Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Русская филологическая теория имеет фундаментальные исследования терминологии разных научных дисциплин, причем собственно языковедческая терминология...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 11 декабря 2009 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.189.07 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университе...полностью>>
'Автореферат'
Актуальность темы. Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной власт...полностью>>
'Документ'
В учебной и научной литературе история развития менеджментарассматривается достаточно полно, однако в некоторых источникахуправление и менеджмент пре...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Занятие 10 - 11

Тема: ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (ФИЗИОЛОГИЯ, АНАТОМИЯ, ПАТОЛОГИЯ, микробиология, ТЕРАПИЯ) в России (вторая половина 19 века и первая половина 20 века)

Учебные и воспитательные цели: изучить достижения отечественной медицины в области теоретических и клинических дисциплин во второй половине 19 века и первой половине 20 века

Задачи занятия:

  • Охарактеризовать социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине XIX века (революционные выступления, пораже­ние в Крымской войне, отмена крепостного права, бурное развитие капита­лизма, рост влияния идей революционных демократов, усилие реакции со стороны самодержавия).

  • Показать дальнейшие успехи отечественной медицины на есте­ственнонаучной, последовательно материалистической, общетеоретической основе в области патологии, клиники, гигиены.

  • На примерах трудов И.М.Сеченова, И.П. Павлова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, А.А. Остроумова и др. выявить важнейшие направления развития отечественной медицины, их прогрес­сивное значение, раскрыть характер борьбы отечественных ученых против метафизических и идеалистических теорий в естествознании и медицине.

  • Проследить преемственность в разработке важнейших направле­ний между поколениями врачей XIX и XX вв.

Контрольные вопросы для подготовки

  1. Охарактеризуйте условия, способствующие развитию теоретических медицинских дисциплин, в России во второй половине 19 века.

  2. Как изменилась система обучения врачей в России в XIХ веке.

  3. Значение научной и практической деятельности врачей второй половины 19 века для развития отечественной медицины

  4. Назовите выдающихся русских клиницистов второй половины 19 века и их вклад в становление медицинских знаний

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Под влиянием поражения в Крымской войне (1854-1856) и револю­ционно-освободительного движения крестьянства, в 1861 г. в России ре­формой "сверху" было отменено крепостное право. Обманутое и ограблен­ное крестьянство ответило на буржуазную реформу волной массового дви­жения. Это был новый период революционного движения в России - буржу­азно-демократический или разночинный, продолжавшийся до 1895 г. После спада крестьянского движения, царизм усилил репрессии против револю­ционно-демократической интеллигенции, либерально настроенная часть которой, стала переходить в лагерь верноподданных царя. С подъемом революционного движения связано развитие народни­чества и появление первых политических рабочих организаций. После каз­ни народовольцами Александра II (1881), проведенные реформы были пе­ресмотрены и осуществлены реакционные "контрреформы".

В восьмидесятых годах руководящая роль в революционном движе­нии переходит к пролетариату, о чем свидетельствовала Морозовская стач­ка 1885 г. В результате рабочего движения стали возникать марксистские кружки, которые подготовили почву следующего этапа революционного движения (с 1895 г.), во главе которого стала революционная социал-демократия. Революция 1905 г. явилась репетицией для всенародного восстания и перерастания буржуазно-демократической революции в социали­стическую.

После крестьянской реформы 1861 г. начался промышленный пере­ворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топ­ливной и металлургической промышленности, возникновением новых про­мышленных районов. За период с 1860 по 1900 год промышленная продук­ция в России увеличилась более чем в 7 раз, в то время как в Англии толь­ко в 2 раза. Развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что за несколько десятилетий совершились превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. Стремление интеллигенции служить на благо жестоко эксплуатируемого народа, сдвиг в промышленности, запросы армии и совершенствова­ние средств борьбы стимулировали развитие научной мысли в России, ко­торая встречала препятствия со стороны реакционных сил. В 1877 г. закры­вается Московский и пять других университетов. В знак протеста из Мо­сковского университета ушло большое число ведущих профессоров, что обусловило выдвижение на профессорские должности лиц, не соответ­ствующих уровню знаний. Это привело к снижению качества научных ис­следований и появлению фрагментарности в науке.

