Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Профессиональное сообщество специалистов и учёных в области практики и теории управления – «Казахстанская ассоциация Управления проектами» (КАУП-KPMA...полностью>>
'Документ'
должность) Участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах (перечислите все мероприятия, в которых вы принимали участие, а также награды и стипендии): ...полностью>>
'Публичный отчет'
1.7.Предыдущая лицензия от 05 июня 2006 г. серия А № 042911 Выдана: Государственной лицензионно-аттестационной службой Кемеровской области. Лицензия д...полностью>>
'Документ'
Электронный авиабилет или e-ticket — это электронная форма авиабилета, предлагаемая взамен обычного билетного бланка. Бронирование мест на рейс осуще...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЭ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ: «ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ» для

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Для специальности «Государственное и местное управление» 050510

Разработчик: к.э.н., доцент Г.К.Абдраимова

КАРАГАНДА - 2008

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Образование высшее профессиональное

ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

по специальности

050510- «Государственное и местное управление»

Министерство Образование и науки Республики Казахстан

Алматы

2005

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА Казахским экономическим

университетом имени Турара Рыскулова

2. УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом

Министерства образования и науки Республики Казахстан от « 4 »

августа 2005 г. №528

ВВЕДЕНА ВПЕРВЫЕ

3. Типовая учебная профамма разработана в соответствии с

государственным общеобязательным стандартом образования по

специальности 070440 - «Государственное и местное управление»

4. Программа рекомендована к изданию Учебно-методическим отделом по

экономическим специальностям Вузов Республики Казахстан

при КазЭУ им. Т. Рыскулова, протокол № 6 от 25 июня 2005 г.

Настоящая типовая программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Содержание (оглавление)

1 Пояснительная записка..................................……………………………….4

2 Содержание дисциплины...............................……………………………….4

3 Примерный перечень семинарских занятий.......……………………………6

4 Список рекомендуемой литературы..................…………………………….7

Пояснительнаязаписка

Общеизвестно, что процесс обеспечения экономического роста страны во многом зависит не только от развития ее производительных сил, но и от оптимизации их размещения. А обеспечение его оптимизации требует того, чтобы экономисты управленческих и исследовательских структур хорошо овладели организационно-методологическими основами рационального использования производительных сил общества.

Поэтому изучение этих основ является главной целью преподаваиия студентам специальности 070440-«Государственное и местное управление» спецкурса «Проблемы размещения производительных сил». Дело в том, что в условиях динамичности институциональных изменений и расширения сферы рыночных отношений эти проблемы должны решаться на макроэкоиомическом уровне и поэтому являются прерогативой центральных и местных органов управления, которые решают их исходя из общегосударственных интересов и на базе результатов научных исследований.

Введение

В 90-х годах XX века текущие и стратегические задачи экономического развития решались без учета таких важнейших показателей принципиального характера, как уровень макроэкономической сбалансированности, соотношение в темнах роста производительности труда и его оплаты, эффективность размещения производительных сил страны. Между тем практика показала, что особенно последний из этих показателей должен постоянно находиться в поле зрения центральных органов управления экономикой, поскольку он носит стратегический характер и требует своего заблаговременного научного обосновамия с учетом как государственных, так и региональных интересов развития страны. Отнюдь не случайно, что в конце указанного десятилетия Правительством республики был инициирован вопрос о проблемах оптимизации размещения производительных сил страны, в соответствии с которьіім Министерству экономики и бюджетного планирования пришлось дать специальное задание ведомcтвенному научно-исследовательскому институту по теории, методологии и организации решения данного вопроса.

В этой связи возникает объективная необходимость того, чтобы студенты специальности «Государственное и местное управление» были хорошо ознакомлены с сутью и методами решения рассматриваемой проблемы и овладели основами оптимизации развития и размещения производительных сил страны в обозримой перспектив.

В программе охвачены Основные вопросы научно-теоретического н организационно-методологического характера и приведен список литературных источников.

Тема 1. Производительные силы общества и их элементы.

