Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В широком понимании, наркомания – это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, в...полностью>>
'Документ'
на проведение открытого аукциона на продажу права по открытию и ведению банковского (балансового) счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации», ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 25.06 2008 г. в 14 00 в аудитории Б-106 на заседании диссертационного совета Д 212.093.01 в Костромском государственном технологичес...полностью>>
'Документ'
1. Социальная структура общества, определенная по совместному распределению населения по денежным доходам и жилищной обеспеченности, позволяет получи...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

содержания высшего профессионального

образования

________________Л.В. Попов

«____»________________2004 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История и философия нововведений”

Рекомендуется Министерством образования России

для направления подготовки магистров

553800 – Инноватика

1.Цели и задачи дисциплины

Вся история науки и техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Современная техника есть материальное воплощение накопленных человечеством знаний в борьбе за покорение сил природы, за господство над ними.

Использование достижений естествознания есть лишь одна сторона техники. Другой стороной техники является общественная основа ее развития. Средства труда созданы человеком в процессе общественного производства. Естествознание лишь показывает возможные варианты разрешения технических вопросов. Только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники, можно понять направление ее развития.

Целью изучения дисциплины «История и философия нововведений» является формирования у обучающихся знаний теоретических и методологических основ современной науки и техники, а также роли науки и техники в инновационном развитии производства, позволяющих применить знания на практике.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

ЗНАНИЯ – общих исторических и философских закономерностей и этапов развития науки и техники; социально-экономической обусловленности, взаимосвязи и взаимного влияния отдельных отраслей естествознания и техники в истории человечества с целью составления методик и выработки прогнозов инновационной политики и стратегии развития Российского государства; концепций и методов философского обоснования нововведений; методов выявления псевдонаучной деятельности, касающейся прогноза развития научно-технического прогресса.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ - применения на практике исторических, философских и экономических закономерностей инновационной деятельности и конкурентоспособности; учета макроэкономические факторов в историческом и философском срезе.

З. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

153

10

Аудиторные занятия

85

10

Лекции

51

10

Практические занятия (ПЗ)

34

10

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

и(или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

68

10

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Наименование разделов и тем

Объем занятий, часов

ЛК

ПЗ

Сам

Раздел 1. История инновационной деятельности

26

20

38

Тема 1.1. Методологические и методические основы истории науки и техники

2

2

4

Тема 1.2. Развитие техники в древнем, античном и средневековом мире

2

2

6

Тема 1.3. Естественнонаучные и технические знания на Руси

2

2

6

Тема 1.4. Мировые открытия и технические достижения в ХVII - первой половине ХМIII вв.

2

2

6

Тема 1.5. Вхождение России в мировое научное сообщество

4

4

6

Тема 1.6. Наука и техника эпохи промышленного переворота монополистического капитала

6

2

4

Тема 1.7. История научно-технических достижений в ХХв

Эпоха инноваций

8

6

6

Раздел 2. Философия науки и инновационной деятельности

25

14

30

Тема 2.1. Образ науки, её цель и функции

2

2

4

Тема 2.2. Возникновение науки и её историческое развитие. Научные революции

2

2

4

Тема 2.3. Особенности современной науки

4

2

4

Тема 2.4. Структура научного знания и особенности процесса научного познания

4

4

4

Тема 2.5. Уровни научной рациональности и идеалы научности

6

2

6

Тема 2.6. Философия и соотношение научной и инновационной деятельности

7

2

8

ВСЕГО

51

34

68

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История научно-технического прогресса и инновационной деятельности

4.2.1. Методологические и методические основы истории науки и техники

Наука как часть культуры. Взаимосвязь и преемственность науки. Отличия фундаментальной науки от инженерии, экономики, технологии и промышленности. Принципиальная невозможность построить систему объективных приоритетов. Роль личности и научного коллектива в фундаментальных исследованиях. Научные школы. Неразрывная связь фундаментальных и прикладных исследований. Соотношение уровня фундаментальных наук и качества образования. Обязательность государственной поддержки. Положение фундаментальной науки вне политики.

Определение понятия «техника». Элементы процесса труда. Средства труда. Материальные условия. Естественнонаучные и общественные основы техники. Объективные законы и цели человека, развивающего технику. Роль личности и общества в развитии техники.

Научно-технический прогресс: научно-технические достижения и научно-технические нововведения.

4.2.2. Развитие науки и техники в древнем, античном и средневековом мире

Древний палеолит. Культуры: Шелль, Ашель, Мустье. Первобытное стадо. Изобретение орудий труда. Первобытная техника. Естественное и общественное разделение труда. Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе.

Техника эпохи позднего палеолита. Культуры: Ориньяк, Солютре, Мадлен. Матриархат. Изготовление орудий труда путем скола.

Техника эпохи мезолита. Культуры: Азиль, Тарденуаз. Накопление простых орудий труда. Совершенствование каменных орудий и способов обработки камня.

Техника эпохи неолита. Расцвет родового строя (патриархат). Появление сложных орудий труда.

