Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический универс...полностью>>
'Документ'
Метою профільного навчання за спеціалізацією „Конструювання та моделювання швейних виробів» є підвищення рівня компетентностей учнів 10-11 класів з к...полностью>>
'Документ'
Характеристики: положение о роли донорно-акцепторных центров при формировании керамического материала позволило предложить новое техногенное сырье, в ...полностью>>
'Документ'
7.Попередні умови: Під впливом антропогенного діяльності відбулося істотне погіршення стану навколишнього середовища, що відобразилося не лише на тра...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Тематика лекций

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – 26 ч.

ТЕМА 1. Введение – 8 ч.

Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая. Взаимодействие философии и науки в контексте культуры.

Лекция 2/ Понятие науки. Специфика научной рациональности. Научное мировоззрение (НКМ). Наука и другие формы знания: проблема демаркации.

Лекция 3/ Исторические типы научной рациональности. Античная, классическая и неклассическая наука. Взаимосвязь философии и науки в истории культуры.

Лекция 4/ Функции философии в научном познании. Мировоззренческая функция философии. Философия как методология научного познания. Философские основания науки.

ТЕМА 2. Философские основания науки – 18 ч.

Лекция 1/ Гносеологические основания науки. Сознание как предмет гносеологии. Современные концепции сознания и познавательного процесса.

Лекция 2/ Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм и реализм. Понятие истины в философии и науке. Основные концепции истины.

Лекция 3/ Путь познания. Интеллектуальное, чувственное и внеинтеллектуальное в познании. Логика и интуиция в науке. Проблемы научного творчества.

Лекция 4/ Структура науки. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней в науке. Понятие метатеоретического уровня. Парадигма, научно-исследовательская программа.

Лекция 5/ Рост научного знания. Ступени научного исследования: проблема, гипотеза, теория. Становление и развитие научной теории. Нормальная наука. Научные традиции и научные революции.

Лекция 6/ Проблема ценностей в науке. Ценность как философская категория. Объективные основания ценностей. Ценности, нормы, идеалы науки. Соотношение истины и ценностей в научном познании.

Лекция 7/ Методы научного познания. Классификация методов. Роль диалектики в научном познании. Проблема соотношения философского и общенаучных методов познания.

Лекция 8/ Объяснение и понимание в науке. Философская герменевтика. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. Современные классификации наук.

Лекция 9/ Наука и общество. Экстернализм и интернализм в понимании науки. Наука и другие формы духовной культуры: идеология, этика, политика. Функции науки в культуре. Наука как социальный институт.

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ – 24 ч.

ТЕМА 1. Онтологические проблемы науки – 12 ч.

Лекция 1/ Онтология как философская наука. Основные категории онтологии. Материя как субстанция. Представления о материи, движении, пространстве и времени в современной НКМ. Принцип единства.

Лекция 2/ Мир как связное целое. Элементы связи: сущность и явление, форма и содержание, элемент и система. Принцип системности в современном научном познании.

Лекция 3/ Формы и характер связей: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Детерминизм и современная наука.

Лекция 4/ Мир как развивающееся целое. Диалектический принцип развития и выражающие его категории: развитие и саморазвитие, прогресс и регресс. Законы развития. Универсальный эволюционизм в современной НКМ.

Лекция 5/ Мир как универсум. Синергетика о механизмах самоорганизации сложных систем. Мировоззренческие и методологические аспекты взаимодействия человека со сложными саморазвивающимися системами.

Лекция 6/ Отражение как атрибут материи. Формы отражения в живой и неживой природе. Биогенез как основа психогенеза. Понятие информации в современной НКМ. Информация и отражение.

ТЕМА 2. Социально-антропологические проблемы науки – 12 ч.

Лекция 1/. Человек во Вселенной. Понятия макрокосма и микрокосма в философии. Идея микрокосмичности человеческого бытия, и ее обоснование в современном научно-философском знании. Антропный принцип.

Лекция 2/ Человек как система. Человеческая телесность: органическая, неорганическая и социальная. Проблема соотношения естественного и искусственного в человеке. Человек и техника. Философия техники.

Лекция 3/ Духовный мир человека. Формы и содержание психики. Соотношение духовного и телесного в человеке. Биогенетические основы психики. Детерминизм, индетерминизм и проблема свобода воли.

Лекция 4/ Человек и общество. Формационная и цивилизационная парадигмы общественного развития. Влияние природных факторов на течение исторического процесса (Л. Чижевский, Л. Гумилев).

