Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является: формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой и достаточной, для...полностью>>
'Учебник'
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соот...полностью>>
'Кодекс'
В очередном номере «Помощника Бухгалтера» мы, как всегда, предложим Вашему вниманию нужную и интересную информацию, познакомим Вас с самыми важными н...полностью>>
'Закон'
Із змінами і доповненнями, внесеними Податковим кодексом України від 2 грудня 2010 року N 2755-VI, Законами України від 7 квітня 2011 року N 3205-VI,...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Развитие хирургии во второй половине XIX в. шло под знаменем идей Н.И. Пирогова. НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 - 1881) - выдавшийся анатом, основатель военно-полевой хирургии, основоположник топографичес­кой (метод "ледяной анатомии") и хирургической анатомии в России. Впервые применил в военно-полевых условиях эфирный наркоз (1847). Издал труд "Начала общей военно-полевой хирургии" (1865). Предло­жил иммобилизацию гипсовой повязкой для лечения переломов. Ввел понятие "сортировка" при поступлении раненых на полевые медицин­ские учреждения. Разработал учение о профилактике хирургических инфекций. Ввел в практику антисептические средства (настойку йо­да, марганцовокислый калий, раствор хлорной извести, азотнокис­лое серебро). Провел реформу по организации работы хирургических отделений: выделил особое отделение для больных пиемией, рожей, гангреной ("гнойное" отделение), чтобы предупредить внутрибольничную инфекцию. Его трудами были заложены естественнонаучные основы хирургии и преодолен господствовавший до того времени эмпи­ризм. Им успешно разрабатывались такие проблемы, как общее обезболивание, шок, борьба с осложнениями ран и др.

Во второй половине XIX в., наряду с распространением в хирурги­ческой практике эфирного и хлороформного наркоза, были выявлены местно анестезирующие свойства кокаина (В.К. Анреп, 1880). В дальнейшем местное обезболивание разрабатывали А.В. Орлов (регионарная анестезия), А.Н. Лукашевич, Н.Н. Петров, Р.Р. Вреден, В.А. Караваев, В.А. Оппель, Н.Д. Монастырский, А.В. Вишневский и др. (проводниковая и инфильтрационная анестезия).

В 1903 г. был введен гедоналовый внутривенный наркоз (Н.П. Крав­цов, С.Н. Федоров), а с 1905 г. вместо токсического кокаина стал приме­няться новокаин.

Другой важнейшей проблемой хирургии было изыскание средств для борьбы с раневой инфекцией (И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов). Исследова­ния Л. Пастера явились основой для создания Д. Листером учения "Об ан­тисептическом методе в хирургической практике" (1867), которым была открыта новая эра в борьбе с осложнениями ран. Н.В. Склифосовский в качестве обеззараживающего средства предложил вместо раствора карбо­ловой кислоты раствор сулемы и йодоформ. П.И. Дьяконов - нафталин. Для тех же целей использованы и другие химические средства.

Развитие антисептики, а затем и асептики (1881) обусловило тща­тельную подготовку хирурга к операции, стерилизацию перевязочных и шовных материалов. Эти и другие открытия позволили сделать крупные оперативные вмешательства на органах брюшной, и позднее на органах грудной полости. Возникли новые разделы хирургии: урология, нейрохи­рургия, хирургия отдельных органов и систем (желудка, желчных путей, легких). На этой основе стала успешно развиваться неотложная хирургия и скорая помощь.

Выдающиеся достижения века в области хирургии потребовали рас­ширения сети хирургических отделений, хирургических клиник при меди­цинских факультетах. За первые 25 лет существования земства (с 1864 г) было открыто свыше 700 сельских больниц. В это время работало более 1000 хирургов, в их число входили такие выдающиеся деятели медицины, как С.П. Федоров, Н.А. Вельяминов, Н.В. Склифосовский, П.И. Дьяконов, В.А. Оппель, А.В. Мартынов, А.А. Бобров, П.Н. Тихонов, Г.Н. Турнер и другие. Первое хирургическое общество было основано в Москве в 1881 г. Там же состоялся первый съезд российских хирургов (1900).