Несмотря на это, ученым удалось за короткий срок развернуть пло­дотворную научную работу. Русская передовая наука отличалась последовательно материалисти­ческой направленностью, на основе которой развивалась и русская меди­цинская теоретическая мысль. Революционеры-демократы признавали материальность мира и раз­витие его по законам движения материи, единство человеческого организма и необходимость его изучения в целостности физиологических и психиче­ских явлений. Общеметодологической основой для развития медицины в России во второй половине XIX и начале XX вв. являлась пе­редовая философия революционеров-демократов, а средой, питавшей ее новыми естественнонауч­ными теориями, методами исследования и техническими средствами для их осуществления были достижения химии, физики, биологии и других естественных и технических наук. В этот период быстро развиваются новые для того времени науки: термодинамика, химическая атомистика, электрофизика, термохимия, фо­тохимия, коллоидная химия, электрохимия, палеонтология. Создаются из­мерительные приборы для определения температуры, давления и т.д., в химии разрабатываются методы количественного и качественного анализа реакций, синтез органических веществ (синтез Ф.Велером мочевины в 1828 г.), разрабатывается теория электролитической диссоциации, в биологии утверждается эволюционная теория, возникает и быстро развивается мик­робиология, эмбриология и многие другие науки и методы. Естествознание стало превращаться в науку, объединявшую учение о происхождении и развитии явлений, об их связях.

Особенно большое влияние на развитие естественных наук имело учение о клетке и клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение.

Огромный вклад в развитие естествознания внесли русские ученые: К.А.Тимирязев, М.В.Остроградский, П.Н.Лебедев, М.П.Чебышев, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин, И.И.Мечников, А.О. и В.О. Кова­левские и многие другие. Ими были заложены основы сравнительной эм­бриологии и патологии, развито учение о природе наследственности и ее изменчивости, открыты явления хемосинтеза у бактерий, энергетические законы фотосинтеза, явления фагоцитоза, явления бактериолизиса, описаны возбудители ряда инфекционных заболеваний, была выявлена роль ретикуло-эндотелиальной системы в борьбе организма с патогенными микроба­ми, описаны яды бактерий и др.

Приведенные далеко не полные данные свидетельствуют, что во всех областях естествознания русскими учеными были сделаны крупнейшие открытия и проведены исследования по принципиальным вопросам, орга­нично вошедшие в сокровищницу мировой науки и оказавшие влияние на развитие медицины.

В области физиологии в это время наиболее важное направление со­ставили исследования И.М.Сеченова, изложенные в его труде "Рефлексы головного мозга" (1863).

После работ, обосновавших рефлекторную природу деятельности спинного мозга (Р.Декарт, Прохазка, Е.О.Мухин, Ч.Белл, Ф.Мажанди и др.) наступает застой в изучении высших отделов нервной системы. И.М.Сеченов, пристально изучавший механизм подавления волей человека некоторых рефлекторных актов, открыл центральное "Сеченовское" тор­можение (его центр), показав тормозящее действие со стороны головного мозга на спинномозговые рефлексы. Это пролило свет на механизм психи­ческой деятельности и сознания. Появилась возможность научного обоснования многообразия рефлекторных актов, понимания роли мозга в ответных реакциях организма.

Сеченовский принцип, что "все акты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы", позволил рассмат­ривать все явления в мозге, как рефлексы различной сложности, положил начало изучению деятельности мозга с материалистических позиций. Наи­более революционное значение этого открытия было в обосновании воз­можности экспериментального изучения деятельности мозга и раскрытии физиологической сущности так называемых произвольных движений. Под влиянием идей И.М.Сеченова началось изуче­ние нервнорефлекторных механизмов разных систем в организме: сердеч­но-сосудистой (Ф.В.Овсянников, Н.А. Миславский, И.П.Павлов), пищева­рительной (И.П.Павлов), высшей нервной деятельности (И.П.Павлов). ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849 - 1936) проводил исследования в следующих направлениях.

1. Клиническая фармакология: работы по изучению сердечных гликозидов в лаборатории клиники С.П.Боткина.

