Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ГоловаГусятинської районної державної адміністрації видав розпорядження щодо організації виконання програма реалізації в районі державної політики у ...полностью>>
'Документ'
3.1. Лишнее в ряду «компенсация морального вреда», так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответстве...полностью>>
'Документ'
Информационное воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Та...полностью>>
'Документ'
В целях пропаганды научных знаний, создания условий для развития интеллектуальных способностей школьников, в соответствии с планом работы комитета по...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

VII Всероссийская

научно-практическая конференция

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

КАЧЕСТВО ЗАКОНА – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

МОСКВА · 2009

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Миронов Сергей Михайлович

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

УТРЕННЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведущие

Миронов Сергей Михайлович

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Бурбулис Геннадий Эдуардович

Первый заместитель руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доклады и выступления

Миронов Сергей Михайлович

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Яцкин Андрей Владимирович

Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания

Федоров Александр Вячеславович

Первый заместитель министра юстиции Российской Федерации

Чуров Владимир Евгеньевич

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Забарчук Евгений Леонидович

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, заместитель руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Харючи Сергей Николаевич

Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

Эбзеев Борис Сафарович

Президент Карачаево-Черкесской Республики

Шипов Савва Витальевич

директор Департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства регионального развития Российской Федерации

Тихомиров Юрий Александрович

первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заместитель руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Хазин Андрей Леонидович

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности

Лопатин Владимир Николаевич

Директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности

Сулейманова Эльмира Теймуровна

Уполномоченная по правам человека Азербайджанской Республики

ПРОБЛЕМНАЯ ДИСКУССИЯ

Совершенствование законодательства и правоприменительной практики – стратегический приоритет государственной политики

  • Закон как высшая форма государственного решения и результат эффективности конституционного партнерства

  • Совершенствование правовой системы Российской Федерации (законотворчество – правоприменение – правосудие – мониторинг права) на основе принципов гармонизации, глобализации и гуманизации

  • Досье закона как интегральная матрица качества правовой системы

  • Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности судебных органов и органов прокуратуры

  • Опыт законодательного обеспечения повышения качества жизни населения

  • Регулирующее воздействие законодательства на качество жизни людей в инновационной стратегии государственной политики

Координатор:

Бурбулис Геннадий Эдуардович

Первый заместитель руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Вишняков Виталий Евгеньевич

советник Губернатора Забайкальского края

СЕКЦИЯ № 2

Институализация мониторинга права – важнейшее средство повышения эффективности государственного управления

  • Мониторинг права как приоритет государственной политики: системность и развитие

  • Управление по результатам и критерии эффективности закона

  • Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как инструмент повышения эффективности конституционного партнерства

  • Проведение мониторинга права в системе органов государственной власти

  • Обучение государственных служащих основам теории и методики правового мониторинга

Координаторы:

Тихомиров Юрий Александрович

первый заместитель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Барциц Игорь Нязбеевич

проректор по научной работе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Зражевская Татьяна Дмитриевна

Директор Института регионального законодательства (г. Воронеж)

СЕКЦИЯ № 3

Мониторинг гармонизации законодательства и правоприменительной практики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

  • Гармонизация законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как приоритетная цель мониторинга права.

  • Совершенствование взаимодействия Совета Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческой деятельности

  • Законодательное обеспечение комплексных проблем общенационального развития в субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы;

  • Гармонизация законодательства Российской Федерации с законодательством государств – участников СНГ и с международным правом

Координаторы:

Бошно Светлана Владимировна

профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Мерзлякова Татьяна Георгиевна

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Мониторинг рынка интеллектуальной собственности: качество инновационного безопасного развития

Презентация проекта государственного доклада "О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации"

Координатор:

Лопатин Владимир Николаевич

Директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности

ПРОБЛЕМНАЯ ДИСКУССИЯ

Совершенствование законодательства

в сфере обеспечения прав молодежи

  • обсуждение членами Молодежной парламентской ассамблеи доклада Совета Федерации 2008 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации";

  • о качестве законодательства и правоприменительной практики глазами вдумчивой молодежи;

  • дискуссия "Год молодежи: подходы и основные задачи";

  • участие молодежи в государственном управлении и возможность влияния на качество законодательства и качество жизни;

  • социальные проблемы современной молодежи и законодательные способы их решения (в сфере образования, трудоустройства, обеспечения жилищем, медицинскими услугами и др.);

  • направления развития законодательства и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации с точки зрения молодежи;

  • новеллы законодательства о молодежной политике и их достоинства и недостатки.