Лекция 5/ Типы обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Позитивные и негативные аспекты НТП. Глобальные проблемы современности.

Лекция 6/ Цивилизация и культура. Философский смысл культуры. Кризис культуры: сущность и проявления. Мировоззренческие перспективы: гуманизм и постмодернизм; антропоцентризм и антропокосмизм.

(Всего 50 ч.)

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. - М., 1997.

  2. Наука в культуре. – М., 1998. (1.269.414).

  3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000.

  4. Лебедев С.А. Философия науки. Учебник для вузов. – М., 2005.

  5. Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2005.

  6. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов. – СПб, 2003.

  7. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

  8. Философия и методология науки. Ч. 1-2. – М., 1994. (Б-ка ИГХТУ).

  9. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998 (1.262.062);

  10. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

  11. Розин В.М. Философия техники. Учебник для вузов. – М., 2001. (1.281.985).

  12. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

  13. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – М., 1998. (Б-ка ИГХТУ)

  14. Современная философия науки. Хрестоматия. – М., 1994. (1.269.782). (Б-ка ИГХТУ).

  15. Аналитическая философия: Становление и развитие. Антология. – М.,1998.

  16. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.

  17. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.

  18. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Планы семинарских занятий

ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В КУЛЬТУРЕ

(Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Какова природа философского знания? Можно ли рассматривать философию как науку? Всякая ли философия научна? Каковы критерии научности? Что такое «рациональность»? В чем состоит общность научного и философского знания? Какая из существующих концепций философии науки представляется Вам наиболее обоснованной?

Литература:

Рациональность. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. – Минск, 1991 (1.217.014); Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. - Киев, 1989 (1.139.106). Р.2, гл.2. (Типы рациональности); Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. - М., 1989 (1.137.206). Гл. 1 (Три трактовки рациональности. Рациональность науки, мифа, магии и т.п.); Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. – 1992. – № 6.

Философия. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебное пособие. - М., 1997. (Гл. 2. Проблемы философии; гл. 4. Философия как вид знания); Мамардашвили М.К. О философии// Вопросы философии. - 1991. - № 5; Хайдеггер М. Что такое философия?// Вопросы философии. - 1993. - № 8; Является ли философия наукой? Дискуссия// Философские науки. - 1989. - №№ 6, 12; 1990. - №№ 1-4; Дубровский Д.И. Философия в информационном обществе// Вестник РФО, 2009/ 1. – С. 96-101.

Философия науки. Позитивизм. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000; Никифоров А.П. Философия науки: история и методология. – М. 1998 (1.262.062); Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992; Философия и методология науки. Ч. 1-2. - М., 1994.

ЗАНЯТИЕ 2. СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

  1. Понятие науки. Природа научного познания.

  2. Наука и вненаучное знание: проблема демаркации (наука и искусство, наука и религия, наука и паранаука).

Источники:

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Приложение (о научном мировоззрении).

Холтон Дж. Что такое антинаука?// Вопросы философии. - 1992. - № 2.

Планк М. Религия и естествознание// Вопросы философии, 1990, № 8.

Литература:

Наука. Зведенюк А.В. Становление научного знания. Гносеологический аспект. – Ташкент, 1989; Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. - М., 1989; Природа научного познания. - М., 1986; Швырев В.С. Анализ научного знания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988; Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой?// Вопросы философии, 2006, № 1, с. 95.

Наука и паранаука. Александров. Наука и паранаука// Химия и жизнь. - 2003, № 1; Дынич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения// Вопросы философии. - 1994. - № 12; Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. - М., 1990. (1.174.361); Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука // Наука в культуре. М. 1998 (1.269.414); Знание за пределами науки. - М., 1990.

Наука и религия. Маркова Л.А. О возможности соотнесения науки и религии// Вопросы философии, 1997, № 11; Налимов В.В. Размышления на философские темы// Вопросы философии, 1997, № 10; Рьюз М. Наука и религия// Вопросы философии, 1991, № 2; Философско-религиозные истоки науки. Сб.статей. - М., 1997; Рациональное и иррациональное в современном сознании. Сб. статей. Вып. 4. - М., 1987.

