Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Насколько сегодня известно, мысль о том, что материя может состоять из отдельных частиц, впервые была высказана Левкиппом из Милета в 5 в. до н.э. Эт...полностью>>
'Сказка'
Подпись плательщика Квитанция Кассир ООО «СКАЗКА» (наименование получателя платежа) 77 81 8971 4070 81083 03 10 7 81 8917 (ИНН получателя платежа) ( ...полностью>>
'Конкурс'
В конкурсе принимали участие 12 образовательных учреждений Кировского района: школа-инт.№ 2, шк. №№ 221, 274, 377, 384, 397, 503, 551, 565, 585, 608,...полностью>>
'Документ'
Направляется: в редакции газет и другие СМИ, библиотеки, иные краеведческие информационные учреждения, частным лицам, сотрудничающим с центром, разме...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция № 17 (2 часа)

Детерминированность формирования личности

Фактор – от латинского «деловой, производящий» приводит в движение изучаемый процесс или явление. Это источник развития.

Взаимосвязь объективного и субъективного в процессе детерминации и выступает основной предпосылкой образованности личности.

Различают объективные и субъективные факторы. Субъективный фактор производит действие в силу внутренних причин, результатов предшествующего развития и порождает самодвижение, саморазвитие.

В философской литературе принято считать, что в самом общем смысле объективным является все то, что не зависит от воли и сознания субъекта, а субъективным, напротив, - все, зависящее от его воли и сознания.

Отношения людей в процессе производства также объективны. Ибо новое поколение застает их уже готовыми, сформировавшимися до него.

В конечном счете, взаимодействие объективных и субъективных факторов формирования личности есть ни что иное, как использование человеком объективных условий с помощью своих сущностных сил – факторов собственного развития, выступают в качестве движущей силы, основным источником образования структуры личности.

Предпосылками внутреннего мира «Я» являются принадлежащие человеку природные и приобретенные образования, которые при взаимосвязи с благоприятными внешними условиями становятся фактором его положительного развития. К таким предпосылкам относятся положительные противоположности структуры личности: наследственность – воспитанность, потребности – способности, особенности – опыт, направленность личности – восприимчивость к воспитанию, осознание – самосознание. Через них преломляются все внешние социальные и педагогические влияния, с помощью их осуществляется детерминация внешних условий.

Человек создает себя, используя обстоятельства как своего рода строительный материал. В этом и заключается сущность объективного и субъективного.

Поскольку воспитательный процесс тоже может быть рассмотрен как целостность, имеющая свою сущность, а, следовательно, и свои факторы и условия, то здесь возникает интересное явление: условия формирующейся личности являются факторами воспитательного процесса. Например, по отношению к направленности личности как условие ее формирования. Цели, задачи, идеалы, целеполагание вообще – ведущий фактор самого воспитательного процесса.

Социальными условиями, которые выступают объективными факторами формирования личности, можно считать следующие:

1.Цель и задачи и перспективы развития демократического общества.

2.Здоровый образ жизни, определяющий систему отношений личности с обществом, трудовыми и семейными коллективами, формальными и неформальными объединениями детей, взрослых.

3.Национальная и духовная культура, оказывает огромное влияние на формирование сознания и самосознания личности.

4.Наличие системы общественного воспитания в стране, которая оказывает народное образование и семью, общественность и трудовые коллективы.

5.Участие коллективов в жизни общества.

Мы указали на ведущие факторы формирования личности. Кроме них и в связи с ними проявляются в конкретных ситуациях и вспомогательные, корректирующие факторы: в учении – познавательная активность, в исследовании – научная увлеченность.

Взаимодействие условий и факторов позволяет выдвинуть концепцию органической взаимосвязи формирования личности, развитие воспитательного процесса. Эффективность оказывается в прямой зависимости от использования социальных условий.

Взаимосвязь факторов и условий формирования личности

Факторы формирования личности

Условия формирования личности, выступающие как факторы воспитательного процесса

Условия воспитательного процесса, выступающие как факторы социального развития

1.Наследственность

(врожденное)

Социализация личности

Уровень общественного развития

2.Воспитанность

(приобретенное)

Эффективность системы воспитания

Здоровый образ жизни в социальном окружении, культура общества

3.Направленность

(как взаимодействие социального и биологического)

Целеполагание в общественном воспитании и образовании

Построение демократического общества как социальная цель

4.Структура личности:

Сознание, поведение и другие.

