Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>
'Биография'
Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золо...полностью>>
'Закон'
Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фу...полностью>>
'Конкурс'
(градостроительство; ландшафтная архитектура и дизайн; комплексы зданий и сооружений; здания общественного, специального и многофункционального назнач...полностью>>

Главная > Методическая разработка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в бога­дельни). При них работали школы для обучения врачебному искус­ству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение вы­носил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Рима институт го­родских архиатров и медико-санитарная организация в армии.

Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монас­тырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного по­полнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цис­терн (например, акведук Валента, цистерна Базилики и др.).

Медицина Западной Европы

Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины. В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и ко­роткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера).

Медицина Русского государства

Во второй половине IX века на обширных землях Восточной Европы образовалось древнерусское государство с главным городом Киевом, из­вестное под названием "Киевская Русь". Киевская Русь включала в себя государства: Славию, которое возникло на Новгородской земле, и Куявию на Киевской земле. Древнерусское государство просуществовало около 300 лет и затем распалось на отдельные самостоятельные княжества, которые в результате вторжения монгольских войск надолго утратили политическую самостоятельность. Начало русской культуры лежит в глубоком самостоя­тельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен и походов славянских племен на Византию. Будучи наиболее раз­витым, во всех отношениях государством, Киевская Русь имела ремесленно-медицинскую практику частного характера, в том числе в области зубовра­чевания, больничной помощи и медицинского попечительства. Врачевание, которым занимались светские люди, монахи и народные врачеватели, счи­талось почетным занятием. В древней Руси врачей называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Опыт народной медицины стал достоянием врачей-профессионалов Киевской Руси (лекарей). На Руси существовало попечительство за увеченными, калеками, хроническими больными и т. д. Богадельни финансировались населе­нием (в отличие от Западной Европы). При монастырских больницах функционировали медицинские школы (Смоленск, Чернигов, Новгород, Псков, Киев, Могилев и др.). Распространению знаний на Руси способствовали обширнейшие свя­зи Киевской Руси с Византией, Ираном, Арменией, Грузией, Средней Азией и другими народами. Большое значение для развития медицины на Руси и утверждения медицинского права имели "Устав" Великого князя Владими­ра Святославовича (Х-Х1вв.), "Русская правда" (Х1-ХПвв.), "Изборник Свя­тослава" (Х1в.). С принятием христианства на Руси, распространением гра­мотности и письменности создавались предпосылки к обобщению опыта народной медицины. Были написаны травники и лечебники. Тексты, имеющие отношение к медицине того времени, сохранились в немногих уцелевших памятниках письменности Х1-ХШ вв.

В конце XV в. создается Московское государство. Его рост и укреп­ление позволили в ХУ1-ХУП вв. провести ряд преобразований и нововведе­ний в области медицины, оказавших большое прогрессивное влияние на развитие медицины в России. В 1581 г. при царском дворе была создана первая аптека, а в 1763 г. - городская аптека в Москве. В 1585-1620 гг. был организован Аптекарский приказ, при котором в 1654 г. была открыта школа русских лекарей, а в 1653 г. при Стрелецком приказе - школа костоправов. Появляются меди­цинские библиотеки. Обсуждаются вопросы "О здравости, быте, семье, общественном призрении" ("Стоглав", 1551). Организуются карантины и изоляторы для борьбы с распространением "заразных" болезней.

Основными проблемами медицины того времени являлись: распознавание болезни (диагностика), ее лечение, определение исхода (прогностика).

Проводившиеся мероприятия по подготовке врачебных кадров дали возможность уже в XVII в. иметь значительное число лекарей, подго­товленных в Москве, а также докторов медицины, получивших образование и ученую степень в заграничных университетах. В числе первых докторов медицины были Георгий Дрогобыч, Георгий Скорина, Петр Посников и др.

Медицинскую помощь также оказывали лекари (врачи), пригла­шаемые из-за границы, и различные народные врачеватели (мастера): зелейники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки, мастера очных, кильных и других дел. Все это подготовило почву для развития медицины в России XVIII в.

