Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии, привитии трудолюбия. Новизна про...полностью>>
'Программа дисциплины'
Лекция 1. Зарождение экологии. Понятие экологии по Э. Геккелю. Филогенез. Онтогенез. Бионегетический закон. Философские основы экологии. Монизм. Альт...полностью>>
'Документ'
Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на с...полностью>>
'Программа'
В.В. Альсевич, профессор кафедры методов оптимального управления Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, проф...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей и студентов

по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине

«История медицины»

Ставрополь

2004

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Л.Л. Максименко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей и студентов

по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине

«История медицины»

Ставрополь

2004 г.

УДК 614 (075.8)

БКК 51.1(2)я73

С30

Составитель: Максименко Л.Л.

Рецензенты: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Филимонов Ю.А., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФУВ, профессор Шибков Н.А.

Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины». – Ставрополь: СтГМА, 2004. - с.

Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» составлена на основе типовой «Программы по истории медицины» для студентов медицинских вузов (1997), утвержденной МЗ РФ. Изложена история развития медицины от первобытного общества до современности. При этом большое внимание уделяется истории отечественной медицины. Предназначается для студентов всех факультетов, преподавателей вуза, практикующих врачей.

Задачи преподавания общего курса истории медицины:

  1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины

  2. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.

  3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей

    • Продолжительность семинарских занятий – 2 учебных часа (90 минут)

    • Место проведения занятия: учебные аудитории кафедры общественного здоровья и здравоохранения

    • Оснащение аудитории: портреты ученых, таблицы, альбомы, схемы

    • Оснащение рабочего места студента: учебники, тетради, лекции

    • Оснащение рабочего места преподавателя:

  1. Методическое пособие к проведению семинарского занятия по истории медицины,

  2. План занятия,

  3. Слайды, фотографии, книги, другие иллюстрации.

Общий план проведения семинарских занятий

    1. Вводное слово преподавателя – 10 минут

    2. Заслушивание докладов – 50 минут

    3. Обсуждение вопросов по теме занятия методом опроса или проведения контрольной работы, деловая игра: "Знатоки против преподавателя" – 15 минут,

    4. Подведение итогов – 10 минут

    5. Задание к следующему занятию – 5 минут

    6. Итого: 90 минут

Занятие 1

Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Общая методика проведения семинарских занятий по истории медицины, рекомендации к выбору тем и написанию рефератов (2 часа).

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины как наукой и предметом преподавания. Раскрыть цели и задачи преподавания дисциплины.

Задачи занятия:

  • Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

  • .Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

  • Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Контрольные вопросы для подготовки

  1. Дайте определение истории медицины как науке, назовите её цели и задачи

  2. Назовите основные методы и принципы изучения истории медицины

  3. Какая периодизация применяется при изучении истории медицины

  4. Назовите источники, позволяющие изучить прошлое медицины

Содержание занятия

История медицины – это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний.

Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы её развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.

История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых. Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Цель изучения истории медицины:

- поставить прошлое на службу настоящему

- расширить знания врачей и студентов в области медицины

- увидеть перспективу развития медицины

Задачи изучения истории медицины:

- Достоверное освещение истории медицины,

- Изучение истории отечественной медицины,

- Воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств.

Периодизация истории медицины

В истории развития медицины как науки различают:

- историю медицины первобытного общества,

- историю медицины Древнего мира,

- историю медицины эпохи средневековья,

- историю медицины нового времени,

- историю медицины новейшего времени.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

На первом занятии преподаватель знакомит студентов с методикой проведения семинарских занятий, распределяет темы докладов, дает план их подготовки, методику написания. При подготовке доклада студенты используют не только обязательную литературу, но и первоисточники, указанные по теме. Доклад оформляется в виде реферата объемом 3-5 страниц машинописного текста (на 10 минут). В реферате должны найти отражение характерные черты эпохи, в которой жил и работал ученый, важнейшие данные из его биографии, вклад ученого в развитие той или иной области медицины, его общественно-педагогическая деятельность, значение его трудов. В конце реферата приводится перечень использованной литературы.

Каждое последующее занятие начинается с вводного слова преподавателя, в котором дается краткая характеристика эпохи, разбираются общие вопросы. На занятии преподаватель осуществляет контроль усвоения лекционной тематики, проводит устный опрос и письменный контроль знаний.

Основная литература

  1. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  2. Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.:»Медицина», 1981.