Комплексность и целостность воспитательного процесса

Создание предпосылок для творческого развития личности

5.Потребности психического развития, возможности, способности

Связь школы с жизнью, разнообразие видов деятельности в воспитании

Условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

6.Социально ценный жизненный опыт

Воспитание на традициях, режим, стиль, тон жизни школы

Взаимосвязь преемственность поколений

7. Самосознание и самовоспитание

Взаимосвязь воспитания в коллективе и самовоспитания

Социальный прогресс и его требования к личности

8.Половые, возрастные, индивидуальные особенности личности

Индивидуализация и дифференциация воспитания

Труд в условиях НТР, перемена труда, его дифференциация

Связь черт социального переустройства общества и факторов

формирования личности

Черты социального прогресса

Факторы формирования личности разного уровня развития

Социально- направленная личность

Деловая личность

Асоциальная

личность

1. социальная перспективность

Общественная направленность

Деловая направленность

Эгоистическая направленность

2. всеобщность изменений, перемен

Гармоничность развития психики

Профессионализм

Делячество

3. динамизм жизни общества

Творческий подход к делу

Высокая производительность труда

Рвачество, спекулятивность,

ажиотаж

4.необратимость перемен

Самосовершен-ствования

вование

самоперевоспитание

Приспособлен-

чество

5.решительность курса на прогресс

Целеустремлен-ность

Настойчивость на пути к новому

Догматизм, консерватизм

6. Оптимичность жизни

убежденность

Обеспокоенность

Пессимичность

7. Глубина перемен

Одержимость и вдохновение

Деловитость

Карьеризм

8.Действитель-

ность

Новаторство

Инициативность

Бюрократизм

Этапы детерминации личности.

Итак, сама личность выбирает и использует социальные условия, она развивается, совершенствуется или деградирует. На первом этапе происходит восприятие внешних условий органами чувств, которые затем преломляются через установки личности и ее жизненный опыт. Сознание и самосознание. Далее, на втором этапе информация, впечатления обрабатываются и усваиваются, причем важнейшее значение имеет жизненная позиция личности.

При отрицательной установке на внешние события и условия, действует инстинкт самосохранения, страх, ненависть, и тогда информация, впечатления «замыкаются» на подсознательном уровне, только потом в искаженном виде достигая сознание. Вызывают противодействие обществу и коллективу.

Если поступающие сведения, впечатления носящие, мышление. Поэтому люди высоких духовных идеалов (реформаторы, инициаторы, лидеры, новаторы, вообще лидеры творческой личности) действуют смело, решительно, умно, поскольку у них идет переключение вначале на сферу сознания. Оптимистичность воспитательного процесса создает благоприятную внутреннею среду для связи воспитания и самовоспитания, для активизации усилий личности в саморазвитии.

Благожелательно принятые внешние воздействия, новая информация согласуется с направленностью, усиливаются опытом, отношением к другим и себе.

На третьем этапе на основе детерминации осуществляется выработка программы поведения в данной ситуации, изменение личности под влиянием обстоятельств и внешних воздействий совпадает с сознательным изменением себя, внутренней перестройкой в связи с принятым решением и выработанной программой деятельности.

Восприятие и переработка внешних влияний различно проявляется в жизни. Нередко люди с высоко развитым интеллектом, но эгоистической направленностью, поступают как люди с низким интеллектуальным развитием или одержимые страхом, боятся за свой пост, авторитет. Информация, переломленная через подсознание, через инстинкт самосохранения или неуверенность в себе, искажается, реакция на нее чрезмерно субъективна.

Формирование духовного мира человека зависит от такого, каково содержание воспринимаемой информации, какое воздействие она оказывает, какие впечатления вызывает, с какой силой влияния действует на личность, как преломляются, усиливается, ослабляется, перерабатывается. Участвующие в восприятии, анализе внешней и внутренней информации органы чувств, нервная система, мозг саморегулируются, саморазвиваются, создавая внутреннюю психофизиологическую среду для внешних условий и педагогических воздействий.

На четвертом этапе происходит создание установки на определенное поведение, которое включает в себя деятельность по изменению себя и обстоятельств (единство сознания и поведения).

Таким образом, происходит детерминация внешних условий и влияний, которая изменяет, связывает, побуждает к действию факторы формирования личности. Отсюда главный вывод: взаимодействие внутренних факторов между собой, из связь со внешними, в сущности рождает структуру личности: ее направленность, сознание, самосознание, эмоции, чувства, волю и т.д. Изменение факторов и условий и характер их взаимодействия есть процесс формирования личности. При этом поведение и деятельность человека обусловливается его основными структурами, образовавшимися на основе унаследованных и социализированных факторов.

Лекция № 18 (4 часа)

Потребности, способности, деятельность в формировании личности

Потребности – отражение актуальных нужд и психики, без удовлетворения которых невозможно само существование человека. Потребность – природное психическое образование, в котором сосредоточиваются разрозненные импульсивные, сознательные и бессознательные увлечения, интересы, желания, нужды.