Эпидемии заразных болезней и меры борьбы с ними

В период раннего и развитого средневековья в Западной Евро­пе и на Руси разразились эпидемии заразных бо­лезней. Их причины: крестовые походы с запада на восток, опустошительные вой­ны, массовое передвижение огромного количества людей; хозяйственная разруха, холод, голод, антисанитария средневековых городов. Население умирало от чумы, тифа, проказы и других заболева­ний. Эпидемия "черной смерти" (1347 г.) - чумы - унесла 1/3 населения многих европейских городов. Необходимо было срочно открывать противоэпидемические учреждения, изоляторы. В 1374 г. власти Милана создали за пределами города "чумный дом": был установлен карантин (сорок дней) - срок изоляции и наблюдения за судами и экипажами.

В 1378 г. в Вене был организован санитарный совет, появи­лись попечители здоровья. Они изолировали прокаженных в лазареты, издавали правила - "регламенты" - с целью предупреждения заноса и распространения заразных болезней. Привратники осматривали на кордонах всех при подходе к городу.

На Руси рекомендовалось погребать умерших "черной смертью" вдали от жилья, их вещи либо не носить, либо перед использова­нием пропускать через дым костра из можжевельника, а металличес­кие предметы (деньги) опускать в уксус.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Медицина Византийской империи

  2. Гигиенические сооружения Византийской империи

  3. Медицина в Арабских халифатах

  4. АР-Рази и Аз-Захрави – выдающиеся врачи средневекового Востока

  5. Абу-Али ибн Сина – врач-энциклопедист средневекового Востока

  6. Медицина в Западной Европе в средние века

  7. Образование и медицина в средневековой Европе

  8. Эпидемическая ситуация в средневековой Европе, её причины и разработанные меры борьбы с заразными болезнями

  9. Медицина Киевской Руси (IX-XV вв.)

  10. Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)

  11. Основные черты медицины раннего и развитого средневековья

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.:»Медицина», 1981.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  • Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: Медицина эпохи Возрождения.

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины позднего средневековья в Европе.

Задачи занятия:

  • Осветить основные черты медицины эпохи Возрождения

  • Рассмотреть роль Парацельса, Леонардо да Винчи, Рене Декарта в становлении опытного метода в медицине

  • Знать роль А. Везалия, У. Гарвея, С. Санторио в развитии анатомо-физиологических знаний

  • Показать роль Дж. Монтано, Г.Бурхааве в обосновании клинического метода в медицине

Контрольные вопросы для подготовки

    1. Назовите характерные черты эпохи Возрождения

    2. Обоснуйте появление опытного метода в медицине. Ятрохимики (Парацельс) и ятрофизики (С. Санторио, Р.Декарт). В чем их сильные и слабые стороны?

    3. Каков вклад Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия в развитие анатомии?

    4. Как развивались представления о кровообращении?

    5. Как развивалось учение о внутренних и инфекционных болезнях?

Содержание занятия

Общая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения охватывает ХVI - ХVIIвв. и характеризует­ся восстановлением лучших традиций прошлого и прогрессом во всех отраслях знаний, в том числе и в медицине. Для медицины эпохи Возрождения характерно утверждение опыт­ного метода. Представители естествознания отказались от прежнего слепого подчинения авторитету и стремились проверить все положе­ния природы опытным путем. При этом они придерживались либо ятрохимического направления (считали совершающиеся в организме про­цессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического). Представителем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс). Ятрофизики (ятромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям. Этого течения придерживались С.Санторио, А.Везалий, Леонардо да Винчи, Рене Декарт и др.

Парацельс (1493 – 1541) одним из первых выступил против галенизма и схолас­тики в медицине и придерживался опытного метода: "Теория врача - это опыт" - говорил Парацельс. Он ввел учение о дозировке ле­карств. В лечении широко использовал ртуть при сифилисе, сви­нец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк, соли, применял минеральные воды. Рекомендовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной связи хирургии и терапии.

Санкториус Санторио (1561 - 1636) изучал обмен веществ. В спе­циально сконструированной камере он изучал обмен веществ, производил взвешивание, как самого себя, так и принимаемой им пищи и своих экскрементов, да­вал преимущественно механическое объяснение этим явлениям.

Рене Декарт (1596 - 1650) разработал в простейшем виде схе­му рефлекторной дуги и разделил все нервы на центростремительные и центробежные.

Эпоха Возрождения породила плеяду творцов анатомии, заложив­ших фундамент правильных и более полных представлений о строении и функциях человеческого тела.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - основоположник современ­ной анатомии. В числе первых в Европе стал вскрывать человечес­кие трупы и систематически изучать их строение. Описал и зарисо­вал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы, создал пер­вую классификацию мышц. Внедрил новые методы анатомических иссле­дований: промывание органов проточной водой, инъецирование вос­ком желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов. Впер­вые установил, что сердце - полый мышечный орган, состоящий из 4 камер. Открыл щитовидную железу.

