Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
виконуваних розпорядниками інформації, які утримуються за рахунок коштів Державного бюджету України; затвердити у визначений Законом України "Пр...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації складені відповідно освітньо-кваліфікаційних характеристик і освітньо-професійних програм підготовки фахівців|спеціалістів|, як...полностью>>
'Регламент'
ИСПОЛНИТЕЛЬ работ по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ГКУ «Лопатинское лесничество» Пензенской области: Частное учреждение научно-исс...полностью>>
'Документ'
«Целые века греческие, а за ними и русские пастыри и книги приучали нас веровать, во все веровать, всему веровать… Нам указывали на соблазны мысли пр...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад

Председателя Правления Ассоциации

«Народные художественные промыслы России»

на XXIVКонференции Ассоциации

20 апреля 2009 г. Конгресс-центр ТПП РФ,

г.Москва, ул.Ильинка, д.6

Уважаемый Президиум!

Уважаемые делегаты!

Дорогие друзья!

Прежде всего, разрешите выразить вам искреннюю благодарность за то, что вы приняли приглашение участвовать в работе нашей конференции.

Особенно большое спасибо, что в это нелегкое время приехали представители промыслов с Чукотки, Архангельска, Челябинска, Тюмени, Северного Кавказа, Алтайского и Хабаровского краев, Дагестана.

Это говорит о том, что в стране на всех уровнях власти есть ответственные люди, которым далеко не безразлична судьба народных художественных промыслов – поистине глубинного пласта не только отечественной, но и мировой культуры.

Здесь присутствуют в основном все производители фарфора, кружевоплетения, лаковой миниатюры, деревообработки, золотного шитья, литья из чугуна и бронзы, флорентийской мозаики, хрусталя.

Сегодняшняя встреча и обсуждение вопросов жизнедеятельности промыслов, их сохранения – это не просто задача, а в связи с известным кризисом для нас это задача в квадрате.

Если в экономику страны кризис пришел в конце прошлого года, то для промыслов этот кризис тянется на протяжении ряда лет, в результате чего мы лишились многих коллективов. Так что для нас сегодняшний кризис – это также кризис в квадрате.

К слову сказать, промыслы в своей многовековой истории пережили и войны, и революции, многие жизненные катаклизмы и выжили. В нелегкое время перестройки сохранили костяк творческих коллективов. И вот сегодняшнее время – это тот водораздел, та реперная точка, которые разделяют многовековую историю промыслов, наше современное состояние и, главное, нашу способность адаптации в современной культурной жизни в XXI веке и нашу способность сохранить, как хочется сказать «и развить», но почти два десятилетия мы говорим о том, чтобы хотя бы сохранить, наше национальное достояние.

Эта задача особенно актуальна сегодня, когда XXI век – век глобализации.

Глобализация началась с определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. Иными словами – с началом распространения влияния Запада на остальной мир. И по своей сути исключает культурное разнообразие, заменяя его массовой культурой западного образца. Но в то же время в мире не может быть особых, привилегированных культурно-исторических типов, поскольку ни одна цивилизация не может создать универсальный формы общественного устройства. Цивилизация достигает полного расцвета только в том случае, если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.

В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию говорится: «Еще один фактор, способный серьезно упрочнить нашу Федерацию – это поддержка национальных традиций и культур народов России».

Действительно, смысл существования нации заключается в сохранении и развитии национальной культуры. Если нет национальной культуры, то у страны нет будущего.

А сегодня промыслы – основополагающий пласт национальной культуры страны.

В эпоху глобализации жизненно важно сохранить нашу национальную культуру, традиции, нашу самобытность, только тогда мы будем интересны не только мировой культуре, но, прежде всего, и самим себе. Мы просто не имеем права допустить, чтобы промыслы угасли у нас на глазах, как это случилось в Европе и других частях света.

Товарищи! Конференция отчетная, поэтому я обязан проинформировать Вас о проделанной работе, ее положительных моментах, именно моментах, недостатках, но, главное, определить, что нужно сделать для сохранения отрасли.

На протяжении длительного времени промыслы работают в сложнейших условиях.

В этой связи Ассоциация инициировала рассмотрение проблем промыслов в ЦФО, на Всероссийском совещание в Нижнем Новгороде, в Государственной Думе, в Совете Федерации,. Вопросы жизнедеятельности промыслов затрагивались на Госсовете, Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

По нашей просьбе высшее руководство страны о состоянии промыслов информировали председатель Комитета Госдумы по культуре Кобзон, полномочный представитель Президента в ЦФО Полтавченко, лидер одной из фракций Госдумы Семигин, президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Максимович Примаков, Председатель Совета Федерации Российской Федерации Сергей Михайлович Миронов, руководители субъектов Федерации. Совсем недавно прошла встреча руководителей промыслов с Министром промышленности и торговли В.Б. Христенко. Готовится совещание у Вице-премьера Правительства РФ А.Д. Жукова.

Следует отметить, что В.В. Путин, будучи Президентом Российской Федерации, неоднократно отмечал, что народные художественные промыслы нуждаются в специальных мерах государственной поддержки.

Благодаря большой совместной работе нам удалось сформировать законодательную базу, которая в значительной мере обеспечивает сохранение промыслов. Сегодня промыслы, как говорится, держатся на трех китах. Это: федеральные законы «О народных художественных промыслах», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность промыслов регламентируется также рядом других федеральных законов, Указом Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и более чем 30 законами, принятыми в субъектах Российской Федерации.

