Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Административный регламент Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия по предоставлению государственной услуги по лицензированию...полностью>>
'Документ'
-Пробовал ли Вы когда-нибудь писать … хрустальным стеклом? Нет? Поверьте, это очень увлекательное занятие, когда из коричневых, желтых, зеленых капел...полностью>>
'Документ'
Настоящим письмом ЗАО АК «Арт-Аудит» выражает заинтересованность в развитии сотрудничества между нашими компаниями и подтверждает свою готовность про...полностью>>
'Программа'
Доброго вечора. Прямий ефір – це свобода. А мы – самая свободная программа в Украине на "Первом национальном" и телеканале "Эра". ...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Согласовано»

Директор института экономики

______________ Мухаметгалиев Ф.Н.

«_____» _______________2007 г.

«Утверждаю»

Проректор по учебной и воспитательной работе

__________ Х.С. Фасхутдинов

«____» _____________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина – Методы моделирования производственных процессов

ля студентов очного обучения по специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии АПК

Курс, семестр -

V, 5

Лекции -

34

Лабораторные занятия -

36

Семинары -

Практические занятия -

Зачет -

Экзамен -

12,5

Программа составлена профессор

________________М.Х. Газетдинов

Программа утверждена

на заседании методической комиссии института экономики

Протокол № 1

от « 3 » сентября 2007 г.

Программа утверждена

на заседании кафедры

«Экономической кибернетики»

Протокол № 1

от «3 »сентября 2007 г.

_____________ М.Х. Газетдинов

Казань,2007

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Методы моделирования производственных процессов» является овладение теоретическими основами и приобретение профессиональных практических навыков самостоятельной разработки числовых экономико-математических моделей планирования сельскохозяйственного производства и его подсистем на разных уровнях.

Задачи дисциплины:

  • обучить теоретическим основам использования методов исследования операций, теории вероятностей, математической статистики для формального описания экономических систем и протекающих в них процессов;

  • сформировать представления о потенциале и границах возможностей метода моделирования, научить интерпретировать модели и приходить к экономически состоятельным выводам по результатам их решения;

  • ознакомить с научными подходами к согласованию противоречивых целей стратегического планирования деятельности аграрных производственных объектов;

  • привить практические навыки формулирования, решения и анализа экономико-математических моделей;

  • привить навыки эффективного использования современной вычислительной техники и программных средств для автоматизации рутинных операций по формулированию числовых моделей и автоматизации аналитических расчётов.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования студент должен освоить следующий обязательный минимум содержания дисциплины:

знать:

  • методику формулирования, решения, анализа и интерпретации результатов математических моделей основных объектов планирования в сельском хозяйстве;

владеть:

  • терминологическим аппаратом математического моделирования;

  • программным обеспечением для решения экономико-математических моделей, изучение которых предусмотрено программой курса;

  • приёмами модельного отображения связей, присущих реальным сельскохозяйственным производственным системам;

иметь представление:

  • о наиболее существенных связях, присущих сельскохозяйственным производственным системам, требующих отражения в модели при заданной цели моделирования;

  • об использовании объективно обусловленных оценок для оценки адекватности модели, выявления резервов повышения эффективности, планирования взаимодействия с рынками ресурсов и продукции.

уметь:

  • самостоятельно составлять, решать, анализировать и интерпретировать экономико-математические модели сельскохозяйственных производственных систем;

  • самостоятельно находить логические и технические ошибки в модели;

  • понимать математические описания моделей и самостоятельно составлять их по заданному образцу;

  • доказывать адекватность модели.

  1. Объём дисциплины и виды учебной работы.

    1. Для студентов очной формы обучения.

Виды учебной работы

Количество часов

всего

по семестрам

9

Общая трудоёмкость дисциплины

140

140

Аудиторные занятия

70

70

Лекции

34

34

Практические занятия

Семинары

Лабораторные занятия

36

36

Самостоятельная работа

70

70

Контрольная работа

Курсовой проект

Расчётно-графическая работа

Реферат и другие виды работ

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

    1. Для студентов заочной формы обучения.

Виды учебной работы

Количество часов

всего

по семестрам

11

Общая трудоёмкость дисциплины

140

140

Аудиторные занятия

18

18

Лекции

10

10

Практические занятия

Семинары

Лабораторные занятия

8

8

Самостоятельная работа

122

122

Контрольная работа

Курсовой проект

Расчётно-графическая работа

Реферат и другие виды работ

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

  1. Содержание дисциплины.