Ранний неолит. Макролитические и микролитические орудия. Жгутовая лепка. Жилища в виде землянок и свайных построек.

Поздний неолит. Шлифование, полирование, сверление, пиление. Зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня. Изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств.

Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Холодная обработка меди ударом. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок.

Античная техника. Переход от варварства к античной цивилизации. Техника рабовладельческого способа производства. Специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства. Появление изобретений.

Выделение класса купцов. Обособление ремесла от земледелия. Города – центры ремесла в Южном Двуречье, Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае. Использование рычага и блока.

Развитие горного дела. Развитие военной техники. Усовершенствование дорог и средств передвижения. Использование вращательного движения для создания колесной повозки. Парусное кораблестроение как следствие развития торговли.

Ткацкое ремесло и совершенствование текстильной техники.

Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение гончарного круга.

Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей.

Развитие естествознания. Философские школы Фалеса, Пифагора, Платона, Аристотеля, Демокрита. Астрономия Аристарха Самосского и Клавдия Птолемея. Статические законы механики. Законы гидростатики. Архимед. Открытие законов физики: Фалес Милетский, Эвклид, Птолемей, Левкипп, Демокрит, Герон Александрийский. Математика. Эвклид, Архимед, Эратосфен, китайские ученые. Алхимия.

Средневековая техника Феодальный способ производства.

Ранний феодализм (V-XI вв.) Господство натурального хозяйства со слабым общественным разделением труда. Развитой феодализм (XI-XV вв.)

Переход от переложного земледелия к паровому и трехполью. Применение железных наконечников в лемехе и бороне. Домашний промысел.

Развитие ремесленного производства. Возникновение цехов. Специализация производства. Зарождение мануфактур. Зарождение машинного производства. Развитие горного дела. Развитие металлургии и металлообработки. Совершенствование военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Распространение судовождения путем использования явлений магнетизма и создания компаса. Механические часы. Изготовление и применение очков. Использование природной энергии. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Развитие книгопечатания и производства бумаги.

Становление экспериментальной науки. Соединение науки с практикой. Тайна философского камня. Эликсир долгой жизни. Средство размягчения стекла. Вечный свет. Гипербола вогнутого зеркала. Градус долготы. Квадратура круга. Вечное движение. Классификация минеральных тел. Ибн-Сина. Математический анализ и эксперимент. Аль-Бируни. Описание практических операций. Гебер.

4.2.3. Естественнонаучные и технические знания на Руси

Складывание гуманитарных начал просвещения. Практический путь процесса «постижения» мира. Письменность на Руси. «Черты и резы». Усовершенствование древнерусского языка. Кирилл и Мефодий.

Религиозные принципы просвещения.

Издательское дело. И. Федоров и П. Мстиславец.

Развитие астрономии. Языческое и христианское толкование астрономических явлений. Математический аппарат новгородских еретиков. Появление на Руси оптических инструментов в XVII в.

Прикладной характер математики. Упорядоченность русской денежной системы при Елене Глинской. Изучение западноевропейской точной науки на Руси в XVII в.

Химия. Изучение свойств химических окисей металлов. Геология. География. Роль гидрографического фактора в освоении новых территорий Севера и Сибири в XV в. Походы «за три моря» русских купцов и иноков. Картографирование местности.

Биология. Переход от пашенного к паровому земледелию в XI в. Медицина. Конфликт между народными волхвами и иностранными врачами. Лечебник «Мази». Евпраксия Мстиславовна – внучка Владимира Мономаха. Неотвратимость эпидемий. Создание Аптекарского приказа. Открытие первой медицинской школы.

Прикладной характер развития технической мысли.

Металлургия. Металлообработка. Метрология. Народное погодоведение.

Механика. Традиционный путь развития технической мысли. Соединение теории и практики военного искусства в «Уставе ратных, пушечных и других дел».

4.2.4. Мировые открытия и технические достижения

Пути создания и особенности мануфактурного производства.

Зарождение машинной техники. Создание паровой машины. Зарождение приборостроения. Создание и совершенствование механических часов. Г. Гюйгенс.

Сближение техники с наукой. Зарождение технических наук. Прикладной характер теоретических знаний Л. де Винчи. Создание основ механики. Учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Основные кинематические понятия Г. Галилея. Открытие И. Кеплером законов движения планет. Установление И. Ньютоном зависимости законов движения планет от общих законов движения материи.

Медицина. Открытие системы кровообращения. Гарвей. Создание микроскопа. Г. Галилей. Геология. Систематизация минералов и горных пород.

Появление умозрительных космогонических гипотез Декарта и Лейбница.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Н. Марковой Рекомендовано Министерством образования

    Документ
    История мировой экономики — это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (61)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» по направлению подготовки «Управление персоналом» представляет собой систему документов, разработанную и
  3. Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программы), реализуемая вузом по направлению подготовки «Управление персоналом». (2)

    Основная образовательная программа
    Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы по направлению подготовки «Управление персоналом».
  4. «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

    Книга
    Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (1)

    Книга
    Третья книга из серии. "История России XX века" — очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

Другие похожие документы..