Развитие ги­гиены в России шло от описательной к экс­периментальной научной дисциплине, основанной на достижениях естествознания и социально-экономических наук. Рост капиталистического производства в дореформенной России сопровождался концентрацией на­селения в городах, ухудшением условий труда и быта, чудовищной экс­плуатацией рабочих и использованием низкооплачиваемого женского и детского труда. Высокая заболеваемость населения заразными болезнями, смерт­ность от них, неудовлетворительное санитарное состояние городов и рабо­чих жилищ возбуждали вопрос об улучшении общественного быта и разра­ботке гигиенических мероприятий по предупреждению заболеваний.

В защиту интересов народа в деле охраны здоровья выступали рево­люционеры-демократы, социал-демократы, передовые деятели медицины и другие представители интеллигенции. В 1865 г. в России, раньше чем в Европе, были учреждены самостоятельные кафедры гигиены, которые воз­главили А.П. Доброславин, А.В. Субботин, И.П. Скворцов, Ф.Ф. Эрисман. Социальная направленность русских гигиенических школ проявилась в обширных санитарно-статистических исследованиях здоровья населения и общественно-профилактической деятельности санитарных врачей.

Широкий размах санитарно-гигиенических исследований, который приводил к накоплению научных данных и разработке разнообразных ме­тодов исследования, способствовал дифференциации гигиены. Стали выде­ляться и оформляться в самостоятельные отрасли: гигиена труда, комму­нальная гигиена, гигиена питания. Гигиена стала проникать в содержание клинических дисциплин и обогащать их своими данными, что составило одну их характерных черт развития медицины в России. Опираясь на экспериментальные и статистические исследования, русская гигиеническая наука делала обобщения, которые имели огромное социальное и общественно-политическое значение. Отечественные гигие­нисты первые высказали мысль, что высокая заболеваемость и смертность населения объясняются несовершенством общественного строя, при кото­ром бесконтрольно эксплуатируется человеческий труд. "Неблагоприятная санитарная обстановка нашей частной жизни всецело обусловливается не­совершенством нашего социального быта и общественного строя", - писал Ф.Ф. Эрисман.

Развитие гигиены в России второй половины XIX в. и начала XX в. связано с деятельностью многих выдающихся гигиенистов: А.П. Доброславина, В.А. Субботина, Ф.Ф. Эрисмана, А.И. Якобия, И.П. Скворцова, Г.В. Хлопина, С.С. Орлова, Н.К. Игнатова и др.

В результате экономических и социальных преобразований, прохо­дивших в России в середине XIX в., появление в 1864 г. земской медицины было явлением закономерным. Земская медицина была значительным об­щественным явлением отечественной культуры периода развития капита­лизма в России, единственным в истории примером организованной меди­цинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Замеча­тельные традиции земских врачей взяты на вооружение современными врачами. Своими запросами и нуждами земские врачи оказали влияние на развитие клинических медицинских специальностей, и в первую очередь хирургии и акушерства. Большой вклад в медицину внесла земская сани­тарная статистика. В земской медицине получила яркое отражение передо­вая черта отечественной медицины - ее санитарно-гигиеническая, профи­лактическая направленность. Передовые идеи профилактики получили распространение в трудах и деятельности многих земских врачей.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Развитие хирургии в России во второй половине 19 века

  2. Николай Иванович Пирогов – выдающийся хирург и анатом

  3. Николай Васильевич Склифосовский – выдающийся хирург и общественный деятель

  4. Жизнь и деятельность Караваева В.А. (1811-1892)