На федеральном уровне определено, что сохранение, возрождение и развитие промыслов является важной государственной задачей.

Вопросы сохранения промыслов лежат в плоскости деятельности многих федеральных органов власти – это и Минпромторг, и Минкультуры, и Минэкономразвития, и Минобразования, Минсельхоз и Минфин России, Минрегион и другие.

На региональном уровне местные органы власти должны осуществлять дополнительные меры по их сохранению. Это особенно важно, так как промыслы в той или иной мере присутствуют практически во всех субъектах Российской Федерации.

Таким образом, промыслы защищены и находятся в правовом поле всех уровней власти. Их проблемы имеют межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер. Решение их может быть обеспечено только на основе скоординированных действий и привлечения источников финансирования на различных уровнях управления.

Это обусловливает невозможность сохранения промыслов без участия федерального центра и применения программно-целевых методов.

Определенным положительным моментом в нашей работе явилось то, что нам удалось не только получить, но, что особенно важно в последнее время, сохранить существующие льготы по НДС, земельному налогу, ЕСН, увеличить субсидии на господдержку из федерального бюджета.

Менее месяца назад единогласно в первом чтении в Госдуме приняты поправки в Федеральный Закон «О народных художественных промыслах».

Законопроект предлагает внесение в закон изменений, согласно которым вводится понятие «художественно-стилевые особенности НХП» и устанавливается запрет на отнесение к изделиям НХП изделий, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности, характерные для определенного промысла, но изготовленного не в месте его традиционного бытования. Это позволит в целях необоснованного применения налоговых льгот предотвратить регистрацию подделок под народные художественные промыслы.

Законопроект также предусматривает в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» возможность отнесения мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме этого, вводится норма, устанавливающая запрет на перепрофилирование деятельности организаций НХП, расположенных в местах традиционного бытования, в случае смены собственника.

Впервые при разработке Концепции Федеральной Целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2013 годы» нам удалось включить вопросы сохранения народных художественных промыслов, а также, что особенно важно, предусмотреть в прогнозных объемах финансирования мероприятий программы выделения на эти цели - 300 млн. рублей. Это всего 3% от общего вложения средств.

Поэтому сегодня мы вышли дополнительно в Министерство увеличить эту сумму до 600 млн. рублей.

Длительное время в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, ОКВЭДе, и производственной, ОКПД, отсутствовал класс «Производство изделий НХП», что влекло невозможность применения уже установленных мер государственной поддержки промыслов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Совместно с Минпромэнерго, ныне – Минпромторгом, нам удалось решить этот вопрос положительно.

Совместно с Минпромторгом мы восстановили в Росстате упраздненный раздел «Производство и отгрузка по видам продукции» в квартальной форме для предприятий промыслов, входящих в соответствующую группировку ОКВЭД.

Представление такой отчетности дает теперь возможность получать законодательно установленные виды поддержки на федеральном и региональном уровнях за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

- Авторское право

Особенно хочу остановиться на работе ХЭС (Минпромнауки, Минпромэнерго, Минпромторг). Восемь лет совету.

Создание Совета было вызвано условиями применения льгот по НДС, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В основном работу Совета ведут специалисты Ассоциации. За отчетный период нами рассмотрены обращения более 300 промыслов, зарегистрировано свыше 50 тыс. изделий. Ежегодно проводится большое количество консультаций, при необходимости с выездом специалистов непосредственно на предприятия.

Сегодня Ассоциация – единственный источник получения квалифицированной помощи в этих вопросах экономики, а также в вопросах защиты стилевой направленности, выставочно-ярмарочной деятельности, сохранения традиций народного искусства и многом другом.

Значительная работа проводится по пропаганде российских промыслов.

Особое место в этой работе отводится проведению выставочно-ярмарочных мероприятий.

Сегодня выставки – это пропаганда историко-культурного наследия России, популяризация искусства НХП как части национального достояния. Выставка решает задачи по поддержке и стимулированию творческого потенциала художников и мастеров, показывает потенциал промыслов, тенденции их развития, установление связей между производителями и торговлей, является консолидирующим фактором для коллективов.

Знаковым событием в культурной жизни страны стало проведение ежегодной выставки «Ладья» в Экспоцентре на Красной Пресне.

На прошлогодней выставке «Ладья-2008» на площади более 8 тыс. кв. м. приняли участие 634 экспонента из 62 регионов. «Новые возможности для участия в выставках предоставляет практика создания объединенных региональных стендов, когда под эгидой администрации области, ТПП регионов готовят объединенные выставочные экспозиции». 35 регионов представлялись на коллективных стендах на «Ладье».

«Ладья» - единственная выставка в России, где участвуют только отечественные товаропроизводители. На выставке работала комиссия искусствоведов, которая провела консультации по всем вопросам экспонентов, прошли научно-практические семинары, круглые столы, различные встречи, обширная культурная программа.

Послезавтра на ВВЦ открывается четвертый фестиваль «Жар-птица» - младшая сестра «Ладьи». Более 3 тыс. кв. м. Около 400 экспонентов из 45 регионов Российской Федерации.

Особенно хочу отметить работу по организации Всероссийской выставки-смотра «Молодые дарования», которая проводится с 1990 года.