Понятие производительных сил и его научно-теорстический аспект. Проблема развития производительных сил и их составных элементов. Пути эффективного использования орудий и предметов труда. Интеллекгуальный потенциал общества и факторы его роста.

Тема 2. Производнтельные силы в условиях смешанной экономики.

Основные направления экономических реформ в Казахстане и процесс либерализации экономики. Многоукладность производственно-экономичсской системы и ее влияние на развитием размещение производительных сил общества. Роль субъектов хозяйствования в обеспечении развития производительных сил общества. Личностные, корпоративные и государственные интересы в системе обоснования развития и размещения производительных сил.

Тема 3. Методология размещения производительных cил

Концепция размещения производительных сил и ее роль в совершенствовании хозяйственного районирования. Основные прннципы размещения производительных сил и их динамичность. Методы оптимизации размещения производительных сил и его основные факторы. Методологические проблемы повышения эффективности размещения производительных сил в условиях расширения сферы рыночных отношений.

Тема 4. Проблема качества производительных сил общества

Показатели, характеризующие качественное состояние производительных сил общества. Региональный аспект развития производительных сил республики. Особенности укрупненных регионов и областей Казахстана по элементам и темпам развития производительных сил. Учет интересов территориальио-хозяйственных систем в решении проблем оптимизации размещения производительных сил.

Тема 5. Планирование развития и размещения производительных сил.

Организационно-методологический аспект планирования размещения производительных сил. Концептуальные основы и методы разработки Схемы развития и размещения производительных сил республики на перспективный период.

Оценка уровня оптимальности размещения производительных сил с общегосударственных позиций.

Тема 1. Производительные силы общества и их элементы

Развитие и размещение производительных сил, суть которых сводится к наилучшему размещению экономических и социальных объектов по регионам страны, занимают центральное место в обеспечении долговременного устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения независимо от места его проживания на основе рационального использования всех ресурсов страны, в т. ч. достижений научно-технического прогресса. Не случайно, что к этой проблеме отводят значительную часть своего внимания правительства как малых, так и больших стран.

Поскольку развитие и размещение производительных сил – это долговременная проблема, для ее решения разрабатываются соответственно долгосрочные планы-прогнозы, которые в одних странах называются долгосрочными планами, в других – планами регионального развития, а в третьих – стратегическими планами, но все они включают программы решения крупных проблем.

В бывшем Советском Союзе данная работа получила название «Схема развития и размещения производительных сил на 15-летний период». В ней предусматривались оценка потенциала страны, анализ развития и размещения производительных сил в предшествующем пятнадцатилетнем периоде, цели и задачи, основные социально-экономические проблемы и концепция развития и размещения производительных сил на следующий пятнадцатилетний период, перечень и обоснование по отраслям, республикам, областям, подлежащим техническому перевооружению, реконструкции, расширению действующих и строительству новых предприятий, других объектов с указанием основных видов и объемов производства продукции, а также система социально-экономических показателей, рассчитанных на базе включенных в «Схему» объектов.

Название «Схема» подчеркивало, что это не план в том смысле, который вкладывала в это понятие теория социалистической экономики. Коммунистическая политэкономия и подавляющее большинство советских ученых-экономистов признавали лишь два вида плана: пятилетний и годовой, причем только директивные, т. е. подлежащие обязательному исполнению. Поэтому во второй половине 60-х и в 70-е гг. эти ученые, представители Госплана СССР и союзных республик при поддержке КПСС систематически подвергали уничтожающей критике на страницах журналов «Вопросы экономики» и «Плановое хозяйство» школы эконом-математиков, представленные в основном сотрудниками центрального экономико-математического института АН СССР во главе с академиком Н.П. Федоренко, которые обосновали необходимость долгосрочных прогнозов и планов, разрабатывали теоретические и методологические основы, методики их составления, а также целевых комплексных программ как инструментов решения крупных социально-экономических проблем страны.