  5. Выдающийся хирург Петр Иванович Дъяконов

  6. Жизнь и деятельность А.А. Боброва

  7. Николай Александрович Вильяминов, его жизнь и деятельность

  8. Федоров Сергей Петрович, его роль в развитии хирургии

  9. Басов Василий Александрович

  10. Николай Нилович Бурденко – основоположник отечественной нейрохирургии

  11. Творческий путь Александра Васильевича Вишневского

  12. Бакулев Александр Николаевич

  13. Воинов Леонид Иванович

  14. Петров Николай Николаевич

  15. Опель Владимир Андреевич

  16. Юдин Сергей Сергеевич

  17. Спасокукоцкий Сергей Иванович

  18. Основоположник экспериментальной гигиены в России – Алексей Петрович Доброславин

  19. Выдающийся гигиенист России – Федор Федорович Эрисман

  20. Развитие общественной медицины в России

  21. Земский врач Осипов Евграф Алексеевич

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.: «Медицина», 1981.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2000.

  2. Аникина Т.И. А.А. Бобров М. «Медгиз», 1959.

  3. Брежнев А.П. Пирогов М. Молодая гвардия, 1990.

  4. Захарьян С.Т. Творческий путь Александра Васильевича Вишневского. М. «Медицина»,1973

  5. Захаров Е.И. В.А. Басов М. «Медгиз», 1953.

  6. Иванова А.Т. С.П. Федоров. Научная биография. М. «Медицина», 1972.

  7. Малинина О.В. Л.И. Воинов. Л. «Медицина», 1965.

  8. Михайлов С.С. В.А. Караваев (жизнь и деятельность). Л., 1954.

  9. Серебров А.И. Н.Н. Петров. М. «Медицина», 1972.

  10. Трунин М.А., Елизаров В.А. В.А. Опель. М. «Медицина», 1973.

  11. Юдин С.С. Размышления хирурга. М. «Медицина», 1968.

Занятие 14 - 15

Тема: РАЗВИТИЕ ПЕДИАТРИИ в России (вторая половина 19 века и первая половина 20 века)

Учебные и воспитательные цели: изучить основные черты успешного развития отечественной педиатрии во второй половине 19 и первой половине 20 века.

Задачи занятия:

  • Показать важнейшие открытия и достижения педиатрии в России во второй половине 19 века.

  • На примерах жизни и деятельности выдающихся ученых-педиатров выявить важнейшие направления развития медицины, их прогрес­сивное значение

  • Показать развитие педиатрических школ в России

Контрольные вопросы для подготовки

    1. Как происходило становление педиатрии в Российском государстве?

    2. Охарактеризуйте общие черты развития педиатрии в России во второй половине 19 века.

    3. Какой вклад внесли С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.Ф. Филатов, Н.П. Гундобин в развитие педиатрии в России?

    4. Какова роль русских педиатров в исследовании анатомо-физиологических особенностей ребенка?

    5. Значение научной и практической деятельности выдающихся педиатров первой половины 20 века для развития отечественной медицины

    6. Опишите дальнейшее развитие, совершенствование и дифференциацию педиатрии в эпоху новейшего времени

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

До XIX века в России не было ни больниц для детей, ни детских врачей. Лечением занимались "повивальные бабки" и акушерки. Смер­тность детей, особенно на первом году жизни, была чрезвычайно ве­лика. Ряд мероприятий по борьбе с детской смертностью был прове­ден лишь в XVIII веке. Так по указу Петра I некоторые монастыри бы­ли фактически превращены в своеобразные воспитательные дома. В 1706 г. митрополит Иов организовал 3 больницы на берегу р. Волхов, гостиницу для прохожих и "дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев" в монастыре города Колмов. В 1714 г. в Пе­тербурге была организована богадельня-приют для подкидышей и бес­призорных детей. В феврале 1721 года появился сенатский указ "О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев...". Реализовывать этот указ спустя сорок лет пришлось И.И.Бецкому (1704 - 1795). По его проекту был создан Московский воспита­тельный дом (манифест Екатерины II от 1 сентября 1763 г.).