На протяжении всего времени выставка проводилась в столице. Сегодня второй год подряд выставку благодаря Гранту Президента России мы проводим в регионах (Великий Новгород, Тула, Саранск). Месяц назад творческие работы молодых мастеров и художников экспонировались в залах национальной галереи Казанского Кремля. Совсем скоро их увидят жители Кирова. Экспозиция объединяет свыше 1000 работ молодых талантов страны, 40 предприятий, 20 учебных заведений из 21 региона. Представлены все виды народного искусства.

Суммарная площадь выставки выставок более 2-х тыс. кв. м.

Ежегодно с большим успехом проводятся выставки промыслов в рамках Дней России и Дней Москвы за рубежом.

В конце прошлого года работы лучших мастеров экспонировались на Национальной выставке в столице Туркменистана Ашхабаде, экспозиция получила высокую оценку Заместителя Председателя Правительства В.А. Зубкова.

Если говорить в целом о выставочной деятельности, то общая площадь выставок уже более 10 тыс. кв. м, а расходы около 15 млн. рублей («Ладья» - 17 млн., «Молодые дарования» - 3 млн. грант).

Конечно, если говорить о «Ладье», то следует признать, что без помощи лично Е.М. Примакова и Генерального директора ЦВК «Экспоцентра» В.Л. Малькевича эту выставку нам никогда не провести.

В то же время следует отметить, что в этой работе нам преследует старая хроническая болезнь. В промыслах в основном функционируют предприятия с малой численностью, низкодоходные, расположены на значительном расстоянии от центра, не имеющие достаточно средств на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Более половины регионов не участвуют в этой работе. К сожалению, самоустранился от этой важной деятельности и Минкульт России.

Хотелось бы, чтобы более активную позицию в этом вопросе занял и музей Декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской.

По нашим оценкам с минимальной помощью государства, субъектов без проблем можно повысить эффективность этой важнейшей работы в 2÷3 раза.

Ассоциация участвовала в проведении в Дней России и Дней Москвы за рубежом.

Выставки имеют значительный образовательный и воспитательный эффекты.

Те 50 тысяч человек, которые ежегодно посещают наши выставки, уже никогда не купят импортный ширпотреб или наши отечественные подделки и кич.

Ассоциация проводит определенную работу по подготовке кадров для промыслов. По нашей инициативе в год 120 летия начато строительство нового корпуса Холуйского училища. Мы благодарны Агентству по образованию за помощь в реконструкции Северодвинского училища. Мы всеми силами стараемся поддерживать молодых мастеров промыслов и учащихся художественных училищ, стимулировать и пропагандировать их творческую деятельность, направленную на сохранение традиций народного искусства регионов России («Молодые дарования» - призовой фонд 700 тыс. рублей. Первая премия – ноутбуки).

Несомненно улучшилась работа со СМИ. Выставку «Ладья 2008» освещали около 40 средств массовой информации: Московский комсомолец, Литературная газета, Тверская 13 – информационные спонсоры «Ладьи».

Оживилась издательская деятельность. Выпущено несколько томов серии «Секреты старых мастеров», 4 телевизионных фильма.

Но этого крайне мало. Нужен информационный взрыв. Нужен агрессивный пиар. Нужны профессионалы, нужны средства, прежде всего финансовые.

Одной из приоритетных деятельностей Ассоциации является стимулирование творческой активности работников промыслов. По нашей инициативе ежегодно более 200 работников НХП награждаются за свою работу государственными наградами РФ, грамотами Минпромторга и Минкульта, дипломами Российской Академии художеств, становятся лауреатами национальной премии «Золотой меркурий» ТПП РФ, премией им. А.Н. Косыгина, Российского Союза товаропроизводителей, почетными грамотами Ассоциации.

По нашей инициативе премия правительства РФ за 2008 г. в области культуры присуждена В.М. Захарову – художественному руководителю Московского государственного академического театра танца «Гжель» за создание концертных программ на тему НХП России.

Не стоят в стороне от наших дел и регионы. Более 30 законов о НХП принято в субъектах РФ. В отдельных осуществляются программы поддержки промыслов, предоставляются налоговые льготы, помощь в выставочной деятельности. Открыты торгово-выставочные центры в Москве, Семенове, выставочные комплексы в Рязани, Кирове, строятся в Вологде, Ельце. Но положительных примеров крайне мало. Хотя в Рязани в прошлом году администрация области выделила для промыслов 3,6 млн. рублей.

По-прежнему актуально стоит вопрос организации в местах традиционного бытования промыслов базовых центров по видам производств. Потихоньку, но лед трогается.

В Скопине 3-й международный фестиваль гончаров. В прошлом году участвовали 150 участников из 40 регионов страны, в том числе из ближнего зарубежья - Украины, Молдавии, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии.

В Вологде – III Всероссийский конкурс мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка». Более 100 участников из 19 регионов. Почетным членов жюри был народный художник России В.А. Юдашкин.

В Семенове прошел Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома». Фестиваль приурочен к открытию Торгово-выставочного комплекса «Золотая хохлома». Четыре выставочных зала, фирменный магазин, 600 мастеров из различных регионов России представляли свое искусство. Низкий поклон за это губернатору Шанцеву.

В этой связи мы обратимся к руководителям Ивановской области - лаковая миниатюра, Тульской – оружие, Ярославской – финифть, Брянской – хрусталь, Московской – фарфор, Воронежской – лозоплетение, тверской – золотное шитье и вышивка организовать проведение фестивалей по промыслам. Здесь мы бы не отказались от помощи и Министерства Культуры, и Министерства промышленности и торговли.