Тем не менее, некоторые современные высокопоставленные государственные чиновники воспринимают «Схему» как советский план и отсюда делают вывод о том, что ее не должна быть в рыночной экономике. Одно название вызывает у них негативное отношение, и они даже не утруждают себя ознакомиться с ее содержанием, подходами к решению сложных социально-экономических, демографических, экологических проблем, выяснить, учитываются ли в ней особенности рыночной экономики или нет.

На самом деле «Схема» не является чисто советским изобретением, если не считать слово «Схема». Реальность такая: если индикативные планы западных стран были получены видоизменением заимствованных из опыта СССР пятилетних планов, то «Схема» была получена видоизменением заимствованных из опыта западных стран индикативных долгосрочных планов. Но дело, в конце концов, не в том, что она разрабатывалась в бывшей советской экономике, а в том, как она разрабатывается, какие механизмы и какое содержание вкладывается в нее в условиях рыночной экономики. Кстати, это относится не только к «Схеме».

Очевидная потребность в ней сейчас состоит в следующем. Перед посткоммунистической и посткризисной экономикой Казахстана стоят чрезвычайно сложные, капиталоемкие и долговременные проблемы. Следует в полной мере, с болью в душе осознать, как болезненно исковеркал нашу экономику многолетний тоталитарный режим, руководствовавшийся социальными и экономическими догмами, социальным популизмом. Мало этого, экономические реформы еще больше потрясли всю страну.

Нетрудно заметить, что в Казахстане нет единого рынка, единого экономического пространства. Сегодня он представляет собой пять не связанных между собой развитой транспортно-коммуникационной и топливно-энергетической связью регионов с разбросанными по всей огромной его территории малыми монопроизводственными «богом забытыми» городами, поселками, аулами, где сегодня нет или газа или света и электроэнергии, или воды или того, и другого, и третьего, нет транспорта, нет дорог, а значит, нет выхода к рынкам. Все, что нужно человеку, нужно стране, обходится дорого; кругом зависимость от воли других стран, хотя имеются огромные самые разнообразные ресурсы, но они сконцентрированы в разных регионах страны и недоступны друг другу, а главное – большому количеству людей республики.

Актуальные, острые социально-экономические проблемы надо решать, но при этом иметь в виду, что долговременные проблемы решаются на основе долгосрочных прогнозов, планов, а отдельные из них – комплексных целевых программ, причем с учетом того, что все эти проблемы тесно связаны между собой, решение каждой из них оказывает прямое и обратное влияние на решение всех остальных проблем. Поэтому прежде надо продумать, как их решать, как будут развиваться дальше события, какие они будут иметь социально-экономические последствия, и если негативные, то как нейтрализовать, не допустить их и т. д. Разве мало примеров для понимания этого? Достаточно отметить состояние Аральского моря, судьбу БАМа, последствия скоропалительного, необдуманного, не просчитанного решения о крупномасштабном освоении целинных и залежных земель в Казахстане одним махом. Список можно было бы продолжить. А сколько городов, поселков были созданы с расчетом «на один день», с которыми не знали, что делать, еще при Советском Союзе. Из-за всего этого экономика бывшего СССР шла к своему неминуемому краху еще с начала 70-х гг. В 70–80-е гг. многие политики и экономисты поняли, что возродить экономический рост, остановить крах советской экономики уже невозможно.

Что касается возможности прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики, то можно привести несколько высказываний одного из самых ярых и последовательных сторонников свободной либеральной рыночной экономики Л. Эрхарда – крупного политика и экономиста, построившего собственными руками послевоенную германскую экономику, сотворившего немецкое «экономическое чудо». «Социализированное хозяйство, конечно же, неотделимо от всеохватывающего народнохозяйственного планирования, но было бы опять-таки неправильно характеризовать свободное хозяйство, или, лучше сказать, рыночное хозяйство как бесплановое или анархическое. Более того, благодаря методам наблюдения за рынком оно настолько развило способы систематической регистрации экономических фактов и тенденций, что при такой форме экономики все ощутимее стремление к планированию».

