Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Міграції – це переміщення людей із зміною місця проживання. Вони мають різну інтенсивність, спрямованість, тривалість залежно від багатьох причин....полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «23» июня 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.189.11 в Пермском государственном университете по адресу:...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа дисциплины «Сибирская диалектология» разработана ассистентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических наук Зинковской Л...полностью>>
'Анализ'
Анализ финансовых коэффициентов (коэффициентный метод) является одной из главных составляющих финансового анализа, как начального этапа обработки инф...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разные группы детей на протяжении разных по продолжительности промежутков времени решали разные задачи: изучали, литературу по истории мельниц, строили чертежи, добывали необходимые материалы и изготавливали детали, изучали экономику района. В ходе этой работы им приходилось самим искать информацию в разных источниках, осваивать разнообразные практические навыки.

В ходе работы и ребятам и педагогам оказывалась необходимая помощь и давались консультации самыми разными людьми учителями-предметниками, бизнесменами, просто жителями района.

На этом примере хорошо видны богатейшие возможности метода проектов для процесса образования, воспитания и социализации детей. Именно поэтому проекты после семидесятилетнего перерыва возвращаются. Опасения, что введение проектов «развалит» традиционное образование, вряд ли оправданы. Разработки и использование проектов привели к тому, что крайние варианты использования этой идеи ушли из употребления. Даже в «самых проектных» школах сегодня собственно проектное обучение занимает не более 40% учебного времени.

Чрезвычайно серьезным ограничителем развития личности в процессе социализации выступает в образовании еще один вид «несвободы»: сложившаяся практика жесткого группирования учащихся.

Обсудим способ группирования учащихся в Голландии и Швеции. Обязательное начальное обучение начинается с шести и продолжается до двенадцати лет, но дети могут начать свою школьную жизнь и с четырех лет. Соответственно, в начальной Йена-план школе дети 4-5-6 лет занимаются в одной группе, 7-8-9 лет в другой, 10-11-12 в третьей. Частый переход из группы в группу обеспечивает ребенку опыт социализации, где он меняет позиции младшего, среднего и старшего, становятся чаще обучающим, передающим опыт.

Образовательная деятельность призывает к ответственности и их результаты возникают естественным обратом ни в коей мере не исчерпывают богатства современной мировой образовательной практики, настойчиво ищущей пут эффективного и разностороннего развития личности средствами образования. Они лишь показывают, что та система образования, в которой все мы – российские ученики, педагога и родители – выросли, по крайней мере не единственно возможная и во многих отношениях отнюдь не самая эффективная.

Догматическое навязывание и добросовестное вызубривание устоявшихся научных истин обременяет образование как систему моделей мира, так и подсистем личности. Постижение истины надо пережить, чтобы она стала частью личности.

Постижение возможно лишь в процессе поиска ответа на важный для личности вопрос, самостоятельное решение насущной проблемы. Охваченность проблемой вовлекает в творческое состояние личность в целом.

Однако чтобы проблема была осознана как таковая, она и возникнуть должна в сознании ребенка как личная проблема. Цель или задача, навязанная из вне, освобождает личность от ответственности за достижение цели или решения внешней задачи.

Современная педагогическая культура содержит различные апробированные модели учебного процесса, способствующие свободе интереса и формированию потребностей.

В нашей среде – среде практических работников образования – довольно часто приходится встречаться с убежденностью в том, что для того чтобы хоть что-нибудь изменить надо сначала менять свою систему.

Личностно-ориентированное и личностно центрированное образование.

Позиции учителя и ученика в традиционной и альтернативных

образовательных системах

В последнее десятилетие в русском педагогическом языке появились и прижились словосочетания: «личностно-ориентированное образование» «личностно-ориентированное обучение», «личностно-ориентированное образовательное взаимодействие» и т.п. При всей разноголосице вкладываемых в них смысл они являются отражением лишь идеологии.

Существенное изменение смысла, которое порождает чрезвычайно важные следствия – ориентацию на личность в образовании.

Ориентация на личность, с одной стороны, означает поиск и использование все более и более изощренных форм индивидуального подхода в стремлении подготовить ребенка к «жизни и труду», то есть к выполнению известных функций в известном и стабильном обществе.

Ориентация на личность, с другой стороны, означает помощь растущему человеку в раскрытии и развитии всех его способностей сущностный сил, могущих обеспечить ему возможность справляться с собственной жизнью и порождать адекватные ее изменениям формы поведения в нестабильном социуме.