Отдельно остановлюсь на работе Ассоциации с правительством Москвы, которая продолжается более 12 лет. Закончен первый этап создания товаропроводящей сети изделий промыслов в столице.

Открыт центр на ул. Зорге – ЗАО «Народные художественные промысоы»

Только благодаря помощи Правительства Москвы, лично Ю.М. Лужкова – «Ладья».

Потихоньку набирает обороты торговля – открыто 20 магазинов, в том числе Царицыно, Коломенское.

- ЗАО «Экспоцентр»

Открыт первый выставочный зал в Центральном административном округе. За прошедший год более 100 школ стали участниками бесплатных экскурсионных программ по истории промыслов и ремесел.

Десятки мастеров приняли участие в организации мастер-классов по отдельным видам промыслов и ремесел. Проводятся тематические выставки, презентации, пресс-конференции. Для предприятий народных промыслов очень важно иметь возможность устраивать выставки и обмениваться опытом.

На Площади Революции ежегодно проводятся фестивали народных промыслов и ремесел:

- Ежегодный фестиваль народных промыслов и ремесел «Русская зима» с 1 декабря по 19 января.

- Фестиваль народных промыслов и ремесел «Дни российских промыслов», посвященный Дню России, с 18 мая по 18 июня.

Целями проведения фестивалей является сохранение исконных русских традиций, развитие межрегионального сотрудничества, организация досуга населения, развитие туризма.

Фестивальные площадки представляют собой стилизованную деревню, катальные горки, карусели, русские забавы. На центральной сцене возможно выступление творческих коллективов, фольклорные программы.

ЗАО «Народные художественные промыслы»- издано более 10 томов из серии «Секреты старых мастеров», переиздание книг по резьбе по дереву.

Определенная работа ведется и по другим направлениям.

Я доложил вам о тех моментах, которые мы решили в процессе нашей работы.

Почти два десятилетия Ассоциация прилагает усилия на сохранение промыслов. К сожалению, коренного перелома не произошло. Самый главный успех – это то, что совместными усилиями удалось в основном сохранить творческие коллективы мастеров, художников и специалистов промыслов.

В то же время сегодня, без преувеличения, можно сказать, что промыслы находятся в катастрофическом состоянии, и перед нами маячит перспектива потери части национального достояния уже в ближайшее время.

Недостаточный жизненный уровень людей, интервенция импортной сувенирной и подарочной продукции, полное отсутствие инвестиций в производство, товаропроводящей сети как внутри страны, так и за рубежом, большое количество подделок и полный информационный вакуум – вот основные факторы, определяющие сегодняшний этап жизнедеятельности промыслов.

Более 10 лет промыслы преследует устрашающая стабильность – стабильность сокращения объемов, производства, численности мастеров и художников, и как следствие - безвозвратная потеря предприятий.

Ежемесячная заработная плата колеблется от 4 до 12 тыс. рублей, а средняя зарплата значительно ниже средней по стране. Износ основных фондов от 80 до 100 процентов, технологии подготовительных производств устарели не только физически, но и морально.

Самое опасное – это то, что прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам.

Сегодняшние реалии не позволяют сделать наш бизнес доходным, поэтому у руководителей стоит вопрос, а стоит ли вообще заниматься промыслами. За последнее время 50 руководителей ответили отрицательно. 50 промыслов не существует. На ладан дышат хрусталь, фарфор, резьба по кости, производство подносов и т.д.

Перед нами реально стоит перспектива через определенное время войти в стройные ряды европейской цивилизации, которые давно потеряли свое народное искусство, и сейчас вся культура – дешевенькие сувениры типа «писающий мальчик».

На весь мир известны изделия мастеров Хохломы, Федоскина, Жостова, Богородска, Холмогор, Дятьково, Гусь-Хрустального, Дулево, Скопина, Торжка, Городца, Северной Черни, Ростовской финифти, Палеха.

Но сегодня эти шедевры мировой культуры без государственного внимания не выживут. Существует реальная перспектива, что от всемирно известных промыслов останутся всемирно известные бренды. Этого нельзя допустить тем более ожидается, что кризис будет продолжительным. Что он нам сулит. Значительное падение промышленного производства, рост числа безработицы, снижение заработной платы и ряд других негативных последствий.

Наша страна практически единственная страна в мире, сохранившая ручной творческий авторский труд. В современных экономических условиях в определенный период просто нет возможности без поддержки государства сохранить народные художественные промыслы.

И здесь встает известный национальный вопрос: кто виноват и что делать?

Прежде всего, это отсутствие системного подхода к накопившимся проблемам и должной координации органов госвласти в этой сфере. В результате чего многие федеральные министерства и ведомства самоустранились от этой работы.

Соответствующими функциями по выработке государственной политики в области промыслов не был наделен ни один федеральный орган исполнительной власти страны. Более того, федеральные органы исполнительной власти все время, я подчеркиваю, стабильно информируют высшее руководство страны о якобы имеющемся росте объемов производства изделий промыслов.

К величайшему сожалению, на протяжении длительного времени федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления не принимали действенных, адекватных мер для сохранения промыслов.

Существующие меры господдержки не оказывают существенное влияние на сохранение национального достояния России.

Сегодня господдержку имеют 15 из 250 существующих предприятий, это чуть более 5 процентов! И при этом компенсируется не 90 процентов затрат, а 76 процентов. А это почти 15 млн. рублей.