Он рекомендовал различать экономику, прибегающую к планированию, от полностью плановой экономики и говорил, что, помимо них, существует еще великое множество способов воздействия на экономику и управления ею и что поэтому было бы неправильно и нечестно оперировать здесь лишь абсолютными понятиями.

Очень ценным для наших госчиновников является его заявление о том, что надо знать и изложить свое «представление о том, как будут развиваться события, ибо, не заглядывая в завтрашний день, невозможно разумно сформулировать перспективную экономическую политику». И еще: нужно проанализировать ожидающиеся экономические и социальные последствия и заблаговременно предусмотреть в соответствующих планах пути и средства нейтрализации и преодоления таких последствий1

Он писал, что «наша критика направлена не на различно толкуемое плановое хозяйство, мы решительным образом отвергаем государственную командную экономику», имея в виду и командное распределение.

Таким образом, даже свободная либеральная рыночная экономика может и должна пользоваться таким инструментом плана-прогноза, как «Схема». От этого она не станет плановой экономикой, а останется свободной либеральной рыночной экономикой, только прибегающей к планированию.

«Схема» нужна не только государству, которое планирует, где, что будет развивать и строить с учетом того, где и что собираются развивать и строить частные предприниматели, но и частным инвесторам и предпринимателям, которые должны разрабатывать свои стратегии на перспективу с учетом того, где и какую инфраструктуру или другие хозяйственные объекты собирается развивать, строить государство.

В условиях экономического роста к институту уже обращаются различные национальные и иностранные компании, крупные банки, начинающие частные предприниматели, отраслевые ассоциации и многие другие за информацией о развитии экономики на перспективу: о росте ВВП по пятилеткам или по годам, о приоритетных отраслях и темпах их развития, о перспективах развития регионов, о развитии производственной инфраструктуры по регионам и о многих других элементах «Схемы». На основе «Схемы» могут быть разработаны новые и уточнены некоторые действующие экономические законы, приняты решения акиматами о развитии городов, охране окружающей среды, о миграции населения, его расселении и т. д. Все это и есть убедительный ответ на вопрос: нужна «Схема» или нет, тем более что в ней цели и важнейшие показатели развития экономики на длительную перспективу не «высосаны из пальцев», из желания увеличить ВВП за десять лет в два раза, потому что Казахстан должен этого добиваться, а получены из реальных расчетов, выполненных на основе планов частных предпринимателей и государства развивать и размещать свои хозяйственные, социальные и инфраструктурные объекты по городам и областям республики, развивать малый и средний бизнес, осваивать новые технологии, виды продукции.

Безусловно, и здесь могут быть ошибки, как в любых долгосрочных прогнозах и планах. Но вероятность ошибок будет снижаться при переходе к скользящему методу разработки «Схемы» через каждые пять лет со сдвигом пятнадцатилетнего периода на пять лет вперед.

В «Схеме» формируются важнейшие конечные цели и социально-экономический уровень развития, достигаемые к 2015 г. Она будет содержать основные направления и пути решения важнейших проблем с учетом потенциала страны и специфического потенциала каждой области, которые воплощаются в конкретных отраслевых и территориальных проектах и на предприятиях, подлежащих реконструкцию, расширению или новому строительству.

В условиях рыночной экономики вносятся важные изменения в методологию разработки и реализации «Схемы развития и размещения производительных сил».

Чтобы оживить в регионах активную жизнь, поддержать население и обеспечить его занятость, государство должно развивать во многих из них производственную инфраструктуру за счет государственных капитальных вложений. Это будет способствовать перемещению в них промышленности, привлечению малых и средних инвесторов, которые будут развивать свой бизнес. Более того, в соответствии с новой региональной политикой государство организует выдачу субсидий и субвенций тем жителям, которые захотят открыть там свое производство.

Наряду с традиционным точечным размещением производства по городам, в «Схеме» широко используется зарубежный опыт развития экономики по специальным опорным зонам, в которых вокруг ведущих специализированных отраслей размещаются и развиваются многочисленные малые и средние предприятия, объекты инфраструктуры разного направления в зависимости от имеющегося в этих зонах потенциала.