Яковлев А.М. Новая НКМ// Вестник, 2004/2, с. 133; Идея бога и НКМ. Круглый стол// Вестник, 2003/1, с. 45; Жукоцкий В.Д. Наука и религия: проблемы современного гуманизма// Вестник РФО, 2004/ 1, с. 155-160; Журов. Религиозный опыт// Вестник, 2004/ 1, с. 145; Вестник РФО, 2008/ 2. Дискуссия о науке и религии (по письму 10 академиков). Статьи разных авторов. – С. 141-159; Перуанский С.С. Комментарии к статьям, в том числе, к дискуссии о религии. – с. 166-172.!!!!!!!!

Знание-сила, 1992/ 1, с. 47 (математическое доказательство бытия бога).

ЗАНЯТИЕ 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

  1. От мифа к науке: прогресс в развитии?

  2. Натурфилософия и новое естествознание 16-17 в.в.

  3. Классический и неклассический идеал научности.

Источники:

Бернал Дж. Наука в истории общества.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Ч. 1. Наука. - М., 1981.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества.

Литература:

Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос к науке? // Наука в культуре. – М. 1998. Кассирер Э. Опыт о человеке. Миф и религия// Философские науки, 1991/ 7; Лосева И.И. Миф и религия в отношении к рациональному познанию// Вопросы философии, 1992/ 7; Пивоев В. М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Серия 7. – 1993. – № 3. – С. 37–42.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (17 – 18 в.в.). – М., 1987; Кирсанов B.C. Научная революция XVII века. М. 1987. (1.088.603); Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М. 1985. (1.017.503); Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982. (916.623); Филатов В.П. Научное познание и мир человека. - М., 1989. (1.157.531). (Гл. 1); Хесле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. - Киев, 1989 (1.139.106). Р.3. (Идеал научной рациональности. Классика и неклассика); Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике (1.137.206). Гл. 2. (Классическая и неклассическая рациональность); Кезин А.В. Классический и современный идеалы научности // Ценности познания и гуманизация науки. - М. 1992; Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания (1.041.214). Гл. 1, 2. (Эмпиризм и научная рациональность. Философия науки); Степин В.С. Философия науки и техники. (Гл. Истор. типы научной рациональности); Томпсон Р.Л. Механистическая и немеханистическая наука. – М., 1998.

ЗАНЯТИЕ 4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

1. Мировоззренческая функция философии. Философия и НКМ.

2. Философия как методология научного познания.

3. Философия и образование.

Источники:

Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М., 2004. Гл. Философия.

Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии, 1994, № 6.

Хабермас Ю. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор»// Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – М., 2000.

Литература:

Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. - М., 1992 (Ч. 1) (1.250.103); Кочергин А.Н. Вернадский о философии и ее роли в развитии науки// Реалии ноосферного развития. – М., 2003; Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. – М., 1987 (Б-ка ИГХТУ). (Роль философии в научном познании); Степин В.С. Теоретическое знание: структура и эволюция. - М., 2001. (Гл. Философские основания науки).

Ивин А.А. Умение правильно мыслить. - М., 1990 (87/И 25); Кудрин А.К. Логика и истина. – М., 1980 (87.4/К 88); Поварнин С.И. О теории и практике спора// Вопросы философии. - 1990.- № 3; Рузавин Г.И. Диалектика, логика и теория аргументации// Философские науки. - 1992. - № 1.

Философия и образование. Силбер Дж. Философия и будущее образования. Доклад на ХХ Всемирном философском конгрессе// Вестник РФО, 2001/ 2, с. 103-105; Лекторский В.А. Пайдейя и вопрошание в обучении// Вестник РФО, 2002/ 2, с. 17-20; Дробжев М.И. Об опасности интеллектуальной и духовной хромоты// Вестник РФО, 2003/1, с. 75-78. (Каким должно быть образование. Философия и теология. Гуманитарные науки и естествознание); Клуб «Свободное слово». Нужна ли сегодня философия? // 2003/2, с. 76-81; Кнутссон Лотта (Швеция). Полезность философии// 2003/3, с. 100-103 (Философия и образование); Чумаков А.Н. О плюрализме и преподавании философии// Вестник, 2003/4. - С. 11-13 (!!!); Кацура А.В. Чумаков А.Н. Отечественные университеты: название и суть// 2005/1, с.81-91. (!!!); Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире// Вестник, 2005/2. - С. 34-49; Скородумова О.Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития// Вестник, 2008/2. - С. 76-80; Философия, культура, образование. (Материалы круглого стола)// Вопросы философии. - 1999. - № 3.