К сожалению, четвертый год не решается вопрос расширения перечня предприятий, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Третий год не решается вопрос установки для промыслов специального режима налогообложения, аналогичного как для сельхозпроизводителей.

У нас отсутствовали необходимые данные статотчетности, мониторинг, контроль за состоянием промыслов, что затрудняет оказание своевременных мер поддержки. Полностью отсутствовали информационная политика, внятная выставочная политика. Проблемы промыслов находятся, к сожалению, вне научного оборота.

К величайшему сожалению, на протяжении длительного времени и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не принимали действенных, адекватных мер для сохранения промыслов. Помощь в льготах по налогу на прибыль – всего 4 процента в двух субъектах, налог на имущество – 10 регионов. По малому предпринимательству нет ни одного примера помощи промыслам в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют финансирование организаций торговых выставок, ярмарок, проведение рекламных кампаний по продвижению товаров. Всероссийские выставки – треть регионов помогает.

Торговля – 2 магазина на всю страну. Госзаказ – очень действенный инструмент поддержки. Максимум 10 регионов, где промыслы работают на госзаказ.

Конечно, в работе по сохранению промыслов есть и наши недоработки, и недоработки руководителей промыслов. Прежде всего в корпоративной ответственности и обязательствах по созданию необходимых условий для работы Ассоциации. В связи с отсутствием необходимого финансового обеспечения Ассоциация использует свой ресурс лишь наполовину. И сегодня, надо честно признаться, если мы не поправим финансовое положение, под большим вопросом решение огромных задач, которые стояли перед отраслью.

Что на наш взгляд необходимо срочно предпринять

Первое. Прежде всего, сегодня на всех уровнях власти необходимо признать, что отрасль находится в критическом состоянии и если в ближайшее время не принять кардинальных мер, Россия лишится части не только национальной, но и мировой культуры. Необходимо перестать информировать высшее руководство страны о якобы имеющем место росте объемов производства изделий НХП, определяя этот рост в несопоставимых показателях.

Второе. Признать, что проблема промыслов – не экономическая, а политическая, культурная, социальная.

Третье. Разработать на федеральном, региональном и местном уровнях меры, исключающие потерю организаций НХП.

В программе антикризисных мер Правительства РФ говорится, что в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны.

Для нас особенно важно, что основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос, и правительство планирует принять все необходимые меры к его наращиванию в части потребительских прав.

На основании предложений субъектов РФ нами подготовлен пакет антикризисных мер по спасению отрасли, который включает в себя:

- Организационные мероприятия,

- Законодательное обеспечение предлагаемых мер,

- Вопросы Федеральных министерств и ведомств,

- Мероприятия, намечаемые в субъектах РФ.

Мы будем инициировать рассмотрение вопросов промыслов на Государственном Совете и Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Заседании Правительства РФ, коллегиях министерств и ведомств.

Учитывая, что сегодня государственную политику в области промыслов осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ, необходимо в текущем году провести совещания в федеральных округах под эгидой министерства и итоговое Всероссийское совещание в декабре.

В этом году исполняется 10 лет со дня принятия Постановления Правительства РФ № 1116, в соответствии с которым необходимо было разработать ФЦП поддержки промыслов. На протяжении этих лет нам неоднократно было обещано, что эта работа будет начата, но, к сожалению, воз и ныне там. Сегодня Министерство опять обещает приступить к решению этой задачи, и мы надеемся, что в этот год мы наконец-то приступим к этой важной работе. Ассоциация свои предложения в Министерство представила. Мы готовы принять самое активное участие, есть предварительная договоренность по исполнителям. Это финансовая Академия при Правительстве РФ, но для этого необходимо пройти соответствующую процедуру по объявлению конкурса, в котором мы готовы участвовать.

К сожалению, это стратегическая задача, и в ближайшее время кардинально она ничего не поправит. Одной из причин сегодняшнего состояния отрасли является отсутствие системного подхода к наложившимся проблемам и должной координации органов госвласти в этой сфере.

В этой связи мы просили Министра промышленности и торговли В.Б. Христенко создать Межведомственный координационный совет и, учитывая крайне тяжелую обстановку, возглавить его работу.

Мы также просили бы на совете в срочном порядке рассмотреть совместно с:

- Министерством экономического развития вопросы оказания помощи по линии малого предпринимательства.

- Министерством регионального развития – о поддержке традиционных промыслов коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в свете недавно принятой концепции.

- Есть вопросы к Минкульту России, Минсельхозу России, МИДу России, Минобразованию, Минсвязи и массовых коммуникаций, Минспорта и туризма, Роспотребнадзору.

- Российским банком развития необходимо включить в программу по антикризисному финансированию предприятий малого и среднего бизнеса через лизинговые компании, а также возможность кредитования на пополнение оборотных средств.

Есть вопросы и по работе Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам. Сегодня совет решает только одну задачу – отнесение изделий промыслов к изделиям признанного художественного достоинства. В то же время в типовом положении о совете, утвержденном соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, кроме этой функции определено, что основными задачами совета являются:

  1. Содействие созданию экономических, социальных и иных условий организациям народных художественных промыслов.

  2. Участие в разработке научно обоснованной региональной политики и осуществлении мер, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов.

  3. Содействие творческому развитию коллективов художественных промыслов.

Мы просили Министерство придерживаться тех задач, которые определены в постановлении Правительства РФ, что позволит более эффективно решать проблемы промыслов.

Основные первоочередные задачи, которые мы будем решать совместно с Министерством.

