Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Іван Мазепа, як відомо походив із шляхетського роду, по одним джерелам волинського, по іншим — подільського походження. Його предки у XVI ст. Оселили...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » ……2010 года в « » часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 215.002.06 при ФГОУ ВП...полностью>>
'Статья'
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников,...полностью>>
'Документ'
2 день: Прибытие в  Санкт-Петербург. Обзорная автобусная экскурсия по городу «Новогодний Петербург»  в которой  наряду со всем известными символами  П...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этнические особенности и их роль в социализации

Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.461). Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой; стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и (традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но, не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом реша­ются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под (витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер пи­тания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

Лекция № 4 (4 часа)

Особенности социализации

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность», так и в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бы­тия: материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль поведения человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентацию на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры. (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». - Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации яв­ляются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками, по мере взросления последних, становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), не склонны к глубоким дружеским отношениям. Главное - раствориться в «массе». Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского, к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации

Особую роль в процессах социализации играют средства массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуни­кация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.

Массовая коммуникация имеет определенную социальную направленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Основные функции массовой коммуникации - поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.

Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев населения к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизнедеятельности различных социальных групп, массовая коммуникация играет большую роль в формировании соответствующих социальных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

Следует отдельно выделить социально-психологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентировка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт ; с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.

Функция социальной ориентировки опирается на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки.

Функция аффилиации имеет основой потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего референтных, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Массовая коммуникация предоставляет неограниченные возможности для этих выборов, определяемых социальными установками и ценностными ориентациями. При этом наиболее продуктивным является использование механизма идентификации, т.е. отождествление себя с членами этих групп.

Функция контакта обусловлена потребностью личности в связях с другими людьми, которые дают возможность проявить, утвердить себя, персонализироваться. Чаще всего эта функция про­является, когда человек не имеет возможности проявить себя в непосредственном общении, ощущает дефицит общения и собственную невостребованность.

Функция самоутверждения проявляется в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. В таких ситуациях совпадение выполняет роль психологической поддержки, способствует упрочению собственных установок и ценностных ориентации, вызывает ощущение правоты и надежности.

Функция эмоциональной разрядки реализуется через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов, помогают изменить диапазон личности, расширяя его «разрешительные» эмоциональные возможности.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массовой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства.

Сегодня психологи констатируют, что у современных школьников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология».

Семья как институт социализации. Социальный статус семьи как института социализации опреде­лен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации воспроизводства обществ. Именно семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция уменьшения потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и ме­ханизмов психологической защиты.

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, от страстно-любовных, до неприязненно-враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семейных функций, т. е. семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.). Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая.

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характеристике семьи указывают, какой модели она соответствует - традиционной или же современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.

Общество сверстников как фактор социализации

Виды отношений между сверстниками. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.

В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика»! межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, «языка», присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностносмысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Особенности отношений в различном возрасте. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, характеризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми как наиболее референтными для него. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Однако именно в этом общении происходит усвоение определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность среди сверстников, снижая интенсивность его общения, замедляют процессы социализации.

У младших школьников основания межличностных отношений иные, чем в группах дошкольников. Предпочтения в выборе товарищей определяются в наибольшей степени успехами или неудачами сверстников в учебе. При этом они ориентируются на мне­ние учителя. У младших школьников появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что является основой формирования неформальных групп.

Отношения сверстников друг к другу приобретают большую устойчивость, выделяются популярные дети, обладающие умениями общения, и дети, не пользующие популярностью в классе. Неблагополучное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе затрудняет процесс организованной социализации - воспитания.

Для подростков наиболее важным в межличностных отношениях становится соответствие ожиданиям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет помощи. Общение со сверстниками для него - это самостоятельная и значимая сфера жизни. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.

Именно поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, приобретают для подростка особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые очень ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве.

В школьных классах с высоким уровнем развития коллективных отношений, где взаимоотношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи и ответственной зависимости, проявления индивидуальности подростка независимо от его статуса в группе встречают поддержку других. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор, несущий в себе угрозу для остальных.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Вы явление этой референтной группы помогает педагогу понять, к оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект целенаправленной социализации.

В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением определить свое место в мире. Общение со сверстниками (Шибутани Т. и является условием их становления, их «взрослости», дифференцированного и избирательного строительства деловых и лично­стных взаимодействий. Старшеклассники отдают себе отчет, с кем из сверстников хорошо совместно готовиться к экзамену, а с кем проводить свободное время.

И. С. Кон выделяет следующие функции общения сверстников в юности. Во-первых, общение выступает как важнейший канал информации, из которого старшие подростки и юноши черпают данные, не сообщаемые им взрослыми. Во-вторых, это специфический вид деятельности межличностных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников.

Детская субкультура. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социали­зации ребенка.

Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой ее проявления является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе. По выражению М. Брейка, субкультура - это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе.

Отличия субъектов одной субкультуры от других включают как элементы сознания (представления, идеалы, ценностные ориентации, интересы), так и элементы социального поведения и межличностных отношений. Определить носителей конкретной субкультуры можно по таким ее внешним проявлениям, как язык, стереотипы поведения, этикет, прически, оформление жилища. Что касается детской субкультуры, то она предстает как культурное пространство и круг общения детей, подростков и юношей, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения.

К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры относятся попытки создания новых норм социального действия, которые должны быть приняты и должны быть поняты педагогом. Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения ищут новые формы деятельности и поведения, более рискованны и нестандартны в этом. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные как для взрослой, так и для детской жизни. Поэтому подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую, поскольку ее явления непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития.

Факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.231). В таких условиях группы подростков и юношей тяготеют к различным формам контркультурного движения и отклоняющегося поведения, которые приобретают характер все возрастающей тенденции в современном обществе.

Выявлены две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая из них проявляется в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным молодежным течениям. Вторая тенденция вызвана влиянием на молодежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контркультуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существующего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения.

Наличие и распространение контркультуры - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека, чаще всего вновь вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой, системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  3. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  4. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания

    Учебно-методический комплекс
    Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика воспитания» Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

Другие похожие документы..