Координаторы:

Смирнов Юрий Валентинович

первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму

Коченев Сергей Васильевич

председатель Совета общероссийского союза "Молодежные социально-экономические инициативы", член Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания российской Федерации

Михальченко Евгений Олегович

Председатель Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания российской Федерации

ВЕЧЕРНЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Ведущий

Бурбулис Геннадий Эдуардович

Первый заместитель руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

  • Выступления координаторов проблемных дискуссий, секций и творческих мастерских;

  • Обсуждение проекта итогового документа.

УТРЕННЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Стенограмма

26 июня 2009 года

С.М. Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центра мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые коллеги, всем доброе утро! Я рад вас приветствовать в стенах Российской академии государственной службы. Это место для нас хорошо знакомо. И сегодня страшно подумать, мы с вами встречаемся в седьмой раз. И я очень рад, что сегодня у нас очень представительное собрание.

Сегодня в этом зале присутствуют представители из 73 субъектов Российской Федерации. Поделиться своими творческими идеями в сфере мониторинга права и правоприменительной практики к нам приехали руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, председатели постоянных комитетов и комиссий законодательных органов, работники аппаратов законодательных органов власти. Как показала регистрация участников, практически каждый второй представитель наших регионов возглавляет правовую службу органа государственной власти, либо законодательного органа власти, либо исполнительного органа власти.

Как всегда в числе постоянных участников конференции уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, и сегодня они приехали на нашу конференцию, можно сказать, дружной командой аж в составе 25 человек. Подтверждением нашего сотрудничества, конечно же, является участие в конференции наряду с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также представителей научных организаций, высших учебных заведений, широкой общественности, студентов, представителей средств массовой информации.

Мы с вами начинаем работу, и я в начале нашей работы хотел бы предоставить слово для зачтения приветствия Председателя Правительства Российской Федерации полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Андрею Владимировичу Яцкину. Пожалуйста.

А.В. ЯЦКИН, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания

Спасибо, Сергей Михайлович. Доброе утро, уважаемые коллеги! Позвольте от имени Председателя Правительства зачитать приветствие участникам и гостям седьмой Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики". "Приветствую участников и гостей конференции. Ваш авторитетный и представительный форум стал востребованной площадкой для обсуждения насущных вопросов развития и мониторинга российского законодательства. Его работа на деле служит углублению плодотворного и заинтересованного диалога всех участников законотворческого процесса. Проблемы совершенствования нормативной базы и правоприменительной практики традиционно находятся в центре внимания государственной власти, экспертных кругов, институтов гражданского общества. Тем более они актуальны сегодня, когда от эффективности законопроектной работы во многом зависит создание условий для преодоления последствий кризиса и последующего устойчивого развития экономики и социальной сферы.

Хотел бы подчеркнуть, что Правительство России рассматривает комплексный, в том числе независимый мониторинг как важнейший инструмент повышения качества отечественного законодательства и правоприменительной практики. И, прежде всего в приоритетных областях, связанных с инновационной перестройкой промышленности, укреплением финансового сектора, поддержкой предпринимательства, модернизацией образования, здравоохранения и других отраслей, ориентированных на повышение качества жизни граждан. Желаю вам конструктивных дискуссий, успехов и всего самого доброго!" (Аплодисменты.)

Сергей Михайлович, позвольте вручить.

С.М. Миронов

Спасибо. Уважаемые коллеги, сейчас я тоже по нашей доброй традиции выступлю со вступительным словом, и мы приступим уже к нашей практической работе.

Уважаемые коллеги! Семь лет тому назад, в 2003 году, собравшись на первой нашей конференции, мы ставили перед собой задачу — обозначить место и роль мониторинга в правовой системе страны и вызвать интерес к этой проблеме в органах власти, в научном и экспертном сообществе.

Сегодня же, спустя семь лет мы можем говорить о том, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики, включая систему правосудия, все более превращается в новый инструмент государственного управления. Тема сегодняшней конференции — "Совершенствование законодательства и правоприменительной практики — стратегический приоритет государственной политики" отражает содержание и смысл проделанной за эти семь лет работы.