Потребности – проявление воспитанности и наследственности. Человеку нужны впечатления, но что и как он читает – это уже показатель его образованности.

Потребности – основной источник всех видов активности человека, а процесс их удовлетворения составляет содержание жизнедеятельности людей.

Формирование человека включает деятельность по применению и развитию тех потребностей, на базе которых, прежде всего, формируются стержневые черты личности. Они входят в направленность как ведущие мотивы поведения, в качества личности как их базовый компонент и т.д.

Выделение главной, актуальной потребности, ее господствующие позиции в жизни данного человека определяют содержание основных мотивов его поведения, выбор ведущей деятельности, основные способы действий, стиль самодеятельности.

А. Потребности жизнеобеспечения или естественные потребности (витальные).

Б.Социальные (исторические) потребности (материальные и духовные), которые регулируют взаимодействие личности с окружающим миром: потребности в общении, деятельности, во впечатлениях, в познании, статусе и т.д.

В. Потребности субъективного плана и саморазвития.

Как фактор формирования личности, потребности имеют ряд особенностей:

Потребность в деятельности выступает в качестве главного условия удовлетворения потребности в развитии.

Потребности поддерживают психику в состоянии напряжения, заставляя ее интенсивно функционировать, изменяться, совершенствоваться.

Удовлетворение или неудовлетворение актуальных потребностей рождает положительные или отрицательные эмоции, лежащие в основе формирования опыта человека.

Все потребности людей противоположны по своей сущности: потребности в общении и обособлении, в деятельности и отдыхе, во впечатлениях и самовыражении, в альтруизме и самосохранении.

Потребности неотделимы от возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека

потребности связаны с особенностями, возможностями и способностями и способностями людей. Они всегда индивидуализированы.

Чтобы понять место потребностей в структуре личности, следует установить те функции, которые выполняют различные потребности в жизнедеятельности человека.

Потребности составляют и основной механизм саморегуляции, а их удовлетворения – это также основной путь саморазвития.

Связь духовных и физических потребностей со способностями, которые побуждают трудовую активность и работоспособность человека – есть основной фактор формирования личности.

ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Первый этап действия любой потребности – ее актуализация, рост напряжения всех систем, испытывающих определенный «голод» Так и возникает цель и установка, сознательная или бессознательная устремленность к чему – либо (мотивация).

Второй этап – активизация сознания при выборе путей и способов удовлетворения актуальной потребности. Возникает первичный ряд противоречий – между «хочу» и «надо», желаниям и возможностями. Далее выносится решение, прогнозируется поведение.

Третий этап – самонастройка на удовлетворение потребностей – борьба мотивов, отбор путей и способов удовлетворения потребностей. В результате вырабатывается план действий, определяющий конкретное поведение личности. Возникают новые, еще более острые внутренние противоречия: между сознанием и чувствами, волей и чувствами, сознанием и поведением, т.е. вступает в действие основная подструктура личности.

Четвертый этап – удовлетворение актуальной потребности и самоанализ своей деятельности.

В сущности, проявление и удовлетворение всех ведущих потребностей рождает основные процессы, в которых происходит формирование личности.

Поэтому, основными процессами формирования личности являются: социализация, воспитание, деятельность, общение, самодеятельность, саморегуляция, саморазвитие, самовоспитание, перевоспитание.

Ведущие потребности во взаимности с деятельностью обусловливают ведущие качества личности; на основе потребности в общении образуется коммуникативность, потом – коллективизм, далее - патриотизм, интернационализм. На базе потребности в обособлении развиваются самостоятельность, свободолюбие, независимость, достоинство человека. Удовлетворение потребности в деятельности обеспечивает трудолюбие, опытность, работоспособность. Потребность во впечатлениях – основа любознательности, потребность в самовыражении – база для творческих качеств людей.

В детском возрасте потребности выполняют своеобразную функцию энергетического источника поведения.

В сущности потребности связывают внешнюю (деятельность) и внутреннюю (саморегуляция).

Деятельность.

Активная деятельность обеспечивает единство процесса жизнедеятельности человека.

Взаимодействие организма и среды, человека и человека, личности и коллектива, общества и личности, связь коллективов между собой, отношение к себе и саморегуляции – есть деятельность. Она выступает как средство, путь. Способ, метод, условие, предпосылки и результат связи личности с окружающей действительностью.

Отсюда вытекает важный закон: личность формируется, развивается, воспитывается в деятельности и тех отношениях, которые при этом возникают.