Ряд проводившихся в России мероприятий, направленных на оз­доровление детей, тесно связан с деятельностью Вольно-экономического общества, которое было учреждено в 1765 г. В частности ему принадлежит заслуга активного участия в распространении оспопри­вивания в России. Общество неоднократно обсуждало на своих засе­даниях причины огромной детской смертности в России, издавало по­пулярные книги по борьбе с детскими болезнями, стимулировало научную работу по изучению детской смертности и проведению мероп­риятий для ее снижения.

Предпосылками для выделения педиатрии из клинической медици­ны в самостоятельную науку явились:

    1. Открытия и достижения в области естествознания, а также анатомии, физиологии и микробиологии;

    2. Высокая смертность детей, особенно на первом году жизни:

    3. Появление работ, в которых были отражены вопросы гигиены, диетики и патологии детского возраста.

Первым в России начал читать курс детских болезней профес­сор кафедры акушерства Медико-хирургической академии Петербурга С. Ф. Хотовицкий в 1836 г. В 1861 г. этот курс на медицинском фа­культете Московского университета читал доцент кафедры акушер­ства, женских и детских болезней Н.А.Тольский.

Степан Фомич ХОТОВИЦКИИ (1796 - 1885) - основоположник пе­диатрии в России. В 1847 году издал первое оригинальное руководство по пе­диатрии на русском языке - "Педиатрика", где указал, что ребенок - это не "миниатюра взрослого", а организм, обладающий рядом отличительных черт в морфологическом, физиологическом и психологическом отношении, поэтому в вопросах его терапии и ги­гиены следует исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма. В монографии излагается методика обследова­ния ребенка, приводятся сведения о причинах, симптомах и лечении детей.

Николай Алексеевич ТОЛЬСКИЙ (1832 - 1891) в трудах "О зна­чении гигиены в общественной жизни и особенности применения ее к нашим учебным заведениям" (1869) и "О влиянии школы на здоровье ее воспитанников" (1891) изложил результаты многолетних исследо­ваний, выявивших большое число детей с неправильной осанкой, ис­кривлением позвоночника, нервными расстройствами, физической сла­бостью, близорукостью, малокровием. Он учил, что при сборе анам­неза необходимо выяснять условия жизни ребенка, обычаи семьи, привычки, характер питания, полагая, что это поможет вскрыть при­чины, характер течения и исход заболевания. Н.А. Тольский органи­зовал первую детскую университетскую клинику на 11 коек и не­большую амбулаторию при ней. В его клинике работали Н.Ф.Филатов. Н.П. Гундобин и др.

Карл Андреевич РАУХФУС (1835 - 1915) инициатор строи­тельства детских больниц: одной - в Петербурге (1869), другой - в Москве (1876). Разработал режим работы больницы, применил в ней систему боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезинфекцию, обязательное ношение халатов. Им же была организована подготовка кадров специально для детских больниц. К наиболее крупным науч­ным работам К.А.Раухфуса относятся его исследования гнойных пора­жений суставов у грудных детей, врожденных пороков сердца, приме­нения противодифтерийной сыворотки. Он описал важный для диагнос­тики выпотных плевритов симптом - притупление перкуторного звука около позвоночника на здоровой стороне - так называемый треу­гольник Раухфуса.

Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 - 1902) впервые описал "скарла­тинозную краснуху" (1885), идиопатическое воспаление шейных лим­фатических узлов, ранний диагностический признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек, появляю­щееся за несколько дней до сыпи (пятна Филатова - Бельского - Коплика). Свой большой опыт он подытожил в работах "Семиотика и диагностика детских болезней"(1890), "Лекции об инфекционных за­болеваниях детского возраста" (1903). "Клинические лекции" (1883). "Краткий учебник детских болезней" (1893) и др.