- подготовить предложения по дополнительной потребности субсидий из федерального бюджета 2011-2012 гг. Есть рекомендации Совета Федерации по данному вопросу. Есть поддержка Минпромторга. Первый раз Госдума нас не поддержала. Мы вышли второй раз – в Госдуме при рассмотрении поправок бюджета на текущий год включили нас в перечень приоритетных отраслей, поддержка которых будет осуществляться в 2010 году. Минфин нас поддерживает, но миллионов на 100. Нам нужно дополнительно выделить 300÷400 млн. рублей.

Предстоит серьезная работа.

- пора решать вопрос о целесообразности и возможности введения специального режима налогообложения для организаций НХП.

Со следующего года единый социальный налог заменяется страховыми взносами, которые будут взиматься по общей ставке 26 процентов. Из них 20 процентов будут идти на обязательное пенсионное страхование граждан. Оставшиеся 6 процентов распределятся между фондами обязательного медицинского и социального страхований. У промыслов сегодня льгота 6 процентов. Ее мы можем лишиться. Необходимо срочно решить этот вопрос.

Один из кардинальных вопросов в проблеме реализации изделий промыслов – применение положений 165 ФЗ «О социальных защитных мерах при импорте товаров». Есть первая ласточка.

Наши металлисты пытаются воспользоваться этим законом (Павловский завод художественный изделий). Правда, пока без особых успехов. Нужна помощь Минпромторга.

Группа предприятий, производящих более 70% фарфора в РФ (Дулевский фарфоровый завод, Ленинградский фарфоровый завод, Кисловодский завод «Феникс», воспользовалась предоставляемым 165 ФЗ правом заявить о необходимости проведения расследования по вопросу нанесения серьезного ущерба фарфоровой отрасли экономики, в т.ч. отраслевым предприятиям НХП, и подготовила заявление и аргументированный материалы к нему с предложением об установлении специальной защитной меры в виде добавления специфической части адвалорной импортной пошлине, установленной уже законодательно.

Такая мера позволит устранить имеющееся на сегодня занижение таможенной импортной пошлины и позволит конкурировать российским предприятиям с импортным фарфором более успешно.

Решение этой задачи крайне актуально для других производителей изделий народных художественных промыслов.

- Ярмарочно–выставочная политика. Сейчас, во время кризиса, Западная Европа, США усиленно помогают своим компаниям участвовать в выставках, потому что это важнейший инфраструктурный инструмент поддержки экономики.

И в ближайшее время нам с помощью Минпромторга, других федеральных министерств и ведомств, регионов надо разработать концепцию выставочно-ярмарочной деятельности по пропаганде НХП как внутри страны, так и за рубежом.

Также надо проработать вопросы создания отечественной инфраструктуры реализации изделий промыслов и системы государственного заказа по промыслам.

Узким местом в технологических процессах подготовительных производств на промыслах является наличие значительного количества морально и физически устаревшего оборудования.

В этих условиях кардинальным решением явилась бы закупка для подготовительных производств промыслов за рубежом новых технологий и высокопроизводительного оборудования, не выпускаемого в России.

Необходимо установить на нулевом уровне ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование для организаций промыслов путем выделения этого оборудования в отдельные товарные подсубпозиции ТНВЭД России.

Что касается вопроса подготовки кадров для промыслов.

К сожалению, нам не удалось в прошлом году провести совместно с Агентством по образованию коллегию, посвященную работе специальных учебных заведений. Будем просить Агентство провести эту коллегию в текущем году.

- Необходимо сохранять за учебными заведениями, готовящими специалистов для народных художественных промыслов, статус Федеральных Государственных учебных заведений.

- На базе специальных учебных заведений создание учебно-производственных комбинатов.

- Учитывая уникальность и особую значимость учебных заведений народных художественных промыслов, предусмотреть выделение дополнительных средств на обеспечение обучающихся материалами для изготовления художественных изделий.

- Предусмотреть выделение средств на содержание музеев образовательных учреждений, организацию выставочной деятельности в целях пропаганды народных художественных промыслов России, как в стране, так и за рубежом, а также средств на издательскую деятельность.

- Выделить средства для завершения строительства Холуйского художественного училища им. Н.Н.Харламова и реконструкцию Северодвинского училища.

- Выделение средств на начало строительства учебного корпуса №2 «Павловского техникума народных художественных промыслов России».

- Выделение средств на реконструкцию энергосетей для художественного профессионального лицея № 30 в городе Семенов.

Как я уже ранее неоднократно отмечал, парадоксальная ситуация сложилась у нас с Министерством культуры РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия (культурные) для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.

Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определено, что народные художественные промыслы являются культурными ценностями. Промыслы осуществляют культурную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Настоящие основы регулируют культурную деятельность в области народных художественных промыслов.

Положением о Министерстве культуры и массовых коммуникаций на Министерство возложена ответственность за проведение единой государственной политики в сфере культуры. Более чем в половине субъектов РФ промыслы курируют департаменты культуры.

В то же время Федеральной целевой программой «Культура России (2006-2010 годы)» как отсутствовали, так и отсутствуют мероприятия, направленные на сохранение, возрождение и развитие народных промыслов. Вот уже почти 5 лет мы не можем сдвинуть с мертвой точки решение данной проблемы.

Нам нужна помощь министерства в организации Всероссийского конкурса-выставки «Молодые дарования» России.