2. Физиология системы кровообращения: разработка законов ин­нервации сердца, изучение нервов, регулирующих деятельность сер­дца, нервной регуляции кровяного давления (работы "О нормальных колебаниях кровяного давления у собаки", 1879; "Иннервация силы сердечных сокращений", 1887; "О трофической иннервации", 1922 и др.)

3. Физиология системы пищеварения. Серией блестящих экспери­ментов И. П. Павлов доказал ведущую роль нервной системы в регуля­ции деятельности пищеварительных желез. Его работы по исследованию пищевого центра, аппетита, желудочной секреции были положены в основу решения проблемы режима питания. И.П.Павлов научно обос­новал структуру пищевых рационов и последовательность различных блюд, выдвинул новые принципы детского питания.

4. Изучение высшей нервной деятельности. Учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, условных и безусловных реф­лексах, о первой и второй сигнальных системах изложены в работах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной дея­тельности животных"(1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга"(1927) и др.

Основоположниками патологической анатомии в России являются А.И.Полунин и М.М.Руднев. Алексей Иванович ПОЛУНИН (1820 - 1888) первым в России на­чал самостоятельное преподавание патологической анатомии на меди­цинском факультете Московского университета. Он выступал за рас­смотрение патологической анатомии в комплексе с физиологией. Дал патологоанатомическое описание холеры. На основании данных много­численных вскрытий доказал излечимость легочного туберкулеза. Михаил Михайлович РУДНЕВ (1837 - 1878) - основатель петер­бургской школы патологоанатомов. Направления его работ: 1. Патологическая анатомия инфекционных заболеваний (тубер­кулез, сифилис, менингит, тиф, холера); 2. Изучение опухолей: дал точное гистологическое описание ря­да их форм, предпринимал попытки трансплантации опухолей животным; 3. Гистохимия: внедрил в гистологическую практику в качес­тве реактива на липиды осмиевую кислоту, подчеркивал важность мик­роскопического изучения патологических изменений в организме.

Большую роль в развитии патологии в России во второй половине XIX в. сыграли (В.В.Пашутин, П.М.Альбицкий, А.Б.Фохт, И.И.Мечников, А.И.Тальянцев и др.). С 1869 г. в русских университетах кафедры патологической анато­мии в связи с развитием экспериментальных исследований в области пато­логической физиологии были преобразованы в самостоятельные кафедры патологической анатомии и общей патологии (патологической физиоло­гии). Патологическая анатомия в данный период развивалась на основе гистологических исследований, что дало возможность изучения материаль­ного субстрата болезней на клеточном уровне. Выделенная в самостоятельный предмет преподавания, общая пато­логия (патологическая физиология) развивалась на основе эксперименталь­ных методов исследования и достижений нормальной физиологии, особен­но в трудах И.П.Павлова.

Первую в мире кафедру общей патологии основал Виктор Васильевич Пашутин в Казани, позднее им была организована такая же кафедра при медико-хирургической академии в Петербурге. Экспериментальные исследования в патофизиологии велись в следующих направлениях: изучение голодания, этиологии и патогенеза цинги, обмена веществ в организме, ишемии миокарда и легких.

Что касается развития мик­робиологии в России, то, прежде всего, это работы И. И. Мечникова. Г.Н.Габ­ричевского, Д. И.Ивановского и др. Илья Ильич МЕЧНИКОВ (1845 - 1916) - основоположник иммуноло­гии, создатель теории фагоцитоза, основатель первой в России пас­теровской станции (Одесса. 1886). В его научном творчестве выде­ляют три периода. 1. Работа по общей биологии (зоологии) - изучение беспозво­ночных, сравнительная эмбриология, изучение внутриклеточного пищеварения. 2. Изучение реакции воспаления с открытием явления фагоцито­за. 3. Работы, связанные с микробиологией: учение об иммунитете на основе фагоцитарной теории, роль центральной нервной системы в иммунитете. Также И. И. Мечников изучал полиморфизм и антагонизм микробов, процессы старения организма. Разработал вопросы сравнительной па­тологии воспаления и невосприимчивости к инфекционным болезням. Григорий Норбертович ГАБРИЧЕВСКИЙ (1860 - 1907) - выдающий­ся бактериолог конца XIX - начала XX вв., основатель первого бак­териологического института в России (1895). Показательны его ра­боты по дифтерии (разработка методики приготовления и организа­ции производства противодифтерийной сыворотки в 1895 г.), скарла­тине (прививки разводками стрептококка), малярии ("комариная" теория передачи инфекции), чуме, местному иммунитету, а также ра­боты по изучению кишечной палочки. Дмитрий Иосифович ИВАНОВСКИЙ (1864 - 1920) - основоположник вирусологии. Его научные работы связаны с изучением мозаичной бо­лезни табака.