  3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  • Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

Занятие 2-3

Тема: Основы медицинской этики и медицинской деонтологии, биоэтика (4 часа)

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с основными вопросами медицинской этики и деонтологии, сутью взаимоотношений между врачом и пациентом, правами пациента, моралью врача

Задачи занятия:

  • Ознакомить студентов с понятие медицинской этики и деонтологии, как части морали.

  • Проследить истоки возникновения медицинской деонтологии и врачебной этики.

  • Раскрыть основные аспекты медицинской этики.

  • Подчеркнуть роль медицинской этики в воспитании врача.

  • Обосновать значение принятия присяги врача России.

Содержание занятия

Медицинская этика - совокупность норм поведения и морали медицинских работников, является частью общей морали. Морально-этические правила поведения врача неизбежно являются отражением не только специфики врачебной специальности, но и особенностей того об­щества, в котором он живет и работает. Основные этические принципы врача, построенные на основе демо­кратической морали, изложены в "Клятве врача России".

Наряду с термином медицинская этика часто применяется термин деонтология. Деонтология происходит от греческого deon – должное, долг и logos – учение, т.е. учение о должном. Медицинская деонтология определяется как выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики, носит более конкретный характер и имеет специфику определенных врачебных специальностей (деонтология хирурга, педиатра, стоматолога и др.)

Врачебная специальность имеет свои, весьма важные особенности, которые делают необходимым в наших условиях обсуждение морально-этических проблем. Высокая ответственность врача, берущего на себя забо­ты о предупреждении и лечении болезней, заставляют постоянно думать о том, чтобы всегда быть готовым помочь больному, уметь психологически правильно строить свои контакты с больными людьми, их родственниками, товарищами по работе, со своими учителями, содействовать дальнейшему развитию медицины. Понимание врачебного долга, как дела жизни, харак­терно для медиков.

Морально-этические принципы врачебной деятельности были изложены в трудах Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Значение врачебного долга по отношению к боль­ному нигде не было поднято на такую высоту, как в отечественной медици­не. А.П.Чехов, будучи сам прекрасным врачом-гуманистом, писал: "Профессия врача - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты ду­ши и помыслов, не всякий способен на это". Видные научные деятели: М..Я. Мудров, Н.И.Пирогов, В.М.Бехтерев, Н.А.Семашко и др. уделяли большое внимание соблюдению и дальнейшему развитию норм и принципов медицинской этики. Постоянное совершенствование системы медицинской помощи в нашей стране и неустанно нарастающие возможности оказания ее на самом высоком уровне обязывают врача использовать эти преимущества в макси­мальном объеме, с полным осознанием своей ответственности не только перед больным, но и перед всем обществом.

Основные этические принципы врача, построенные на основе демократической морали, изложены в «Клятве врача России»

КЛЯТВА ВРАЧА РОССИИ

Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и ис­кусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача

Торжественно клянусь:

- чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;

- никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;

- никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью чело­века;

- в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больно­го, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;

- направлять лечение больных к их выгоде, сообразно с моими сила ми и возможностями;

- не давать никому просимого у меня смертельного средства и не по­казать пути для осуществления подобного замысла;

- умолчать о том, чтобы я не увидел и не услышал касательно здоро­вья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;

- почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родите­лями, помогать ему в его делах и нуждах;

- постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передовая свои знания, умения и опыт врачевания учени­кам;

- в необходимых случаях прибегать к советам коллег более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;

- быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслу­женная кара.

Во второй половине двадцатого века в связи с достижениями в биологии и медицине, внедрением новых медицинских технологий (изучение структуры генома человека, новых репродуктивных технологий, реаниматологии, трансплантологии) врач иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречие с нормами традиционной медицинской этики (неопределенность последствий внедрения новых технологий). Большое внимание к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом, к разработке новых моделей этих взаимоотношений. Так возникли предпосылки к развитию биоэтики. Биоэтика изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины.

При определении тактики решения различных проблем медицинской этики и биоэтики основываются на таких известных документах, как «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989). В нашей стране принят целый ряд законов РФ, направленных на защиту основных прав граждан в области здравоохранения. Важнейшим законом являются «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), включающие в себя немало прогрессивных и гуманных норм, в частности, специальные статьи посвящены правам пациента, медицинской тайне, эвтаназии, аборту, новой репродуктивной технологии, проведению экспериментов и др.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Понятие о врачебной этике и медицинской деонтологии

  2. Врач и закон

  3. Врач и больной психология и этика их взаимоотношений

  4. Проблемы ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников

  5. Слово врача. Ятрогения и психотерапия.

