаются законодательными актами или в установленном им порядке (п. 3 ст. 825 и п. 3 ст. 826 ГК).

Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя (п. 2 ст. 826 ГК).

Объекты обязательного страхования определены ст. 825 ГК. Это:

жизнь, здоровье или имущество других определенных в законодательстве лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо вследствие нарушения договора с другими лицами.

Законодательством не может быть возложена на гражданина обязанность страховать свою жизнь или здоровье (п. 2 ст. 825 ГК).

Одним из препятствий сдерживающих развитие страхования является то, что не по всему перечню видов добровольного страхования страховые взносы относятся на себестоимость продукции, в результате чего должны уплачиваться из прибыли.

Сбережения

Услуги по сбережению средств,

оказываемые банками

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления услуг по сбережению средств субъектов малого предпринимательства и физических лиц являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. N 22 ”О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год";

  • Указ Президента Республики Беларусь от 18 мая 2000 г. N 270 "О некоторых вопросах удостоверения доверенностей на получение гражданами выплат в банках";

В международной практике под микросбережением понимаются услуги по депонированию денежных средств, которые позволяют юридическим и физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей) сохранить малое количество денег для будущего использования.

В соответствии с частью первой ст. 181 Банковского кодекса Республики Беларусь по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства - вклад (депозит) и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.

В качестве предмета договора банковского вклада (депозита) выступает вклад. Понятие банковского вклада (депозита) приведено в ст. 179 Банковского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой банковский вклад (депозит) - денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

Договор банковского вклада (депозита) может быть заключен как с указанием срока (срочный договор), так и без указания срока (договор до востребования), либо с указанием, что вклад размещается до наступления (ненаступления) указанного в договоре обстоятельства (события) (условный договор).

Договор банковского вклада (депозита) является односторонним, а не взаимообязывающим, поскольку после внесения денежных средств во вклад (депозит) вкладчику принадлежат только права, а вкладополучатель несет корреспондирующие этим правам обязанности.

В целях гарантирования возврата вкладов банками принят Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. N 22 ”О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”.

В соответствии с данным декретом государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100 процентов суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции. Действие данного декрета не распространяется на денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенные на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь физическими лицами, выступающими в качестве индивидуальных предпринимателей;

Переводы денежных средств

Услуги, оказываемые банками по переводу денежных средств

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы перевода денежных средств, являются:

  • Банковский кодекс Республики Беларусь;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 N 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков”;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 N 460 ”Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год”;

  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 ”Об утверждении инструкции о банковском переводе”;

  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 74 ”Об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками”;

  • и др.

Денежные переводы – это услуги по переводу средств отправителя получателям. Эти услуги применяются в качестве расчетов меду субъектами хозяйствования, при оплате гражданами различного рода услуг безналичным способом (через банки, банкоматы и др.), а также при переводах денежных средств отправителей за границу, семье, или друзьям.

В соответствии с п. 1.1. ”Инструкции о банковском переводе” утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 банковским переводом называется последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковский перевод завершается акцептом банком-получателем платежного поручения банка-отправителя. Случаи, когда платежное поручение банка-отправителя считается акцептованным банком-получателем, определены Банковским кодексом Республики Беларусь.

Если расчеты между плательщиком и бенефициаром осуществляются в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Если банковский перевод осуществляется от имени банка, то банк является плательщиком по банковскому переводу.

Если банковский перевод осуществляется в пользу банка, то банк является бенефициаром (взыскателем) по банковскому переводу;

В зависимости от состава участников банковские переводы подразделяются на:

международный банковский перевод - банковский перевод денежных средств, среди участников которого есть уполномоченный банк и банк-нерезидент;

внутренний банковский перевод - банковский перевод денежных средств, участниками которого являются только уполномоченные банки;

В зависимости от состава сторон и участников банковские переводы подразделяются на:

банковский перевод за границу - банковский перевод за счет резидента - клиента уполномоченного банка в пользу нерезидента или в пользу резидента, который является клиентом банка-нерезидента;

банковский перевод из-за границы - банковский перевод в пользу резидента - клиента уполномоченного банка за счет нерезидента или за счет резидента, который является клиентом банка-нерезидента;

прочие банковские переводы - банковские переводы за счет резидента - клиента уполномоченного банка в пользу резидента - клиента уполномоченного банка;

Частным переводом называется банковский перевод, не связанный с предпринимательской деятельностью, сторонами по которому являются физические лица;

Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций.

Платежные инструкции и иные виды документов, предусмотренные ”Инструкцией о банковском переводе”, могут быть оформлены на бумажном носителе либо в электронном виде.

Платежные инструкции и иные виды документов, предусмотренные ”Инструкцией о банковском переводе”, поступившие в банк (сформированные банком) в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью или другими средствами, подтверждающими достоверность и целостность сообщений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение
  2. Государственная политика в области развития микрофинансирования: опыт стран центральной и восточной европы и СНГ

    Реферат
    Апексные организации – оптовые механизмы для распределения фондов, а также, иногда, вспомогательных услуг розничным микрофинансовым организациям в отдельно взятой стране или на определенном рынке.
  3. Внутренней и внешней политики

    Доклад
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М.
  4. Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ Исполнительный комитет СНГ

    Документ
    III. Основные результаты работы Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ за 2010 год 38
  5. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..