    1. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Раздел дисциплины

Лек­ции

ПЗ, С

ЛР

Само­стоятельная работа

1

Предмет и задачи курса «Методы моделирования производственных систем»

2

-

2

2

2

Представление экономических систем в форме задач линейного программирования

2

-

4

2

3

Анализ оптимального плана

2

-

2

4

4

Моделирование использования кормов в сельскохозяйственном предприятии

2

-

4

2

5

Моделирование планирования кормопроизводства в сельскохозяйственных предприятиях

6

-

8

10

6

Моделирование использования удобрений в хозяйстве

2

-

2

2

7

Моделирование производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на краткосрочную перспективу

6

-

8

10

8

Моделирование состава машинно-тракторного парка и его использования

4

-

2

8

9

Моделирование размещения и специализации сельскохозяйственного производства

2

-

2

10

10

Система экономико-математических моделей для анализа, планирования и прогнозирования сельского хозяйства

2

-

10

11

Перспективные модели планирования сельскохозяйственного производства

4

-

2

10

Итого

34

-

36

70

Примечание. Программа курса предусматривает проведение трёх контрольных работ в форме тестов (№1 — по темам 1…3, №2 — по темам 4 и 5, №3 — по темам 10,11).

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Методы моделирования производственных процессов».

  1. Предмет и содержание дисциплины. Роль и место методов моделирования в решении экономических задач.

  2. Классификация экономико-математических моделей.

  3. Задачи, решаемые при посредстве математического моделирования экономических систем — объяснение экономических процессов, планирование, прогнозирование, анализ резервов, оценивание ненаблюдаемых параметров.

Тема 2. Представление экономических систем в форме задач линейного программирования
  1. Целенаправленность экономических систем — основание для выбора формализма. Понятие оптимизационной модели.

  2. Представление технологических возможностей. Материальные балансы и их отображение в форме системы неравенств.

  3. Проблема выбора целевой функции. Теорема взаимности в математическом программировании.

Тема 3. Анализ оптимального плана

1. Понятие объективно обусловленной оценки. Экономический смысл. Простейшие приёмы анализа двойственных оценок. Оценка адекватности модели по двойственным оценкам.

2. Последняя симплексная таблица. Анализ устойчивости оптимального плана.

Тема 4. Моделирование использования кормов в сельскохозяйственном предприятии

1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации рациона кормления. Обоснование системы переменных, системы ограничений и целевой функции .

2. Математическое представление модели.

3. Разработка числовой модели. Источники данных и расчёт параметров.

4. Анализ оптимального рациона. Структура рациона по питательности. Выполнение зоотехнических требований. Объективно обусловленные оценки питательных веществ, их использование при принятии решений о производстве и закупках кормов (определение пороговой цены или себестоимости).

Тема 5. Моделирование планирования кормопроизводства в сельскохозяйственных предприятиях

1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации плана производства кормов в сельскохозяйственных предприятиях. Обоснование системы переменных, системы ограничений и целевой функции.

2. Математическое представление модели.

3. Разработка числовой модели. Источники данных и расчёт параметров.

4. Анализ оптимального плана использования кормов. Оптимальная продуктивность животных. Эффективность кормов с точки зрения выбранного критерия. Структура рационов и выполнение зоотехнических требований к ним.

5. Недостатки модели: ограниченный ассортимент кормов, отсутствие учёта условий их хранения. Направления совершенствования модели.

Тема 6. Моделирование использования удобрений в хозяйстве

1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации использования удобрений в сельскохозяйственном предприятии. Обоснование системы переменных, системы ограничений и целевой функции .

2. Математическое представление модели.

3. Разработка числовой модели. Источники данных и расчёт параметров.

4. Анализ оптимального плана использования удобрений в хозяйстве. Оценка нагрузки на окружающую среду со стороны сельскохозяйственной организации.

5.Недостатки модели: учёт экологических факторов в модели. Направления совершенствования модели.

Тема 7. Моделирование производственной структуры сельскохозяйственного предприятия на краткосрочную перспективу.