Андреас Везалий (1514 - 1564) на основании вскрытия трупов изложил свои наблюдения в "Анатомических таблицах" (1538) и в 1543 г. издал труды "Эпитоме" и «О строении человеческого тела» - учебник анатомии, где пра­вильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние ор­ганы. Он обнаружил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца, исправил более 200 ошибок Галена. Свои от­крытия систематизировал, чем и превратил анатомию в науку.

В эпоху Возрождения развилось учение о кровообращении. Над этой темой работали Мигель Сервет, Джироламо Фабриций, Вильям Гарвей, Марчелло Мальпиги.

Мигель Сервет (1509 - 1553) впервые описал малый круг кро­вообращения в книге "Восстановление христианства" (1553).

Джироламо Фабриций (1533 - 1619) описал венозные клапаны и до­казал одностороннее движение крови по венам.

Вильям Гарвей (1578 - 1657) - создатель стройной теории кро­вообращения. Математически рассчитал и экспериментально обосно­вал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Установил истинное значение систолы и диастолы.

Марчелло Мальпиги (1628 - 1694) - ученик Гарвея. В 1661 г. наблюдал движение крови (из артерий в вены) в капиллярах. Ему принадлежит описание развития цыпленка в яйце. Дал гистологичес­кое описание кожи, желез, печени, селезенки, легочных альвеол почек (мальпигиевы клубочки).

Хирургия эпохи Возрождения характеризуется переходом от "ка­рательной" к "щадящей". Этот переход осуществил Амбруаз Паре – выдающийся французский хирург и акушер, реформатор хирургии. Амбруаз Паре (1517 - 1590) вместо прижигания ран каленым железом и кипящим маслом, приклады­вал к ним "дигестив" (яичный желток, розовое и терпентинное мас­ла) и прикрывал их чистыми повязками. Разрабатывал ортопедичес­кие приборы, улучшал методы ампутации, ввел рассечение огнес­трельных ран и первые летучие лазареты.

На смену схоластическим диспутам в эпоху Возрождения пришли поиски природы болезней, что послужило началом клинической меди­цины. Представителями этого движения были Дж.Б. Монтано, Г.Бурхааве, Дж.Фракасторо.

Джованни Баттиста Монтано (1489 - 1552) – профессор Падуанского университета. Он считал, что: источник медицинской науки - только у постели больного; а учить можно не иначе, как посещая больных.

Герман Бурхааве (1668 - 1738) - ятрофизик. Сущность его уче­ния вытекает из труда "Введение в клиническую дисциплину", где клинической называется медицина, которая наблюдает больного у их ложа, там же изучает подлежащие применению средства, рекомендует, чтобы преобладала клиническая практика над теорией.

Джироламо Фракасторо (1478 - 1553) - итальянский врач, фи­зик, астроном, поэт. Его труд "О контагии, контагиозных болезнях и их лечении" в 3 книгах (1546) - раскрывает сущность и пути рас­пространения заразных болезней, об особенностях отдельных заболе­ваний и лечении их. Фракасторо различал 3 пути заражения: при непосредственном соприкосновении с больным; через зараженные предметы; по воздуху на расстоянии. Он описал сифилис в поэме "О сифилисе или гальской болезни" (1525). Ввел термин "инфекция".

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Утверждение опытного метода в медицине эпохи Возрождения. Выдающиеся клиницисты эпохи Возрождения – Парацельс, Джованни Батиста Монтано, Д. Фракастро.

  2. Андреас Везалий – основоположник современной научной анатомии

  3. Развитие представлений о кровообращении в эпоху Возрождения

  4. Развитие клинической и профилактической медицины в эпоху Возрождения

  5. Развитие хирургии в эпоху Возрождения

  6. Основные черты медицины эпохи Возрождения

Основная литература

  • Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.:»Медицина», 1981.

  • Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

  • Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

  • Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

ЗАНЯТИЕ 8.

Тема: МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XVII - НАЧАЛО XX вв.).

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины нового времени (конец XVII - начало XX вв.) - периодом важнейших открытий в области медицины

Задачи занятия:

  • Изучить важнейшие достижения медицины конца XVII - на­чала XX вв.

  • Показать достижения, сделанные в области физиологии, анатомии, патологической анатомии.