  6. Понятие о врачебном долге, подвиге врача.

  7. Врачебный долг, врачебная ответственность, врачебная тайна

  8. Взаимоотношение врача и пациента, права пациента

  9. Врач и коллектив

  10. Врач и научно-технический прогресс

  11. Деонтология в онкологии

  12. Деонтология в клинической реаниматологии

  13. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

  14. Врач и больной ребенок, родители

  15. Смерть и умирание. Эвтаназия.

  16. Морально-этические проблемы аборта

  17. СПИД – морально-этические проблемы

  18. Виднейшие представители медицины, чья жизнь была подвигом в науке

  19. Медики-герои, отдавшие жизнь за Родину

  20. Честь и достоинство врача

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  • Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии – М.Медицина, 1977. -70с.

  • Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология – Киев, 1988. – 192с.

  • Иванюшин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина. -1990.- 220с.

  • Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. М.: Медицина. -1989. -207с.

  • Магаданник Н.А. Искусство общения с больным. – М. -1991.

ЗАНЯТИЕ 4-5

Тема: Медицина в эпоху первобытнообщинного строя и в рабовладельческом обществе.

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины первобытного общества, врачеванием и традиционной народной медициной Древнего мира.

Задачи занятия:

  • Осветить процесс развития медицины в первобытном обществе, формирование представлений о причинах болезни

  • Ознакомиться с историей медицины Древнего Египта, Месопотамии, Древнего Ирана, Древней Индии, Древнего Китая и др.:

  • Показать важнейшие достижения медицины Эллады и Древнего Рима

  • Научить анализировать основные направления и историческое значение деятельности Гиппократа,

  • Показать роль классика античной медицины Клавдия Галена в развитии медицинских знаний

Контрольные вопросы для подготовки

  1. Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?

  2. Как формировалась медицина первобытного общества?

  3. Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?

  4. Дайте характеристику эпохи Древнего мира

  5. Общая характеристика источников изучения медицины Древнего мира

  6. Назовите методы познания анатомических знаний в рабовладельческих государствах.

  7. Как развивалось учение о сущности болезни.

  8. Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран, Древняя Индия, Древний Китай

  9. Медицина античного периода. (Древняя Греция, Древний Рим).

  10. Гиппократ, историческое значение его трудов

  11. Клавдий Гален - крупный врач и естествоиспытатель, клас­сик античной медицины.

  12. Основные черты медицины Древнего мира.

Содержание занятия

Развитие медицины в первобытном обществе

Болезни существовали во все эпохи, а заболевшие люди нуждались в лечении и помощи. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. Владение навыками медицины требовалось каждому человеку, поэтому целительство первоначально являлось занятием коллективным. Возникновение первых религиозных верований отразилось на методах врачевания и представлении о причинах болезни.

Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые духи изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, на­пример его вещи, имени или изображения.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Са­мой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магичес­кой медициной. Современные знания о первобытном целительстве полу­чены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патоло­гию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности.

Основные черты медицины первобытного общества: 1. несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемистические, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при их лечении, прежде всего, прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональное врачевание имело место и постепенно укрепляло свои позиции. 2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи (предмедицина) к сознательной взаимопомощи и к формирующейся медицине.

Эпоха Древнего мира

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Особенности медицины древних цивилизаций

Древний Египет

Составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта была медицина, которая выросла из практического опыта народа. Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно представить по дошедшим до нашего времени папирусам, в которых описаны рациональные и магические приемы врачевания, представления о причинах болезней и строении человеческого тела, лекарственные прописи и советы по приготовлению лекарств. Египтяне одни из первых описали кожные заболевания, такие как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине, был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения - перевязка и лечение ран, переломов, массаж, водолечение. Применялось лекарственное врачевание внутренних болезней. Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, носа, ожогов, глазных болезней, кожных, паразитарных и др.

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативного правового акта (Приложение. I квартал 2009 год) 43
  2. Исторический очерк масонства

    Исторический очерк
    В данном случае нельзя забывать, что наряду с восхвалениями масонства, делаемыми с явной целью его пропаганды, существует с давнего времени ряд печатных разоблачений, говорящих совсем не в пользу этого таинственного учреждения.
  3. Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития

    Учебное пособие
    Читатель обратит внимание на то, что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих культур, и что лишь в последние один
  4. Программа курса «Философия истории» 204 Введение в философию истории 204 Раздел I современные проблемы философии истории 204

    Программа курса
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
  5. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.

Другие похожие документы..