В терапии важнейшими научными направлениями были: неврогенное, которое стало ведущим в отечественной теоретической медицине, экспериментальное, положившее начало экспериментальной патологии, фармакологии и терапии, непосредственного наблюдения и опроса больно­го, бальнео- и климатотерапии, лечебно-профилактическое. На основе уче­ния И.М.Сеченова, С.П.Боткин развил систему взглядов на течение пато­логических процессов, показав рефлекторный механизм некоторых из них, обосновав, таким образом, неврогенную теорию патогенеза болезней. И.М.Сеченов и С.П.Боткин разработали учение о ведущем значении среды в происхождении болезней, происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма и материалистически решили вопросы общей теории медицины. С.П.Боткин высказал гипотезу о существовании центров термо­регуляции, лимфообращения, кроветворения, потоотделения, что в после­дующем было экспериментально подтверждено А.А.Остроумовым и дру­гими исследователями. С.П.Боткиным было доказано неврогенное проис­хождение сократительности селезенки и некоторых форм лихорадки. Воз­действуя на рефлекторные механизмы, С.П.Боткин в эксперименте воспро­извел трофические расстройства кожи, аневризму аорты, нефрит и другие патологические состояния. Неврогенная теория давала простор для плодо­творной разработки всех отраслей клинической медицины и противопо­ставляла свои взгляды на болезнь гуморальной патологии К.Рокитанского и целлюлярной патологии Р.Вирхова, преобладавших в клинической медици­не в странах Западной Европы во второй половине XIX века. Исходя из своих теоретических взглядов, С.П.Боткин рассматривал болезнь, как процесс, затрагивающий весь организм в целом.

Развитие экспериментального направления, начатого в лаборато­риях С.П.Боткина, продолжалось Институте экспери­ментальной медицины, созданном в России в 1890 году, имевшего в своем составе отделы физиоло­гии, патологической анатомии, биохимии, общей бактериологии, эпизоотологии.

Многие научные сообщения С.П.Боткина оказались подлинными от­крытиями: инфекционное происхождение катаральной желтухи, учение о периферическом сердце, о коллапсе, о причине смерти при крупозной пневмонии, о блуждающей почке, явлениях энтероптоза и др.

Другой выдающийся отечественный клиницист – Григорий Антонович Захарьин, так­же как и С.П.Боткин, развивавший функциональное (физиологическое) направление в медицине, утверждал, что болезнь есть следствие неблаго­приятных условий. Он придавал особое значение наблюдению за больным и тщательному расспросу его об условиях труда, быта, привычках, наслед­ственности и т.д. Метод клинического наблюдения и опроса больного в сочетании с данными объективного обследования имеет целью установить причины болезни, её развитие, наметить пути лечения и меры профилакти­ки.

Г.А. Захарьин утверждал, что действенный врачебный совет может дать лишь тот, кто осведомлен об образе жизни, а также настоящем и прошлом состоянии больного. Далее, Г.А. Захарьин указы­вал: "...Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного ме­дицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим, предметом деятельности всякого практического врача... чем зрелее практи­ческий врач, тем более он понимает могущество гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигие­нические сведения обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение". Это свидетельствует о дальнейшем развитии одного из плодотвор­ных направлений, - профилактического, которое разрабатывалось практи­ческими врачами ХУШ-Х1Х вв. Г.А.Захарьин и его последователи внесли огромный вклад в теорию и практику физиотерапии, бальнеологии, климатотерапии, установив пока­зания и противопоказания к лечению этими видами терапии, механизм действия, дозировку, методы рационального лечения.

Г.А.Захарьиным разработана дифференциальная диагностика легоч­ного туберкулеза, выведены основные формы туберкулеза, сифилитическо­го воспаления легких, впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина-Геда) и др.