Формирование личности – это организация и развитие ее социально ценной деятельности. Доказательство данного закона дает философия в известном тезисе: «какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами». Психология рассматривает психику как отражение субъектом реальностей окружающего мира в процессе его де6ятельности.

Психологическая концепция деятельности отражает следующие ее признаки:

А.Человек как субъект деятельности одновременно выступает как продукт «природного целого», как реальное явление развивающегося материального мира.

Б. Человек выступает всегда и как субъект познания и как субъект деятельности.

Она может одновременно выступать средством воспитания и изучение личности, стимулом самовоспитания и самообразования, фактором развития целостной структуры и ее коррекции.

Потребности и деятельность в образовании структуры личности

Ведущие потребности

Ведущие виды деятельности по удовлетворению потребностей

Основные структурные

образования личности

В достижении цели самореализации

Ценностно – ориентационная деятельность

Направленность личности

В познании и самопознании

Учение, исследование, самоизучение

Интеллект: сознание и самосознание

В общении и обособлении

Межличностные отношения

Нравственность

В деятельности и отдыхе

Труд, творчество

Воля, характер

В самосохранении. альтруизме

Самочувствие

Чувства

В саморазвитии, самовыражении и самоутверждении

Самопознание

Индивидуальность: творческие способности (одаренность, талант)

Итак, источником образования структуры личности выступают потребности личности и ведущие виды деятельности по их удовлетворению.

Со всей остротой в наше время встает задача гармонизации и взаимосвязи потребностей. Люди с гиперболизированными потребностями нередко вызывают симпатии одних и неприязнь других.

Гиперболизация той или иной потребности зависит от социально – исторических условий его жизни.

В интересах человека разумное потребление требует духовного богатства, тогда материальные потребности окажутся минимальными и саморегулируемыми.

Духовность позволит покончить с излишествами у всех и во всем.

Три истины вытекают из такого подхода: упор на духовные потребности обеспечит оптимальное развитие способностей.

Взаимодействие потребностей, способностей и общения в формировании личности

Взаимодействие потребностей и способностей человека обеспечивает ему свободу творчества, права на труд, самоутверждение, независимость суждений, предполагает высочайшую ответственность человека за то дело, которое он выполняет.

Ограничения касаются таких сфер образа жизни людей, которые вредны для общества и человека: никто не запрещает нам быть лучшими, никто не разрешит нам стать худшими. Этот механизм социальной самозащиты будет действовать всегда.

Общие и индивидуальные способности, потребности и особенности связываются между собой в практическом жизненном опыте, и в совокупности составляют возможность к творчеству.

Творчество – это условие процесса формирования личности необычайной интенсивности, которое одновременно обеспечивает развитие способностей и удовлетворяет основные потребности человека. При этом воспитательные функции деятельности возрастают многократно.

Общение.

Общение как фактор формирования личности выступает во взаимосвязи с деятельностью и отношениями или самостоятельно. Это особая форма психической активности.

Общение есть непосредственно переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Поэтому общение выступает как уточняющий и дополняющий элемент социальной среды, который учитывает индивидуальность личности, способствует ее самопознанию, самовыражению и самореализации в зоне ближайшего социального окружения.

Разнообразие сферы общения обеспечивает духовное богатство индивида. Психологи указывают, что по отношению к разным людям один и тот же человек может проявлять совершенно разные стороны и черты характера: сдержанность и вспыльчивость, сердечность и отчужденность, любовь и неприязнь, уважение и презрение. Установка на личность определяет развивающий характер общения и его педагогические функции. Общение влияет на формирование личности через цель, которую преследует в этом процессе данный человек.

А. А. Бодалев справедливо указывает, что нет ни одной сферы личности – сознание, чувства, воля и т.д. – которая бы не проявлялась и не формировалась в общении.

Основными средствами общения являются язык, с их помощью информация вызывает необходимые впечатления. Конечно, важна также музыкальность, ясность речи, мимика, жесты и др.

Большое значение для формирования личности имеет информационное обеспечение общения. Наличие информации, ее характер, обработка, передача, восприятие, обогащение, применение и т.д. рассматривается педагогами как важнейшее условие эффективности воспитания в формальных и неформальных группах.

Общение будет обогащать и включаться в воспитание, а не заменять его или противодействовать ему, как это иногда бывает на практике.

Разновидностью общения нередко считают приобщение к чему - либо.

Приобщение – присоединение к себе духовных и материальных ценностей, своего рода усвоение организмом и психикой продуктов чужого творчества.

Приобщение к культуре – это вид творчества, это самопознание и самоутверждение, в котором присутствует главное – духовное напряжение.