Николай Петрович ГУНДОБИН (1860 - 1908) - организатор Сою­за борьбы с детской смертностью в России. Наиболее крупные его работы: "Общая и частная терапия болезней детского возраста" (1896), "Школьная гигиена" (1902), "Гигиена детства" (1903), "Особенности детского возраста" (1906), "Детская смертность в России и меры борьбы с нею" (1906). "Воспитание и лечение ребен­ка до 7-летнего возраста" (1907), "Современные задачи школьной гигиены" (1907) - посвящены возрастным анатомо-физиологическим особенностям детского организма, вопросам физического воспитания, закаливания, режима учебных заведений.

Эволюция педиатрии в эпоху новейшего времени (ХХ век) продолжается на основе традиций прошлого с учетом новых технологий. Наибольшую известность в ХХ столетии получили научные школы Г.Н. Сперанского и А.А.Киселя, Молчанова, М.С. Маслова.

Александр Андреевич КИСЕЛЬ (1859 - 1938) большое внимание уделял изучению туберкулеза, ревматизма и малярии в детском воз­расте, разработке вопросов их профилактики и лечения. Был сторон­ником внедрения в педиатрическую практику использования естес­твенных физических факторов (воздух, вода, солнце) для профилак­тики и лечения заболеваний детей.

Василий Иванович МОЛЧАНОВ (1868 - 1959) создал научные тру­ды о патогенезе паралича сердца при дифтерии, о патогенезе скар­латинного сердца, о связи ревматизма со скарлатиной, о заболева­ниях нервной и эндокринной систем, о роли социально-бытовых фак­торов в патологии детского возраста и др.

Георгий Нестерович СПЕРАНСКИЙ (1873 - 1969) - один из осно­воположников методов, принципов, теории охраны материнства и мла­денчества с России. Первый педиатр, начавший работать в ро­дильном доме, при котором в 1908 году организовал для матерей консультацию по уходу за грудными детьми. В 1910 г. создал первую лечебницу для грудных детей, а в 1913 г. - отделение для детей грудного возраста. Научные труды Г.Н. Сперанского посвящены вопросам физиологии и патологии раннего детского возраста: дизентерии, расстройству питания и пищеварения у детей, сепсису новорожденных, пневмонии у детей грудного возраста и др. Г.Н.Сперанский был редактором журнала "Педиатрия" (1922 - 1934). При его участии бы­ло издано первое руководство, специально посвященное профилакти­ке и клинике заболеваний детей первых лет жизни, - "Учебник бо­лезней раннего детского возраста" (1934).

Михаил Степанович МАСЛОВ (1885 - 1961) внес существенный вклад в изучение этиологии, патогенеза, особенностей клиническо­го течения, профилактики и лечения пневмоний, токсических и сеп­тических состояний, функций аппарата внешнего дыхания, болезней печени, почек, эндокринной и вегетативной нервной системы у де­тей. Большое внимание уделял возрастной и индивидуальной реактив­ности детей и ее роли, как в возникновении, так и в характере те­чения различных заболеваний. Инициатор внедрения в практику но­вых методов исследования врожденных пороков сердца у детей и раз­работки показаний для хирургического вмешательства при них. Широ­кую известность получили его работы "Учение о конституциях и ано­малиях конституции в детском возрасте" (1824), "Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний" (1826 - 1827), "Диагноз и прогноз детских заболеваний.

Расширение медицинских вузов, создание научно-исследова­тельских педиатрических институтов способствовали формированию научных коллективов во главе с крупными педиатрами - Ю.Ф.Домбровской, Н. М. Щеловановым. А. Ф. Туром и др.

Юлия Фоминична ДОМБРОВСКАЯ (1891 - 1976) описала ряд особен­ностей гиповитаминоза В1, капилляротоксикоза, предложила класси­фикации пневмоний у детей. Ряд исследований посвятила коллагеновым заболеваниям, особенностям клиники гипоксии у детей, а также истории педиатрии.