Одной из стратегических задач «Схемы» должно быть решение проблемы реструктуризации размещения и расселения населения.

В «Схеме» заложена попытка решения проблем специализации, сбалансированного развития областей с учетом рационального использования потенциала каждой из них, предоставления населению равноценных жизненных условий. В ней находят свое оптимальное решение такие задачи, как обеспечение электроэнергией и газом юга; электроэнергией – Западного Казахстана; водообеспечение многих областей и городов; достижение полной занятости населения и существенное снижение уровня бедности. В «Схеме» была реализована одна из фундаментальных линий развития страны – ее экономическая безопасность, прежде всего энергетическая и продовольственная.

Только это дает возможность рассчитывать на устойчивый рост экономики с высокими темпами и предоставление народу достойного уровня и качества жизни.

«Схема» содержит прогнозные макроэкономические, отраслевые и территориальные социально-экономические показатели развития страны на период до 2015 г. в целом и по пятилеткам. Но основным содержанием являются отраслевые и территориальные проекты развития и размещения предприятий (техническое перевооружение, реконструкция, расширение действующих и строительство новых предприятий), проекты зонального (поясного) развития регионов с полюсами (точками) роста.

Хотя в их выборе главную роль играют интересы и решения частных собственников, решения государства, вытекающие из интересов развития всей страны, также будут иметь определяющее значение.

Государство имеет достаточно мощные рыночные рычаги воздействия на частный сектор для реализации намеченных проектов и успешного решения стратегических задач независимо от того, кому принадлежат эти предприятия.

Данная «Схема» на период до 2015 г. была разработана на основании Постановления Правительства от 7 марта 2000 г. за № 367 и государственных заказов на 2000–2002 гг.

Производительные силы - это система субъективных и объективных факторов производства, направленная на преобразование вещества и сил природы для удовлетворения человеческих потребностей.

Производительные силы выражают меру господства человеческого общества над природой. Главной производительной силой является работник, обладающий общими и профессиональными знаниями, производственным опытом, трудовыми навыками, трудолюбием, человек во всем богатстве его способностей и творческих сил.

Производительные силы - замкнутая саморазвивающаяся система в рамках которой воздействие направлено на предмет труда, чем и объясняется его относительная "пассивность". В результате этого воздействия (которое опирается на свойства предмета, закономерности его развития) удается изменить его форму, превратить в продукт.

В процессе труда предмет труда, не теряя своих природных свойств, приобретает общественные функции. Это означает, что человек затратил труд на: 1) добывание этого предмета, 2) изучение его свойств, 3) познание закономерностей его обработки. Поэтому предмет труда не безразличен к остальным элементам производительных сил. Какие орудия труда должны быть использованы и какие работники в состоянии осуществить это, зависит не только от них самих, но и от характера предмета труда. Необходимо учитывать относительность характеристики отдельных продуктов только как предметов или как средств труда. То, что в одном процессе труда служит предметом труда, в другом выступает как средство труда. Земля, скот могут быть и предметом и средством труда, даже машины и оборудование во время ремонта становятся предметом труда. Предметы и средства труда вместе составляют средства производства. Важнейшим элементом производства являются средства труда. В последнее время, характеризуя производительные силы, в качестве их элемента называют технику. Как же соотносятся понятия "техника" и "средства труда"? С одной стороны, понятие "средства труда" шире понятия "техника", так как средства труда в широком смысле слова включают в себя совокупность всех средств, без которых процесс труда был бы невозможен или несовершенен (здания, сооружения, каналы, дороги и т. д.) и которые в понятие "техника" не входят. С другой стороны, понятие "средства труда" уже понятия "техника", куда входит также военная техника и т. д. Для развития человечества характерно постепенное опредмечивание в технике трудовых функций человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Маркетинг» для высших учебных заведений по специальности «050508–Маркетинг»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114

Другие похожие документы..