  • Познакомиться с открытиями крупнейших зарубежных ученых нового време­ни в области микробиологии.

  • Уяснить основные направления развития клинической медицины в XIX веке

Контрольные вопросы для подготовки

1. Дайте характеристику эпохи нового времени. Что способствовало переходу к экспери­ментальному изучению факторов внешней среды?

2. Как развивалось экспериментально-физиологическое направление в медицине (А. Галлер, Л. Гальвани, И. Прохаска, Ф. Мажанди, И. Мюллер, К. Бернар, 3.Дюбуа-Реймон, Г.Гельмгольц).

3. Каковы особенности развития анатомии в Западной Европе?

4. Как происходило становление патологической анатомии как науки в эпоху но­вого времени (Дж. Морганьи, М.К.Биша„ К. Рокитанский, Р.Вирхов)?

5. Как развивалось клиническое направление в медицине?

6. Как развивалась хирургия в эпоху нового времени? Учение об об­щем и местном обезболивании, об асептике и антисептике (И. Земмельвейс, Дж. Листер). Развитие полостной хирургии (Т. Кохер, Т. Бильрот).

7. Как происходило создание и применение вакцин? Зарождение научной микробиологии (Л. Пастер, Р. Кох).

8. Каковы общие черты медицины нового времени?

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Характеристике эпохи нового времени

Термин "НОВАЯ ИСТОРИЯ" ("НОВОЕ ВРЕМЯ") впервые введен гуманистами XVI веке. Новое время - отождествляется с периодом утвер­ждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 - 1918 гг. (1640 г. - год начала английской буржуазной революции - условно определяет ру­беж между средневековьем и новым временем; 1918 г. - окончание первой мировой войны). На развитие медицины оказали влияние философия, идеология, политика, а главное, достижения в науке (в частности в естествоз­нании - закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности и т.п.), что обусловило переход к экспериментальному изучению факторов внешней среды.

Экспериментально-физиологическое направление в медицине

В эпоху нового времени в основу изучения медицины был поло­жен эксперимент. У истоков его утверждения стоял А.Галлер. АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР (1708 - 1777) пытался уяснить сущность про­цесса дыхания, определил 3 свойства мышечных волокон (упругость, сократимость, раздражимость), установил, что сердце сокращается под действием силы, находящейся в нем самом. Во второй половине XVIII-начале XIX в.в. усилилось внимание физиологов к экспериментальному изучению нервной системы. ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ (1737 - 1798) положил начало электрофизиологии и открыл биоэлектрические явления. И. ПРОХАСКА (1749 - 1820) в труде "О структуре нервов" (1779) описал функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга, развил учение о нервном рефлек­се, ввел термин "reflexus". Дальнейшему развитию экспериментального направления в физио­логии способствовали работы Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца и др.

ФРАНСУА МАЖАНДИ (1783 - 1855) продолжал исследования И.Прохаски и доказал наличие чувствительных (задние корешки) и двига­тельных (передние корешки) нервных волокон спинного мозга (1882), что определяло соответствие между структурой и функцией (закон Белла-Мажанди). ИОГАННЕС МОЛЛЕР (1801 - 1858) в 1833 г. сформулировал основ­ные положения рефлекторной теории.

КЛОД БЕРНАР (1813 - 1878) разработал основы эксперимен­тальной патологии: изучил физиологические механизмы сокоотделе­ния, значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока, секрета поджелудочной железы. Создал теорию сахарного мочеизнуре­ния, занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, заложил основы учения о гомеостазе.

ЭМИЛЬ ДОБУА-РЕИМОН (1818 - 1896) разработал методы электрофизиологического эксперимента, открыл законы раздражения и явле­ния электротона (1848), сформулировал молекулярную теорию биопо­тенциала.

ГЕРМАН ГЕЛЬМГОЛЬЦ (1821 - 1894) в 1847 г. опубликовал рабо­ту "О сохранении силы", где впервые дал математическое обоснова­ние закона сохранения энергии и показал его справедливость для процессов, протекающих в живых организмах. В области физиологи­ческой акустики, открыл комбинационные тона, построил модель уха. Опираясь на физические законы резонанса, создал теорию слуховой функции кортиева органа человека. Разработал способы определения кривизны оптических поверхностей глаза, теорию аккомодации (1853), учение о цветовом зрении (сконструировал офтальмоскоп для наблюдения за состоянием глазного дна). Исследовал процессы теп­лообразования в мышце (1845 - 1847) и процесс сокращения мышц (1850 - 1854). В 1850 г. впервые измерил скорость распростране­ния возбуждения по нерву лягушки, а в 1867 - 1871 гг. - по нерву человека.