Сказанное выше показывает важнейшие направления развития тера­пии в России, тот вклад, который был сделан отечественными врачами в научную разработку вопросов теории и практики медицины, что способ­ствовало превращению терапии, все еще стоявшей на эмпирических осно­вах, в научную дисциплину.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Развитие экспериментально-физиологического направления в медицине в России во второй половине 19 века

  2. Иван Михайлович Сеченов. Влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины

  3. Иван Петрович Павлов – великий русский ученый-физиолог

  4. Виктор Викторович Пашутин и развитие экспериментальной физиологии

  5. Развитие патологической анатомии в России во второй половине 19 века

  6. Развитие микробиологии и бактериологии в России во второй половине 19 века.

  7. Илья Ильич Мечников – основоположник микробиологии и иммунологии

  8. Захарьин Григорий Антонович – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования

  9. Боткин Сергей Петрович – выдающийся клиницист и общественный деятель

  10. Выдающийся терапевт – Алексей Александрович Остроумов

  11. Выдающийся терапевт Василий Парменович Образцов

  12. Кончаловский Максим Петрович и его вклад в развитие терапевтической науки

  13. Николай Дмитриевич Стражеско

  14. Ланг Георгий Федорович

  15. Академик Мясников Александр Леонидович

  16. Гааз Федор Петрович

  17. Зимницкий Семен Семенович

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.: «Медицина», 1981.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  • Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

  • Богоявленский В.Ф. Профессор Зимницкий С.С., - Казань, 1970

  • Бородулин В.И. Г.Ф.Ланг. - М. Медицина, 1976

  • Губергриц А.Я. В.П. Образцов и его школа. - М. Медицина, 1990.

  • Гукасян А.Г. А.А. Остроумов. - М., 1950

  • Куликов Ю.Г. Доктор Гааз. – Ставрополь, 1989.

  • Мирский М.Б. Первый физиолог России. – М. «Знание», 1979

Занятие 12 - 13

Тема: РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (хирургии), общей гигиены, земской медицины в России (вторая половина 19 века и первая половина 20 века)

Учебные и воспитательные цели: изучить достижения отечественной медицины в области хирургии, общей гигиены, земской медицины во второй половине 19 века и первой половине 20 века

Задачи занятия:

  • Показать дальнейшие успехи отечественной медицины в области клинических дисциплин (хирургии), общей гигиены и организации здравоохранения во второй половине 19 века и первой половине 20 века

  • На примерах жизни и деятельности выдающихся ученых-хирургов выявить важнейшие направления развития отечественной хирургии, их прогрес­сивное значение

  • Показать развитие хирургических школ в России

  • Проследить развитие гигиены в России во второй половине 19 века. Знать первые русские гигиенические школы.

  • Раскрыть достижения общественной медицины (земская, фабрично-заводская, городская) в России

Контрольные вопросы для подготовки

    1. Охарактеризуйте общие черты развития хирургии в России во второй половине 19 века.

    2. В чем заключалась сущность анатомического и физиологического направления в хирургии?

    3. Какой вклад внес Н.И.Пирогов в развитие топографической анатомии и хирургии?

    4. Какова роль русских хирургов во введении обезболивания, антисептики и асептики в повседневную практику?

    5. Значение научной и практической деятельности выдающихся хирургов второй половины 19 века для развития отечественной медицины

    6. Назовите выдающихся русских гигиенистов второй половины 19 века и их вклад в становление медицинских знаний

    7. Каково значение земской медицины для развития медицинской науки в России



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативного правового акта (Приложение. I квартал 2009 год) 43
  2. Исторический очерк масонства

    Исторический очерк
    В данном случае нельзя забывать, что наряду с восхвалениями масонства, делаемыми с явной целью его пропаганды, существует с давнего времени ряд печатных разоблачений, говорящих совсем не в пользу этого таинственного учреждения.
  3. Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития

    Учебное пособие
    Читатель обратит внимание на то, что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих культур, и что лишь в последние один
  4. Программа курса «Философия истории» 204 Введение в философию истории 204 Раздел I современные проблемы философии истории 204

    Программа курса
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
  5. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.

Другие похожие документы..