- Фестивали в Вологде «Серебряная коклюшка»

- В Скопине Всероссийский фестиваль гончаров

- в Семенове «Золотая хохлома»

Душа России – на Ладье. Мы даже не можем показать на «Ладье» победителей и номинантов премии Правительства РФ «Душа России», лучших мастеров и художников домов творчества страны.

Дни России за рубежом почему-то стали проводится без экспозиций НХП.

Изначально зарождение, становление и развитие самобытных народных промыслов происходило в деревнях и селах России в периоды межсезонья сельскохозяйственных работ.

И у нас сохранились промыслы, представляющие собой малые формы хозяйствования с расположением немногочисленных трудовых коллективов преимущественно в сельских территориях, что существенно влияет на развитие инфраструктуры и экономики этих территорий. Сегодня это функция государства по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, предусматривающая в том числе развитие несельскохозяйственной занятости, закреплена за Минсельхозом России.

Кроме этого, Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.» предусмотрены мероприятия по возрождению и развитию народных промыслов, ремесел, приобщение сельской местности к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований.

Необходимо дать предложения в управления сельского хозяйства субъектов по совместной деятельности в данном направлении.

Серьезные задачи по сохранению промыслов в регионах. В последнее время работа в регионах немного оживилась, но не более того. Промыслы в регионах не особенно балуют вниманием. На наши просьбы предоставляют определенные льготы, помогают в организации выставочной деятельности. Свои предложения по разработке антикризисных мер нас прислали 60 субъектов Федерации.

Антикризисные меры включают в себя:

- разработку региональных программ спасения народных художественных промыслов;

- налоговые льготы на региональном уровне;

Мы обратились в регионы с убедительной просьбой в рамках антикризисных мер поддержки промыслов внести в региональный орган законодательной власти предложение об установлении ставки единого налога, уплачиваемого организациями промыслов, применяющими упрощенную систему налогообложения, в размере 5 процентов от разницы между доходами и расходами. Пока что только 25 субъектов ответили положительно.

- предоставление господдержки по линии малого предпринимательства через Минэкономразвития РФ;

- предоставление госзаказов для организаций промыслов;

- снижение тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, газ);

- предоставление гарантий субъектов РФ для кредитования организаций промыслов;

- организация торговли изделиями промыслов (предоставление помещений по льготным ставкам аренды);

- помощь в организации выставочно-ярмарочной деятельности.

Сегодня промыслы в исполнительной власти более чем половины регионов курируют структурные подразделения культуры, в остальных регионах – это малый бизнес, экономика, туризм, промышленность. На наш взгляд необходимо, чтобы в регионах промыслы курировали подразделения промышленности, тогда мы будем говорить на одном языке, языке экономики. Конечно, тяжело министерствам культуры в регионах решать вопросы технического перевооружения, внедрения новых технологий, основным фондам, развитию инфраструктуры сбыта.

В промыслах первостепенна экономика, это базис. Все остальное производное. Просто необходимо провести совместную коллегию Минпромторга и Минкультуры.

Много разговоров ведется вокруг Федерального центра народных промыслов.

Да, нам нужен федеральный центр промыслов в столице со своими функциями, по которым центр совместно с союзами, ассоциациями и фондами мог бы проводить необходимую работу. К сожалению, как показывает предыдущий горький опыт, закрепление за одной организацией необходимых площадей ни к чему хорошему не приводит. И то, что ранее Президент РФ В.В.Путин на глазах у всей страны передал историческое здание промыслов ансамблю «Березка», здание, которое по праву должно принадлежать всем промыслам, - наше общее упущение.

И, наконец, мы подошли к главному вопросу, который на наш взгляд необходимо решать в первую очередь, и который позволит промыслам выжить и развиваться в это нелегкое время.

Сегодня основной вопрос спасения промыслов – создание инфраструктуры сбыта изделий, как и внутри страны, так и за рубежом. Любое производство бессмысленно, если не организован сбыт изделий. Эту работу мы ведем давно. 10 лет назад вышло постановление Правительства РФ по созданию сети магазинов в регионах. К сожалению, это осталось на бумаге. Мы понимаем, что Ашан, Метро, Рамстор и другие торговые сети нам не по плечу. Не будут они торговать нашей продукцией.

Поэтому с помощью Ю.М. Лужкова нам удалось завершить первый этап работы по созданию сети сбыта в столице, где реализуется более половины изделий НХП. Введен в эксплуатацию торгово-выставочный комплекс на ул. Зорге. По отзывам специалистов, в мире нет такого второго объекта.

Сегодня мы приступили к решению второго этапа – открытию 20 магазинов, реализующих изделия промыслов. К сожалению, эта работа сегодня буксует, и промыслы реально не чувствуют той помощи, на которую рассчитывали. Задача в ближайшее время реализовать в столице через свою торговую сеть как минимум изделий не менее чем на 2 млрд. рублей.

Нам необходимо совместно с Правительством Москвы рассмотреть вопрос завершения второй очереди создания инфраструктуры сбыта изделий промыслов в столице. Об этом мы будем просить Ю.М. Лужкова.

Не должны стоять в стороне от этой важной работы и регионы. И мы будем решать главную задачу по созданию инфраструктуры сбыта изделий промыслов с руководителями субъектов РФ.

В этой связи заслуживает внимания предложение руководства ЗАО «Фарфор Вербилок» о создании товаропроводящей сети на их базе. Мы дадим их предложение. У кого есть интерес, давайте обсудим.

