Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ТР 9. Дополнение 2: Финансирование с участием ФП следующих видов хозяйственной деятельности, сопряженных с экологическими или социальными рисками, осу...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университ...полностью>>
'Программа'
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 230700 «Прикладная информатика» составлена в соответствии с требованиями федерального...полностью>>
'Документ'
В настоящее время популярной отраслью кондитерского производства является производство мучных кондитерских изделий (различные виды печенья, пряников,...полностью>>

Главная > Курсовая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Белгородский государственный университет

экономический факультет


Курсовая работа по дисциплинена тему: Антимонопольное регулирование: отечественный и зарубежный опыт

Выполнила:

студентка группы 100551

Масленникова У. П.

Научный руководитель:

доцент Лукша И. М.

«Экономическая теория»

Кафедра «Финансы и кредит»


Белгород 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Монополии в РФ и за рубежом: характеристика и их роль в экономике

    1. Монополия: понятие, сущность и виды 4

    2. История возникновения и развития монополии в России и за рубежом 9

    3. Международные монополии 12

    4. Причины существования монополий, последствия их существования 14

    5. Понятие естественных монополий и воздействие их на реформируемую экономику России 15

Глава 2.Антимонопольная политика

    1. Становление антимонопольной политики в РФ 19

    2. Методы антимонопольной политики в России 23

    3. Система государственного регулирования естественных монополий 26

    4. Антимонопольное законодательство за рубежом 28

    5. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой 33

    6. Проблемы антимонопольного регулирования в РФ и за рубежом 36

    7. Возможные пути совершенствования антимонопольного

законодательства 38

Заключение 41

Список использованной литературы 42

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

Цель данной работы – выявить проблемы антимонопольного регулирования в РФ и за рубежом и предложить мероприятия по улучшению антимонопольного законодательства. Для достижения этой цели решим следующие задачи: проведём исследование по вопросам возникновения, становления и развития монополий в зарубежных странах и в России; изучим опыт стран с развитой экономикой в создании антимонопольного законодательства и сравним результаты регулирования монополий различных стран.

Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Из них необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Дж. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.

Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах и статьях А.В. Турова, В.Цапелика, А.Г.Коржубаева, Л.Макаревича, А. Шаститко и других.

Глава 1. Монополии в РФ и за рубежом: характеристика и их роль в экономике

1.1. Монополия: понятие, сущность и виды

Так как понятие монополии очень важно для основного предмета работы – антимонопольной политики, необходимо описать это понятие более детально.

Монополия – (от monos– один, и греч. Pōleō– продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. При анализе мо-нополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Преж-де всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии. В реальной действи-тельности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству./30,с.94/

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов./30,с.95/

Монополия – предприятие или группа предприятий, занимающая домини-рующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемая одним или несколькими предприятиями./32,с.496/

Формирование и рост монополий исторически и неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капита-лизм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата господства.

Здесь, уместно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают./30,с.96/

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Экономисты выделяют три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юри-дическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Например, монополия почтовой службы США на доставку почты первым клас-сом, выпуск денег, оружия. Эта монополия носит долгосрочный характер./30,с.94/

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслужи-вает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых ле-жит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирую-щиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее. Естественная монополия носит долгосрочный характер. /30,с.94/

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по край-ней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продук-ции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Например, фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Носит долгосрочный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара./30,с.94/

Но такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. Например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании: могут быть отнесены как к естественной монополии (присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

В зависимости от рыночной структуры и формы конкуренции можно выде-лить такие виды монополий: естественная, административная и экономическая.

Понятие естественная монополия мы описали выше.

Административная монополия возникает вследствие действий государс-твенных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С дру-гой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоци-ациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли и выступа-ют на рынке, как один хозяйственный субъект, между ними не существует конку-ренции. Например, экономика Советского Союза. Доминирующей там была имен-но административная монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Её появ-ление обусловлено экономическими причинами. Речь идет о предприятиях, ко-торые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличения его масштабов путем концентрации капиталов. То есть на добровольном объеди-нении или поглощении банкротов. Тем или иным путем, или при помощи двух, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Они мо-нополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно про-изводство, обмен, распределение и потребление.

Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы произ-водства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятель-ность, и договариваются о доле каждого в общем объёме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промыш-ленности, участники которого сохраняют собственность на средства производст-ва, но теряют собственность на произведённый продукт (т.е. сохраняют произ-водственную, но теряют коммерческую самостоятельность). У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отрас-лей промышленности, участники которого теряют собственность на средства про-изводства и произведённый продукт (производственную и коммерческую самос-тоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваи-вать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен пред-приятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образован-ные путём поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Следовательно, главной причиной монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положении. Последнее определяется как домини-рующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоя-тельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринима-теля или предприятия: занять привилегированную позицию на рынке, концент-рируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влияя на других учас-тников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Что является причиной появления и развития монополистических тенден-ций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зре-ния. По первой монополизм трактуется как случайный, но свойственный рыноч-ному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические обра-зования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взгля-дов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополисти-ческая власть не возникает случайно».

Есть мнение, что монополия является логическим завершением стратегии предприятий. Ещё сформулированный А. Смитом принцип экономической выго-ды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих при-былей. Одной из них, наиболее притягательной и надёжной, является создание или достижение монопольного положения.

Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

1.2. История возникновения и развития монополии в России и в зарубежных странах

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех эта-пах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история на-чинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указы-вает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно мо-нополии в экономической литературе того времени получили название «детей кризиса».