Функции общения в формирования личности:

В наибольшей мере оно влияет на развитие эмоциональной сферы личности, формирование чувств и эмоционально – нравственных качеств.

В общении связывается отношение к миру и себе, т.е. устанавливаются связи между сознанием и самосознанием, честью и достоинством, авторитетом и самоуважением, дисциплиной и самодисциплиной, критичностью и самокритичностью и т.д. Общение – основной путь формирования сферы самопознания, поскольку здесь идет познание других через познание себя в контакте с другими, в сравнении «Я» и «Другие».

Саморегуляция и саморазвитие, их взаимодействие выступают как способ непрерывного совершенствования целостной живой системы. Саморазвитие в общем плане – это запрограммированное природой и приобретенное совершенствование механизма саморегуляции. И обратно: совершенствование саморегуляции неизбежно повышало уровень и качество саморазвития.

Взаимодействие наследственности, среды и воспитания определяет развитие личности.

Преобладание наследственных факторов в реакциях ребенка на воспитательные воздействия наблюдается лишь в течение первого года его жизни.

Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответствии с присущей ей логикой духовного саморазвития.

Структура личности как самоорганизованная система, функционирует с помощью трех основных процессов:

  • самозарождение новой целостной системы со своими специфическими закономерностями;

  • функционирование;

  • коррекция самоорганизации.

Существует правило внутренней среды: чем она устойчивее, тем свободнее человек управляет своей жизнедеятельностью (самореализации своего «Я» во внешнем мире).

Самоорганизация регулирует всю жизнедеятельность организма.

Длительное напряжение сил и высокая активность, создается динамическая система саморегуляции.

Самоорганизация осуществляется на основе иерархии нервной системы и иерархии в комплексе рефлексов.

Итак, формирование личности обусловлено совокупностью факторов, связана с саморазвитием его внутреннего мира (взаимосвязь врожденного и приобретенного), самоорганизация системы «человек».

Итак, структура личности определяется биосоциальной природой человека, его образом жизни, его жизнедеятельностью.

Лекция № 19 (4часа)

Интегративные качества личности

Формирование личности является философское понимание этого процесса как самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

-устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения людей;

-показатель завершенности конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

-отражение устойчивого поведения – как результата проявления «Я» личности;

- реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

А.В.Петровский считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений».

Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам.

Наиболее полно проявляется сущность и специфичность.

Ими придается ценность всем, через них соединяются все другие качества, они всегда проявляются в сочетании с другими, связывают личностные качества из других групп вокруг направленности личности.

Через них поддерживается устойчивость и высокая активность, усиливается значимость положительных и снижение влияния отрицательных качеств в поведении личности.

В целом базисные качества обеспечивают взаимосвязь общего, типичного и специфического в структуре личности.

Базисные качества личности, проявляющиеся одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, единство содержания и формы в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств.

Образование структуры личности.

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности, имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

-отношение к природе;

-связь личности с обществом;

- отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

-отношение к деятельности;

-отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

-восприимчивость педагогических влияний.

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность – значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности – результат взаимодействия ее психики с окружающей действительностью, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры) целого связаны между собой разными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимопереходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

1.Фиксирует существенные результаты отражения в психики происходящих в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью,

4.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое.

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

ОСНОВНЫЕ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Социально-нравственная подструктура, родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности главным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неотделимо от развития его социального существа.

Содержательные нравственные качества характеризуются тремя основными признаками:

Коллективизм – условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие – фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность – нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм – основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества – коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума – сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения.

Оптимистичность – базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность – чувство гармонии и красоты.

Воля – явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие – целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

Функции воли:

-обеспечивает необходимую активность личности в ее ведущих видах деятельности;

- координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту – необходимую организованность, направленность и мотивацию.

Воля – есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Содержательным качеством воли является также самообладание. С помощью самообладания мы управляем своими переживаниями, силами и способностями. Самообладание связано с регулированием, таких качеств как любознательность, ТРУДОЛЮБИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

Качества личности – а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них 90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

-познавательную активность в усвоении понятий, законов, теории науки, имеющих существенную значимость для понимания природы, общества, мышления;

-глубину мышления, т.е. принципиальность в оценке сущности социальных процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

-идеологическую позицию в философских подходах к явлениям современности (убежденность);

-самостоятельность в усвоении духовных ценностей общества;

-устойчивость позиции личности в отношении к гуманистической идеологии, морали;

-терпимое отношение к иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность).

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существует в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность). Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  3. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  4. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания

    Учебно-методический комплекс
    Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика воспитания» Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

Другие похожие документы..