Вы знаете, что одним из направлений деятельности Ассоциации стала борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Сегодня распространение контрафакта является одной из самых острых и актуальных проблем для производителя, государства и потребителя. Потери компаний производителей в нашей отрасли исчисляются огромными суммами.

Учитывая заинтересованность в защите своей продукции от подделок, Ассоциация приняла решение о сотрудничестве с компанией «Авента-Инфо», которая осуществляет как юридическую, так и техническую поддержку по управлению интеллектуальной собственностью. Также будет оказывать консультации заинтересованным членам Ассоциации о возможностях Системы бренд-контроля DAT и применению ее для защиты от подделок продукции народных художественных промыслов.

К сожалению, я не могу не остановиться еще на одном моменте нашей общей работы.

На протяжении почти 20 лет Ассоциация – единственная организация, которая реально помогает промыслам выжить. Мы сотрудничаем со многими другими организациями, которые действительно решают задачи промыслов. И чем больше их будет, тем эффективнее будет помощь промыслам.

В то же время есть отдельные граждане, которым не нравится наша деятельность. Так помогали бы поправить дела вместе, предлагали какой-либо конструктив. Нет, огульно охаивая всех и вся, клевеща, подтасовывая факты, они создают вокруг промыслов, мягко говоря, нездоровую обстановку. Митинги на Горбатом мосту у Дома Правительства, разбирательства в Верховном Суде, внесение в Госдуму заведомо непроходных законов, обращения к высшим руководителям страны – ничего, кроме головной боли и зубного зуда, не дает и эта мышиная возня. Ничего, кроме вреда, не приносит и создает нездоровую атмосферу в нашей среде.

Очевидно в этом вопросе могло бы разобраться и поставить точки над «и» Минпромторг. И мы просим Министерство для общего дела объективно рассмотреть эту нездоровую обстановку.

Работа предстоит огромная и нам, Ассоциации, а Минпромторгу еще больше. К сожалению есть еще ряд нерешенных вопросов и в работе Художественно-экспертного совета, и в работе по компенсации затрат, да и я ряде других вопросов.

Мы люди открытые. Готовы взять на себя выполнение части функций Министерства, о чем мы писали, и о чем неоднократно заявляло высшее руководство страны. Тем более что за все время никаких претензий на нашу работу никогда не было. А Ассоциация имеет для этого и опыт, и кадры, и уважение органов власти всех уровней, мастеров, художников и руководителей абсолютного большинства промыслов.

У промыслов есть блестящее прошлое, есть крайней сложное настоящее и, к сожалению, под огромным вопросом будущее.

Положение тяжелое, но драматизировать не стоит. Положение можно поправить, если принять срочно экстренные меры по спасению отрасли. Для этого каждый промысел должен найти свое место в общей работе, активно участвовать в ней, но главное, что решить задачу мы можем только сообща.

По итогам работы конференции мы направим обращение от вашего имени Президенту РФ Д.А. Медведеву, Председателю Правительства РФ В.В. Путину, Председателю Высшего Совета Партии «Единая Россия», Председателю Госдумы РФ Борису Викторовичу Грызлову. Просьба одна – рассмотреть состояние промыслов на Госсовете, Заседании Правительства, привлечь внимание правящей партии. Мы просто обязаны.

Также от вашего имени мне бы хотелось поблагодарить за помощь и отправить благодарственные письма:

- Советнику по культуре Президента РФ Ю.К. Лаптеву;

- Председателю Комиссии по культуре Совета Федерации А.С. Дзасохову;

- Депутатам Государственной Думы А.А. Тягунову, Н.А. Максимовой, А.Е. Хинштейну, Е.М. Примакову;

- Мэру Москвы Ю.М. Лужкову;

- Губернаторам Шанцеву, Позгалеву, Митину, Королеву.

Я не ставил задачу осветить в своем выступлении всю работу, которая ведется в отрасли. Отрадно, что в прениях записалось более 20 человек.

Поэтому я думаю, что они дополнят мое сообщение конкретными предложениями.

Вы знаете, что в последнее время в своих выступлениях я применяю фронтовую терминологию, так вот, сегодняшний период я сравниваю с периодом Великой Отечественной войны 1941 года. В 1941 году не могло быть победителя. Победа пришла позднее. Так и у нас сегодня необходимо объединиться и продержаться – победа придет позже.

Спасибо за внимание!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (2)

    Доклад
    Как я уже сказал, здесь сегодня собрались свыше 200 представителей из более чем 40 регионов России, представляющих абсолютное большинство промыслов, и специальных учебных заведений страны.
  2. Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (3)

    Доклад
    Как бы не звучало это банально, но с течением времени все более четко понимаешь, что народные художественные промыслы России - это глубинный пласт не только отечественного, но и мирового культурного наследия.
  3. Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (4)

    Доклад
    Прежде всего, разрешите мне от имени мастеров и художников промыслов России выразить Комиссии по культуре Совета Федерации глубочайшую признательность за постоянное внимание и поддержку народных художественных промыслов – глубинного
  4. Культурная и деловая программы VII выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «ладья-2008»

    Документ
    Осмотр центральной экспозиции выставки из коллекции Ассоциации и новых изделий промыслов, представленных в рамках конкурсной программы выставки-ярмарки «ЛАДЬЯ» по номинациям: «Дорогая моя Столица», «Православие в произведениях народных
  5. «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития»

    Документ
    Предлагаемое библиодосье к парламентским слушаниям на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» подготовлено на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки).

Другие похожие документы..