Однако только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся с серьёзными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атри-бута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий непрерывно связаны с развитием тех процессов, кото-рые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему но-вые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственно-сти; новая роль банков и развитие системы участия; монополистическое слияние, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объеди-нений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самос-тоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каж-дый из них по-своему ускоряет развитие монополизации хозяйства.

Как указывалось выше, существуют два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В пос-леднее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупных заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собст-венности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная фор-ма организации капиталистической компании.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концен-трации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных свя-зей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения эко-номической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во все-сильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределе-ния средств производства». Но по содержанию это распределение частное, т.е. сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банков-ского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистичес-ких союзов явилась система участия. Возможность её развития заложена в акцио-нерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного паке-та акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компани-ей. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый харак-тер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилием централи-зации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма цент-рализации капитала широко использовалась в США. Первая большая война моно-полистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинив-шие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т. п. Вторая большая волна монополисти-ческих слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производст-ве стеклянной тары и т. д. В европейских странах развивались иные формы моно-полизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Кар-тели получили распространение и на международной арене, как форма междуна-родной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необ-ходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало бо-лее централизованного контроля. Неслучайно после второй моровой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежне дочерние компа-нии и число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным цен-трализованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгло-мератов. В конгломератах, получивших развитие в основном США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой про-мышленной связи, не связанные единым сырьем, едиными условиями сбыта. Соз-дание конгломератов - результат усиления с середины ХХ века концентрации на-учных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для пере-лива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредст-венно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно воз-растает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/4, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

1.3. Международные монополии

Особый вид монополий – международные монополии. Расширение сферы функционирования крупных корпораций до масштабов мирового хозяйства привело к тому, что международные объединения картельного типа, характерные для первой половины XXв. уступили место международным корпорациям и др. мощным производственным фирмам./31,с.164/

Типовую структуру транснациональных корпораций (ТНК) можно представить в виде материнской компании (головной штаб-квартиры корпорации, зарегистрированной в данной стране) и системы филиалов, дочерних предприятий и ассоциированных компаний в др. государствах. Нередко в структуру ТНК бывают включены и финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды и страховые компании)/31,с.165/.

В экономической литературе ТНК разделены на три группы. К первой относят так называемые транснациональные корпорации (ТНК), которые предс-тавляют собой крупнейшие экономические образования преимущественно с одно-национальным акционерным капиталом и характером контроля над деятельнос-тью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деловую активность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний (Американ-ские Фирмы «Дженерал моторс», «Форд», «Ай-Би-Эм» и швейцарский пищевой концерн «Нестле» и др.).

Во вторую группу исследователи включили многонациональные корпора-ции (МНК).Это тресты, концерны и др. производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по адресу их деятельности, но и по контролю над ними (Англо-голландский химико-технологический концерн «Юнилевер», англо-голландский концерн «Ройял Датч-Шелл», итало-французс-кий автомобильный концерн «Фиат-Ситроен».).

В третью группу входят так называемые международные корпоративные союзы, чаще всего, выступающие в организационной форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной, научно-технической и коммерчес-кой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, бан-ковских и др. концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач (Западноевропейский консорциум «Эрбас индастри».).

Виды ТНК классифицируются по-разному. Наиболее распространённым является признак национальной принадлежности решающей доли капитала, сос-тавляющего уставный фонд материнской структуры международной корпорации. В таком случае выделяют:

  • мононациональные компании (пример: швейцарский концерн «Нестле»);

  • мультинациональные компании (пример: англо-голландская корпорация «Ройял Датч-Шелл»);

  • консорциумы (временные целевые объединения части активов нескольких корпораций под разработку и осуществление долговременного капиталоёмкого проекта)/31,с.165-166/.

Питательной средой для роста отечественных ТНК являются так называе-мые финансово промышленные группы (ФПГ). Они насчитывают 1150 филиалов и дочерних предприятий, 160 кредитно-финансовых учреждений с общей численностью занятых в 5 млн. чел. Примерами российских ФПГ являются такие объединения, как «Уральские заводы», «Нижегородские автомобили», «Донинвест».

Несмотря на то что на мировом рынке функционируют десятки тысяч ТНК, да к тому же многие из них выпускают однородную продукцию, тем не менее, там чётко проявляется тенденция к монополизации. Она особенно заметна в наукоёмких отраслях производства, требующих огромных инвестиций высоко-квалифицированных работников. Достаточно сказать, что 500 ТНК продают 76% всей продукции машиностроения, 80% электроники и химии, 95% фармацевтики. В 2000г. около 300 ТНК произвели 75% мирового валового продукта/31,с.169/.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «экономическая теория»

    Методические указания
    Специальности: 060400 – финансы и кредит, 060500 – бухгалтерский учет, анализ и аудит; 060600 – мировая экономика; 060700 – национальная экономика; 060800 – экономика и управление на предприятии (по отраслям); 061 – государственное
  2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» методические указания по написанию курсовой работы

    Методические рекомендации
    Курсовая работа является самостоятельной работой студента, которая предполагает закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономическая теория».
  3. Темы курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» впо специальность 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»,2 курс, 4 семестр

    Документ
    Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие/Под общ. Ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-552 с.
  4. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «экономическая теория»

    Методические указания
    Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» - 4-е изд. переработанное и дополненное / Под ред. Р.П. Кудряшовой, Ю.
  5. Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «экономическая теория» для студентов очного и заочного отделения Ижевск 2009

    Методические указания
    Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»( Баскин А.С., Ишманова М.С., Ишманова Н.С., Головастова Т.И.) –Изд-во Института экономики и управления, Ижевск, 2009.

Другие похожие документы..