Такая постановка темы органично вбирает в себя результаты пути, который мы с вами проделали за эти годы, от теоретического обоснования идеи мониторинга до ее практической реализации и развертывания на всем пространстве нашей страны. Напомню с удовольствием о некоторых наших результатах. Сегодня специалисты и ученые-практики уже признают правомерность понимания правовой системы нашей страны в единстве четырех составляющих: законотворчества, правоприменения, правосудия, и, наконец, мониторинг права.

Более того, сегодня мы наблюдаем широкую заинтересованность практически всех органов государственной власти, научного экспертного сообщества, институтов гражданского общества в системной работе по развитию мониторинга как специфической деятельности. Появились первые специальные труды по проблемам мониторинга. И сегодня мы отметим лучшие из них в нашем специальном конкурсе.

В этой связи следует отметить научно-практическое пособие "Правовой мониторинг", изданное нашим давним партнером, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации под руководством Юрия Александровича Тихомирова.

Уважаемые коллеги! На конференции сегодня мы будем обсуждать пятый Доклад Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации".

В этой связи я с благодарностью отмечаю высокий уровень взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, к нашему пятому докладу мы получили материалы от 135 органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. И на сегодняшний день уже 27 регионов самостоятельно готовят аналогичные доклады. В органах государственной власти, министерствах и ведомства, в субъектах Российской Федерации создаются специализированные подразделения, которые на постоянной основе занимаются мониторингом. Готовятся соответствующие нормативные правовые акты, совершенствуется механизм планирования законотворческой деятельности - и все это, безусловно, должно положительно сказаться на качестве федерального и регионального законодательства. В Республике Татарстан, в Пермском крае, Кемеровской, Нижегородской, Костромской, Самарской, Вологодской областях, в городе Москве приняты различные акты о проведении мониторинга. А в двух субъектах Российской Федерации - в Липецкой области и Ямало-Ненецком автономном округе - приняты специальные законы о мониторинге.

Важной задачей, стоящей перед нами, является создание практических механизмов, позволяющих использовать результаты мониторинга для совершенствования законотворческого процесса и разработки качественных законопроектов. Так, во исполнение рекомендаций Президента Российской Федерации, а нужно сказать даже, это было прямое поручение, в Послании Федеральному Собранию 2008 года Советом Федерации совместно с Советом законодателей, законодательными органами субъектов Российской Федерации подготовлена, обсуждена и принята концепция совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе. В целях ее практической реализации Совет Федерации уже подписал соглашение с 25 законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Основные направления совершенствования взаимодействия Совета Федерации с субъектами Российской Федерации в законодательном процессе - это, прежде всего, первое: проведение постоянного мониторинга в практике применения федерального законодательства в субъектах Российской Федерации.

Второе. Обеспечение учета интересов субъектов Российской Федерации при формировании и реализации федеральной законодательной политики.

Третье. Совместное внесение в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы консолидированных законодательных инициатив в виде проектов федеральных законов. Хотел обратить ваше внимание на этот новый термин, который, надеюсь, скоро станет очень привычным, - "консолидированная законодательная инициатива". Это законодательные инициативы, которые будут рождаться в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации. Возможно, некоторые из них будут объединяться, обобщаться и уже от имени Совета Федерации будут вноситься в Государственную Думу именно с таким названием консолидированной законодательной инициативы.

Четвертое. Координация деятельности по аналитическому, организационному и правовому обеспечению участия регионов в совместном законодательном процессе.

Пятое. Развитие системы информационного обеспечения в законотворческом процессе с использованием современных технологий. Вот эти пять позиций во исполнение поручений Президента мы сейчас и будем реализовывать.

Прошу вас также обратить внимание на то, что на конференции будет работать специальная секция, посвященная этому важнейшему направлению нашей совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Теперь несколько тезисов о проблемах и задачах на будущее. Из года в год мы с вами говорим о том, что количество принимаемых законов не обеспечивает их необходимого качества. Из года в год мы с вами огорчаемся, что очень много отсылочных норм в наших законах. Из года в год мы констатируем, что сохраняется практика так называемого "заплатного законодательства", что, к сожалению, вошло уже просто в некую вредную привычку. Постоянно мы призываем друг друга к выработке долговременной программы законопроектных работ, отсутствие которой существенно сказывается на эффективности правового регулирования. Сегодня стало очевидно, что приоритетной задачей является совершенствование качества законодательства. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без признания ее стратегическим приоритетом государственной политики. Российское государство нуждается в стабильном, непротиворечивом и эффективном законодательстве, которое станет основой успешного социально-экономического и политического развития нашей страны. При этом государственные органы в процессе правотворчества, правоприменения, правосудия и мониторинга права должны быть доступны, открыты и публичны в своей деятельности для граждан нашей страны.