1. Цель моделирования. Постановка задачи оптимизации производственной структуры. Основные группы переменных. Ограничения по балансам ресурсов (труд, земельные, элементы основных средств, удобрения) и продукции в средних условиях и в неблагоприятный период. Финансовые ограничения. Ограничения по сложившимся севооборотам и структуре стада. Целевая функция модели — максимум прибыли.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. Основные экономические результаты в целом и по видам деятельности. Себестоимость и рентабельность основных видов продукции. Себестоимость кормов в целом и в расчёте на питательные вещества. Балансы ресурсов и продукции. Финансовый баланс, план кредитования и возврата краткосрочного кредита. Предельная эффективность ресурсов и продукции. Взаимодействие с рынком.

5. Недостатки модели: игнорирование несельскохозяйственной деятельности и внереализационных хозяйственных результатов, абстрагирование от многих существенных материальных и финансовых балансов. Возможности совершенствования модели.

Тема 8. Моделирование состава машинно-тракторного парка и его использования

1. Цель моделирования. Постановка задачи. Система переменных и ограничений. Критерий оптимальности: минимум приведенных затрат.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана.

5. Недостатки модели: неустойчивость решения к изменениям плана использования машинно-тракторного парка в связи с погодными условиями и неисправностями. Направления совершенствования модели.

Тема 9. Моделирование размещения и специализации сельскохозяйственного производства

1. Цель моделирования. Постановка задачи. Система переменных и ограничений. Обоснование критериев оптимальности. Минимум полных общественных издержек как критерий оптимального размещения производства.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. Транспортные потоки. Предельные затраты на перевозку. Сравнительная эффективность ресурсов.

5. Недостатки модели и направления её совершенствования.

Тема 10. Система экономико-математических моделей для анализа, планирования и прогнозирования сельского хозяйства

1. Организационные причины применения систем моделей.

2. Структура системы моделей АПК по П.П. Пастернаку.

3. Методика согласования субоптимальных планов при решении системы моделей сверху вниз.

Тема 11. Перспективные модели планирования сельскохозяйственного производства

1. Понятие об стохастических моделях. Особенности целей моделирования.

2. Основы методологии разработки стохастических моделей. Обоснование форм связей, параметрическая идентификация, определение границ применимости, формирование коллекций моделей, статистические испытания, формулирование сценарных условий.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

а) Основная литература

  1. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. М.: Агропромиздат, 1990.

  2. Копёнкин Ю.И. Стохастические модели в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2002.

  3. Тунеев М.М., Сухоруков В.Ф. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Финансы и статистика, 1986.

  4. Практикум по математическому моделированию экономических процессов в сельском хозяйстве / Под ред. Карпенко А.Ф. - М.: Агропромиздат, 1985.

  5. Огнивцев С.Б., Сиптиц С.О. Моделирование АПК: методология, теория, практика. М.: Энциклопедия российских деревень, 2003.

б) Дополнительная литература

  1. Багриновский К.А. Основы согласования плановых решений. М.: Наука, 1977.

  2. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.

  3. Воркуев Б.Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  4. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1978.

  5. Газетдинов М.Х., Семичева О.С., Катков Н.С. Экономико-математическое моделирование: Методические указания и задания. –Казань: Изд-во КГСХА, 2004.

  6. Газетдинов М.Х. Методы моделирования экономических процессов: Методические указания по выполнению курсовых проектов. -Казань: Изд-во КГСХА, 2004.

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 06.09.00.

Рабочую программу составил профессор Газетдинов М.Х.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической кибернетики, протокол № ____ от «___» ______________ 200 г.

Зав кафедрой, профессор Газетдинов М.Х.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии института экономики

протокол № ____ от «___» ______________ 200 г.

Председатель методической комиссии, доцент Гатина Ф.Ф.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебная дисциплина Экономико-математические модели ля студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    Целью изучения курса «Экономико-математические модели» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению математических методов в экономических исследованиях и в частности в построении
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 02 Валютная политика государства для подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» факультет экономики, управления и права

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв.
  3. Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте наименование магистерской программы

    Рабочая программа
    На рабочую программу учебной дисциплины «Методы исследований в менеджменте», направление подготовки 08.02.00 «Менеджмент», профили подготовки 080200 Менеджмент, автор Борисенко И.
  4. Программа учебной дисциплины спецкурс, спецсеминар по технологическим дисциплинам наименование дисциплины в соответствии с гос

    Программа
    Дисциплина «Спецкурс, спецсеминар по технологическим дисциплинам» играет важную роль в профессиональной подготовке по специальности 050502 «Технология и предпринимательство».
  5. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет.

Другие похожие документы..