Николай Матвеевич ЩЕЛОВАНОВ (1892 - 1984) в 1918 - 1931 гг. работал в Институте мозга, где создал и возглавил отдел и клини­ку по изучению развития высшей нервной деятельности младенца. Он один из основоположников онтогенетического метода разработки проблем высшей нервной деятельности человека. Доказал, что становление основных функций больших полушарий головного мозга у человека происходит в первый месяц жизни, и что в этот же период определяется доминирующая роль полушарий головного мозга по отношению к нижележащим образованиям нервной системы. Н.М.Щелованов изучал особенности формирования и развития высших психических функций человека в постнатальный период и в течение первых 2-3 лет жизни. Полученные им данные взял за основу при разработке системы воспитания детей раннего возраста, которую изложил в тру­де "Режим детей раннего возраста в яслях и домах ребенка"(1953). "Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях" (1960). "Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет" (1969).

Александр Федорович ТУР (1894 - 1974) написал первые книги по детской гематологии, по физиологии и патологии новорожденных, а также по организации медицинского обслуживания детей раннего возраста. В годы Великой Отечественной войны изучал особенности патологии у детей в блокированном Ленинграде.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Предпосылки для выделения педиатрии из клинической медицины в самостоятельную науку

  2. Развитие педиатрии в России во второй половине 19 века

  3. Хотовицкий Степан Фомич – основоположник педиатрии в России.

  4. Николай Алексеевич Тольский , влияние его трудов на развитие педиатрии

  5. Роль выдающегося ученого – Нила Федоровича Филатова в создании отечественной научной школы педиатров

  6. Гундобин Николай Петрович – выдающийся отечественный педиатр

  7. Общие черты развития педиатрии в России в эпоху новейшего времени

  8. Вклад Александра Андреевича Киселя в становление и развитие отечественной педиатрии

  9. Георгий Нестерович Сперанский – основоположник системы охраны материнства и младенчества в России

  10. Лебедева Вера Павловна – известный педиатр и общественный деятель

  11. Вклад Василия Ивановича Молчанова в создание педиатрической научной школы в России

  12. Маслов Михаил Степанович

  13. Тур Александр Федорович

  14. Соколова-Пономарева Ольга Дмитриевна

  15. Долецкий Станислав Яковлевич

  16. Бисярина Валентина Павловна

  17. Краснобаев Тимофей Петрович

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.: «Медицина», 1981.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2000.

  2. Бетюцкая А.В. Н.А. Тольский. – М., «Медгиз», 1953.

  3. Бисярина В.П. О.Д. Соколова-Пономарева. – М.: Медицина, 1989.

  4. Вайль В.С. С.Ф. Хотовицкий. Л., «Медгиз», 1949.

  5. Вайль В.С. Один из основоположников научной педиатрии Н.П. Гундобин. - Сталинобад, 1957.

  6. Конюс Э.М. Кисель Л.А. Люди русской науки. – М.,1963.

  7. Молчанов В.И. Н.Ф. Филатов. К 100-летию со дня рождения. – М., 1947.

  8. Микиртичан Г.А. М.С. Маслов. – М., Медицина, 1990.

  9. Тарасов О.Ф. А.Ф. Тур. – М., Медицина, 1980.

  10. Чумаевская О.А. Г.Н. Сперанский. – М., Медицина, 1973.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативного правового акта (Приложение. I квартал 2009 год) 43
  2. Исторический очерк масонства

    Исторический очерк
    В данном случае нельзя забывать, что наряду с восхвалениями масонства, делаемыми с явной целью его пропаганды, существует с давнего времени ряд печатных разоблачений, говорящих совсем не в пользу этого таинственного учреждения.
  3. Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития

    Учебное пособие
    Читатель обратит внимание на то, что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих культур, и что лишь в последние один
  4. Программа курса «Философия истории» 204 Введение в философию истории 204 Раздел I современные проблемы философии истории 204

    Программа курса
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
  5. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.

Другие похожие документы..