Развитие анатомии в Западной Европе

Крупнейшая анатомическая школа сформировалась в Лейденском университете. Ее воспитанниками были Н. Тюльп, Ф.Рюйш. НИКОЛАС ТЮЛЬП (1593 - 1674) впервые изучил строение челове­кообразной обезьяны в сравнении с человеческим организм. ФРЕДЕРИК РЮЙШ (1638 - 1731) методом инъецирования кровенос­ных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично подготовил кол­лекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки разви­тия), которую в 1717 г. Петр I приобрел для России.

Становление патологической анатомии как науки

Начало патологической анатомии как науки положил итальян­ский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи. Важный этап в ее развитии связан с деятельностью Французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Биша. Представителем гуморального нап­равления в патологии был венский ученый, чех Карл Рокитанский. Теорию клеточной патологии создал Рудольф Вирхов.

ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ (1682 - 1771) - доктор медицины. Он сопоставил обнаруженные при вскрытии трупов изменения поражен­ных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного. В 1716 г. опубликовал 6-томное исследование "О местона­хождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения". Сблизив анатомию с клинической медициной, положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно-обоснованную классификацию болезней.

МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША (1771 - 1802) - анатом, физиолог, врач. Впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, что патологический процесс поражает не весь орган, а только от­дельные его ткани (тканевая патология).

КАРЛ РОКИТАНСКИИ (1804 - 1878) - венский патологоанатом. Основной причиной болезненных изменений считал нарушение состава жидкостей (соков) организма - дискразию. Его гуморальная теория противоречила клеточной теории Р.Вирхова.

РУДОЛЬФ ВИРХОВ (1821 - 1902) - немецкий врач - патолог. Соз­дал теорию целлюлярной (клеточной) патологии и изложил ее в статье "Целлюлярная патология как учение, основанное на физиоло­гической и патологической гистологии" (1858). Р.Вирхов впервые изучил и описал патолого-анатомическую картину воспалений, лейко­цитоза, эмболии, тромбоза, флебитов, лейкемии, исследовал амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии и др. Создал терминологию и классификацию основ­ных патологических состояний.

Клиническое направление в медицине

Эпоха нового времени характеризовалась развитием клиническо­го направления в медицине. В этот период были разработаны новые методы диагностики (перкуссия, аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункция, электродиагностика, луче­вая диагностика). ЛЕОПОЛЬД АУЭНБРУГГЕР (1722 - 1809) - автор метода перкуссии. ЖАН НИКОЛЯ КОРВИЗАР ДЕ МАРИ (1755 - 1821) - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. Возро­дил метод перкуссии. ИОЗЕФ ШКОДА (1805 - 1881) объяснил происхождение перкуторного звука и дал научное обоснование метода перкуссии. ПЬЕР АДОЛЬФ ПЬОРРИ (1794 - 1879) предложил метод опосредованной перкуссии при помощи плессиметра. РЕНЕ ТЕОФИЛ ГИАЦИНТ ЛАЭННЕК (1782 - 1826) - ученик Ж. Н. Корвизара, использовал метод аускультации с помощью стетоскопа, ко­торый сам же и изобрел.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень
    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативного правового акта (Приложение. I квартал 2009 год) 43
  2. Исторический очерк масонства

    Исторический очерк
    В данном случае нельзя забывать, что наряду с восхвалениями масонства, делаемыми с явной целью его пропаганды, существует с давнего времени ряд печатных разоблачений, говорящих совсем не в пользу этого таинственного учреждения.
  3. Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития

    Учебное пособие
    Читатель обратит внимание на то, что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих культур, и что лишь в последние один
  4. Программа курса «Философия истории» 204 Введение в философию истории 204 Раздел I современные проблемы философии истории 204

    Программа курса
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
  5. История философии: Запад Россия Восток (2)

    Документ
    В. Мотрошилова) Глава 1. Первые греческие мудрецы-философы 9 Мифология и пред-философия 31 Преднаука и любовь к мудрости 34 Глава . Основные фигуры и понятия-принципы ранней греческой философии 1.

Другие похожие документы..