Также считаю важным рассматривать качество законодательства через призму гуманизации, то есть приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности, обеспечения благосостояния людей, создания условий для самореализации и совершенствования, формирования нового качества жизни наших сограждан.

Закон как высшая форма государственного решения и результат коллективного творчества является наиболее зримой и объективной оценкой регулирующего воздействия власти на качество жизни людей. В рамках законодательного процесса необходимо более активно внедрять публично-правовые формы его обеспечения: например, совершенствовать механизмы учета мнения субъектов Российской Федерации, результатов независимой общественной экспертизы, а также организовывать открытые публичные обсуждения социально значимых законопроектов. Большая роль в этом процессе отводится Общественной палате, для которой мы всегда открыты и с которой активно сотрудничаем.

В рамках работы по совершенствованию законодательства необходимо отметить особую актуальность внесенного в Государственную Думу Президентом Российской Федерации и уже принятого в первом чтении законопроекта об антикоррупционной экспертизе. Как вы знаете, законопроект предлагает установить правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы, нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.

Антикоррупционную экспертизу будут проводить прокуратура, Министерство юстиции, а также все иные государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Отдельно отмечу, что в Совете Федерации эта работа поставлена на самый высокий уровень. Недавно мы специально ввели должность еще одного заместителя Председателя Совета Федерации – это Юрий Леонидович Воробьев, и он как раз является организатором работы по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Уважаемые коллеги, в завершение я хотел бы пожелать успешной работы нашей конференции. Надеюсь, что все высказанные на конференции новые идеи, предложения и рекомендации станут нашими ориентирами по законодательному обеспечению достойного уровня и качества жизни граждан нашей страны. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

А теперь, уважаемые коллеги, я хочу предоставить слово для выступления первому заместителю Министра юстиции Российской Федерации Александру Вячеславовичу Федорову. Пожалуйста.

А.В. ФЕДОРОВ, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Спасибо, Сергей Михайлович.

Уважаемые участники конференции! Формирование современной правовой системы Российской Федерации связано с интенсивным развитием законодательства, ростом количества федерального и регионального числа нормативных правовых актов. В свою очередь увеличение массива действующих правовых актов сопровождается проявлением различных юридических дефектов: противоречий, повторений, пробелов. Данные обстоятельства ослабляют целостность и эффективность правового регулирования и способствуют созданию условий для проявления коррупции. В сложившихся условиях необходим механизм, позволяющий как на этапе разработки нормативных правовых актов, так и в процессе их применения выявлять и устранять коррупционные факторы. Как представляется, таким при этом весьма эффективным механизмом может стать антикоррупционный мониторинг правотворчества и правоприменения. В последние годы ему уделяется большое внимание. Прежде всего, рассматриваются общие вопросы такого мониторинга, связанные с формированием теории мониторинга, определением его субъектов, процедур и методик, использованием результатов мониторинга.

Сформировалось два самостоятельных направления его проведения: мониторинг законодательства и мониторинг правоприменения. Кроме того, выделяют виды мониторинга, соответствующие определенным отраслям права и его институтам, в том числе межотраслевым: например, мониторинг гражданского, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об образовании, о недрах и так далее.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом закон (2)

    Закон
    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом законодателей в соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, осуществляемых Советом
  3. Программа конференции 3 Стенограмма

    Программа
    Стенограммаутреннего пленарного заседанияШестой Всероссийской научно-практической конференции"Мониторинг права как основа стратегииинновационного развития Российской Федерации" 7
  4. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и пожелать нам всем плодотворной работы по той теме, которая вынесена на парламентские слушания

    Закон
    Добрый день, уважаемые участники парламентских слушаний! Разрешите мне приветствовать вас в стенах верхней палаты парламента, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и пожелать нам всем плодотворной работы по
  5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом закон (1)

    Закон
    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом Законодателей в рамках реализации решений Второй Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной

Другие похожие документы..