В предельных крайних случаях целей образования получаем, соответственно, либо человека уже заранее знающего все, что ему нужно, либо человека, способного добывать и или порождать необходимое ему знание; либо человека, умеющего делать то, чему его учили, либо человека, способного осваивать и или порождать, создавать необходимые и адекватные обстоятельствам способы действия (поведения).

То есть, либо человек, способен действовать, что называется, «от сих до сих» и только в пределах освоенного знания и приобретенной умелости и, следовательно, пожизненно зависит от тех, кто его учил и учит, либо человек, способен обнаруживать, ставить и решать новые задачи в интересующих его областях, способен найти (а при необходимости и создать) новые способы решения новых задач. Проще говоря, справляться с собственной жизнью, отвечать за собственные решения и тем самым активно влиять на современный ему социум.

При переходе к личностно-центрированному образовательному взаимодействию радикально меняется взгляд на образование. В привычном, традиционном смысле образование «дают», притом всем одно и то же, педагоги (учителя), хорошо знающие, что это такое, каким оно должно быть и как его надлежит давать.

Новый взгляд открывает в образовательной системе уникальные, отдельные возможности личностям участников образовательного взаимодействия – воспитателям и воспитанникам.

Учитель, воспитанный традиционной системой имеет лишь односторонне воздействие.

«Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира, и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным...» (Л.Н.Толстой). В традиционной образовательной системе большое место занимает тщательная регламентация всех деталей внешней формы взаимодействия: сидеть надо вполне определенным образом, а не так, как хочется ... Каждый очень хорошо знает все это по собственному опыту Учитель в традиционной системе образования постоянно демонстрирующий, что он всегда вполне компетентен, рад, что ему дали право выступать от лица культуры и системы образования. «Учитель давит и ложится на все своим весом, как корова на крыльцо, так; что уже ни войти, ни выйти» (Уильям Джеймс).

Между тем личности педагога придается огромное значение в гуманистической системе, поскольку, они организуют диалог. Перед педагогом, желающим работать в личностно-центрированной манере, стоит серьезнейшая проблема проектирования образовательного взаимодействия. Это проектирование не имеет ничего общего с широко известным планированием вообще со всякой мелочной регламентацией.

Предметом проектирования является организация пространства взаимодействия, налаживание стиля взаимодействия, согласование способов организации диалога между всеми участниками образовательного пространства. Характер взаимодействия с внешней культурной средой определяет способы оценки эффективности результатов продвижения образо­вательной системы в целом и отдельных ее подсистем – учеников и учителей.

Деятельность проектирования предопределяет успех, отсутствие такой деятельности сулит лишь балансирование на грани хаоса.

Основной ценностью признается свободное развития личности в образовании в соответствии с ее способностями и склонностями.

Становление естественной образовательной системы как содружества, сотворчества при взаимодействии учащихся невозможно обеспечить строго написанной технологией. Такая система может сложиться лишь естественным, практическим путем.

Такое управление может осуществляться лишь людьми, заранее готовыми ощущать себя не всезнающими руководителями, а ответственными участниками общего дела. Их оснащенность для такой деятельности должна быть не технологической или управленческой в привычном смысле этих слов, ее лучше описывать, пользуясь термином «готовность».

При подлинной ориентации на свободное развитие личности организаторы учителя, воспитатели, родители - стремятся обеспечить открытость пространства взаимодействия случаю и свободному поиску, поддержку спонтанной составляющей развития. Это очень трудно, особенно родителям, учителя все-таки имеют дело с чужими детьми, а не со своими собственными, которым так страшно предоставить свободу - вдруг они не так ее используют.

Пространство взаимодействия должно быть насыщено.

В течение всего 20 века кризис системы образования никак не может считаться разрешившимся, однако направление перехода в новый стиль, новый способ образовательной деятельности определилось.

Согласно закономерностям воспитания и выработанным принципам организации образовательные системы имеют как базовую ценность развитие личности в образовании и стремление к повышению роли творческой спонтанности процесса образования.

Лекция № 3.

Сущность социализации и воспитания

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

-принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

-принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

-принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуаль­ность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

-принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Механизмы социализации

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или (душевную боль). Этот механизм объясняет многие случаи забыва­ния человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными (Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Однако в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для человека. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и используется механизм изоляции.

Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный механизм действует на всем протяжении развития личности. Использование механизма самоограничения во многих жизненных си­туациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицательным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показывают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных занятий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, которые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.

Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции который защищает человека от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подозрительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. -М., 1969. -С. 254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако, при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).

Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не на­шедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. У детей фрустрации возникают в виде переживаемого «чувства крушения». Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных качеств личности (агрессивности, раздражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наиболее изученными являются дискредитация цели, самодискредитация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в ситуациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: «То, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами».

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустраций, связанных с понижением его оценки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что переоценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Такая предвосхищающая рационализация предотвращает возможную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совершаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.

Классификация факторов социализации. Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в

-макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

-мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку(этнос); месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств по массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.).

Макрофакторы. В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Ноmо sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор, или природная среда.

В течение длительного времени влияние природно-географической среды не выявлялось. Однако экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставили человечество отнестись к этой проблеме с достаточной серьезностью. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

В 30-е годы XX столетия В.И.Вернадский отмечал начало нового этапа развития природы как биосферы. На первом, завершившемся этапе изменения в биосфере таковы, что она в состоянии заглушить их и продолжить свое функционирование и воспроизводство в динамическом равновесии. На этом этапе влияние биосферы (т. е. человека) безвредно и приятно.

Второй, только начавшийся этап характеризуется тем, что изменения в биосфере становятся настолько грандиозными и масштабными, что она не в состоянии с ними справиться. В результате происходят изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на Земле, включая и человека. Этот этап получил название современного экологического кризиса. В настоящее время констатируется факт превращения экологического кризиса в глобальный и общепланетарный.

Сегодня прогнозируется наступление следующего - третьего этапа, который может пойти по двум противоположным путям: либо человечество активизирует свое взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо не сумеет это осуществить и тогда погибнет. Экологическая катастрофа, становясь реальностью, заставляет принимать меры, активизирующие взаимодействие общества и природы. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

Современный мир изобилует такими проблемами, которые имеют глобальный, планетарный характер, так как они затрагивают жизненные интересы всего человечества или, во всяком случае, его большинства. Таким образом, общественное сознание все более четко фиксирует систему качественно новых проблем, которые и получили название глобальных проблем.

Несомненно, что эти проблемы появились не вдруг. Они в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. Вырастая из локальных, национальных проблем, общечеловеческие проблемы требуют для своего решения совместных действий мирового сообщества.

Глобальные проблемы человечества не могут не отразиться в индивидуальном сознании. Вот почему проблемы глобалистики стали реальностью социализирующейся психики человека, который должен осознавать, что они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству, нуждаются в позитивном решении, требуют общей координации и совместных усилий всех народов мира. Каждый человек должен осознать свою индивидуальную ответственность за увеличение числа и масштабов происходящих глобальных катаклизмов, остроту этих преобразований и их угрожающих размеров.

Мезофакторы. Рассматриваемая проблема связана также с вопросом взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отно­шения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды, в создаваемых культурных цен­ностях (образах художественного и научного творчества). В каждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете. Проектирование экологического пространства становится реальной задачей образовательных институтов.

Микрофакторы. Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества. При рассогласовании этих темпов начинается торможение общественно значимых процессов.

Общество осуществляет социализацию через различные институты социализации - общепринятые социальные нормы, традиции, обычаи, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Все вместе они образуют систему образовательных учреждений, которая подробнее будет рассмотрена позднее.

Влияние институтов социализации противостоит стихийным социальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.

Стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, влияя на результаты друг друга. В рамках функционирования того или иного института социализации имеют место оба процесса. Воспитывающее, целенаправленное воздействие может не привести ни к каким результатам, или даже обусловливать отрицательные, незапланированные «воспитывающие» результаты.

Цели деятельности социальных институтов непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, характеризующихся набором многочисленных показателей и свойств.

В этом плане всегда можно говорить о социальном заказе общества институтам социализации. В соответствии с заказом институты социализации меняют концептуальные (теоретические) модели. Изменения происходят соответственно переменам в государственной политике, в том числе и в образовательной. Вероятно, именно этим можно объяснить происходящую сегодня повальную концептуализацию всех образовательных звеньев, «задающих» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему облику субъектов образовательного процесса. Следовательно, социализация на деле оказывается государственной и образовательной политикой в действии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  3. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  4. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания

    Учебно-методический комплекс
    Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика воспитания» Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

Другие похожие документы..