Философия – образование – религия Уваров. Богословие и современное образование// Вестник, 2003/ 1, с. 103; Яковлев. Другая точка зрения// Там же; Дробжев. Философия и теология в образовании// Там же.

ЗАНЯТИЕ 5. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

  1. Сознание как предмет гносеологии.

  2. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

  3. Концепция отражения и феноменология.

Источники:

Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

Литература:

Гилберт Р. Понятие сознания. - М., 1999; Прист С. Теории сознания. - М., 2000 (1.274.031); Ерахтин А.В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. - Иваново, 1990; Проблемы сознания. Сб. статей. (1.154.311); Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск, 1999; Райков В.Л. Общая теория сознания. - М.. 2000; Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы философии. - 1991. - № 2.

Абрамов С.С. Неявная субъективность. - Томск, 1991; Бассин Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного// Философские науки. - 1990. - № 3; Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта// Вопросы философии. - 1994. - № 2; Лейбин В.Н. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990; Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль…// Вестник МГУ. Сер. 7. - 1992. - № 2; Руткевич А. Карл Густав Юнг// Знание-сила. - 1989. - № 2; Савчук В.В. Новации и архаические элементы сознания// Философские науки. 1991. - № 10;

Теория отражения. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. - Киев, 1988; Ленинская теория отражения и современная наука. Сб. статей. - София, 1987; Слемнев М.А. Лабиринты познания. - Минск, 1988; Лекторский В.А. Теория познания// Вопросы философии, 1999, № 3.

Феноменология. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. – Минск, 1991 (1.217.014). (Глава о Гуссерле); Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. - Рига, 1981; Проблема сознания в современной западной философии. (Гуссерль). - М., 1989; Современные теории познания. - Сб.обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН, 1992; Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум// Вопросы философии, 1992, № 7 (о Гуссерле).

ЗАНЯТИЕ 6. ПОЗНАНИЕ И ИСТИНА

  1. Проблема познаваемости мира в философии.

  2. Кантовская «вещь в себе» и научное знание.

  3. Понятие истины в философии и науке.

Первоисточники:

Кант И. Критика чистого разума.

Рассел Б. Исследование значения и истины. – М., 1999.

Литература:

Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний// Вопросы философии, 1994, № 6; Мюллер-Маркус С. Нильс Бор во «мраке» и «свете» советской философии// Философские науки, 1990, №3; Вишняцкий Л. Центральный путь природы// Знание-сила, 1991, №4; Кричевец А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции// Вопросы философии, 1997, № 6; Фурманов Ю.Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания// Философские науки, 1991, № 8.

Баксанский// Вестник, 1999/ 4, с. 85 (об эволюционной эпистемологии).

И. Кант. Доклад. Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта// Вопросы философии, 2000/ 8, с. 99-116; Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период// Вопросы философии, 2000, № 4, с. 158-174;

Губанов Н.И. Истина и реальность// Вестник РФО, 2006/ 1, с. 143-146; Крымский Е.Б. Истина и мнение// Философские науки. - 1990. - № 10; Хазиев И. Философское понимание истины// Философские науки. - 1991. - № 9; Хайдеггер М. О сущности истины// Философские науки. - 1989. - № 4; Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике (1.137.206). (О научной истине); Чудинов Э.М. Природа научной истины. - М., 1977.

Лазарев В.Ф. Проблема истины в социально-гуманитарных науках// Вопросы философии, 2005, № 10, с. 97; Проблема истины в экономических трудах// Экономическая наука современной России. – 2007, № 4.

ЗАНЯТИЕ 7. ГНОСЕОЛОГИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЗНАНИЯ

  1. Сенсуализм и рационализм о пути познания.

  2. Внерациональные компоненты познания.

  3. Интуиция и логика в научном познании. Теория Альтшуллера.

Источники:

Лосский Н. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. - М., 1992.

Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. (1.008.092).

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. (960.499).

Бунге М. Интуиция и наука.

Пуанкаре А. Интуиция и логика в математике// Пуанкаре А. О науке.

Литература:

Алексеева И.Ю. Искусственный интеллект и рефлексия над знанием// Философские науки. - 1991. - № 9; Ойзерман Т.И. Сенсуалистическая гносеология и действительный научно-исследовательский поиск// Вопросы философии. - 1994. - № 6; Слемнев М.А. Лабиринты познания. - Минск, 1988; Щавелев С.П. Практическое познание: философско-методологические очерки. - Воронеж, 1994.

Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания// Вопросы философии. - 1997. - № 7; Морозов И.М. Природа интуиции. - Минск, 1990; Немеровский Л.К. Мистическая практика как способ познания. - М., 1993; Ротенберг В.С. Внутренняя речь и динамизм поэтического мышления// Философские науки, 1991, № 6; Урманцев Ю.А. Формы постижения бытия// Вопросы философии. - 1993. - № 4; Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество// Вопросы философии, 1995/ 6 (явление синестезии).

Интуиция в науке. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. – М., 1964; Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. – М., 1971; Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. – М., 1993. Харре Р. Потенцирующие образы и интуиция в физике// Вопросы философии, 2000/ 9. - С. 78-92. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в ХХ столетии// Вопросы философии. - 1995. - № 7.

Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи// Психология мышления. Хрестоматия. – 1981.

Кара-Мурза С. Неявное знание в суждениях экспертов// Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. (Эмоции; мышечное, невербализованное знание; научная идеология, ценности, идеалы; интуиция).

Крик Ф. Безумный поиск. Личный взгляд на научное открытие. – М., 2004.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание// Вопросы философии, 1994, № 2.

Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания в науке. – М., 1972.

Симонов П.В. Мозг и творчество// Вопросы философии, 1992, № 11.

Фейнберг Е.Л. Интуиция и логика в искусстве и науке.

Харре Р. Потенцирующие образы и интуиция в физике// Вопросы философии, 2000/ 9. - С. 78-92.

Эдуард де Боно. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении.

Аллахвердян А.Г., Ярошевский М.Г. и др. Психология науки (Б-ка ИГХТУ, 88/ П 86).

ЗАНЯТИЕ 8. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  1. Эмпирический и теоретический уровни: проблема соотношения.

  2. Метатеоретический уровень. Понятие парадигмы.

  3. Научная картина мира.

Источники:

Современная философия науки. Хрестоматия. - М., 1994. (1.269.782).

Башляр Г. Новый рационализм. (1.096.857).

Борн М. Эксперимент и теория в физике// Успехи физических наук. – М., 1958.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. (704.562; 1.294.621).

Литература:

Девятова С.В., Купцов В.И. Структура научного знания // Философия и методология науки. М. 1996; Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы; Философия и методология науки. Ч. 1-2. – М., 1994. (Б-ка ИГХТУ). Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. – М., 1987. (Б-ка ИГХТУ).

Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. – М., 1982; Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990; Купцов В.И. Роль философии в научном познании. - М., 1976 (718.009); Степин В.С. Теоретическое знание: структура и эволюция. - М., 2001. (Гл. Философские основания науки).

Постпозитивизм. Доклад. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000; Никифоров А.П. Философия науки: история и методология. – М. 1998 (1.262.062); Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992; Философия и методология науки. Ч. 1-2. - М., 1994.

Научная картина мира. Бляхер Е.Д., Волынская Л.Н. «Картина мира» и механизмы познания. - Киев, 1983; Мельникова Н.А. Образ мира. - М., 1998; Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983. (958.054); Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

ЗАНЯТИЕ 9. РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1. Ступени научного исследования.

  2. Становление и развитие научной теории.

  3. Научные традиции и научные революции.

  4. Возможен ли конец науки?

Источники:

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. (704.562; 1.294.621).

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. 1995.

Дж. Хорган. Конец науки. – М.. 1999. Дискуссия по этой книге// Знание – сила, 2009, № 8.

Литература:

ЗАНЯТИЕ 10. ПОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

  1. Язык и сознание.

  2. Язык науки. Неопозитивизм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: Введение в конкурентное право

    Задача
    Задача 1. Определить базовые положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), направленные на защиту конкуренции.
  2. Тема: введення І огляд

    Документ
    Ефективне природокористування в сучасних умовах неможливе без оперативної об'єктивної інформації про стан земельного фонду країни. У свою чергу отримання такої інформації можливо лише з використанням дистанційних методів зондування.
  3. Тема: Введение в гидравлику Лекция 1

    Лекция
    Гидравлика представляет собой теоретическую дисциплину, изучающую вопросы, связанные с механическим движением жидкости в различных природных и техногенных условиях.
  4. Тема: Введение (2)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  5. Тема: Введение (3)

    Лекция
    Каждой точки х на числовой прямой отвечает некоторое действительное число. Если длинны отрезков [0;x] из заданного масштаба соизмеримы, тогда числу х отвечает рациональное число.
  6. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Другие похожие документы..